Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СИТУАЦИЯХ АВТОНОМНОСТИ И НЕАВТОНОМНОСТИ'

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СИТУАЦИЯХ АВТОНОМНОСТИ И НЕАВТОНОМНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМНОСТИ / ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремеева А.В.

Во всем мире происходит интеллектуализация труда, возрастает потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем квалификации, способностью инициировать свою активность и действовать самостоятельно, принимать важные решения и брать ответственность за них, то есть быть субъектами собственной жизнедеятельности. Возникает необходимость изучения факторов, которые способствуют развитию в личности данных свойств. Согласно теории самодетерминации, одним из таких факторов является психологическая потребность в автономии - стремление человека чувствовать себя инициатором собственных действий, самостоятельно контролировать свое поведение, действовать в гармонии с собой. Соответственно, приобретает особую актуальность изучение влияния степени удовлетворенности потребности в автономии на этапах становления субъекта как профессионала, т. е. в процессе образования. Целью исследования является определение специфики проявлений субъектности в ситуациях автономности и неавтономности действий человека в образовательном процессе. Респонденты (n = 115) в форме свободного эссе описывали полярную по характеру мотивации (внешняя или внутренняя) свою активность в университете. Для обработки данных использовался метод контент-анализа текста. Выявлены следующие признаки, отличающие ситуации автономности и неавтономности действий субъекта: эмоциональные, интеллектуально-эмоциональные, психофизиологические проявления психических состояний, волевые усилия, процессуальные и результативные параметры ситуаций (ценность ситуации), фактор времени в ситуации (восприятие времени, скорость работы, прокрастинация), оптимальность состояния по отношению к деятельности (включенность в ситуацию, погруженность в работу, самоотдача), раскрытие творческого потенциала автора, внутренняя или внешняя атрибуция успеха или неудачи, влияние ситуации на отношения субъекта с другими людьми, запоминание или забывание материала, полученного в ситуации, влияние ситуации на идентичность и/или самооценку автора, применение приобретенного опыта в дальнейшем. Область применения полученных результатов - подготовка будущих научных и педагогических кадров в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Еремеева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF SUBJECTIVITY MANIFESTATIONS IN SITUATIONS OF AUTONOMY AND NON-AUTONOMY

Throughout the world there is intellectualization of labor, increases the need for specialists with high qualification, ability to initiate their activities and to act independently, to make important decisions and take responsibility for them, i.e., to be subjects of their own life. There is a need to study the factors that contribute to the development of these properties in the individual. According to the theory of selfdetermination, one of these factors is the psychological need for autonomy - the desire of a person to feel like the initiator of their own actions, to independently control their behavior, to act in harmony with themselves. Accordingly, the study of the influence of the degree of satisfaction of the need for autonomy at the stages of formation of the subject as a professional, i.e. in the process of education, becomes particularly relevant. The purpose of the study is to determine the specifics of the manifestations of subjectivity in situations of autonomy and non-autonomy of human actions in the educational process. Respondents (n = 115) in the form of a free essay described the polar nature of motivation (external or internal) of their activity at the university. The text content analysis method was used for data processing. Identified the following characteristics that distinguish a situation of autonomy and newtonmore action of the subject: emotional, intellectual-emotional, psycho-physiological manifestations of mental conditions, willpower, procedure and performance indicators of the situations (the value of the situation), the time factor in a situation (perception of time, speed, procrastination), the optimality condition in relation to the activities (involvement in the situation, involvement in work, commitment), the disclosure of creativity of the author, internal or external attribution of success or failure, the impact of the situation on the relations of the subject with other people, remembering or forgetting of material learned in a situation influence on identity and/or self-esteem of the author, the application of acquired experience in the future. The field of application of the results obtained is the training of future scientific and pedagogical personnel in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СИТУАЦИЯХ АВТОНОМНОСТИ И НЕАВТОНОМНОСТИ»

УДК 159.9 DOI: 10.25730/VSU.7606.20.049

Специфика проявлений субъектности в ситуациях автономности

и неавтономности

А. В. Еремеева

аспирант кафедры общей психологии, Казанский Федеральный (Приволжский) университет.

Россия, г. Казань. E-mail: alina_eremeeva@list.ru

Аннотация. Во всем мире происходит интеллектуализация труда, возрастает потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем квалификации, способностью инициировать свою активность и действовать самостоятельно, принимать важные решения и брать ответственность за них, то есть быть субъектами собственной жизнедеятельности. Возникает необходимость изучения факторов, которые способствуют развитию в личности данных свойств. Согласно теории самодетерминации, одним из таких факторов является психологическая потребность в автономии - стремление человека чувствовать себя инициатором собственных действий, самостоятельно контролировать свое поведение, действовать в гармонии с собой. Соответственно, приобретает особую актуальность изучение влияния степени удовлетворенности потребности в автономии на этапах становления субъекта как профессионала, т. е. в процессе образования. Целью исследования является определение специфики проявлений субъектности в ситуациях автономности и неавтономности действий человека в образовательном процессе. Респонденты (n = 115) в форме свободного эссе описывали полярную по характеру мотивации (внешняя или внутренняя) свою активность в университете. Для обработки данных использовался метод контент-анализа текста. Выявлены следующие признаки, отличающие ситуации автономности и неавтономности действий субъекта: эмоциональные, интеллектуально-эмоциональные, психофизиологические проявления психических состояний, волевые усилия, процессуальные и результативные параметры ситуаций (ценность ситуации), фактор времени в ситуации (восприятие времени, скорость работы, прокрастинация), оптимальность состояния по отношению к деятельности (включенность в ситуацию, погруженность в работу, самоотдача), раскрытие творческого потенциала автора, внутренняя или внешняя атрибуция успеха или неудачи, влияние ситуации на отношения субъекта с другими людьми, запоминание или забывание материала, полученного в ситуации, влияние ситуации на идентичность и/или самооценку автора, применение приобретенного опыта в дальнейшем. Область применения полученных результатов - подготовка будущих научных и педагогических кадров в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: субъект, субъектность, проявления субъектности, психическое состояние, потребность в автономности, теория самодетерминации.

Научно-технический прогресс существенно повлиял на профессиональную сферу деятельности. Современные работодатели стали предъявлять повышенные требования к уровню образования, квалификации и организованности специалистов. Теперь будущие сотрудники должны обладать способностью самостоятельно контролировать и регулировать рабочий процесс, принимать оптимальные решения в проблемных ситуациях и нести ответственность за них. Поэтому изучение факторов, которые способствуют формированию в личности данных свойств и характеристик, становится одним из приоритетных направлений психологии. По мнению Э. Деси и Р. Райана, авторов теории самодетерминации, одним из таких факторов является психологическая потребность в автономии - стремление человека к независимому самостоятельному выбору направлений развития своей личности [26; 27]. Именно потребность в автономии лежит в основе внутренне мотивированного поведения, которое проявляется в свободном включении и участии человека в деятельности, совершаемой по собственной инициативе, то есть на основе собственного выбора. Удовлетворение потребности в автономии - необходимое условие для развития личности, ее психологического благополучия и здоровья и эффективности в различных видах деятельности, в том числе в профессиональной, научно-исследовательской и педагогической, что особенно важно для аспирантов. В связи с этим становится востребованным исследование специфики проявлений субъектности в ситуациях с наибольшей автономностью и ее отсутствием, что и определяет актуальность выбранной темы.

В теории самодетерминации доказана ведущая роль автономности человека в различных видах деятельности как для ее эффективности, так и для развития и психологического

© Еремеева А. В., 2020

благополучия человека. Вместе с тем в рамках данной теории при анализе автономности не использовался качественный анализ феноменологических описаний, который способен дать более широкое понимание о влиянии удовлетворенности потребности в автономии на проявления субъектности в ситуациях обучения в университете. Описания автономности деятельности человека в теории самодетерминации не совмещались с исследованием проявлений субъектности при сравнении ситуаций наибольшей автономности и ее отсутствия. Теоретически значимо соединить ранее разрозненные составляющие, а именно представления об автономности, проявлениях субъектности и качественный способ анализа феноменологического описания ситуаций, в одном исследовании.

В философии понятие автономности определялось через категорию субъекта и изначально использовалось в политике. Кант первым распространил понятие автономности на сферу личностных качеств человека, а не государства. Философ рассматривал автономность как свойство индивидуального субъекта, подразумевая под ней стержень свободы и независимости человека. Под влиянием буржуазной революции Кант создал трансцендентальную теорию познания, в которой сформулировал новый взгляд на субъект и объект познания и отношения между ними. В качестве субъекта Кант рассматривает трансцендентальное сознание, а в роли объекта - предмет, созданный им. Подобная трактовка категорий субъекта, объекта и их взаимосвязи сохраняется в гносеологии до сих пор [13].

В психологии существует проблема определения категориального статуса понятия субъекта. Причина заключается в многозначности и недостаточной разработанности данного термина. Л. С. Рубинштейн связывает категорию субъекта с понятием личности: «...личность, бесспорно, является субъектом деятельности и сознания - тем, кто мыслит, чувствует, действует, от кого исходят действия» [18]. К. А. Абульханова-Славская считает, что субъект - не идеал, а лишь постоянное движение к нему личности путем конструктивного разрешения противоречий, поскольку только в процессе приобретения опыта конструктивного разрешения противоречий человек становится субъектом [2]. А. В. Брушлинский утверждает, что субъект - человек, обладающий психикой, не отдельные психические качества, виды активности, а сам человек - общающийся, деятельный [6]. Согласно В. В. Знакову, субъект - активный и сознательный творец своей жизни, а в категории субъекта воплотились представления психологов о качественно определенном способе самоорганизации, саморегуляции личности, согласовании внешних и внутренних условий осуществления деятельности, то есть, в конечном счете, бытия человека [9]. Таким образом, под категорией субъекта, прежде всего, понимается человек как носитель деятельности, общения и познания.

Между категорией субъекта и понятием автономности существует глубокая содержательная связь. Автономность, самостоятельность и независимость считаются определяющими качествами для субъекта, поскольку данные черты наиболее точно характеризуют последнего в классическом понимании как активного деятеля. А. В. Брушлинский рассматривает категорию субъекта как человека на высшем уровне развития активности, целостности (системности), автономности [5]. Все это заставляет думать, что в психологии, как и в философии, автономность является атрибутивным качеством субъекта деятельности. Г. С. Прыгин отмечает, что истинно «субъектная» активность может проявляться в деятельности, порожденной исключительно внутренними, собственными потребностями осознанно, свободно выбранной личностью, причем сам процесс и результат деятельности всегда переживается личностью эмоционально [16]. Соответственно, человек может в полной мере проявить субъ-ектность лишь в активности, удовлетворяющей его психологическую потребность в автономии. По отношению к контексту образования созвучна этому позиция Н. Ф. Коряковцевой, которая под автономностью подразумевает способность субъекта самостоятельно выполнять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею, осуществлять рефлексию и коррекцию, накапливать индивидуальный опыт, принимать квалифицированные решения без помощи преподавателя и принимать на себя его функции [11].

Взаимосвязь категорий субъекта и личности также является одним из наиболее дискуссионных и важных вопросов в психологии. Существует два подхода к решению данной проблемы: акмеологический и эволюционный. В акмеологическом подходе субъект рассматривается как вершина развития личности. Представитель данного подхода К. А. Абульхано-ва-Славская определяет субъект как гармоничную, самореализующуюся личность, достигшую вершины в «иерархическом» развитии. Исследователь отмечает, что личность становится субъектом, когда она выступает таким центром самоорганизации и саморегуляции, который

позволяет ей соотноситься с действительностью целостным, а не парциальным образом» [3]. Эволюционный подход предполагает постепенное развитие человека как субъекта. Е. А. Сер-гиенко предлагает разрешить противоречия между двумя подходами при помощи континуально-генетического принципа к анализу развития субъектности на основе системно-субъектного подхода [17]. В рамках этого подхода Е. А. Сергиенко рассматривает личность как стержневую структуру субъекта, которая задает общее направление самоорганизации и саморазвитию [21]. Соотношение категорий субъекта и личности представляется в виде командного и исполнительного звеньев, то есть личность задает направление движения, а субъект - его реализацию через координацию выбора целей и ресурсов индивидуальности человека. В любом случае, личность и субъект - взаимосвязанные стороны человека. Последний выступает одновременно в роли активного деятеля как субъект деятельности и в качестве личности как субъекта собственной жизнедеятельности, автора своей жизни [14].

Обобщая взгляды отечественных исследователей, Г. С. Прыгин выделяет три ступени процесса развития личности в качестве субъекта [16]. Первая ступень - субъект деятельности или личность, способная проявить в деятельности высокий уровень эффективной самостоятельности и достигнуть при этом запланированного результата, соответствующего субъективным критериям успешности. Вторая ступень - субъект жизнедеятельности, который носит обобщающий характер, поскольку жизненный путь человека включает познание, деятельность, общение и другие проявления психической активности. Третья ступень - субъект нравственного развития, или высшая ступень духовного развития личности. Стоит отметить, что уже ранее понятие субъекта было успешно распространено на целостную жизнь человека [1; 19; 20].

Раскрывая категорию субъекта, невозможно обойти понятие субъектности и ее проявлений. Понятию субъектности, как и субъекта, свойственна полисемия. Субъектность интерпретируется как способ бытия человека (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев) [23], характеристика активности (А. К. Осницкий) [15], способность к саморегуляции (А. О. Конопкин) [10], отношение к себе как к деятелю (Е. А. Волкова) [7]. Вместе с тем достаточно часто субъектность рассматривается как характеристика или качество личности. По мнению В. В. Знакова, З. И. Рябикиной и Е. А. Сергиенко, субъектность - это формальная характеристика личности, необходимая предпосылка ее становления [17]. При этом В. В. Знаков уточняет, что субъект-ность - сущностная характеристика психического, сопоставимая с биологическими и социальными характеристиками человека [8]. В. Д. Шадриков понимает под субъектностью системное качество личности, в основе которого лежит ряд конкретных характеристик и способностей, обеспечивающих возможность проявления личностью своей индивидуальности, субъективности, вопреки внешним противодействиям, и характеризующих ее как субъекта (деятельности, отношений, жизненного пути и т. д.) [25]. Л. А. Стахнева определяет субъект-ность как центральное образование человеческой реальности, которое возникает на определенном уровне развития личности и представляет новое системное качество, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворчеству, способность производить изменения в мире и в самом себе [24]. Согласно А. В. Брушлинскому, субъектность как характеристика личности всегда включает отношение человека к собственным психическим процессам, свойствам и состояниям [5]. Очевидно, что под субъектностью преимущественно подразумевается специфическое качество личности, которое проявляется в ее способности к самодетерминации и саморазвитию.

Вопрос о проявлениях субъектности также требует разрешения. К. А. Абульханова-Слав-ская предполагает, что субъектность выражается в способе интерпретации действительности и диспозиции, потому что особым качеством субъекта является его отношение к жизни как к личной проблеме [2]. Л. А. Стахнева считает, что субъектность человека проявляется в его деятельности, общении и самосознании [24]. Л. А. Карпенко дополняет проявления субъектности витальностью человека [12]. Согласно Е. А. Сергиенко, субъектность человека формируется и выражается в процессе осуществления трех функций: когнитивной, регулятивной и коммуникативной, а именно: понимания, континуума субъект-субъектных и субъект-объектных взаимодействий, контроля поведения и самопроизвольности [22]. По мнению В. Д. Шадрико-ва, в каждом виде деятельности субъектность проявляется по-своему, поскольку разные виды деятельности требуют решения различных задач. Если задачи деятельности требуют волевых усилий, то на первый план будут выходить волевые качества субъекта. Если требуется анализ внешнего материала, то на первый план будут выступать рефлексивные и интеллек-

туальные качества субъекта. Если задачи деятельности предполагают удержание или отстаивание собственной позиции и собственных интересов, то будут доминировать такие качества, как резистентность и устойчивость к внешним манипуляциям и давлению [25]. Было принято решение следовать положению В. Д. Щадрикова о приобретении субъектности качественного своеобразия в различных видах деятельности при сохранении общего ядра.

Поскольку между субъектом и автономностью есть взаимосвязь, то логично предположить, что существуют определенные отношения между субъектностью и автономностью. В психологии автономность понимаемая как самостоятельность, является одновременно атрибутивным качеством субъекта [16] и структурным элементом субъектности [4]. В частности, в этой последней роли автономность рассматривается для характеристики позиции в межличностных отношениях, наряду с пониманием и принятием другого, доминантностью и подчинением, нонконформизмом [4]. В структуре субъектности выделяют такие элементы, как: активность, креативность, целостность, рефлексивность, осознанность поведения, свободу, ответственность и внутренний локус контроля [4].

Проведенный анализ понятий субъекта, субъектности и автономности демонстрирует, что, несмотря на многообразие и противоречивость их определений в психологии, существует возможность установления их взаимоотношений. Так, под субъектом преимущественно понимается человек, проявляющий активность и самостоятельность в организации и выполнении деятельности и своей жизнедеятельности в целом. Понятие субъектности используется для обозначения способности человека быть субъектом деятельности, в том числе жизнедеятельности. Проявления субъектности могут быть разными в зависимости от вида осуществляемой деятельности и поставленных задач. Понятие автономности одновременно является атрибутивным или определяющим качеством субъекта и структурным элементом субъектности.

На основании проведенного теоретического анализа была выдвинута гипотеза о том, что существует специфика проявлений субъектности в ситуациях наибольшей автономности и в ситуациях ее отсутствия.

Цель исследования - выявить специфику проявлений субъектности в зависимости от преобладания автономности и неавтономности действий субъекта в различных ситуациях.

Ключевым вопросом для настоящей статьи станет вопрос о том, каковы проявления субъектности в ситуациях автономности и неавтономности при реализации процессов образования и включенных в этот процесс деятельностей.

Метод. В исследовании приняли участие 115 аспирантов Казанского университета, обучающиеся на информационно-математических и естественно-научных направлениях образования. В форме свободного эссе они описали две противоположные по преобладанию внешней и внутренней мотивации ситуации своей деятельности в университете и потом сравнили эти ситуации между собой по предложенным ими самими критериям. Для обработки данных использовались методы контент-анализа и частотный анализ текста.

Результаты. Первым этапом исследования стало выявление первоначальных критериев контент-анализа текста (смысловых единиц), которые различали описания ситуаций автономности и неавтономности. На втором этапе исследования на основе обобщения первоначальных критериев были выделены 13 вторичных категорий контент-анализа текста. Все эти категории в совокупности наиболее полно описывали характеристику различий ситуаций автономности как преобладания внутренней мотивации и неавтономности как преобладания внешней мотивации. На третьем этапе исследования были выявлены подкатегории, которые раскрывали содержание категорий и показывали их вариативность в ситуациях наибольшей автономности и ее отсутствия.

Среди 13 категорий были компоненты психических состояний (эмоциональные, интеллектуально-эмоциональные, волевые и психофизиологические) и процессуальные и результативные параметры ситуаций: ценность ситуации, фактор времени в ситуации (восприятие времени, скорость работы, прокрастинация), оптимальность состояния по отношению к деятельности (включенность в ситуацию, погруженность в работу, самоотдача), раскрытие творческого потенциала автора, внутренняя или внешняя атрибуция успеха или неудачи, влияние ситуации на отношения субъекта с другими людьми, запоминание или забывание материала, полученного в ситуации, влияние ситуации на идентичность и/или самооценку автора, применение приобретенного опыта в дальнейшем.

Внутри категорий, описывающих компоненты психических состояний, были выделены подкатегории на основе позитивной и негативной модальности. В результате были получены следующие подкатегории: позитивные и негативные эмоциональные, интеллектуально-эмоциональные, психофизиологические проявления и волевые усилия. По аналогии также были выделены другие четыре подкатегории: положительное или негативное влияние ситуации на идентичность и/или самооценку автора, влияние ситуации на отношения субъекта с другими людьми.

Категории, описывающие процесс протекания, эффективность и результативность деятельности, были поделены на подкатегории на основании наличия или отсутствия какого-либо признака. Так, были выделены следующие подкатегории: полезность и бесполезность, запоминание и забывание материала, полученного в ситуации, а также наличие и отсутствие прокрастинации, оптимальности состояния по отношению к деятельности, раскрытия творческого потенциала автора в ситуации.

Среди оставшихся категорий подкатегории были выявлены на основе других разнообразных критериев. В категории внутренней или внешней атрибуции успеха или неудачи были выявлены четыре подкатегории на основе положения локуса контроля субъекта и оценки результата его деятельности. Так, были получены следующие подкатегории: приписывание успеха внешним факторам; приписывание успеха внутренним факторам; приписывание неудачи внешним факторам и приписывание неудачи внутренним факторам. В категории восприятия времени были выделены подкатегории, исходя из субъективного ощущения скорости течения времени: ускоренное и замедленное восприятие времени. Категория скорости работы была разделена на подкатегории на основании темпа деятельности: высокая и низкая скорость работы.

В случае с категориями, описывающими компоненты психических состояний, было принято решение принимать за единицу анализа непосредственное упоминание состояния, представленное в тексте в различных словоформах с учетом спряжения и склонения исходного слова (радость, радости) и частей речи (радость, радостно, радовался). Некоторые единицы анализа были объединены, поскольку имели схожую семантику (гнев и злость, непонимание и тупость). При подсчете единиц категорий, описывающих результат и процесс протекания деятельности, было решено ориентироваться на упоминание конкретных слов и на значение высказывания. Таким образом, в первом случае единицы анализа были преимущественно зафиксированы в определенных словах и словоформах, а во втором случае рассматривались индивидуально с учетом контекста, поскольку в текстах эссе данные единицы категорий облекались участниками в совершенно разные формы. Результаты исследования подробно представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Подкатегории, категории и семантические единицы, связанные с компонентами психических состояний

bd Эмоциональные проявления Волевые усилия

bd с П Н П Н

w и Радость Гордость Воодушевление Счастье Облегчение Удовольствие Удовлетворенность Отсутствие радости Страх Стыд Злость (гнев) Тревога Вина Подавленность Раздражение Разочарование Грусть Уверенность Решимость Отсутствие уверенности

bd Интеллектуально-эмоциональные проявления Психофизиологические проявления

bd с П Н П Н

w и Легкость Окрыленность Интерес Увлеченность Творческое воображение Отсутствие интереса Скука Непонимание (тупость) Рассеянность Бодрость Комфорт Усталость Утомление Стресс Отсутствие усталости Дискомфорт

Условные обозначения: К - категории, ПК - подкатегории, СЕ - семантические единицы, П - позитивные, Н - негативные.

Таблица 2

Категории и подкатегории, связанные с результатом и процессом протекания деятельности_

Категории Подкатегории

Применение приобретенного опыта в дальнейшей жизни Применение приобретенного опыта в дальнейшем

Отсутствие применения приобретенного опыта в дальнейшем

Запоминание или забывание материала, полученного в ситуации Запоминание материала, полученного в ситуации

Забывание материала, полученного в ситуации

Раскрытие творческого потенциала автора в ситуации Раскрытие творческого потенциала автора в ситуации

Отсутствие раскрытия творческого потенциала автора в ситуации

Оптимальность состояния по отношению к деятельности Оптимальность состояния по отношению к деятельности

Отсутствие оптимальности состояния по отношению к деятельности

Внутренняя или внешняя атрибуция успеха или неудачи Приписывание успеха внешним факторам

Приписывание успеха внутренним факторам

Приписывание неудачи внутренним факторам

Приписывание неудачи внешним факторам

Влияние ситуации на отношения субъекта с другими людьми Положительное влияние ситуации на отношения субъекта с другими людьми

Негативное влияние ситуации на отношения субъекта с другими людьми

Влияние ситуации на идентичность и самооценку автора Положительное влияние ситуации на идентичность и самооценку автора

Негативное влияние ситуации на идентичность и самооценку автора

Фактор времени Ускоренное течение времени

Отсутствие прокрастинации

Высокая скорость работы

Прокрастинация

Замедленное течение времени

Низкая скорость работы

Ценность ситуации Полезность

Бесполезность

Рассмотрим категории контент-анализа и проиллюстрируем их примерами из эссе. Следует отметить, что в смысловые единицы категорий вошли критерии, наиболее часто упоминаемые респондентами в текстах эссе.

Первая категория эмоциональные проявления психических состояний включает две подкатегории - позитивные и негативные проявления. Позитивные эмоциональные проявления содержат следующие смысловые единицы: радость, гордость, воодушевление, счастье, облегчение, удовольствие и удовлетворенность. Негативные эмоциональные проявления включают другие смысловые единицы: отсутствие радости, страх, стыд, злость (гнев), тревога, вина, подавленность, раздражение, разочарование и грусть. Примеры употребления смысловых единиц категории в текстах эссе: «и меня переполняла гордость за нас, ведь когда-то мы начинали газету со штатом в 2 человека, и вот сейчас нас больше, и мы делаем то, что приносит удовольствие не только нам», «я до сих пор помню те радостные эмоции, которые мы испытывали, видя, как дети получают подарки, радуются созданной для них сказке и внезапно принесенному чуду», «после 30 минут ковыряния в программе, при том что она вылетала на определенных операциях, от злости уже лезли всякие бранные слова и хотелось швырнуть в экран монитора мышь или клавиатуру», «все это время я нервничал и переживал, и от одной только мысли, что я сам, один, уже давно мог сдать эту работу, меня брала страшная злость».

Вторая категория интеллектуально-эмоциональные проявления психических состояний содержит подкатегории - позитивные и негативные проявления. Позитивные интеллектуально-эмоциональные проявления представлены пятью смысловыми единицами: легкость, окрыленность, интерес, увлеченность и творческое вдохновение. Негативные интеллектуально-эмоциональные проявления выражаются в других смысловых единицах: отсутствии интереса, скуке, непонимании (тупости) и рассеянности. Примеры использования смысловых единиц категории в эссе: «это было интересно и сложно, нам задавали вопросы не только по протоколам приготовления препаратов, но и по структуре, составу красителей...»,

«я испытывала неподдельный интерес к теме своего исследования», «в процессе подготовки мне постоянно приходилось через силу повторять уже давно пройденный материал, который был мне совершенно неинтересен».

Третья категория психофизиологические проявления психических состояний включает подкатегории - позитивные и негативные проявления. Позитивные психофизиологические проявления представлены двумя смысловыми единицами: бодростью и комфортом. В негативные психофизиологические проявления входят такие смысловые единицы, как: усталость, утомление, стресс, отсутствие усталости и дискомфорт. Примеры употребления смысловых единиц категорий из эссе: «когда я решала сделать что-то сама, это не вызывало у меня чувства внутреннего дискомфорта», «после наблюдений было ощущение усталости, но всегда только физической, эмоционально чувствовался подъем», «после пар физических сил было достаточно даже для тренировки, но моральное состояние было несколько апатичным», «при сортировке книг, как раз наоборот, кругом царил хаос и суета, были крики и споры, что вызывало чувство дискомфорта и головные боли», «за дни работы я устал так, как будто разгружал вагоны, тусклый взгляд, апатию, мешки под глазами замечали все окружающие».

В четвертую категорию волевые проявления психических состояний входят две подкатегории - позитивные и негативные проявления. Позитивные волевые проявления содержат такие смысловые единицы, как: уверенность и решимость. Негативные волевые проявления включают одну единицу - неуверенность. Примеры смысловых единиц категорий из эссе: «при защите магистерской диссертации у меня была уверенность, что эту работу лучше меня никто не знает», «у меня не было столь сильной уверенности в своих силах, как у моего научного руководителя во мне», «я была невероятно горда собой, что я все же решилась, что попробовала и смогла, что достигла цели».

Пятая категория применение приобретенного опыта в дальнейшей жизни состоит из двух подкатегорий: применение опыта и отсутствие применения опыта в дальнейшем. Примеры использования единиц категорий из эссе: «навыками, полученными там, я пользуюсь и сегодня», «я получил ценный опыт действия в критической ситуации в условиях, когда ты не можешь позволить себе послабления и оправдания», «хоть эта работа мне не очень нравилась, но благодаря ей я получил опыт, который применил при выполнении последующих научно-исследовательских работ, а также при написании магистерской диссертации», «и, наверное, это даже помогло мне при устройстве на достойную работу», «этот случай надолго остался в моей памяти как пример бессмысленного опыта, полученного мной в университете».

Шестая категория запоминание или забывание материала, полученного в ситуации, содержит две подкатегории: запоминание и забывание материала. Примеры употребления единиц категорий в текстах эссе: «знания засели в моей голове до сих пор, хотя прошло уже более 6 лет», «трудно вспомнить освоенные в этот период методики, нет четкой последовательности и структуры всех проведенных занятий и экспериментов», «в первой ситуации материал крепко засел в голове, он тебе нравится, ты его не хочешь забывать, ты его используешь, ты гордишься тем, что ты его знаешь», «только ты использовал материал для того, для чего должен был изучать его, как всё - как говорится: "сдал - забыл!"», «всё, что ты изучил, мгновенно покидает голову», «я не понимала, что и как надо было сделать, всё, что говорили на лекции, уже давно забылось, всё происходило настолько быстро, времени оставалось всё меньше и меньше».

В седьмую категорию раскрытие творческого потенциала автора в ситуации вошли две подкатегории: раскрытие творческого потенциала и отсутствие раскрытия творческого потенциала. Примеры единиц категорий из эссе: «не было свободы для творчества, всё сухо и только по заданной схеме», «каждое решение, свобода в выборе направления движения, возможность творческого подхода, отсутствие ограничений», «помню, как приятно было писать слова в блокноте, что-то перечеркивать, писать заново, придумывать рифмы, это был самый настоящий творческий процесс», «выступлениями на сцене я дышала, атмосфера творчества, парящая в воздухе во время подготовки к фестивалю, туманила мозг», «всё это похоже на ситуацию на работе, где за маленькую зарплату тебя просят выполнить много работы, контролируют все твои действия, ограничивая возможность творческого подхода.», «это была монотонная работа, требующая определенного набора действий, не было места креативу и творчеству».

Восьмая категория оптимальность состояния по отношению к деятельности включает две подкатегории: оптимальность состояния и отсутствие оптимальности состояния по отношению к деятельности. Примеры использования единиц категорий из эссе: «сей-

час, во время написания данного эссе, я даже не припомню, когда в последний раз так сильно погружался в рабочий процесс», «я не могла сконцентрироваться даже на простых вещах», «все мысли, все разговоры были посвящены моей работе», «я уходила с головой в работу», «у меня было ощущение погружения в работу», «я практически не отвлекался и был погружен в дело», «я был погружен в собственные мысли, но не в дело, и, как итог, не слышал просьб коллег, "провалился" из окружающего мира».

Девятая категория внутренняя или внешняя атрибуция успеха или неудачи состоит из четырех подкатегорий: приписывание успеха внешним факторам; приписывание успеха внутренним факторам; приписывание неудачи внешним факторам; приписывание неудачи внутренним факторам. Примеры употребления единиц категорий из эссе: «ничего не зависело от моей подготовки», «несмотря на все сложности, я хорошо защитила курсовую работу, но я не почувствовала от этого большой радости, у меня не было чувства, что это мое достижение», «а потом было такое приятное чувство, что я сама смогла реализовать задуманное и даже не "плакала", это как в стихотворении: "а можно взять и прочитать..."», «наверно, это была и моя вина, что я не взяла себя в руки и не отнеслась более серьезно к этому предмету», «тема была "Ряды", но ее все плохо поняли, так как преподаватель практики объяснила ее всего за одну пару, а полагается ее проходить минимум 6 пар, поэтому вся группа с треском провалила контрольную», «даже при тщательной подготовке часть вопросов у меня не принимали», «я был зол, злился на преподавателя, злился на себя, что недостаточно подготовился, и весь день было ужасное настроение».

Десятая категория влияние ситуации на отношения субъекта с другими людьми содержит две подкатегории: положительное влияние ситуации и отрицательное влияние ситуации на отношения с другими людьми. Примеры единиц категорий из эссе: «не буду рассказывать, какого труда мне стоило убедить уверенного в своей правоте преподавателя в его ошибках и чего мне только не пришлось услышать в свой адрес, но думаю опустить такие подробности», «отношения с одногруппниками не заладились, и я была все время одна», «ко мне относились как к троечнику из физфака», «я потерял в эти периоды достаточно большое количество друзей, ну, я с ними общаюсь, но уже чувствуется, что уже не поговорить на задушевные темы, и времени на меня они уже выделяют, столько же, как я выделял на них», «после распределения по профилям на кафедры мы также продолжали ощущать недолюбливание на себе, недолюбливание выражалось в занижении оценок "геоэкологам", тяжелых дополнительных вопросах на зачетах и экзаменах, да это даже выразилось при сдаче диплома».

В одиннадцатую категорию влияние ситуации на идентичность и/или самооценку автора вошли две подкатегории: положительное влияние ситуации и негативное влияние ситуации на идентичность и/или самооценку автора. Примеры использования единиц категорий из эссе: «я поняла, насколько я сильна духом, насколько сдержана и что не все так страшно и порой, хоть и сложно, но можно немного пойти наперекор своим принципам», «в тот момент я действительно почувствовала себя всезнайкой, как бы смешно это ни звучало», «я просто шестеренка механизма, болтик, гайка», «результат меня порадовал, и именно после этой автономности (в то время для меня она не была названа этим страшным словом) я поверила в свои силы и организаторские способности», «в такие моменты чувствуешь себя ничтожным, слабым, неспособным решить элементарную задачу».

Двенадцатая категория фактор времени включает три группы подкатегорий: восприятие времени, прокрастинацию и скорость работы. Группа восприятие времени состоит из двух подкатегорий: ускоренное и замедленное восприятие времени. Примеры употребления единиц категории в эссе: «три месяца пролетели как один день», «эта неделя тянулась по ощущениям максимально долго», «организация праздника для детей пролетела как один миг», «поэтому, когда работал над проектом, не замечал времени, впрочем, как и весь коллектив», «мне казалось это будет длиться вечность», «данная работа заняла 3 часа, но ощущение после проделанной работы было, будто прошел целый рабочий день».

Группа прокрастинация содержит две подкатегории: прокрастинацию и отсутствие прокрастинации. Примеры единиц категорий в текстах эссе: «во время подготовки к экзамену ты больше пьешь чая и смотришь сериалов, тебе скучно, всё тянется и тянется и не дает никакого удовольствия», «это один из немногих случаев, когда во время подготовки я не отвлекался на посторонние дела», «я буквально мучился с этим заданием, много отвлекался во время его выполнения то в телефон, то в окно: пустая парковка во дворе вдруг показалась колоритной, я изучил все ее углы, выучил номера редких автомобилей», «всегда хотелось

отвлечься на что-то более интересное, например, решить проблемы, которые не мог решить на работе, посмотреть видео или поиграть на гитаре», «началось с того, что я просто каждый день откладывал начало работы на завтра или на понедельник, или после того или иного дела каждый день я придумывал себе причины, чтобы не начинать работу, а малейшие мысли о предстоящем вводили в уныние», «навел порядок на столе, проветрил комнату и снова сел читать, в дверь постучали, и на пороге появилась коллега, которая предложила выпить кофе, "почему бы и нет", - радостно подумал я, доставая только что убранную чашку из под чая и печенье, так прошло еще три часа».

В группу скорость работы вошли две подкатегории: высокая и низкая скорость работы. Примеры из эссе: «эта работа захватила меня с головой, и текст был готов дня за три», «все делалось с энтузиазмом и большим рвением получения конечного результата, поэтому возникло опережение плана, из-за чего была почти полностью выполнена программа максимум», «в итоге выполнение данной работы заняло в два раза больше времени, чем было запланировано», «статья писалась легко, и всё, что нужно было для ее написания, находилось и вычислялось в короткие сроки», «подготовка к сложному экзамену заняла всего неделю по два-три часа в день, вместо нескольких месяцев и траты по половине дня (так было полгода назад до описываемых событий)», «в итоге работа, которую можно было выполнить за пару дней, заняла больше месяца непрерывного труда и еще несколько месяцев висела в голове тяжелым грузом как некая неприятная деятельность в будущем».

Тринадцатая категория ценность ситуации включает две подкатегории: полезность и бесполезность. Примеры подкатегорий из эссе: «я чувствовала, что смогла создать нечто полезное для себя и других», «это, безусловно, очень полезный опыт, на мой взгляд, не бывает бесполезного опыта, и я бы пользу от этого для себя оценил бы в 100 %», «а пользы от абстрактного обдумывания абстрактного будущего в неподходящей обстановке мало как для меня, так и других людей», «я получил от этого огромную выгоду, это помогло мне уже в дальнейшем лучше понимать темы, мне не приходилось так много сидеть за учебниками, я мог уже больше заняться собой, своими делами», «итог был весьма плачевен, нет, не подумайте, ничего страшного не случилось, итоговая конференция была, тезисы напечатали, но ничего нового, положительного, поучительного я не получила».

Обсуждение. Основная гипотеза нашего исследования заключалась в том, что существует специфика проявлений субъектности в ситуациях наибольшей автономности и ее отсутствия. В результате проведенного исследования данная гипотеза подтвердилась. Полученные результаты позволяют выдвинуть предположение, что степень удовлетворенности потребности в автономии влияет на качественные характеристики проявлений субъектно-сти, а именно на компоненты психических состояний, процессуальные и результативные параметры деятельности.

Результаты исследования соответствуют предположению В. Д. Шадрикова о том, что проявления субъектности могут быть разными в зависимости от вида осуществляемой деятельности и поставленных задач [24]. Кроме того, результаты демонстрируют, что субъект-ность проявляется в деятельности, что также соответствует позиции Л. А. Стахневой по данному вопросу [23].

Следует отметить, что данное исследование имеет ограничения, связанные со спецификой качественного метода контент-анализа текстов. Первое ограничение заключается в том, что текст всегда менее сложен, чем сознание автора, которым он порожден, а также в том, что текст является лишь упрощенным и редуцированным отражением реальности. Второе ограничение связано с возможностью обобщения полученных результатов. В ходе исследования были выделены категории с наиболее часто упоминаемыми смысловыми единицами в текстах эссе высокообразованной и молодой выборкой. Возможно, изменение выборки по критериям уровня образования, возраста и пр. может привести к изменению категорий контент-анализа текста.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Своеобразие проявлений субъектности в ситуациях наибольшей автономности и ее отсутствия выражается в психических состояниях и процессуальных, результативных параметрах деятельности.

2. Проявления субъектности, которые относятся к психическим состояниям, содержат эмоциональные, интеллектуально-эмоциональные, психофизиологические проявления и волевые усилия.

3. Проявления субъектности, которые связаны с результатом и процессом протекания деятельности, включают параметры времени и ценности ситуации, а также ее влияние на автора и отношения с другими людьми.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 3-21.

2. Абульханова-Славская К. А. Психологическая наука в России ХХ столетия: Проблемы теории и истории. М., 1997. 575 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., 1999. 224 с.

4. Ануфриюк К. Ю. Типы субъектности у подростков // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского Т. 1. М. : Институт психологии РАН, 2013. С. 232-234.

5. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. М. : ПЕР СЭ, 2002. С. 9-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М., 2003. 272 с.

7. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998.

8. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М. : Институт психологии РАН, 2005. 448 с.

9. Знаков В. В. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания высказывания в межличностном общении // Психология индивидуального и группового субъекта. М. : ПЕР СЭ, 2002. С. 144-160.

10. Конопкин О. А. Феномен субъектности в психологии личности // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 148-150.

11. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // ИЯШ. 2001. № 1. C. 9-11.

12. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, 1998. 512 с.

13. Лекторский В. А. Проблема субъекта и объекта в классической немецкой и современной буржуазной философии. М. : Высшая школа, 1965. 124 с.

14. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование личностного развития : монография. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. 405 с.

15. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.

16. Прыгин Г. С. О понятиях «субъект деятельности» и «субъект жизнедеятельности» с позиции субъектной регуляции // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского Т. 1. М. : Институт психологии РАН, 2013. С. 156-159.

17. Психология субъекта и психология человеческого бытия : монография / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2009. 713 с.

19. Салихова Н. Р. Построение жизни субъектом: саморегуляция и/или самоорганизация // Ученые записки Казанского университета. 2012. Т. 154. Кн. 6. С. 268-279.

20. Салихова Н. Р. Ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта : диссертация на соискание ученой степени д-ра психолог. наук. Казань, 2011.

21. Сергиенко Е. А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии. М. : Институт психологии РАН. 2007. С. 13-28.

22. Сергиенко Е. А. Развитие идей А. В. Брушлинского: соотношение категорий субъекта и личности // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского Т. 1. М. : Институт психологии РАН, 2013. С. 41-44.

23. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.

24. Стахнева Л. А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Ученые записки Орловского государственного университета. 2010. № 1. С. 345-349.

25. Шадриков В. Д. Субъект и субъектность деятельности: определение понятий // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского Т. 1. М. : Институт психологии РАН, 2013. С. 176-179.

26. Deci E. L. The «what» and «why» of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior / E. L. Deci, R. M. Ryan // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. Рр. 227-268.

27. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N. Y. : Guilford, 2017. 756 p.

Specificity of subjectivity manifestations in situations of autonomy

and non-autonomy

А. V. Eremeeva

postgraduate student of the Department of general psychology, Kazan Federal (Volga region) University.

Russia, Kazan. E-mail: alina_eremeeva@list.ru

Abstract. Throughout the world there is intellectualization of labor, increases the need for specialists with high qualification, ability to initiate their activities and to act independently, to make important decisions and take responsibility for them, i.e., to be subjects of their own life. There is a need to study the factors that contribute to the development of these properties in the individual. According to the theory of self-determination, one of these factors is the psychological need for autonomy - the desire of a person to feel like the initiator of their own actions, to independently control their behavior, to act in harmony with themselves. Accordingly, the study of the influence of the degree of satisfaction of the need for autonomy at the stages of formation of the subject as a professional, i.e. in the process of education, becomes particularly relevant. The purpose of the study is to determine the specifics of the manifestations of subjectivity in situations of autonomy and non-autonomy of human actions in the educational process. Respondents (n = 115) in the form of a free essay described the polar nature of motivation (external or internal) of their activity at the university. The text content analysis method was used for data processing. Identified the following characteristics that distinguish a situation of autonomy and newtonmore action of the subject: emotional, intellectual-emotional, psycho-physiological manifestations of mental conditions, willpower, procedure and performance indicators of the situations (the value of the situation), the time factor in a situation (perception of time, speed, procrastination), the optimality condition in relation to the activities (involvement in the situation, involvement in work, commitment), the disclosure of creativity of the author, internal or external attribution of success or failure, the impact of the situation on the relations of the subject with other people, remembering or forgetting of material learned in a situation influence on identity and/or self-esteem of the author, the application of acquired experience in the future. The field of application of the results obtained is the training of future scientific and pedagogical personnel in higher educational institutions.

Keywords: subject, subjectivity, manifestations of subjectivity, mental state, need for autonomy, self-determination theory.

References

1. Abul'hanova K. A. Princip sub"ekta v otechestvennoj psihologii [The principle of the subject in Russian psychology] // Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki - Psycology. Journal of the Higher School of Economics. 2005. No. 4. Pp. 3-21.

2. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Psihologicheskaya nauka v Rossii XXstoletiya: Problemy teorii i istorii [Psychological science in Russia of the XX century: Problems of theory and history]. M. 1997. 575 p.

3. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Psihologiya i soznanie lichnosti. (Problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noj lichnosti): Izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology and consciousness of personality. (Problems of methodology, theory and research of real personality): Selected psychological works]. M. 1999. 224 p.

4. Anufriyuk K. Yu. Tipy sub'ektnosti u podrostkov [Types of subjectivity in adolescents] // Chelovek, sub'ekt, lichnost' v sovremennoj psihologii : materialy Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashchennoj 80-letiyu A. V. Brushlinskogo - Man, subject, personality in modern psychology : materials of International conference dedicated to the 80th anniversary of A. V. Brushlinskiy, vol. 1 M. Institute of psychology of RAS. 2013. Pp. 232-234.

5. Brushlinskiy A. V. O kriteriyah sub'ekta [On the criteria of the subject] // Psihologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta - Psychology of individual and group subject. M. PER SE. 2002. Pp. 9-33.

6. Brushlinskiy A. V. Psihologiya sub'ekta [Psychology of the subject]. M. 2003. 272 p.

7. Volkova E. N. Sub'ektnost' pedagoga: teoriya i praktika : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk [Subjectivity of the teacher: theory and practice : abstract of dis. ... Dr. of Psychological Sciences]. M. 1998.

8. Znakov V. V. Psihologiya ponimaniya: Problemy i perspektivy [Psychology of understanding: Problems and prospects]. M. Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. 2005. 448 p.

9. Znakov V. V. Sub'ekt-ob'ektnyj i sub'ekt-sub'ektnyj tipy ponimaniya vyskazyvaniya v mezhlichnostnom ob-shchenii [Subject-object and subject-subject types of understanding statements in interpersonal communication] // Psihologiya individual'nogo igruppovogo sub'ekta - Psychology of individual and group subject. M. PER SE. 2002. Pp. 144-160.

10. Konopkin O. A. Fenomen sub'ektnosti v psihologii lichnosti [The phenomenon of subjectivity in personality psychology] // Voprosy psihologii - Questions of psychology. 1994. No. 6. Pp. 148-150.

11. Koryakovceva N. F. Avtonomiya uchashchegosya v uchebnoj deyatel'nosti po ovladeniyu inostrannym yazykom kak obrazovatel'naya cel' [Student's autonomy in learning a foreign language as an educational goal] // IYaSh - Foreign languages at school. 2001. No. 1. Pp. 9-11.

12. Kratkij psihologicheskij slovar' - Short psychological dictionary / ed. - comp. L. A. Karpenko; under the general ed. of A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. Rostov-na-Donu. 1998. 512 p.

13. Lektorskij V. A. Problema sub'ekta i ob'ekta v klassicheskoj nemeckoj i sovremennoj burzhuaznoj filosofii [The problem of subject and object in classical German and modern bourgeois philosophy]. M. Vyshsaya shkola. 1965. 124 p.

14. Nizovskih N. A. Chelovek kak avtor samogo sebya: psihosemanticheskoe issledovanie lichnostnogo razvitiya : monografiya [Man as the author of himself: psychosemantic research of personal development : monograph]. M. ; Berlin. Direct-Media. 2014. 405 p.

15. Osnickij A. K. Problemy issledovaniya sub'ektnoj aktivnosti [Problems of research of subject activity] // Voprosy psihologii - Questions of psychology. 1996. No. 1. Pp. 5-19.

16. Prygin G. S. O ponyatiyah "sub'ekt deyatel'nosti" i "sub'ekt zhiznedeyatel'nosti'"s pozicii sub"ektnoj reg-ulyacii [On the concepts of "subject of activity" and "subject of life" from the perspective of the subject of regulation] // Chelovek, sub'ekt, lichnost' v sovremennoj psihologii: materialy Mezhdunarodnoj konferencii, posvyash-chennoj 80-letiyu A. V. Brushlinskogo - Man, subject, personality in modern psychology : materials of International conference dedicated to the 80th anniversary of A. V. Brushlinskiy. Vol. 1. M. Institute of Psychology of RAS. 2013. Pp. 156-159.

17. Psihologiya sub"ekta i psihologiya chelovecheskogo bytiya : monografiya - Psychology and the psychology of being human : monograph / under the editorship of V. V. Landmark, Z. I. Ryabikina, E. A. Sergienko. Krasnodar. Kuban State University. 2010. 371 p.

18. Rubinstein S. L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. SPb. Piter. 2009.

713 p.

19. Salihova N. R. Postroenie zhizni sub'ektom: samoregulyaciya i/ili samoorganizaciya [Building life by the subject: self-regulation and/or self-organization] // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta - Scientific notes of Kazan University. 2012. Vol. 154. Book 6. Pp. 268-279.

20. Salihova N. R. Cennostno-smyslovaya regulyaciya zhiznedeyatel'nosti sub'ekta : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni d-ra psiholog. nauk [Value-semantic regulation of the subject's life activity : dissertation for the degree of doctor of psychology]. Kazan. 2011.

21. Sergienko E. A. Zrelost': molyarnyj ili modulyarnyj podhod? [Maturity: molar or modular approach?] // Fenomen i kategoriya zrelosti v psihologii - Phenomenon and category of maturity in psychology. M. Institute of psychology, Russian Academy of Sciences. 2007. Pp. 13-28.

22. Sergienko E. A. Razvitie idej A. V. Brushlinskogo: sootnoshenie kategorij sub'ekta i lichnosti [Development of ideas of A. V. Brushlinskiy: the ratio of the categories of the subject and the person] // Chelovek, sub'ekt, lichnost' v sovremennoj psihologii: materialy Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashchennoj 80-letiyu A. V. Brush-linskogo - Man, subject, personality in modern psychology : materials of International conference dedicated to the 80th anniversary of A. V. Brushlinskiy. Vol. 1 M. Institute of Psychology of RAS. 2013. Pp. 41-44.

23. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie v psihologiyu sub'ektivnosti [Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: Introduction to the psychology of subjectivity]. M. Shkola-Press. 1995, 384 p.

24. Stahneva L. A. Ponimanie sub'ekta i sub'ektnosti v sovremennoj psihologii [Understanding the subject and subjectivity in modern psychology] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific notes of the Oryol State University. 2010. No. 1. Pp. 345-349.

25. Shadrikov V. D. Sub'ekt i sub'ektnost' deyatel'nosti: opredelenie ponyatij [Subject and subjectivity of activity: definition of concepts] // Chelovek, sub'ekt, lichnost' v sovremennoj psihologii: materialy Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashchennoj 80-letiyu A. V. Brushlinskogo - Man, subject, personality in modern psychology : materials of the International conference dedicated to the 80th anniversary of A. V. Brushlinskiy. Vol. 1. M. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. 2013. Pp. 176-179.

26. Deci E. L. The "what" and "why" of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior / E. L. Deci, R. M. Ryan // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. Pp. 227-268.

27. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N. Y. Guilford, 2017. 756 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.