Научная статья на тему 'Применение бригадно-лабораторного метода в Белорусском государственном университете'

Применение бригадно-лабораторного метода в Белорусском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / МЕТОДОЛОГИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД / ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосейчук Людмила Ивановна

Бригадно-лабораторный метод получил широкое распространение в Белорусском государственном университете на протяжении 1925/1926-1931/1932 учебных лет. Предметные комиссии и ведущие педагоги этого времени занимались разработкой и внедрением данного метода в образовательный процесс университета, стараясь адаптировать его под возможности студентов и профессорско-преподавательского состава. В статье описываются возможности и недостатки в применении данного метода. Прослеживаются изменения в функциях преподавателей. Делается вывод о том, что бригадно-лабораторный метод в условиях нехватки учебного материала и свободного времени у большинства студентов привел к снижению общего уровня образования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосейчук Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE BRIGADE-LABORATORY METHOD IN THE BELARUSIAN STATE UNIVERSITY

Brigade-laboratory method was widely used at the Belarusian State University from 1925/1926 to 1931/1932 academic years. Subject commissions and leading teachers were engaged in the development and implementation of this method in the educational process of the university. They tried to adapt it to the capabilities of students and teachers. The article describes the possibilities and disadvantages of this method. Changes the teachers' functions are traced. Conclusion: the brigade-laboratory method in conditions of lack of educational material and free time for the majority of students led to a decrease in the general level of education of students.

Текст научной работы на тему «Применение бригадно-лабораторного метода в Белорусском государственном университете»

Труды БГТУ, 2018, серия 6, № 2, с. 51-53

51

УДК378(476-25)(091)

Л. И. Мосейчук

Белорусский государственный университет

ПРИМЕНЕНИЕ БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНОГО МЕТОДА В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Бригадно-лабораторный метод получил широкое распространение в Белорусском государственном университете на протяжении 1925/1926-1931/1932 учебных лет. Предметные комиссии и ведущие педагоги этого времени занимались разработкой и внедрением данного метода в образовательный процесс университета, стараясь адаптировать его под возможности студентов и профессорско-преподавательского состава.

В статье описываются возможности и недостатки в применении данного метода. Прослеживаются изменения в функциях преподавателей. Делается вывод о том, что бригадно-лабо-раторный метод в условиях нехватки учебного материала и свободного времени у большинства студентов привел к снижению общего уровня образования обучающихся.

Ключевые слова: образовательные практики, методология, университет, бригадно-лабора-торный метод, групповые занятия.

L. I. Maseichuk

Belarusian State University

APPLICATION OF THE BRIGADE-LABORATORY METHOD IN THE BELARUSIAN STATE UNIVERSITY

Brigade-laboratory method was widely used at the Belarusian State University from 1925/1926 to 1931/1932 academic years. Subject commissions and leading teachers were engaged in the development and implementation of this method in the educational process of the university. They tried to adapt it to the capabilities of students and teachers. The article describes the possibilities and disadvantages of this method. Changes the teachers' functions are traced. Conclusion: the brigade-laboratory method in conditions of lack of educational material and free time for the majority of students led to a decrease in the general level of education of students.

Key words: educational practices, methodology, university, brigade-laboratory method, group classes.

Введение. В 20-е гг. ХХ в. одновременно с выпускниками школ за университетские парты сели люди, чье образование было недостаточным для усвоения учебной программы высшего учебного заведения. Это были рабочие, служащие советских контор, крестьяне, которые окончили только начальную школу или училище, после этого работали, затем занимались два года на рабфаке и без экзаменов зачислялись на 1-й курс. Таким образом, рядом оказывались люди не только с разным уровнем подготовки и жизненным опытом, но и существенной разницей в возрасте [1]. От преподавателей требовалось большое педагогическое мастерство при работе с такой «разношерстной» аудиторией.

Основная часть. Дефицит преподавательских кадров, неопределенность экономических и идеологических ориентиров в условиях новой экономической политики и политики белоруси-зации, отсутствие необходимых условий для использования научно-методического опыта дореволюционных университетов требовали применения новых образовательных технологий и иного научно-методического обеспечения образовательного процесса в университете, по-

иска новых методик и форм организации учебной деятельности.

В октябре 1924 г. на Ректорском совещании было принято решение о внедрении в образовательный процесс БГУ бригадно-лабораторного метода как «наиболее отвечающего требованиям современной Высшей школы» [2, л. 3]. По мнению присутствовавших на данном заседании, сущность этого метода заключалась в том, что изучение студентами научного материала будет «происходить не в виде пассивного восприятия преподносимой профессором с кафедры лекции, а путем самостоятельной работы аудитории над этим материалом по данному профессором списку вопросов или тем, составляющих сущность изучаемой дисциплины» [2, л. 3]. На основании принятой резолюции Главпро-фобром была разработана инструкция «О проверке знаний учащихся ВУЗа» [2, л. 3-5]. После ее утверждения (6 января 1925 г.) лекционная система, до этого использовавшаяся в качестве основной, была ликвидирована. Лекция получила второстепенное, «подсобное» значение. Исключение было сделано лишь для предметов, «носящих характер общеобразовательных», а

52 Применение бригадно-лабораторного метода в Белорусском государственном университете

также для второстепенных тем в пределах дисциплин, которые изучались при помощи бригад-но-лабораторного метода [2, л. 5].

Из студентов создавались учебные группы (по 5-6 человек) во главе с бригадиром. Студенты работали по заданию, определенному преподавателем конкретно для каждой бригады. Студенческие бригады самостоятельно, без помощи преподавателей занимались изучением («проработкой») учебных заданий [2, л. 3]. В зависимости от сложности заданий срок исполнения мог варьироваться от 2 недель до 1 месяца. После изучения темы бригада должна была написать письменную работу или ответить на ряд сложных вопросов, для «решения которых требуется усвоение всего материала пройденного раздела» [2, л. 4]. На завершающем этапе перед преподавателем отчитывался лидер - бригадир.

В связи с внедрением такой коллективной формы работы отменялась индивидуальная сдача экзаменов и зачетов, студенты представляли коллективный отчет о выполнении своих заданий без организации особых зачетных сессий [2, л. 2].

Существенно менялись функции преподавателя. Так, деятельность профессора с 1925/1926 учебного года заключалась в чтении лекций (вступительной вводной и завершающей обобщающей), проведении занятий с одной и более группами, в руководстве и корректировании работы ассистентов, а также обсуждении с ними и представителями групп результатов занятий [2, л. 3]. Кроме того, он был обязан разделить свой курс на отдельные темы (главы), которые, в свою очередь, должны были содержать ряд последовательно идущих вопросов. К каждой главе прилагалась соответствующая подборка источников, «необходимых для проработки этого материала» [2, л. 3]. Преподаватель занимался также «разбивкой» студентов на учебные группы, с которыми в дальнейшем работал либо сам преподаватель, либо (что случалось чаще всего - Л. М.) ассистент-преподаватель [2, л. 3].

Для повышения уровня контроля руководитель группы (ассистент-преподаватель - Л. М.) или профессор вел журнал учета работы группы, в котором записывались разбираемые вопросы, отмечался уровень подготовки бригады и подводился общий итог занятия, фиксировалась активность студентов. Студенты, не проявившие достаточной инициативности, получали дополнительную контрольную работу [2, л. 2]. На практике последнее дополнение практически не выполнялось.

Применение бригадно-лабораторного метода предполагало, по образцу дальтон-плана , педагогическое руководство самостоятельной

работой студентов. Для оказания студентам квалифицированной преподавательской поддержки вводились «дежурные часы» для руководителей групп (ассистентов), которые должны были находиться в кабинетах и/или лабораториях в определенные часы. К дежурному-консультанту студенты могли обратиться за разъяснениями непонятных моментов, указаниями по организации научной работы, применению методического инструментария в процесе выполнении практического задания и т. д.

Бригадно-лабораторный метод получил широкое распространение в Белорусском государственном университете на протяжении 1925/1926-1931/1932 учебных лет.

В этот период, по свидетельству документов, одной из сложнейших задач, стоявших перед администрацией БГУ, было определение образовательных предметов, которые «должны быть проработаны лабораторно-групповым путем», а «по каким предметам можно оставить "лекцию" хотя бы с дополнительными практическими занятиями» [2, л. 5].

В инструкции от 6 января 1925 г. Главпро-фобр особо подчеркивал, что переход на бри-гадно-лабораторный метод должен быть внедрен по двум разрядам дисциплин: по тем, которые являются основными для данной специальности, закладывающими фундамент всего последующего прохождения курса, и по специальным дисциплинам, «формирующим студента и практического работника по данной специальности». Предметы, носящие характер общеобразовательных, должны были оставаться «при лекционной системе» [2, л. 5]. Предметные комиссии и президиумы факультетов определяли предметы, которые должны изучаться с помощью бригадно-лабораторного метода [3].

Очень скоро стало понятно, что широкое распространение «бригадного метода», направленного на «преодоление буржуазного индивидуализма», привело к снижению дисциплины среди студентов и преподавателей. Вместе с тем изменение роли преподавателя в процессе изучения студентами учебного материала не способствовало повышению уровня образования обучающихся, поскольку бригадная форма работы зачастую использовалась не в дополнение к индивидуальной, а вместо нее. Так, зачеты сдавались не поодиночке, а бригадой. Если на вопросы преподавателя отвечал хотя бы один человек из бригады, то зачет выставлялся всей группе [4]. Следовательно, индивидуальный учет успеваемости учащихся отсутствовал.

*

Дальтон-план (Dalton Plan) («лабораторная система», «система мастерских») разработан в 1905 г. Е. Паркхерст. Учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода в выборе занятий, очередности изучения отдельных предметов и пр. Целью обучения по дальтон-плану являлась организация индивидуальной учебной работы с максимальным учетом особенностей каждого ученика [6].

Л. И. Мосейчук

53

Фактически учились лишь те, кто сдавал за свою бригаду учебные задания, чаще всего это были бригадиры, которыми становились изначально наиболее подготовленные студенты.

Как отмечал ректор БГУ В. И. Пичета, «необходимые знания приобретаются не только работой в университете, но, в особенности, домашней работой, чтением специальных книг, на что у студентов нет времени. Получается одно недоразумение: студенты прежних университетов, более подготовленные и более развитые, имели больше времени на чтение и занятия, чем наши студенты, менее развитые и менее подготовленные. Никакой переход на бригад-но-групповой метод, который требует от студентов самостоятельных занятий, не даст никаких результатов, если только студент не будет иметь возможности заниматься дома или читать в кабинете» [5]. Такой возможности не было. В ситуации нехватки учебной литературы и огромной загруженности студентов (многие были вынуждены работать, чтобы прокормиться) лекция была единственным доступным способом получения новых знаний.

Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «со всей резкостью и решительностью» осудило бригадно-лабораторный метод и другие «перегибы и извращения» в организации учебного процесса. Вновь были введены твердые учебные планы, восстановлены лекции, зимние

и весенние сессии, обязательное написание и защита дипломных работ на последнем курсе, увеличилось время на изучение общетеоретических дисциплин, были возвращены также обязательные вступительные экзамены и др.

В 1932/1933 учебном году БГУ вновь перешел на лекционно-семинарскую систему обучения. В конце 1933 г. начали проводить защиты первых кандидатских диссертаций, а с 1936/1937 года -выпускные государственные экзамены.

Заключение. Таким образом, поиски оптимальных, недорогих и эффективных методик преподавания привели к повсеместному применению бригадно-лабораторного метода в Белорусском государственном университете на протяжении 1925/1926-1931/1932 учебных лет. Предметные комиссии и ведущие педагоги этого времени занимались разработкой и внедрением данного метода в образовательный процесс университета, стараясь адаптировать его под возможности студентов и профессорско-преподавательского состава.

Применение данного метода способствовало развитию самостоятельной работы студентов, снизило аудиторную нагрузку профессорско-преподавательского состава и ускорило развитие предметных методических кабинетов. Вместе с тем бригадно-лабораторный метод в условиях нехватки учебного материала и свободного времени у большинства студентов привел к снижению общего уровня образования обучающихся.

Литература

1. НАРБ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 206.

2. НАРБ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 166.

3. НАРБ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 177.

4. Новиков А. Формы обучения в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: http://www.anovikov.ru/artikle/forms.pdf (дата обращения: 04.12.2017).

5. НАРБ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 178.

6. Сидоров С. Система обучения по Далтон-плану [Электронный ресурс]. URL: http:// si-sv.com/publ/1/14-1-0-185 (дата обращения: 14.12.2017).

References

1. NARB. Fund 205. I. 1. F. 206.

2. NARB. Fund 205. I. 1. F. 166.

3. NARB. Fund 205. I. 1. F. 177.

4. Novikov А. Formy obucheniya w sovremennykh usloviyakh [Forms of training in modern conditions]. Available at: http://www.anovikov.ru/artikle/forms.pdf (accessed 04.12.2017).

5. NARB. Fund. 205. I. 1. F. 178.

6. Sidorov S. Sistema obucheniyapo Dalton-planu [The Dalton Plan Training System]. Available at: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-185 (accessed 14.12.2017).

Информация об авторе

Мосейчук Людмила Ивановна - научный сотрудник кафедры истории России. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). Е-mail: Mosejchuk@tut.by

Information about the author

Mаseichuk Liudmila Ivanovna - Researcher, the Department of History of Russia. Belarusian State University (4, Nezavisimosti Ave., 220030, Minsk, Republic of Belarus). Е-mail: Mosejchuk@tut.by

Поступила 31.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.