Научная статья на тему 'Специфика проблемы одиночества в современном российском обществе'

Специфика проблемы одиночества в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1665
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилюк Вера Владимировна

Одиночество одна и серьёзных проблем современного урбанизированного мира. «Непричастность» и «невключённость» современного человека в мире других людей является индикатором учёта социального одиночества. Статья посвящена исследованию проблемы разрыва сети первичных и основных отношений современного человека с окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF LONELINESS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Loneliness is one of the most serious innate problems of the modern urbanized world. "Non-participation" and "non-inclusion" of the modern person in the world of people is the indicator for the degree of social loneliness. The article is devoted to the research of a certain «dead-spot» within the network of initial and basic relations of the individual and his\her associates.

Текст научной работы на тему «Специфика проблемы одиночества в современном российском обществе»

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В.В. Гаврилюк

Кафедра социологии

Тюменский Государственный нефтегазовый университет. ул. Володарского, 38, 625000, Тюмень, Россия.

Одиночество - одна и серьёзных проблем современного урбанизированного мира. «Непричастность» и «невключённость» современного человека в мире других людей является индикатором учёта социального одиночества. Статья посвящена исследованию проблемы разрыва сети первичных и основных отношений современного человека с окружающими.

Одна из глобальных проблем постмодерна - проблема одиночества. Глобальный мир, казалось бы, должен формировать у человека чувство сопричастности всему, что происходит сегодня. Техническая лёгкость современных коммуникаций избавляет человека и от физического состояния одиночества - кажется, «всегда» есть некоторая возможность общения. В действительности, доступность, прозрачность межличностных связей, групповых коммуникаций, сегодня только обостряют проблему одиночества.

Социальные характеристики проблемы одиночества поддаются измерению и анализу. В процессе повседневной жизни человек воспринимает себя лишь в определённом отношении к окружающему миру. Он переживает своё состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит о нарушениях в этой сети. Часто одиночество проявляется в виде потребности быть включённым в какую-то группу, или в форме осознания отсутствия чего-то, чувства потери и крушения. Это может быть осознание свое исключённости и неприятия себя другими. В практике повседневной коммуникации включённость чаще всего реализуется в виде идиом и клише. Роль этих форм причастности анализирует Н.Н. Козлова: «... чтобы вступить в коммуникацию с другими, точнее, чтобы жить с другими, человек пользуется готовыми классификациями, предоставляемыми языком. Это касается прежде всего идиом и клише. Трудно преуменьшить роль клише в конструировании повседневного мира. Когда слова перестают обеспечивать возможность понимания мира, повседневность пугает, ибо становится чужой.

Утрачивается онтологическая безопасность. Человек цепляется за стереотипы поведения, за речевые клише, дабы не оказаться в положении социального аутсайдера. Клише обращены к собеседнику, как протянутая рука социальной близости, они играют свою роль в обеспечении социальной солидарности. В то же время они - коммуникативное средство, заполняющее пустоты, что может свидетельствовать об отчуждении» [1; с.42].

Речевая практика, как наиболее прозрачный вид опредмечивания повседневности, даёт социологу ключ к пониманию феномена «включённости». Именно «невключённость» - изоляция - является индикатором социального одиночества. Козлова анализирует в своей книге позицию Т.М. Николаевой, которая выделяет четыре группы клише: своё для своих, чужое для своих, своё для чужих, чужое для чужих. Она обращает внимание на то, что в переходные периоды, например, во время революций, возникает обилие лозунгов, которые способствуют формированию социальной солидарности. Сейчас в этой роли выступают рекламные слоганы.

Одиночество - это состояние, вызывающее переживание, острое чувство раскола основной, реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Определяя одиночество таким образом, можно попытаться его измерить. Попытка операционального определения понятия одиночества позволяет выделить две его формы: одиночество как эмоциональную изоляцию, причиной которой является отсутствие привязанности к конкретному человеку, и одиночество как социальную изоляцию, чьи истоки - в отсутствии доступного круга общения. Дальнейшая интерпретация требует также факторного анализа эмоционального состояния одинокого человека (отчаяния, депрессии, невыносимой скуки, самоунижения) и возможных причин одиночества (свободы от привязанностей, отчужденности, уединенности, вынужденной изоляции, перемены места жительства).

В статье К. Рубинстайн и Ф. Шейвера даны результаты корреляционных исследований одиночества и различных личностных и социальных характеристик респондентов. Так, выяснилось, что старики менее подвержены чувству одиночества, чем молодые; что дети разведённых родителей в дальнейшем острее переживают одиночество; что одинокие меньше любят других людей, обладают низкой самооценкой и чаще испытывают глобальное чувство неудовлетворённости [12].

Структурные представления о жизненном мире личности дают возможность решить проблему «измерения» одиночества. Значение этих факторов можно объяснить, описав основные типы одиночества с точки зрения вышеозначенных измерений. Одиночество становится нестерпимым, когда оно затрагивает человека одновременно в нескольких измерениях. Четырёхмерная модель даёт способ оценки сферы и интенсивности данного переживания. Каждый тип одиночества - это форма самосознания, свидетельствующая о разрыве в основной сети отношений и связей, составляющих жизненный мир личности. Острая форма одиночества означает крах глубинных ожиданий личности относительно реализации основных возможностей, которые признаются важной составляющей человеческого бытия. К перечисленным

общим факторам, содействующим возникновению социального одиночества, добавляются и другие факторы, широко распространённые в современном обществе, которые и помогают объяснить рост этого типа одиночества сегодня. Самые значительные из них - увеличивающаяся раздробленность общества, высокая степень мобильности, неопределённость традиционных социальных границ, распад традиционных групп, высокий уровень ожиданий, связанных с социальной позицией, и, наконец, как следствие - фрагментарная идентичность человека в современном мире. Существует много очевидных примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких-либо социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определённой группой. Отчасти социальное одиночество переживают люди, которые ощущают политическое и экономическое бессилие, которые чувствуют, что и в расцвете лет они удалены от процесса принятия важных решений. Этот тип одиночества становится преобладающим. Так как социальные институты все более расширяются, а роли личностей в них становятся все более нечеткими и размытыми, увеличивается возможность испытать одиночество в социальном измерении для всех типов индивидов.

В глобальном мире нужно ожидать очень широкого распространения одиночества в социальном измерении, так как в обществе постмодерна практически все виды идентификации приобретают фрагментарный характер. Современные исследователи различают ситуационную и трансверсальную идентичности. И та и другая разновидности характеризуют индивида как агента социальных отношений: идентичность определяется как принятый человеком смысл его позиции в социальном пространстве. Социальный опыт и социальная траектория человека определяют предрасположенность воспринимать социальный мир и действовать определенным образом. Именно позиция в социальном пространстве может определять, какой идентичностью обладает человек - ситуационной или трансверсальной. В первом случае агент не принимает значения позиции, а значит, не созидает своей идентичности. Эта идентичность связана с актуальной практикой, в процессе которой происходит неосознаваемое отождествление с другим агентом, с собственной позицией в социальном пространстве. Ситуационная идентичность непроизвольно навязывается агенту.

Во втором случае идентичность является надситуационной, длящейся во времени. Имеет место самоконтроль за нормами и правилами, схемами восприятия и оценки, способами постановки и решения жизненно-практических проблем. Именно в этом случае можно говорить о принятии значения позиции агентом. Трансверсальная идентичность относительно независима от ограничений актуальной практики, она объективируется. Речь может идти о конструировании идентичности. Здесь «Я» агента срастается с его позицией. Социальная идентичность - осознанный и принятый человеком смысл его позиции в социальном пространстве [1; с.53-54].

Принципиальное различие идентичности в недавнем прошлом и в современности связано с тем, что сегодня на социальную арену выходит новое поколение, социализация которого пришлась на «эпоху перемен». Новое

поколение еще находится в процессе самоидентификации, может быть поэтому пока нет и серьезных социологических работ, посвященных его характеристике.

И. Любарская дает характеристику творческой молодежи 90-х годов как поколению, называет самую характерную для них черту: «Мука

неполноценности бытия, пережитая в застойной юности, оставила стойкий и очень взрослый иммунитет к любым союзам и сообществам. Важнее общности были различия. За них-то и любили друг друга, но каждый оставался сам по себе, со своими демонами, навязчивыми идеями, страхами, комплексами и обычной скукой несбывшегося, которая убивает не хуже болезни или лобового столкновения» [3; с.21].

В современном обществе различные факторы отягчают одиночество, оно оказывается индикатором неудачников. Переживания социального одиночества достаточно сложны. Люди хотят не просто быть включенными в общество, но желают такого участия в нем, когда уникальность личности, ее многогранность признаны и поощряются.

В сентябре-октябре 2005 г. кафедрой социологии Тюменского государственного нефтегазового университета было проведено социологическое исследование «Социальный портрет молодежи региона». В качестве объекта выступило население Юга Тюменской области, респондентами - 2700 человек из городов и сел области, областного центра. Одной из проблем исследования была проблема одиночества современного человека. В качестве индикаторов были использованы следующие понятия:

• значимость проблемы одиночества сегодня;

• признаки социального одиночества;

• пространственная локализация одиночества;

• факторы влияния на преодоление одиночества.

В опросе участвовали респонденты всех возрастных групп, поэтому оценки молодежи региона можно сравнить с позицией старшего поколения. Итак, существенные различия в оценке значимости проблемы одиночества обнаружены между городским и сельским населением: 38,2% горожан выразили крайнюю озабоченность проблемами одиночества современного человека (в селе таких оказалось 29%). Та же разница, примерно в 10%, сохраняется и в отрицании какой-либо значимости проблемы. Пятая часть опрошенных сельских жителей (против - десятой горожан), считают, что человек сам способен решить эту проблему. Очевидно, размытость, анонимность социальных связей в городе обостряет проблему одиночества. Поверхностный характер контактов, функциональные формы коммуникации только углубляют чувство одиночества в городе. С другой стороны, открытость, многоканальность социальных связей в селе позволяет рассматривать одиночество как личный выбор индивида.

В оценке значимости одиночества в молодежной среде (и это, на наш взгляд, значимый результат) различия между городом и деревней практически нет. Как важнейшую для молодежи проблему одиночества оценила десятая часть всех респондентов. Если рассмотреть распределение оценок по возрастным группам, то наибольшую озабоченность проблема одиночества

вызывает именно в молодежной среде, причем пик приходится на возраст 18-22 года. Всего на 3% меньше респондентов в группе 14-17-летних считают эту проблему важнейшей. Таким образом, именно для молодёжи 14-22 лет проблема одиночества представляется острейшей. Очевидно, что мотивация такого выбора различается в этих возрастных группах, это выявлено в анализе ответов на другие вопросы анкеты. Тем не менее общим, объединяющим когорту фактором является тревога и беспокойство по поводу социальной исключённости, невозможности многосторонних и значимых контактов в своей среде. И хотя абсолютный показатель этой тревоги не представляет собой угрозы для всей социальной группы (таких респондентов около 10%), значимость проблемы в молодёжной среде достаточно высока. То, что каждый десятый молодой человек ощущает социальную изолированность -свидетельство глубокого неблагополучия в молодёжной среде.

Содержание феномена одиночества, его признаки различаются в восприятии горожан и сельских жителей. Так, для большинства горожан -42,8%, одинок тот человек, который чувствует себя одиноким (для селян этот показатель равен 18,1%). Так же, в два раза различаются и оценки по признаку «одинок тот, кто живет один». Для 12% горожан это именно так, а вот сельских жителей, разделяющих это утверждение только 6,7%. Это еще раз подтверждает, что устойчивость социальных связей и отсутствие анонимности в сельской жизни позволяют человеку не чувствовать себя одиноким, даже если он живет один.

Существенные различия в оценке позиционирования личности в трудовом сообществе наблюдаются между горожанами и селянами. Так, 20,6% горожан утверждают, что человек, который держится в коллективе обособленно, является одиноким. Другими словами, устойчивость социальных связей в городе основана в значительной мере на профессиональном статусе, самоопределении личности. Человек, вписанный в систему профессиональных отношений, не может быть одиноким. И наоборот, человек, не вписавшийся в трудовой коллектив, в профессиональный круг - не может претендовать на признание.

Статус одиночества сопровождает неадаптированного, неуспешного человека, не сумевшего проявить себя в профессии, трудовом или учебном коллективе. Сельские жители не рассматривают как одинокого человека того, кто держится обособленно в трудовом коллективе, только 9% опрошенных согласны с таким подходом к характеристике одиночества. Это еще раз подтверждает, что глубокий, эмоциональный характер взаимосвязей в сельском социуме совершенно не сводится к характеристикам формального статуса человека.

В преодолении проблемы одиночества решающую роль, по мнению всех категорий населения, может сыграть семья. На втором месте - сам человек, его активность, его стремление преодолеть одиночество. Интересно, что место жительства респондентов, их возраст не влияют на порядок распределения приоритетов. Это доказывает сохранение традиционно высокой ценности семьи в современном обществе. Значимым результатом является факт распределения оценок о роли семьи по признаку пола. Вопреки возможным ожиданиям,

наибольшую значимость семейного института демонстрируют мужчины - 32,4% против 20,1% женщин. Этот факт заслуживает особого внимания и дальнейшего анализа.

Интересно распределение оценок респондентов в отношении влияния государства и органов управления на решение проблемы одиночества. Здесь выявлена совершенно четкая тенденция: с увеличением возраста респондентов уменьшается вера в возможность решения этой проблемы извне. Если молодежь в какой-то мере рассчитывает на государство и его органы управления, то люди пожилые считают это влияние незначительным.

Итак, одиночество для молодежи региона сегодня находится в зоне значимых, актуальных проблем. Молодежь в решении этих проблем возлагает определенные надежды на молодежную политику, ждет от органов управления реальной помощи в консолидации своей социальной группы.

Безусловно, проблема социального одиночества - это реалии не только российской действительности. В мире постмодерна люди испытывают недостаток общения, включенности в жизнь государств, общества. Однако в нашей стране обращать на это внимание стали лишь в последние годы. Проблема социального одиночества, разобщенности отдельных групп стоит настолько остро и достигает таких масштабов, что полагаться лишь на государственную социальную политику или ответственную гражданскую позицию отдельных успешных социальных групп невозможно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова Н. Н. Советские люди. Сцены из истории. - М.: изд-во Европа, 2005.

2. Любарская И. Между застоем и отстоем // Новая газета, - 2006 - №17 (1139).

3. Пузанова Ж.В. Проблема одиночества: социологический аспект. - М.:

Издательство РУДН, 1998.

4. Садлер У. А., Джонсон Т. Б. Лабиринты одиночества: От одиночества - к аномии. - М.: Прогресс, 1989.

THE FEATURES OF LONELINESS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

V.V. Gavriljuk

Department of Sociology

Tumen Oil and Gas State University Volodarskogo str., 38, 625000, Tumen, Russia.

Loneliness is one of the most serious innate problems of the modern urbanized world. "Non-participation" and "non-inclusion" of the modern person in the world of people is the indicator for the degree of social loneliness. The article is devoted to the research of a certain «dead-spot» within the network of initial and basic relations of the individual and his\her associates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.