Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Орлова И.К., Рабаданова Р.С. Специфика профессиональной направленности будущих специалистов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Orlova I.K., Rabadanova R.S. (2019). The specifics of the professional orientation of future professionals. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN419.pdf (in Russian)
УДК 37
Орлова Инга Константиновна
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Москва, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Рабаданова Разият Сулайбановна
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Москва, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Специфика профессиональной направленности будущих специалистов
Аннотация. Успешность профессионального становления будущих специалистов в процессе получения высшего профессионального образования в значительной степени зависит от их профессиональной направленности. Несмотря на значительный интерес к предмету исследования, проблема выявления факторов, которые влияют на профессиональной направленности остается недостаточно изученной.
Цель исследования - определить факторы формирования профессиональной направленности студентов, обучающихся по программам подготовки и переподготовки, и особенности профессиональной направленности.
В статье раскрыты содержание и структура профессиональной направленности будущих специалистов. По результатам эмпирического исследования выявлена взаимосвязь профессиональной направленности студентов с показателями смысложизненных ориентаций, мотивов выбора профессии и обучения; взаимосвязь смысложизненных ориентаций студентов с показателями мотивов выбора профессии и обучения. Определены факторы, влияющие на профессиональной направленности личности, и факторы формирования профессиональной направленности студентов, которые обучаются по программам подготовки и переподготовки специалистов.
В результате эмпирического исследования сделан вывод, что негативное влияние на формирование профессиональной направленности создают факторы, обусловленные различными обстоятельствами жизни, несамостоятельностью решений в выборе профессии,
низкой рефлексией жизненных целей, перспективы будущего, ригидностью волевых и личностных качеств, внутренней конфликтностью в структуре отношений личности, низким удовольствием обучением и тому подобное. При этом уровень ПН существенно выше у студентов, которые получают второе высшее образование.
Ключевые слова: профессиональная направленность; мотив выбора профессии; мотив учебы; синергия
Введение
Профессиональная направленность (ПН) - это совокупность мотивационных образований, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью, и факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, в частности стремление работать в будущем по выбранной профессии и удовлетворенность ею.
Анализ исследований проблемы ПН личности [1-3] позволил определить ПН как интегральное образование, которое характеризуется предметом ПН, каким является, прежде всего, выбранная профессия, видами мотивов профессиональной деятельности, уровнем сформированности ПН, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и желанием работать в будущем по выбранной специальности; знаком направленности, что выражается в удовлетворенности-неудовлетворенности человеком выбранной профессией.
Основываясь на анализе исследований [4-6], предлагается следующая структура ПН: мотивы, осмысленность, обусловленность выбора профессии личностными особенностями; согласованность жизненных целей и мотивов выбора профессии, адекватность сформированности образа профессионала и будущего в профессии и др.
Мотивация профессионального выбора имеет свои особенности и может быть представлена как: (1) направленность деятельности на других; (2) направленность на себя, связанная с самосовершенствованием и самореализацией; (3) направленность на предметные аспекты профессии [7; 11].
Основу мотивов профессиональной деятельности человека, по мнению О.Н. Саковской, составляют его потребности, личностные качества, ценностные и смысложизненные ориентации [8].
Безусловно, важное значение в формировании ПН личности имеют условия и особенности организации профессиональной подготовки студентов. Согласно исследованиям,
у будущих специалистов в начале овладения профессией возникает эмоциональное отождествление себя с профессией, что становится основой уверенности в своей способности овладеть профессией [9]. Однако частым недостатком подготовки будущих студентов, с позиции обеспечения их профессиональной идентификации, является недостаточная структурно-системная согласованность учебной информации с профессиональными функциями будущего специалиста [10; 11].
Методы исследования
Согласно определенной структуре ПН, в исследовании использовались: методика диагностики уровня ПН Т.Д. Дубовицкой; методика изучения мотивации обучения в ВУЗЕ Т.И. Ильиной; методика «Мотивы выбора профессии» (Г.В. Овчарова); методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенкова), методика исследования самоотношения С.Г. Пантилеева; методика «СЖО» (адаптированная Д.А. Леонтьевым). Статистический анализ данных осуществлялся с помощью компьютерной программы SPSS 19.
В исследовании приняли участие 40 студентов, обучающихся по программе переподготовки и 45 студентов 4 и 5 курса дневной формы обучения по той же специальности.
Результаты исследования
Полученные эмпирические данные убедительно свидетельствует о существенных различиях в отношении осмысленности жизненной перспективы и смысложизненных ориентаций у студентов «I образования» и «II образования». Данные различия характеризуют студентов, которые приобретают «II образование», как более целеустремленных, выбор профессии у них характеризуется большей осмысленностью, процесс жизни воспринимается как наполненный смыслом, в личностном плане студенты отмечаются как имеющие достаточную свободу выбора при планировании и построении своей жизни. У студентов «I образования» выше только показатель «локус контроля-жизнь», что выражает их убежденность в способности контролировать собственную жизнь и воплощать свои решения.
Мотивы выбора профессии также имеют определенные различия у студентов выделенных групп. В частности, у студентов, получающих второе образование, среди мотивов выбора профессии преобладают познавательные, творческие, индивидуально-значимые мотивы. Существенно выше у них являются показатели ПН личности.
В целом статистически значимые различия выявлены по показателям «общий показатель осмысленности жизни», «локус контроля-Я», «локус контроля-жизнь», «мотив получения знаний», «профессиональная направленность» (табл. 1).
Таблица 1
Статистические отличия показателей по Т-критерию Стьюдента
Показатели / Критические значения F Sis- t df Sig. (2-tailed)
Общий показатель осмысленности жизни 3,7 0,05 18,4 35 0,001
19,5 28,01 0,001
Локус контроля-Я 8,8 0,001 -2,7 35 0,05
-2,6 23,4 0,05
Локус контроля-жизнь 13,3 0,001 -14,7 35 0,001
-13,8 19,1 0,001
Мотив получения знаний 3,4 0,05 1,8 35 0,05
1,7 25,7 0,05
Профессиональная направленность 19,3 0,001 4,01 35 0,001
3,8 20,5 0,001
Анализ корреляционных связей ПН студентов с показателями смысловой сферы, мотивов выбора профессии и мотивов обучения показал (табл. 2), что высокие значения ПН студентов обусловлены такими их качествами как: целеустремленность, осмысленность жизненных и профессиональных выборов, эмоциональной насыщенностью и наполнен смыслом значимых событий жизни, удовлетворенность самореализацией, способностью к самоконтролю своих целей и планов, ориентации в выборе профессии на удовлетворение эстетических, познавательных, творческих потребностей, личностно-значимых потребностей и мотивов.
Таблица 2
Взаимосвязь ПН студентов с показателями смысложизненных ориентаций, мотивов выбора профессии и мотивов обучения
Общий показатель осмысленности Цели Процесс Результативность Эстетические мотивы Познавательные мотивы Творческие мотивы Внутренние инд.-значимые мотивы Внутренние социально-значимые мотивы Мотив овладения профессией
Профес. направ. 0,65** 0,77** 0,67** 0,67** 0,42* 0,68** 0,45** 0,66** 0,39* 0,59**
Как видно из приведенных данных, ПН связана с наличием у личности целей, которые придают жизни направленность и перспективу; ощущением удовлетворенности жизнью; ориентацией при выборе профессии на эстетическое удовлетворение в профессиональной деятельности, удовлетворения познавательных и творческих потребностей; внутренними индивидуально-значимыми и социально - значимыми мотивами.
Из результатов корреляционного анализа (табл. 3), видно, что ПН студентов обеспечивается устойчивыми смысловыми образованиями личности, которые имеют синергетическую основу взаимодействия.
Таблица 3
Взаимосвязь смысложизненных ориентаций студентов с показателями мотивов выбора профессии и обучения
Смысложизненные ориентации
общий показатель ОЖ цели процесс результативность локус контроля-Я
Мотивы выбора профессии Внутренние индивид.-значимые мотивы 0,43* 0,68** 0,62** 0,54** 0,48*
Внутренние социально-значимые мотивы 0,23 0,55** 0,41* 0,26 0,46**
Внешние положительные мотивы 0,17 0,39* 0,36* 0,31 0,31
Социальные 0,08 0,36* 0,26 0,18 0,23
Эстетические 0,26 0,57** 0,46** 0,54** 0,55**
Познавательные 0,46** 0,55** 0,58** 0,59** 0,28
Творческие 0,32 48** 0,55** 0,48** 0,37*
Материальные 0,07 0,19 0,1 0,35* 0,22
Мотивы Получение знаний 0,36* 0,38* 0,3 0,39* 0,48*
Овладение профессией 0,38* 0,56** 0,34* 0,41* 0,46**
Получение диплома -0,07 -0,13 0,04 0,05 0,31
На основе проведения факторного анализа в структуре ПН студентов было выделено 5 факторов, вклад которых в общую дисперсию данных составляет 73 % (табл. 4).
Таблица 4
Факторы формирования ПН студентов
№ Факт. нагрузка Факторы, позитивно влияющие Факт. нагрузка Факторы, негативно влияющие
1 23,8 % Моральные мотивы (0,77), результативность жизни (0,76), процесс жизни (0,76), цели в жизни (0,67), самоуправление (0,72), самоценность (0,66), социальные мотивы (0,63), творческие мотивы (0,61), внутренние социально-значимые мотивы (0,58), самоуверенность (0,55), внешние положительные мотивы (0,51), познавательные мотивы (0,53). 28,8 % Закрытость (-0,64), самоуверенность (0,56), самоуправление (0,54).
2 18,9 % Локус контроля жизни (0,69), утилитарные мотивы (0,63), внутренняя конфликтность (0,62), внешние отрицательные мотивы (0,61). 15,2 % Отзеркаленное самоотношение (-0,64), самоценность (0,54), самопринятие (-0,48), самопривязанность (0,47).
3 13,5 % Эстетические мотивы (0,68), отзеркаленное самоотношение (0,61), локус контроля-Я (0,59), мотив получения диплома (0,54), внутренние социально-значимые мотивы (0,53). 10,8 % Внутренняя конфликтность (-0,54), самообвинение (-0,52).
4 8,9 % Мотивы престижа (0,54), закрытость (0,51). 10,45 % Мотив овладения профессией (-0,58), мотив получения диплома (0,64).
5 7,8 % Самопривязанность (0,58), самообвинение (0,43). 8,5 % Материальные мотивы (0,69) и мотивы престижа (0,73).
Обсуждение результатов
Такая характеристика факторов дает объяснение структуры и генезиса ПН будущих специалистов. Анализируя факторы, позитивно и негативно влияющие на ПН студентов, следует отметить, что положительное влияние имеет действие синергии смислообразующих мотивов, жизненных целей и качеств самодетерминированной личности, в основе которых творческая направленность личности, самоуправление, стремления к саморазвитию, высокого статусного положения в социальных контактах, стремление к познанию и новизны.
Факторы, негативно влияющие на формирование ПН обусловлены различными обстоятельствами жизни, рекомендациями родителей относительно выбора профессии, низкой рефлексией жизненных целей, ригидностью волевых и личностных качеств, что приводит к психоэмоциональному дискомфорту, внутренней конфликтности в структуре отношений личности, низкому удовлетворению обучением и тому подобное.
Таким образом, ПН - системное мотивационно-смысловое образование личности, которое обеспечивается синергией смислообразующих мотивов, мотивов выбора профессии, жизненных целей и качеств творчески направленной, ориентированной на саморазвитие личности, способной к самоуправлению в реализации своих планов и в социальных контактах [11-13].
Негативное влияние на формирование ПН оказывают факторы, обусловленные различными обстоятельствами жизни, несамостоятельностью решений в выборе профессии, низкой рефлексией жизненных целей, перспектив будущего, ригидностью волевых и личностных качеств, внутренней конфликтностью в структуре отношений личности, низким удовольствием обучением и тому подобное.
Основными структурными компонентами ПН являются профессиональная мотивация, образ профессионального будущего, профессионально значимые личностные качества и образ будущего профессионала [12; 13].
Эмпирическое исследование показало, что уровень ПН существенно выше у студентов, которые получают второе высшее образование, по сравнению со студентами «первого образования», что объясняется более выраженной в них целенаправленностью, осмысленностью, самостоятельностью, рефлексией своих целей и возможностей при выборе профессии, ориентацией при выборе профессии на эстетическое удовлетворение в будущей профессиональной деятельности, удовлетворением познавательных и творческих потребностей, внутренних индивидуально значимых мотивов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Evetts J. The sociological analysis of professionalism // International Sociology. 2005. №18(2). pp. 395-415.
2. Nourah A. Algadheeb Professional / Career Orientation, Awareness, And Their Relationship To Locus Of Control // Journal of College Teaching & Learning. 2015. Vol. 12. № 1. pp. 13-38.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. 400 с.
4. Evans L. Professionalism, professionality and the development of education professionals // British Journal of Educational Studies. 2008. №56 (1). pp. 20-38.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. 3-е изд. - М.: Академия, 2005. 480 с.
6. Нехорошева Е.В. Исследование учебно-профессиональной мотивации студентов образовательных организаций // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 69-75.
7. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография. - Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. 100 с.
8. Саковская О.Н. Мотивация профессиональной деятельности. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. 88 с.
9. Паперная Н.В., Шатилова А.С. Педагогический менеджмент в организации профессионального образования // Молодой ученый. 2017. №25. С. 307-309.
10. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86.
11. Бикбулатова В.П., Карманова Ж.А., Рабаданова Р.С. Формирование ответственности у студентов вузов / В сборнике: Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды Сборник IX Международной научно-методической конференции. 2018. С. 183187.
12. Афанасьев В.В., Рабаданова Р.С., Саватюгина С.В. Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности у бакалавров в условиях вузовского обучения / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 2. С. 1377-1385.
13. Туктарова Р.И., Дильмухаметова Р.С., Анкудинова А.А. Деятельностный подход как основа самостоятельной работы студентов / В сборнике: Теоретические и методические проблемы развития современного образования Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Печатается по решению Ученого совета Института социально-гуманитарных технологий, протокол № 6 от 18 февраля 2016 года. 2016. С. 180-184.
Orlova Inga Konstantinovna
Moscow state university of technology and management, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Rabadanova Raziyat Sulaibanovna
Moscow state university of technology and management, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
The specifics of the professional orientation of future professionals
Abstract. The success of the professional development of future specialists in the process of obtaining higher professional education largely depends on their professional orientation (MON). Despite the considerable interest in the subject of the study, the problem of identifying factors that affect the MO remains insufficiently studied.
The purpose of the study is to determine the factors of formation of PN of students enrolled in training and retraining programs, and features of PN.
The article reveals the content and structure of the future mon PN. According to the results of empirical research, the interrelation of students' monitors with indicators of life-meaningful orientations, motives for choosing a profession and training was revealed; the relationship of life-meaning orientations of students with indicators of the motives of choice of profession and training. The factors affecting the personal identity of the individual, and the formation of the financial institutions of students who are trained in training and retraining programs are determined.
As a result of the empirical research, it was concluded that factors affecting the different circumstances of life, lack of decision making in choosing a profession, low reflection of life goals, future prospects, rigidity of volitional and personal qualities, internal conflict in the structure of personal relations, low pleasure learning and the like. At the same time, the level of PN is significantly higher among students who receive a second higher education.
Keywords: professional orientation; the motive of choosing a profession; the motive of study; synergy