https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.1.32
Хвастунова Юлия Викторовна
Специфика прозелитической деятельности в движении New Age на примере регионального неоязычества (философско-правовой анализ)
В статье рассмотрены особенности прозелитической деятельности новых религиозных движений New Age на примере регионального неоязыческого движения "Алтай Дян Ак Дян" в Республике Алтай. Целью представленной работы является религиозно-философское исследование (с элементами правового анализа, разбором соответствующих федеральных законов) новых религиозных движений (НРД), особенностей прозелитической (миссионерской) культовой деятельности организаций New Age, более конкретно - неоязычества, а также изучение характерной культовой практики - целительства (оккультно-магические услуги). Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2020/1/32.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 158-161. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 1; 211+001.18 Дата поступления рукописи: 04.12.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.32
В статье рассмотрены особенности прозелитической деятельности новых религиозных движений New Age на примере регионального неоязыческого движения «Алтай Дян Ак Дян» в Республике Алтай. Целью представленной работы является религиозно-философское исследование (с элементами правового анализа, разбором соответствующих федеральных законов) новых религиозных движений (НРД), особенностей прозелитической (миссионерской) культовой деятельности организаций New Age, более конкретно - неоязычества, а также изучение характерной культовой практики - целительства (оккультно-магические услуги).
Ключевые слова и фразы: новые религиозные движения (НРД); New Age; неоязычество; прозелитизм; целительство.
Хвастунова Юлия Викторовна, к. филос. н., доцент
Горно-Алтайский государственный университет hvastunovoy@mail. ru
Специфика прозелитической деятельности в движении New Age на примере регионального неоязычества (философско-правовой анализ)
Актуальность исследования. Отдельные субъекты РФ и Республика Алтай в последние годы столкнулись с рядом проблем: нарушение межконфессионального мира; проблемы идентификации возрождающихся религий и новых религиозных движений (НРД), в частности движений New Age. В Республике Алтай это идентификация организаций, заявляющих о возрождении исконных алтайских верований «проторелигии», и организаций нового типа, использующих элементы религии веры предков в сочетании с новыми технологиями и оккультно-мистическими практиками «Нового века». Однако и те, и другие претендуют на исключительное право первенства в религиозных вопросах на «своей» территории. Исходя из вышеозначенной установки, возникают непонимание и как следствие обвинения друг друга в экстремизме или обвинения в экстремизме религиозной организации-конкурента. У представителей госорганов, журналистов, общественности обнаруживаются недостаточная компетентность в религиозных темах и незнание специфики деятельности новых религиозных движений.
Целью данной работы является анализ новых религиозных движений (НРД), изучение специфики прозе-литической, или миссионерской, деятельности сообществ New Age на примере анализа культовой деятельности регионального неоязычества в современном обществе. Характерной повсеместной особенностью культовой деятельности последователей New Age являются прозелитизм и целительство. Оккультно-магические услуги (целительство) сами по себе часто выступают как способ прозелитической деятельности (продвижение своего учения и обращение в свою веру новых последователей) среди населения.
Задачи: 1) необходимо выделить характерные признаки движений New Age, и в особенности неоязычества, для правильной идентификации с точки зрения науки и законодательства (типологизация и идентификация НРД позволяют точнее сориентироваться относительно применения комплекса законов [5-7] в отношении данного феномена); 2) важно определиться с научной и правовой трактовкой понятия «прозелитизм», а также с пониманием прозелитизма среди самих сторонников неоязычества; 3) дать философско-правовую оценку культовой деятельности, в частности т.н. «целительства».
Научная новизна данной работы заключается в философско-правовом рассмотрении современного New Age и конкретно неоязычества через анализ его культовой деятельности на примере прозелитизма и целительства (оказание оккультно-магических услуг).
Характеристики New Age и его разновидности - неоязычества. Следует согласиться с мнением ряда авторов, занимающихся изучением новых религиозных движений и конкретно неоязычества, относительно искусственного характера подобных новообразований. Так, В. А. Шнирельман, А. В. Гурко, А. В. Гайдуков подчеркивают синтетичность, искусственность, смешение религиозных и парарелигиозных идей с магическими и оккультными практиками с целью создания новой идеологии, претендующей на реставрацию, возрождение, реконструкцию [1; 3; 9]. Что особенно важно, это заявка на возрождение изначальной подлинной религии. В итоге получается нечто гибридное, с оккультным замесом и сильной ролью конкретного религиозного лидера-харизматика, который каким-то образом «доподлинно» знает иконную традицию, древнюю культовую практику и при этом ее «совершенствует» согласно «Новому веку», под стандарты «новых вибраций» для новой этнической идентичности того или иного народа.
В Республике Алтай, наряду с шаманизмом, исконно алтайской верой считается бурханизм, или Белая вера, сформировавшая свои постулаты в начале XX в. Слово «бурханизм» позже стало ассоциироваться с буддизмом и у большой части последователей алтайской веры вызывает негативную оценку, поэтому используется алтайское название Ак Дян (пер. с алт. «Белая вера»). В советское время большинство служителей (алт. «тярлыхи») подверглось репрессиям, но обряды продолжали воспроизводить старейшины рода или семьи. В 90-е годы прошлого века по всей России начался процесс возрождения религии и небывалый рост оккультно-магических сообществ. В Республике Алтай на фоне увлечения экстрасенсорикой, восточными практиками, контактерством начала формироваться онгудайская группа Ак Дян под руководством В. Б. Чекура-шева, претендующая на возрождение этнической религии алтайцев. В настоящее время учение и культ группы получил название «Алтай Дян Ак Дян». Характеристики последнего имеют все элементы движения
«Новый век» в его разновидности - неоязычество. В Алтай Дян Ак Дян присутствуют оккультно-магические практики, ченнелинг (контактерство), идеи теософии (Агни Йоги), экстрасенсорика.
Процесс формирования движений «Нового века» начался в США в 60-е годы прошлого века, а научная популяризация ведет свои истоки от «неких анонимных исследователей колдовства и магии» [10, с. 153]. Ярцев пишет: «В середине XX в., вместе с распространением в США различных движений, относимых сейчас к т.н. "Новому Веку" (New Age), в различных контекстах стали появляться термины "pagan" и "neopagan". Впервые их употребили неизвестные члены "Ассоциации Изучения Ведьмовства" в анонимных изданиях 1964 и 1965 гг. <...> С середины 70-х гг. термин "неоязычество" активно стал использоваться и англоговорящими (в первую очередь, американскими) академическими кругами, в основном для выделения из всего огромного комплекса НРД тех верований, которые исповедуют пантеизм и обожествляют природу, либо же занимаются реконструкцией различных аспектов реального исторического политеизма... Ритуальные практики всех этих течений основаны на идентичных способах применения магии, эзотерических знаний и эклектичных техник (медитации, обратной энергетической связи, применении кристаллов, кармических методов, ченнелинга)» [Там же, с. 153-154]. Ряд авторов описывают неоязычество как исключительно толерантное (пантеистическое, натуралистическое) сообщество, однако существует достаточное количество неоязыческих групп, отличающихся резкой критикой иных религиозных систем, ксенофобией, расизмом (например, разновидности неоязычества кельтско-германского формата, пропагандирующие идеи ариософии, вотанизма, предшествующих и включенных в концепцию Третьего рейха).
Прозелитизм. Понятие «прозелитизм» и миссионерство в ряде случаев понимаются как синонимы. С юридической точки зрения в ФЗ № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» особое внимание уделяется миссионерской деятельности религиозных объединений [6]. В связи с ужесточением законодательства (пакет Яровой) именно в части миссионерской деятельности включены серьезные поправки и дополнения. Итак, «миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами» [Там же]. Исходя из данного определения, можно выделить четыре основных признака миссионерства: деятельность непосредственно религиозного объединения, а не от себя лично (свое убеждение); распространение информации о своем вероучении; направленность не на последователей своей веры, а вовлечение других (не единоверцев) в круг участников своего религиозного объединения; публичная деятельность.
В вышеприведенном законе фиксируется ужесточение норм миссионерской деятельности и культовой практики: запрет на миссионерство в жилых помещениях; обязательная маркировка религиозной литературы (и наказание за ложную маркировку); обязательная сопроводительная документация в миссионерских поездках. Подспудно закон дает право конфессии претендовать на роль исторической или традиционной конфессии, и отсюда ее юридические права. Для возрождающихся традиционных «исконных» религий закон дает возможность реализовать свои права на исторических территориях, что имеет свою специфику в национальных субъектах, но другой вопрос, в какой мере, какими идентификаторами можно определить историчность конкретного религиозного объединения: является ли оно возрождением исконной религии или новым религиозным движением (НРД)? В свое время многие новые харизматические неопротестантские церкви (преимущественно американского происхождения), ранее никогда не имевшие последователей, «паству» на территории Российской империи или СССР, в 90-е годы прошлого века смогли обойти обязательный пятнадцатилетний барьер и зарегистрироваться, войдя в союзы и объединения с другими протестантами, имевшими «российскую прописку». Однако известно, что миссионерская деятельность деноминаций, союзов и церквей в формате политики демократических либеральных стран традиционно является удобным способом пропаганды, несения западных ценностей и интересов в «периферийные» страны. В России же лишь относительно недавно стали включать индикаторы безопасности в религиозное законодательство как в плане международных интересов, так и в плане ситуации с религиозными организациями и группами внутри страны, т.е. их деятельности по отношению к российскому населению [8].
Для более точного описания и понимания ситуации с претензиями последователей НРД на право осуществлять прозелитическую деятельность (их понимание вопроса) уместно привлечь понятие (концепт) из теологии - «каноническая территория» (экстраполировать понятие ввиду его схожести с теми установками, которые господствуют у неоязычников). Данный методологический прием применяется многими учеными, например философ и социолог Ирвин Гофман в своей теории фреймов использовал концепты из литературоведения, кинологии, лингвистики и т.п. [2]. Итак, еще одна негласная, не артикулированная законодательно установка, но четко проявляющаяся через другие косвенные действия, - это установка в сознании последователей неоязычества на свое преимущество в миссионерской деятельности по праву первенства, или древности, или даже титульности на определенной территории. Отсюда следуют заявления о «нелегитимном» миссионерстве всех остальных религиозных организаций. Так, последователи Алтай Дян Ак Дян призывают бороться с «лжебуддистами - экстремистами и террористами» [4], а также с другими конфессиями (в особенности с РПЦ), которые, по их мнению, являются чуждыми, «варягами» на их исконной территории. Но возникает вопрос: создаст ли это прецедент и все организации, заявившие о себе как о проторелигиях, потребуют права миссионерства и запрета других религиозных организаций? Ментальная установка о своем праве в пределах «канонической территории» ярко проявляется у последователей группы В. Б. Чекурашева
Алтай Дян Ак Дян (Республика Алтай). Каноническая территория - это условно закрепленное за определенной конфессией географическое пространство «священная топография» по праву «первородства» и далее в целях цивилизационного взаимодействия, требование соблюдения «границ», когда все другие конфессии не должны здесь заниматься недружественным прозелитизмом. Это, конечно, условная установка для светского государства. Однако в сознании людей, части общественности она имеет крепкие позиции, например у национальной элиты в пределах того или иного субъекта РФ. Также такое исключительное право на территорию связано с национальной и культурной самоидентификацией. Так, алтайские последователи Алтай Дян Ак Дян считают свое учение истинным и своего пророка настоящим, а себя, соответственно, возрождающими исконную веру предков, а отсюда все истинные «чистые» представители народа должны вернуться к своей вере. Более того, всякий из народа, кто исповедует другую веру или перешел в другую веру (априори он изначально был адептом алтайской веры), является предателем веры, языка, народа и культуры. Спасение возможно только в лоне исконной веры под водительством признанного лидера.
Оказание оккультно-магических услуг в New Age (целительство). Еще один аспект - это понимание сакральности, харизмы и ее проявлений в культовой деятельности. Характеристики харизмы (с греч. «благодать, сила») у лидеров НРД тесно связаны с целительством, способностью лидера и его окружения «лечить» людей. Такого рода лечение изначально объявляется «духовным» лечением, хотя оно может включать в себя фитотерапию и другие элементы народной медицины.
Возвращаясь к движению Алтай Дян Ак Дян, следует выделить деятельность лидера В. Б. Чекурашева, который позиционируется как целитель, пророк. Цитата со страницы движения: «Не отрицаю, что обладаю божьим даром исцелять людей... Являюсь прямым потомком Солтона и Боора, которые внесли свой вклад в историю алтайского народа. Считаю, что способности, наследие-исцеление, достались от предка Боора, который также в свое время исцелял людей. Алтайцы работают за сохранение веры и природы через небесные диктовки - судур бичиктер» [Там же]. В данном тексте-интервью представлены такие характеристики харизмы, как способность «исцелять» и контактировать с «космосом», не прибегая к методам народной медицины (оккультно-магическая практика, ясновидение, общение с духами как наследственный дар).
С правовой точки зрения необходимо понимать: где грань между проявлением харизмы, неквалифицированной деятельности и, наконец, мошенничества? Каковы критерии подлинной харизмы? Возможно, что данная деятельность в философско-правовом смысле определяется свободным волеизъявлением человека/ клиента (добровольно пришел на «лечение», оплатил сеанс, отдал конкретную сумму денег) и отсутствием причинения вреда здоровью? Вопрос правовой оценки «оккультного-магического целительства» поднимался в Думе РФ не раз и в последней редакции получил более четкую внятную формулировку - ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 [7]. В нем есть статья 50 «Народная медицина», которая гласит: «Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов» [Там же]. Религиозные организации и группы движения New Age, которые активно создавались, проникали в российское общество с 90-х годов прошлого века, пользовались предыдущим законом, а в нем статьей 57 («Право на занятие народной медициной (целительством)» - утратила силу). НРД получали официальную регистрацию, дипломы целителей, развивали новый сегмент рынка (целитель-ские услуги населению) по сути, создавали практику массового оккультизма, популяризации магии, эзотерики и трансперсональных техник под лозунгом наступающего «Нового века» - эры Водолея, Золотой эры, эры Сингулярности, планетарного скачка. Однако законодательство изменилось, существенно скорректировав нормы народной медицины (термин «целительство» как синоним народной медицины из закона изъят, и сами оккультно-магические услуги выведены за рамки), а религиозные сообщества New Age продолжают по инерции оказывать населению «целительские услуги» как признанное государством лечение по народной медицине, однако они (услуги) таковыми не являются. Оккультно-магическая деятельность - это теперь исключительно эзотерические услуги. Также в ст. 50 есть п. 2, где заявляется об обязательной выдаче разрешения «органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья» [Там же]. В случае занятий народной медициной можно получить разрешение по семи наименованиям: гирудотера-пия, гомеопатия, мануальная терапия, медицинский массаж, рефлексотерапия, традиционная диагностика и традиционная система оздоровления. Всем практикам «Нового века» (экстрасенсам, магам, оккультистам, эзотерикам, астрологам, тарологам, хиромантам, медиумам, йогам-терапевтам, парапсихологам, космоэнер-гетам), в силу выведения законом их сферы деятельности из народной практики, а следовательно, и невозможности сертификации Минздравом (автоматически аннулируются все прошлые дипломы, сертификаты -недействительные), остается лишь сертификация в РОССТАНДАРТЕ своей деятельности как предпринимательской (Код ОКПД 93.05.12.150 - Услуги астрологов, спиритов, гадалок, магов, экстрасенсов). Итак, закон изменился, однако сами медработники и чиновники в статьях и интервью продолжают отождествлять термин «целительство» с народной медициной. Подчеркнем, целители в правовом смысле - это не специалисты в области народной медицины, а оказывающие оккультно-магические услуги, иными словами, специалисты нетрадиционной медицины и эзотерики (не случайно термин «целительство» удален из статьи). Хотя даже в первом случае лишь в некоторых регионах РФ специалист по народной медицине может получить официальное разрешение на свою деятельность. На настоящий момент существующий закон [Там же] не устраивает специалистов оккультно-магической практики, поскольку они не могут получить сертификат, но этот закон также не устраивает и представителей традиционной медицины, поэтому есть лоббирующие группы, которые пытаются привнести в закон изменения. Для начала создать некий компромисс, т.е. добавить
термин «традиционная медицина» и включить в практику обучения врачей блок знаний из народной медицины. Возможная новая редакция закона, однако, не даст право регистрироваться специалистам по оккультизму и магии. В настоящее время такие специалисты используют простые способы избежать проблем с законом, например, для начала получают диплом психолога и практикуют оккультно-магические услуги под вывеской психологии. Итак, в современном российском обществе, несмотря на четкие определения закона, в общественном мнении и у части специалистов бытуют представления о целительстве как части народной медицины или деятельности, признанной официальной медициной.
Подведем итоги нашего исследования. Новые религиозные движения, и конкретно неоязычество как одно из направлений «Нового века», - это искусственно сформированные, комбинированного типа новообразования с обязательной модернизацией в соответствии со стандартами нового религиозного сознания харизматического типа, с активным использованием оккультно-магических практик и приемов. Для неоязычества также характерен дополнительный признак - этническая составляющая учения и культа, проявляющаяся в использовании терминов и понятий из национального языка, обрядовых практик, учения, черпающего информацию из народной мифологии. Этническая же самоидентификация в своем крайнем варианте часто сопряжена с ксенофобией, национализмом и превосходством по национальному признаку. Характерная черта современных неоязыческих движений - это своеобразная неочевидная на первый взгляд амбивалентность, содержащаяся в самом учении и его реализации: претензия на возрождение исконной религии для конкретного «своего» народа на основе своей национальной культуры, а значит, гарантирована уникальность и сохранность этнического кода (сохранения народа и его культуры), и вместе с тем сама тенденция (способ) возрождения на условиях современного «Нового века» с оккультно-магическими практиками создает еще один прецедент идентичной религиозной группы/сообщества, по сути, ничем идеологически не отличающегося от сотни других сообществ, даже неоязыческого формата, успешно воспроизводящих исходный код-«матрицу» глобализированной массовой оккультной системы. В реальности такие этнические сообщества теряют свою уникальность, превращаясь в последователей альтернативной истории, распространяемой идеологами «Нового века», духовности «Нового века» (эра массового контактерства, массового медиумизма, спиритизма и техногенной магии).
С точки зрения религиозного законодательства необходимо точнее разграничивать религиозные группы и организации по характеру вероучения и культовой деятельности, в частности в вопросах оказания услуг, в том числе из области народной медицины и услуг оккультно-магического плана «целительство». Такого рода «лечение» выносится за рамки народной медицины. В большинстве случаев услуги подобного рода, которые одновременно осуществляются в рамках прозелитической деятельности, вообще не носят оздоровительного характера в медицинском смысле, а значит, в лучшем случае являются нейтральными или оказывают лечение в пределах эффекта плацебо, и наконец, могут оказывать негативное влияние на человека (больной человек, обратившийся к магу, теряет драгоценное время на лечение, тратит деньги и т.п.), не случайно в этой области регистрируется много дел по статье «Мошенничество с причинением вреда здоровью».
Список источников
1. Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества: дисс. ... к. филос. н. СПб., 2000. 164 с.
2. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / пер. с англ.; под ред. Г. С. Батыгина, Л. А. Козловой; вступ. ст. Г. С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, 2003. 752 с.
3. Гурко А. В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи. Мн.: Изд-во МИУ, 2006. 274 с.
4. Интервью от Чекурашева Василия Багыровича [Электронный ресурс] // ^АНЫ АЛТАЙ»-ДВИЖЕНИЕ: группа «ВКонтакте». URL: https://vk.com/club47031643 (дата обращения: 30.11.2018).
5. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Об основах охраны здоровья граждан в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Миссионерская деятельность как фактор геополитики [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/expan3.htm (дата обращения: 01.12.2018).
9. Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм: восточноевропейский ареал // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1998. № 114. С. 1-25.
10. Ярцев А. Б. Современное неоязычество: к вопросу о происхождении понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 5. С. 151-155.
Specificity of Proselytic Activity of the New Age Movement by the Example of Regional Neo-Paganism (Philosophical and Juridical Analysis)
Khvastunova Yuliya Viktorovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Gorno-Altaysk State University hvastunovoy@mail. ru
The article analyses peculiarities of proselytic activity of New Age religious movements by the example of the regional neopagan movement "Altai Dyan Ak Dyan" in the Altai Republic. The author provides a religious and philosophical study (with elements of juridical analysis and examination of corresponding federal laws) of new religious movements, examines peculiarities of proselytic (missionary) religious activity of New Age movements, in particular, neo-paganism, as well as considers a typical cultic practice - healing (occult and magic services).
Key words and phrases: new religious movements; New Age; neo-paganism; proselytism; healing.