Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМ ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ'

СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМ ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
эстрадно-джазовое искусство / импровизация / джазовые стили / джазовая стилистика / pop-jazz art / improvisation / jazz styles / jazz stylistics

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Османова А.Е.

В статье рассматриваются вопросы осмысления роли эстрадноджазового артиста-вокалиста в интерпретации исполняемых им музыкальных произведений. В настоящее время возрастает роль эстрадно-джазового искусства как средства коммуникации. Наблюдается процесс постоянного синтеза музыкальных жанров и стилей в исполнительской практике современных исполнителей эстрады. Артист, выступающий на сцене, вносит в процесс исполнения своё личное видение и переосмысление текста, становится своего рода соавтором музыкального произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Османова А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE EXECUTION PROCESS INTERPRETATIONS IN VARIETY-JA THE ART OF SINGING

The article discusses the issues of understanding the role of a pop-jazz artistvocalist in the interpretation of the musical works he performs. Currently, the role of pop and jazz art as a means of communication is increasing. There is a process of constant synthesis of musical genres and styles in the performing practice of modern pop singers. An artist performing on stage brings his personal vision and rethinking of the text into the performance process, becoming a kind of co-author of the musical work.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМ ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ»

УДК 1

Османова А.Е.

магистр кафедры эстрадно-джазового пения Музыкальный факультет Институт современного искусства (г. Москва, Россия)

СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМ ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы осмысления роли эстрадно-джазового артиста-вокалиста в интерпретации исполняемых им музыкальных произведений. В настоящее время возрастает роль эстрадно-джазового искусства как средства коммуникации. Наблюдается процесс постоянного синтеза музыкальных жанров и стилей в исполнительской практике современных исполнителей эстрады. Артист, выступающий на сцене, вносит в процесс исполнения своё личное видение и переосмысление текста, становится своего рода соавтором музыкального произведения.

Ключевые слова: эстрадно-джазовое искусство, импровизация, джазовые стили, джазовая стилистика.

В настоящее время требования к профессиональной подготовке эстрадно-джазовых певцов постоянно повышаются. Само по себе музыкальное искусство эстрады и джаз, как одна из наиболее динамично развивающихся и сложных в художественном и техническом аспектах его сфер, характеризуется сочетанием определяющих его облик тенденций.

Во-первых, все более свободный синтез направлений становится основным творческим методом артистов. Во-вторых, все большую ценность обретает индивидуальность исполнительского стиля и артистического имиджа эстрадно-джазового певца. В-третьих, очень высокими остаются темпы

изменения общей жанрово-стилевой картины как в эстрадном искусстве в целом, так и в отдельных ее сегментах, в частности. В-четвертых, «старые» и «новые» стили и жанры сосуществуют, обладая устойчивой аудиторией, а критерии профессионального исполнительства в каждом из них постоянно усложняются.

Не требует подробного объяснения и факт того, что эстрадно-джазовое искусство является одним из важнейших в современном глобальном мире инструментов коммуникации, а в социокультурной ситуации, в которой в настоящее время находятся Россия, такая функция приобретает особую ценность.

Одной из ключевых составляющих зстрадно-джазового творчества является искусство исполнительской интерпретации. Оно позволяет артистам придавать музыкальным композициям индивидуальность и уникальность.

По мнению В. Конен [4], исследователя мировой музыкальной культуры, эстрадно-джазовая музыка является третьим пластом музыкальной культуры в целом. Первый пласт, согласно её мнению, это народная музыка (в основном фольклор). Второй - профессиональное композиторское творчество, классика. Третий пласт - эстрадно-джазовая музыка -музыкальная эстрада.

Корни современной эстрадно-джазовой музыки берут начало в культуре Запада. Эстрада (от франц. estrade) выросла и развилась как явление интернациональное. В результате смешения элементов двух музыкальных культур - музыки афроамериканского происхождения и европейских традиций -на рубеже XIX-XX веков в южных штатах США возхник новый вид музыки -джаз.

Истоками джаза являются музыкальные жанры, бытовавшие в среде афроамериканцев в конце XIX века в США.

1. Спиричуэлс (англ., spiritual, духовный) - важнейший жанр музыкального фольклора американских негров, возникший в южных штатах США в период рабства. Этот жанр получил широкую известность в 70-80-е годы XIX века. Постоянные колебания между мажорной и минорной терциями (блюзовая тональность), сочетающиеся гексахордные и пентатонические

попевки, использование нетемперированных звуков и глиссандирование придают этому жанру экзотический оттенок.

2. Блюз характеризуется синкопированными ритмами и полиритмией, скользящими, не фиксированными пониженными ступенями лада (III, IV, V, VII). В основе блюза лежит двенадцати-тактовый период из трёх фраз по четыре такта. Первые четыре такта - на тонической гармонии. Далее - по два такта на субдоминанте и тонике. Затем характерная для джаза последовательность: доминанта - субдоминанта. И завершает период тоника с предваряющей новый "квадрат" доминантой.

3. Баллада (англ., ballade) - свинговая пьеса, написанная и исполняемая в медленном темпе. Джазовая баллада следует самым общим правилам строения свинговой фактуры, однако медленный темп вносит в эти правила определенные коррективы. Гармоническое заполнение: вместо острого синкопирования в аккомпанементе превалируют крупные длительности, мелодические контрапункты. В процессе импровизации часто видоизменяется гармоническая структура баллады. В современном джазе балладой называют любую медленную пьесу, присутствие в ней свинга необязательно, и баллада вполне может звучать как в триольной, так и в дуольной пульсации.

4. Босса-нова также относится к джазовому латиноамериканскому направлению. Ее появление связывают с именами Аструд Жильберто и Антонио Карлоса Жобим, а международную известность этому стилю дали записи Чарли Берда и Стэна Гетца. Практически все босса-новы написаны в размере 4/4 и имеют дуольную пульсацию. Для босса-новы характерна остинатная фигура в басу - повторяющееся чередование четверти с точкой и восьмой. Также присутствует гармоническое заполнение, аналогичное балладам. Босса-нова оказала сильное влияние на популярную вокальную и инструментальную музыку.

В ходе развития джазовой музыки менялся инструментальный состав джазовых коллективов. В начале 1910-х гг. уроженцами Нью-Орлеана создавались небольшие ансамбли, состоящие из банджо или гитары, тубы или

контрабаса, ударных и 1-2 солирующих инструментов. Сам стиль получил название нью-орлеанского, а позднее, когда центр развития джаза переместился в Чикаго, - чикагского.

В середине 1930-х гг. приходит новая эра в джазе - период свинга (swing), основными исполнителями которого стали биг-бэнды (big band), появившиеся во второй половине 1920-х гг. Отличительным признаком свинга является расширенный инструментальный состав биг-бэнда.

Период свинга (от англ. swing - качание) - расцвет джазового вокала. Почти каждый биг-бэнд, среди которых известнейшие коллективы под управлением Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, выступал с такими вокалистами, как Луи Армстронг, Фэтс Уоллер, Билли Холидей, Элла Фитцджеральд и др.

В 1940-е гг. возник новый стиль импровизационного джаза - би-боп. Создателями стали молодые музыканты, воспитанные на свинге, которые обладали достаточно высоким исполнительским уровнем. Мелодика, метроритмика, гармония усложнились. Широкое распространение получило применение альтерированных аккордов, использование хроматизмов в импровизациях и мелодическом построении темы.

В качестве основы для импровизации джазмены используют гармонические схемы джазовых стандартов. Джазовый стандарт - 32-тактовое музыкальное построение, представляющее собой мелодию с гармонизацией. Состоит из четырёх строк по восемь тактов (ААВА), что составляет квадрат или хорус (chorus).

С появлением би-бопа наибольшие изменения произошли в области ритмики. С целью подчеркнуть виртуозность музыкантов, эталоном исполнения в би-бопе стала игра в очень быстрых темпах.

Благодаря би-бопу произошло преобразование не только инструментального, но и вокального джаза. Вокалистам - боперам пришлось, в некотором роде, отказаться от демонстрации вокальной природы, они были вынуждены осваивать инструментальную технику.

Уникальным изобретением джазового вокала явилась техника скэт (scat). Вокалисты использовали инструментальные приёмы, что позволило им исполнять импровизацию наряду с солистами-инструменталистами.

Скэт-импровизация составляет основную часть вокального исполнения би-бопа. Вокалист, импровизируя, руководствуется теми же принципами, что и бопер-инструменталист, исполняющий различные штрихи на духовом инструменте, используя ту или иную артикуляцию, слоги: du, du-dn, da, dа-dn и др. Например, в композиции «Oop-Pop-A-Da», посредством скэта, автор -вокалист Бабс Гонзалес и Диззи Гиллеспи, исполняют тему в унисон, а затем по очереди импровизируют.

Би-боп - достаточно сложный вид вокального исполнительства, поэтому он стал доступен немногим вокалистам. Одними из первых решились исполнять новую музыку Элла Фитцджеральд и Сара Воан. В энциклопедии «All Music Guide to Jazz» они были отмечены как два главных новатора в сфере женского джазового вокала. Э. Фитцджеральд в своем подходе к импровизации всегда пыталась повторить голосом то, что слышит в игре духовых инструментов биг-бэнда.

В конце 1950-х гг. появился популярный жанр «soul» (англ., soul, душа). Отличают несколько направлений в музыке soul: «мемфисский», «детройтский», а также «белый» soul, присущий, в основном, музыкантам из Европы. Вокалисты жанра - Арета Френклин, Клаудиа Элиаза, Фрэнк Синатра, Отис Реддинг, Джеймс Браун, Стиви Уандер, Sade.

В конце 1960-х годов, на основе джаз-рока и смешения европейской академической музыки с неевропейским фольклором, родилось новое стилевое направление фьюжн (англ., fusion, сплав, слияние). Такие музыканты, как Ларри Кориэлл, Тони Уильямс, Майлз Дэвис использовали в своих композициях электрогитару, бас-гитару, электропиано, что привело к возникновению электронной музыки и рок-ритмов, пришедших на смену свинговому биту джаза.

В эстрадно-джазовом вокальном искусстве исполнительская интерпретация играет важную роль. Вокалисты стремятся придать музыкальным

композициям индивидуальность и уникальность, используя различные техники и стили исполнения, передавая через музыку свои эмоции и чувства.

Одной из особенностей исполнительской интерпретации в джазе является импровизация. Артисты могут изменять мелодию, ритм и характер композиции. Каждое исполнение музыкального произведения становится неповторимым. Вдохновение приобретает первостепенное значение. Личные переживания исполнителя, навеянные собственными представлениями о художественном замысле автора, побуждают к эмоциональному исполнению. Тем самым исполнитель становится соавтором композиций.

Ещё одной важной особенностью исполнительской интерпретации в эстрадно-джазовом искусстве является экспрессивность. Создавая особую атмосферу и звук, и чтобы придать композиции своеобразность и динамичность, певцы используют различные выразительные средства, такие как субтон, тванг, бэлтинг, вибрато, филировка и др.

Современное эстрадное исполнительство требует от вокалиста применения не только базовых навыков пения. Джазовый певец обязан знать историю джаза, разбираться в его стилях, в соответствии с которыми правильно подбирать соответствующие средства музыкальной выразительности и исполнительские приёмы. Для того, чтобы быть интересным слушателю, необходимо иметь характерный тембр, владеть различными приёмами звукоизвлечения, понимать джазовую специфику.

Для джазового вокала характерно расширение средств выразительности, в отличии от традиционной европейской музыки. Это проявляется в использовании характерного тембра, различных способов интонирования, применении назальных и гортанных звуков, шепота или резкого форсирования нот, специальных вокально-джазовых приемов. Немаловажно ощущение джазового ритма, развитие звуко-высотного и гармонического слуха, а также знание джазовой стилистики в целом.

Особый саунд. Контрастность звучания голоса в разных регистрах является дополнительной краской джазового вокала. В низкой тесситуре

приветствуется глухое и грубое грудное звучание, а в среднем и верхнем регистрах допускаются горловые призвуки, фальцет. Частая смена техники звукообразования, даже в пределах одной фразы, является одной из основных сложностей пения в джазовой манере.

Джазовое пение открытое и свободное. Это объясняется, скорее всего, открытым звучанием родной для джаза английской речи и особенностями голосового аппарата певцов-афроамериканцев.

Для джазовых вокалистов характерны такие особенности, как хрипотца, сипение, не сглаженность регистров, горловое или назальное звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация. Например, пение с хрипом как у Луи Армстронга, подвывающий звук, как у Хаулин Вульфа, или гнусавый звук как у Джерри Ли Хукера.

За счет того, что в джазе достаточно агрессивный бэк-граунд, чистый вокал на таком фоне может потеряться. Поэтому для джазового вокалиста важно найти своё неповторимое звучание голоса, которое отражает его характер и индивидуальность.

Ритм. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры -свинг. Энергия свинга создается с помощью фразировки «офф-бит», пришедшей из блюза. Свинг получается из взаимодействия двух линий: мелодической -«бит» и пульса аккомпанемента - «граунд-бит». Свинг трактует четырехдольный метр специфическим образом. Сильные доли становятся слабыми, слабые -сильными. При этом создается эффект «раскачивания». Создается психоэнергетическое, импульсивное состояние у исполнителя - устремление движения вперед (эффект, иллюзия ускорения темпа).

Рассмотрим вокально-джазовые приёмы.

Блюзовое интонирование (англ. blue notes-блюзовые ноты) -специфическое интонирование некоторых ступеней лада (3,5,7 ступеней). Джазмены интонируют мелодию чуть ниже (4-5 центов), чем на фортепиано, то

есть в темперированном строе. Джазовый вокал до сих пор неразрывно связан с блюзом, который проходит через всю историю джаза.

Бендинг (англ. вend, сгибаться) - в инструментальном исполнительстве -звуковысотная подтяжка к ноте. В вокале - подьезд к ноте, портаменто от одного звука к другому, выполненным в узком звуковысотном диапазоне (тон, полутон).

Drift или глиссандо (итал. glissando-скользить) - равномерное скольжение от одного звука к другому.

Running - фразы-мелизмы, которыми заполняются длинные ноты и паузы, служат для особой выразительности. Как правило, они начинаются с форшлаговой ноты и на протяжении всего пассажа пограничные ноты форшлагуются.

Субтон, который придаёт голосу мягкость, интимность. Преимуществом субтона является то, что им можно петь довольно высокие ноты без вреда для связок. Ярким представителем субтонового пения можно назвать Sade.

Рэттл (англ., rattle, рык) - специфический прием, применяемый в эстрадных и джазовых направлениях музыки. Наиболее выразительным этот прием проявляется на отдельных звуках или коротких интонациях. Луи Армстронг и Элла Фитцжеральд чаще всех использовали граул в джазовом вокале.

Вибрато (лат., vibrato, колебание) с физиологической точки зрения является проявлением защитной функции гортани от голосового утомления. Природное и стилевое вибрато развивается в процессе занятий вокалом и является неотьемлемым качеством поставленного певческого голоса.

Филировка (франц., filer un son- тянуть звук) - динамическое изменение звука на выдержанном тоне одной высоты. Владение данным приемом -показатель свободного владения вокальной техникой.

Драйв - приём расщепления. Подвидами драйва считаются гроулинг, рев, хриплый голос.

Шаутинг (англ., shout, крик) - вокальный приём с использованием различных элементов речевого интонирования (шепот, стон, крик, фальцет).

Фальцет - безопорное звучание с большим количеством воздуха. Для придания динамичности фразе и тембровой контрастности, фальцет часто комбинируют с «придавленным» гортанным звуком.

Носовые призвуки часто применяются в качестве имитации некоторых инструментов.

Йодль - заключается в резком переходе с грудного голоса на фальцет, используется как украшение.

Компрессия звука - приём слегка «прикрытого» звукоизвлечения слишком открытых или звенящих нот для создания определённого эффекта (нежности, отдаленности, мистики и т.п.). С помощью этого приёма можно передать мягкий характер звучания, задать нужную динамику.

Таким образом, исполнительская интерпретация является важной составляющей эстрадно-джазового вокального искусства. Она позволяет артистам выразить свою индивидуальность и передать эмоции через музыку. Использование импровизации делает композиции уникальными и оригинальными, вдохновляя многих артистов и предлагая новые подходы к исполнительской интерпретации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова, Е.В. История эстрадного искусства // Музыкальное образование. - Москва: Музыка, 2006;

2. Бахтина, М. М. Эстетика словесного творчества - Москва: Искусство, 1979;

3. Будницкая, Т.А. Проблема стиля в джазовом музыковедении / Т.А. Будницкая // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 10 (60): в 3-х ч. - Ч. II. — 220 с. - С. 39 - 42. 4. Григорьева, Е. В. "Джаз и его музыкальные особенности." Музыкальное искусство, 2010;

4. Карягина А.В. Джазовый вокал: Практическое пособие для начинающих / А. Карягина. - Санкт-Петербург: Издательство «Лань», «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008. - 48 с. - ISBN 978-5-8114-0841-2;

5. Конен В. Д. Пути американской музыки: Очерки по истории муз. культуры США. - 2-е изд., доп. - Москва: Музыка, 1965. - 524 с

Osmanova A.E.

Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)

SPECIFICITY OF THE EXECUTION PROCESS INTERPRETATIONS IN VARIETY-JA THE ART OF SINGING

Abstract: the article discusses the issues of understanding the role of a pop-jazz artist-vocalist in the interpretation of the musical works he performs. Currently, the role ofpop and jazz art as a means of communication is increasing. There is a process of constant synthesis of musical genres and styles in the performing practice of modern pop singers. An artist performing on stage brings his personal vision and rethinking of the text into the performance process, becoming a kind of co-author of the musical work.

Keywords: pop-jazz art, improvisation, jazz styles, jazz stylistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.