Научная статья на тему 'УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ABLETON LIVE SUITE 9 ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»'

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ABLETON LIVE SUITE 9 ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
музыкально-компьютерные технологии / электронные учебные пособия / компьютерные программы для создания музыки / цифровые технологии / музыкальное творчество XXI века / musical and computer technologies / electronic manuals / computer programs for creation of mu-sic / digital technologies / musical creativity of the XXI century

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунькова А.Д., Сгонников В.О.

В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов бакалавров направления «44.03.01 – Педагогическое образование, профиль Художественное образование» (Музыкально-компьютерные технологии в образовании). Освещены вопросы целесообразности и возможности использования разработанного электронного пособия «Ableton Live Suite 9 для музыкантов» на дисциплинах профильной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бунькова А.Д., Сгонников В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEXTBOOK «ABLETON LIVE SUITE 9 FOR MUSICIANS» IN THE PROCESS OF PREPARATION OF BACHELORS PROFILE «MUSICALLY-COMPUTER TECHNOLOGY IN EDUCATION»

In article questions of training of students of bachelors of the direction «44.03.01 – Pedagogical education, a profile Art education are considered» (Musical and computer technologies in education). Questions of expediency and possibility of use of the developed electronic grant by «by Ableton Live Suite 9 for musicians» on disciplines of profile preparation are taken up.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ABLETON LIVE SUITE 9 ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»»

The scientific heritage No 7 (7),2016

33

Для того щоб розвивати координацшш здiб-ностi необхвдно щдвищувати складнiсть фiзичних вправ. Можна збшьшувати за рахунок змiни про-сторових, часових i динамiчних параметрiв, а також за рахунок зовшшшх умов, змiнюючи порядок розташування засобiв, 1х вагу, висоту; змiнюючи площу опор або збшьшувати И рухливють, поедну-ючи ходьбу зi стрибками, бп- i ловлю предметiв; ви-конуючи вправи по сигналу або в обмежений час.

Список лггератури

1. Бабшець Н. А. Ритмiчний розвиток - есте-тичний компонент фiзичноl пiдготовленостi студенток вищих навчальних закладiв Украши / Н. А. Бабшець // Актуальш проблеми фiзкультурноl освiти: матерiали IV електрон. наук. конф., Харк1в, 24 квiт. 2009 р. / за ред. О. М. Худол1я. - Харшв: ОВС, 2009. - С. 12-14.

2. Грибан Г.П. Життед1яльшсть та рухова ак-тивнють студентiв / Г.П.Грибан. - Житомир: Вид-во Рута, 2009 - 593с.

3. Довгич О. Вдосконалення координацiйних здiбностей студенпв на заняттях з фiзичного вихо-вання / О. Довгич // Теор1я i методика фiзичного ви-ховання i спорту. - 2011. - № 2-3. - С. 41-44.

4. Колтунов Д. И. Ловкость, координация и координационные способности как различные механизмы управления движениями человека / Д. И. Колтунов, Г. С. Жолудева, Т. А. Шонина // Мир спорта. - 2007. - № 3. - С. 62-69.

5. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

6. Серпенко Л. П. Нормативи оцшки ро-звитку координацшних здiбностей у юнашв-сту-денпв /Л. П. Серпенко, В. М. Серпенко //Шсник Чершпвського державного педагопчного ушверси-тету : зб. наук. праць. - Чернiгiв: ЧДПУ, 2009. -Вип. 64. - С. 383-392.

Бунькова А.Д.

Доцент кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург

Сгонников В.О.

Студент 4 курса профиля «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ABLETON LIVE SUITE 9 ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

THE TEXTBOOK «ABLETON LIVE SUITE 9 FOR MUSICIANS» IN THE PROCESS OF

PREPARATION OF BACHELORS PROFILE «MUSICALLY-COMPUTER TECHNOLOGY IN

EDUCATION»

Bunkova A.D.

Associate professor of the Ural state Pedagogical University, Yekaterinburg

Sgonnikov V.O.

4 rd course of the Ural state Pedagogical University, Yekaterinburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов бакалавров направления «44.03.01 - Педагогическое образование, профиль Художественное образование» (Музыкально-компьютерные технологии в образовании). Освещены вопросы целесообразности и возможности использования разработанного электронного пособия «Ableton Live Suite 9 для музыкантов» на дисциплинах профильной подготовки.

ABSTRACT

In article questions of training of students of bachelors of the direction «44.03.01 - Pedagogical education, a profile Art education are considered» (Musical and computer technologies in education). Questions of expediency and possibility of use of the developed electronic grant by «by Ableton Live Suite 9 for musicians» on disciplines of profile preparation are taken up.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, электронные учебные пособия, компьютерные программы для создания музыки, цифровые технологии, музыкальное творчество XXI века.

Keywords: musical and computer technologies, electronic manuals, computer programs for creation of music, digital technologies, musical creativity of the XXI century.

Начало XXI века ознаменовалось внедрением компьютерных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Глобальные изменения произошли в способе передачи информации и в ее представлении. Цифровые технологии проникли в музыкальное творчество и, как

следствие, в художественное образование. Профессиональные образовательные программы переориентированы на заявленные работодателями компетенции. Особая роль в реализации в этого процесса отводится информационно-обучающей среде, которая все больше и больше использует дидактические средства, основанные на высокотехнологичных

компьютерных, мультимедийных и коммуникационных технологиях. Такой подход к организации учебного процесса открывает принципиально новые образовательные возможности, требует выявления обоснованных критериев отбора таких средств, их классификации, выработки соответствующих методик оценки качества. Среди всей совокупности высокотехнологичных дидактических средств, востребованных современной педагогической практикой, наибольший интерес представляют электронные образовательные ресурсы.

Профиль «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» - достаточно новое направление художественного образования в педагогических вузах, которое обеспечивает подготовку социально и профессионально компетентных, конкурентно способных специалистов, ориентирующихся в быстро меняющемся пространстве инновационных культурных тенденций и технологических процессов.

Одной из базовых профессиональных дисциплин, включенных в учебный план подготовки бакалавров данного профиля, является дисциплина «Информационные технологии в музыке» (Б.3.В.08 профессиональный цикл, вариативная часть), изучение которой предполагает тесный контакт студента с персональным компьютером и аппаратными средствами на лабораторных занятиях и при самостоятельной работе с продуктами своего творчества. В данном случае персональный компьютер и аппаратные средства становятся инструментом для формирования ключевых компетенций студентов-бакалавров направления «44.03.01 - Педагогическое образование, профиль Художественное образование» (Музыкально-компьютерные технологии в образовании).

Одним из наиболее эффективных средств обучения в настоящее время считается электронное учебно-методическое обеспечение, которое позволяет учащимся самостоятельно изучать основные разделы учебного курса, повторять теоретический материал, пройденный на уроке и отрабатывать умения и навыки.

Для преподавателя электронное учебно-методическое пособие позволяет осуществлять дифференциацию обучения, что важно в условиях разноуровневой подготовки учащихся детских музыкальных школ.

Электронное учебно-методическое пособие -это программный мультимедиа продукт учебного назначения (учебное электронное издание), обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистан-ционности.

С помощью компьютера появилась возможность обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Наглядность является принципиально методическим понятием. Применительно же к компьютеру это широкие возможности

The scientific heritage No 7 (7),2016 технологии предъявления информации - презентации. Наглядным можно сделать занятия, посвящён-ные объяснению теоретического материала, тренажёры, тесты, презентации различных информационных блоков в письменной работе студента в электронной рабочей тетради школьника и т. п.

Электронная поддержка контроля-тренинга в музыкальном обучении - также широкая сфера. Здесь также обеспечивается наглядность и используется технология презентации. К примеру, в викторинах могут быть не только вопросы, но ещё и нотная запись, звучание и изобразительные объекты. В слуховых проверках и тренировках предъявляются музыкальные образцы для пения или игры по слуху, по нотам, изображённым на экране и т. д.

Использование такого средства в процессе самостоятельной подготовки учащихся меняет типичную ситуацию в образовательной системе, когда обучающая функция полностью принадлежала преподавателю. Электронные учебно-методические пособия дают возможность ученикам самостоятельно наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит на ученика. Преподаватель лишь поддерживает учащегося, ориентирует в потоках учебной информации и помогает в решении возникающих проблем. Практика показывает, что в современной ситуации состояния высшего образования, в том числе в области музыкально-компьютерных технологий, в вузы поступают студенты без специальной подготовки (МКТ), поэтому приходится начинать работу «с нуля». Тем не менее, существует приблизительно 10-15% студентов первых курсов, которым нет необходимости изучать повторно особенности программ, ее интерфейс. Они свободно ориентируются в музыкально-программном инструментарии. Соответственно преподаватель таким обучающимся должен предоставить комплект заданий, рассчитанный на их уровень подготовки. Решить данную проблему должно электронное учебное пособие «Ableton Live Suite 9 для музыкантов», разработанное для обучения студентов-бакалавров педагогического направления, профиля Музыкально-компьютерные технологии в образовании на дисциплине «Информационные технологии в музыке».

Таким образом, возникают следующие противоречия:

1. Между нехваткой учебно-методических пособий по работе в области МКТ и востребованностью опытных специалистов, владеющих ключевыми компетенциями;

2. Между наглядными возможностями современных электронных пособий в процессе подготовки студентов-бакалавров (МКТ) и преимущественным использованием печатной продукции и традиционных наглядных средств обучения в системе высшего образования;

Данные противоречия обозначили проблему, которая заключается в теоретическом обосновании

The scientific heritage No 7 (7),2016 возможностей использования электронного учебного пособия «Ableton Live Suite 9 для музыкантов» на аудиторных и внеаудиторных занятиях со студентами-бакалаврами профиля МКТ.

Учебное пособие «Ableton Live Suite 9 для музыкантов» предназначено для проведения практических и лабораторных занятий по всем указанным темам. Его содержание предусматривает пошаговое освоение всех звеньев технологии создания музыкальных произведений с помощью персонального компьютера в основных программах-секвен-серах, а также различных видов иной аудио и видео учебной продукции.

Таким образом, в учебно-методическое пособие по профильным дисциплинам студентов направления «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» был отобран материал, раскрывающий следующие темы:

1) Установка программного обеспечения Able-ton Live Suite 9

2) Обзор интерфейса программы секвенсора, внешней аудиокарты, коммутация midi.

3) Звукозапись

4) Секреты обработки звука

5) Создание аранжировки с помощью записи партий электро и акустических инструментов.

6) Многоканальное сведение в секвенсоре

7) Использование Ableton Live Suite 9 для живого выступлении вокально-инструментальной группы.

Учебное пособие также содержит комплекс вопросов, ориентированных на выявление усвоенных знаний студентами и рекомендуемую для самостоятельного изучения учебно-методическую и специальную литературу.

Кроме того в нем тесно переплетается тренировочный и креативный потенциал педагогических возможностей компьютера. Под креативным потенциалом имеется в виду манипуляции на компьютере над музыкальным текстом, направленные на творчество и аранжировку. Программы, предназначенные для создания аранжировок, рабочие станции и другие устройства, коммутируемые с компьютером, обеспечивают доступность творчества на различных уровнях музыкальной компетенции студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии в образовании».

Помимо теории и тренировочного материала в пособии имеется диски с учебным репертуаром, а также видеоуроки по важным разделам освоения программы Ableton Live Suite 9.

Работать с данным пособием можно как в индивидуальных, так и малогрупповых формах, которые позволяют индивидуально подходить к подаче материала, к проверке знаний и навыков обучающегося и проверке его усвояемости.

Чтобы осуществлять занятия с помощью учебного пособия «Ableton Live Suite 9 для музыкантов», возможно несколько вариантов организации рабочего пространства.

1. Все файлы демонстрируются с компьютера (ноутбука) через проектор на большой экран.

2. Если не предусмотрен показ текстовых фрагментов и аудитория невелика, то можно подключить ноутбук к большой плазменной панели или к большому телеэкрану.

3. В специально оборудованном классе с локальной сетью можно транслировать с главного компьютера на рабочие места.

Первый вариант предпочтительнее при публичном докладе, лекции, так как трансляция любых изображений на экране обеспечивает наибольший эффект усвоения информации. Экран позволяет охватывать достаточно большую аудиторию, пространство и количество слушателей. Разумеется, для качественного воспроизведения музыкальных файлов нужны специальные мониторы.

При втором варианте занятие автоматически переводится в «телевизионный» формат. Методически желательно добиваться более явного сходства урока с телевизионной передачей, что подразумевает большое творческое начало преподавателя, разработчика учебного пособия.

В третьем случае включение всей аудитории в единый процесс двусторонней связи учитель-ученик необходим для занятий с дифференцированным участием студентов (одновременном опросе, лабораторная работа, тестированием, работа с интернет-ресурсами).

Работа с данным учебно-методическим обеспечением в рамках курса специальной подготовки по музыкально-компьютерным технологиям способствует систематизации знаний студентов-бакалавров направления педагогическое образование, что в свою очередь способствует повышению профессионального уровня владения музыкальными программами. Оно дает возможность выбора индивидуальной траектории обучения в связи с разным уровнем довузовской подготовкой и их профессиональной потребностью в конкретной области. Расширяет рамки ограниченности учебных, лабораторных занятий по времени за счет возможности использования учебно-методического обеспечения во вне аудиторное время. Результатом этого является более высокий индивидуализированный уровень, что приводит к повышению личностного уровня профессиональной подготовки по музыкально-компьютерным технологиям.

Список литературы

1. Bunkova A. D., Vasnina A. V. Choice of earphones and influence of their use on organs of hearing // European Journal of Biomedical and Life Sciences, Scientific journal № 4 2015. P. 45-49

2. Бунькова, А. Д., Мещеряков С. Н. Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры: монография /ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2014. 174 с.

3. Бунькова А.Д., Проблема охраны слуха в подготовки бакалавров в области музыкально -компьютерных технологий / Педагогическое образовании в России ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. унт». Екатеринбург, 2016. № 9 Р. 6-12

36

The scientific heritage No 7 (7),2016

4. Бунькова А. Д., Саврасов В. В. Технология струментального ансамбля. / «Novation» - Ежеме-создания авторских композиций для вокально-ин- сячный международный научный журнал Болгария, Варна №3 -2016 Р. 9-10.

Лариошин А.С.

старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков, заместитель декана факультета Экономика и права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС

Лесникова Н.А.

доцент кафедры русского и иностранных языков, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС ВО

TEACHING ENGLISH LANGUAGE BASING ON FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

OF HIGHER EDUCATION

Larioshin A. S.,

senior lecturer of the chair of Russian and foreign languages, the Far Eastern Institute of Management -branch of the Russian Academy of the National Economy and Public Administration;

Lesnikova N. A.,

associate professor of the chair of Russian and foreign languages, the Far Eastern Institute of Management - branch of the Russian Academy of the National Economy and Public Administration.

АННОТАЦИЯ

Настоящая статья раскрывает основные тезисы докладов преподавателей русского и иностранных языков Дальневосточного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы по актуальным проблемам преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» в рамках ФГОС ВО. Авторы статьи обращают внимание на то, что отличительной особенностью ФГОС ВО от стандартов предыдущих поколений является компетентностный подход к подготовке специалистов (бакалавров и магистров), предполагающий формирование целого набора необходимых для осуществления профессиональной деятельности компетенций (совокупности знаний, навыков и умений) как результат освоения образовательной программы. Особо подчеркивается несоответствие этих компетенций (их содержания) поставленной цели обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе и отсутствие строго прописанного воспитательного компонента содержания образования (ценностных ориентиров).

ABSTRACT

The article is devoted to theses of the chair of Russian and foreign languages teachers of the Far Eastern Institute of Management about actual problems of teaching foreign languages basing on the Federal State Educational Standard of Higher Education (FSES HE). The authors pay attention to the fact that the distinctive singularity of FSES HE from standards of previous generations is a competence-based approach to training of specialists (bachelors and masters) suggesting the formation of professional competences. It is emphasized that the discrepancy of these competences does not conform the goal of teaching foreign languages in non-linguistic high schools.

Ключевые слова: компетентностный подход к обучению иностранному языку; обучение иностранному языку в нелингвистическом вузе.

Keywords: Competence-based approach to teaching a foreign language; teaching foreign languages in non-linguistic high schools.

В связи с переходом на Болонскую систему подготовки специалистов и участием России в построении единого европейского образовательного пространства встала необходимость разработки новых государственных стандартов (ФГОС ВПО, а затем ФГОС ВО). Разработка Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в Российской Федерации велась в соответствии с комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации. Этот комплекс мероприятий в основном заключался в переходе на компетентностный подход к подготовке будущих специалистов (бакалавров и магистров). [5]

Согласно концепции компетентностного подхода к обучению результатом освоения образовательной программы должно стать формирование набора компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности [1]. В то же время в стандартах нового поколения нет четких указаний на эти компетенции, и вузы имеют возможность в какой-то мере самостоятельно их регулировать и наполнять содержанием.

В силу того, что педагогика - «контекстуальная» наука, она проявляется в социально-политических контекстах, все компетенции, как и их содержание, должны быть привязаны к актуальным потребностям общества. Принимая во внимание государственные программы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока России, современный выпускник вуза должен владеть целым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.