Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1920-Е ГГ'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1920-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / UNIVERSITY EDUCATION / HISTORY OF PEDAGOGY / UNIVERSITY / EDUCATIONAL PLANS / HISTORY OF EDUCATION / HUMANITARIAN DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосейчук Людмила Ивановна

На факультетах белорусского университета в 1920-е гг. преподавались дисциплины социально-гуманитарного направления: социология, логика, история всемирная и отечественная, методология, история научного мировоззрения, история социализма, философия и пр. В данной статье рассматривается преподавание социально-гуманитарных дисциплин на медицинском факультете Белорусского государственного университета. Приводятся примеры образовательных программ по таким дисциплинам, как белорусоведение, исторический и диалектический материализм, история РКП(б). На основании анализа архивных источников выделяется количество аудиторных часов, отводимых на каждую дисциплину. Определяется форма итогового контроля (зачет и/или экзамен), применявшегося на каждом из вышеперечисленных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING HUMANITIES DISCIPLINES AT THE MEDICAL FACULTY OF THE BELARUSIAN STATE UNIVERSITY IN THE 1920S

Disciplines of the social and humanitarian direction were taught at the faculties of the Belarusian University: sociology, logic, world and domestic history, methodology, history of scientific worldview, history of socialism, philosophy, etc. This article examines the teaching of social and humanitarian disciplines at the medical faculty of the Belarusian State University. Examples of educational programs in such disciplines as Belarusian studies, historical and dialectical materialism, history of the RCP(b) are given. It is concluded that all teaching materials have been adapted to the requirements of the Faculty of Medicine

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1920-Е ГГ»

50

Труды БГТУ, 2020, серия 6, № 2, с. 50-53

УДК 091.378(476-25)

Л. И. Мосейчук

Белорусский государственный медицинский университет

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1920-Е ГГ.

На факультетах белорусского университета в 1920-е гг. преподавались дисциплины социально-гуманитарного направления: социология, логика, история всемирная и отечественная, методология, история научного мировоззрения, история социализма, философия и пр. В данной статье рассматривается преподавание социально-гуманитарных дисциплин на медицинском факультете Белорусского государственного университета. Приводятся примеры образовательных программ по таким дисциплинам, как белорусоведение, исторический и диалектический материализм, история РКП(б). На основании анализа архивных источников выделяется количество аудиторных часов, отводимых на каждую дисциплину. Определяется форма итогового контроля (зачет и/или экзамен), применявшегося на каждом из вышеперечисленных предметов.

Ключевые слова: университетское образование, история педагогики, университет, учебные планы, гуманитарные дисциплины.

L. I. Maseichuk

Belarusian State Medical University

TEACHING HUMANITIES DISCIPLINES AT THE MEDICAL FACULTY OF THE BELARUSIAN STATE UNIVERSITY IN THE 1920s

Disciplines of the social and humanitarian direction were taught at the faculties of the Belarusian University: sociology, logic, world and domestic history, methodology, history of scientific worldview, history of socialism, philosophy, etc. This article examines the teaching of social and humanitarian disciplines at the medical faculty of the Belarusian State University. Examples of educational programs in such disciplines as Belarusian studies, historical and dialectical materialism, history of the RCP(b) are given. It is concluded that all teaching materials have been adapted to the requirements of the Faculty of Medicine.

Key words: university education, history of pedagogy, university, educational plans, history of education, humanitarian disciplines.

Введение. В 1921 г. перед организаторами Белорусского государственного университета (далее - БГУ) не стояло вопроса о нерациональности преподавания гуманитарных дисциплин на всех факультетах учебного заведения. Преподаватели, в своем большинстве выходцы из высших учебных заведений Российской империи, старались привнести в новый, пролетарский вуз неоднократно воспроизведенный опыт своей «дореволюционной» педагогической деятельности.

На факультетах БГУ читались дисциплины социально-гуманитарного направления: социология, логика, методология, история (всемирная и отечественная), история научного мировоззрения, история социализма, философия и пр.

В данной статье становление учебной программы по гуманитарным дисциплинам рассматривается на примере медицинского факультета БГУ с привлечением документов фонда 205 «Белорусский государственный университет» Национального архива Республики Беларусь.

Основная часть. Начиная с первого учебного года (1921/1922) на медицинском факультете БГУ студентами изучался такой предмет, как «Исторический материализм». До 1924 г. его преподавал профессор Сосис И., а с 1925 по 1931 г. этот предмет вел доцент Быховский Б. Э. Согласно контрольным карточкам обучающихся студентов по данному предмету сдавался экзамен, который в одной и той же группе проходил не в один день. Порой экзаменационный процесс по предмету варьировался по времени до трех недель. Так, например, Ирозовская Бейля сдавала экзамен 08.06.1922 г., Авербух Сара - 16.06.1922 г., а Бондавервич Анна -28.06.1922 г.

До 1925 г. «Исторический материализм» читался на первом курсе на протяжении всего учебного года.

В 1922/1923 учебном году на данный предмет было выделено 2 лекционных часа в неделю. В 1924/1925 учебном году количество часов на первом курсе было увеличено до четы-

рех в неделю (начиная со второго семестра). Раздел марксисткой философии под названием «Диалектический материализм» студенты второго курса изучали только на семинарских занятиях (2 часа в неделю) на протяжении всего учебного года [1, л. 9].

В 1925/1926 учебном году к обязательному курсу исторического материализма добавляется такой обширный предмет, как «Белорусоведе-ние» (форма итогового контроля - зачет). Читал курс Рудницкий Л. И. На данный предмет выделялось 4 часа в неделю: по два на первом и втором курсах на протяжении всего учебного года. С 1 декабря 1925 г. в учебную программу медицинского факультета был добавлен еще один предмет - «История РКП(б)», на который также выделялось 4 учебных часа [2, л. 47].

Введение вышеперечисленных предметов в учебный план медицинского факультета положительно расценивалось его руководством. Так, в 1925 г. декан факультета Кроль М. Б. делал акцент на том, что «задачей медицинского факультета является подготовка научно и материалистически мыслящих врачей» [3, л. 51]. Вместе с тем, исходя из специфики медицинского образования, программы по обществоведению и краеведению, по его мнению, должны были быть «увязаны с медициной вообще и краевой в частности» [3, л. 52].

Преподаватели, читавшие гуманитарные предметы на медицинском факультете, не входили в профессорско-преподавательский состав факультета [1, л. 29]. Так, доцент Быховский Б. Э. состоял в штате общественно-экономического отделения педагогического факультета БГУ, о чем свидетельствуют его отчеты, предоставленные в предметно-цикловую комиссию данного отделения 26 октября 1925 г. Из отчета видно, что Быховский Б. Э. работал на «внешних» факультетах, а непосредственно для студентов педагогического факультета этот предмет преподавал Вольфсон С. Я. [4, л. 1].

В эту же комиссию подавал свои отчеты и Рудницкий Л. И.

Начиная с 1923/1924 учебного года, в расписании медицинского факультета встречается такой предмет, как «Обществоведение». Однако в зачетных листах (личных карточках) студентов отметка о сдаче данной дисциплины отсутствует. Возможно, это связано с факультативным характером данного предмета.

На обществоведение выделялось 4 часа в неделю: по 2 часа на лекции и семинары [5, л. 28]. Изучение программы обществоведения осуществлялось на первом и втором курсах [6, л. 1].

В 1928/1929 учебном году на пятом курсе был введен краткий курс «Диалектики приро-

ды» (2 лекции и 20 групповых занятий). Преподаватель - Вольфсон С. Я. [6, л. 1].

Первоначально при формировании учебных программ указывалась дисциплина и количество отводимых на нее аудиторных часов. Только во второй половине 20-х гг. ХХ в. учебные программы приобрели строгую структуру и издавались типографским способом.

В это время на медицинском факультете БГУ изучали ряд социально-гуманитарных дисциплин. Так, в рамках курса политэкономии студенты должны были знать, что такое стоимость и как она формируется; что такое товар и товарный фетишизм. Подробно рассматривалось назначение капитала, формирование добавочной стоимости и пр. [7, л. 30].

На дисциплине «Белорусоведение» студенты должны были изучить белорусское устное народное творчество; рукописные литературные книжные памятники; ознакомиться с таким направлением в белорусской литературе, как сентиментализм; исследовать зарождение национальной литературы и пр.

На курсе по диалектическому материализму изучались основной предмет и задачи философии, рассматривалось ее взаимодействие с другими науками. В учебной программе делался акцент на диалектическом материализме как философском учении.

На занятиях по историческому материализму студенты должны были рассмотреть такие понятия, как производительные силы, базис и надстройка; изучить процесс формирования классов и классовой борьбы; проанализировать теории возникновения государства и роль пролетариата [8, л. 82-82 об.].

На лекциях и семинарах по дисциплине «Ленинизм» изучались понятия «пролетарская революция» и «диктатура пролетариата»; рассматривались крестьянский и национальный вопросы, а также роль партии во всех происходящих процессах.

Программы корректировались преподавателями с учетом специфики подготовки медицинских работников. Программа курса «Белорусо-ведение» была составлена преподавателем Цветковым Л. Н. и утверждена на заседании цикловой комиссии педагогического факультета. Разработка программы курса диалектического и исторического материализма осуществлялась доцентом кафедры педагогики Быхов-ским Б. Э., который в пояснении к плану своих семинарских занятий отмечал: «в моих семинариях я думаю проработать две темы по диалектическому материализму: диалектизм и детерминизм. А также рассмотреть применение этих принципов к важнейшим достижениям науки» [4, л. 1].

52 Специфика преподавания гуманитарных дисциплин на медицинском факультете БГУ в 1920-е гг.

Учебные программы по «Истории РКП(б)» никогда не корректировались на местах и в них четко прописывались все направления, которые преподаватель должен был «донести» до студентов. Согласно Постановлению ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)"» от 14 ноября 1938 г., вместо ряда предметов («Ленинизм», «История ВКП(б)», «Диалектический материализм», «Исторический материализм») вводился единый курс «Основы марксизма-ленинизма», а также образовывались единые кафедры.

Преподавателями тщательно подбиралась литература, которую они рекомендовали студентам, и по которой сами готовились к занятиям. Так, Быховский Б. Э. при проведении семинаров опирался на работы Трахтенберга О. В. «Беседы с учителем по диалектическому материализму», Бухарина Н. И. «Теория исторического материализма», Фингерт Б. А. «Основы диалектического материализма в отрывках из произведений классиков марксизма» [9, л. 174 об.]. В перечне учебников на 1926/1927 учебный год по предмету «Белорусоведение» Рудницкий Л. И. рекомендовал для домашней подготовки следующие книги: «Псторыя Беларуси» 1гнатоу-скага Ус. М., «Псторыя Беларуси» Ичэты Ул. I., «Каротю курс геаграфй Беларуа» Смолiча А. А., «Псторыя беларускай лгаратуры» Ма^ма Гарэцкага [9, л. 175].

К 1929/1930 учебному году на медицинском факультете по всем без исключения читаемым предметам были учебные программы с детальным перечислением всех изучаемых тем. Стабилизацию учебных программ к концу 20-х гг. ХХ в. подтверждают и данные анализа контрольных карточек студентов медицинского факультета. Выборка за пять лет с 1927 по 1931 г. (по 10 человек произвольно) показала, что у принятых в 1927 г. на первый курс студентов в контрольных карточках присутствуют следующие предметы: «История партии» (форма контроля - экзамен), «Диалектический материализм» (экзамен), «Политическая экономия» (экзамен), «Ленинизм» (экзамен). А у студентов,

поступивших в 1928 г., отсутствуют отметки о сдаче таких предметов, как «История партии» и «Белорусоведение», но присутствуют такие дисциплины, как «Политическая экономия» (зачет), «Диалектический материализм» (экзамен), «Диалектика природы» (зачет), «Ленинизм» (экзамен), «Политическая экономия» (экзамен).

Однако преподавание данных курсов в качестве обязательных на медицинском факультете неоднозначно воспринималось его руководством. В 1926 г. М. Б. Король предлагал «вынести из университетского курса в курс девятилетки или рабфака изучение диалектического материализма, истории партии, белору-соведения и новых языков», руководствуясь при этом стремлением «уменьшить нагрузку на студентов» [3, л. 62].

При реорганизации БГУ в 1930-1931 гг. на базе медицинского факультета был создан медицинский институт, в учебном расписании которого в 1931/1932 годах стоял такой предмет, как «Диалектика природы» [10, л. 29, 74, 66], а преподавание гуманитарных предметов осуществлялось специально учрежденной для этого кафедрой.

Заключение. Таким образом, в 20-е гг. ХХ в. на медицинском факультете БГУ изучали такие дисциплины, как исторический и диалектический материализм, белорусоведение, историю РКП(б), политэкономию и основы марксизма-ленинизма. Освоение этих дисциплин должно было помочь студентам раскрыть свой научный потенциал и научить их рациональному мышлению. Об увеличившемся интересе к гуманитарному блоку со стороны государства свидетельствует и количество часов, выделяемых на данные предметы. За период 1922-1926 гг. часовой курс по предмету «Исторический материализм» был увеличен в 2 раза, добавлена дисциплина «Обществоведение», расширен перечень изучаемых тем по «Белорусоведению».

Начиная с 1925/1926 учебного года, по каждому предмету была четка определена форма итогового контроля.

Список литературы

1. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 987.

2. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 1009.

3. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 995.

4. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 836.

5. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 1034.

6. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 1057.

7. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 1098.

8. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 1058.

9. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 1043.

10. НАРБ. Ф. 205. Оп 1. Д. 1106.

References

1. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 987.

2. NARB. Fund 205. I. 1. F. 1009.

3. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 995.

4. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 836.

5. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 1034.

6. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 1057.

7. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 1098.

8. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 1058.

9. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 1043.

10. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 1106.

Информация об авторе

Мосейчук Людмила Ивановна - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры философии и политологии. Белорусский государственный медицинский университет (220116, г. Минск, пр. Дзержинского, 83, Республика Беларусь). Е-mail: Mosejchuk@tut.by

Information about the author

Maseichuk Liudmila Ivanovna - PhD (History), Senior lecturer, the Department of Philosophy and Political Science. Belarusian State Medical University (83, Dzerzhinskogo Ave., 220116, Minsk, Republic of Belarus). Е-mail: Mosejchuk@tut.by

Поступила 06.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.