Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / младший школьник. / Anxiety / primary school student

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Арина Алексеевна

данная статья посвящена проблеме проявления тревожности в младшем школьном возрасте. В ней дается определение понятию «тревожность», рассматривается актуальность данной темы и причины по которым формируется тревожность у учеников начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ANXIETY IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN

this article is devoted to the problem of anxiety in primary school age. It defines the concept of "anxiety", examines the relevance of this topic and the reasons why anxiety is formed in primary school students.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ Соколова А.А.

Соколова Арина Алексеевна - магистрант, кафедра психологии личности и социальной педагогики Владимирским государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича

Столетовых, г. Владимир

Аннотация: данная статья посвящена проблеме проявления тревожности в младшем школьном возрасте. В ней дается определение понятию «тревожность», рассматривается актуальность данной темы и причины по которым формируется тревожность у учеников начальных классов. Ключевые слова: тревожность, младший школьник.

SPECIFICITY OF ANXIETY IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Sokolova A.A.

Sokolova Arina Alekseevna - master's student, DEPARTMENT OF PERSONALITY PSYCHOLOGY AND SOCIAL PEDAGOGY VLADIMIR STATE UNIVERSITY NAMED AFTER ALEXANDER GRIGORIEVICH AND NIKOLAI GRIGORIEVICH

STOLETOV, VLADIMIR

Abstract: this article is devoted to the problem of anxiety in primary school age. It defines the concept of "anxiety", examines the relevance of this topic and the reasons why anxiety is formed in primary school students.

Keywords: Anxiety, primary school student.

УДК 37.04

Слово «тревога» в русском языке с первой половины 18 века обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Существует следующее объяснение термина тревожность: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [1].

Тревога — это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.). Тревога выполняет несколько важнейших функций: предупреждает человека о возможной опасности и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности на основе активного исследования окружающей действительности. Следует отметить, что, хотя на уровне субъективного переживания тревога скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека неоднозначно. Именно тревога иногда становится фактором мобилизации потенциальных возможностей [2].

Число эмоционально неустойчивых детей, испытывающих тревожность, растет в современном мире с каждым днем. Основная причина появления тревожности заключается в неудовлетворении специфических потребностей каждого возраста. Когда ребенок оказывается в новых ситуациях, где невозможно получить желаемый результат или удовлетворить потребности, он попадает в замкнутый круг негативного опыта. В результате этого тревожность усиливается, что сильно влияет на прогнозируемые результаты и в конечном итоге приводит к устойчивому тревожному характеру личности.

Проблема тревожности у младших школьников актуальна по нескольким причинам:

1. Физиологическое развитие: Младшие школьники переживают период значительных физиологических изменений, что может вызвать чувство тревоги и беспокойства.

2. Социальная адаптация: Младшие школьники должны адаптироваться к новым социальным условиям, таким как школа, где они сталкиваются с новыми требованиями, учителями и одноклассниками.

3. Психологическое давление: В наше время уровень психологического давления на детей очень высок. От них ожидают высоких результатов в учебе, спорте и других сферах деятельности. Это может привести к стрессу и тревоге.

4. Страхи и фобии: У младших школьников могут проявляться различные страхи и фобии, которые также могут привести к тревожности.

5. Семейные и школьные проблемы: Проблемы в семье или школе, такие как конфликты с учителями или родителями, также могут вызывать тревожность у детей.

6. Недостаток поддержки: Если дети не получают достаточной поддержки от родителей, учителей или сверстников, это может усилить их чувство тревоги.

7. Влияние средств массовой информации: Средства массовой информации могут также способствовать развитию тревожности у детей, так как они могут сталкиваться с негативными образами и сюжетами.

Развитие и закрепление тревожности связано с детско-родительскими отношениями, которые являются важнейшим фактором становления личности. Часто беспокойство возникает, когда ребенок находится внутриличностном конфликте. Это может происходить тогда, когда: -требования родителей слишком высоки для возможностей ребенка -родители тревожны и слишком эмоциональны -родители действуют непоследовательно в воспитании -в семье происходит сравнение ребенка с другими детьми -в семье преобладает авторитарный стиль воспитания -родители слишком социально активны

В своем исследовании Н.А. Бочева выявила, что изменение социальных отношений может привести к появлению различных трудностей у ребенка. Однако, именно в период обучения в школе формируются главные качества и личностные свойства ребенка. Из-за отсутствия близких людей, изменения обстановки и условий жизни, ребенок может испытывать тревожность. Н.Г. Бочева описывает это состояние как "генерализованное ощущение неконкретной, неопределенной угрозы", указывая на то, что ребенок ожидает надвигающейся опасности, но не может объяснить суть своих опасений [3].

Тревожность у младших школьников может проявляться различными способами, включая:

1. Частые переживания по поводу и без повода.

2. Постоянное чувство беспокойства и напряжения.

3. Трудности с концентрацией внимания и запоминанием информации.

4. Избегание общения с другими детьми или взрослыми.

5. Неумение справляться со стрессом и проблемами.

6. Нарушения сна (бессонница или избыточный сон).

7. Потеря аппетита или переедание.

8. Частые головные боли или физические симптомы, такие как боли в животе или запоры.

9. Ощущение неуверенности в своих силах и возможностях.

10. Страх перед определенными событиями или ситуациями, такими как экзамены, выступления на публике или новые задания.

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка в возрасте от 7 до 11 лет продолжается, что означает, что на данном этапе умственные действия обратимы и совместимы. Ребенок может преодолеть последствия прямого восприятия и использовать логическое мышление в конкретной ситуации. Переход к определенной мысли влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятие, память, воображение, речь, сила воли), а также способность ребенка знать свои чувства, свое моральное суждение и свою способность сотрудничать с другими [4, с. 14].

В период обучения в школе происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка, что готовит его к переходу в подростковый возраст. Уже с младенческого возраста проявляются индивидуальные различия людей, которые влияют на формирование личности. Это зависит от готовности ребенка к школе, условий его воспитания в семье, педагогических воздействий и его индивидуальных характеристик.

Следует заметить, что проявление тревожности на раннем этапе обучения в школе неизбежно. Оптимальное обучение возможно, если ребенок переживает тревожность в определенных ситуациях систематически. Однако, интенсивность этих переживаний не должна превышать "критическую точку", которая является индивидуальной для каждого ребенка.

Список литературы /References

1. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. М.: Генезис, 2018. 144 с.

2. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2017. 6 с.

3. Бочева Н.А. Тревожность, как один из факторов адаптации первоклассников к школе // Вестник МГОУ. Психологические науки. 2017. № 3. С. 87-90.

4. 4.Савина Е. «Тревожные дети». М.: Дошкольное воспитание. 2006. 14 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.