Научная статья на тему 'Кризисы возрастного развития периода взрослости'

Кризисы возрастного развития периода взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9573
956
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яшкова А. Н.

В статье представлено систематическое обобщение психологических характеристик типичных кризисов на разных этапах взрослости: кризисы молодости, зрелости, поздней взрослости с выявлением закономерных этапов прохождения каждого кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISES OF THE AGE OF ADULTHOOD

The paper presents a systematic synthesis of the psychological characteristics of typical crises at different stages of maturity: the crises of youth, maturity, late maturity with the identification of a natural stage through each crisis

Текст научной работы на тему «Кризисы возрастного развития периода взрослости»

- выраженность энцефалопатических расстройств: психической неустойчивости,

аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

- раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всех перечисленных выше факторов: незрелости эмоциональной, волевой и личностной сфер.

Таким образом, акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектнодеятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» (А. А. Деркач) [2]. Проблема акмеологии как интегративной науки и практики связана с новым пониманием субъекта жизнедеятельности как совокупность его из природных, психических, личностных условий функционирования - с одной стороны, социальных условий - с другой, и способов их организации - с третьей. Необходимой предпосылкой является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний и саморегуляция. Акмеологический подход предполагает выявление условий мобилизации у человека установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности.

Литература

1. Белов В.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. - СПб. : ПОНИ, 2010. - 208 с.

2. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. - М.: РАГС, 2003. - 297 с.

3.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. - М., ТЦ «Сфера», Юрайт - М, 2001.

4. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1988. 149-160 с.

Яшкова А.Н. КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДА ВЗРОСЛОСТИ

Кризис возрастного развития имеет разное обозначение. Его называют кризисом развития, возрастным кризисом, кризисным периодом. Но все это условное наименование переходных этапов возрастного развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Независимо от желаний и обстоятельств человека такой кризис наступает внезапно. Но для кого-то он протекает менее болезненно, а для некоторых - открыто и бурно.

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу понимания кризисов, их места и роли в развитии человека. Часть психологов считает, что психическое развитие должно быть гармоничным, бескризисным, что кризисы - это ненормальное, «болезненное» явление, результат неграмотного воспитания в детстве или ошибок построения своей жизнедеятельности у взрослых. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно и именно они дают толчок к новым психологических образованиям человека, позволяющим ему подняться на новый виток своего развития.

С точки зрения Л. С. Выготского возрастной криз ис выступает механизмом развития на определенном этапе психического становления. Он действует через противоречия между имеющимися потребностями и новыми социальными требованиями, которые появляются в жизни человека при переходе из одного возраста в другой. Сущность кризиса кроется в перестройке внутренних переживаний, в изменении потребностей и побуждений при взаимодействии со средой. Таким образом, кризис возрастного развития имеет следующие характеристики:

• это есть естественный этап психического развития;

• завершает (отделяет) каждый возрастной период и появляется на стыке двух возрастов;

• в основе лежит противоречие между средой и отношением к ней;

• результатом кризиса развития становятся преобразования психики и поведения человека по отношению к себе или окружающим.

Кризис развития имеет две стороны. Первая - негативная, разрушительная сторона. Она говорит о том, что во время кризиса идет задержка психического развития, отмирание и свертывание раннее приобретенных психических образований, умений и навыков. Само время кризиса протекает беспокойно с появлением в поведении у человека отрицательных эмоций и переживаний. Кроме этого, при неблагоприятном течении кризиса могут формироваться негативные характеристики личности и межличностного взаимодействия, а неудовлетворение новых потребностей вводит человека в повторное (или затянутое) кризисное состояние развития. При таком течении кризиса может произойти искажение нормального возрастного хода развития в потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфере, а также в сфере самосознания.

Другая сторона кризиса возрастного развития - позитивная, конструктивная, которая сигнализирует о появлении положительных изменений (новообразований и новой социальной ситуации развития), составляющих смысл каждого переломного периода. Позитивное преобразование психики и поведения человека возникает при благоприятном течении и разрешении кризиса. К ним относят новые мотивы и ценности, личностный рост, способы поведения и общения, систему отношений и др.

Таким образом, можно отметить, что кризис развития представляет собой чувствительный этап к преобразованию психики, о котором сама психика человека внезапно дает знать через личные внутренние или внешние сигналы. Их взрослый человек может понять и осознать как самостоятельно, так и с помощью специалистов - психологов. В период взрослости существует понимание индивидуальности течения возрастного кризиса, что связано с индивидуальным видением, построением и продуктивностью взаимодействия человека со средой и с самим собой.

В отечественной психологии идет преобладание точки зрения на то, что кризисы развития неизбежно появляются на стыке двух каких-либо возрастных периодов. Сроки протекания кризисов в период взрослости различно. Они могут длиться от месяца до года, а при неблагоприятном течении - до нескольких лет.

Л. С. Выготский выделяет следующие стадии течения кризиса развития в период детства, что можно обнаружить и в возрастные кризисы у взрослых [8; 411].

I. Предкризис. Возникает противоречие между средой и отношением человека к ней. Предкризисное состояние характеризуется переходным внутренним состоянием, где показатели аффективной и когнитивной сфер становятся противоположно направленными. Снижается интеллектуальный контроль и повышается чувствительность к окружающему миру. В итоге человек становится эмоциональным, агрессивным, появляется психомоторная расторможенность или, напротив, вялость, замкнутость и др.

II. Собственно кризис. На этой стадии идет временное максимальное обострение психологических проблем личностного и межличностного характера, где можно наблюдать определенную степень отклонения от возрастной нормы в психофизическом развитии и общении. Часто проявляются низкая познавательная активность, психологическая лабильность (неустойчивость), снижение коммуникабельности, утрата устойчивости (равновесия) психических реакций, перепад настроения и мотивации, конфликтность с окружающими. В это время на человека трудно повлиять, договориться с ним, переориентировать его и др.

III. Посткризис. Это время разрешения противоречий через образование новой социальной ситуации развития, установления гармонии между ее составляющими. В результате данной гармонии осуществляется возвращение к нормальному состоянию, где аффективные и когнитивные компоненты психики становятся однонаправленными. В подсознание уходят «старообразования», а на новый уровень сознания выдвигаются новообразования психики. Человек осознает свои проблемные ситуации, необходимость принятия нового, перестраивает себя и свои условия жизнедеятельности.

Следует отметить, что кризис возрастного развития появляется также внезапно, как и исчезает. Его границы размыты Он является кратковременным по сравнению со стабильными периодами психического развития человека. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений со средой, которые могут носить продуктивный и деструктивный характер развития. Психические изменения, которые появляются в это время у взрослого человека, носят глубокий и необратимый характер. Рассмотрим подробнее кризисы взрослости.

Кризис молодости. Он приходится на рубеж 30 лет и завершает период психического развития человека в молодости. Этот кризис еще называют «кризис идентичности». Основа его связана с противоречиями между желаемым образом жизни и реально достигнутыми, имеющимися условиями семейной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Человек не ожидал того, что в итоге имеет. Причины такого противоречия кроятся в постоянном поиске самореализации, в процессе которого сталкиваются «Я-идельное» с «Я-реальным» личности. Также есть объяснение возникновения кризиса молодости тем, что человек не имеет зрелой готовность к самостоятельной жизнедеятельности. В результате «кризис идентичности» имеет следующие признаки: наличие раздражительности в общении с людьми более успешными в чем-либо, разочарование в профессиональной деятельности, в супруге или детях, в общественном устройстве, опустошенность и чувство одиночества, частые депрессии, снижение самооценки, появление тревожности или агрессивности, зависть, уменьшение количества и потребности в контактах с родственниками и знакомыми.

Рекомендации по преодолению кризиса молодости могут быть следующие:

• осуществить анализ переживаний и их причин на факт позитивных и негативных последствий в конкретной ситуации («не загонять себя в угол!»);

• не обвинять себя и окружающих, а рационально определить уровень достигнутого и возможного на конкретном этапе жизни;

• пересмотреть свои идеальные образы и ориентацию на романтические ценности, оставив реальные для реализации на будущем жизненном пут и;

• полюбить и принять имеющееся (созданное), если нельзя его изменить;

• быть активным в преобразовании своей жизнедеятельности (не ждать помощи, а искать её и идти на встречу!);

• сменить или найти и увлечься таким видом деятельности, которое дает положительные эмоции и позволяет забыть отрицательный опыт жизни.

Разрешение противоречий в кризис молодости обеспечивает человеку зрелое взросление, выбор рационального смысла жизни и успешного пути самореализации в период зрелости.

Кризис зрелости. Его называют кризисом середины жизни или «синдромом опустошенного гнезда». Обычно он приходится на 40-45 лет. В большинстве случаев данный кризис свойственен мужчинам, чем женщинам. Основа его связана со сменой жизненного мотива. Причины такого мотивационного кризиса можно обнаружить:

- в изменениях социальных ролей, вызванных уходом детей из семьи, что требует перестройки образа жизни;

- в потребности осуществить переоценку достигнутого в профессиональной и личной жизнедеятельности, результат которой часто не устраивает человека;

- в физиологических изменениях, связанных со снижением сексуальной функции и осознанием процессов старения организма, что настораживает и психологически беспокоит человека.

В результате «кризис середины жизни» имеет следующие признаки: разочарование в жизни в целом, опустошенность и чувство усталости, частые депрессии, наличие раздражительности в общении с людьми, снижение самооценки, появление тревожности и отчуждения в семье, страх старения, возможны нарушение супружеской верности, пьянство, уход из семьи (разводы, частые командировки, раздельное общежитие), смена работы и др.

Рекомендации по преодолению кризиса зрелости предлагаются следующие:

• не обвинять себя и окружающих, а рационально определить уровень достигнутого и возможного на конкретном этапе жизни;

• осуществить анализ переживаний и их причин на факт позитивных и негативных последствий в конкретной ситуации («не загонять себя в угол!»), проговорить это с близкими людьми;

• быть активным в преобразовании своей жизнедеятельности (не ждать помощи, а искать её и идти на встречу!);

• сменить или найти и увлечься таким видом деятельности, который дает положительные эмоции и позволяет забыть отрицательный опыт жизни;

• пересмотреть отношения с детьми и супругом (ой) и построить их с учётом возникших обстоятельств;

• принять свои физиологические изменения и по возможности заняться профилактикой старения;

• положительно настроить себя на дальнейшую жизнь, найдя в ней новые смыслы (цели, ценности).

Преодоление кризиса в период зрелости закаливает дух человека, делает его активным и продуктивным на дальнейшем жизненном пути.

Кризис поздней взрослости. Этот кризис имеет две стороны проявления. Первая -включает время выхода человека на пенсию (для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет), вторая -характеризуется осознанием и отношением человека к собственной смерти. Обе эти стороны кризиса поздней взрослости имеют основу во вновь возникших противоречиях между имеющимся состоянием (желанием) к активной жизнедеятельности и внешней (социальной) её недооценкой. Чаще всего пожилой человек психологически не желает принимать старость и приближение конца своей жизни, болезненно чувствует решение общества по поводу его бесполезности. Можно обозначить следующие источники появления кризиса поздней взрослости:

- необходимость изменений социальных ролей и образа жизни, вызванных уходом на пенсию и приближением смерти;

- естественное снижение психофизиологических возможностей организма;

- потеря близких и развитие чувства одиночества;

- появление заболеваний, ускоряющих процессы старения организма и нарушающих взаимодействие с окружающими.

В период кризиса поздней взрослости человек имеет следующие признаки: наличие раздражительности в общении с людьми, заносчивость, неадекватность в решениях жизненных ситуаций, разочарование в жизни в целом, опустошенность и чувство одиночества, частые депрессии, появление тревожности и отчуждения в семье, страх старения и смерти, обостряются или появляются новые заболевания организма, которые вызывают повышенное внимание к своему здоровью.

Рекомендации по преодолению кризиса поздней взрослости могут быть следующие:

• пересмотреть полезность пенсионного возраста для себя и семьи;

• установить круг общения для обмена эмоциями и социальной информации;

• проговорить волнующие переживания и мысли с близкими людьми;

• найти и увлечься таким видом деятельности, которое дает положительные эмоции и удовлетворение самореализации;

• пересмотреть отношения с детьми и супругом (ой) и построить их с учётом возникших обстоятельств;

• принять свои физиологические изменения и по возможности заняться профилактикой старения;

• положительно настроить себя на дальнейшую жизнь, найдя в ней новый смысл (цели, ценности).

Преодоление кризиса в период поздней взрослости делает человека активным, адекватным, самостоятельным в системе социальных отношений, психологически готовым жить рядом со старостью и приближением смерти.

Литература

1. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека : характеристики и условия достижения. - М. : Флинта; Наука, 1998. - 168 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М. : Смысл; Эксмо, 2004. - 1135 с.

3. Крайг Г. Психология развития. - СПб. : Питер, 2002. - 992 с.

4. Краснова О. В. Социальная психология старости. - М.: Академия, 2002. - 288 с.

5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. -М. : ТЦ Сфера, 2001. - 464 с.

6. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога. - М. : Эксмо, 2005. - 896 с.

7. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М. : Академия, 2000. - 181 с.

8. Психология развития / под ред. Т. Д Марцинковской. - М. : Академия, 2005. - 528 с.

9. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.