Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ / SOCIAL ENVIRONMENT / SOCIALIZATION / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL COMPETENCE / COMMUNICATION COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коник Оксана Геннадиевна

Статья посвящена изучению специфики применения ИКТ при формировании коммуникативной компетентности обучающихся; анализу ключевых понятий; выявлению преимуществ и недостатков использования web-ориентованих и мультимедийных технологий для формирования социальной и коммуникативной компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коник Оксана Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ICT APPLICATION IN COMMUNICATION COMPETENCE FORMATION OF TRAINEES

The article is devoted to the study of ICT in the formation of communicative competence of students; to analysis of key concepts; to identify advantages and disadvantages of using multimedia technologies to create social and communicative competence.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

12. Сапожкова Н.А. Формирование готовности учителей математики к развитию системного мышления в вузе / Н.А. Сапожкова // Известия Воронежского государственного педагогического университета -Воронеж,. 2018. - С. 93-96.

13. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Педагогика, 1976. - 120 с.

14. Сычев, И.А. Формирование системного мышления в обучении средствами информационно-коммуникационных технологий: монография / И.А. Сычёв, О.А. Сычёв. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. - 161 с.

15. Формирование системного мышления в обучении: учеб. Пособие / Под ред. З.А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 344 с.

16. Forrester, Jay Learning through System Dynamics as Preparation for the 21st Century Keynote Address for Systems Thinking and Dynamic Modeling Conference for K-12 Education, January 1994 ,System Dynamics review 32(3-4) DOI: 10.1002 / sdr. 1571

17. Senge, P. The fifth discipline: The art and practice of the learning organization / P. Senge. - New York: Random House Business Books. - 1993. - 432 p.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Коник Оксана Геннадиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению специфики применения ИКТ при формировании коммуникативной компетентности обучающихся; анализу ключевых понятий; выявлению преимуществ и недостатков использования web-ориентованих и мультимедийных технологий для формирования социальной и коммуникативной компетентности обучающихся.

Ключевые слова: социальная среда, социализация, социальное воспитание, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, информационно-коммуникационная поддержка учебного процесса, мультимедийные технологии, ИКТ.

Annotation. The article is devoted to the study of ICT in the formation of communicative competence of students; to analysis of key concepts; to identify advantages and disadvantages of using multimedia technologies to create social and communicative competence.

Keywords: social environment, socialization, social education, social competence, communication competence, information and communication support of the educational process, multimedia technologies, ICT.

Введение. В современном информационном пространстве особое значение приобретают вопросы социализации каждого гражданина начиная с детского возраста. Социальная среда является обязательным условием социализации личности. Ее экономические, политические, социальные, духовные составляющие оказывают существенное влияние на формирование соответствующих ценностных ориентаций и поведение личности.

Изложение основного материала статьи. Определение понятий «социализация», «компетентность», «социальная компетентность», «коммуникативная компетентность» и взаимосвязанных с ними понятий, а именно «социальное среда», «социальное воспитание» часто лежат в основе курса повышения квалификации педагогических работников по проблеме формирования социальной компетентности обучающихся.

Под «социальной средой» понимается: во-первых, сложное многоуровневое образование, конкретное проявление отношений, имеющих место в обществе, в котором живет и развивается личность; во-вторых, совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, которые влияют на его поведение и сознание. Отметим также, что термин «социализация» возник в XX в. и понимался учеными как процесс, в основе которого лежит творческий поиск своего «Я». В наше время данное понятие представлено в научной литературе различных отраслей наук, в частности его толкование находим в психологии, педагогике, социальной педагогике, философии и социологии.

В энциклопедии образования [3, с. 8361 представлены критерии социализированности человека: наличие сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптированность личности, ее образ жизни, законопослушное поведение; социальная идентичность (групповая, общечеловеческая); уровень независимости, уверенности и самостоятельности, инициативности и незакомплексованости, раскованности.

С появлением в повседневной жизни информационно-коммуникативных технологий и активным применением их в всех сферах общества возникли новые термины, такие как «медиа-социализация» и «кибер-социализация».

Исследователь А.В. Тадаева [7, с. 28-291 обращает внимание на то, что благодаря медиа возможно визуализировать социальный опыт и социальные ценности в виде информации, данных. Пользователи могут не только использовать медиа-тексты, но и создавать их, общаться с другими, применяя технические средства. Таким образом, в информационном обществе существенно меняется представление о социализации и одной из ведущих моделей этого процесса становится медиа-социализация, то есть социализация в медиа-среде.

В.А. Плешаков [41 отмечает, что распространение и стремительность освоения сети Интернет привело к возникновению термина «кибер-социализация», который определен как процесс качественных изменений структуры самосознания личности в мотивационно-потребностной сфере индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных,

цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизведения культуры в персональной жизнедеятельности.

Исходя из толкований вышеупомянутых авторов под термином «социализация» будем понимать двусторонний взаимообусловленный процесс социального становления личности, который происходит путем вхождения индивида в социальную среду методами интеграции, адаптации, индивидуализации его ценностей к культуре социума. Социализация, как процесс, является основой для развития социальной и коммуникативной компетентности личности.

Наряду с термином «социализация» существует понятие «социальное воспитание», которое в педагогическом энциклопедическом словаре определено как «сложный и противоречивый процесс вхождения, включения и адаптации подрастающего поколения в жизнь общества во всем его многообразии. Социальное воспитание осуществляется стихийно (через народную педагогику) или целенаправленно (через специально организованное воздействие и взаимодействие учебных заведений и семьи, различных воспитательных институтов) [2, с. 434].

В энциклопедии образования понятие «социальное воспитание» описано как процесс и результат целенаправленного воздействия на человека по овладению и усвоению им общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта с целью формирования положительных ценностных ориентиров, социально значимых качеств [3, с. 847]. Это процесс планомерной и упорядоченной помощи человеку в развитии его творческих способностей, стремления к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации человека в деятельности, общении, познании, в результате чего совершенствуются его психические и физические задатки [6, с. 43].

С целью дальнейшего определения понятия «социальная компетентность» рассмотрим термин «компетентность». В Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании» термин «компетентность» определен как «динамическая комбинация знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, морально-этических ценностей, которая определяет способность лица успешно осуществлять профессиональную и дальнейшую учебную деятельность и является результатом обучения на определенном уровне высшего образования» [8].

По И.Г. Тараненко компетентность раскрывает новые перспективы понимания задач учреждения общего среднего образования, жизненных результатов образовательной деятельности. Концептуальный подход к понятию «компетентность» заключается в реализации идеи воспитания компетентного человека, который не только обладает необходимыми знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и умеет действовать адекватно в соответствующих ситуациях, применяя эти знания и принимая на себя ответственность за свою деятельность [5].

Компетентность относительно структуры содержания образования в интегрированном виде - это результат всестороннего образования, который достигается не только средствами содержания образования, но и социального взаимодействия [1]. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает соблюдение ряда дидактических условий. Важным является осознание участниками учебного процесса дидактической специфики, заложенной в понятии «компетентность» как педагогической категории, которую можно характеризовать как определенный этап в образовательном процессе, так и его конечный результат.

Итак, перечень образовательных компетенций - это требование, социальная норма образованности обучающегося, необходимая для его дальнейшего эффективного функционирования в сфере человеческой деятельности. В зависимости от вида компетенций (предметные, социальные, личностные), пути и сроки их формирования у учащихся различны. Формирование может быть специальным (непосредственным) или контекстным (косвенным) и осуществляться в течение определенного времени - одной учебной темы или в течение всего срока обучения [1].

На основе анализа отечественных и зарубежных научных трудов под понятием «социальная компетентность обучающегося» будем понимать способность личности, которая проявляется в открытости обществу, навыках социального поведения, готовности к восприятию социально направленных информационных сообщений, ответственности перед другими за свои поступки и умение выстраивать свое поведение в среде объединённой реальности (реальной и виртуальной) в соответствии с социальными нормами и общественными ценностями.

Из указанных научных определений можно сделать вывод, что формирование социальной компетентности является важным и актуальным на сегодняшний день заданием современной педагогической науки, поскольку этот процесс имеет прямое влияние на процесс освоения учеником общеобразовательной программы, а также его влияния на аналогичные процессы своих одноклассников и формирование целостной личности.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» [8] ст. 2 «общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». В этой связи, важной задачей современного образования является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина. И основным ресурсом является создание благоприятных условий для развития личности, именно поэтому ведущая роль в процессе формирования ценностного отношения к миру, к себе и к другим принадлежит образовательным учреждениям. Основным результатом деятельности современной школы является деятельность по развитию личности школьника, ориентированная на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности для формирования его социальной и коммуникативной компетентности.

С целью формирования социальной компетентности школьников, следует создать условия для освоения учащимися социальных знаний, приобретения ими опыта принятия решений, осуществления личного выбора, развития навыков социального взаимодействия и чувства ответственности. Обучение в школе является формой коллективной жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения (сотрудничества при выполнении учебных и других задач, взаимопомощи), в нем формируется общественное мнение, поддерживаются какие-либо тенденции в обучении и поведении. Школьники могут быть задействованы в различных видах внеклассной или внешкольной деятельности

(художественной, игровой, спортивной), к выполнению доступных им общественно-полезных поручений, объединяющих их обучения с жизнью общества.

Спецификой обучения является визуализация учебного материала, а одним из наиболее эффективных способов обеспечения ее является наглядно-образный подход в обучении с помощью мультимедийных средств обучения. Поэтому педагогическим работникам следует все время повышать свою компетентность по использованию новых форм и методов воспитания и применения ИКТ для поддержки воспитательного процесса и интереса обучающихся.

Сейчас, в условиях современного информационного пространства, социальная компетентность личности формируется в процессе обучения, в семье, кругу друзей, под влиянием политических, религиозных факторов, средств массового информирования и коммуникации. Также, на формирование социальной компетентности человека влияют телевидение и Интернет-пространство ^еЬ-ресурсы: web-сайты, web-каналы, социальные сети и т.д.) и все, что в них размещено. Составляющими информационной среды для ученика школы являются: внешкольные детские учреждения, досугово-развлекательные заведения, учреждения культуры (выставки, театры, кинотеатры, музеи, парки), центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, детские библиотеки, редакции детских изданий, детское телевидение, сайты и группы в социальных сетях для детей младшего школьного возраста. Все выше перечисленное влияет на процесс медиасоциализации личности.

Большую популярность сегодня имеют телевизионные и интернет-каналы, постоянно транслирующие мультипликационные фильмы. Родителям удобно включить один мультипликационный канал, заняв ребенка на определенный промежуток времени для решения своих дел, не задумываясь над тем, какое влияние они осуществляют ребенка. Результаты многочисленных исследований показывают, что не все родители ответственно относятся к отбору медиа-продукции, которую просматривают их дети, понимая при этом, что, к сожалению, далеко не каждый мультфильм в современном медиа-пространстве может положительно влиять на культурную социализированность и нравственное сознание ребенка [8, с. 105]. В современных условиях ребенок с самого раннего возраста испытывает воздействие мультимедиа, постепеноо заполняющего всё его жизненное пространство. Медиа стали органичным элементом жизни семьи, подчинив своим закономерностям ее быт, организацию и функционирование. Контакт с ними в семье начинается рано и продолжается в течение всей жизни человека. Электронные медиа, телевидение, Интернет, мобильный телефон создают нереальную картину мира, конкурирует с реальным миром.

М.П. Лещенко и Л.И. Тимчук утверждают, что современные школьники под влиянием глобализации ищут собственных идеалов и ценностей в медиапродукции, а именно: образцы семейных отношений, социальные роли и поведенческие стандарты. Исследователи считают, что образовательная роль СМИ не ограничивается только массовым распространением информации, но и указывает на межкультурные сферы, позволяет создавать образцы культуры, ценности [5]. С одной стороны, СМИ пытаются унифицировать реципиентов информации и манипулировать ими, а с другой - создают неограниченный простор для индивидуального развития. Для того, чтобы противостоять формированию пассивного потребительского стиля жизни, необходимо планово реализовывать процесс воспитания взаимодействия с массмедиа, основанный на отработанных учебных технологиях медиа педагогики и применения медиа в образовании. Благодаря электронным медиа становится возможным расширение информационного пространства для освоения знаний и познания реальности и позиционирования в ней школьника как части этой реальности.

А.В. Тадаева [7, с. 24], исследуя проблему социально-педагогического сопровождения социализации младших школьников в современном информационном пространстве, рассматривает «современное информационное пространство как фактор социализации, который влияет на индивида на макро-(телевидение, радиовещание), мега- (Интернет, мобильная связь и т.д.), мезо- (специализированные сайты), микро- (детские сайты, школьные библиотеки) уровнях». Также, исследовательницей осуществлен анализ положительных и отрицательных сторон роли медиа в процессе социализации школьников в информационном обществе.

В этой связи отметим, что информационно-коммуникационная поддержка учебного процесса развивает наглядно-образное, наглядно-действенное, интуитивный, творческий виды мышления школьника; коммуникативные способности; формирует умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации; развивает навыки самообразования и самоконтроля; закладывает основы информационной культуры и начала развития умений осуществлять обработку информации. Средства ИКТ на уроках безусловно снижают напряжение в классе, вводят учеников в мир игровых обучающих технологий, способствует не только закреплению полученных знаний, но и появлению желания достигать успеха в этом, использовать компьютер как средство обучения.

Выводы. Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что применение мультимедийных средств в учебно-воспитательном процессе для формирования социальной компетентности обучающегося целесообразно, поскольку: создаются условия для получения ярких впечатлений, эмоциональных переживаний, активной деятельности и самопроизвольного обогащения памяти; возбуждается активность школьников в овладении знаниями, стимулируется желание к обучению, поисковой деятельности, развиваются творческие способности и др. Кроме того, внедрение web-ориентированных и мультимедийных технологий в учебно-воспитательный процесс учреждений общего среднего образования способствует процессу информатизации образования, соответствующего современным запросам школы.

Обобщая взгляды ученых на преимущества и недостатки использования web-ориентованих и мультимедийных технологий для формирования социальной компетентности школьников можно сделать вывод, что к и преимуществам их применения относятся: визуализация абстрактной информации путем динамического представления процессов; демонстрация объектов и процессов микро- и макромиров; одновременное использование нескольких каналов восприятия материала учеником в процессе обучения, благодаря чему достигается интеграция информации, затрагиваются различные органы чувств; моделирование опасных экспериментов, которые нельзя провести в школе; развитие познавательных интересов; повышение качества знаний; индивидуализация обучения; содействие лучшему запоминанию учебного материала; подготовка детей к самостоятельному поиску нужной информации, словарей, других интернет-изданий; обеспечение детям свободного доступа к различным источникам информации; умение пользоваться различными информационными ресурсами; развитие знаний, коммуникация непосредственно через мультимедиа; подготовка детей к критическому анализу мультимедийных программ; скорость

восприятия данных / информации; использование web-ориентированных и мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе, основанные на зрительном и слуховом восприятии, которые обеспечивают быстрое и эффективное усвоение материала благодаря многоканальному представлению сведений; предоставление нужной информации по определенной дисциплине; воспитание самостоятельности в получении знаний, в работе с электронной информацией; развитие образного творческого мышления, приобретение умения анализировать, отбирать, систематизировать учебную информацию. Мультимедийные технологии позволяют осмысленно и гармонично сочетать различные виды информации, что помогает представлять материал в различных форматах, а именно: изображение, в частности, сканированные фотографии, чертежи, карты, слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование; анимации и симуляции.

К недостаткам использования ИКТ можем отнести: ученик начальной школы еще имеет способность к обработке учебных сообщений на сенсорном и когнитивном уровнях, а это может вызвать перегрузку детей в случае обработки слишком большого количества учебных сообщений; при загруженности электронного учебного контента фрагментами музыкального сопровождения, видеофрагментов или анимационных эффектов, которые не несут учебно-смысловой нагрузки, снижается процессе усвоения учебного материала.

Литература:

1. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

2. Гончаренко, С.У. Украинский педагогический энциклопедический словарь / С.У. Гончаренко. - Ровно, 2011. - 552 с.

3. Енциклопедiя осв™. Акад. пед. наук Укра'ши; головний ред. В.Г. Кремень. - К., 2008. - 1040 с.

4. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека: монография; под общ. ред. А.В. Мудрик / В.А. Плешаков. - М., 2011. - 400 с.

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М., Академия. - 2000. - 412 с.

6. Социальная педагогика: малая энциклопедия / Т.Ф. Алексеенко [и др.]; под ред. И.Д. Зверевой. - К., 2008. - 336 с.

7. Тадаева, А.В. Социально-педагогическое сопровождение социализации младших школьников в современном информационном пространстве: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.05 - социальная педагогика / Харьковская государственная академия культуры. - Х., 2016. - 258 с.

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -Мозаика-Синтез, 2013. - 272 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой методики преподавания иностранных языков Копосова Ольга Борисовна

Институт иностранных языков Московского педагогического государственного университета (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Малёв Алексей Витальевич

Институт иностранных языков Московского педагогического государственного университета (г. Москва)

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и технологические аспекты формирования лингвострановедческой компетенции учащихся старшей школы на уроках иностранного языка в условиях межкультурной парадигмы иноязычного образования, раскрываются проблемы методической организации овладения лингвострановедческим материалом в рамках предлагаемой технологии обучения.

Ключевые слова: старшая школа, межкультурное обучение, межкультурная компетенция, лингвострановедческая компетенция, межкультурный подход, лингвострановедческий подход, лингвострановедчески ориентированная технология обучения иностранному языку.

Annotation. The article deals with the formation of linguacultural competence of high school students as aim and result of foreign language education, reveals the technological aspects of the methodological organization of linguacultural studies within the cross-cultural paradigm in high school.

Keywords: high school, intercultural education, intercultural competence, lingua-cultural competence, intercultural approach, lingua-cultural approach, technology of lingua-cultural education.

Введение. Современная образовательная парадигма в области обучения иностранным языкам выделяет в качестве приоритетного межкультурный аспект. Межкультурная компетенции наряду с коммуникативной выступает ключевой компетенцией на всех образовательных уровнях.

Межкультурная компетенция старшеклассника представляет собой многоаспектное образование, которое включает в себя совокупность самых разнообразных знаний, навыков и умений, служащих основой диалога культур и обеспечивающих вхождение ребенка в мир сложных межличностных взаимоотношений.

Изложение основного материала статьи. Значимым аспектом межкультурной компетенции выступает совокупность способностей, связанных с культурой родной страны, с формированием определенных личностных качеств, обеспечивающих формирование гражданской, культурной, национальной самоидентичности.

Так, в действующем ФГОС среднего общего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413, в требованиях к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы указана способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.