Научная статья на тему 'Современные компьютерные технологии в процессе подготовки студентов-бакалавров профиля «Художественное образование»'

Современные компьютерные технологии в процессе подготовки студентов-бакалавров профиля «Художественное образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунькова А.Д.

В статье рассматриваются возможности современных компьютерных технологий на базовых профессиональных дисциплинах направления «44.03.01 Педагогическое образование, профиль Художественное образование. Музыкально-компьютерные технологии» для активизации творческого потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бунькова А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные компьютерные технологии в процессе подготовки студентов-бакалавров профиля «Художественное образование»»

8. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. -Т. 4. - С. 396-408.

9. Goncharov VN. The social studies on the information // European Journal of Natural History. - 2010. - № 6. - С. 65-66.

10. Гончаров В.Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 1. - С. 87-88.

11. Говердовская Е.В., Болховской А.Л. Информационная парадигма современного общества: социально-философский и педагогический обзор концепций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2013. - № 7-1. - С. 14-17.

12. Гончаров В.Н. Современные концепции общества: философский анализ // Культура. Духовность. Общество. - 2015. - № 16. - С. 151-155.

13. Редько Л.Л., Леонова Н.А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-15. -С. 3391-3394.

14. Колосова О.Ю. Философские и методологические аспекты экономики // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). -С. 67-71.

15. Шумакова А. В. Кризис системы образования в контексте глобальных проблем общества: обоснование образовательной парадигмы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 1. - С. 12-18.

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

© Бунькова А.Д.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются возможности современных компьютерных технологий на базовых профессиональных дисциплинах направления «44.03.01 - Педагогическое образование, профиль Художествен-

* Доцент кафедры Художественного образования Института музыкального и художественного образования.

ное образование. Музыкально-компьютерные технологии» для активизации творческого потенциала студентов.

Ключевые слова информационные технологии, музыкально-компьютерные технологии, музыкальное творчество.

Время радикальных перемен, наблюдающихся в нашей стране, требует от высшей школы воспитания социально активных студентов, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать самостоятельные, обдуманные и правильные решения.

Практика работы современной высшей школы испытывает острую потребность в новых конкретных технологиях творческого развития студентов, реализующихся в условиях личностно ориентированного обучения. Ввиду недостаточной разработанности подобных технологий целый ряд проблем, связанных с творческой активностью современных студентов, остаётся недостаточно изученными.

«Музыкально--компьютерные технологии» (далее МКТ) - один из достаточно новых профилей подготовки студентов-бакалавров по направлению «44.03.01 - Педагогическое образование, профиль: Художественное образование» в педагогических вузах, которое обеспечивает подготовку социально и профессионально компетентных, конкурентно способных специалистов, ориентирующихся в быстро меняющемся пространстве инновационных культурных тенденций и технологических процессов.

Одними из базовых профессиональных дисциплин, включенных в учебный план подготовки бакалавров данного профиля, являются дисциплины «Информационные технологии в музыке» (Б.3.В.08), «Основы композиции и компьютерной аранжировки» (Б.3.В.09), «Основы студийной звукозаписи» (Б.3.В.10), а также «Цифровые технологии в инструментальном исполнительстве» (Б.3.В.12 - профессиональный цикл, вариативная часть). Их изучение предполагает тесный контакт студента с персональным компьютером и аппаратными средствами как на лабораторных занятиях, так и при самостоятельной работе с продуктами своего творчества. В данном случае персональный компьютер и аппаратные средства становятся инструментом для формирования ключевых компетенций студентов-бакалавров этого направления. При изучении указанных дисциплин студенты профиля МКТ прежде всего сориентированы на освоение именно той программной среды, какую они используют при создании творческих работ - либо аудиотреков, либо так называемых «Live Performance Ас!» композиций (композиций для живого выступления с использованием РС), а это непосредственно связано с творческой активностью самих студентов. Кроме того, современные технологии позволяют практически любому студенту попробовать свои силы в звукозаписи даже в домашних условиях. Именно поэтому он должен уметь организовать свое рабочее место для самостоятельной и творческой работы.

Развитие творческой активности и творческих способностей студентов будет происходить более эффективно при постановке и решении самых разнообразных задач. Важную роль в поддержании высокого интереса к самому процессу обучения играет уровень сложности задач, так как репродуктивные задачи, ориентирующие студента на однозначные ответы и решения, не активизирующие его мыслительной деятельности и творческую активность, не способствуют развитию его творческого потенциала. Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача, даже для многих преподавателей. Но этому можно и нужно научить, если направить процесс обучения на активизацию и развитие творческих способностей студентов.

На лабораторных занятиях по дисциплинам «Информационные технологии в музыке» и «Основы композиции и компьютерной аранжировки» студенты изучают интерфейс различных программных продуктов, таких как: автоаранжировщики, поп-конструкторы, нотные и звуковые редакторы, секвенсоры, программы многоканального сведения и другие. Так, например, задание в программах звуковых редакторах для студентов профиля «Музыкально-компьютерные технологии» может быть предложено не только как работа по устранению шумов, записи с вешних источников, но и как создание нового творческого продукта, такого как попурри или озвучивание видеоматериала.

Использование различных музыкальных редакторов может быть предложено студентам и при создании собственных музыкальных треков для участия в праздничных мероприятиях в рамках учебной и производственной практики. Например, программы (нотные редакторы), такие как Encore, Score, Nightingale, Sibelius, Finale, предназначены для набора, редактирования и подготовки к печати нотного текста. Они, подобно текстовым редакторам, выполняют в основном техническую функцию, связанную с письменной фиксацией продуктов мыслетворчества. В связи с этим возникает вопрос: а нужно ли вообще к ним обращаться на занятиях со студентами-бакалаврами в педагогических вузах?

На сегодняшний день, на профиль «Музыкально-компьютерные технологии» поступают студенты, в большинстве случаев не имеющие довузовской музыкальной подготовки, которая очень важна и нужна специалистам этой области. В связи с этим, задания, которые даются студентам, позволяют не только закреплять знания, полученные на других дисциплинах профильной подготовки («Музыкально-теоретические дисциплины», «Цифровые технологии в инструментальном исполнительстве», «Инструментоведе-ние в компьютерной аранжировке»), но и совершенствовать навыки компьютерного нотного набора, которые востребованы в практической деятельности не только педагога, но и любого современного музыканта. Например, быстро набрать и распечатать нотный текст понравившегося произведения;

или осуществить аранжировку, переложение; или записать собственное произведение для разучивания его различными музыкальными коллективами; или осуществить предпечатную подготовку и верстку нотных сборников.

Самыми объемными и сложными в освоении для студентов являются программы, так называемые MIDI-секвенсеры (например, Sonar, Cubase SX, LOGIC Audio, Musicator Win и др.), где проходит работа с озвученным многотембровым музыкальным материалом и нотной записью (редактирование музыкального материала), что является важнейшим инструментом создания электронных музыкальных композиций и аранжировок. Примеры осуществления подобной работы описаны в учебном пособии А.В. Вотинцева и М.Ю. Самакаевой «Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля [2].

Возможность высокопрофессиональной работы на основе MIDI-секвенсе-ра обеспечивается значительно большей, нежели в нотной записи, точностью фиксации звуковых параметров. Например, динамика в нем градуируется не 8-ю обозначениями (ppp - pp - p - mp - mf - f - ff - fíf), а 128-ю; пространственная локализация по фронту звучания (панорама) - также 128-ю положениями, а полутоновое расстояние между звуками можно разбить на 16384 интервала. Высокая точность фиксации звуковых параметров в редакторах данного типа сочетается с легкостью управления ими: любую ноту или музыкальный фрагмент после введения в секвенсер можно подправить по высоте, длительности, громкости, тембру и панораме, скопировать и повторить произвольное количество раз, вырезать, вставить, переместить на другую дорожку и тем самым до бесконечности совершенствовать звучание композиции.

Работа в указанных выше программах представляет собой создание и редактирование музыкального материала в отдельных окнах, таких как Piano-Roll, List, Staff и др., в которых можно выделить любой фрагмент, прослушать его, вырезать, вставить, удалить, разрезать и склеить. Можно также усилить громкость звучания этого фрагмента до оптимального значения («нормализовать»), подавить шумы, плавно уменьшить или увеличить его громкость, сжать или расширить время звучания, сдвинуть данный фрагмент на определенный интервал по высоте, высветлить или сделать более матовым его звучание с помощью эквалайзера, обработать различными эффектами (реверберацией, дилеем, хорусом, флэнджером и др.).

Широкие возможности манипулирования звуковым материалом, сочетание MIDI- и аудиотехнологий делают MIDI-секвенсеры и программы для «живого исполнения» наиболее совершенным, гибким, тонким и вместе с тем очень сложным инструментом. Здесь нет никаких ограничений для воплощения любой, самой смелой и оригинальной музыкальной мысли, и поэтому очень важно понимать с самого начала работы, какой будет тот конечный результат, к которому надо стремиться.

Специфика творческой задачи при работе на лабораторных занятиях по дисциплинам «Информационные технологии в музыке» и «Основы композиции и компьютерной аранжировки» состоит в полном, начиная с нуля, создании музыкального целого. Работа последовательно охватывает элементы композиторской, исполнительской и звукорежиссерской деятельности, поэтому при выполнении различных заданий и творческих проектов необходимо, прежде всего, иметь четкое представление о порядке действий.

Изучение программ для так называемых «Live Performance Ad» (например, Ableton Live) связано еще и с тем, что студентам необходимы практические инструментальные навыки разнообразных техник исполнения на различных музыкальных инструментах, которых нет возможности приобрести. Кроме того, в данных программах есть возможность редактирования в окне «Nixer» (микшерный пульт), как бы представляющем многоканальное звучание с точки зрения звукорежиссёра.

Цифровая аудиотехнология позволяет воспроизводить, записывать и редактировать не только имеющиеся разнообразные тембры и звуки в MIDI-библиотеках, но и любые другие, нужные музыканту-компьютерщику - «живые» (вокал, ударные, гитары, струнные, духовые и др.), природные, электронные. Таким образом, объединяя все возможности современных технологий и современного «софта» можно расширять творческую фантазию и любую музыкальную задумку поистине беспредельно.

Многообразие тембров различных музыкальных библиотек при работе в указанных программах позволяет высветлить или смягчить звучание тех или иных регистров, объединить или сделать слоистой вертикаль музыкального звучания, убрать в ней провалы или перегрузки (особое внимание при этом следует уделять басовым партиям) и многое другое.

Выстраивание динамического баланса дорожек - важнейший элемент работы, относящийся как к исполнительской деятельности, так и к звукоре-жиссёрской составляющей. С помощью динамики, также как и тембра, можно выделить несколько планов в пространстве музыкального звучания. Их иерархия определяется функцией каждого пласта звучания в музыкальной фактуре. Так, мелодия, как правило, требует выведения на первый план, подголосок - на второй, бас и гармонические голоса сопровождения - на третий, педаль - на четвертый. Выстраивание динамического баланса желательно проводить на разных уровнях выходной громкости и даже на разных мониторах. Экспериментируя с разными настройками и операциями, а также подвергая полученный звуковой материал редактированию и обработке (например, реверсированию, транспорту, изменению времени звучания, наложению различных эффектов), можно на выходе получить сонорное звучание, которое подойдет и для спецэффектов, дополняющих голоса фактуры традиционных складов, и для создания сонорной композиции.

Таким образом, многообразное использование цифрового инструментария в процессе подготовки бакалавров направления «Педагогическое обра-

зование», профиль «Художественное образование (музыкально -компьютерные технологии)» есть проявление повсеместно идущего процесса компьютеризации деятельности педагога-музыканта.

Современные программы и технические средства, позволяющие не только вторгаться в микроструктуру звука, но и открывать новые художественные возможности в музыкально-творческой деятельности; требуют от студента активности не только в исполнительской, но и в композиторской и зву-корежиссерской сферах, а также в синтезировании (создании) оригинальных звуков.

Компьютерные технологии с каждым годом расширяют реестр своих возможностей в самых разных видах профессиональной деятельности человека, в том числе и в области искусства. Компьютер можно рассматривать в качестве технического средства, помогающего не только в процессе обучения и в профессиональной деятельности, но и как своеобразный инструмент для художественного творчества. Несмотря на стремительное обновление компьютерных разработок (появление новых компьютерных программ для редактирования и создания музыки, работы с графикой и рисунком, нелинейным видеомонтажом), все же сегодня многие проблемы, возникшие при обращении к компьютерным технологиям педагогов, работающих в области искусства, не разрешены в полной мере. Многие педагоги, изучившие несколько профессиональных программ в области искусства, стараются «навязать» свои умения работы в данных программах своим ученикам, не стремятся полностью реализовать пожелания самих студентов при выборе программой среды для работы над творческим продуктом. Другие же непосредственно при работе с учащимися или студентами изучают новейшие изменения в мире информационных инноваций, дискутируют с самими студентами при выборе программной среды или ТСО. Данным педагогам при работе на компьютере или при подготовке к занятиям приходится самим думать над решением некоторых технических вопросов, чтобы удовлетворить пожелания студентов. Таким образом, какие бы перемены не происходили в высшей школе, главная её проблема - подготовка специалистов, необходимых для общества, и вместе с тем удовлетворение потребностей молодёжи в образовании, духовном развитии, интеллектуальной профессионализации [1, с. 113].

Список литературы:

1. Бунькова А.Д., Мещеряков С.Н. Студийная звукозапись и основы зву-корежиссуры: монография / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2014. - 174 с.

2. Вотинцев А.В., Самакаева М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового

ансамбля: учебное пособие / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2012. - 108 с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сласте-нина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

© Омаров О.М.*, Кашкаева Э.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

В статье описывается опыт профессионально-практической подготовки студентов факультета физической культуры в рамках организации и проведения учебной практики. Дается анализ возможных путей совершенствования учебной практики, как определенной системы, непосредственно обеспечивающей формирование профессиональной компетентности у будущих учителей.

Ключевые слова: учебная практика, профессиональная деятельность, дидактический процесс, дидактическая задача, профессиональная рефлексия.

Развитие отечественного образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста [1, 2, 4, 13]. Под профессиональной компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

В качестве важных факторов, обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки педагога, следует выделить организацию и проведение учебной практики студентов. В процессе учебной практики проверяется степень теоретической и практической готовности студента к самостоятельной педагогической работе, создаются широкие возможности для раскрытия, развития и обогащения творческого потенциала студента. Таким образом, учебная практика рассматривается как пространство для самореализации студента, его творческой индивидуальности.

* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

* Профессор кафедры Теоретических основ физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.