Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В УЧЕБНО-ОПЫТНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ'

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В УЧЕБНО-ОПЫТНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИИ / УЧХОЗЫ / РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА / ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевцов В.В.

В статье констатируется, что в условиях глобальной инвестиционной экономики Россия имеет низкий уровень социального-экономического развития, во- многом, и из-за недостаточно высокого уровня использования современного инструментария разработки и реализации инвестиционных проектов. Ускорить решение задачи повышения инвестиционной активности субъектов российской экономики, как отмечается в статье, способны изменения в программы подготовки специалистов в образовательных организациях высшего образования и более широкое использование потенциала учебно-опытных хозяйств организаций высшего образования. На примере учебно-опытного хозяйства «Кубань» Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, активно занимающегося инвестициями в производство и практической подготовкой обучающихся университета, анализируется инвестиционная и учебная деятельность учхоза вуза. С учетом положительных и негативных моментов работы учхоза в этой сфере, сформулированы предложения по повышению эффективности производственной и учебной работы учхоза, в основу которых положена специфика применения ключевых концепций управления инвестиционными проектами, адаптированные для практического использования в производственной и учебной деятельности не только учхоза «Кубань», но и аналогичных учебно-опытных российских хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF APPLICATION OF KEY CONCEPTS OF INVESTMENT PROJECT MANAGEMENT IN EDUCATIONAL AND EXPERIMENTAL FARMS

The article states that in the conditions of the global investment economy, Russia has a low level of social and economic development, in many respects, and because of the insufficiently high level of use of modern tools for the development and implementation of investment projects. To accelerate the solution of the problem of increasing the investment activity of the subjects of the Russian economy, as noted in the article, changes in the training programs for specialists in educational organizations of higher education institutions are capable of education and wider use of the potential of educational and experimental farms of higher education organizations. On the example of the educational and experimental farm "Kuban" of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, which is actively engaged in investments in production and practical training of university students, the investment and educational activities of the university's educational enterprise are analyzed. Taking into account the positive and negative aspects of the work of the uchkhoz in this area, proposals have been formulated to improve the efficiency of production and educational work of the uchkhoz, which are based on the specifics of the application of key concepts of investment project management, adapted for practical use in production and training activities not only of the Kuban uchkhoz, but also of similar educational and experimental Russian farms.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В УЧЕБНО-ОПЫТНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ»

Специфика применения ключевых концепций управления инвестиционными проектами в учебно-опытных хозяйствах

Шевцов Владимир Викторович

д.э.н., профессор, кафедра институциональной экономики и инвестиционного менеджмента Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина, Denshevtsov0@ya,ru

В статье констатируется, что в условиях глобальной инвестиционной экономики Россия имеет низкий уровень социального-экономического развития, во- многом, и из-за недостаточно высокого уровня использования современного инструментария разработки и реализации инвестиционных проектов. Ускорить решение задачи повышения инвестиционной активности субъектов российской экономики, как отмечается в статье, способны изменения в программы подготовки специалистов в образовательных организациях высшего образования и более широкое использование потенциала учебно-опытных хозяйств организаций высшего образования. На примере учебно-опытного хозяйства «Кубань» Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, активно занимающегося инвестициями в производство и практической подготовкой обучающихся университета, анализируется инвестиционная и учебная деятельность учхоза вуза. С учетом положительных и негативных моментов работы учхоза в этой сфере, сформулированы предложения по повышению эффективности производственной и учебной работы учхоза, в основу которых положена специфика применения ключевых концепций управления инвестиционными проектами, адаптированные для практического использования в производственной и учебной деятельности не только учхоза «Кубань», но и аналогичных учебно-опытных российских хозяйств.

Ключевые слова: инвестиции, управление, проект, специалисты, высшее образование, концепции, учхозы, руководитель проекта, лидерство.

Уже несколько десятилетий мировая экономика работает на принципах инвестиционной экономики. Инвесторы направляют капитал, реализуя те или иные инвестиционные проекты, в те виды деятельности, которые удовлетворяя потребности потребителей, будут приносить прибыль инвесторам и удовлетворять ожидания всех стейкхолде-ров, обеспечивая устойчивое функционирование организаций в средне- и долгосрочной перспективах. Оценить изначально полезность и нужность продукта или услуги (результата проекта) достаточно сложная задача, решение которой требует экономических расчетов и развитой интуиции. Чтобы правильно спрогнозировать результаты реализации проекта, надо заранее участникам команды проекта продумать и оценить все детали проекта в условиях непредсказуемой (или почти непредсказуемой) внешней среды. Но и правильные расчеты и развитая интуиция не гарантируют получение положительного результата от реализации инвестиционного проекта [1].

Уровень социально-экономического развития России на сегодня не удовлетворяет практически никого. Это значит, что для основательной модернизации экономики и создания по-настоящему социально-ориентированного государства требуется существенное повышение не только уровня инвестиционной активности во всех отраслях народного хозяйства и во всех организациях, но и существенное повышение качества подготовки и реализации инвестиционных проектов и, соответственно, специалистов по проектному проектированию [2] .

Инвестиционные вложения осуществляются при создании бизнеса и при его развитии. Подходы в этих случаях к составлению и реализации проектов несколько иные, но принципы - идентичны и главные из них: инвестиции - это вложения в будущее, инвестиции - это создание будущего.

Проектный подход к развитию бизнеса и даже использование современного инструментария разработки и реализации инвестиционных проектов - сегодня уже не прерогатива только крупных и высокотехнологичных компаний отдельных отраслей экономики [3]. Организации из сфер образования и сельского хозяйства, среднего и малого бизнеса также начинают активно и эффективно использовать данные подходы в производственной деятельности и в сфере образования как на

х

X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

сч

0 сч

сч

01

о ш Ш X

<

т о х

X

уровне отдельных проектов, так и целевых программ. Заметно изменилось отношение к роли участников команд проектов, в целом к командам проекта, к определению проекта как объекта управления и к постановке целей и формулированию критериев успеха проектов.

Однако полностью решить задачу интеграции стратегического и проектного менеджмента за счет согласования целей, использования современных концепций, методов и инструментов проектного инвестиционного менеджмента на уровне отдельных проектов и программ мало кому удается, особенно на уровне малых и средних предприятий и в отдельных отраслях экономики и, в частности, в сельском хозяйстве [4]. Хотя, следует отметить, определенный задел на перспективу сегодня формируется даже отраслевыми вузами, в частности аграрными, которые организовали и активно ведут подготовку и переподготовку специалистов по дисциплине «Управление проектами» для студентов различных направлений, широко использую и возможности своих учебных хозяйств. При этом образовательные организации решают не только задачу практико-ориентированной подготовки обучающихся, но и обеспечивают рост устойчивости функционирования своих учебно-опытных хозяйств за счет теоретических и практических разработок своих сотрудников в области теории и инструментария управления инвестиционными программами и портфелями проектов [5].

Это позволяет за счет расширения обучающей среды с вуза до учебно-опытных хозяйств, реально в производственных условиях занимающихся и, как правило достаточно успешно инвестиционной деятельностью, за счет полноценного использования современного проектного менеджмента обеспечить подготовку обучающихся, обладающих соответствующими компетенциями.

Агротехнопарки Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, одним из которых является учебно-опытное хозяйство «Кубань» - это высокорентабельные производственные комплексы и одновременно качественная база для практического обучения студентов и научных экспериментов и в области управления инвестиционными проектами. Учебно-опытное хозяйство «Кубань» - это многоотраслевое сельхозпредприятие, на котором кроме растениеводства успешно занимаются и животноводством. Хозяйство имеет порядка 7 тыс. гектаров пашни. Кроме зерновых культур, «Кубань» выращивает фрукты, овощи, ягоды и занимается элитным семеноводством. В учхозе две молочно-товарные фермы, конеферма, птицеводческая и свиноферма. Продукция ферм учхоза пользуется большим спросом среди потребителей благодаря своему высокому качеству [6].

Учебно-опытное хозяйство «Кубань» постоянно обновляет техническую базу, активно и успешно

внедряет новые технологии. На базе учебно-опытного хозяйства функционирует опытная станция, которая служит научно-практической базой в основном для студентов агробиологических специальностей, а также площадкой для исследований ученых университета. Осенью 2016 года на базе Опытной станции учхоза заложен уникальный сад, с использованием инновационных технологий. В 2018 году заложен новый экспериментальный виноградник. Открыт учебный центр инновационных технологий в садоводстве и виноградарстве. На полях учхоза используется в производственных и учебных целях современная техника. В учхозе работает около 300 человек. Девять из десяти специалистов высшего звена учхоза имеют диплом КубГАУ. Активная инвестиционная деятельность учхоза «Кубань» позволяет ему устойчиво функционировать как успешно хозяйствующей сельскохозяйственной организации и базе для прохождения практик для обучающихся университета.

Но в силу определенных обстоятельств, есть некоторое несоответствие между тем как фактически осуществляется в учхозе управление инвестиционной деятельностью и тем как в принципе могла бы осуществляться эта деятельность, если бы в хозяйстве максимально полно использовали проектный подход к управлению инвестиционной деятельностью, задействовав при этом современные концепции управления инвестиционными проектами и соответствующие методы и инструменты в условиях непрерывного роста динамики бизнеса и уровня неопределенности как во внешней среде, так и внутри организации [7].

В области современного проектного менеджмента основные тенденции развития исследований ориентированы на практические потребности бизнеса. Они и должны найти отражение в инвестиционной деятельности учхоза «Кубань», и следовательно, в практико-ориентированной подготовке обучающихся университета. Их суть заключается в необходимости специализации методологии и инструментов проектного менеджмента, более тесной интеграции проектного менеджмента с процессами управления бизнесом в целом.

Основными направлениями развития современного проектного менеджмента следует также считать интеграцию проектного менеджмента и стратегического управления, развитие традиционных методов и инструментов управления и повышение эффективности работы проектных команд и ключевых участников проекта [8].

Сегодня проектный подход к управлению инвестиционной деятельностью

следует рассматривать в качестве основного инструмента достижения стратегических целей организации, а полномочия и ответственность руководителя и участников проекта следует связывать с достижением организацией ее бизнес-целей.

Проектный подход к инвестиционной деятельности становится ключевым фактором определяющим требования и к адекватной организационной структуре, организационным процедурам, правилам управления проектами и оценке параметров отдельных работ в планировании проекта в целом.

Для повышения эффективности работы проектных команды и ключевых участников проекта, основное внимание необходимо всем заинтересованным сторонам проекта уделять вопросам мотивации и взаимодействия участников в рамках команд. Требуют внимания также вопросы лидерства, повышения квалификации, мотивации и карьерного роста участников проектов [9].

При составлении инвестиционного проекта и при его реализации вначале надо найти то, что нуждается в улучшении и в принципе возможно с помощью инвестирования, затем проработать все аспекты инвестиционной идеи и разработать прогнозный проект, в основе которого предварительная информация. Если анализ прогнозного проекта представляет интерес, то процесс проектирования следует продолжить, более глубоко проработав сам проект и его экономические и финансовые аспекты. В случае получения положительной оценки следует этап принятия окончательного решения о судьбе проекта и выборе оптимальной схемы его финансирования. Только предварительно отобранные проекты и должны становится объектом последующих исследований и финансирования.

Поиск инвестиционных возможностей применительно к учебно- опытным хозяйствам, исходя из международной практики, следует осуществлять исходя из «возможности и традиции существующего сельскохозяйственного производства, определяющих потенциал его развития и круг проектов, которые могут быть реализованы на предприятиях агропромышленного комплекс». На основе таких исходных посылок можно сформулировать саму идею инвестиционного проекта, адаптировав ее с соответствующими образовательными программами вуза.

Задачей предварительной подготовки инвестиционного проекта должна стать разработка инвестиционного проекта (или бизнес-плана проекта). В подготовке инвестиционного проекта для учебно-опытного хозяйства должны принять участие и руководители вуза, которые способны оценить проект и с точки зрения его полезности для реализации учебных программ. Окончательная подготовка проекта и оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости должна обеспечивать возможность альтернативного рассмотрения всего комплекса проблем, связанных с реализацией готовящегося инвестиционного проекта.

Совершенствование управления инвестиционными проектами в аграрном производстве и, в

частности, в учебно-опытном хозяйстве «Кубань» предполагает активное использование ключевых концепций управления инвестиционным проектом в разрезе их составляющих [9] :

1. Управление интеграцией проекта - зона особой ответственности руководителя проекта; конечная ответственность за проект лежит на руководителе проекта; взаимосвязи процессов и в группах процессов носят итеративный характер.

2. Управление содержанием проекта (жизненные циклы проекта варьируются в широком диапазоне, степень выполнения проекта определяется его сопоставлением с планом управления проектом).

3. Управление расписанием проекта - это подробный и достаточно гибкий план, инструмент для коммуникаций.

4. Управление стоимостью проекта (управление стоимостью проекта касается, прежде всего, стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта: учета того, как принимаемые решения скажутся на последующих периодических затратах на эксплуатацию, обслуживание и обеспечение ожидаемых результатов проекта; как различные заинтересованные стороны могут измерять стоимость проекта в разные моменты времени; требования заинтересованных сторон к управлению стоимостью должны рассматриваться открыто и прогнозирование и анализ предполагаемых финансовых показателей продукта проекта может выполняться вне рамок проекта).

5. Управление качеством проекта (управление проектом и результатами; предотвращение ошибок, выборочный контроль по качественным и количественным признакам, установление допустимых отклонений, управление стоимостью контроля, качество через оргкультуру).

6. Управление ресурсами проекта (Коллектив авторов. «Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Шестое издание. Agile: практическое руководство», материальные ресурсы и ресурсы команды; руководитель проекта должен быть лидером, руководителем команды, должен знать факторы влияния на команду, осуществлять коммуникации между заинтересованными сторонами проекта и обеспечивать результативное и эффективное использование ресурсов).

7. Управление коммуникациями проекта (непрерывность обмена информацией, результативность коммуникаций, готовность предотвращать недоразумения и тщательно выбирать методы и средства доставки сообщений).

8. Управление рисками проекта (понимание того, что все проекты связаны с рисками; рисками нужно и можно управлять; существуют индивидуальные и совокупные риски; управление рисками должно осуществляться итеративно; использование категории «допустимый уровень риска).

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

сч

0 сч

сч

01

о ш т

X

<

т О X X

9. Управление закупками проекта (руководитель проекта должен иметь знания и опыт в закупках и обеспечивать соответствие закупок конкретным потребностям проекта, соглашения проходят процесс одобрения, может последовательно заключаться несколько договоров).

10.Управление заинтересованными сторонами проекта (у каждого проекта есть заинтересованные стороны; руководитель проекта должен уметь вовлекать в процесс все заинтересованные стороны с начала работы над проектом, постоянно коммуницировать со всеми заинтересованными сторонами проекта, обеспечивать их удовлетворенность от участия в проекте).

Перечисленные выше ключевые концепции управления теми или иными аспектами управления проектами носят достаточно универсальный характер и хорошо вписываются и в управление инвестиционными проектами. Управление инвестиционными проектами в аграрном производстве, а тем более в практике учебно-опытных хозяйств, имеет свою специфику, которую можно описать следующим образом.

В типовых условиях управление интеграцией проекта обычно связано с результатами текущей производственной деятельности хозяйствующего субъекта, а в учебно-опытных хозяйствах вузов добавляется деятельность по организации будущих производственных практик обучающихся вузов по множеству учебных программ, т.е. инвестиционные проекты учебно-опытных хозяйств интегратором проекта практически реализуются с участниками двух видов деятельности. Поэтому руководителю инвестиционного проекта в рамках управления интеграцией проекта приходится управлять дополнительной взаимосвязью среди участников проекта, так как только это позволит принимать оптимальные решения на всех этапах реализации инвестиционного проекта.

Жизненные циклы инвестиционного проекта, как правило, варьируются в широком диапазоне. Но так как инвестиционный проект учебно-опытным хозяйством осуществляется и в расчете на длительные по времени реализации образовательные программы, то выполнение содержания проекта должно измеряться не только сопоставлением с планом управления проектом, но и через сопоставление с требованиями образовательных программ, реализуемых вузом.

Учитывая, что результатом составления расписания проекта является подробный план, то инвестиционный проект учебно-опытного хозяйства вуза должен содержать сведения не только о том, кто, когда и как будет осуществлять поставки продуктов, услуг и будет обеспечивать результат, но и информацию о том, как реализация инвестиционного проекта будет способствовать повышению качества получаемых обучающимися во время

производственной практики практических навыков, максимально соответствующих профессиональным стандартам.

Управление стоимостью инвестиционного проекта, реализуемого учебно-опытным хозяйством университета, должно также учитывать то как принимаемые инвестиционные решения скажутся на последующих затратах, связанных с прохождением производственной практики в учебно-опытном хозяйстве обучающихся вуза.

Инвестиционный проект учебно-опытного хозяйства, чтобы быть признанным качественным, должен также отвечать требованиям по организации производственной практики обучающихся, которые предъявляются к вузу в период его аккредитации.

Внутривузовские нормативные документы должны содержать определенные требования и к инвестиционным проектам учебно-опытных хозяйств вуза, так их реализация, в отдельных случаях, будет определять возможность прохождения обучающимися производственной практики в соответствии с требованиями к конкретному виду практики.

Коммуникации инвестиционного проекта учебно-опытного хозяйства более сложные, т.к. в этот процесс обязательно включаются учебное управление вуза, деканаты и профильные кафедры.

Управление рисками инвестиционного проекта должно учитывать и возможный риск от не соответствия результата реализации инвестиционного проекта требованиям к рабочему месту для прохождения обучающимися производственной практики.

При управлении закупками и заинтересованными сторонами проекта руководитель инвестиционного проекта от учебно-опытного хозяйства должен по отдельным позициям согласовывать их параметры с учебным управлением вуза и другими заинтересованными сторонами.

Таким образом, современное управление инвестиционными проектами является достаточно сложным и профессиональным видом научно-практической деятельности, включающей в себя и теоретически обоснованные и выверенные практикой концепции, признанные международными и национальными стандартами и другими нормативно-методическими документами, обширный мир научных профессиональных публикаций, конференций и конгрессов, развитый рынок профессиональных услуг и современные системы образования.

Но управление реализацией инвестиционных проектов в учебно-опытных хозяйствах вузов, особенно аграрных, имеет целый ряд специфических особенностей, основные из которых перечислены и прокомментированы выше. Учет данной специ-

фики всеми заинтересованными сторонами инвестиционных проектов позволит, поддерживать за счет реализации инвестиционных проектов, высокий уровень устойчивости функционирования учебно-опытных хозяйств, но и высокое качество практической подготовки обучающихся аграрных вузов.

«Высшая школа Экономики (ВШЭ)», 2013 - (Учебники Высшей школы экономики).

9. Коллектив авторов. Руководство к своду знаний по управлению проектами. (Руководство PMBOK®). Шестое издание. Agile: практическое руководство / Коллектив авторов — «Олимп-Бизнес», 2017 — (Руководство PMBOK).

Литература

1. Алтухов А.И. Основные стратегические направления инновационно-инвестиционного развития зернопродуктового подкомплекса // Научно-технологическое развитие аграрного сектора экономики страны в условиях глобальных вызовов и угроз: сб. статей международной научно-практической конференции 17-18 октября 2019 г. - С. 13-16.

2. Ушачев И., Серков А., Чекалин В., Харина М. Долгосрочная аграрная политика России: вызовы и стратегические приоритеты // АПК: экономика, управление. - 2021. - № 1. - С. 6. Коллектив авторов. Руководство к своду знаний по управлению проектами

3. Шевцов В.В., Дибан А.С., Хедр Н.А. Гибкое управление проектами с помощью agile. В сборнике: Проектный и инвестиционный менеджмент в условиях цифровой экономики Материалы национальной научно-практической конференции. 2020. С. 316-321. (Руководство PMBOK®). Шестое издание. Agile: практическое руководство / Коллектив авторов — «Олимп-Бизнес», 2017 — (Руководство PMBOK)

Коллектив авторов. Управление проектами. Фундаментальный курс /Коллектив авторов - «Высшая школа Экономики (ВШЭ)», 2013 - (Учебники Высшей школы экономики).

4. Шевцов В.В. Управление проектами - это, в первую очередь, управление людьми. В сборнике: Проектный и инвестиционный менеджмент в постпандемический период. Материалы II Национальной научно-практической конференции . Краснодар, 2021. С. 337-343.

5. Гайдуренко Ю.Д., Шевцов В.В. Образование в России в «постпандемийный» период. В сборнике: Молодежная наука - развитию агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2020. С. 219-224.

6. КубГАУ [Электронный ресурс]. URL: -https://kubsau.ru/ (дата обращения 26.08.2021).

7. Шевцов В.В. Бизнес-модель - конструктивная часть бизнес-плана. Экономика и социум. 2020. № 11 (78). С. 1557-1560.

8. Коллектив авторов. Управление проектами. Фундаментальный курс /Коллектив авторов -

Specifics of application of key concepts of investment project management in educational and experimental farms

Shevtsov V.V.

Cuban State Agricultural University. I.T. Trubilina

JEL classification: D24, D20, D61, D80, D92, O11, O12, M20_

The article states that in the conditions of the global investment economy, Russia has a low level of social and economic development, in many respects, and because of the insufficiently high level of use of modern tools for the development and implementation of investment projects. To accelerate the solution of the problem of increasing the investment activity of the subjects of the Russian economy, as noted in the article, changes in the training programs for specialists in educational organizations of higher education institutions are capable of education and wider use of the potential of educational and experimental farms of higher education organizations. On the example of the educational and experimental farm "Kuban" of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, which is actively engaged in investments in production and practical training of university students, the investment and educational activities of the university's educational enterprise are analyzed. Taking into account the positive and negative aspects of the work of the uchkhoz in this area, proposals have been formulated to improve the efficiency of production and educational work of the uchkhoz, which are based on the specifics of the application of key concepts of investment project management, adapted for practical use in production and training activities not only of the Kuban uchkhoz, but also of similar educational and experimental Russian farms.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords/ investments, management, project, specialists, higher education, concepts, uchkhozy, project manager, leadership.

References

1. Altukhov A.I. The main strategic directions of innovative and investment development of the grain product subcomplex / Scientific and technological development of the agrarian sector of the country's economy in the context of global challenges and threats: Sb. articles of the international scientific and practical conference on October 17-18, 2019 - P. 13-16.

2. Ushachev I., Serkov A., Chekalin V., Kharina M. Long-term agrarian policy of Russia: challenges and strategic priorities // Agro-industrial complex: economics, management. - 2021. - № 1. p. 6. Collective of authors. Project Management Knowledge Guide

3. Shevtsov V.V., Diban A.S., Khedr N.A. Flexible project management with agile. In the collection: Project and investment management in the digital economy Materials of the national scientific and practical conference. 2020. S. 316-321. (PMBOK Manual®). Sixth Edition. Agile: A Practical Guide / Team of Authors - Olimp-Business, 2017 - (PMBOK Guide) Team of Authors. Project Management. Fundamental Course / Team of Authors - Higher School of Economics (HSE), 2013 - (Textbooks of the Higher School of Economics).

4. Shevtsov V.V. Project management is, first of all, people management. In the collection: Project and investment management in the post-pandemic period. Proceedings of the II National Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2021. S. 337-343.

5. Gaidurenko Yu.D., Shevtsov V.V. Education in Russia in the "post-pandemic" period. In the collection: Youth science - the development of the agro-industrial complex. Materials of the All-Russian (National) Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists. 2020. S. 219-224.

6. KubGAU [Electronic resource]. URL: - https://kubsau.ru/ (retrieved 202108-26).

7. Shevtsov V.V. Business model is a constructive part of the business plan. Economy and society. 2020. № 11 (78). S. 1557-1560.

8. Team of authors. Project management. Fundamental Course / Collective of Authors - Higher School of Economics (HSE), 2013 - (Textbooks of the Higher School of Economics).

9. Team of authors. A Guide to the Project Management Body ofKnowledge. (PMBOK Manual®). Sixth Edition. Agile: a practical guide / Team of authors — «Olimp-Business», 2017 — (PMBOK Manual)

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.