Научная статья на тему 'Специфика профессионально важных качеств заместителей командиров взводов вузов ФСИН России'

Специфика профессионально важных качеств заместителей командиров взводов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специфика / профессионально важные качества / заместитель командира взвода / младший командир / сержант / психологическая характеристика / эффективность деятельности / образовательные организации / ФСИН России / specification / professionally important qualities / deputy platoon commander / junior commander / sergeant / psychological characteristics / effectiveness of activities / educational organizations / Federal Penitentiary Service of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Сергеевна Росина, Станислав Викторович Горностаев

Введение. Успешная деятельность учебного подразделения курсантов напрямую зависит от руководства их коллективами. Достижение высоких результатов обеспечивается в том числе посредством воспитательной работы заместителя командира взвода, выбираемого из числа курсантов. На деятельность заместителя командира взвода и востребованность в ней определенных личностных качеств влияет специфика ведомственного вуза, двойственность положения в служебной иерархии, некоторые социально-психологические особенности обучающихся и их личностные характеристики. Цель исследования: выявить совокупность психологических характеристик, повышающих эффективность деятельности заместителей командиров взводов образовательных организаций ФСИН России на основе оценок компетентных экспертов. Теоретическая основа исследования – обзор трудов, посвященных вопросам профессионально значимых качеств и подготовки младших командиров в вузах МВД России, МЧС России, ФСКН России, Минобороны России, а также смежные по тематике исследования, затрагивающие заместителей командиров взводов ФСИН России. Методы. Для выявления психологических характеристик заместителей командиров взводов использовалось анонимное анкетирование на двух бланках. Общая выборка испытуемых составила 362 человека (22 человека – это сотрудники учебно-строевых подразделений факультетов, 49 человек – заместители командиров взводов и 291 человек – курсанты). Результатом исследования является описание заместителя командира взвода, обучающегося в образовательных организациях ФСИН России следующей характеристикой: ответственный лидер с развитыми коммуникативными навыками, характеризующийся исполнительностью, стрессоустойчивостью в конфликте, уверенностью в себе, дисциплинированностью и справедливостью. То есть ряд психологических качеств является типовым у младшего командира ведомственного вуза, в том числе ответственность, лидерские качества, коммуникабельность, уверенность в себе, дисциплинированность. Ключевыми качествами для заместителя командира взвода образовательной организации ФСИН России являются стрессоустойчивость в конфликте и справедливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Сергеевна Росина, Станислав Викторович Горностаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of professionally important qualities of deputy platoon commanders of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia

Introduction. The successful functioning of the cadet training unit is directly related to the management of their team members. Achievement of good performance is also ensured through the tutorial work of the deputy platoon commander, selected from the ranks of the cadets. The activity of the deputy platoon commander and the necessity for certain personal qualities in it are influenced by the specifics of the departmental university, the duality of the position in the hierarchy of service, some socio-psychological characteristics of students and their personal qualities. Research purpose: to identify a set of psychological characteristics that improve the effectiveness of deputy platoon commanders of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia based on the assessments of the qualified experts. Theoretical framework of the study is a review of publications devoted to the issues of professionally significant qualities and training of junior commanders in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ministry of Emergency Situations of Russia, Federal Drug Control Service of Russia, Ministry of Defense of Russia, as well as related studies concerning deputy platoon commanders of the Federal Penitentiary Service of Russia. Methods. An anonymous questionnaire survey on two blanks was used to identify the psychological characteristics of deputy platoon commanders. The total sample of respondents was 362 individuals (22 individuals were employees of training and combat units of faculties, 49 participants were deputy platoon commanders, and 291 participants were cadets). The result of the study is a description of the deputy platoon commander training in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia by the following characteristic: a responsible leader with well-developed communicative skills, characterized by diligence, stress resistance in a conflict, self-confidence, disciplining and justice. Thus, a number of psychological qualities are typical for a junior commander of a departmental university, which include responsibility, leadership qualities, communication skills, self-confidence, and disciplining. Key qualities for a deputy platoon commander of an educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia are stress resistance in a conflict and justice.

Текст научной работы на тему «Специфика профессионально важных качеств заместителей командиров взводов вузов ФСИН России»

Научная статья

УДК 159.9

doi: 10.35750/2071-8284-2023-4-261-271

Юлия Сергеевна Росина

адъюнкт

https://orcid.org/0000-0003-1159-9883, julia.lis93@mail.ru

Станислав Викторович Горностаев

доктор психологических наук, доцент https://orcid.org/0000-0001-5259-0258, stanislavrz@yandex.ru

Академия ФСИН России

Российская Федерация, 390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1

Специфика профессионально важных качеств заместителей командиров взводов вузов ФСИН России

Аннотация. Введение. Успешная деятельность учебного подразделения курсантов напрямую зависит от руководства их коллективами. Достижение высоких результатов обеспечивается в том числе посредством воспитательной работы заместителя командира взвода, выбираемого из числа курсантов. На деятельность заместителя командира взвода и востребованность в ней определенных личностных качеств влияет специфика ведомственного вуза, двойственность положения в служебной иерархии, некоторые социально-психологические особенности обучающихся и их личностные характеристики. Цель исследования: выявить совокупность психологических характеристик, повышающих эффективность деятельности заместителей командиров взводов образовательных организаций ФСИН России на основе оценок компетентных экспертов. Теоретическая основа исследования - обзор трудов, посвященных вопросам профессионально значимых качеств и подготовки младших командиров в вузах МВД России, МЧС России, ФСКН России, Минобороны России, а также смежные по тематике исследования, затрагивающие заместителей командиров взводов ФСИН России.

Методы. Для выявления психологических характеристик заместителей командиров взводов использовалось анонимное анкетирование на двух бланках. Общая выборка испытуемых составила 362 человека (22 человека - это сотрудники учебно-строевых подразделений факультетов, 49 человек - заместители командиров взводов и 291 человек - курсанты).

Результатом исследования является описание заместителя командира взвода, обучающегося в образовательных организациях ФСИН России следующей характеристикой: ответственный лидер с развитыми коммуникативными навыками, характеризующийся исполнительностью, стрес-соустойчивостью в конфликте, уверенностью в себе, дисциплинированностью и справедливостью. То есть ряд психологических качеств является типовым у младшего командира ведомственного вуза, в том числе ответственность, лидерские качества, коммуникабельность, уверенность в себе, дисциплинированность. Ключевыми качествами для заместителя командира взвода образовательной организации ФСИН России являются стрессоустойчивость в конфликте и справедливость.

Ключевые слова: специфика, профессионально важные качества, заместитель командира взвода, младший командир, сержант, психологическая характеристика, эффективность деятельности, образовательные организации, ФСИН России

Для цитирования: Росина Ю. С., Горностаев С. В. Специфика профессионально важных качеств заместителей командиров взводов вузов ФСИН России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 4 (100). - С. 261-271; doi: 10.35750/2071-8284-2023-4-261-271.

Yulia S. Rosina

Graduate

https://orcid.org/0000-0003-1159-9883, julia.lis93@mail.ru

Stanislav V. Gornostaev

Dr. Sci (Psy.), Docent https://orcid.org 0000-0001-5259-0258, stanislavrz@yandex.ru Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

© Росина Ю. С., Горностаев С. В., 2023

1, Sennaya str., Ryazan, 390000, Russian Federation

Specifics of professionally important qualities of deputy platoon commanders of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia

Abstract. Introduction. The successful functioning of the cadet training unit is directly related to the management of their team members. Achievement of good performance is also ensured through the tutorial work of the deputy platoon commander, selected from the ranks of the cadets. The activity of the deputy platoon commander and the necessity for certain personal qualities in it are influenced by the specifics of the departmental university, the duality of the position in the hierarchy of service, some socio-psychological characteristics of students and their personal qualities. Research purpose: to identify a set of psychological characteristics that improve the effectiveness of deputy platoon commanders of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia based on the assessments of the qualified experts. Theoretical framework of the study is a review of publications devoted to the issues of professionally significant qualities and training of junior commanders in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ministry of Emergency Situations of Russia, Federal Drug Control Service of Russia, Ministry of Defense of Russia, as well as related studies concerning deputy platoon commanders of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Methods. An anonymous questionnaire survey on two blanks was used to identify the psychological characteristics of deputy platoon commanders. The total sample of respondents was 362 individuals (22 individuals were employees of training and combat units of faculties, 49 participants were deputy platoon commanders, and 291 participants were cadets).

The result of the study is a description of the deputy platoon commander training in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia by the following characteristic: a responsible leader with well-developed communicative skills, characterized by diligence, stress resistance in a conflict, self-confidence, disciplining and justice. Thus, a number of psychological qualities are typical for a junior commander of a departmental university, which include responsibility, leadership qualities, communication skills, self-confidence, and disciplining. Key qualities for a deputy platoon commander of an educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia are stress resistance in a conflict and justice.

Keywords: specification, professionally important qualities, deputy platoon commander, junior commander, sergeant, psychological characteristics, effectiveness of activities, educational organizations, Federal Penitentiary Service of Russia

For citation: Rosina Y. S., Gornostaev S. B. Specifics of professionally important qualities of deputy platoon commanders of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia // Vestnik of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 4 (100). - P. 261271; doi: 10.35750/2071-8284-2023-4-261-271.

Введение

Одним из условий успешной деятельности любого подразделения является эффективность его управления, которая в немалой степени определяется личностью непосредственного руководителя. К числу таких руководителей в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) относятся заместители командиров взводов, назначаемые из числа курсантов и осуществляющие непосредственное оперативное управление учебной группой в отсутствие офицеров - командиров взводов, начальника курса, заместителя начальника курса. В литературе данная категория должностных лиц также именуется как «младшие командиры», «командиры учебных групп», «сержанты», «командиры младшего звена», «младший начальствующий состав».

Психологические требования к личности заместителя командира взвода в военизированных образовательных организациях определяются их положением и характером деятельности, а также спецификой организации. Во-первых, это специфика обучения в высших военных или военизированных образовательных организациях высшего образования [1]. Во-вторых, заместитель командира взвода обладает двойным статусом, одновременно выполняя функции и члена коллектива учебно-строевого подразделения, и его руководителя [2]. В-третьих, назначаемые на должность заместителя командира взвода, как правило, такого же возраста, образования, опыта несения службы и социального положения, как и подчиненные курсанты [3]. В-четвертых, существенную роль в восприятии заместителя командира взвода

играют его личностные характеристики, влияющие на стандарты общения и межличностных отношений в группе [4].

Наблюдение за процессом и результатами службы в должности заместителя командира взвода лиц, обладающих различными психологическими характеристиками, позволяет наблюдающим делать выводы о том, какие люди оказываются более успешными в этой должности. С учетом того, что критерии успеха разнообразны и отличаются с точки зрения различных групп наблюдателей (подчиненных, коллег, руководителей), именно комплексный анализ их мнений позволит более достоверно обобщить характеристики, обеспечивающие всестороннюю успешность в качестве заместителя командира взвода.

Несмотря на обозначенную выше актуальность исследования требований к личности заместителя командира взвода в образовательных организациях, комплексных исследований на эту тему в образовательных организациях ФСИН России ранее не проводилось.

Цель исследования: выявление психологических характеристик, повышающих эффективность деятельности заместителя командира взвода в образовательных организациях ФСИН России на основании оценок их значимости со стороны лиц, наиболее компетентных в их экспертной оценке.

В данном исследовании на основе мнения ближайшего окружения - офицеров, заместителей командиров других взводов, курсантов, обучающихся в ведомственных вузах ФСИН РФ, описана совокупность профессионально важных качеств личности заместителя командира взвода.

Теоретическую основу нашего исследования составили труды по вопросам компетенции, развития профессионально значимых качеств, межличностного взаимодействия и подготовки младших командиров в учебных подразделениях вузов МВД России, МЧС России, ФСКН России, Минобороны России, а также смежные по тематике исследования, затрагивающие заместителей командиров взводов ФСИН России.

А. С. Евдокимов пытался построить модель идеального командира из числа младшего начальствующего состава вуза МЧС России, состоящую из определенного перечня компетенций и профессионально важных качеств1. О. В. Ев-тихов отмечал, что младшим командирам вузов правоохранительных органов необходимо формировать и повышать их лидерский потенциал. Им описывались универсальные лидерские качества младшего командира вуза ФСКН России, которые востребованы на протяжении всего периода обучения2. В. Н. Курганов обосновывал методики, необходимые для оценки пригодно-

1 Евдокимов А. С. Методическое обеспечение подготовки младшего начальствующего состава в образовательном процессе вуза МЧС России : дис. ...канд. пед. наук : -Санкт-Петербург, 2018. - 184 с.

2 Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов : дис. ... д-ра пед. наук. -Красноярск. 2015. - 424 с.

сти претендентов на должности младших командиров. По его мнению, социальная эргичность, предметная пластичность, общительность, уверенность в себе, интернальность, практичность, нормативность поведения как психологические свойства личности влияют на успешную профессиональную деятельность младшего командира [5]. Ю. С. Мигунова полагает, что в начале службы младшие командиры стараются соответствовать образу идеального командира [6]. К профессионально важным качествам младших командиров учебных подразделений образовательных организаций высшего образования МЧС России относятся «ответственность за работу коллектива; умение объективно оценивать на данный период возможности подчиненного; требовательность; приоритет интересов коллектива; умение «повести» людей за собой (лидерские характеристики); интерес и внимание к личности подчиненного; профессиональная грамотность; высокий уровень управленческих способностей (командирские навыки)»3.

И. Б. Марьясис исследовала стиль руководства младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России и описала набор индивидуально-личностных качеств, необходимых младшим командирам. В него вошли: «опыт и зрелость, фактор сходства или похожести воспринимающего на воспринимаемого, индивидуальный интеллект (повышает способность разбираться в людях), сложность натуры, отстраненность, эстетические склонности»4, а также глубокое понимание себя, социальный интеллект. А. А. Головачев с целью изучения ролевого конфликта сравнивал представления об идеальном сержанте и пришел к выводу, что эгоистичность, агрессивность, подозрительность и подчиняемость характерны для младших командиров, стремящихся к доминированию в коллективе и обладающих низким уровнем ролевого конфликта. Напротив, дружелюбие характерно для лиц, имеющих высокий уровень ролевого конфликта и принимающих позицию подчиненного5.

И. В. Дрюпина занималась изучением составляющих успешности служебной деятельности у младших командиров - сержантов в военно-учебном заведении Министерства обороны. Она выявила, что мотивация, уровень интеллекта, демократический стиль в руководстве, ориентация на дело и рабочее состояние в данный момент оказывает влияние на успешное взаимодействие младшего командира с подразделением и положительную экспертную оценку деятельности командира руководством [7].

3 Мигунова Ю. С. Социально-психологические детерминанты служебной деятельности младшего командного состава: на материале учебных подразделений вузов МЧС России: дис. ... канд. психол. наук. - Иваново, 2018. - 216 с.

4 Марьясис И. Б. Психологические условия совершенствования стиля руководства младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2004. - 193 с.

5 Головачев А. А. Ролевой конфликт в деятельности сержантов курсантских подразделений вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2000. - 24 с.

В. В. Капустин также освещал вопросы успешной деятельности сержантов и их подготовки, в том числе вопрос компетенций-стандартов выполнения профессиональной деятельности и идеальных требований к знаниям, умениям и навыкам младших командиров [8].

А. В. Колесник установил, что младшему командному составу нужно формировать командирские и лидерские качества. К числу важнейших качеств, необходимых младшему командиру, были отнесены: «ответственность, принципиальность, честность, справедливость, надежность, трудолюбие, отзывчивость»6.

О. М. Латышев, раскрывая поэтапную подготовленность младших командиров курсантских подразделений в ввузах МВД России, указывал на необходимость развития коммуникативных и командирских качеств, которые будут способствовать созданию оптимальных условий взаимодействия с руководством и подчиненными курсантами7.

Профессионально важные качества младших командиров вузов ФСИН России с теоретических позиций изучались коллективом исследователей в контексте психологической готовности к служебной деятельности [9].

С учетом перечисленных выше требований к индивидуальным качествам младших командиров различных образовательных организаций военного и военизированного типа было решено осуществить эмпирическое исследование с целью выявления индивидуальных качеств, необходимых заместителю командира взвода в образовательной организации ФСИН России.

Методы. Эмпирическое исследование было проведено на базе Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний». На момент проведения исследования общая выборка испытуемых составила 362 человека, из которых 22 человека - сотрудники учебно-строевых подраз-

6 Колесник А. В. Формирование психолого-педагогической компетенции у сержантов учебных подразделений в военном вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2016. - 167 с.

7 Латышев О. М. Подготовка младших командиров курсантских подразделений в условиях ВВУЗа МВД России : автореф. дис. .канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 1995. - 18 с.

делений факультетов, 49 человек - заместители командиров взводов и 291 человек - курсанты. Опрошенные офицеры учебно-строевого подразделения выступали в качестве экспертов, в их число входили начальник курса, его заместитель, командиры взводов, старшины. В выборку заместителей командиров взводов и курсантов вошли юноши и девушки 1-4-х курсов в возрасте от 18 до 21 года, обучающиеся на трех факультетах образовательной организации. Перед процедурой анкетирования до респондентов доводилась цель исследования. Анкетирование проводилось в анонимном формате.

На Бланке 1 респондентам необходимо было перечислить индивидуальные качества, наиболее необходимые, по их мнению, заместителю командира взвода вуза ФСИН России, другими словами, описать идеального командира учебной группы.

На Бланке 2 респондентам предлагалась таблица, в которой были указаны 20 индивидуальных качеств, наиболее часто рассматриваемые отечественными учеными как профессионально важные качества заместителей командиров взводов в вузах силовых ведомств. Индивидуальные качества, предложенные в таблице, нужно было проранжировать по степени важности, где 1 балл присваивался качеству с минимальной значимостью, а 10 баллов - с максимальной. Для точной и корректной обработки результатов анкетирования подсчет производился по формулам суммы и среднего значения в программе Microsoft Excel.

Результаты. По итогам анализа Бланка 1 установлено: всего было указано 957 различных формулировок индивидуально-психологических качеств, умений, навыков и особенностей, характеризующих образцового заместителя командира взвода. На основании этого было выделено по три качества, описанных каждой экспертной группой в качестве приоритетных (табл. 1).

Далее были обобщены оценки значимости качеств из представленного на Бланке 2 и выделены также по три качества, имеющих наивысший средний балл, по мнению трех категорий экспертов (табл. 2).

Таким образом, обобщая результаты произвольного выбора (Бланк 1) и выбора из списка (Бланк 2), можно выделить наиболее важные, по

Таблица 1

Важнейшие индивидуально-психологические качества заместителя командира взвода по мнению трех групп экспертов (Бланк 1)

Курсанты Заместители командиров взводов Сотрудники учебно-строевых подразделений

ответственность справедливость уверенность в себе ответственность лидерские качества коммуникабельность исполнительность дисциплинированность лидерские качества

Таблица 2

Средние оценки важнейших индивидуально-психологических качеств заместителей командиров взводов, по мнению трех категорий экспертов (Бланк 2)

Индивидуальное качество Балл

Сотрудники учебно-строевых подразделений

исполнительность 9,95

лидерские качества 9,53

коммуникабельность 9,53

Заместители командиров взводов

коммуникабельность 9,44

стрессоустойчивость в конфликте 9,34

ответственность 9,27

Курсанты

ответственность 9,51

коммуникабельность 9,34

стрессоустойчивость в конфликте 9,26

мнению экспертов, личные качества заместителя командира взвода. По мнению офицеров учебно-строевых подразделений, заместитель командира взвода должен обладать в первую очередь лидерскими качествами и исполнительностью, а также коммуникабельностью и дисциплинированностью. С позиции заместителя командира взвода им необходимо прежде всего быть коммуникабельными и ответственными, а в дальнейшем характеризоваться лидерскими качествами и стрессоустойчивостью в конфликте. Курсанты в личностных характеристиках идеального заместителя командира взвода отметили также такие качества, как ответственность, справедливость, уверенность в себе, коммуникабельность и стрессоустойчивость в конфликте.

Выделяя общее в представлениях трех групп экспертов о важнейших личных качествах заместителя командира, мы можем описать заместителя командира взвода, обучающегося в образовательных организациях ФСИН России следующей характеристикой: ответственный лидер с развитыми коммуникативными навыками, характеризующийся исполнительностью, стрессоустойчивостью в конфликте, уверенностью в себе, дисциплинированностью и справедливостью.

Обсуждение. Анализ специализированной литературы и полученные в результате эмпирического исследования качества заместителя командира взвода, позволяют выявить как общие моменты, так и специфику в требованиях к личности заместителя командира взвода в образовательных организациях ФСИН России и других силовых ведомств.

Самым часто встречающимся и достаточно очевидным в требуемых качествах к личности младшего командира в военизированных вузах была ответственность. В работах вышеперечисленных исследователей (А. С. Евдокимов, О. В. Евтихов, Ю. С. Мигунова, И. Б. Марьясис, А. В. Колесник) данное качество встречается в формулировках: «ответственность», «ответственный», «готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности», «ответственность за работу коллектива». Заместитель командира взвода несет ответственность за обеспечение деятельности всего подразделения, а также ответственность за каждого из подчиненных. Деятельность младшего командира, осуществляемая в ведомственных вузах (МВД, МЧС, МО, ФСБ, ФСИН), характеризуется совместным обучением и проживанием с курсантами, поэтому ответственность младшего командира за себя и коллектив проявляется постоянно в различных ситуациях. Но прежде всего это ответственность за свои действия и решения, поэтому заместителю командира взвода необходимо быть готовым признать при необходимости свои ошибки и принять меры к их исправлению.

Лидерские качества как неотъемлемый атрибут любого руководителя естественным образом присутствуют и в характеристике младшего командира. Лидерские качества подробно интерпретировались учеными, рассматривающими личность командира учебной группы (О. В. Евтихов, Ю. С. Мигунова, Е. И. Осипов, А. В. Колесник). Развитие, наличие и совершенствование лидерских качеств определяется в ве-

домственных вузах тем фактом, что заместитель командира взвода, как правило, являясь сверстником подчиненных ему курсантов, тем не менее должен исполнять роль лидера, что подразумевает одновременно и роль образца, руководителя, наставника.

Коммуникабельность - краеугольный камень эффективного руководства, хотя это индивидуальное качество реже упоминается в исследованиях. Тем не менее в некоторых работах указывается на необходимость развития «коммуникативных качеств» у младших командиров (О. М. Латышев), важность «формирования навыков взаимодействия» младших командиров и курсантов (Е. И. Осипов). Кроме того отмечается, что «коммуникативные компетенции» младшего командира косвенно влияют на результаты деятельности учебной группы (Ю. С. Мигунова), а «общительность» как психологическое свойство младшего командира способствует успешности в деятельности. Таким образом, коммуникабельность как индивидуальное качество заместителя командира взвода в ее возможных формах в военизированных организациях необходима для внутриколлектив-ного общения: получения и передачи информации, сотрудничества между руководителями, подчиненными, коллективами, и в целом для достижения взаимопонимания друг с другом. Поскольку в военизированных образовательных организациях преобладают вертикальные служебно-уставные отношения, коммуникабельность, с одной стороны, обеспечивает их эффективность, а с другой стороны расширяет их в межличностную сферу, поскольку младший командир одновременно выступает для подчиненных курсантов и одногруппником. Способность заместителя командира взвода четко передавать информацию, идеи, решения, а также внимательно выслушивать мнения других способствует созданию прочных дружеских взаимоотношений, и в дальнейшем положительно влияет на успехи курсантов в учебной и служебной деятельности. Поэтому коммуникабельность нами также была отнесена к необходимым индивидуальным качествам заместителя командира взвода, сходным во всех военизированных вузах.

Уверенность в себе как значимое индивидуальное качество и одновременно требование к личности руководителя-сержанта встречается в работе О. В. Евтихова, В. Н. Курганова. Также «уверенность в себе» как профессионально важное качество младшего начальствующего состава упоминается в исследовании И. Б. Марьясис, хотя и не относится к первостепенным свойствам личности. Ю. С. Мигуновой было замечено, что в состав выраженной мужественности младшего сержантского состава входит такое личностное качество как «самоуверенность», «напористость», «сила»8. Уверенность в себе, по

8 Мигунова Ю. С. Социально-психологические детерминанты служебной деятельности младшего командного состава: на материале учебных подразделении вузов МЧС России : дис. .канд. психол. наук. - Иваново, 2018. - 216 с.

нашему мнению, на первых порах деятельности компенсирует отсутствие позитивного опыта управления коллективом, который обычно отсутствует у кандидатов на должность заместителя командира взвода, позволяет брать на себя ответственность, принимать решения, идти на обоснованный риск. Также уверенность в себе способствует восприятию заместителя командира взвода группы как неформального лидера, достойного уважения. Таким образом, уверенность в себе - это еще одно индивидуальное качество, подчеркивающее сходство заместителей командиров взводов вузов ФСИН России и других военизированных вузов.

Дисциплинированность как индивидуальное качество личности была также выделена нами при изучении характеристик младшего командира курсантских подразделений ведомственных вузов. В исследованиях отечественных авторов дисциплинированность указывалась И. Б. Марьясис при оценке стиля руководства младшего начальствующего состава вузов МВД России, а также Е. Б. Каныгиным при описании личной примерности командира [10]. А. С. Евдокимов отмечал дисциплинированность как профессионально важное качество младшего командного состава вузов МЧС России9. Командир учебной группы должен демонстрировать дисциплинированность в поведении, внешнем виде, действиях, чем подает пример своим подчиненным курсантам. Дисциплинированность командира также подразумевает и поддержание дисциплины среди подчиненных, поэтому заместитель командира взвода, проявляющий снисходительность к нарушителям дисциплины, подрывает собственный авторитет. Дисциплинированность необходима для физического и психического благополучия курсантов, то есть помогает предотвратить несчастные случаи или травмы, а также гарантирует безопасность обучающихся. Вопросы, связанные с дисциплиной личности и в подразделениях, регулируются, в том числе на законодательном уровне10.

Процесс обучения и несения службы сходен в большинстве военизированных вузов. Схожи и требования к заместителям командиров взводов военизированных вузов. Тем не менее в результате исследования были выделены отличительные индивидуальные качества, значимые для заместителя командира взвода образовательной организации ФСИН России, но редко выделяемые как необходимые для младших командиров других ведомственных вузов.

К одному из таких качеств была отнесена исполнительность. Несомненно, что для образо-

9 Евдокимов А. С. Методическое обеспечение подготовки младшего начальствующего состава в образовательном процессе вуза МЧС России : дис. .канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 2018. - 184 с.

10 О службе в уголовно-исполнительной системе

Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : федеральный закон № 197-ФЗ от 19 июля 2018 г. // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 30. - Ст. 4532.

вательных организаций военизированного типа характерно исполнение приказов, нормативно-уставные правила, субординационные отношения, и исполнительность не могла не быть отмечена в литературных источниках. Однако в большинстве случаев в работах исполнительность включается в обобщенные блоки с другими качествами: как профессионально важное качество [11], как необходимая черта характера у курсанта [12]. А. А. Головачев указывал близкую по смыслу к исполнительности «подчиня-емость», но обозначал ее в контексте описания результатов методики для выявления сущности ролевого конфликта сержанта11. А. С. Евдокимов относил исполнительность к многочисленным морально-нравственным качествам, необходимым сержанту [13].

Другими словами, исполнительность и близкие ей по значению термины чаще перечисляются исследователями в составе общей совокупности профессионально важных качеств или в структуре какой-либо сферы человеческой деятельности, косвенно относящейся к личности младшего командира. Возможно, это связано с тем, что исполнительность рассматривается как достаточно очевидное индивидуальное качество личности для всех обучающихся в ведомственном вузе. В результате исполнительность как самостоятельно рассматриваемое индивидуальное качество, характерное для заместителя командира взвода образовательной организации ФСИН России, ранее не выделялась. Очевидно, исполнительность как качество личности необходима младшему командиру для выполнения поручений, обеспечивая законопослушное поведение без контроля со стороны руководства. Конечно, исполнительность не гарантирует сознательного отношения к должностным обязанностям и тем действиям, которые выполняет заместитель командира взвода, однако исполнительность младшего командира способствует поддержанию порядка в учебной группе и мотивирует подчиненных курсантов к исполнению приказов.

Во-вторых, исполнительность повышает доверие к младшему командиру со стороны курсантов. Если командир пунктуален, выполняет свои обязательства и порученные задания, значит, он серьезно относится к обязанностям и на него можно положиться.

В-третьих, исполнительность заместителя командира взвода способствует появлению у курсантов авторитета и уважительности вначале по отношению к младшему командиру, а в дальнейшем - к руководству, вузу и правоохранительным органам в целом.

И наконец, исполнительность заместителя командира взвода задает тон и его деятельности, и деятельности всего подразделения. Если младший командир транслирует исполнительность в учебной группе, то она становится важной групповой ценностью всего подразделения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Головачев А. А. Ролевой конфликт в деятельности сержантов курсантских подразделений вуза : дис. канд. психол. наук. - Ярославль, 2000. - 184 с.

Стрессоустойчивость в конфликте была выделена как индивидуальное качество, отличающее младшего командира в образовательной организации ФСИН России от других младших командиров ведомственных вузов. Стрессоу-стойчивость как отдельное качество в структуре личности сотрудника правоохранительных органов выделялась многими авторами-психологами. А вот исследователями, изучавшими деятельность младших командиров, указывалось на покладистость и неконфликтность сержан-тов12, их эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость на втором году обучения13, высокие требования к стрессоустойчивости14. Кроме того, они отмечали «высокий уровень эмоциональной устойчивости, терпимость к чужому мнению позволяют избегать стрессовых ситуаций»15. А. Ю. Куликов в своем исследовании изучал основы возникновения межличностных конфликтов курсантов и роль командира курсантского подразделения в процессе их урегулирования16. То есть авторы выделяли отдельные понятия - стрессоустойчивость, неконфликтность, разрешение конфликтов, а «стрессоустойчивость в конфликте» в качестве индивидуального качества личности младшего командира ведомственных вузов не выделялась, что позволяет охарактеризовать ее как особое, специфическое качество заместителей командиров взводов образовательных организаций ФСИН России.

Под стрессоустойчивостью в условиях конфликта мы понимаем способность сохранять эмоциональную стабильность, сосредоточенность, самообладание и принимать разумные решения даже в конфликтных ситуациях, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением, угрозой самооценке, активным противодействием, в том числе подчиненных.

Раскрывая причины значимости этого индивидуального качества для заместителей командиров взводов вузов ФСИН России, отметим, что процесс формирования и функционирования любого коллектива сопровождается возникновением спорных и конфликтных ситуаций. В новом коллективе курсантов на первом году обучения нередко случаются конфликты

12 Капустин В. В. Социально-управленческие проблемы подготовки сержантов в системе военного среднего специального образования : дис. .канд. социол. наук. -Москва, 2015. - 177 с.

13 Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов : дис. . д-ра пед. наук. -Красноярск, 2016. - 424 с.

14 Евдокимов А. С. Методическое обеспечение подготовки младшего начальствующего состава в образовательном процессе вуза МЧС России : дис. .канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 2019. - 184 с.

15 Головачев А. А. Ролевой конфликт в деятельности сержантов курсантских подразделений вуза : дис. . канд. псих. наук. - Ярославль, 2000. - 181 с.

16 Куликов А. Ю. Социально-психологические особенности деятельности командира подразделения по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов курсантов ввузов : дис. ... канд. псих. наук. -Ярославль, 2000. - 171 с.

на почве неподчинения вновь назначенному командиру, который совсем недавно был на равных с курсантами. Основанием могут служить: низкий личный авторитет назначенного на командирскую должность, слабые управленческие навыки младшего командира как руководителя, неудовлетворенные претензии подчиненных курсантов на лидерство, дефицит времени для выполнения поставленных задач, недостаток знаний и другие. Младший командир, которому не хватает стрессоустойчивости в конфликте, может быть потрясен, растерян или испуган, что ведет к неверным решениям и дальнейшей потере авторитета, неэффективному общению и в конечном итоге к падению морального духа, сплоченности и управляемости подразделения. Поэтому для младшего командира важно в конфликтной ситуации выдержать давление и нагрузку, проявить определенный уровень стрессоустойчивости, не потерять способности к эффективному мышлению и общению, отстоять свой статус и решения, не теряя уважения к подчиненным. В ситуации провоцирования младшего командира другими курсантами их цели могут быть различны: самоутверждение, желание занять должность командира, несовпадение интересов, попытка уклониться от поручения, стремление установить в подразделении неформальные правила общения, базирующиеся на низкой культуре и бестактности. Но во всех случаях для младшего командира очень важно сохранять самообладание и обеспечить решение поставленных задач.

Важность устойчивости в конфликте для курсантов вузов ФСИН, вероятно, транслируется и от офицеров, имеющих опыт работы в исправительных учреждениях, где их деятельность носит характер противостояния с осужденными и одновременно взаимодействия с ними.

Последним индивидуальным качеством, выявленным у заместителя командира взвода, стала справедливость, которая также была отнесена к специфическим качествам, свойственным заместителям командиров взводов вузов ФСИН России. Другие авторы также выделяли справедливость в комплексе профессионально важных качеств младшего командира вуза МЧС России [14] и в перечне социальных качеств, необходимых младшему командиру вуза МВД России [15]. Однако, справедливость, так же как и исполнительность, рассматривалась не как отдельное индивидуальное качество, а скорее как одно из многих морально-нравственных качеств, которыми должен обладать в идеале сотрудник правоохранительных органов, без особого внимания к данному качеству и истолкования его содержания в контексте деятельности сержантского состава. На наш взгляд, справедливость является одним из базовых принципов деятельности, которыми руководствуются сотрудники правоохранительных органов, но чаще всего - сотрудники ФСИН, практически ежедневно применяющие к осужденным нормы поощрения и взыскания, принимающие другие решения, способные

повлиять на их положение в исправительном учреждении и дальнейшую судьбу. Справедливость по отношению к осужденным - один из основных факторов стабильности обстановки в исправительных учреждениях. Установка на справедливость от офицеров, имеющих практический опыт, транслируется курсантам. Кроме того, многие курсанты происходят из семей действующих сотрудников ФСИН России, которые и в семье могут оценивать происходящее с точки зрения справедливости. Курсанты по этой причине могут быть чувствительны к несправедливости, проявляемой командирами, и остро реагировать на нее. Пример заместителя командира взвода должен формировать чувство справедливости у подчиненных курсантов, которые после выпуска из образовательной организации будут нести службу в уголовно-исполнительной системе и реализовывать принцип справедливости, на основе опыта, полученного за время обучения. В то же время, на почве несправедливого отношения младшего командира по отношению к курсантам могут возникать спорные и конфликтные ситуации. Ситуации на почве несправедливости могут возникать из-за неравномерного распределения учебно-служебной нагрузки, навязывания выполнения несвойственных обязанностей, предвзятого отношения к конкретным курсантам и одновременно с этим выделение привилегированных обучающихся, получающих меньший объем нагрузки и послабления от заместителя командира взвода.

Большинство указанных качеств имеют сложную структуру, определяются более простыми качествами и их диагностика при помощи традиционных тестовых методик затруднена, в связи с чем необходимо прибегать к методам экспертной оценки. Сопоставляя ее результаты с ранее полученными нами данными по тестированию успешных и неуспешных командиров взводов при помощи ряда методик [16], можно обнаружить частичное совпадение.

А именно, в 2020 году на базе Академии ФСИН России было проведено исследование личностных черт заместителя командира взвода с помощью батареи методик (анкетирование, 16-факторный опросник Р. Кеттелла, методика исследования акцентуаций характера Х. Шми-шека, МЛО-АМ А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, ОТеЦ И. Г. Сенина, тест КОС), тестирование которое все курсанты проходили на первом курсе. Выборка составила 35 заместителей командиров взводов. Критериями успешности заместителей командиров взводов, позволяющими присвоить им ранг в выборке, рассматривались следующие: 1) сохранение должности (продолжает руководить учебной группой или снят с должности, так как в выборке изучались и бывшие заместители командиров взводов, пониженные до должности курсанта или отчисленные); 2) оценка работы младшего командира с коллективом, полученная со стороны подчиненных курсантов (по результатам анонимного анкетирования). По итогам рангового корреляционного анализа Спирмена были выделены личностные

особенности заместителей командиров взводов, которые коррелировали с успешностью в деятельности. По результатам статистической обработки выявлены значимые различия между успешными и неуспешными младшими командирами по следующим исследованным параметрам: 1) шкалам «Б» (сдержанность-экспрессивность), «О» (гипертимия-гипотемия) и «МБ» (стремление выглядеть в благоприятном свете) 16-факторного личностного опросника Кеттел-ла (форма А); 2) шкала «Застревание», «Дистим-ность», «Экзальтированность», «Демонстративность» теста-опросника Х. Шмишека; 3) шкале «Духовное удовлетворение» «Опросника терминальных ценностей» А. Г. Сенина; 4) шкале «Па-ранояльность» Многоуровневого личностного опросника; 5) шкале «Организаторские склонности» методики выявления коммуникативных и организаторских склонностей. Далее посредством факторного анализа полученные данные были сгруппированы в четыре фактора: «Способность к адаптации», «Мнительность», «Эмоциональность реагирования» и «Увлеченность деятельностью».

В том числе в фактор, названный «Способность к адаптации» вошли три шкалы из двух методик («Застревание», «Дистимность», «Пара-нойяльность») с общим факторным весом - более 0,82. Содержание фактора «Мнительность» составили шкалы «О» (спокойствие-тревожность) и «МБ» (адекватная-неадекватная самооценка) из одной методики с факторным весом - более 0,89. В третий фактор, обозначенный как «Эмоциональность реагирования», вошли «Сдержанность-экспрессивность» и «Демонстративность» (факторный вес > 0,87). В фактор, названный «Увлеченность деятельностью», вошли «Экзальтированность» и «Духовное удовлетворение» (факторный вес = 0,74) [16].

Таким образом, тестовые и экспертные методы дополняют друг друга в процедуре отбора кандидатов на должности заместителей командиров взводов. Эти процедуры могут проводиться поэтапно, например, кандидаты из числа курсантов, отобранные руководством курса методом экспертной оценки на должности заместителей командиров взводов, проходят тестирование, по итогам которого выбираются и назначаются лучшие кандидаты.

Заключение

Таким образом, для заместителей командиров взводов в вузах ФСИН России ряд качеств являются типовыми для представителей данной должности в других военизированных вузах (ответственность, лидерские качества, коммуникабельность, уверенность в себе, дисциплинированность), что обеспечивается сходством обстановки и направленности деятельности. При этом как ключевые выделяются несколько качеств (стрессоустойчивость в конфликте и справедливость), которые являются упоминаемыми, но не лидирующими среди других психологических требований, предъявляемых к заместителям командиров взводов в вузах прочих силовых ведомств, что обусловлено качественной спецификой уголовно-исполнительной системы и системой взаимоотношений в вузах ФСИН России. Ряд психологических характеристик, устанавливаемых психологическими тестами, обращается в достаточно специфические качества, определяемые должностной, функциональной и ведомственной спецификой. По своим профессионально важным качествам, заместитель командира взвода отличается от офицера-командира взвода и других субъектов административной деятельности даже в рамках вузов ФСИН России.

Список литературы

1. Лисник Ю. С., Горностаев С. В. Анализ и интерпретация личностных черт заместителя командира взвода образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. - 2021. - Т. 29. - № 1. - С. 129-144.

2. Мигунова Ю. С. Роль командиров младшего звена учебных подразделений образовательных организаций высшего образования МЧС России в общем направлении формирования взаимоотношений в курсантском коллективе / Психология XXI столетия: сборник по материалам ежегодного Конгресса. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова; Международная академия психологических наук, 2017. - С. 244-246.

3. Лисник Ю. С. Особенности взаимодействия младших командиров и курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России / Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития: сборник по материалам II Международной научно-практической конференции. - Псков. - 2020. - С. 186-190.

4. Караяни А. Г., Лисник Ю. С. Индивидуально-психологические особенности заместителей командиров взводов образовательных организаций ФСИН России // Юридическая психология. -2021. - № 1. - С. 32-37.

5. Курганов В. Н. Профпригодность к руководству первичным воинским коллективом // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2009. - № 1. - С. 133-140.

6. Мигунова Ю. С. Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС и командирами младшего звена // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2014. - № 4 (32). - С. 315-321.

7. Дрюпина И. В., Морозова И. О. Субъективная успешность профессиональной деятельности командира курсантского подразделения и ее детерминанты // Mир образования - образование в мире. - 2007. - № 4. - 12 с.

8. Капустин В. В. Об управлении социальной адаптацией сержантов-профессионалов к будущей военно-профессиональной деятельности на этапе обучения // Электронный научный журнал «Проблемы безопасности». - 2012. - № 2 (1б). - С. 8-9.

9. Юрина О. И., Холопова Е. Ю., Дежурова Е. В. Система профессионально-важных качеств курсантов вузов ФСИН России как компонент психологической готовности к служебной деятельности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (1б3). - С. 347-351.

10. Каныгин Е. Б. Дисциплинированность и личная примерность командира как основа успеха педагогического процесса в учебных заведениях внутренних войск MВД России // M^ образования образование в мире. - 201б. - №1(б1). - С. 89-95.

11. Евтихов О. В. Развитие лидерских качеств младших командиров ВОУ MВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2005. - № 1 (23). - С. 31-35.

12. Карлов И. В. Mотивы преступного поведения обучающихся в ведомственных образовательных организациях и их учет в профилактической работе (на примере вузов ФСИН России) // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2017. - № 5. - С. 57-70.

13. Медведева Л. В., Евдокимов А. С. Психолого-педагогические основания подготовки курсантов к служебной деятельности в образовательном процессе вуза MЧС России // Человек и образование. - 201б. - № 3 (48). - С. 158-1б5.

14. Медведева Л. В., Евдокимов А. С, Константинова А. С. Mодель командира младшего начальствующего состава вуза MЧС России // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы MЧС России». - 2018. -№ 3.- С. 119-124.

15. Евтихов О. В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития : монография. - Красноярск: СибЮИ MВД России, 2011. - 287 с.

16. Лисник Ю. С., Горностаев С. В. Индивидуально-психологические факторы пригодности к деятельности младшего командира подразделения курсантов вузов ФСИН // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2021. - Т. 2б. - № 2 (85). - С. 15б-1б3.

References

1. Lisnik Yu. S., Gornostayev S. V Analiz i interpretatsiya lichnostnykh chert zamestitelya komandira vzvoda obrazovatel'noy organizatsii Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy // Chelovek: prestupleniye i nakazaniye. - 2021. - T. 29. - № 1. - S. 129-144.

2. Migunova Yu. S. Rol' komandirov mladshego zvena uchebnykh podrazdeleniy obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya MCHS Rossii v obshchem napravlenii formirovaniya vzaimootnosheniy v kursantskom kollektive / Psikhologiya XXI stoletiya: sbornik po materialam yezhegodnogo Kongressa. -Yaroslavl': Yaroslavskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. K. D. Ushinskogo; Yaroslavskiy gosudarstvennyy universitet im. P. G. Demidova; Mezhdunarodnaya akademiya psikhologicheskikh nauk, 2017. - S. 244-24б.

3. Lisnik Yu. S. Osobennosti vzaimodeystviya mladshikh komandirov i kursantov vuzov Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy Rossii / Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: realii i perspektivy razvitiya: sbornik po materialam II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Pskov. - 2020. -S. 18б-190.

4. Karayani A. G., Lisnik Yu. S. Individual'no-psikhologicheskiye osobennosti zamestiteley komandirov vzvodov obrazovatel'nykh organizatsiy FSIN Rossii // Yuridicheskaya psikhologiya. - 2021. - № 1. - S. 32-37.

5. Kurganov V. N. Profprigodnost' k rukovodstvu pervichnym voinskim kollektivom // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskiye nauki. - 2009. - № 1. -S. 133-140.

6. Migunova Yu. S. Issledovaniye vzaimootnosheniy mezhdu kursantami instituta MCHS i komandirami mladshego zvena // Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. -2014. - № 4 (32). - S. 315-321.

7. Dryupina I. V., Morozova I. O. Sub»yektivnaya uspeshnost' professional'noy deyatel'nosti komandira kursantskogo podrazdeleniya i yeyo determinanty // Mir obrazovaniya - obrazovaniye v mire. - 2007. -№ 4. - 12 s.

8. Kapustin V V Ob upravlenii sotsial'noy adaptatsiyey serzhantov-professionalov k budushchey voyenno-professional'noy deyatel'nosti na etape obucheniya // Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Problemy bezopasnosti». - 2012. - № 2 (1б). - S. 8-9.

9. Yurina O. I., Kholopova Ye. Yu., Dezhurova Ye. V Sistema professional'no-vazhnykh kachestv kursantov vuzov FSIN Rossii kak komponent psikhologicheskoy gotovnosti k sluzhebnoy deyatel'nosti // Uchenyye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. - 2018. - № 9 (1б3). - S. 347-351.

10. Kanygin Ye. B. Distsiplinirovannost' i lichnaya primernost' komandira kak osnova uspekha pedagogicheskogo pr otsessa v uchebnykh zavedeniyakh vnutrennikh voysk MVD Rossii // Mir obrazovaniya -obrazovaniye v mire. - 201б. - №1(б1). - S. 89-95.

11. Yevtikhov O. V. Razvitiye liderskikh kachestv mladshikh komandirov VOU MVD Rossii // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2005. - № 1 (23). - S. 31-35.

12. Karlov I. V. Motivy prestupnogo povedeniya obuchayushchikhsya v vedomstvennykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh i ikh uchet v profilakticheskoy rabote (na primere vuzov FSIN Rossii) // Elektronnoye prilozheniye k Rossiyskomu yuridicheskomu zhurnalu. - 2017. - № 5. - S. 57-70.

13. Medvedeva L. V., Yevdokimov A. S. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovaniya podgotovki kursantov k sluzhebnoy deyatel'nosti v obrazovatel'nom protsesse vuza MChS Rossii // Chelovek i obrazovaniye. -2016. - № 3 (48). - S. 158-165.

14. Medvedeva L. V., Yevdokimov A. S., Konstantinova A. S. Model' komandira mladshego nachal'stvuyushchego sostava vuza MChS Rossii // Nauchno-analiticheskiy zhurnal «Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii». - 2018. - № 3. - S. 119-124.

15. Yevtikhov O. V Liderskiy potentsial rukovoditelya: spetsifika, soderzhaniye i vozmozhnosti razvitiya : monografiya. - Krasnoyarsk: SibYul MVD Rossii, 2011. - 287 s.

16. Lisnik Yu. S., Gornostayev S. V. Individual'no-psikhologicheskiye faktory prigodnosti k deyatel'nosti mladshego komandira podrazdeleniya kursantov vuzov FSIN // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. -2021. - T. 26. - № 2 (85). - S. 156-163.

Статья поступила в редакцию 02.05.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 22.11.2023.

The article was submitted May 2, 2023; approved after reviewing November 20, 2023; accepted for publication November 22, 2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесен равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.