Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СТУДИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА'

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СТУДИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
музыкально-компьютерные технологии / обучение в детской музыкальной школе / развитие творческих способностей / современное композиторское творчество / musical and computer technologies / training at children's music school / development of creative abilities / modern composer creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунькова А.Д., Фархадшин А.М.

В статье рассматриваются вопросы обучения современным компьютерным технологиям учащихся в детских школа искусства и детских музыкальных школах. Подробно описаны подходы и специфика обучения современным компьютерным технологиям учащихся по авторской программе «Я композитор» (автор Фархадшин А.М.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бунькова А.Д., Фархадшин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CARRYING OUT OCCUPATIONS OF STUDIO OF COMPUTER CREATIVITY

In article questions of training in modern computer technologies of pupils in nurseries school of art and children's music schools are considered. Approaches and specifics of training in modern computer technologies of pupils according to the author's program "I Am a Composer" (the author Farkhadshin A.M. are in detail described.).

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СТУДИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Бунькова А.Д.

Доцент кафедры художественного образования УрГПУ

Фархадшин А.М.

Студент 3 курса, профиля Музыкально-компьютерные технологии в образовании, УрГПУ СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СТУДИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА SPECIFICS OF CARRYING OUT OCCUPATIONS OF STUDIO OF COMPUTER CREATIVITY

Bunkova A.D.

Associate professor of art education of URAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Farkhadshin A.M.

The student of 3 course, profile Musical and computer technologies in education, URAL PEDAGOGICAL

UNIVERSITY

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы обучения современным компьютерным технологиям учащихся в детских школа искусства и детских музыкальных школах. Подробно описаны подходы и специфика обучения современным компьютерным технологиям учащихся по авторской программе «Я композитор» (автор Фархадшин А.М.)

ABSTRACT

In article questions of training in modern computer technologies of pupils in nurseries school of art and children's music schools are considered. Approaches and specifics of training in modern computer technologies of pupils according to the author's program "I Am a Composer" (the author Farkhadshin A.M. are in detail described.)

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, обучение в детской музыкальной школе, развитие творческих способностей, современное композиторское творчество.

Keywords: musical and computer technologies, training at children's music school, development of creative abilities, modern composer creativity.

Система дополнительного образования предоставляет детям широкие возможности для развития творческих способностей ребенка в различных сферах деятельности и областях знаний. Демократизация и гуманизация системы образования в Российской Федерации позволили рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие.

Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности. При стандартизации общего образования не потерять одаренного и талантливого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Оно помогает формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей и включению учащихся в социально полезную деятельность.

Музыкальная школа, а также музыкальное направление в детской школе искусств являются одной из самых широких баз распространения музыкальной культуры. Задачи, которые поставлены перед музыкальной педагогикой, требуют анализа процессов, происходящих в современной школе, призывают более широко применять активные

формы и методы обучения, технические средства, повышать эффективность и качество музыкального образования.

Традиционные методы образования меняются с учетом требований современности. Созданные в наше время новые формы, программы, комплексные планы обучения и воспитания - это результат решения актуальных проблем музыкального образования на государственном уровне.

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики XXI века является внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс образования. Музыкально-компьютерные технологии - новый взгляд на классическое музыкальное образование. Это перспективное, современное и востребованное направление. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень - информационное музыкальное образование.

Данное направление в образовании предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с компьютерным музицированием. Компьютер воспринимается как новый современный инструмент музыканта, основная задача которого - раскрытие творческого потенциала обучаемого.

Применение компьютерных обучающих программ в системе обучения в ДШИ и ДМШ реально может стать основой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Таким образом, внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс обучения в сфере дополнительного образования, изучение специализированных компьютерных программ в музыкальных школах как первой ступени в освоении будущей профессии своевременно и актуально.

Музыкально-компьютерные технологии в системе дополнительного образования предоставляют возможность экспериментировать, расширять музыкальный кругозор, развивать творческие способности более качественно, вызывая особый интерес у современных детей. А также применение в музыкальном образовании детей музыкально-компьютерных технологий способствует значительной активизации развития музыкального слуха, мышления и творческого потенциала детей.

В музыкальном образовании существует разрыв между практикой современного музыкального образования, новыми музыкальными устремлениями молодежи и традиционным образованием и эстетическим воспитанием.

Сегодня перед детской системой музыкального образования ставятся такие новые задачи, без которых невозможно дальнейшее развитие культуры в нашей стране, это:

Осуществление серьезной пропаганды современного искусства, развитие у детей аналитического музыкального мышления и практического воплощения своего творческого замысла, помощь и содействие детям в их профессиональном, творческом продвижении и т.д.

В современной жизни музыканта, композитора и просто любителя музыки владения навыками работы с компьютером просто необходимо.

В настоящее время технические возможности позволяют молодым музыкантам самостоятельно записывать и обрабатывать свои композиции в достаточно хорошем качестве.

Однако, чтобы научиться записывать, сводить и обрабатывать, необходимо обладать рядом базовых знаний в области музыкальной акустики и музыкально-компьютерных технологий.

Для занятий в студии компьютерного творчества была разработана учебная программа «Я - современный композитор».

В программу включены теоретические и практические занятия. Кроме освоения теоретического материала, программа предусматривает выполнения ряда практических заданий, направленных на освоение этапов обработки звуковых файлов. Это также способствует включению подрастающего поколения в сферу информационных технологий.

В процессе обучения ребенок знакомиться с теорией звука, звуковыми приборами, воспроизводящей и записывающей техникой. Осваивает навыки работы с компьютером, а так же учиться использовать общепринятую терминологию и обозначения. В итоге он получает базовые знания, которые всегда может применить на практике, занимаясь сочинением музыки или аранжировкой, и лишь в этом случае он полностью не прекратит свою связь с музыкой, как это обычно бывает. Именно область музыкально-компьютерные технологий

больше других способна дать возможность заниматься музыкой постоянно, - или в плане личностного самовыражения, или занятие музыкально -предпринимательской творческой самодеятельности. И чем больше детей получит эти навыки, тем больше вероятность продолжения их творческого совершенствования.

Курс рассчитан на 2 года обучения в рамках специального курса для детей от 14 лет в системе дополнительного образования.

Целью программы является создание условий для развития творческих и технических способностей подростков для дальнейшего их профессионального продвижения.

Задачи программы:

- развитие навыков работы со звуковым оборудованием;

- обучение работе с современными технологиями в области обработки аудио файлов;

- обучение владению программным обеспечением, позволяющим записывать и обрабатывать аудио информацию;

- сформировать навыки использования компьютера как инструмента для творчества и реализации своих способностей;

- расширять область профессиональных компетенций современного подрастающего поколения;

Занятия проводятся в различных формах, например таких как: тематические беседы; практическая работа в студии; интерактивные занятия; самостоятельная работа (домашняя работа), они проходят как в группах (5-8 человек), так и индивидуально (практические занятия).

По окончанию занятий обучающиеся получат следующие профессиональные навыки: умение пользоваться звуковой аппаратурой; знание и применения на практике правил технической эксплуатации звукотехнического оборудования; подбор и установка звукового оборудования; работа с компьютерными программами для записи и обработки звука;

Для успешной организации образовательного процесса необходимы следующие технические условия: компьютеры (ноутбуки), компьютер преподавателя, к которому подсоединены все компьютеры в аудитории, микшерный пульт, микрофон, МГО1-клавиатуры, коммутационные провода, наушники, контрольные мониторы, интерактивная доска, а также специальное программное обеспечение (звуковой редактор, нотный редактор, секвенсор, видеоредактор и др.)

Темы занятий: вводное занятие. «Звук»; техника безопасности, студийная акустика; акустические системы и их характеристики, разновидности разъёмов; схема подключения аудио-коммутации, звуковоспроизводящее и звукозаписывающее оборудование; типы и виды микрофонов, использование микрофонов для записи; процессоры эффектов, схемы их подключения; коммутация оборудования и его настройка; цифровая запись и обработка звука; знакомство со звуковыми редакторами; сходства и различия; открытие и сохранение звукового файла; звуковые форматы; аудио-конверторы;

издание звукового файла; запись звука основы монтажа; работа со звуковым фрагментом; функции обработки звукового файла в аудио-редакторах; исправление дефектов звука дополнительные инструменты для работы со звуком; VST плагины и DX эффекты; обработка звуковых файлов с помощью плагинов и эффектов; подготовка готовых файлов для мультимедиа; система мультимедиа ; MIDI интерфейс; понятие аранжировки, язык и термины ; программы секвенсоры и их особенности; многодорожечная звукозапись; создание и редактирование AUDIO и MIDI дорожек; особенности сведения и мастеринга.

Кроме этого в данной программе предусмотрены и самостоятельные творческие задания по записи и обработке авторских композиций и аранжировок.

Развитие творческой личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

Решение проблемы воспитания всесторонне и гармонично развитой личности связано с реализацией социально-экономических требований к формированию современного подрастающего поколения. А процесс развития творческих способностей с помощью музыкально-компьютерных технологий

The scientific heritage No 13 (13),2017 происходит более качественно, креативно, вызывая интерес у учащихся, а также соответствует запросам и потребностям современного общества.

Творчество - это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности на занятиях музыкально-компьютерных технологий считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.

Список литературы

1. Бунькова А.Д. Учебная программа по дисциплине «Современные аудиовизуальные технологии» для ОП «44.03.01 - Педагогическое образование» Профиль: Художественное образование (Музыкально- компьютерные технологии в образовании) / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2016 - 25с.

2. Бунькова А.Д. Учебная программа по дисциплине «Информационные технологии в музыке» для ОП «44.03.01 - Педагогическое образование» Профиль: Художественное образование (Музыкально- компьютерные технологии в образовании) / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2016 - 34 с.

3. Бунькова А.Д., Царев Д.А. Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров как средство, способствующее эффективному освоению материала учебной дисциплины // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования» № 12, Т.2, Белгород, 2016 - 25-29 с.

4. Бунькова А.Д., Сгонников В.О. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях в студии компьютерного творчества в ДМШ и ДТТТИ // EDUCATIO Ежемесячный научный журнал № 5 (23), Новосибирск, 2016 - 32-35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.