Научная статья на тему 'Специфика проявления агрессивности у детей младшего дошкольного возраста: к постановке проблемы'

Специфика проявления агрессивности у детей младшего дошкольного возраста: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
544
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / AGGRESSION OF THE PERSON / THE YOUNGER SCHOOLBOY / UNSUCCESSFUL RELATIONS IN A FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина Елена Викторовна

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности детей в младшем дошкольном возрасте, что является, как правило, показателем неблагополучных взаимоотношений в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of display of aggression at children of younger preschool age: to the problem statement

In this article features of display of aggression of children at younger preschool age that is, as a rule, an indicator not-safe mutual relations in a family are considered.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления агрессивности у детей младшего дошкольного возраста: к постановке проблемы»

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Е.В. Гришина

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности детей в младшем дошкольном возрасте, что является, как правило, показателем неблагополучных взаимоотношений в семье.

Ключевые слова: агрессивность личности, младший школьник, неблагополучные отношения в семье.

Проявление агрессивности у детей младшего дошкольного возраста может рассматриваться как «доброкачественная» агрессия (Э. Фромм), проявляющаяся в процессе формирования личности ребенка, включающая в себя своего рода активность, направленную на исследование как окружающего мира, так и самоутверждение в этом мире, самоусовершенствование полученного опыта. Функциональность агрессии как свойства личности заключается в самореализации, самозащите, обороне, достижении поставленной цели всеми возможными средствами, часто за счет причинения целенаправленного вреда.

Проявление агрессивности у детей может периодически меняться в зависимости от ситуации, т.е. носит ситуативный характер, но бывают такие случаи, когда агрессия начинает приобретать устойчивый характер. Как правило, к этому приводит целый комплекс причин (взаимоотношения со сверстниками, положение ребенка в детском коллективе), но важнейшей является причина — взаимоотношения ребенка с родителями в семье.

Проявление агрессивности у детей может являться прямым показателем сложившихся неблагоприятных детско-родительских взаимоотношений, что, в свою очередь, может проявляться как в «злонамеренности мыслей», так и во вредоносности каких-либо действий. Наиболее яркими характеристиками проявления агрессивности у детей и ее инструментально-стилевым действием будет, скорее всего, демонстрация силы и угроз, активное физическое воздействие, причинение вреда другим, сопровождаемое действиями в косвенном, вербальном и символическом планах.

Своеобразность агрессивности у ребенка может формироваться при непосредственном психологически неблагоприятном отношении к нему, а субъективноизбирательный стиль проявлений агрессивности будет зависеть от понимания этих отношений самим ребенком. Поэтому негативный детский опыт, складывающийся при неблагоприятном отношении к нему родителей, становится предпосылкой к обретению им деструктивного поведения и проявлениям агрессивности [4]. Опыт

общения с родителями является для развивающейся личности ребенка, с одной стороны, как некий элемент питательной среды, а с другой — как проводник в мир, в котором взаимоотношения с ними являются фундаментом и моделью для приобретения собственного опыта.

На возникновение предпосылок проявления агрессивного поведения у детей может оказывать влияние образ жизни семьи, микросоциальные условия ее развития — как неблагоприятная микросреда внутри семьи, так и неблагополучная психологическая атмосфера в целом. Отношения между членами семьи, носящие негативный характер, остро переживаются ребенком и могут создавать предпосылки, приводящие к личностным изменениям, которые, в свою очередь, проявляются в деструктивной агрессивности как в семье, так и в социуме.

Одним из значимых факторов проявления агрессии у детей является наличие затяжного конфликта во внутрисемейных отношениях, сопровождающихся эмоциональной несдержанностью одного или обоих родителей, ярко выраженной дисгармонией в системе супружеских и детско-родительских отношений, так как дети не только реагируют и переживают прямую агрессию родителей, направленную друг на друга, но и чувствуют и фиксируют скрытые механизмы ее проявления. Если ребенок в каждодневной жизни постоянно испытывает на себе агрессивные проявления со стороны членов семьи, то он, как правило, начинает транслировать агрессивность в жизнь. Из сказанного можно сделать вывод о том, что дети, как правило, не совсем понимают окружающих их людей, не могут подстраиваться и принимать во внимание эмоциональное состояние, эмоционально выстраивать доступный диалог, реагировать цивилизованным образом как на свои агрессивные выплески на внутреннее, так и внешние раздражители и корректировать свои непосредственные эмоциональные реакции. В современном мире на неокрепшую психику ребенка со всех сторон идет массированная агрессивная атака, эти проявления мы можем наблюдать как со стороны всевозможных медиасредств, так и непосредственно в самой окружающей обстановке и, что главное, в семье. На сегодняшний день наблюдается необходимость в коррекции как агрессивных выпадов, так и самого агрессивного поведения как такового. Если рассматривать ситуацию в целом, то складывающиеся обстоятельства можно как бы разделить: с одной стороны, это дети, растущие и воспитывающиеся в неблагополучной семейной ситуации, которые постоянно наблюдают асоциальные факторы, с другой — дети из вполне благополучных семей. Тем не менее родители обеих групп предъявляют жалобы на агрессивное поведение своих детей. В последнее время и педагоги, работающие с детьми, стали чаще обращаться за помощью со всевозможными вопросами, связанными с методами как психологического, так и педагогического воздействия на детей, у которых наблюдаются наиболее яркие агрессивные всплески и выпады в поведении.

Непоследовательность родителей в воспитании детей, научении их правилам и нормам поведения часто является пусковым механизмом проявления агрессивности детей, так как из-за этого они зачастую приходят в замешательство, озлобляют-

ся, теряют ориентиры и, как следствие, могут агрессивно вести себя как по отношению к родителям, так и по отношению к окружающим. Ребенок, развивающийся и растущий в семье с нарушенными взаимоотношениями, приобретает неблагоприятный опыт, за счет которого он становится агрессивнее своих сверстников и у него снижается способность к социальной адаптации и к разрешению возможных конфликтов. Дети, демонстрирующие агрессивное поведение, как правило, наделены схожими чертами: отсутствием каких-либо серьезных увлечений, достаточно примитивными ценностными ориентациями, частой сменой интересов, узостью кругозора. Однако самое важное то, что эти дети обладают повышенной внушаемостью и склонны к подражанию. Оказываемое на ребенка влияние искаженных родительских отношений в семье в дальнейшем стимулирует его к проявлению агрессивно-конфликтного стиля жизни как единственно возможного стиля взаимоотношений с окружающим его внешним миром.

Работа, проводимая с детьми, проявляющими агрессию, должна быть направлена на обучение их психологическому равновесию, методам снятия эмоционального напряжения, научение всевозможным навыкам адекватной ориентировки в различных социальных (в том числе конфликтных) ситуациях. Наиболее эффективной работой по коррекции проявляемой агрессии у детей младшего дошкольного возраста будет работа в группах, проводимая в игровой форме, так как это наиболее применимо к поставленной задаче.

Главная стратегическая задача должна быть направлена на реконструкцию неблагоприятных психологических типов родительского отношения, которая включает в себя работу с когнитивными и эмоциональными сферами их личностей, чтобы изменить годами складывающиеся стереотипы как по отношению друг к другу, так и по отношению к личности ребенка.

Необходимо проводить консультирование родителей по формированию и выстраиванию конструктивного взаимоотношения с детьми, проявляющими агрессию, выстраиванию отношений с ребенком таким образом, чтобы у него не появлялась необходимость в агрессивной защите как от них, так и от окружающего мира, и дальнейшей работе, направленной на психологическое принятие ребенка, склонного к агрессии. Однако прежде всего необходима проработка адекватных способов и методов построения отношений в системе детско-родительской отношений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009.

[2] Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизиологическими нарушениями / Под ред. Е.А. Стребеевой, Г.А. Мишиной. — М.: Экзамен, 2008.

[3] Тарасова Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребенка при различных типах детско-родительских отношений: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2008.

[4] Фрейд А. Введение в детский психоанализ. — Минск: Попурри, 2010.

[5] Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993.

SPECIFICITY OF DISPLAY OF AGGRESSION AT CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE: TO THE PROBLEM STATEMENT

E.V. Grishina

The Chair of Psychology and Pedagogy Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In this article features of display of aggression of children at younger preschool age that is, as a rule, an indicator not-safe mutual relations in a family are considered.

Key words: aggression of the person, the younger schoolboy, unsuccessful relations in a family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.