Научная статья на тему 'Специфика преступлений в сфере таможенного дела'

Специфика преступлений в сфере таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
таможенное преступление / преступление / уголовный кодекс / контрабанда / наркотическое вещество / законодательство / таможня / customs crime / crime / criminal code / smuggling / narcotic substance / legislation / customs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бронников Сергей Александрович

Статья посвящена рассмотрению и анализу специфики преступлений в области таможенного дела. Автором отмечено наличие нескольких подходов к пониманию понятия «таможенные преступления». Автором предлагается дефинировать эту категорию максимально широко. Согласно законодательным положениям, выделены две категории преступлений в области таможенного дела: таможенные преступления, зафиксированные в Уголовном Кодексе РФ и преступления, которые не являются таможенными в традиционном понимании, но входят в уголовно-процессуальную компетенцию таможенных ведомств. Рассмотрены актуальные проблемы уголовно-правового регулирования преступлений в сфере таможенного дела: определение места, объекта и момента совершения преступления, вопросы почтовой и киберконтрабанды, признание электронных денежных средств и виртуальной валюты предметами таможенных преступлений; отдельно рассмотрены проблемы регулирования перевозки наркотических и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF CUSTOMS CRIMES

The article is devoted to the consideration and analysis of the specific features of crimes in the field of customs. There is a variety of researchers’ approaches to understanding the concept of customs crimes. The author proposes to define this category as broadly as possible. According to the legislative provisions, two categories of crimes in the field of customs affairs are distinguished: customs crimes recorded in the Criminal Code of the Russian Federation and crimes that are not customs in the traditional sense, but are included in the criminal procedural competence of the customs authorities. Actual problems of criminal law regulation of crimes in the sphere of customs affairs are considered: determination of the place, object and moment of the commission of a crime, issues of postal and cyber smuggling, recognition of electronic money and virtual currency as objects of customs crimes; the problems of regulation of narcotic and psychotropic substances are considered separately.

Текст научной работы на тему «Специфика преступлений в сфере таможенного дела»

Специфика преступлений в сфере таможенного дела

Бронников Сергей Александрович,

старший преподаватель кафедры «Мировой экономики и логистики» Уральского государственного университета путей сообщения E-mail: 7sigma2007@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению и анализу специфики преступлений в области таможенного дела. Автором отмечено наличие нескольких подходов к пониманию понятия «таможенные преступления». Автором предлагается дефинировать эту категорию максимально широко. Согласно законодательным положениям, выделены две категории преступлений в области таможенного дела: таможенные преступления, зафиксированные в Уголовном Кодексе РФ и преступления, которые не являются таможенными в традиционном понимании, но входят в уголовно-процессуальную компетенцию таможенных ведомств. Рассмотрены актуальные проблемы уголовно-правового регулирования преступлений в сфере таможенного дела: определение места, объекта и момента совершения преступления, вопросы почтовой и киберконтрабанды, признание электронных денежных средств и виртуальной валюты предметами таможенных преступлений; отдельно рассмотрены проблемы регулирования перевозки наркотических и психотропных веществ.

Ключевые слова: таможенное преступление, преступление, уголовный кодекс, контрабанда, наркотическое вещество, законодательство, таможня

На современном этапе развития цивилизации мы сталкиваемся с беспрецедентным ростом взаимозависимости национальных экономик, сообществ и государств. Это, в свою очередь, приводит к активизации всех проявлений внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Современной ВЭД свойственные разнообразные формы трансграничного перемещения товаров, услуг, капиталов, сведений, продуктов интеллектуального труда. Многие из этих форм легальны, другие - еще не получили однозначной законодательной фиксации в качестве легальных, третьи же вступают теневыми -противозаконными. В общем виде использование подобных незаконных средств и инструментов осуществления ВЭД можно назвать таможенным преступлением.

Актуальность изучения преступлений в сфере таможенного дела обусловлена тем негативным влиянием, которое оказывают подобные деяния на внешнеэкономическую сферу государства, на внутреннюю экономику и социально-экономическую систему, на благополучие и здоровье граждан, на состояние окружающей среды.

Борьба с таможенными преступлениями требует комплексного подхода и использования разнообразных инструментов. Для того, чтобы бороться с таможенными преступлениями, государства и международные организации принимают различные меры (Таблица 1).

Несмотря на обширный перечень правовых, международных, институциональных и иных мер, направленных на противодействие преступности в области таможенного дела, статистика демонстрирует ежегодный рост объемов капитала, полученного преступным путем. Исследователи говорят о том, что преступления в таможенной области в России характеризуются высокой степенью латентности, сложностью идентификации и раскрытия. По В.А. Жбанкову, характерными чертами таможенных преступлений в нашей стане выступают общественная опасность, транснациональность, латентность, бланкетность, частотность совершения преступлений организованными группами (а не частными лицами) [4, с. 11]. Таможенные органы и правоохранители регулярно сталкиваются с фактами проведения нелегальных импортно-экспортных операций по транспортировке энергетического сырья, вывозом валютных ценностей, драгоценностей, а также со ввозом в страну наркотических и иных сильнодействующих субстанций, что не только подрывает экономическую безопасность государства, но и имеет значимые социальные последствия.

5 -о

сз ж

■с

Таблица 1. Типы мер противодействия преступности в области таможенного дела

Тип мер Меры Сущность и специфика применения

Технические Установка современных сканеров, анализаторов и детекторов Для обнаружения контрабанды, опасных субстанций и предметов используются различные типы современных сканеров и детекторов, включая рентгеновские, радиочастотные и другие.

Системы идентификации и трекинга Технологии, позволяющие отслеживать товары на протяжении всего пути от производителя до потребителя, что облегчает контроль за их трансграничным перемещением и предотвращает фальсификацию.

Интеллектуальные Системы анализа факторов риска Использование ручных и машинных алгоритмов для выявления подозрительных паттернов в данных и документах, что помогает выявить потенциальные нарушения.

Большие данные и машинное обучение Интеллектуальный анализ массивов данных позволяет выявлять нетипичные транзакции и детали, которые могут указывать на таможенные нарушения.

Трансграничные Обмен информацией Таможенные органы разных стран обмениваются информацией о подозрительных отправлениях, преступных формированиях, готовящихся преступлениях и методах их совершения.

Совместные операции Сотрудничество при проведении операций позволяет эффективно идентифицировать и раскрывать таможенные преступления.

Квалификационные Обучение Таможенные служащие обучаются новым методам и технологиям идентификации преступлений, а также проходят курсы повышения квалификации.

Обмен опытом Обмен знаниями и опытом между таможенными службами разных стран.

Правовые Ужесточение наказаний за таможенные преступления Более строгие наказания за таможенные преступления могут служить «отпугивающим» фактором для потенциальных преступников и группировок.

Либерализация законодательных массивов Либерализация законодательства о таможенных преступлениях и декриминализация некоторых правонарушений позволяет избежать применения избыточных мер ответственности и перенаправить ресурсы на борьбу с серьезными преступлениями.

Модернизация законодательства Внесение изменений в законы и нормативные акты с целью учета новых видов таможенных преступлений, в т.ч. киберпреступлений.

Информационные Образовательные кампании среди массовой общественности, в т.ч. жителей приграничных районов Повышение осведомленности о таможенных правилах и последствиях совершения преступлений приводит к сокращению количества потенциальных нарушителей.

Антикоррупционные Анти-коррупционные меры Повышение прозрачности работы таможенных органов и введение практик «нулевой толерантности» к проявлениям коррупции.

Административные Дебюрократизация Улучшение процессов контроля ВЭД и частных трансграничных перевозок. Упрощение таможенных процедур и минимизация возможностей для злоупотреблений.

Примечание: собственная разработка автора

Правовые средства противодействия преступной деятельности во многом определяют характер и масштаб всех остальных мер, описанных выше (Табл. 1), что позволяет считать их наиболее значимой группой инструментов в рассматриваемой нами предметной области. Введение новых и отмена устаревших законодательных норм (речь в большинстве случаев идет об ужесточении законов и повышении ответственности за совершение таможенных преступлений) должно быть регулярным, системным, непрерывным процессом. Законы о таможенной деятельности, путешествиях, перевозках, таможенной службе и ВЭД должны постоянно обновляться, в противном случае законодатель не будет успевать за реалиями современности и многие новые виды преступлений остаются на периферии внимания законодателя. Уже сегодня отмечается огромное количество способов, к которым прибегают правонарушители, осуществляющие незаконное перемещение товаров и транспортных средств через границу [3, с. 283] - и многие из этих способов не отражены в законодательстве.

В современной литературе можно встретить мнение о том, что центральной проблемой рассматриваемой нами правовой области выступает отсутствие законодательно закрепленного определения понятия преступления в области таможенного дела и, как следствие, наличие противоречий во мнениях о сущности данного понятия в научных публикациях. Отсутствие универсальной дефиниции приводит к проблемам в законодательной систематизации и типологии преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере таможенного дела.

Причиной этого В.В. Витюк называет тот факт, что таможенные преступления не выделены в Уголовном кодексе РФ (УК РФ) в отдельную категорию. Это привело к разнообразию подходов исследователей к пониманию понятия «таможенные преступления» в областях уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, криминологии и проч. Отмечается также наличие множества тождественных или синонимичных понятий, четкой смысловой границы между которыми, как правило, не проводится: «преступления в таможенной сфе-

ре», «преступления в сфере таможенной деятельности», «преступления в области таможенного дела», «преступления в сфере ВЭД», «преступления, отнесенные к компетенции таможенных органов» и др. [2, с. 110].

Некоторые исследователи склонны существенно сужать понятие «таможенные преступления»; С.В. Воробьева, к примеру, интерпретирует данное понятие как (1) «незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу», (2) уклонение от выплаты обязательных таможенных пошлин, (3) подкуп должностных лиц таможенных ведомств [3, с. 282]. С.Е. Семенов, в свою очередь, говорит о том, что таможенные преступления следует понимать более широко: «общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и ввоза на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету» [9, с. 201]. Весьма развернутое определение предлагают Н.И. Крюкова и Е.Н. Арестова: «виновно совершенные, общественно опасные, уголовно наказуемые деяния, связанные с осуществлением деятельности в сфере таможенного регулирования и относящиеся к компетенции таможенных органов» [6, с. 110]. Исследователи указывают на две основные категории таможенных преступлений: во-первых, деяния, совершаемые вразрез с нормами таможенного права, порядком экспортного и валютного контроля, во-вторых, деяния, которые противоречат иным законодательным нормам, но косвенно касаются того или иного аспекта таможенного права (к примеру, взяточничество).

Таблица 2. Таможенные преступления, зафиксированные в Уголовном Кодексе РФ

Ст. УК РФ Предметная область регулирования (преступления)

189 Экспорт сырья, материалов, аппаратов, сведений, применяемых при создании вооружений и военной техники, в т.ч. оружия массового поражения.

190 Невозвращение культурных ценностей на территорию РФ.

193 Неисполнение обязанностей по репатриации денежных средств.

194 Уклонение от уплаты таможенных платежей - для корпоративных структур и частных лиц.

200.1 Контрабанда денежных средств

2002 Контрабанда алкоголя и табака

226.1 Контрабанда веществ и материалов, представляющих особую опасность (сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных и проч.); контрабанда оружия, боеприпасов, их составных частей; контрабанда стратегически важных ресурсов или ценностей.

229.1 Контрабанда наркотических/психотропных средств и их прекурсоров.

В.А. Жбанков говорит о том, что таможенное преступление - это преступление, соответствующее, по крайней мере, одному из следующих критериев: (1) преступление, совершенное в сфере таможенного дела; (2) преступление, нарушающее деятельность таможенных органов; (3) преступление, связанное с перемещением товаров и иных предметов через границу; (4) преступление, включенное уголовно-процессуальным законодательством в подведомственный спектр таможенных органов. По мнению исследователя, таможенные преступления можно определить как «уголовно наказуемые противоправные деяния, существенно нарушающие деятельность таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством, совершаемые в сфере таможенного дела при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу» [4, с. 11].

Анализ уголовного законодательства позволяет выделить следующие виды преступлений в области таможенного дела (Таблица 2).

Расширение спектра компетенций таможенных органов (2013 г.) привело к формированию особой группы преступлений, которые не являются таможенными в традиционном понимании, но, как указывает В.В. Витюк, входят в уголовно-процессуальную компетенцию таможенных органов (Таблица 3).

Таблица 3. Преступления, не относимые к таможенным, но входящие в уголовно-процессуальную компетенцию таможенных органов в определенных правовых контекстах

Ст. УК РФ Предметная область регулирования (преступления)

173.1 Незаконное образование юридического лица.

1732 Незаконное использование документов для образования юридического лица.

174 Легализация денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем третьими лицами.

174.1 Легализация денежных средств или имущества, приобретенных лицом преступным путем.

193.1 Перевод денежных средств посредством предъявления подложных документов на счета нерезидентов.

Примечание: собственная разработка по материалам УК РФ [10]; [5, с. 25-27]

Примечание: по материалам [2, с. 107-108; 11, с. 129].

Особенно активно современные исследователи обращаются к положениям ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, которые содержат в себе крайне опасные виды контрабанды, способные нанести существенный вред как жизни человека, так и подорвать всю систему обеспечения национальной безопасности [3, с. 289].

Одним из важных вопросов юридической науки является определение момента окончания контрабанды, а также места совершения данного таможенного преступления. В научной литературе можно встретить две точки зрения по поводу локализации места преступления: (1) юрисдикция территории, принадлежащая государству, на которой впервые было совершено преступление; (2) юрис-

5 -а

сз ж

<

дикция лица, совершившего преступление. В данной связи возникает вопрос о таком виде контрабанды, как анонимное почтовое отправление. В ситуации «почтовой контрабанды» сложно определить как территорию, так и объект преступления. В отсутствие четких законодательных требований сегодня принято опираться на существующую судебную практику: в большинстве судебных решений исполнителем контрабанды принято считать лицо, получившее посылку, но только в том случае, если лицо обратилось в отделение почты по вопросу поиска, трекинга и получения груза, оплатило его и указало способы получения отправления [3, с 290].

Почтовая контрабанда - далеко не единственный новый объект таможенных преступлений. Анализ текущей практики позволяет определить круг наиболее актуальных видов контрабанды нового типа: информационная (виртуальная), организованная система незаконного перемещения культурных ценностей, контрабанда редких животных и растений, фармакологическая и медицинская контрабанда [8].

Одним из наиболее актуальных новых видов контрабанды является киберконтрабанда. По мере развития цифровых технологий и зависимости общества от Интернета киберпреступники находят новые способы проникновения в сферу экономики. Киберконтрабанда включает в себя незаконное получение и передачу цифровых товаров, таких как пиратское программное обеспечение, личные данные, финансовые мошенничества и другие виды кибератак. В.Г. Беспалько также говорит о проблеме признания электронных денежных средств и виртуальной валюты предметами таможенных преступлений посредством включения их в описания нарушений порядка совершения валютных операций (ст. 193 и 193.1 УК РФ), так и с легализацией денежных средств или имущества, добытых преступным путем (ст. 174 и 174.1 УК РФ) [1, с. 105].

По мере роста интереса к истории и культуре, контрабанда культурных ценностей становится более организованной и масштабной. Контрабанда культурных ценностей может быть сопряжена с организованной торговлей антиквариатом, предметами искусства и археологическими находками.

Растет, кроме того, спрос на ценные и редкие виды животных и растений. Это приводит к появлению контрабанды животных, включая экзотических птиц, рептилий и млекопитающих, а также растений, в том числе защищенных международными соглашениями.

С увеличением цен на медицинские препараты и медицинские услуги растет спрос на более доступные (но нелегальные) альтернативы меди-5= каментов. Контрабанда медицинских препаратов, ^ лекарств, биодобавок, медицинского оборудования § может представлять серьезную угрозу здоровью, так как поддельные или некачественные продукты Ц могут быть опасными.

Среди прочих проблемных аспектов можно отметить необходимость регулярной коррекции национальных списков наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ. Очевидно, что российский законодатель всегда немного «запаздывает» за изготовителями и контрабандистами опасных веществ [11, с. 137]. В.Г. Беспалько акцентирует внимание, помимо прочего, на проблеме квалификации контрабанды (ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ), обусловленной расхождениями в национальных российских и международных перечнях наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, прекурсоров [1, с. 105].

Кроме того, на современном этапе отчетливо проявляется тенденция «смещения приоритетов от натуральных наркотиков к синтетическим», которая не только влияет на качество уголовно-правового регулирования таможенных преступлений, но и способна изменить «расклад геополитических сил и экономические процессы, происходящие в государствах» [7, с. 114]. Доминирование синтетических наркотиков над натуральными на черных рынках и в общем объеме контрабанды существенно меняет специфику организации преступной системы производства и дистрибьюции и сказывается на процессах выявления и расследования «наркотических» таможенных преступлений. Производство натуральных наркотиков непосредственным образом связано с сырьевой базой, рабочей силой и обширной территорией для выращивания растений. Эти обстоятельства существенно затрудняют процессы выявления фактов контрабанды: лабораторию найти гораздо сложнее, чем плантацию, и провезти малый объем синтетического высококонцентрированного наркотика гораздо легче, чем объёмную партию наркотиков натурального происхождения. Неоднократно доказано, что контрабанда синтетических опиоидов менее трудоемка, чем героина [7, с. 114]. Распространение синтетических наркотиков может, помимо прочего, привести к интеграции отраслей «черной» фармацевтики и производства наркотических веществ. Уже сегодня контрабанда препаратов, содержащих психотропные и наркотические вещества, становится проблемой большинства стран мира. Вопросы уголовно-правового регулирования фармацевтической контрабанды следует, безусловно, изучать и далее, в целях своевременной модернизации законодательного массива.

Таким образом, проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам: 1) В борьбе с таможенными преступлениями применяются разнообразные инструменты и меры: технические, интеллектуальные, межстра-новые, образовательные, информационные, антикоррупционные, административные, правовые. Правовые средства противодействия преступной деятельности - наиболее значимая группа инструментов в рассматриваемой нами предметной области.

2) Тот факт, что таможенные преступления не выделены в Уголовном кодексе РФ в отдельную категорию, привел к разнообразию подходов к пониманию понятия «таможенные преступления» в научных кругах. Мы предлагаем понимать категорию «таможенные преступления» широко: как деяния, представляющие общественную опасность, наказуемые, реализуемые в трансграничном контексте, связанные с вывозом и ввозом на территорию страны определенных материалов, товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

3) Анализ уголовного законодательства позволяет выделить два типа преступлений в области таможенного дела: таможенные преступления, зафиксированные в Уголовном Кодексе РФ, и преступления, которые не являются таможенными в традиционном понимании, но входят в уголовно-процессуальную компетенцию таможенных органов.

4) Правовое регулирование вопросов, связанных с совершением таможенных преступлений, сопряжено с рядом проблемных аспектов: определение момента окончания и места контрабанды, вопросы почтовой контрабанды, кибер-контрабанды, проблема признания электронных денежных средств и виртуальной валюты предметами таможенных преступлений, контрабанда культурных ценностей, контрабанда медицинских препаратов, лекарств, биодобавок. Наблюдается тенденция смещения приоритетов контрабандистов от натуральных наркотиков к синтетическим, что приводит к необходимости регулярной коррекции национальных списков наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Литература

1. Беспалько, В.Г. Актуальные проблемы квалификации таможенных преступлений /

B.Г. Беспалько // Вестник Российской таможенной академии. - 2018. - № 1. - С. 103-109.

2. Витюк, В.В. Понятие и общая характеристика таможенной преступности в Российской Федерации / В.В. Витюк // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2022. - № 4 (101). - С. 103-121.

3. Воробьева, С.В. Некоторые вопросы борьбы с таможенными преступлениями / С.В. Воробьева // Актуальные проблемы государства и права. - 2021. - № 18. - С. 281-295.

4. Жбанков, В.А. Проблемы законодательной регламентации борьбы с таможенными преступлениями / В.А. Жбанков // Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - № 1. -

C. 10-17.

5. Кожуханов, Н.М. Анализ критериев и классификация таможенных преступлений / Н.М. Кожуханов, Д.С. Трунин // Ученые записки Санкт-

Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2020. -№ 1 (73). - С. 23-27.

6. Крюкова, Н.И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела / Н.И. Крюкова, Е.Н. Арестова. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 223 с.

7. Литовченко, А.А. Состояние борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их прекурсоров и аналогов на южных рубежах Российской Федерации / А.А. Литовченко, О.В. Морозова // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. -

2019. - № 4. - С. 111-122.

8. Мирзаев, А.А. Особенности уголовно-правовой и криминалистической характеристики преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности / А.А. Мирзаев, А.Т. Ачилов // Вестник Российской таможенной академии. -

2020.- № 1. - С. 161-166.

9. Семенов, С.Е. Понятие таможенной преступности и её показатели / С.Е. Семенов // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2009. -№ 16. - С. 200-208.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996.

11. Фёдоров, А.В. Ещё раз к вопросу об объекте «Переродившейся» контрабанды, предметах контрабанды и её месте в Особенной части УК РФ / А.В. Фёдоров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2013. -№ 2 (46). - С. 121-153.

SPECIFICITY OF CUSTOMS CRIMES

Bronnikov S.A.

Ural State University of Transport and Communications

The article is devoted to the consideration and analysis of the specific features of crimes in the field of customs. There is a variety of researchers' approaches to understanding the concept of customs crimes. The author proposes to define this category as broadly as possible. According to the legislative provisions, two categories of crimes in the field of customs affairs are distinguished: customs crimes recorded in the Criminal Code of the Russian Federation and crimes that are not customs in the traditional sense, but are included in the criminal procedural competence of the customs authorities. Actual problems of criminal law regulation of crimes in the sphere of customs affairs are considered: determination of the place, object and moment of the commission of a crime, issues of postal and cyber smuggling, recognition of electronic money and virtual currency as objects of customs crimes; the problems of regulation of narcotic and psychotropic substances are considered separately.

Keywords: customs crime, crime, criminal code, smuggling, narcotic substance, legislation, customs. 5

И la

References 4

m

1. Bespalko, V.G. Current problems of qualification of customs К crimes / V.G. Bespalko // Bulletin of the Russian Customs Acad- Я emy. - 2018. - No. 1. - pp. 103-109. а

2. Vityuk, V.V. Concept and general characteristics of customs К crime in the Russian Federation / V.V. Vityuk // Russian Cus- >

toms Policy in the Far East. - 2022. - No. 4 (101). - pp. 103121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vorobyova, S.V. Some issues in the fight against customs crimes / S.V. Vorobyova // Current problems of state and law. -2021. - No. 18. - pp. 281-295.

4. Zhbankov, V.A. Problems of legislative regulation of the fight against customs crimes / V.A. Zhbankov // Bulletin of the Russian Customs Academy. - 2014. - No. 1. - pp. 10-17.

5. Kozhukhanov, N.M. Analysis of criteria and classification of customs crimes / N.M. Kozhukhanov, D.S. Trunin // Scientific notes of the St. Petersburg branch named after V.B. Bobkov of the Russian Customs Academy. - 2020. - No. 1 (73). - pp. 23-27.

6. Kryukova, N.I. Qualification and investigation of crimes in the field of customs affairs / N.I. Kryukova, E.N. Arestova. - M.: Yurayt Publishing House, 2020. - 223 p.

7. Litovchenko, A.A. The state of the fight against smuggling of narcotic drugs, psychotropic and potent substances, their precursors and analogues on the southern borders of the Russian Federation / A.A. Litovchenko, O.V. Morozova // Internation-

al cooperation of Eurasian states: politics, economics, law. -2019. - No. 4. - pp. 111-122.

8. Mirzaev, A.A. Features of criminal law and forensic characteristics of crimes in the field of foreign economic activity / A.A. Mirzaev, A.T. Achilov // Bulletin of the Russian Customs Academy. - 2020. - No. 1. - pp. 161-166.

9. Semenov, S.E. The concept of customs crime and its indicators / S.E. Semenov // Criminology: yesterday, today, tomorrow. - 2009. - No. 16. - pp. 200-208.

10. Criminal Code of the Russian Federation [Text]: dated 06/13/1996 No. 63-FZ (as amended on 04/07/2020) // Collection of legislation of the Russian Federation. - 06/17/1996.

11. Fedorov, A.V. Once again on the question of the object of "Reborn" smuggling, contraband items and its place in the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation / A.V. Fedorov // Scientific notes of the St. Petersburg branch named after V.B. Bobkov of the Russian customs academy. - 2013. - No. 2 (46). - pp. 121-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.