Научная статья на тему 'Специфика предприятий пищевой промышленности и ее влияние на внедрение и функционирование системы бюджетирования'

Специфика предприятий пищевой промышленности и ее влияние на внедрение и функционирование системы бюджетирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинкина Кристина Сергеевна, Агеева Ольга Андреевна

В настоящее время на предприятиях пищевой промышленности Российской Федерации, включающей в себя свыше 20 связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья и получением разнообразных продуктов питания отраслей, занято 11% всего промышленно-производственного персонала и выпускается 15% от общего объема промышленной продукции. В данной статье проанализированы особенности функционирования предприятий пищевой промышленности. Исследовано их влияние на процедуру разработки и оценки исполнения бюджетов, также даны рекомендации по составлению бюджетов с учетом отраслевой специфики предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика предприятий пищевой промышленности и ее влияние на внедрение и функционирование системы бюджетирования»

7. Кислов Д.В. Исполнение финансового плана: вопросы его реализации и контроля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/finansovyj-plan-pшcess-sistema-upravleme-zatraty-raskhod-byudzhet-uchet-analiz-ehffektrvшst-razvitie/ (дата обращения: 17.03.2017).

8. Крункян В.А. Пути совершенствования финансового планирования в современных экономических условиях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/19526.pdf/ (дата обращения: 16.03.2017).

9. Репин В.В. Финансовое планирование и управленческий учет: проблемы внедрения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/finansovoe-planirovanie-i-upravlencheskiy-uchet-problemy-vnedreniya/ (дата обращения: 17.03.2017).

THE SPECIFICS OF THE FOOD INDUSTRY AND ITS IMPACT

ON THE IMPLEMENTATION AND OPERATION OF THE SYSTEM

OF BUDGETING 1 2 Shetinkina Ch.S. , Ageeva O.A. (Russian Federation)

Email: Shetinkina224@scientifictext.ru

1Shetinkina Christina Sergeyevna - master student; 2Ageeva Olga Andreevna - doctor of economics, professor, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, AUDITING AND TAXATION, STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT, MOSCOW

Abstract: now at the entities of the food industry of the Russian Federation including over 20 agricultural raw materials connected with conversion and receipt of various food of industries, 11% of all industrial and production personnel are busy and 15% of the total amount of industrial output are issued. In this article features offunctioning of the entities of the food industry are analysed. Their influence on the procedure of development and assessment of performance of budgets is researched, recommendations about creation of budgets taking into account industry specifics of the entity are also made.

Keywords: budget, budgeting, planning, finished products, production process, the food industry.

СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВНЕДРЕНИЕ И

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

12 Щетинкина К.С. , Агеева О.А. (Российская Федерация)

1Щетинкина Кристина Сергеевна - магистрант; 2Агеева Ольга Андреевна - доктор экономических наук, профессор, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в настоящее время на предприятиях пищевой промышленности Российской Федерации, включающей в себя свыше 20 связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья и получением разнообразных продуктов питания отраслей, занято 11% всего промышленно-производственного персонала и выпускается 15% от общего объема промышленной продукции. В данной статье проанализированы особенности функционирования предприятий пищевой

промышленности. Исследовано их влияние на процедуру разработки и оценки исполнения бюджетов, также даны рекомендации по составлению бюджетов с учетом отраслевой специфики предприятия.

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, планирование, готовая продукция, производственный процесс, предприятия пищевой промышленности.

В современных условиях пищевая отрасль промышленности играет важную роль для удовлетворения общественных потребностей, обеспечивая население продуктами первой необходимости. Предприятия пищевой отрасли промышленности представляют собой совокупность организаций, осуществляющих производство пищевых продуктов в виде готовой продукции и полуфабрикатов, в том числе различные напитки и табачные изделия.

Эффективная деятельность организации любой отрасли промышленности не возможна без обоснованной и структурированной системы финансового планирования, которая в современных условиях реализуется в процессе бюджетирования.

Деятельность предприятия каждой отрасли экономики имеет свои специфические особенности, связанные с кругооборотом хозяйственных средств, производством и сбытом продукции, которые оказывают существенное влияние на систему финансового планирования в ходе разработки бюджетов всех уровней. Особые требования к системе бюджетирования и управленческого учета предъявляются к предприятиям пищевой промышленности в связи со спецификой кругооборота основного и оборотного капитала.

Промышленное производство России классифицируется в целом на 3 крупных направления: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Пищевую промышленность, включающую в себя производство пищевой продукции, а также напитков и табака, относят к обрабатывающей отрасли [2].

Следует отметить, что в настоящее время пищевая промышленность объединяет свыше 25 тысяч предприятий с общим количеством занятых 1,5 миллиона человек.

В 2015 году доля пищевой промышленности составила около 12% от всего промышленного сектора экономики страны.

Рис. 1. Доля пищевой промышленности в промышленном секторе Российской Федерации, %

(Источник данных: Росстат)

Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что пищевая промышленность на протяжении последних 5 лет стабильно занимает весомую долю в промышленном производстве страны (более 10%). Кроме того, в условиях антисанкционной политики РФ развитию пищевой промышленности на государственном уровне уделяется пристальное внимание, что служит основой для роста собственного производства и развития данной ниши рынка [1].

Для характеристики принятой на предприятиях пищевой промышленности системы бюджетирования как отдельной процедуры управления организацией, необходимо рассмотреть особенности функционирования предприятий данной отрасли промышленности и влияние каждой особенности на процедуру разработки и оценки исполнения бюджетов.

Особенности деятельности пищевой отрасли промышленности, оказывающие существенное влияние на бюджетирование, обобщены на рисунке 2.

Особенности деятельности предприятий пищевой отрасли

Влияние на систему бюджетирования предприятий пищевой отрасли

Наличие существенного числа номенклатурных позиций готовой продукции Емкость бюджета продаж, необходимость классификации и группировки готовой продукции

Ограниченный срок хранения материально-производственных запасов Необходимость планирования материального бюджета по обоснованным потребностям в сырье

Необходимость непрерывности производственного процесса Цикличность и взаимосвязь бюджетов предприятия

Влияние упаковки продукции на сбыт продукции Учет маркетинговых расходов в ходе бюджетирования

Рис. 2. Особенности функционирования предприятий пищевой отрасли промышленности и их влияние на систему их бюджетирования

Первой выделяемой особенностью деятельности предприятий пищевой отрасли промышленности, оказывающей значительное влияние на построение системы бюджетирования, является наличие обширного числа номенклатурных позиций готовой продукции. Данная особенность обуславливает трудоемкость разработки бюджета продаж на предприятиях пищевой промышленности, который должен учитывать все номенклатурные позиции готовой продукции. В связи с этим и для снижения указанной трудоемкости целесообразно построение бюджетов по номенклатурным, обобщенным группам или ключевым позициям продукции. Для этого необходима соответствующая классификация готовой продукции предприятия, например, по группам, приведенным в указанном в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 № 15 [4].

Следующей особенностью функционирования пищевых предприятий является ограниченный срок хранения материально-производственных запасов (МПЗ). Короткий срок хранения МПЗ на предприятиях пищевой отрасли предполагает необходимость планирования материального бюджета по обоснованным потребностям в сырье. Предприятие осуществляет разработку годовой производственной программы, для выполнения которой должны быть разработаны

31

специальные материальные бюджеты, связанные со снабжением и учитывающие, что срок хранения отдельных продуктов является укороченным, т.е. сырье и материалы должны быть своевременно и обоснованно направлены в производственный процесс.

Влияние упаковки продукции на сбыт продукции обуславливает необходимость учета маркетинговых расходов предприятия пищевой промышленности в ходе осуществления его сбытовой политики. При этом, для отдела маркетинга предприятия может разрабатываться самостоятельный сбытовой бюджет (бюджет маркетинга), который направлен на стимулирование сбыта продукции. Кроме того, расходы на упаковку, погрузку и разгрузку различных МПЗ пищевого предприятия также должны быть учтены в ходе разработки его бюджетов [3].

Помимо выделенных особенностей следует отметить также возможность наличия фактора сезонности потребления отдельных продуктов. С учетом характеристики сезонности, она должна учитываться при разработке бюджетов пищевого предприятия как колебания спроса на продукты питания с целью полного удовлетворения рынков потребителей.

Важная роль в ходе бюджетирования на предприятиях пищевой отрасли отводится принципу непрерывности планирования, который является важным способом обеспечения эффективности, т.к. позволяет учесть влияние большинства внутренних и внешних факторов, а также изменений, что особенно актуально в условиях рыночной экономики. При этом, гибкость учитывает возможные реакции организации на различные предполагаемые изменения, т.е. готовность к таким изменениям. Например, если организация применяет льготный режим налогообложения или отдельные льготы, снижающие ее налоговую нагрузку, и планируется отмена данных льгот, то финансовый план должен учитывать, как такая отмена повлияет на показатели деятельности организации, ее планы и все бюджеты. Также должна предполагаться реакция организации, то есть перечень конкретных мер и решений, которые будут приняты в результате планируемых изменений. Реализация принципа гибкости в ходе бюджетирования также важная в связи с наличием значительного числа факторов, которых влияют на деятельность предприятия пищевой отрасли в современных рыночных условиях [5].

Таким образом, существенный контроль производственного процесса и качества продукции предприятий пищевой промышленности как со стороны государства, так и со стороны потребителей, а также специфическая система нормирования технологического процесса, оказывают влияние на процессы планирования бюджетов на предприятии. Это обусловлено особенностями готовой продукции, которую производят данные предприятия - основные продукты питания населения, которые должны соответствовать нормам и стандартам качества, иметь определенные характеристики и приемлемые сроки хранения. Наличие некачественных продуктов приводит в негативным социальным последствиям, например, отравлению граждан. В связи с такой существенной социальной значимостью, система бюджетирования зависит от принятой системы нормативов на предприятии, должна учитывать контрольные процедуры качественных характеристик продуктов с одновременным наличием финансового контроллинга.

Таким образом, особенности функционирования предприятия пищевой отрасли промышленности оказывают значительной влияние на формирование системы бюджетов, главным образом, с учетом специфики производственного процесса, построения и особенностей структуры производства на предприятии, которые определяют содержание бюджетного процесса.

Список литературы /References

1. Айрапетян Д.Д. Состояние и тенденции изменения деловой активности в пищевой промышленности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», 2016. Том 8. № 5.

2. Иванова В.Н. Повышение качества пищевой продукции - ключевой приоритет реализации государственной политики Российской Федерации в области здорового питания // Пищевая промышленность, 2016. № 5. С. 8 - 14.

3. Незамайкин В.Н. Финансовое планирование и бюджетирование: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. С. 14.

4. Павлова Е.Н. Управление предприятием с помощью системы бюджетирования // Концепт, 2015. № S5. С. 1 - 7.

5. Урасова Н.Г. Бюджетирование как инструмент управленческого учета организаций пищевой промышленности // Известия Волгоградского государственного технического университета, 2015. № 3. С. 89 — 93.

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE FOOD MARKET IN RUSSIA IN 2017 Voronova M.I. (Russian Federation) Email: Voronova224@scientifictext.ru

Voronova Mariya Igorevna - undergraduate, ACADEMIC DEPARTMENT OF TRADE POLICY, PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW

Abstract: the economic and social crisis has led to changes in the consumer market. The decrease in real incomes of the population had an impact on consumption and changed the behavior of consumers, which in turn affected retail activities. This situation affected the food retail. In this regard, the government and retailers are looking for and implementing various ways to increase consumer loyalty, stimulate sales and improve their results. This provided the main trends in the development of the food market. Keywords: food market, development features, trends.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В РОССИИ В 2017 ГОДУ Воронова М.И. (Российская Федерация)

Воронова Мария Игоревна - магистрант, кафедра торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: экономический и социальный кризисы привели к изменениям на потребительском рынке. Уменьшение реальных доходов населения оказало влияние на потребление и изменило поведение покупателей, что в свою очередь отразилось на деятельности розничной торговли. В большей степени эта ситуация сказалась на продовольственной рознице. В связи с этим государство и ритейлеры ищут и внедряют различные пути повышения лояльности потребителей, стимулирования продаж и улучшения показателей своей деятельности. Это обеспечило основные тенденции развития продуктового рынка.

Ключевые слова: продуктовый рынок, особенности развития, тенденции.

УДК 339.13.024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.