Научная статья на тему 'Организация семинарских занятий в белорусском государственном университете в 20-е гг. Хх в'

Организация семинарских занятий в белорусском государственном университете в 20-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ / КОЛЛОКВИУМ / УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SEMINARS / COLLOQUIUM / UNIVERSITY / EDUCATIONAL PLANS / AUDITORY LESSONS / HISTORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосейчук Людмила Ивановна

Состояние перманентного обновления белорусского образования актуализирует значение историко-педагогического опыта, анализ которого мог бы быть использован в современном университетском строительстве. В этой связи особую актуальность приобретает изучение образовательных форм и методов, применяемых на первых этапах становления высшего образования Беларуси. В представленной работе проведен анализ семинарских занятий, проводимых на гуманитарных отделениях Белорусского государственного университет. Показано, что при изучении таких дисциплин, как психология, генетическая социология и теория права, эти виды практических занятий использовались в следующей последовательности: просеминары, семинары, коллоквиумы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосейчук Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SEMINAR LESSONS IN THE BELARUSIAN STATE UNIVERSITY IN THE 20S YEAR 20th CENTURY

The state of renewal of Belarusian education actualizes the importance of historical and pedagogical experience, the analysis of which could be used in modern university construction. Therefore, the study of educational forms and methods used in the early stages of the establishment of higher education in Belarus is becoming important. The article analyzes the seminars conducted at the humanitarian departments of the Belarusian State University. It is proved: when studying such disciplines as psychology, genetic sociology and theory of law, these types of practical exercises were used in the following sequence: pro-seminars, seminars, colloquiums.

Текст научной работы на тему «Организация семинарских занятий в белорусском государственном университете в 20-е гг. Хх в»

Труды БГТУ, 2019, серия 6, № 2, с. 47-49

47

УДК 378(476-25)(091)(093)

Л. И. Мосейчук

Белорусский государственный университет

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 20-Е ГГ. ХХ В.

Состояние перманентного обновления белорусского образования актуализирует значение ис-торико-педагогического опыта, анализ которого мог бы быть использован в современном университетском строительстве. В этой связи особую актуальность приобретает изучение образовательных форм и методов, применяемых на первых этапах становления высшего образования Беларуси.

В представленной работе проведен анализ семинарских занятий, проводимых на гуманитарных отделениях Белорусского государственного университет. Показано, что при изучении таких дисциплин, как психология, генетическая социология и теория права, эти виды практических занятий использовались в следующей последовательности: просеминары, семинары, коллоквиумы.

Ключевые слова: семинарские занятия, коллоквиум, университет, учебные планы, аудиторные занятия, история образования.

L. I. Maseichuk

Belarusian State University

ORGANIZATION OF SEMINAR LESSONS IN THE BELARUSIAN STATE UNIVERSITY IN THE 20S YEAR 20th CENTURY

The state of renewal of Belarusian education actualizes the importance of historical and pedagogical experience, the analysis of which could be used in modern university construction. Therefore, the study of educational forms and methods used in the early stages of the establishment of higher education in Belarus is becoming important.

The article analyzes the seminars conducted at the humanitarian departments of the Belarusian State University. It is proved: when studying such disciplines as psychology, genetic sociology and theory of law, these types of practical exercises were used in the following sequence: pro-seminars, seminars, colloquiums.

Key words: seminars, colloquium, university, educational plans, auditory lessons, history of education.

Введение. Развитие университетского образования Республики Беларусь связано в первую очередь с историей становления Белорусского государственного университета (далее - БГУ). Открытие 30 октября 1921 г. первого высшего учебного заведения страны породило множество дискуссионных вопросов, связанных как с методикой преподавания, так и со способами проведения занятий.

Преподаватели «старой школы» принесли с собой в новый пролетарский университет систему, хорошо зарекомендовавшую себя в университетах Российской империи. Привыкшие к определенной форме обучения студентов, они предполагали, что классический вариант распределения лекций и практических занятий сохранится и получит свое дальнейшее развитие в новом университете. Однако отказ от «буржуазных пережитков», стремление к новым революционным преобразованиям привели к тому, что на протяжении 20-х - начале 30-х гг. ХХ в. образовательный процесс не был четко структурирован. Формы занятий варьировались, учебное

расписание было нестабильно и в первые годы бессистемно. Это было связно с рядом причин: нехваткой учебных помещений, загруженностью преподавателей, которые были вынуждены приезжать в г. Минск для прочтения курса из других городов, с бытовой необустроенностью студенческой молодежи. Тем не менее два вида занятий всегда присутствовали в учебном расписании - это лекция и семинар. На лекционных занятиях преподаватели использовали в первую очередь свои разработки, не всегда опубликованные, но имеющие одобрение в научном университетском сообществе или нуждающиеся в практической «обкатке» в аудитории. Лекционный курс мог только ориентировать студентов в самых общих чертах в той или иной научно-теоретической области, тогда как на семинарских (практических) занятиях достаточно подробно разбирались отдельные вопросы этого курса, рассматривалась методика работы.

В данной работе хотелось бы более подробно остановиться на анализе семинарских занятий как основной формы практической работы

48 Организация семинарских занятий в Белорусском государственном университете в 20-е гг. XX в.

высшего учебного заведения как сто лет назад, так и в наши дни.

Основная часть. При анализе документов, содержащих информацию об использовании методического инструментария, таких как учебные планы, годовые отчеты профессорско-преподавательского состава, объяснительные записки, прилагаемые к спецкурсам и пр., выделяются такие виды практических занятий, как просеминары и коллоквиумы. Причем при изучении таких дисциплин, как психология, генетическая социология и теория права, эти виды практических занятий использовались в следующей последовательности: просеминары, семинары, коллоквиумы.

В современной образовательной системе Республики Беларусь семинарские занятия не разделяются на собственно просеминарские и семинарские. Под одним понятием семинарское занятие используются два вида семинаров: семинар в форме докладов и сообщений и семинар-диспут в вопросно-ответной форме. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Просеминар, как показывает само название, -занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Просеминары в БГУ проводились на первых курсах правового, социально-исторического и этнолого-лингвистического отделений, а также на рабфаке [1, л. 10]. Основная образовательная цель, преследуемая преподавателями на просеминарах, - научить студента, как ни странно это прозвучит, отвечать. Ответ на вопрос должен был быть развернутым, аргументированным, с четкой авторской позицией и, по возможности, оценочным. Для этого, по мнению профессора С. М. Василейского, студентов необходимо ознакомить со спецификой самостоятельной работы с тематической литературой, источниками, методикой работы над ними [2, л. 86]. Такого же мнения придерживался и ассистент кафедры общей теории и права М. И. Гутковский. Своих студентов первого курса на таких занятиях он учил работать с несколькими источниками, а также излагать отобранный материал в соответствии с темой и поставленной целью [3, л. 1818 об.]. Профессор русской истории Д. А. Жари-нов неоднократно подчеркивал, что задачей просеминаров является детальное ознакомление слушателей с разными авторскими позициями «по одному и тому же вопросу» [2, л. 110]. Особое внимание студентов обращалось на недопустимость плагиативного подхода при решении научных проблем.

Также на просеминарах преподаватели разбирали со студентами спорные или трудные

вопросы, возникшие во время прочтения лекций, могли рассматриваться темы, не получившие лекционного освещения. При подробном рассмотрении отдельных вопросов лекционного курса студентам объясняли методику работы, показывали подходы к разработке тех или иных вопросов. Кроме того, на просеминарах студенты писали рефераты на определенные темы, чтение и обсуждение которых проходило под руководством руководителя просеминара [3, л. 23].

Более серьезные учебные и воспитательные задачи решались на семинарах на II-III курсах. Семинары предполагали уже самостоятельную работу студентов над заданной преподавателем темой и выступление с докладом. При написании доклада студенты должны были использовать работы нескольких авторов, в той или иной степени затрагивающих изучаемый вопрос. На семинарах студент должен был зачитать доклад, ответить на вопросы своих товарищей и преподавателя. Темы читались в порядке плана [3, л. 18].

По форме проведения семинарские занятия представляли собой развернутую беседу по плану, заранее сообщенному студентам, или небольшие доклады студентов с последующим их обсуждением участниками семинара. Метод докладов предполагал обмен мнениями по ним и дискуссию по выдвинутым спорным положениям, т. е. момент живой беседы. Так проводили свои семинарские занятия профессор кафедры тавароведения Г. А. Каплан [3, л. 22], преподаватели-ассистенты Ф. И. Гавзе [3, л. 22] и В. О. Вертука [4, л. 5].

Специальные семинары на IV-V курсах должны были вырабатывать у студентов исследовательский подход к материалу. Высшей ступенью практических занятий считались диспуты или коллоквиумы, на которых студенты должны были уметь аргументированно защитить свою точку зрения или столь же аргументированно выступить оппонентом докладчика. На такого рода занятиях студентов ориентировали на групповую работу с использованием специальных приемов (например, моделирование ситуаций).

В своем отчете за 1923/1924 учебный год ассистент Ф. И. Гавзе так описывает семинарские занятия на правовом отделение БГУ: «<...> Занятия велись в форме бесед со студентами <.> все изученные нами нормы права применяли к практическим примерам, казусам, которые придумывались на месте студентами или предлагались мной» [3, л. 23].

Однако поиск новых образовательных технологий, методик и форм организации учебной деятельности привел к повсеместному применению

Л. И. Мосейчук

49

в БГУ бригадно-лабораторного метода. Просеминары, семинары и коллоквиумы теряли в таких условиях «преемственность».

Заключение. Таким образом, общепринятая в современной высшей школе лекционно-семинар-ская система получила свое развитие в первые

годы деятельности Белорусского государственного университета.

Преподаватели, проводя семинарские занятия, старались неформально подходить к их организации, о чем свидетельствуют многочисленные документы.

Литература

1. НАРБ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 81.

2. НАРБ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 41.

3. НАРБ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 87.

4. НАРБ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 86.

References

1. NARB. Fund 205. I. 1. F. 81.

2. NARB. Fund 205. I. 1. F. 41.

3. NARB. Fund 205. I. 1. F. 87.

4. NARB. Fund 205. I. 1. F. 86.

Информация об авторе

Мосейчук Людмила Ивановна — кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры истории России. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). Е-mail: Mosejchuk@tut.by

Information about the author

Maseichuk Liudmila Ivanovna - PhD (History), Researcher, the Department of History of Russia. Belarusian State University (4, Nezavisimosti Ave., 220030, Minsk, Republic of Belarus). Е-mail: Mosejchuk@tut.by

Поступила 02.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.