А. А. Вотинов. Специфика профессиональной подготовки и отборочного тестирования.
УДК 378.1:343
А. А. Вотинов
СПЕЦИФИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ОТБОРОЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ БУДУЩИХ КИНОЛОГОВ (НА МАТЕРИАЛЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ)
В статье рассматривается специфика профессиональной подготовки и отборочного тестирования будущих кинологов. Представлены подходы к осуществлению отборочного тестирования.
The article is devoted to the specifics of future dog-experts' professional training and eliminating testing. Different approaches to eliminating testing are presented.
Ключевые слова: отборочное тестирование, профессиональная подготовка.
Keywords: eliminating testing, professional training.
Одной из основных задач специальных учебных заведений уголовно-исполнительной системы России является подготовка курсантов, способных эффективно исполнять должностные обязанности по своей специальности. Однако, при несомненной теоретической и практической значимости исследований прошлых десятилетий по проблемам формирования военно-профессиональной подготовленности курсантов, анализ современного состояния образовательного процесса в учебных заведениях уголовно-исполнительной системы РФ показывает, что для высшей военной школы данная проблематика остаётся открытой для научного поиска.
Как известно, труд специалистов в разных ведомствах государственной службы весьма многогранен, различен по своему характеру и условиям. Наряду с общей спецификой той или иной профессиональной деятельности, служебная деятельность специалистов в федеральной системе исполнения наказаний отличается по содержанию, структуре, по предъявляемым требованиям к специальной работоспособности.
Специалисты в области профессионального образования, в том числе правоохранительной [Батышев С. Я. История профессионального образования. М., 2003; Буданов А. В. Обучение сотрудников тактике и методам обеспечения личной безопасности. М.: Норма, 1997; Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006; Кикоть В. Я., Лазарев В. В. Теория Государства и Права: учебник. М., 2008; Реан А. А. Общая психология и психология личности. М., 2003; Краевский В. В.
© Вотинов А. А., 2011
Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001], неоднократно отмечали, что вся система подготовки кадров к высококвалифицированному труду должна учитывать специфику слу-жебно-профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает целенаправленное изучение не только требований, предъявляемых к этой деятельности, в соответствии с которыми в дальнейшем необходимо организовывать образовательный процесс, но и грамотно осуществить отборочное тестирование.
Сказанное в полной мере касается подготовки будущих кинологов. Вместе с тем детально разработанная система изучения служебной деятельности и методика учета ее особенностей в процессе подготовки будущих кинологов в специальных вузах отсутствует. В настоящее время служебно-профессиональная деятельность кинологов как совокупность многих составляющих носит фрагментарный характер. Это не позволяет обеспечить высокий уровень подготовки этих специалистов к осуществлению своих обязанностей в уголовно-исполнительной системе (конвоирование, охрана, розыск и т. д.). Сотрудники подразделений федеральной службы исполнения наказаний часто не могут эффективно выполнять служебные обязанности по причине низкого уровня сформированности профессионально важных умений и навыков, физических и психических качеств, дезадаптации, низкой профессиональной работоспособности и т. д. Кроме того, особенностью оперативно-служебной деятельности кинологов в уголовно-исполнительной системе является необходимость действовать часто в весьма сложных, так называемых «экстремальных» ситуациях. Как показывает анализ практики, в большинстве случаев причинами невыполнения служебных заданий становились недостаточная профессиональная подготовленность. Несомненно, специфические условия обучения и воспитания курсантов и слушателей специальных учебных заведений, наличие соответствующей материально-технической базы и высококлассных специалистов позволят не только выработать высокие требования к уровню их разносторонней профессиональной подготовленности, но и выработать специфические методики, которые дадут возможность целенаправленно выполнять выпускниками оперативно-служебные задачи любой сложности. Отборочное тестирование на различных этапах подготовки будущих кинологов позволит, на наш взгляд, решить эту цель.
Применяя деятельностный подход к классификации основных служб в уголовно-исполнительной системе, перечислим основные виды деятельности, которые и объединили многочислен-
Педагогика высшей школы
ные службы и специальности на основе содержательного сходства профессиональной деятельности: оперативно-розыскная деятельность, диспетчерская деятельность, профилактическая деятельность, следственная деятельность, пенитенциарная деятельность, экстремальная деятельность, охранно-сторожевая деятельность, надзорная деятельность. Выделение этих видов деятельности позволяет переформулировать проблему отборочного тестирования в проблему распределения персонала, при которой вопрос «кто из кандидатов на должность оказывается лучше других по своим качествам?» заменяется вопросом «какой вид деятельности лучше подходит данному кандидату?». В этом случае отпадает необходимость в жестком бинарном решении («годен - не годен»), которое остается лишь на этапе социально-правового и медицинского аспектов профессионального отбора.
В зависимости от требований, предъявляемых службой в органах уголовно-исполнительной системы, нормативными документами устанавливается одна из четырех нижеследующих групп предназначения, расположенных в порядке убывания требований в основном к состоянию здоровья и физическому развитию. В основу этой дифференциации положены преимущественно медицинские критерии, в связи с чем в одну и ту же группу предназначения попадают службы, специальности и профессии, сильно различающиеся по общему и психологическому содержанию деятельности. Именно поэтому в группу будущих кинологов могут попасть случайные специалисты. Следовательно, вопрос организации оборочного тестирования на всех этапах подготовки будущих кинологов для уголовно-исполнительной системы является актуальным и своевременным.
В настоящее время в сфере образования продолжает развиваться система контроля и оценки учебных достижений обучающихся, ориентированная на широкое использование педагогических тестов. Актуальность и важность развития тестовых методов определяются их технологическими возможностями, позволяющими получить объективную информацию о качестве подготовки обучающихся и способствующими осуществлению государственной политики по обеспечению конкурентноспособности качества образования в России. При этом стержневым условием реализации идеологии управления качеством образования является наличие эффективной системы образовательного мониторинга, четко ориентированной на систематическую стандартизированную диагностику и оценку конечных результатов образовательной деятельности. Особенно этот факт важен в организации учебного процесса специальных вузов.
Однако, несмотря на особое внимание к вопросам тестового контроля профессиональной подготовленности, обнаруживается основное противоречие: с одной стороны, педагогическая общественность осознает необходимость создания оценочно-контролирующей системы, основанной на развитии и совершенствовании тестовых методов для целей аттестации, с другой стороны, в практике оценивания преобладают привычные традиционные формы контроля профессиональных достижений, от которых большинство педагогов не могут и не хотят отказываться. Кроме того, отсутствуют единые концептуально-методологические основы, необходимые для принятия адекватного решения вопроса о профессиональной пригодности курсанта к выполнению той или иной деятельности средствами тестирования.
Профессиональный отбор в специальных вузах в общем виде представляет собой (в максимальном варианте) четыре последовательных ступени: социально-правовую, медицинскую (включая углубленный психиатрический аспект), психологическую (включая психофизиологический аспект) и конкурсно-экзаменационную. Каждый вид профессионального отбора осуществляется четырьмя различными группами экспертов: кадровым аппаратом учреждений уголовно-исполнительной системы; военно-врачебной комиссией (ВВК, ОВВК); центрами психодиагностики (ЦПД); экзаменационными комиссиями учебных заведений.
Сложность организации отборочного тестирования объясняется спецификой подготовки будущих кинологов. Методика подготовки специалиста кинологической службы существенно отличается от методик подготовки других специалистов. Для того чтобы стать специалистом-кинологом, обучаемый должен лично подготовить (выдрессировать) закрепленную за ним собаку. При этом полноценное овладение профессией в значительной степени зависит от глубины усвоения теории служебного собаководства и возможно только в процессе практической работы с животным. Результативность обучения специалистов-кинологов и качество подготовки собак определяется отношением обучаемых к делу, их любовью к животным и желанием стать кинологом. Работа с собаками требует от будущего кинолога большой выдержки, хладнокровия, терпения и творческого подхода, поэтому не каждый способен овладеть искусством дрессировки и стать настоящим специалистом. Вот почему важно осуществлять тщательный отбор кандидатов, которые в последующем будут высокоэрудированными специалистами кинологической службы.
Мы использовали два вида тестирования: тесты, ориентированные на критерии (критериаль-
С. Л. Лупу. Технология художественно-творческой подготовки будущих педагогов
но-ориентированные), и тесты, ориентированные на норму (нормативно-ориентированные). Нормативно- и критериально-ориентированные тесты отличаются по целям создания, методике отбора содержания, характеру распределения эмпирических результатов тестирования и методам их обработки, критериям качества тестов и тестовых заданий, а главное, по интерпретации результатов испытуемых.
Критериально-ориентированные тесты необходимы, прежде всего, для определения профессиональных достижений при сравнении с требованиями, которые заложены в стандартах по различным предметам. В критериально-ориентированном тестировании осуществляется сопоставление учебных достижений каждого курсанта с планируемым к усвоению объемом знаний, умений и навыков. Сопоставление осуществляется за счет интерпретации результатов тестирования: вывод выстраивается вдоль логической цепочки -задания ^ ответы ^ выводы о соответствии испытуемого заданному критерию. При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого курсанта с планируемым к усвоению объемом знаний, умений или навыков, а в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная область содержания (например, содержание за год обучения или за ступень обучения).
Преимущество критериально-ориентированных тестов в том, что они помогают собрать полную и объективную информацию о достижениях каждого обучающегося; сравнить его обученность с требованиями, заложенными в государственных образовательных стандартах. В результате критериально-ориентированного тестирования курсант получает информацию о том, что он знает по сравнению с требованиями к уровню подготовки по предмету. После этого учебная часть совместно с курсантом принимает решение о соответствии курсанта тому или иному виду служебной деятельности уголовно-исполнительной системы.
В рамках нормативно-ориентированного подхода тесты разрабатываются для сравнения курсантов по уровню учебных достижений. Это достигается путем сопоставления результата каждого обучащегося с результатами других курсантов, которые выполняли тот же тест. Для нормативно-ориентированной интерпретации вывод выстраивается вдоль цепочки: задания ^ ответы ^ выводы о знаниях испытуемого ^ рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого. При нормативно-ориентированном подходе возникает вопрос об истинной оценке результата каждого курсанта, поэтому эмпирически устанавливаются нормы (система показателей,
отражающих результаты выполнения теста большой группой испытуемых).
В результате анализа различных подходов нами определена специфика процесса подготовки и отборочного тестирования будущих кинологов для уголовно-исполнительной системы на основе детального и системного учета особенностей характера и условий будущей служебной деятельности (профессиографирования), заключающейся в разработке и внедрении научно обоснованных подходов по подготовке курсантов к овладению знаний по собаководству, теоретических и методологических основ дрессировки собак; методики и техники дрессировки собак; тактики применения служебных собак в служебной деятельности уголовно-исполнительной системы России. Специфика профессиональной подготовки будущих кинологов для уголовно-исполнительной системы определяет, как показал наш эксперимент, эффективность применения двух видов тестирования на всех этапах обучения в вузе. Разработанные в связи с этим критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные тесты способствуют повышению качества подготовки будущих кинологов для уголовно-исполнительной системы.
УДК 378:7.08
С. Л. Лупу
ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье раскрываются вопросы реализации технологии художественно-творческой подготовки будущих педагогов посредством интеграции искусств в условиях среднего профессионального образования.
The article deals with the issues of realization of the technology of artistic and creative training of future teachers through integration of arts in the conditions of vocational education.
Ключевые слова: художественно-творческая подготовка, технология, интеграция искусств.
Keywords: artistic-creative training, technology, integration of arts.
В настоящее время общемировые проблемы современности оказывают интегрирующее влияние на человечество, выявляя необходимость объединения в их решении. Сегодня систему «Человек и мир» можно представить как диалектическую целостность, основанную на интеграции
© Лупу С. Л., 2011