Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И КОПИНГСТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И КОПИНГСТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
674
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия COVID-19 / дистанционное обучение / студенты / психическое состояние / копинг-стратегии / COVID-19 pandemic / remote learning / students / mental state / coping strategies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харламова Татьяна Михайловна

Рассматривается специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов первого курса направлений подготовки «Клиническая психология» и «Психология широкого профиля» при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19. Установлено, что на фоне пониженного психического состояния, свойственного всем испытуемым, студенты-психологи более позитивно относятся к себе, чем клинические психологи. Системообразующими показателями в обеих выборках являются «стратегия избегания проблем» и «удовлетворенность неудовлетворенность жизнью в целом». Обнаружено, что чем активнее проявляют себя студентыпервокурсники в сложившейся в условиях пандемии учебной и жизненной ситуации, тем более они ориентированы на решение проблем и тем реже выбирают стратегию их избегания; чем выше у студентов способность стенически реагировать на возникающие трудности, тем выше эффективность психической саморегуляции и оценка личностной успешности. Специфика проявляется в том, что чем более клинические психологи ориентированы на избегание проблем, тем менее они удовлетворены жизнью и тем реже обращаются за социальной поддержкой, но при условии ее принятия, проявляют готовность преодолевать трудности. Также выборка клинических психологов показала стрессоустойчивость как компонент личностной успешности, активность в решении проблем, поиск социальной поддержки и избегание проблем, а выборка психологов стрессоустойчивость, активность и избегание проблем, удовлетворенность жизнью и собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харламова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE MENTAL STATE AND COPING STRATEGIES OF STUDENTS DURING THE PERIOD OF REMOTE LEARNING IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

This article discusses the specifics of the mental state and coping strategies of first-year students majoring in general psychology and clinical psychology in the distance learning environment in the context of the COVID-19 pandemic. While all participants displayed lower than average mental state indices, general psychology students demonstrated more positive self-evaluation compared to clinical psychologists. Foundational indicators in the two samples included ‘avoidance strategy’ and ‘satisfaction dissatisfaction with life in general’. Students who are more active in their education and daily life affected by the pandemic were more focused on solving problems, and they were less likely to choose an avoidance strategy. Those who react more positively to emerging difficulties showed higher effectiveness of mental self-regulation and higher assessment of personal success. Clinical psychologists who are focused on avoiding problems were less satisfied with life and less likely to seek out social support. However, when they did accept social support, they showed willingness to overcome difficulties. Clinical psychologists also demonstrated stress resistance as part of their personal success strategy, active problem-solving, willingness to reach out for social support, and avoidance of problems. General psychology students showed stress resistance, active engagement, avoidance of problems, and satisfaction with life and oneself.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И КОПИНГСТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 159.922.8:378.147

DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10103

Харламова Татьяна Михайловна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы

и конфликтологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, (342) 239-66-30 e-mail: tanyahar@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И КОПИНГ-

СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Тatiana М. Kharlamova

Ph. D., Associate Professor at the Department of Social Work and Conflictology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia e-mail: tanyahar@yandex.ru

SPECIFICITY OF THE MENTAL STATE AND COPING STRATEGIES

OF STUDENTS DURING THE PERIOD OF REMOTE LEARNING IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Аннотация. Рассматривается специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов первого курса направлений подготовки «Клиническая психология» и «Психология широкого профиля» при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19. Установлено, что на фоне пониженного психического состояния, свойственного всем испытуемым, студенты-психологи более позитивно относятся к себе, чем клинические психологи. Системообразующими показателями в обеих выборках являются «стратегия избегания проблем» и «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом». Обнаружено, что чем активнее проявляют себя студенты-первокурсники в сложившейся в условиях пандемии учебной и жизненной ситуации, тем более они ориентированы на решение проблем и тем реже выбирают стратегию их избегания; чем выше у студентов способность стенически реагировать на возникающие трудности, тем выше эффективность психической саморегуляции и оценка личностной успешности. Специфика проявляется в том, что чем более клинические психологи ориентированы на избегание проблем, тем менее они удовлетворены жизнью и тем реже обращаются за социальной поддержкой, но при условии ее принятия,

© Харламова Т.М., 2020

проявляют готовность преодолевать трудности. Также выборка клинических психологов показала стрессоустойчивость как компонент личностной успешности, активность в решении проблем, поиск социальной поддержки и избегание проблем, а выборка психологов - стрессоустойчивость, активность и избегание проблем, удовлетворенность жизнью и собой.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, дистанционное обучение, студенты, психическое состояние, копинг-стратегии.

Abstract. This article discusses the specifics of the mental state and coping strategies of first-year students majoring in general psychology and clinical psychology in the distance learning environment in the context of the COVID-19 pandemic. While all participants displayed lower than average mental state indices, general psychology students demonstrated more positive self-evaluation compared to clinical psychologists. Foundational indicators in the two samples included 'avoidance strategy' and 'satisfaction - dissatisfaction with life in general'. Students who are more active in their education and daily life affected by the pandemic were more focused on solving problems, and they were less likely to choose an avoidance strategy. Those who react more positively to emerging difficulties showed higher effectiveness of mental self-regulation and higher assessment of personal success. Clinical psychologists who are focused on avoiding problems were less satisfied with life and less likely to seek out social support. However, when they did accept social support, they showed willingness to overcome difficulties. Clinical psychologists also demonstrated stress resistance as part of their personal success strategy, active problem-solving, willingness to reach out for social support, and avoidance of problems. General psychology students showed stress resistance, active engagement, avoidance of problems, and satisfaction with life and oneself.

Key words: COVID-19 pandemic, remote learning, students, mental state, coping strategies.

Введение

Социально-психологические, экономические и многие другие проблемы, актуализировавшиеся на фоне пандемии COVID-19, коснулись и сферы высшего образования. Как справедливо отмечают в своей работе Н.А. Беляков, В.В. Рассохин и Е.Б. Ястребова [1], в эту тревожную ситуацию вовлечено население всей страны, независимо от пола, возраста, принадлежности к различным социальным группам. По сути, пишут авторы, все настоящие жители планеты стали свидетелями и участниками пандемии COVID-19, исходы которой пока не ясны. Психологическая наука, наряду с медициной, также активно включилась в процесс исследования сложившейся ситуации, имеющей, по мнению С.Н. Ениколопова, О.М. Бойко, Т.И. Медведевой, О.Ю. Воронцовой и О.Ю. Кузьминой [2], высокий стрессогенный потенциал за счет угрозы жизни и здоровью, особенно представителям групп риска. Авторы утверждают, что при всей схожести психологических реакций у людей, находящихся в чрезвычайной ситуации, COVID-19 порождает непропорциональную степень страха, поскольку передается быстро

и незаметно, а пациент является одновременно жертвой и переносчиком. Его личные права (например, свобода передвижения) в целях борьбы со вспышкой инфекции могут быть нарушены, что повышает тревожность, усиливает дистресс и в целом психопатологическую симптоматику. По мнению П. Акимова (2020), подобная социальная изоляция непривычна и даже опасна, поскольку психика человека реагирует на нее повышением утомляемости и раздражительности, ухудшением концентрации, формированием избегающего и панического поведения. К рассматриваемой проблеме обращается и ряд других авторов, изучавших влияние эпидемии коронавируса (COVID-19) на психологическое благополучие населения стран с высоким уровнем распространения данной вирусной инфекции (J. Qiu, B. Shen, M. Zhao, 2020). В их исследовании содержится призыв учитывать угрозу дистресса при планировании борьбы с подобными эпидемиями, в том числе в группах молодежи. Интересные данные получены и в ходе широкомасштабного онлайн-опроса (1957 респондентов), проведенного сотрудниками НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева (М.Ю. Сорокин, Г.В. Рукавишников, О.В. Макаревич и др., 2020). Было установлено, что в числе наиболее подверженных психологическому стрессу из-за распространения новой острой инфекции COVID-19 - лица молодого возраста (< 20 лет). Проблеме выявления отношения к данной ситуации с акцентом на ее травматичность и психологическое состояние респондентов посвящено также исследование Т.В. Ивановой и М.В. Карагачевой (2020), а в контексте взаимосвязи психологической и соматической симптоматики - П.Г. Ткаченко (2020).

Обозначенные выше факты имеют прямое отношение и к работе высших учебных заведений, которые в целях предотвращения распространения коронавируса, защиты жизни и здоровья студентов и сотрудников, перешли на дистанционное обучение, кардинально отличающееся от аудиторного. По мнению С. Костяева (2020), специфика проявляется в том, что удаленное преподавание более трудоемко, поскольку требует крайне детальной организации учебного курса. В свою очередь, у студентов различаются возможности в определенное время присоединиться к конференц-звонку в Skype//WebEx/BBB и тому подобных системах, а также в доступе к высокоскоростному Интернету. У обучающихся могут возникнуть и семейные обязанности по уходу за младшими братьями/сестрами, поскольку на период карантина остаются закрытыми школы и дошкольные учреждения. Родители студентов тоже могут быть переведены на удаленную работу, что создает проблемы с доступом к компьютерам.

Психологической адаптации к новым условиям способствуют копинг-стратегии, реализуемые студентами в процессе дистанционного обучения. При этом, согласно результатам исследования Е.И. Рассказовой и Т.О. Гордеевой, активные попытки разрешить проблему позволяют сохранить психологическое здоровье и успешно адаптироваться к стрессору в то время, как избегающий копинг является фактором риска различных девиаций [9]. В свою очередь М.Г. Кочуров, подтверждая актуальность изучения поведения, направленного на преодоление жизненных трудностей, видит перспективу в поиске тех

личностных свойств, которые обеспечивают возможность самостоятельно выбирать наиболее эффективную копинг-стратегию [4]. Е.С. Михайлова и Н.М. Пинегина (2018), подчеркивая важность правильного реагирования на сложные ситуации, описывают копинги как способы регуляции поведения, деятельности и сохранения эмоционального состояния. Авторы отмечают, что репертуар копинг-стратегий меняется с изменением условий жизнедеятельности человека, что, по нашему мнению, имеет место и в ситуации с пандемией COVID-19. Интерес для нашего исследования представляют также работы, в которых совладающее поведение в выборках студентов-психологов рассматривается во взаимосвязи с их жизнестойкостью (А.И. Калашников, Ю.А. Рябова, 2019) [8, с. 177-181], с личностными факторами Большой пятерки (О.А. Кондрашихина, 2019) [8, с. 352-354] и с толерантностью к неопределенности (Л.Г. Петухова, 2019) [8, с. 544-548]. Авторы, в частности, отмечают, что в стрессовых ситуациях испытуемые склонны не только к конструктивному копинг-поведению, например, к поиску рационального решения проблемы, обращению за помощью и поддержкой к социальному окружению, но и к неконструктивному - перекладыванию ответственности за происходящее на внешние факторы среды. В свою очередь, А.Д. Кузнецова высказывает мнение, что для современной психологической науки характерно смещение исследовательских интересов с копинг-поведения в экстремальных ситуациях (терроризм, природные и техногенные катастрофы) на широкий круг субъективно значимых повседневных ситуаций, сопровождаемых хроническими стрессорами [5].

Данная тенденция находит свое подтверждение и при пандемии COVID-19. Ее деструктивные социально-психологические воздействия требуют незамедлительного профессионального реагирования со стороны науки и практики, объединения специалистов различных сфер деятельности. И данный процесс имеет место. Так, по утверждению президента Российского психологического общества Ю.П. Зинченко, в условиях пандемии наблюдается резкий рост контактов между профессиональными сообществами разных стран, в том числе по вопросам различных вариантов и способов психологической помощи по выходу из вынужденного стрессового состояния [6]. Российской стороной уже разработаны рекомендации для различных категорий граждан, в том числе психологические рекомендации о поведении и деятельности человека в экстремальной ситуации пандемии, составленные М.Ш. Магомед-Эминовым [10], индивидуальные психологические рекомендации в условиях эпидемии COVID-19, разработанные сотрудниками Психологического института РАО Н.В. Кисельниковой, П.А. Сергомановым [3] и др.

Организация исследования

Целью нашей работы стало изучение психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19. Обследование проводилось в апреле 2020 г. в режиме онлайн с помощью «Методики определения доминирующего психического состояния: краткий вариант» Л.В. Куликова [7, с. 30-37] и опросника «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского [7, с. 117-120].

В качестве испытуемых выступили студенты первого курса философско-социологического факультета ПГНИУ, разделенные на две выборки в соответствии с направлениями подготовки (специальностями). В первую выборку вошли клинические психологи (направленность «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»), во вторую выборку -психологи (направленность «Программа широкого профиля»). Полученные данные были обработаны методами математической статистики с применением /-критерия Стьюдента, корреляционного анализа по К. Пирсону и факторного анализа (метод главных компонент).

Результаты исследования

Проведенный нами /-критериальный анализ позволил установить, что в выборке студентов-психологов, по сравнению с выборкой клинических психологов, в большей степени выражен показатель «положительный -отрицательный образ самого себя» (/-уаЫг = -2,15 при р = 0,036).

Полученные данные позволяют предположить, что испытуемые второй выборки (психологи широкого профиля) более положительно относятся к себе, принимают себя со всеми своими недостатками. Позитивное принятие себя улучшает общее психическое состояние, что в ситуации стресса, вызванного пандемией COVID-19 и ее социальными последствиями, повышает адаптивные возможности студентов. В свою очередь испытуемые первой выборки (клинические психологи) проявили большую критичность в оценивании себя, своего психического состояния, что, по нашему мнению, оказывает определенное влияние на эффективность их деятельности в условиях дистанционного обучения. Данные студенты предъявляют к себе больше требований и, соответственно, оказываются более подверженными стрессу.

Установлено также, что у студентов-психологов, по сравнению с клиническими психологами, на уровне тенденции несколько выше удовлетворенность текущей жизнью и склонность к избеганию проблем. Интересным нам кажется и тот факт, что у испытуемых обеих групп общий уровень психического и социально-психического состояния ниже среднего (46,53 и 47,59 баллов соответственно).

Таким образом, проведенный нами /-критерий Стьюдента выявил у респондентов общий пониженный фон психического состояния, что можно объяснить сложившейся чрезвычайной ситуацией, связанной с негативными эффектами пандемии COVID-19. При этом в выборке психологов широкого профиля в большей степени, чем у клинических психологов, выражено положительное отношение к себе.

Проведенный нами далее корреляционный анализ позволил обнаружить наличие статистически значимых взаимосвязей показателей психического состояния и копинг-стратегий (табл. 1, 2).

Получены интересные факты. Например, установлено что в обеих выборках в качестве системообразующих (имеют наибольшее количество корреляций) выступили показатели «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации» и «стратегия избегания

проблем», а в группе психологов широкого профиля также и показатель «стратегия разрешения проблем».

Таблица 1

Статистически значимые взаимосвязи показателей доминирующего психического состояния и копинг-стратегий в выборке клинических

психологов

Показатели Means Std. Dev. АК ТО СП УС УД ПО РП ПС ИП

АК 41,38 11,95 1,00

ТО 46,38 13,65 1,00

СП 49,28 12,01 0,39 0,70 1,00

УС 49,21 10,11 0,45 0,53 1,00

УД 48,97 10,07 0,62 0,69 0,66 0,53 1,00

ПО 43,97 8,65 0,44 0,61 0,46 1,00

РП 22,90 4,75 0,63 1,00

ПС 21,59 5,64 0,43 1,00

ИП 18,52 4,10 -0,42 -0,38 -0,47 -0,40 -0,49 1,00

Таблица 2

Статистически значимые взаимосвязи показателей доминирующего психического состояния и копинг-стратегий в выборке психологов

Показатели Means Std. Dev. АК ТО СП УС УД ПО РП ПС ИП

АК 43,85 11,78 1,00

ТО 44,27 15,98 1,00

СП 49,15 10,92 0,76 1,00

УС 45,65 16,74 0,61 0,48 1,00

УД 52,96 11,06 0,48 0,44 0,50 1,00

ПО 49,65 10,93 0,54 0,48 0,74 1,00

РП 23,19 5,89 0,45 1,00

ПС 20,77 5,95 1,00

ИП 20,12 5,41 -0,50 -0,44 1,00

Примечания: методика Куликова: АК - активное - пассивное отношение к жизненной ситуации; ТО - тонус высокий - низкий; СП - спокойствие - тревога; УС - устойчивость -неустойчивость эмоционального тона; УД - удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом; ПО - положительный - отрицательный образ самого себя. Методика Амирхана: РП - стратегия разрешения проблем; ПС - стратегия поиска социальной поддержки; ИП - стратегия избегания проблем.

Можно предположить, что психическое состояние студентов детерминируется их актуальными жизненными событиями, наличием или отсутствием надежной внутренней опоры, готовностью или неготовностью принять личную ответственность за то, что с ними происходит. А также недостаточным уровнем развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Следует отметить, что в выборке психологов широкого профиля между ядерными показателями копинг-стратегий имеет место отрицательная взаимосвязь (р < 0,05). Ее наличие позволяет предположить, что чем более данные испытуемые избегают

контактов с окружающей действительностью, уходят от решения проблем, тем менее они активны в решении вопросов, связанных с ситуацией пандемии и необходимостью дистанционного обучения. Возможна и обратная тенденция: чем эффективнее испытуемые данной выборки используют личностные ресурсы для поиска способов разрешения учебных и других проблем, тем менее они ориентированы на избегание тревожащих ситуаций, ощущения психологического и физического дискомфорта, необходимости заняться важными делами и т.д. Подобная поведенческая вариативность может быть интерпретирована как адаптивный ресурс студентов второй выборки.

Существование стабильного личностного конструкта, не связанного со спецификой выборок, подтверждают и общие корреляции между исследуемыми показателями. Например, установлено, что показатель «активное - пассивное отношение к жизненной ситуации» положительно взаимосвязан с показателем «стратегия разрешения проблем» (р < 0,05) и отрицательно - с показателем «стратегия избегания проблем» (р < 0,01). Вероятно, чем активнее и оптимистичнее относятся студенты обеих выборок к сложившейся в условиях пандемии учебной и жизненной ситуации, чем больше сил ощущают в себе для преодоления препятствий и достижения целей, тем более они ориентированы на решение проблем и тем реже выбирают стратегию их избегания. Возможна и противоположная тенденция: чем менее активно реагируют испытуемые на сложившуюся жизненную ситуацию, проявляя пассивность и пессимистичность в ее оценке, тем чаще выбирают стратегию избегания проблем.

В свою очередь, показатель «тонус высокий - низкий» положительно коррелирует с показателями «спокойствие - тревога» (р < 0,001), «устойчивость -неустойчивость эмоционального тона» (соответственно выборкам, р < 0,05 и р < 0,001), «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации» (р < 0,001 и р < 0,05 соответственно). Полученные данные позволяют утверждать, что чем выше у студентов обеих выборок энергетический потенциал, ощущение внутренней собранности, готовности к длительной работе, а также чем выше способность стенически реагировать на возникающие трудности, тем выше уверенность в собственных возможностях, адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности, тем выше оценка собственной личностной успешности.

Общими для обеих выборок испытуемых являются также положительные корреляции показателя «спокойствие - тревога» с показателями «устойчивость - неустойчивость эмоционального тона» (соответственно выборкам, р < 0,01 и р < 0,05), «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью» (р < 0,001 и р < 0,05) и «положительный - отрицательный образ самого себя» (р < 0,05 и р < 0,01). Можно предположить, что чем спокойнее реагируют студенты на различные эмоциогенные раздражители, в том числе связанные с ситуациями пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения, тем более выражен у них положительный эмоциональный тон, тем полнее ощущение личностной целостности, успешности самореализации и тем позитивнее они оценивают

себя. По мнению автора методики, позитивное принятие, проявляющееся в умении относиться к своим особенностям и недостатками без негативной окраски, т.е. как к данности, улучшает психическое состояние человека.

В числе других общих взаимосвязей - положительные корреляции показателя «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом» с показателями «устойчивость - неустойчивость эмоционального тона» (в обеих выборках р < 0,01) и «положительный - отрицательный образ самого себя» (р < 0,05 и р < 0,001), а также последнего показателя с показателем эмоционального тона (р < 0,001 и р < 0,05). Полученные данные позволяют утверждать, что чем более испытуемые обеих выборок удовлетворены жизненной ситуацией, готовы взять на себя ответственность и сделать собственный выбор, тем более им свойственна эмоциональная стабильность и тем лучше они понимают и принимают себя. А также чем позитивнее они относятся к себе, тем активнее и энергичнее реагируют на возникающие трудности.

Все остальные выявленные взаимосвязи показателей психического состояния и копинг-стратегий специфичны. Например, в выборке клинических психологов системообразующий показатель «стратегия избегания проблем» отрицательно коррелирует с показателями «положительный - отрицательный образ самого себя», «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом» и «стратегия поиска социальной поддержки» (во всех случаях р < 0,05). Можно предположить, что чем более данные испытуемые склонны избегать различных внешних и внутренних реакций и событий с целью уменьшения дискомфорта и дистресса, чем пассивнее их поведение и чем выше убежденность, что данные действия соответствуют реальности, тем ниже удовлетворенность жизненной ситуацией в целом и ее отдельными элементами (учебой, досугом, отношениями с близкими), тем ниже самоуважение и принятие себя и тем реже для эффективного решения проблем выбирается стратегия привлечения внешних (социальных) ресурсов. Возможна и обратная тенденция: чем более студенты - клинические психологи удовлетворены ходом своей жизни и самореализацией, чем более они готовы к преодолению трудностей, чем позитивнее относятся к себе и чем более открыты для внешней поддержки, тем реже выбирают стратегию избегания проблем. Интересно, что в данной выборке показатель поиска социальной поддержки имеет еще одну корреляцию - положительную с показателем «стратегия разрешения проблем» (р < 0,05). Очевидно, чем активнее испытуемые исследуемой выборки обращаются к социальным ресурсам за эмоциональной и инструментальной поддержкой, тем эффективнее они решают проблемы и тем выше их субъективное психологическое благополучие.

Специфичными в первой выборке являются и положительные корреляции показателя «активное - пассивное отношение к жизненной ситуации» с показателями «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом» (р < 0,001) и «спокойствие - тревога» (р < 0,05). Вероятно, чем активнее и оптимистичнее относятся данные испытуемые к сложившейся ситуации, чем больше ощущают в себе сил для преодоления препятствий и достижения целей,

тем спокойнее и уравновешеннее воспринимают внешние события, тем реже испытывают внутренние конфликты и, соответственно, тем более удовлетворены жизнью и процессом самореализации. Для сравнения, в группе психологов широкого профиля показатель активного - пассивного отношения к жизненной ситуации связан только с показателями копинг-стратегий.

Таким образом, проведенный нами корреляционный анализ по К. Пирсону позволяет сделать следующие выводы:

1. Общими системообразующими показателями для обеих выборок студентов являются «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации» и «стратегия избегания проблем». А для выборки психологов широкого профиля «ядерными» являются также показатели «спокойствие - тревога» и «устойчивость - неустойчивость эмоционального тона», что можно объяснить специфичным реагированием испытуемых на изменившиеся условия их жизни и учебной деятельности в ситуации пандемии COVID-19.

2. Общие взаимосвязи между исследуемыми показателями позволяют утверждать, что чем активнее проявляют себя студенты обеих выборок в сложившейся в условиях пандемии учебной и жизненной ситуации, тем более они ориентированы на решение проблем и тем реже выбирают стратегию их избегания; чем выше у студентов способность стенически реагировать на возникающие трудности, тем выше эффективность психической саморегуляции и оценка собственной личностной успешности и т.д.

3. Наличие общих для исследуемых выборок системообразующих показателей и корреляций подтверждает существование стабильного личностного конструкта, не связанного с направлениями подготовки (специальностями) респондентов.

4. Специфичные корреляции в большей степени представлены в выборке клинических психологов, что может быть связано с изменившимися условиями их жизни и учебной деятельности, продиктованными пандемией COVID-19. Характер данных взаимосвязей позволяет утверждать следующее: чем более испытуемые первой выборки ориентированы на избегание проблем, тем менее они удовлетворены жизнью, собой и тем реже обращаются за социальной поддержкой, но при условии ее принятия проявляют готовность преодолевать трудности. Соответственно, при активном отношении к новой и достаточно сложной для них учебной и жизненной ситуации, студенты спокойнее и позитивнее воспринимают ее и себя.

Проведенный нами далее факторный анализ позволил выделить в каждой исследуемой выборке по 3 фактора (доля объяснимой дисперсии 69 и 64 % соответственно).

В первой выборке (табл. 3) в первый фактор со значимыми весами вошли показатели «тонус высокий - низкий», «спокойствие - тревога» (имеет наибольший вес), «устойчивость - неустойчивость эмоционального тона», «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом». Мы назвали данный фактор «Стрессоустойчивость как компонент личностной успешности».

Таблица 3

Факторное отображение доминирующего психического состояния и копинг-стратегий в выборке клинических психологов

Factor Loadings (Varimax raw) (Spreadsheet!)

Показатели F1 F 2 F3

1 Активное - пассивное отношение к жизненной ситуации 0,839

2 Тонус высокий - низкий 0,762

3 Спокойствие - тревога 0,840

4 Устойчивость - неустойчивость эмоционального тона 0,820

5 Удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом 0,772

6 Положительный - отрицательный образ самого себя

7 Стратегия разрешения проблем 0,755

8 Стратегия поиска социальной поддержки 0,801

9 Стратегия избегания проблем -0,777

Expl. Var 3,224 1,964 1,649

Prp. Totl 0,358 0,218 0,183

Во второй фактор, соответственно, вошли показатели «активное -пассивное отношение к жизненной ситуации» (имеет наибольший вес) и «стратегия разрешения проблем», что позволило назвать его «Активность в решении проблем». Содержание третьего амбивалентного фактора, названного «Поиск социальной поддержки и избегание проблем», с противоположными знаками составили два обозначенных показателя, при наибольшем весе у первого.

Таким образом, в выборке клинических психологов факторная структура исследуемого симптомокомплекса включает в себя: стрессоустойчивость как компонент личностной успешности, активность в решении проблем, поиск социальной поддержки и избегание проблем.

Во второй выборке (табл. 4) в первый фактор со значимыми весами вошли показатели «тонус высокий - низкий» (имеет наибольший вес), «спокойствие - тревога», «устойчивость - неустойчивость эмоционального тона». Мы назвали данный фактор «Стрессоустойчивость».

Содержание второго амбивалентного фактора, названного «Активность и избегание проблем», с противоположными знаками составили два обозначенных показателя, при наибольшем весе у первого. В третий фактор вошли показатели «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом» (имеет наибольший вес) и «положительный - отрицательный образ самого себя», что позволило назвать его «Удовлетворенность жизнью и собой».

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторное отображение доминирующего психического состояния и копинг-

стратегий в выборке психологов

Factor Loadings (Varimax raw) (Spreadsheet!)_

Показатели F 1 F 2 F 3

1 Активное - пассивное отношение к жизненной ситуации 0,843

2 Тонус высокий - низкий 0,874

3 Спокойствие - тревога 0,836

4 Устойчивость - неустойчивость эмоционального тона 0,732

5 Удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом 0,817

6 Положительный - отрицательный образ самого себя 0,814

7 Стратегия разрешения проблем

8 Стратегия поиска социальной поддержки

9 Стратегия избегания проблем -0,820

Expl. Var 2,443 2,017 1,999

Prp. Totl 0,271 0,224 0,222

Таким образом, в выборке студентов - психологов широкого профиля факторная структура исследуемого симптомокомплекса включает в себя: стрессоустойчивость, активность и избегание проблем, удовлетворенность жизнью и собой.

Сравнительный анализ результатов факторизации позволяет говорить о том, что наиболее стабильным для обеих выборок является конструкт, характеризующий параметры стрессоустойчивости. При этом в группе клинических психологов он объединился с оценкой личностной успешности, включающей способность брать на себя ответственность, делать собственный выбор и, как следствие, испытывать удовлетворенность ходом самореализации и жизнью в целом.

Обращают на себя внимание и вторые факторы, в которых личностная активность в первой выборке объединилась с готовностью студентов использовать все имеющиеся ресурсы для поиска эффективных способов разрешения проблем, а во второй выборке (амбивалентно) - со стремлением избежать их. Вероятно, психологам широкого профиля свойственны колебания активности, в том числе готовности к преодолению препятствий, детерминированных пандемией COVID-19. При отсутствии веры в собственные возможности они выбирают стратегию ухода от решения проблем, что позволяет сохранить личностные ресурсы.

Содержание третьих факторов специфично. В выборке клинических психологов его составляют амбивалентные показатели стратегий поиска социальной поддержки и избегания проблем. Можно предположить, что данные испытуемые склонны выбирать один из вариантов решения трудных жизненных ситуаций: привлечение информационной и эмоциональной поддержки, помощи со стороны близкого социального окружения, что снижает силу стрессовых воздействий и способствует более эффективной адаптации,

или избегание проблем, в том числе работы, связанной с дискомфортом, негативных мыслей, чувств, контактов. По нашему мнению, возможность выбора стратегии поведения, соответствующей личностным ресурсам (энергетическим, эмоциональным, когнитивным), повышает адаптивные возможности данных респондентов. В выборке психологов широкого профиля в третий фактор вошли показатели, характеризующие параметры удовлетворенности жизнью и собой. Вероятно, данные испытуемые ощущают полноту жизни, свободу от внутренних принуждений и на этом фоне принимают себя со всеми своими недостатками, оценивают свое поведение и учебную деятельность как соответствующие социальным нормам.

Таким образом, проведенный нами факторный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Факторная структура доминирующего психического состояния и копинг-стратегий в выборке клинических психологов включает в себя стрессоустойчивость как компонент личностной успешности, активность в решении проблем, поиск социальной поддержки и избегание проблем, а выборке психологов широкого профиля, соответственно, стрессоустойчивость, активность и избегание проблем, удовлетворенность жизнью и собой.

2. Содержание выявленных факторов позволяет предположить, что испытуемые первой выборки на фоне стрессоустойчивости испытывают удовлетворенность результатами самореализации и ходом собственной жизни. Их личностная активность может быть направлена на поиск эффективных способов разрешения проблем, а психологическая гибкость проявляется в возможности выбора альтернативных стратегий выхода из стрессовых ситуаций.

3. В свою очередь испытуемым второй выборки свойственны как стрессоустойчивость, так и колебания уровня активности. При ее снижении студенты испытывают сомнения в собственных силах и возможностях, что актуализирует стратегию ухода от проблем, являющуюся не только подтверждением слабости «Я», но и вариантом сохранения личностных ресурсов. Интересно, что независимо от наличия данных тенденций у психологов широкого профиля сохраняется чувство удовлетворенности жизнью и собой.

Выводы

1. В сложившейся чрезвычайной ситуации, связанной с негативными эффектами пандемии СОУГО-19, /-критерий Стьюдента выявил у всех студентов пониженный фон психического состояния, при этом психологи широкого профиля сохраняют более положительное отношение к себе.

2. Наличие общих для исследуемых выборок системообразующих показателей и корреляций подтверждает существование стабильного личностного конструкта, не связанного с направлениями подготовки (специальностями) респондентов.

3. Специфичные корреляции показателей психического состояния и копинг-стратегий, выявленные в выборке клинических психологов,

позволяют утверждать, что чем более данные испытуемые в условиях пандемии COVID-19 ориентированы на избегание проблем, тем менее удовлетворены жизнью и собой, тем реже обращаются за социальной поддержкой, но при ее принятии проявляют готовность преодолевать трудности. Соответственно, при активном отношении к новой, сложной для них учебной и жизненной ситуации студенты спокойнее и позитивнее воспринимают ее и себя.

Для выборки психологов широкого профиля специфичными являются системообразующие показатели «спокойствие - тревога» и «устойчивость -неустойчивость эмоционального тона». Их наличие также можно объяснить специфичным реагированием данных испытуемых на изменившиеся условия жизнедеятельности, в том числе обучения.

4. Факторная структура исследуемых показателей в выборке клинических психологов включает в себя стрессоустойчивость как компонент личностной успешности, активность в решении проблем, поиск социальной поддержки и избегание проблем. Можно утверждать, что способность противостоять стрессу является своеобразным гарантом успешности личности, активность которой может быть направлена на поиск эффективных способов разрешения проблем, а психологическая гибкость - на вариативность стратегий выхода из стрессовых ситуаций.

5. Факторная структура показателей доминирующего психического состояния и копинг-стратегий в выборке психологов широкого профиля включает в себя стрессоустойчивость, активность и избегание проблем, удовлетворенность жизнью и собой. Вероятно, испытуемым второй выборки свойственны как стрессоустойчивость, так и колебания уровня активности. При ее снижении студенты испытывают сомнения в собственных силах, что актуализирует стратегию ухода от проблем, позволяющую сохранить личностные ресурсы. Важным фактом является способность психологов широкого профиля в условиях пандемии COVID-19 сохранять удовлетворенность жизнью и собой.

Полученные нами данные будут интересны специалистам в области психологии личности, психологии экстремальных ситуаций, психологии стресса, педагогической психологии.

Список литературы

1. Беляков Н.А., Рассохин В.В., Ястребова Е.Б. Коронавирусная инфекция COVID-19 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.1spbgmu.ru (дата обращения: 03.05.2020).

2. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / С.Н. Ениколопов, О.М. Бойко, Т.И. Медведева и др. - URL: https://psy.su/feed/8182 (дата обращения: 05.05.2020).

3. Киселъникова Н.В., Сергоманов П.А. Индивидуальные психологические рекомендации в условиях эпидемии COVID-19 [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 14.05.2020).

4. Кочуров М.Г. Связь копинг-стратегий с локусом контроля // Междунар. науч.-исслед. журн. - 2020. - № 1 (91), Ч. 2. - С. 40-43.

5. Кузнецова А.Д. Современные исследования копинг-стратегий в аспекте психологии труда // Вестник ин-та мировых цивилизаций. - 2018. - № 2 (19). -С. 96-99.

6. Пандемия COVID-19: психологические и этические последствия [Электронный ресурс]. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/26248 (дата обращения: 07.05.2020).

7. Психодиагностика стресса / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. -Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.

8. Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Кострома, 26-28 сент. 2019 г.): в 2 т. / отв. ред. М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. -Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - Т. 1. - 596 с.

9. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 3 (17). -URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.05.2020).

10. Рекомендации психологов МГУ в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Научная Россия. -URL: https://scientificrussia.ru/articles/rekomendatsii-psihologov-mgu-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 02.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.