Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «360 ГРАДУСОВ» ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА ВЗВОДА'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «360 ГРАДУСОВ» ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА ВЗВОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД «360 ГРАДУСОВ» / ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ВЗВОДА / МЛАДШИЕ КОМАНДИРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Росина Юлия Сергеевна, Горностаев Станислав Викторович

Введение. Актуальность и значимость исследования определяется необходимостью выявления профессионально важных качеств при помощи научно обоснованных и оптимальных методов исследования, а также обеспечения единообразия и объективности в процессе установления степени пригодности кандидата к деятельности заместителя командира взвода. Цель - выявление профессионально важных качеств заместителя командира взвода посредством метода «360 градусов». Материалы и методы. Объем выборки составил 362 человека и включал три категории обследуемых: руководство учебно-строевых подразделений, заместителей командиров взводов, курсантов образовательной организации ФСИН России. Эмпирическое исследование проводилось методом «360 градусов» с помощью заполнения авторской анкеты для каждой из трех категорий испытуемых. Использовалась формула для подсчета общей оценки успешности, применялся корреляционный анализ. Результаты и обсуждение. Выявлены наиболее существенные, по мнению респондентов, профессионально важные качества, необходимые для успешной деятельности заместителя командира взвода: волевой самоконтроль, чувство коллективизма, адекватная самооценка, умение мотивировать других, готовность брать ответственность, стрессоустойчивость в конфликте. Выводы. Полученные данные указывают на возможность выявления профессионально важных качеств, в том числе заместителей командиров взводов образовательных организаций ФСИН России, с учетом специфики деятельности изучаемой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Росина Юлия Сергеевна, Горностаев Станислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

360-DEGREE FEEDBACK METHOD USED TO REVEAL PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A DEPUTY-COMMANDER OF THE PLATOON

Introduction. The relevance and significance of the study is determined by the necessity of revealing professionally important qualities by means of scientifically proven and optimal research methods as well as providing the uniformity and objectiveness in the process of establishing the degree of suitability of the applicant for the position of a deputy-commander of the platoon. The objective is to identify professionally important qualities of a deputy-commander of the platoon via 360-degree feedback method. Materials and Methods. The sample covered 362 persons involving three categories of the respondents: chief officers of learning and line subunits, deputy-commanders of platoons, cadets of the educational organization of the Russian Federal Penitentiary Service. The empirical study was carried out via 360-degree feedback method by means of completing the authors’ questionnaire for each of the three categories of persons under examination. The formula for calculating the total assessment of successfulness and correlation analysis were employed. Results and Discussion. The authors revealed the most essential and professionally important qualities necessary for effective performance of a deputy-commander of the platoon: volitional self-control, the sense of collectivism, adequate self-esteem, the ability to motivate others, readiness to take up responsibility, stress resistance in a conflict. Conclusions. The data obtained indicates the possibility of revealing professionally important qualities, including of deputy-commanders of platoons in educational organizations of the Russian Federal Penitentiary Service, the specifics of their activity taken into consideration.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «360 ГРАДУСОВ» ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА ВЗВОДА»

Научно-практическая статья

УДК 159.9 © Росина Ю. С., Горностаев С. В., 2023

doi: 10.24412/1999-6241 -2023-293-145-151

5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Применение метода «360 градусов» для выявления профессионально важных качеств заместителя командира взвода

Юлия Сергеевна Росина \ адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров; julia.lis93@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-1159-9883

Станислав Викторович Горностаев \ доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, доцент; stanislavrz@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-5259-0258 1 Академия ФСИН России, 390036, Рязань, ул. Сенная, 1, Россия Реферат

Введение. Актуальность и значимость исследования определяется необходимостью выявления профессионально важных качеств при помощи научно обоснованных и оптимальных методов исследования, а также обеспечения единообразия и объективности в процессе установления степени пригодности кандидата к деятельности заместителя командира взвода. Цель — выявление профессионально важных качеств заместителя командира взвода посредством метода «360 градусов». Материалы и методы. Объем выборки составил 362 человека и включал три категории обследуемых: руководство учебно-строевых подразделений, заместителей командиров взводов, курсантов образовательной организации ФСИН России. Эмпирическое исследование проводилось методом «360 градусов» с помощью заполнения авторской анкеты для каждой из трех категорий испытуемых. Использовалась формула для подсчета общей оценки успешности, применялся корреляционный анализ. Результаты и обсуждение. Выявлены наиболее существенные, по мнению респондентов, профессионально важные качества, необходимые для успешной деятельности заместителя командира взвода: волевой самоконтроль, чувство коллективизма, адекватная самооценка, умение мотивировать других, готовность брать ответственность, стрессоустойчивость в конфликте. Выводы. Полученные данные указывают на возможность выявления профессионально важных качеств, в том числе заместителей командиров взводов образовательных организаций ФСИН России, с учетом специфики деятельности изучаемой категории.

Ключевые слова: метод «360 градусов», заместитель командира взвода, младшие командиры, профессионально важные

качества, пригодность к деятельности, отбор

Для цитирования: Росина Ю. С., Горностаев С. В. Применение метода «360 градусов» для выявления профессионально важных качеств заместителя командира взвода // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 2(93). С. 145-151. 1^://(1огогдЛ0.24412Л 999-6241-2023-293-145-151

Scientific and Practical Article

UDC 159.9 © Rosina Yu. S., Gornostaev S. V., 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-293-145-151

5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security

360-Degree Feedback Method used to Reveal Professionally Important Qualities of a Deputy-Commander of the Platoon

Yulia S. Rosina \ Post-Graduate student of the Faculty of Scientific and Pedagogical Personnel training; julia.lis93@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-1159-9883

Stanislav V. Gornostaev \ Doctor of Science in Psychology, Professor at the chair of Legal Psychology and Pedagogy, Associate-Professor; stanislavrz@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-5259-0258 1 the Academy of the Russian Federal Penitentiary Service, 1 Sennaya st., Ryazan, 390036, Russia Abstract

Introduction. The relevance and significance of the study is determined by the necessity of revealing professionally important qualities by means of scientifically proven and optimal research methods as well as providing the uniformity and objectiveness in the process of establishing the degree of suitability of the applicant for the position of a deputy-commander of the platoon. The objective is to identify professionally important qualities of a deputy-commander of the platoon via 360-degree feedback method. Materials and Methods. The sample covered 362 persons involving three categories of the respondents: chief officers of learning and line subunits, deputy-commanders of platoons, cadets of the educational organization of the Russian Federal Penitentiary Service. The empirical study was carried out via 360-degree feedback method by means of completing the authors' questionnaire for each of the three categories of persons under examination. The formula for calculating the total assessment of successfulness and correlation analysis were employed. Results and Discussion. The authors revealed the most essential and professionally important qualities necessary for effective performance of a deputy-commander of the platoon: volitional self-control, the sense of collectivism, adequate self-esteem, the ability to motivate others, readiness to take up responsibility, stress resistance in a conflict. Conclusions.

The data obtained indicates the possibility of revealing professionally important qualities, including of deputy-commanders of platoons in educational organizations of the Russian Federal Penitentiary Service, the specifics of their activity taken into consideration.

Keywords: 360-degree feedback method, deputy-commanders of a platoon, junior commanders, professionally important qualities,

suitability to activity, selection

Citation: Rosina Yu. S., Gornostaev S. V. 360-Degree Feedback Method used to Reveal Professionally Important Qualities of a Deputy-Commander of the Platoon. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28, No. 2(93). Pp. 145-151 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1999-6241-2023-293-145-151

Основные положения

1. Применение метода «360 градусов» позволяет обнаружить профессионально важные качества заместителя командира взвода, которые удовлетворяют курсантов, заместителей командиров взводов и руководство подразделения.

2. Оценка пригодности к деятельности заместителя командира взвода в образовательной организации ФСИН России может производиться по таким профессионально важным качествам, как волевой самоконтроль, чувство коллективизма, адекватная самооценка, умение мотивировать других, готовность брать ответственность, стрессоустойчивость в конфликте.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Одно из ключевых направлений развития современной уголовно-исполнительной системы

представляет собой совершенствование служебной деятельности сотрудников, которое предусматривает «формирование стабильного высокопрофессионального кадрового состава» *. Любая подготовка квалифицированных кадров чаще всего начинается с образовательной организации. В военизированных структурах, таких как ФСИН России, в работе с личным составом важная роль отведена заместителям командиров взводов — младшим командирам из числа курсантов. Именно данная категория обучающихся на оперативном уровне управляет учебной и служебной деятельностью курсантов, что влияет на характер взаимоотношений внутри учебной группы и психологический климат в коллективе в целом. Поэтому для создания эффективного учебно-воспитательного процесса необходимо обеспечивать качественный отбор кандидатов на должность заместителя командира взвода за счет предварительного выявления их профессионально важных качеств.

Значимость исследования пригодности к деятельности заместителя командира взвода продиктована необходимостью обеспечения единообразия и объективности в процессе осуществления отбора на должность. Об отсутствии единообразия свидетельствует то, что

процесс выбора и назначения на должность заместителей командиров взводов (командиров учебных групп из числа курсантов) практически не регламентирован и может меняться в зависимости от образовательной организации и руководства подразделения. Как следствие, не каждый назначенный на эту должность курсант способен справиться с ней, из-за чего имеет место ротация заместителей командиров взводов, особенно на первом году обучения. Поочередная «стажировка» кандидатов и их частая смена, неблагоприятно сказывающаяся на учебной группе, отсутствие единого алгоритма отбора на должность выступают следствием недостаточной объективности при выявлении пригодности кандидата.

Другим важным моментом представляется вопрос методологического инструментария исследования, который позволил бы не только выявить профессионально важные качества кандидатов, но и получить от ближайшего окружения, знакомого с интересующей деятельностью (руководства подразделения и подчиненных курсантов), объективную и всестороннюю оценку таких качеств.

Несмотря на широкое использование метода «360 градусов» при отборе сотрудников и персонала организаций [1-3], его применение в силовых структурах не распространено. При этом проблема выявления профессионально важных качеств заместителя командира взвода в образовательных организациях ФСИН России освещена в научной литературе недостаточно.

Целью исследования выступило выявление профессионально важных качеств заместителя командира взвода образовательной организации ФСИН России посредством метода «360 градусов».

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Профессионально важные качества широко освещаются в педагогической, военной, инженерной и юридической психологии. К настоящему времени накопилось достаточно исследований, посвященных теме отбора на должность заместителя командира взвода. В них используются такие методы, как наблюдение за поведением [4]; опрос [5]; психодиагностическое тестирование при зачислении в кадро-

* Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

вый резерв [6, с. 169]; стажировка на должностях, экзамены по физической и боевой готовности [7]; анализ документов, психологическое тестирование, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент [8, с. 6]. В исследованиях изучаются индивидуальные качества младших командиров высших учебных заведений государственной службы, таких как МВД России, МЧС России, ФСБ России. Доступные на сегодняшний день исследования раскрывают индивидуальные особенности командиров учебных групп образовательных организаций ФСИН России, на основе изучения только категории «заместитель командира взвода» [9], т. е. без учета комплексной оценки их окружения (курсантов и руководства).

Такую оценку может дать применение метода «360 градусов», тем более что попытки выявления посредством опроса индивидуальных качеств человека, необходимых для освоения той или иной профессии, уверенно реализовывались еще в начале XX в. [10]. P. Ward, автор книги, детально раскрывающей применение метода «360 градусов», определяет его как последовательный сбор информации в отношении человека или группы, которую получают от взаимодействующего окружения [11]. Коллективом ученых было установлено, что за последние 25 лет было проведено множество исследований с использованием метода «360 градусов» [12]. Как показывает анализ зарубежных научных источников, этим методом часто пользуются для изучения навыков и личных качеств руководителей в целях развития организации или дальнейшего профессионального роста [13-16]. Таким образом, изучив предпосылки и состояние проблемы, мы решили использовать именно данный метод исследования для выявления профессионально важных качеств командира учебной группы.

Материалы и методы

Характеристика участников исследования и процедура формирования выборки. В исследовании приняли участие 362 человека, представляющих три факультета Академии ФСИН России: экономический, юридический и психологический. Из них 22 человека — руководство учебно-строевых подразделений факультетов (начальники курсов, заместители начальников курсов, командиры взводов, старшины курса); 49 человек — заместители командиров взводов, официально закрепленные приказом на должности; 291 человек — курсанты. Выборка не является однородной по составу. Разделение по направлению (специальности) и курсу обучения не проводилось. Общая продолжительность службы руководства учебно-строевых подразделений факультетов варьировалась от 1 года до 32 лет. Заместители командиров взводов и курсанты на момент обследования обучались на 1-4 курсах. Пятый курс (выпускной) нахо-

дился на производственной практике в различных структурных подразделениях учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, поэтому не был включен в выборку.

Эмпирическое исследование проводилось путем заполнения авторской анкеты на добровольной основе после занятий (во время самостоятельной подготовки).

Схема проведения исследования. Анкетирование методом «360 градусов» представляло собой три вида анкет, подготовленных для оценки одного и того же испытуемого, но для разных категорий оценщиков: для руководства учебно-строевых подразделений факультетов (далее — руководство), заместителей командиров взводов (далее — ЗКВ) и курсантов. Руководство оценивало профессионально важные качества обучающихся под началом ЗКВ; ЗКВ оценивали качества других заместителей командиров взводов, обучающихся в параллельных группах своего факультета; курсанты оценивали качества заместителя командира взвода, руководящего их учебной группой, и ЗКВ параллельных групп своего факультета.

Бланк анкеты представлял собой один вопрос и таблицу. Ответы испытуемых характеризовали оценку успешности командира учебной группы в профессиональной деятельности по пятибалльной шкале. Руководство оценивало действующего заместителя командира взвода, где 5 баллов соответствовали характеристике «для меня это идеал младшего командира», а 1 балл — «постараюсь заменить при первой же возможности», 4, 3 и 2 балла представляли промежуточные варианты. Аналогичным образом давали оценку успешности испытуемому командиры других учебных групп и курсанты, с той разницей, что формулировки вопроса отражали оценку успешности профессиональной деятельности с позиции соответствующей категории респондентов.

После вопроса на предмет общей оценки успешности в анкете была размещена таблица, которая была представлена перечнем из 20 профессионально важных качеств, способствующих успешности в деятельности заместителя командира взвода. Каждому качеству респондента присваивался балл от 1 до 5, где 5 характеризовало максимально выраженное качество у оцениваемого заместителя командира взвода, а 1 — минимально выраженное.

В результате подсчета данных по первому вопросу анкеты на каждого из 49 ЗКВ было собрано три показателя:

1) оценка успешности в профессиональной деятельности от руководства (далее — оценка руководства);

2) оценка успешности в профессиональной деятельности от ЗКВ (далее — оценка ЗКВ);

3) оценка успешности в профессиональной деятельности от курсантов (далее — оценка курсантов).

Для подсчета общей оценки успешности в профессиональной деятельности заместителя командира взвода была выведена формула:

„„ 2хОР+ОЗВК+ОК ОО= -, где

4

ОО — общая оценка успешности в профессиональной деятельности;

ОР — средняя оценка руководства;

ОЗКВ — средняя оценка заместителей командиров взводов;

ОК — средняя оценка курсантов.

При этом среднюю оценку, полученную от руководства, было решено удвоить для увеличения ее влияния в общей оценке успешности, так как младшее командирское звено создавалось именно в помощь курсовым офицерам, которые, по сути, и выступают «заказчиками» результатов труда заместителя командира взвода. Кроме того, руководство учебно-строевого подразделения выступало в качестве экспертов, как правило, не имея личных взаимоотношений с командирами учебных групп, но обладая большим опытом, более широкими знаниями и практическими навыками в управлении коллективом.

Результаты и обсуждение

В итоге была выявлена корреляционная зависимость между общей оценкой успешности (посчитанной по вышеуказанной формуле) и количеством баллов (присвоенных каждому из двадцати профессионально важных качеств, предложенных в анкете). Данные корреляционного анализа представлены в таблице. Для подсчета использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмэна, отмечались связи с уровнем значимости меньше 0,05 (р<0,05) и силой связи более 0,75.

Как видно из таблицы, практически все профессионально важные качества, определенные по итогам анализа литературы, имеют корреляционные связи с общей оценкой успешности. Иными словами, полученные данные подтвердили справедливость представленных в специализированной литературе выводов, а также валидность используемого метода «360 градусов». Однако среди перечисленных качеств наиболее существенными для деятельности заместителя командира взвода оказались следующие шесть: волевой самоконтроль, чувство коллективизма, адекватная самооценка, умение мотивировать других, готовность брать ответственность, стрессоустойчивость в конфликте.

Так, наиболее значимым профессионально важным качеством, необходимым для должности заместителя командира взвода, по мнению всех трех

Таблица. Корреляционные связи профессионально важных качеств и показателя общей оценки успешности в деятельности заместителей командиров взводов (Table. Correlations of professionally important qualities and the indicator of the total assessment of the effectiveness in the activity of deputy-commanders of platoons)

Профессионально важное качество r

Уверенность в себе 0,29

Волевой самоконтроль 0,85

Хорошее чувство юмора 0,77

Лидерские качества 0,69

Интеллектуальное развитие 0,73

Умение общаться 0,70

Чувство коллективизма 0,82

Исполнительность 0,65

Инициативность 0,59

Самостоятельность 0,64

Личная дисциплинированность 0,53

Нормативное поведение согласно Уставу 0,52

Готовность брать ответственность 0,79

Стрессоустойчивость в конфликте 0,78

Приспособляемость к меняющейся ситуации 0,76

Беспокойство за исполнение порученных обязанностей 0,31

Критичность к себе и другим 0,64

Умение мотивировать других 0,84

Адекватная самооценка 0,79

Желание заниматься руководящей работой 0,40

Примечание. Значимые коэффициенты корреляции выделены полужирным шрифтом.

групп испытуемых, оказался волевой самоконтроль (г=0,85), характеризующийся высокой результативностью усилий по произвольному регулированию своих эмоций, чувств и действий. Это объясняется тем, что при назначении на должность заместитель командира взвода вынужден балансировать между требованиями руководящего состава и пожеланиями подчиненных курсантов. Одновременно с этим командиру учебной группы необходимо уравновешивать в собственном поведении, с одной стороны, требования внешнего окружения, а с другой — собственные ожидания и желания. В связи с этим заместитель командира взвода должен проявлять гибкость поведения, заставляя себя совершать определенные действия или воздерживаться от них. Волевой самоконтроль (самообладание, умение сдерживать себя, самоуправление) помогает ЗКВ в любых ситуациях достойно держаться, перенося эмоциональные нагрузки, связанные с указанными выше противоречиями, а также проявлять корректность и настойчивость в общении с руководителями и подчиненными, нередко имеющими противоположные интересы. Поэтому, на наш взгляд, волевой самоконтроль как профессионально важное качество, необходимое для деятельности командира учебной группы, было единодушно выдвинуто на первый план.

Вторым по рангу профессионально важным качеством выступило умение мотивировать других

(г=0,84). В каждой образовательной организации ФСИН России распорядок дня включает более десяти различных наименований учебной, служебной, воспитательной, обеспечивающей деятельности и других ее видов. Ежедневно перед курсантами ставится множество разнообразных задач — от уборки на закрепленной территории и написания конспектов до участия в досуговых мероприятиях. Но не каждый обучающийся имеет желание или интерес ко всем видам деятельности и мероприятиям, именно поэтому командиру учебной группы важно обладать умением мотивировать подчиненных ко всем видам деятельности в вузе. Иными словами, качество выполнения служебных обязанностей зависит от того, как будет мотивирован курсант, в том числе младшими командирами.

Третьим качеством было выбрано чувство коллективизма (г=0,82). От его наличия и развитости у младших командиров во многом зависят решение поставленных задач и морально-психологический климат внутри учебной группы. Младший командир, предъявляя требования, одновременно выступает образцом их выполнения. Организованность, сплоченность коллектива учебной группы дают чувство уверенности, безопасности, защиты каждому из ее членов. Можно сказать, если у заместителя командира взвода развито чувство коллективизма, то и в учебной группе налажены взаимодействие, согласованность в действиях, стремление к успехам и совместному отдыху. Когда же заместитель командира взвода действует в собственных интересах, не считаясь с мнением коллектива, то в учебной группе чаще наблюдаются низкий уровень сплоченности, успеваемости, межличностные конфликты, нарушения при несении службы, дисциплинарные взыскания и даже отчисление курсантов.

Готовность брать ответственность (г=0,79) как профессионально важное качество, необходимое для деятельности командира учебной группы, проявляется, прежде всего, в готовности нести ответственность за себя и каждого члена учебной группы. Несмотря на то что в учебной группе более 20 человек, заместитель командира взвода несет ответственность за действия всех. Поэтому и результаты коллективного труда (несение службы в наряде, успеваемость учебной группы, участие в спортивных командных соревнованиях) в случае провала или несоответствия нормам также будут в зоне ответственности командира учебной группы. Необходимо указать на принятие командиром этой ответственности, т. е. признание своей роли и участия в жизнедеятельности учебной группы и соответствующей этому признанию активности, направленной на улучшение результатов каждого подчиненного и группы в целом.

Адекватная самооценка (г=0,79) как профессионально важное качество является необходимым для любого вида деятельности, значимой она оказалась и для служебной деятельности ЗКВ. Полученные данные могут свидетельствовать о нескольких моментах. Во-первых, адекватный уровень самооценки в совокупности с уверенностью в себе повышает решительность командира учебной группы и дает возможность идти на оправданный риск, приобретая новый опыт, достигать высоких результатов. Во-вторых, адекватный уровень самооценки у заместителя командира взвода отражает его объективность и адекватность по отношению к происходящим событиям, умение реалистично оценить свои возможности и способности, избегать заведомо непосильных действий и решений. В-третьих, позволяет адаптироваться к дихотомической (взаимоисключающей) деятельности: строго регламентированное подчинение приказам или быстрая, самостоятельная реакция на внезапно возникающие задачи; дилемма между кругом интересов семьи и службы; руководство группой с позиции курсанта (обучающегося наравне с другими) или с позиции начальника (имеющего власть, привилегии, обязанности).

Стрессоустойчивость в конфликте (г=0,78). Несмотря на очевидность данного профессионально важного качества, его необходимо интерпретировать с учетом характера деятельности командира учебной группы. Как было указано ранее, позиция заместителя командира взвода характеризуется противоположными ожиданиями от ее носителя со стороны курсантов и офицеров. Поэтому в конфликтных ситуациях заместитель командира взвода должен сохранять самообладание и быть способным продолжить надежно выполнять свои обязанности, не переходя в ситуации столкновения интересов из деловой плоскости в межличностную. Тем более что в процессе обучения и несения службы заместитель командира взвода сталкивается с различными типами конфликтов. Прежде всего это межгрупповые конфликты (соперничество между учебными группами одного или нескольких факультетов, межнациональные конфликты); конфликт между личностью и группой (столкновение на фоне несовпадения мнений, интересов, взглядов, усвоенных норм); межличностные конфликты, имеющие в основе самые различные причины. В какой-то мере можно рассмотреть даже внутриличностный ролевой конфликт (конфликт при реализации социальной роли командира учебной группы и обучающегося одновременно). В итоге командир учебной группы сталкивается практически со всеми существующими типами конфликтов каждый день, именно поэтому стрессоустойчивость в конфликте по значимости находится наравне с адекватной самооценкой.

Выводы

Невзирая на трудоемкость подготовки материалов для исследования и обработки эмпирических данных, метод «360 градусов» позволяет проанализировать профессионально важные качества командиров учебных групп. Высокая значимость данных профессионально важных качеств, а именно: волевого самоконтроля, чувства коллективизма, адекватной самооценки, умения мотивировать других, готовности брать ответственность, стрессоустойчивости в конфликте, для деятельности командира учебной группы объясняется не только характером решаемых им задач, но и двойственностью положения в служебной иерархии.

Благодаря информации, полученной от окружения заместителей командиров взводов, выделенные профессионально важные качества могут быть использованы в существующей системе отбора на должность командира учебной группы. Это в свою очередь повысит объективность отбора и снизит количество командиров, «стажирующихся» в должности до момента критического накопления недовольства руководителей.

В результате исследования было дано авторское видение содержания профессионально важных качеств, а также выведена формула подсчета общей оценки успешности в профессиональной деятельности. Дана их интерпретация с учетом специфики деятельности командиров учебных групп образовательных организаций ФСИН России, которая характеризуется многозадачностью, строгой дисциплиной, несоответствием предъявляемых требований и предоставляемых для этого полномочий и т. д.

Таким образом, проведенное исследование с помощью метода «360 градусов» позволило выявить, какие профессионально важные качества являются необходимыми для успешной профессиональной деятельности заместителя командира взвода.

Рекомендации. Полученные результаты исследования могут быть использованы в алгоритме обследования курсантов, претендующих на должность заместителя командира взвода в образовательных организациях ФСИН России. Это может способствовать обеспечению единообразия при определении пригодности к деятельности командиров учебных групп, а также повысить рациональность и объективность отбора со стороны руководящего состава учебно-строевого подразделения, улучшить качество младшего командирского состава, повысить результаты служебной деятельности.

Перспективы. В качестве перспектив исследования оценки пригодности к деятельности заместителя командира взвода необходимо выделить:

1) поиск не менее валидных, но менее трудоемких методов обследования по выявлению пригодности кандидата на должность заместителя командира взвода (экспресс-тестов, ассоциативных методик), повышение надежности результатов за счет применения сочетания различных оценочных методик;

2) проведение подтверждающих полученные результаты экспериментальных исследований на предмет сравнения эффективности деятельности заместителей командиров взводов, отобранных без применения выделенных нами критериев отбора и с их применением.

Список источников / References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Борисова С. Е. Влияние неадекватного стиля управления на профессиональное разбитие личности сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. № 1. С. 24-26.

2. Долматов А. В., Долматов Е. А. Методы и средства оценки человеческих ресурсов образовательных организаций // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2014. № 2(23). С. 91-100.

3. Кисель Е. П., Байтеряков С. В. Метод «360 градусов»: новый взгляд на традиционный инструмент // Управление развитием персонала. 2021. № 4. С. 300-307.

4. Варламов А. С. Методологические аспекты развития профессиональных компетенций у курсантов военного вуза // Фундаментальная и прикладная наука : сб. конф. Челябинск, 2015. С. 63-66.

5. Кустов П. В. Психолого-педагогическое сопровождение служебной деятельности младших командиров образовательных организаций МВД России // Грани науки: теория и практика : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2017. С. 152-154.

6. Медведева Л. В., Евдокимов А. С. Методика комплексной оценки деятельности кандидатов на должности младшего командного состава в вузах МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2017. № 2. С. 168-174.

7. Касавцев М. Ю. Предложения по отбору кандидатов на должности младших командиров подразделения курсантов в процессе воинского обучения и воспитания // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 13(55). С. 111-114.

8. Курганов В. Н. Психологическое обоснование методов оценки профессиональной пригодности кандидатов на должности младших командиров пограничных органов ФСБ России : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 26 с.

9. Лисник Ю. С., Горностаев С. В. Индивидуально-психологические факторы пригодности к деятельности младшего командира подразделения курсантов вузов ФСИН // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 2(85). С. 156-163. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2021-2-156-163.

10. Липманн О. Психология профессий / пер. с нем. ; под ред. проф. Л. Г. Оршанского. Петроград, 1923. 106 с.

11. Ward P. 360-Degree Feedback. London, 1997. 268 p.

12. Day D. V., Fleenor J. W., Atwater L. E., Sturm R. E., McKee R. A. Advances in leader and leadership development: A review of 25 years of research and theory. The Leadership Quarterly. 2014. Vol. 25, № 1. Рр. 63-82. https://doi.org/10.1016/j.leaqua. 2013.11.004.

13. Antonioni D. Designing an effective 360-degree appraisal feedback process. Organizational Dynamics. 1996 Vol. 25, Issue 2. Рр. 24-38. https://doi.org/10.1016/S0090-2616(96)90023-6.

14. Facteau C. L., Facteau J. D., Schoel L. C., Russell J. E. A., Poteet M. L. Reactions of leaders to 360-degree feedback from subordinates and peers. The Leadership Quarterly. 1998. Vol. 9, Issue 4. Рр. 427-448. https://doi.org/10.1016/S1048-9843(98)90010-8.

15. Atwater L., Waldman D. 360 Degree feedback and leadership development. The Leadership Quarterly. 1998. Vol. 9, Issue 4. Рр. 423-426. https://doi.org/10.1016/S1048-9843(98)90009-1.

16. Markham S. E., Markham I. S., Smith J. W. At the crux of dyadic leadership: Self-other agreement of leaders and direct reports — Analyzing 360-degree feedback. The Leadership Quarterly. 2015. Vol. 26, Issue 6. Pp. 958-977. https://doi.org/10.1016/j. leaqua.2015.10.001.

Поступила 19.12.2022; одобрена после рецензирования 15.01.2023; принята к публикации 28.02.2023.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.