Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты деятельности школьного психолога по коррекции эмоционального состояния обучающихся среднего звена на основе исследования уровня тревожности'

Психолого-педагогические аспекты деятельности школьного психолога по коррекции эмоционального состояния обучающихся среднего звена на основе исследования уровня тревожности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / состояние тревоги / тревожные дети / психологическое здоровье / anxiety / state of anxiety / anxious children / psychological health

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Борисовна Юшкова

Анализируется проблема формирования тревожных состояний школьников 12‒14 лет, особое внимание уделяется вопросу возникновения тревоги. Рассматриваются методы исследования тревожности, даются необходимые рекомендации на основе исследования эмоционального состояния обучающихся.тревожность, состояние тревоги, тревожные дети, психологическое здоровье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наталья Борисовна Юшкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical aspects of the activity of a school psychologist to correct the emotional state of middle-level students based on the study of the level of anxiety

The article analyzes the problem of the formation of anxiety states of schoolchildren aged 12‒14 years, special attention is paid to the issue of the occurrence of anxiety. The methods of anxiety research are considered, the necessary recommendations are given based on the study of the emotional state of students.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты деятельности школьного психолога по коррекции эмоционального состояния обучающихся среднего звена на основе исследования уровня тревожности»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-92-95 EDN: https://elibrary.ru/KGLJRR NIION: 2018-0077-3/23-354 MOSURED: 77/27-024-2023-03-553

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Психолого-педагогические аспекты деятельности школьного психолога по коррекции эмоционального состояния обучающихся среднего звена на основе исследования уровня тревожности

Наталья Борисовна Юшкова

Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия, yushkova1012@mail.ru

Аннотация. Анализируется проблема формирования тревожных состояний школьников 12-14 лет, особое внимание уделяется вопросу возникновения тревоги. Рассматриваются методы исследования тревожности, даются необходимые рекомендации на основе исследования эмоционального состояния обучающихся.

Ключевые слова: тревожность, состояние тревоги, тревожные дети, психологическое здоровье Для цитирования: Юшкова Н. Б. Психолого-педагогические аспекты деятельности школьного психолога по коррекции эмоционального состояния обучающихся среднего звена на основе исследования уровня тревожности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 92-95. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-92-95. EDN: KGLJRR.

Original article

Psychological and pedagogical aspects of the activity of a school psychologist to correct the emotional state of middle-level students based on the study of the level of anxiety

Natalya B. Yushkova

Tver State Technical University, Tver, Russia, yushkova1012@mail.ru

Abstract. The article analyzes the problem of the formation of anxiety states of schoolchildren aged 12-14 years, special attention is paid to the issue of the occurrence of anxiety. The methods of anxiety research are considered, the necessary recommendations are given based on the study of the emotional state of students. Keywords: anxiety, state of anxiety, anxious children, psychological health

For citation: Yushkova N. B. Psychological and pedagogical aspects of the activities of a school psychologist to correct the emotional state of middle-level students based on a study of the level of anxiety // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):92-95. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-92-95. EDN: KGLJRR.

В современной системе образования значительно повысился интерес к проблемам эмоциональной и психической напряженности, тревоги и стресса у школьников. Особую обеспокоенность педагогов-психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Состояние тревоги является эмоциональной ситуативной реакцией у детей в возрасте 12-14 лет, частью их эмоциональных переживаний. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и неуверенностью. Переживания неблагополучия в условиях школы называют по-разному, например, «школьная фобия», «школьный невроз», они несут в себе разные

состояния школьников, но все они ведут к эмоциональной неустойчивости учащихся [4].

Взрослые уделяют много внимания сохранению физического здоровья детей, но недооценивают их психологического состояния, которое является предпосылкой физического здоровья.

В практической деятельности школьного психолога особое место занимают проблемы, которые связаны с психологическими состояниями обучающихся. Тревожность, которую испытывает ученик по отношению к определенной ситуации, состоит в обеспечении его безопасности на личностном уровне.

Многое зависит от эмоционального состояния ребенка в разных ситуациях. Проявление высокого

© Юшкова Н. Б., 2023

92

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

уровня тревожности может свидетельствовать о том, что он обладает недостаточной эмоциональной адап-тированностью к тем или иным социальным ситуациям. А причинами может является все, что вызывает у ребенка неуверенность, нарушает чувство надежности в его отношениях с близкими людьми. Ребенок, который испытывает тревогу, вырабатывает особую систему поведения к другим людям. Это характеризуется замкнутостью, агрессивностью, стремлением обрести власть над другими. Такое поведение усиливает страх и ощущение беспомощности [1].

Что может избавить школьника от тревоги? Ответом на этот вопрос является одно из направлений деятельности школьного психолога.

Беспокойство ребенка начинает сосредоточиваться еще в дошкольном возрасте на воображаемых опасностях. Позднее появляется страх оказаться смешным и отвергнутым. В младшем школьном возрасте уменьшается беспокойство в отношении неизвестных стимулов, но к концу этого возраста увеличивается беспокойство, связанное с возможностью быть отвергнутым сверстниками [2]. И тогда, причиной возникновения тревожности может является внутренний конфликт ребенка. Наиболее частыми является неудовлетворение базовых потребностей, как потребность в любви, самостоятельности; ссоры с близкими людьми; завышенные требования и реальные возможности. Для некоторых детей характерно совершение «ритуальных» действий. Например, они стараются не наступить в лужи. Таким путем они избавляются от страхов. Заметив такое поведение ребенка, взрослый должен понимать, что тревожный ребенок больше не нашел других методов для борьбы с тревожностью.

Другой способ ребенка для борьбы с тревогой -это его фантазия. В них он разрешает конфликты. Фантазия помогает ребенку строить свой внутренний мир, выходящий за пределы реальности.

Однако фантазия и реальность должны быть взаимосвязаны, что не возникает у тревожных детей. Они живут в сфере своей мечты, а все остальное воспринимают как неприятный, тяжелый сон [2].

Другой формой является агрессивное поведение. Ребенок может сделать такое умозаключение: чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. За агрессивностью трудно заметить тревожность.

Еще одной формой тревожности может являться апатия, пассивное поведение. Такая маска тревожности еще более обманчива. Отсутствие эмоциональной реакции мешает распознать развитие тревожного состояния. Пассивное поведение возникает, когда родители выполняют все желания детей, тем самым получая взамен полностью послушного ребенка. У такого ребенка недостаточно развиты социальные навыки. Он ограничен в получении собственного опыта.

Пассивность может вызвать и авторитарное воспитание ребенка, при котором требуют от ребенка беспрекословного послушания. Из этого следует, что у ребенка возникает боязнь нарушить предписа-

ния. Нередко родители могут включать жесткий контроль над ребенком, строгие правила, отступление от которых влечет наказание. Воспитание может основываться на завышенных требованиях, с которыми ребенок не может справиться. В этом случае возникает боязнь того, что он не справиться или сделает не так, как нужно.

Апатия и пассивность - это результат завышенных требований и чрезмерных ограничений. Выход из такой ситуации возможен через преодоление конфликтных переживаний. Ребенок должен сам проявлять инициативу и осознать, что несет ответственность сам за свои поступки.

Тревожность ребенка может быть вызвана и сочетанием авторитарного стиля общения и непоследовательности требований и оценок.

Рассмотрим методы исследования тревожности.

Тревожность рассматривается как синдром, в структуру которого входят изменения в психической деятельности - в поведении, общении; субъективные переживания; соматические проявления [5]. Данная структура соответствует трем компонентам проявления тревожности: эмоциональному, физиологическому и поведенческому.

Для изучения состояния тревоги используется диагностический метод наблюдения с учетом следующих параметров: нервность (грызет ногти, дергает волосы); напряженность (неспособен успокоиться, дрожат руки); склонность к замешательству (краснеет, заикается); негативные состояния (постоянные опасения, сомнения) [3].

Также распознать тревожных детей помогает рисование. Известны следующие проявления тревожности в рисунках детей: обилие штриховки, сильный нажим [4]. В процессе рисования тревожные дети часто «застревают» на деталях, особенно мелких. У них серьезное, сдержанное выражение лица, они стараются не делать лишних движений, не шуметь.

Самая первая информация о тревожности ребенка поступает из наблюдений за его поведением. П. Бей-кер и М. Алворд выделили следующие критерии тревожности у детей: постоянное беспокойство; трудности концентрации при выполнении деятельности; мышечное напряжение (чаще всего в области лица, шеи); частая раздражительность; нарушения сна [6]. Из-за больших эмоциональных нагрузок ребенок может чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям. Возникают «беспричинные» головные боли, повышение температуры или боли в животе. Особенно такие нарушения случаются перед ответственными для ребенка мероприятиями. Для тревожного ученика может быть характерной и излишняя старательность. При выполнении заданий ребенок может тратить на выполнение домашнего задания несколько часов. Это может быть связано со стремлением «не быть хуже других».

Особое внимание требует физиологическая форма проявления тревожности. Это различные вегетативные реакции [6].

ЕСКИЕ НАУКИ 93

Ребенок краснеет или бледнеет, отвечая на уроке. Может чувствовать дрожь в коленях. Возникает тошнота, головокружение.

В возрасте 12-14 лет принципиально меняется психологический облик ребенка. Школа открывает для него мир социально-общественной жизни и является определяющим фактором в становлении личности ребенка. В этом возрасте, который является, по мнению многих психологов, переходным, кризисным, сенситивным, наиболее значимыми являются отношения со сверстниками, нарушение сексуального развития, кризисы идентичности, авторитетов, синдром деперсонализации, конфликты самооценки, нар-цистические кризисы и суицидальные попытки, ассо-циальность и делинквентность [4].

Школьная тревожность связана с различными компонентами школьной образовательной среды. Она проявляется в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, волнении, ожиданием отрицательного отношения к себе одноклассников и учителя. Тревожность в этом возрасте связана с необходимостью взять на себя ответственность за свой выбор [1].

Влияет тревожность и на формирование характера [4]. Обычно дети с тревожностью очень мнительны, ранимы, очень чувствительны и ко всему относятся слишком серьезно. У них недостаток уверенности в себе, что заставляет отказываться от деятельности, которая кажется трудной [1]. Тревожные дети попадают в школе, в ситуацию постоянных оценок их действий и оказываются хронически неуспешными. Неумение ребенка справиться с этим неуспехом, является основой для возникновения и закрепления тревожности.

Учитель является для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой в школе. У таких детей к концу младшего школьного возраста складывается психологический синдром хронической неуспешности.

В подростковом возрасте у таких детей совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Подросток отказывается от активной деятельности, от общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. В результате социальное окружение «отворачивается» от подростка, что усугубляет депрессию [6]. У подростка легко возникают страх и волнение. Ему трудно сделать выборы, которые необходимо совершать в данном возрасте.

Подросток нуждается в общении и если он не умеет знакомиться с людьми, не может поддерживать разговор, то его уровень тревожности возрастает. Плохие оценки болезненно воспринимаются подростками, так как несут угрозу его самооценки и положению среди сверстников. Но проявления тревоги возникают и среди тех, у кого хорошая успеваемость. Такие подростки добросовестны и требовательны к себе. Они сосредоточены на получении положительных отметок, но не на процессе познания. Оценки становятся средством достижения расположения учителей, родителей

и сверстников. Отсутствие эмоционального контакта с родителями, недостаток тепла, внимания, понимания, конфликты в семье - это порождает тревожно-пессимистические ожидания [6].

Но есть у тревожности и положительные качества. Конструктивная тревога придает оригинальность решению, она способствует мобилизации эмоциональных, волевых и интеллектуальных ресурсов личности.

Поэтому школьный психолог, проведя ряд исследований, может дать следующие советы: подросткам с высоким уровнем следует формировать уверенность в себе и в своем успехе. Им необходимо научиться смещать акцент с внешней требовательности, категоричности к себе на осмысление деятельности и ее планирование.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что от процесса обучения зависит состояние здоровья школьника.

Психологическое здоровье - это состояние благополучия, при котором школьник может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества [6]. Основные показатели психологического здоровья: самопонимание и принятие себя; умение принимать ответственность; способность управлять своим поведением; планировать и реализовывать поставленные цели [2]. Но существуют и факторы риска: учебная нагрузка; стрессовая тактика педагогического воздействия; некомпетентность родителей и педагогов; ситуация в семье; зависимости (компьютерная, наркотическая). Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста [5].

Учитывая все перечисленные аспекты, педагог-психолог может дать школьнику рекомендации:

1. Работайте над преодолением вызывающих страх мыслей.

2. Составьте план на весь период подготовки и на каждый день. Не забудьте в план внести перерывы и время для приятных занятий.

3. Подготовьте ваше рабочее место, таким образом, чтобы как можно меньше отвлекаться.

4. Делайте перед сном упражнения на расслабление.

5. Страх перед экзаменом - это тоже привычка. Она может быть изменена только соответствующей тренировкой.

6. Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

7. Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.

8. Помогают избавиться от тревоги занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.

94

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Библиографический список

1. Вопросы психологии личности школьника / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. М. : Издательство АПН РСФСР, 1961.

2. Драгунова Т. В. Психические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1973. С. 98-141.

3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб. : Речь, 2007. 248 с.

4. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.

5. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла. 2-е изд. СПб. : Питер, 2002. 432 с.

6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М. : «Прогресс», 1993. С. 33-48.

Bibliographic list

1. Questions of psychology of the student's personality / Edited by L. I. Bozhovich, L. V Blagonadezhina. M. : Publishing House of the APN RSFSR, 1961.

2. Dragunova T. V. Mental characteristics of a teenager // Age and pedagogical psychology / Edited by A. V. Petrovsky. M.: Enlightenment, 1973. P. 98-141.

3. Miklyaeva A. V., Rumyantseva P. V School anxiety: diagnosis, prevention, correction. St. Petersburg: Speech, 2007. 248 p.

4. Parishioners A. M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics. M., 2000.

5. Psychotherapy of children and adolescents / edited by F. Kendall. 2nd ed. St. Petersburg : Peter, 2002. 432 p.

6. Horney K. Neurotic personality of our time. M. : «Progress», 1993. P. 33-48.

Информация об авторе

Н. Б. Юшкова - аспирант 4 курса аспирантуры факультета психологии, истории и философии Тверского государственного технического университета, преподаватель истории и обществознания.

Information about the author N. B. Yushkova - aspirant of department of psychology, history and philosophy of the Tver State Technical University,Teacher of Histori and Studies.

Статья поступила в редакцию 30.05.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 30.05.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

Социальная психология организованной преступности : монография / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф НИИ образования и науки.

Монография посвящена изложению социально-психологических аспектов организованной преступности. Раскрыта социально-психологическая природа организованной преступности.

Книга содержит не только основы социально-психологических теорий организованной преступности, но и конкретную ее характеристику на транснациональном, национальном, региональном, корпоративном, групповом и личностном уровнях.

Для психологов, социологов, юристов, преподавателей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.

Социальная пснколоГня организованной преступности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.