Научная статья на тему 'Преподавание и изучение истории нового и Новейшего времени в специализированных вузах БССР'

Преподавание и изучение истории нового и Новейшего времени в специализированных вузах БССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ / ИНСТИТУТ / КАФЕДРА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Острога Виктор Александрович

В статье рассматривается преподавание и научное изучение истории Нового и Новейшего времени в специализированных высших учебных заведениях Советской Беларуси Минского института культуры и Минского государственного педагогического института иностранных языков. Анализируются проблемы, которые не позволили этим институтам стать крупными центрами в области зарубежной истории. Особое внимание уделяется институциональному развитию Новой и Новейшей истории в анализируемых институтах. Изучена деятельность специализированных в области зарубежной истории институтских исторических или гуманитарных кафедр. Сделан вывод, что преподавание и исследование новистики в институтах отражало интересы фундаментальной подготовки специалистов в области культуры и иностранных языков и носило вспомогательный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AND STUDYING MODERN AND CONTEMPORARY HISTORY IN SPECIALIZED HIGH SCHOOLS OF BSSR

The article deals with the teaching and scientific study of the modern and contemporary history in specialized higher educational institutions of Soviet Belarus Minsk Institute of Culture and Minsk State Pedagogical Institute of Foreign Languages. The problems that prevented these institutions from becoming major centers in the field of foreign history are analyzed. Particular attention is paid to the institutional development of modern and contemporary history in the analyzed institutions. The activity of specialized in the field of foreign history Institute of history or humanities departments. It is concluded that teaching and research of novelty in the institutes reflected the interests of fundamental training of specialists in the field of culture and foreign languages and was auxiliary.

Текст научной работы на тему «Преподавание и изучение истории нового и Новейшего времени в специализированных вузах БССР»

54

Труды БГТУ, 2018, серия 6, № 2, с. 54-58

УДК (001+37):9(476)

В. А. Острога

Белорусский государственный университет

ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ НОВОГО

И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВУЗАХ БССР

В статье рассматривается преподавание и научное изучение истории Нового и Новейшего времени в специализированных высших учебных заведениях Советской Беларуси - Минского института культуры и Минского государственного педагогического института иностранных языков. Анализируются проблемы, которые не позволили этим институтам стать крупными центрами в области зарубежной истории. Особое внимание уделяется институциональному развитию Новой и Новейшей истории в анализируемых институтах. Изучена деятельность специализированных в области зарубежной истории институтских исторических или гуманитарных кафедр. Сделан вывод, что преподавание и исследование новистики в институтах отражало интересы фундаментальной подготовки специалистов в области культуры и иностранных языков и носило вспомогательный характер.

Ключевые слова: Новая и Новейшая история, институт, кафедра, научно-образовательный центр, научные исследования, научный потенциал, преподавательские кадры.

V. A. Аstroga

Belarusian State University

TEACHING AND STUDYING MODERN AND CONTEMPORARY HISTORY IN SPECIALIZED HIGH SCHOOLS OF BSSR

The article deals with the teaching and scientific study of the modern and contemporary history in specialized higher educational institutions of Soviet Belarus - Minsk Institute of Culture and Minsk State Pedagogical Institute of Foreign Languages. The problems that prevented these institutions from becoming major centers in the field of foreign history are analyzed. Particular attention is paid to the institutional development of modern and contemporary history in the analyzed institutions. The activity of specialized in the field of foreign history Institute of history or humanities departments. It is concluded that teaching and research of novelty in the institutes reflected the interests of fundamental training of specialists in the field of culture and foreign languages and was auxiliary.

Key words: modern and contemporary history, institute, department, scientific and educational center, scientific research, scientific potential, teaching staff.

Введение. История Нового и Новейшего времени в Советской Беларуси преподавалась и изучалась не только на специальных профильных кафедрах всеобщей истории университетов и педагогических институтов. Образовательный и научный интерес к этой отрасли истории существовал и на исторических или гуманитарных кафедрах в так называемых специализированных и ведомственных высших учебных заведениях. Однако преподавание и исследование новистики в них были специфическими, отражали интересы фундаментальной подготовки соответствующих специалистов и носили вспомогательный характер.

Среди существовавших в БССР вузов различной ведомственной принадлежности можно отметить пять, в которых в послевоенный период проходила активная образовательно-научная деятельность в этой сфере: Белорусский государственный институт народного хозяйства, Минский государственный институт иностранных языков, Минский институт куль-

туры, Минская высшая партийная школа при ЦК КПБ, Минская школа профсоюзного движения ВЦСПС. Исторические кафедры этих вузов, конечно, уступали по своим возможностям кафедрам всеобщей истории университетов или пединститутов, но они имели большой потенциал стать достаточно значительными научно-образовательными центрами отраслевой всеобщей истории, а к 1991 г. часть из них были сравнительно развитыми научно-образовательными центрами в области Новой и Новейшей истории. На наш взгляд, приоритетный исследовательский интерес представляет деятельность в этой сфере двух вузов - Минского института культуры (МИК) и Минского государственного педагогического института иностранных языков (МнГПИИЯ).

Необходимо отметить, что история изучения новистики в специализированных и ведомственных вузах фактически не исследована. Существующие публикации приурочены к юбилеям и имеют справочный характер, не от-

ражая проблемы развития этой сферы науки. В имеющихся общих историях вузов содержатся лишь краткие сведения о кафедрах и препо-давателях-новистах.

Основная часть. Минский институт культуры был образован в 1975 г. на базе факультетов, выделенных из Минского ГПИ и Белорусского государственного театрально-художественного института. В том же году на факультете библиотековедения и библиографии института была создана кафедра истории СССР, БССР и зарубежных стран [1, с. 3]. Заведующим стал А. П. Грицкевич. Планировалось, что на кафедре для специализации «Библиотековедение и библиография общественно-политической литературы» будет читаться курс всеобщей истории, но вскоре курсы всеобщей истории стали вести на всех факультетах.

В 1975/1976 учебном году кафедра состояла из 6 сотрудников: А. П. Грицкевич, Л. А. Савицкая, Л. Н. Устинова, В. И. Лысак, А. В. Решетникова (Новейшая история зарубежных стран), А. Н. Литовка. С 1976 г. на кафедре начал работу выпускник аспирантуры по кафедре истории Древнего мира и Средних веков БГУ В. А. Федосик. Он стал первым профессиональным историком-всеобщником на кафедре. С этого года на кафедре читаются специализированные учебные курсы: «Экономика и политика зарубежных стран» (А. В. Решетникова) и «Историография и источниковедение истории СССР и зарубежных стран» (В. А. Федосик) [2, л. 8, 141]. В 1977 г. на заседании кафедры была заслушана лекция белорусиста А. П. Грицкеви-ча на необычную тему - «Китайская Народная Республика на современном этапе», рекомендованная к публикации [3, л. 147]. Выступление свидетельствовало, с одной стороны, о многопрофильности кафедры, стремлении развивать всеобщую историю, но с другой - демонстрировало кадровую слабость в этой отрасли. В 1978 г. на кафедре была сформирована предметно-методическая комиссия (ПМК) по всеобщей истории и вспомогательным историческим дисциплинам в составе: В. А. Федосик (председатель), А. В. Решетникова и А. Н. Литовка. Члены комиссии стали активнее работать в области изучения всеобщей истории. Так, А. Н. Литовка трудился над научной темой «Влияние передовой общественной мысли России и Польши на развитие культуры Белоруссии в 30-50-х гг. XIX в.» [4, л. 83]. А. В. Решетникова прошла стажировку на кафедре истории Нового и Новейшего времени БГУ.

С 1979 г. на кафедре начала работать М. А. Беспалая, выпускница БГУ, специалист по Новой истории Германии. Она стала первым профессиональным новистом на кафедре, но ее

квалификация оказалась невостребованной, так как со следующего учебного года количество часов по «Новейшей истории зарубежных стран» сократилось почти в 2 раза и в 1979/ 1980 учебном году она смогла прочесть лишь одну лекцию по Новейшей истории. Со следующего года М. А. Беспалая в рамках темы докторской диссертации начала исследовать молодежное движение Германии в 1918-1925 гг. Но одновременно ей пришлось работать и над кафедральной темой по истории БССР. В это же время и А. В. Решетникова, читавшая Новейшую историю, также научную работу вела только по белорусской истории. Однако в 1981 г. количество часов по курсу Новейшей истории зарубежных стран несколько увеличилось. Но периодическое усиление преподавания всеобщей истории не сказывалось на НИР в этой области. В целом на 1982 г. из 6 научных тем только одна касалась этой сферы. Это была упомянутая тема М. А. Беспалой. Однако уже в 1982 г. М. А. Беспалая официально сняла свою научную тему по истории Германии и «ушла» из всеобщей истории, сосредоточив усилия на истории Беларуси. Как и в других случаях, значительно большая научно-организационная доступность белорусской тематики уводила но-вистов из «родной» отрасли.

В 1982 г. кафедрой впервые был дан отзыв на автореферат по специальности «Всеобщая история» для соискателя ученой степени кандидата исторических наук С. Ф. Свилас. Положительные отзывы и заключения кафедры по этой специальности на свои авторефераты и диссертации впоследствии также получили: С. Ю. Лившиц, Т. И. Повалихина, Л. А. Ортис-Эрнандес, И. В. Варивончик, В. А. Космач, М. В. Стрелец и другие. Но со второй половины 1980-х гг. отзывы перестали даваться, так как научный профиль кафедры, оставаясь формально «универсальным», на практике соответствовал лишь одной сфере - история Беларуси.

1983/1984 учебный год во многом стал рубежным в области развития всеобщей истории на кафедре. А. В. Решетникова вышла на пенсию, В. А. Федосик перешел в БГУ. Курс «Историография и источниковедение истории СССР и зарубежных стран» был упразднен. Позиции всеобщей истории на кафедре значительно ослабли. Чтение Новой и Новейшей истории зарубежных стран обеспечивала М. А. Беспалая. Она же стала и председателем ПМК по Новейшей истории в составе Е. К. Анищенко и Л. Л. Смиловицкого. В следующем учебном году был утвержден план кафедральной НИР на 1986 г., где теперь все 6 тем были по истории Беларуси. Существовавшая тема № 7 «Интернациональное сотруд-

ничество БССР и ГДР в развитии социалистической культуры (1945-1960 гг.)» по предложению ее разработчика М. А. Беспалой снята. Вследствие уменьшения количества часов по Новейшей истории на сентябрь 1986 г. из 10 преподавателей кафедры только четверо работали в области зарубежной истории: М. А. Беспалая, Е. К. Рогач, Л. Л. Смиловиц-кий, А. К. Титов, которые исследований по всеобщей истории не проводили.

Отметим, что теперь не коллектив кафедры, а ректорат института подталкивал к активизации преподавания и изучения всеобщей истории. Так, на ее заседании в марте 1990 г. проректор А. Г. Клецков предложил читать историю «в более широком диапазоне (историю Средних веков, Новую историю)». На что в ответ было оптимистично заявлено - «С точки зрения широты научных интересов ... наша кафедра самая сильная в республике» [5, л. 104]. В 1991 г. кафедра была переименована в кафедру «Истории Беларуси и всемирной истории». Таким образом, в институте, несмотря на существование профильной кафедры и кадровый потенциал, к 1991 г. не сформировался научно-образовательный центр в области истории зарубежной истории и культуры.

Минский государственный педагогический институт иностранных языков создан 4 октября

1947 г. на базе факультета иностранных языков (с 1932 г.) Минского ГПИ и начал свою работу в

1948 г. В 1948/1949 учебном году курсы истории в институте не читались. Но на кафедре «Литературы и истории» преподавалась история страны изучаемого языка (Великобритании, Франции и немецкоязычных государств). Эта дисциплина почти десятилетие была фактически единственным читаемым в вузе курсом всеобщей истории. В 1951 г. на кафедре, которой руководил Г. Г. Новицкий, читавший историю Великобритании, Германии и Франции, работало 3 человека. С 1954 г. там трудилось уже 5 человек: Г. Н. Гендриксон, Н. Ф. Голованов и совместители Л. М. Шнеерсон, Т. Н. Альбицкая и А. Я. Скир. Однако руководство института считало существование кафедры нецелесообразным. В 1955 г. она была ликвидирована, а курс истории стран изучаемого языка был передан на кафедру политической экономии. Как отмечалось в годовом отчете института, «эти дисциплины были переведены на кафедры, которые не имеют к ним отношения» [6, л. 3].

На кафедре политэкономии курс был разбит на три: «Новейшая история Великобритании», «Новейшая история Германии» и «Новейшая история Франции», однако в 1956 г. их чтение было прекращено. Но уже в августе 1957 г. ее заведующий М. Ф. Жаврид объявил,

что с нового учебного года в институте вновь будет преподаваться история и география стран изучаемого языка. Курс истории Германии и Англии было поручено читать В. А. Бадею, а историю Франции и географию этих стран вел М. Ф. Жаврид [7, л. 1]. Но вскоре эти предметы были переданы Н. А. Лохманенко. Курс «Истории страны изучаемого языка» был небольшим по объему и на 90% охватывал Новейший период истории. Несмотря на отсутствие в институте историков-всеобщников, в этой области велась и определенная научная работа. Так, на упомянутой кафедре в 1956-1958 гг. В. Л. Уваров исследовал проблемы экономической истории Австрии. С 1960/1961 учебного года курс истории стран изучаемого языка был сокращен, и отныне на кафедре политэкономии Н. А. Лохманенко читал лишь новейшую историю Англии. В следующем учебном году, после объединения кафедр философии и политэкономии в одну, он продолжил свою работу.

С 1962 г. преподавание всеобщей истории в институте было прекращено. Считалось, что в читаемых в вузе обществоведческих курсах достаточное количество учебных часов отводится на зарубежную историю и более не требуется специальной исторической дисциплины. К примеру, с этого года на кафедре философии и политэкономии курс «Политэкономии капитализма» вел В. К. Дашкевич, специалист по колониальной истории ХХ в. Однако в 1966 г. он, единственный в институте кандидат исторических наук, уволился, что усугубило реально существовавшую проблему уровня преподавания и изучения всеобщей истории в вузе.

В последующие годы ситуация не менялась, лишь осталось требование чтения лекций с учетом профиля института. Ликвидация ис-торико-страноведческих дисциплин негативно сказалась на подготовке студентов. Так, в годовом отчете кафедры философии и политэкономии подчеркивалось: «на экзаменах отмечались факты, когда отдельные студенты слабо знают современную обстановку, политику в странах изучаемого языка» [8, л. 96]. Но специфика обучения и воспитательной работы в МнГПИИЯ требовала именно преподавателей-новистов, они были необходимы и для осуществления особой работы со студентами, выезжающими за рубеж или вернувшимися из зарубежных практик.

В 1967/1968 учебном году были сформированы кафедры философии и политэкономии и научного коммунизма. Помимо прочего, они обеспечивали чтение спецкурсов по актуальным проблемам современности. Так, на кафедре научного коммунизма работал институтский клуб «Политика и жизнь». Кафедра философии

готовила из числа студентов комментаторов по вопросам международного положения [9, с. 90, 23]. В 1969 г. был открыт переводческий факультет, где преподавался арабский язык, а в перспективе планировалось введение итальянского и португальского. Это создавало условия для потенциального развития научного интереса к арабскому и африканскому регионам, Италии и Португалии, в дальнейшем изучения и популяризации в БССР их истории. С 1970 г. кафедра истории КПСС специально для переводческого факультета предложила чтение спецкурсов - «Международные отношения и внешняя политика Советского Союза» и «Идеологическая борьба социализма с империализмом на современном этапе». Считалось, что выпускники факультета нуждаются в основательной идеологической подготовке в связи с их возможным контактом с «классовым и идеологическим противником». Заметим, что и потенциал научного исследования всеобщей истории в институте, несмотря на все негативные трансформации, оставался. К примеру, Б. И. Загорский был известным в республике экспертом по польско-французским отношениям в межвоенный период.

В 1971 г. на 4-5-м курсах всех факультетов института кафедрами лексикологии соответствующих языков вновь начал преподаваться курс «География, история и культура страны изучаемого языка». Однако теперь его вели филологи, а не историки, поэтому исторические сведения и анализ в курсах лекций давались схематично. В последующем страноведческий курс продолжал читаться по этим кафедрам, но преподавателей-страноведов курировала кафедра научного коммунизма. Занятия по истории и культуре страны изучаемого языка велись на изучаемом языке. На русском языке читались факультативные курсы «История мирового коммунистического движения» и «Международные отношения и вне-

шняя политика СССР» [10, л. 17]. Например, преподаватель А. В. Руденко с кафедры лексикологии испанского языка вел курс «Испания и Латинская Америка». Сам он был аспирантом Института Латинской Америки АН СССР и в 1976 г. на научной конференции МнГПИИЯ выступил с докладом «Участие белорусских эмигрантов в борьбе против фашизма в Испании». В конце 1970-х гг. А. В. Ру-денко и аспирант Института Латинской Америки АН СССР З. В. Ивановский разрабатывали тему «Прогрессивное и рабочее движение в Латинской Америке» [11, л. 135]. Одним из итогов его работы в этом плане стало учебное пособие «Страноведение Испании» (1987 г.), где треть текста относилась к событиям Новейшей истории Испании. Активно шла работа на кафедре лексикологии английского языка, где кружком страноведения руководил Л. С. Барановский. На этой кафедре проводил исследовательскую работу по истории Ирландии Д. Д. Козикис, выступивший на научной конференции института с докладом «60 лет Ирландского национального восстания» [12, л. 16]. Одним из результатов его работы стала книга по страноведению Великобритании (1990 г.).

Однако институту к 1991 г. не удалось стать каким-либо заметным центром в области зарубежной истории, несмотря на имеющийся потенциал и несомненную востребованность.

Заключение. Таким образом, в МИК и МнГПИИЯ в целях фундаментальной подготовки специалистов своего профиля предпринимались усилия в преподавании и изучении Новой и Новейшей истории. Однако кадровый дефицит, режим экономии учебных часов не позволял реализовать эти планы и институты, имея несомненный потенциал, а в случае с МнГПИИЯ и языковые возможности, так и не стали одними из центров изучения всеобщей истории в БССР.

Литература

1. Хрошка асноуных падзей БДУ культуры i мастацтвау. 1975-2005 / М. А. Бяспалая [ шт.]. Мшск: БДУ культуры i мастацтвау, 2005. 49 с.

2. НАРБ.Ф. 553. Оп. 1. Д. 43.

3. НАРБ. Ф. 553. Оп. 1. Д. 104.

4. Центральный научный архив НАН Беларуси. Ф. 3. Оп. 1. Д. 727.

5. НАРБ. Ф. 553. Оп. 1. Д. 913.

6. НАРБ. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 109.

7. НАРБ. Ф. 1154. Оп. 1. Д.148.

8. НАРБ. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 319.

9. Минский государственный педагогический институт иностранных языков. Краткий исторический очерк. Минск: Вышэйшая школа, 1974. 136 с.

10. НАРБ. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 485.

11. НАРБ. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 807.

12. НАРБ. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 807.

References

1. M. A. Byaspalaya [et al.]. Khronika asnounykh padzey BDU kul'tury i mastatstvau. 1975-2005 [Chronicle of main events of Belarusian State University of Culture and Arts. 1975-2005]. Minsk, BDU kul'tury i mastatstvau Publ., 2005. 49 p.

2. NARB. Fund 553. I. 1. F. 43.

3. NARB. Fund 553. I. 1. F. 104.

4. Central Scientific Archive of the National Academy of Sciences of Belarus. Fund 3. I. 1. F. 727.

5. NARB. Fund 553. I. 1. F. 913.

6. NARB. Fund 1154. I. 1. F. 109.

7. NARB. Fund 1154. I. 1. F. 148.

8. NARB. Fund 1154. I. 1. F. 319.

9. Minskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut inostrannykh yazykov. Kratkiy istoricheskiy ocherk [Minsk State Pedagogical Institute of Foreign Languages. Brief historical essay]. Minsk, Vyshey-shaya shkola Publ., 1974. 136 p. "

10. NARB. Fund 1154. I. 1. F. 485.

11. NARB. Fund 1154. I. 1. F. 807.

12. NARB. Fund 1154. I. 1. F. 807.

Информация об авторе

Острога Виктор Александрович — доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, ул. Ленинградская, 20, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the author

Astroga Viktar Alyaksandravich - DSc (History), Associate Professor, Head of the Department of Customs Affairs. Belarusian State University (20, Leningradskaya str., Minsk, 220030, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 11.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.