Научная статья на тему 'Специфика преподавания дисциплин культурологического цикла при подготовке кадров сферы туризма'

Специфика преподавания дисциплин культурологического цикла при подготовке кадров сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL EDUCATION / TOURISM INDUSTRY / CULTUROLOGICAL DISCIPLINES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Евгений Анатольевич

Статья посвящена актуальным проблемам становления профессионального туристского образования. В работе рассмотрен ряд аспектов, связанных с преподаванием дисциплин культурологического цикла при подготовке кадров сферы туризма, и показаны возможные пути подготовки специалистов на основе применения педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultorological cycle subjects teaching specific at tourism employees preparation

The article is devoted to the urgent problems of development of professional tourist education. It covers a wide range of aspects connected with teaching culturological disciplines to train qualified specialists in tourism industry. The article is focused on the possible ways of training specialists, which is based on the pedagogical technology

Текст научной работы на тему «Специфика преподавания дисциплин культурологического цикла при подготовке кадров сферы туризма»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 168.522: 378.637

Е. А. Киселев

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Статья посвящена актуальным проблемам становления профессионального туристского образования. В работе рассмотрен ряд аспектов, связанных с преподаванием дисциплин культурологического цикла при подготовке кадров сферы туризма, и показаны возможные пути подготовки специалистов на основе применения педагогической технологии.

Ключевые слова: профессиональное образование, индустрия туризма, культурологические дисциплины, педагогические технологии.

The article is devoted to the urgent problems of development of professional tourist education. It covers a wide range of aspects connected with teaching culturological disciplines to train qualified specialists in tourism industry. The article is focused on the possible ways of training specialists, which is based on the pedagogical technology.

Key words: professional education, tourism industry, culturological disciplines, pedagogical technology.

Появляющиеся в настоящее время новые отрасли в системе профессионального образования, к котором относится и профессиональное туристское образование (бесспорно, являющееся реалией последних лет), дает уникальный полигон для научных исследований. Развитие образования в сфере туризма отражает процесс становления этой отрасли как многомерного явления культуры, который становится предметом изучения обширной междисциплинарной области знаний.

Стремительный темп культурных и социальных процессов обусловливает необходимость и актуальность такого рода изысканий. Находясь сегодня в выгодном положении наблюдателя и исследователя переходного периода, мы можем сравнить традиции и новации отечественного и зарубежного образования в сфере профессиональной подготовки по новым специальностям, в том числе и в сфере туризма; понять, что мы теряем и находим с приходом новой реальности. Современный рынок требует нового подхода к формированию кадров для туристского направления

в бизнесе - это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. В современной туриндустрии происходит процесс перехода от использования готовых ресурсов туристского сервиса к производству и воспроизводству объективных и субъективных ресурсов культурной и природной среды для туристской индустрии [1, с. 70; 2, с. 4].

Однако внимание при подготовке студентов по специальностям, относящимся к сфере туризма, до сих пор по традиции сосредоточено лишь на социально-экономической стороне сервиса и туризма, на выявленном ранее культурном потенциале регионов. Предметным полем туризма и целью профессиональной подготовки специалистов остаются вовлечение как потребительской аудитории, так и территорий регионов с их историей и достопримечательностями в сферу экономического обращения туристско-рекреационного бизнеса, и практически не затрагивается такой аспект индустрии туризма, как конструирование средствами современной культуры особого «туристского взгляда», конвенционального и отличного от обыденности, подобного тому, что культивируется в шоу-бизнесе и имидж-дизайне. Причина заключается в том, что для специалиста в области туристского бизнеса в данном случае подразумеваются категории в значительной степени нематериальные и непривычные: визу-альность как особый семиотически и технологически опосредованный вид деятельности, символическое обращение знаковых образов [3, с. 59].

Материальный или визуально-знаковый аспекты являются одновременно взаимодополняющими и достаточно специализированными. При подготовке специалистов сервиса и туризма требуется развитие разнообразных деловых качеств: развитие «стратегического чутья» менеджера к использованию имеющихся в регионе ресурсов туристского бизнеса должно дополняться остротой и богатством визуального мышления - созданием того самого особого «туристского взгляда», т. е. профессионального взгляда современного специалиста турсферы на окружающий мир [4, с. 16].

Воспитание умения находить в действительности интересные, перспективные для индустрии туризма объекты и на основе этого создавать новые туристские программы является составной частью профессионального туристского сознания, которое представляет собой систему идеальных структур, порождающих, программирующих и регулирующих туристскую (предпринимательскую и потребительскую) деятельность и ее продукты. Подготовка студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин должна развить умение пользоваться поступающей информацией, интерпретируя и вписывая ее в туристскую реальность, применяя при решении практических, социальных и корпоративных проблем. Обладание такой способностью повышает адаптивность личности специалиста, обеспечивает уверенность в своей карьере, способствует развитию предпринимательских навыков.

Назревшую проблему реконструкции профессионального туристского образования необходимо решать с учетом основных факторов и тенденций XXI в. Пути методического обеспечения эффективной подготовки специалистов-профессионалов следует искать в комплексном использовании различных существующих методов и приемов обучения, творчески сочетая их специфические особенности в разработке единой оптимальной методики организации учебного процесса по предметам культурологического цикла. Наибольшей эффективностью обладают методы, позволяющие интенсивно развивать познавательную активность, способность точно выражать мысли, побуждать к проявлению инициативы и самостоятельности, формировать и развивать личностные профессионально значимые качества, требующиеся для работы в условиях реального туристского рынка [5, с. 14].

Взаимодействие преподавателя и будущего профессионала предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Необходимо взаимопонимание и равноправие того и другого субъектов учебного процесса, что на практике встречается не так часто.

Главенствующим элементом всякой педагогической технологии является целеполагание, или постановка цели педагогического процесса. Цель современной профессиональной высшей школы - формирование личности профессионала, который высоко ценит идеалы свободы, демократии и гуманизма, имеет сформировавшиеся научно обоснованные взгляды на окружающий мир. Попробуем вывести цели, соответствующие специфике подготовки специалистов туриндустрии при изучении дисциплин культурологического цикла.

Практика преподавания гуманитарных дисциплин при подготовке кадров сферы туризма показывает, что в сознании студентов, будущих специалистов в сфере туризма преобладающее в постиндустриальном обществе потребительское отношение к искусству, художественной культуре, культуре в целом часто переносится на изучение предметов культурологического цикла (таких, как «Введение в искусство», «Религии и культуры народов мира», «Культурология», «Фольклор и этнография» и др.). Культура воспринимается как система досуга и развлечения, знакомство с разнообразными памятниками культуры представляется развлекательным зрелищем, не имеющим непосредственной профессиональной ценности, профессиональной необходимости для студентов [4, с. 19].

В этой ситуации задача преподавателей предметов культурологического цикла - преобразование мотивов деятельности обучающихся:

• досугово-развлекательных в познавательные;

• внешних познавательных («эти знания тесно связаны с освоением курса», «эти знания, возможно, пригодятся в туристских поездках и экскурсиях, но все же не очень нужны, в отличие от дисциплин собственно туристских или же связанных напрямую с менеджментом в туризме», «они пригодятся в процессе воспитания собственных детей, поднимут

общий культурный уровень») во внутренние познавательные мотивы, побуждающие поиск и приобретение профессиональных знаний;

• познавательно-побуждающих в «собственно профессиональные», без которых невозможна подготовка студентов туристского вуза.

Первый шаг в преобразовании мотивов - проектирование целей, установка на познание мира культуры как на способ овладения инструментом познания собственного «Я», общества и мира.

Содержательным аспектом преподавания культурологических дисциплин в туристском вузе является выполнение следующих функций:

• обучающей - передача учащимся знаний об истории искусств, феноменах религии, мира культуры в целом, формирование умений и навыков анализа явлений культуры (будущая содержательная составляющая возможных новых туристских программ, экскурсионных туров, анимационных шоу);

• организаторской - управление учебным процессом через деятельное вовлечение в него всей группы обучающихся, через систему индивидуально-групповых заданий и коллективного контроля качества знаний и умений, навыков;

• исследовательской - привлечение учащихся к выполнению творческих исследовательских работ по системному описанию тех или иных явлений культуры и выявлению «профессионального туристского интереса» к ним.

В связи со сказанным преподавание дисциплин культурологического цикла имеет следующие цели: сформировать у студентов представление о мировом культурном процессе как непрерывном познании и самовыражении человека; показать ценность различных культур и явлений, их смысловые и парадигмальные основания. В итоге студент должен получить необходимую профессиональную способность вычленять «экономически успешные смыслы» в «культурном пространстве» туристских регионов, научиться грамотно использовать историко-культурный потенциал территорий в различных видах профессиональной деятельности (например, при составлении туристских программ или маршрутов).

Для достижения этих целей в курсе каждого отдельного предмета происходит уточнение проектной задачи. Например, изучив курс «Введение в искусство», студент должен знать основные виды и жанры изобразительного искусства, уметь идентифицировать (узнавать) выдающиеся творения мастеров искусства, владеть навыками анализа произведений искусства, выработать устойчивую потребность в общении с искусством, обрести эстетический вкус и художественный идеал. Цель дисциплины в соответствии с проектируемыми умениями - создание базы необходимых систематических знаний об искусстве в целом, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров в связи с историкокультурной проблематикой времени. Освоив курс «Введение в искусство», будущий специалист не просто становится обладателем нового, «обще-

культурного» качества. Формируется профессиональное знание - нарабатывается необходимая «база данных» для включения феноменов искусства в сферу туристского интереса.

Отсюда вытекают задачи содержательного плана: в процессе преподавания данного курса создается интеллектуальное наполнение профессиональных компетенций и умений: студенты получают представление об общем процессе развития мирового искусства и особенностях бытования искусства в его конкретных видах, существующем богатстве и разнообразии культурных традиций, художественных средств и технических возможностей.

Студенты учатся анализировать выразительные особенности каждого вида искусства, получают представление о многообразии приемов художественного освоения мира. На выездных практических занятиях и во время экспедиций студенты знакомятся с художественными традициями (например, народными художественными промыслами, которые одновременно являются и объектами туристского интереса), затем составляют туристские программы, включающие различные объекты, связанные с изучаемой областью; разрабатывают проекты туристских маршрутов с посещением центров народных промыслов региона, выявленных возможных объектов показа, относящихся к различным видам искусства.

Аналогичный процесс происходит и при изучении дисциплины «Религии и культуры народов мира». У учащихся формируются представления о религии как об одной из сфер духовной жизни общества. Рассматривается общий процесс развития религии в истории общества, дается характеристика основных типов религиозных учений. Задачи дисциплины - сформулировать представление об основных направлениях и путях развития религий на разных этапах эволюции человечества, в периоды существования различных цивилизаций. Сверхзадачей является оформление мировоззренческих позиций, воспитание духовной личности. Студенты получают знания о мировых конфессиях, наиболее значимых религиозных образах, идеях, учениях, обрядах и праздниках. Знания, полученные с помощью активных форм обучения, в последующем используются при проектировании туристских и экскурсионных маршрутов, связанных с религиозным туризмом, который в настоящее время становится весьма популярным.

В Уральском институте туризма (филиале Российской международной академии туризма) значительная часть занятий по предметам культурологического цикла проходит на туристских объектах Екатеринбурга и Свердловской области, т. е. образовательный процесс построен по принципу «погружения» в среду и сферу туристского интереса. Многие теоретические занятия проводятся в музеях, этнографических культурных центрах, монастырских комплексах, где в качестве лекторов выступают как преподаватели, так и работники этих учреждений. К примеру, осваивая курс «Религии и культуры народов мира», студенты знакомятся

с обрядово-ритуальной стороной различных конфессий, устройством храмовых сооружений, посещая церкви и мечети. Занятия по теме православной обрядовости проходят на территории монастыря «Ганина яма», возведенного на месте обнаружения останков последней царской семьи. Значительное время, отведенное для изучения дисциплин «Введение в искусство», «Культурология», «Фольклор и этнография», студенты проводят в музейном лекционном зале Свердловского областного краеведческого музея, выезжают в другие культурные центры области.

В соответствии с содержанием изучаемых дисциплин студентам регулярно предлагаются задания по созданию конкретных туристских проектов, работая над которыми они должны использовать знания, полученные на лекциях и во время практики по данным предметам. Таким образом, получаемые знания оказываются включенными в сферу профессиональных интересов.

При разработке проектов, связанных с тематикой какой-либо дисциплины культурологического цикла, учащиеся нередко объединяются в творческие группы. Широкая вовлеченность студентов в проектную деятельность по созданию туристского продукта (религиозно-познавательных маршрутов, паломнических туров, текстов экскурсий и т. д.) на муниципальном и областном уровнях позволяет сразу формировать знания как профессиональные знания-умения. Лучшие проекты участвуют в студенческих вузовских, областных и региональных олимпиадах. Таким образом, поддерживается и закрепляется представление о профессиональном значении полученной учебной информации.

Наряду с изменением форм проведения занятий, введением большого количества внеаудиторной работы и включением студентов в деятельность реальной сферы туристского бизнеса происходит заметное преобразование содержательной составляющей рассматриваемых дисциплин. В планах и рабочих программах практически всех курсов увеличена региональная компонента. Так, при изучении предмета «Фольклор и этнография» большое внимание уделяется горнозаводскому фольклору и особенностям культуры народов, проживающих на территории Урала: подробно рассматриваются их обряды, фольклор, проводятся выездные занятия на места компактного проживания этнических групп, организовываются посещения фольклорных фестивалей народов края.

Конечным результатом и лучшим показателем эффективности описанного выше варианта изучения культурологических дисциплин должно стать освоение студентами языка культуры, благодаря которому будущие специалисты туриндустрии получают возможность преобразовывать факты, явления, предметы культуры в объекты профессионального интереса, создавать новые, уникальные комбинации качественного туристского продукта (экскурсии, тура, туристской либо анимационной программы с особой, неповторимой содержательностью). А от уникальности предложенного туристского продукта во многом зависит его коммерческая успешность.

Таким образом, дисциплины культурологического цикла обладают огромным потенциалом для воспитания так называемого профессионального «туристского взгляда», спосоствуют обучению будущего специалиста решать разнообразные практические, социальные, корпоративные и собственные профессиональные проблемы, повышают уровень квалификации выпускника, помогают развитию предпринимательских навыков.

Литература

1. Ворощук Д. В., Жидкова С. А. Гиды-переводчики, гиды-экскурсоводы. Кто они? // Туризм в Уральском регионе: проблемы и перспективы: сб. материалов 4-й науч.-практ. конференции, 9 апреля 2008 г. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. С. 69-75.

2. Сорокин Ю. В. Современные тенденции развития сферы туризма. // Профессиональное образование в Уральском регионе: проблемы и перспективы: тез. докл. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. С. 4-5.

3. Кропотов С. Л. Перспективы подготовки специалистов по межкуль-турным коммуникациям в туризме на факультете искусствоведения и культурологи в Уральском государственном университете им. А. М. Горького // Туризм Уральского региона: проблемы, перспективы, привлекательность, технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2122 ноября 2002 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 58-62.

4. Киселева Н. А. Подготовка студентов туристского вуза к разработке туристских программ при изучении культурологических дисциплин. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. 88 с.

5. Пирогова О. В. Инновация как фактор развития современного профессионального образования // Вестн. Урал. ин-та туризма. Вып. 2. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 8-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.