Научная статья на тему 'Специфика построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада'

Специфика построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОО / ВОСПИТАНИЕ / ФГОС ДО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулькова Анна Александровна

В статье раскрывается специфика построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада. Автор предлагает методические приемы и способы организации образовательного пространства с целью дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада»

СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Кулькова А.А.

Кулькова Анна Александровна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: в статье раскрывается специфика построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада. Автор предлагает методические приемы и способы организации образовательного пространства с целью дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей разного возраста. Ключевые слова: образовательный процесс, дошкольная организация, образование, разновозрастная группа, дошкольный возраст, ДОО, воспитание, ФГОС ДО.

Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения. Одной из таких проблем следует назвать проблему организации образовательного процесса в разновозрастных группах.

Дети в таких группах детского сада, как правило, имеют различный возрастной диапазон - от 1,5 до 7 лет. Следует отметить, что дети имеют разный уровень развития навыков самообслуживания и потребность во сне, в игровых видах деятельности, у них разный режим.

Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных моментов и образовательной деятельности.

Воспитатель обязан обеспечить условия воспитания, обучения и развития детей в процессе всех видов детской деятельности, соответствующих возрасту детей.

Организация обучения и воспитания в разновозрастных группах всегда имела определенную сложность. Однако сейчас от педагогов требуется еще больше знания специфики работы с разными возрастными группами, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, обеспечивая разные условия для детей разного возраста в одно и то же время в одном и том же месте. Для детей же пребывание в детском саду в разновозрастной группе является благом, так как в определенном смысле моделирует многодетную семью. Правильная организация образовательного процесса в разновозрастной группе открывает перед детьми широкие возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и эффективной социализации [3].

Образовательная работа в такой группе осуществляется педагогом в процессе всех режимных моментов, в самостоятельной и совместной деятельности детей, в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Сложность при организации разновозрастного обучения состоит в том, что нужно учитывать дифференциацию образовательной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника [1].

Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся задание - может присоединиться к малышам.

В нашем детском саду мы уделяем повышенное внимание развитию всех детей. Используем следующие направления работы:

- старшие дошкольники помогают малышам одеваться на прогулку;

- в связи с тем, что старшие дошкольники умеют играть в сюжетно-ро левые игры, для малышей организуется занятость: младшие дошкольники наблюдают за действиями, учатся вести ролевой диалог;

- старшие дошкольники участвуют в театрализованных постановках и показывают малышам свои спектакли;

- старшие дошкольники подают пример малышам в сдерживании своих эмоций, в навыках игрового взаимодействия, в выполнении самостоятельных действий при одевании, умывании и т.д.;

- старшие дети многому учат малышей: так, было замечено, что младшие дошкольники легче обучались навыкам рисования, лепки, ролевых игр, когда наблюдали за деятельностью более старших детей.

В целом, образовательный процесс в разновозрастной группе имеет свою привлекательность в силу того, что дети могут учиться друг у друга. Наблюдая за деятельностью малышей, старшие дети начинают осознавать себя как более умелого, взрослого и ответственного товарища. Таким образом у них вырабатывается самооценка и рефлексия собственной деятельности, развивается ответственность, формируется терпимое отношение к другим людям. Старшие дошкольники оказывают помощь малышам и таким образом у них воспитывается отзывчивость, доброта, готовность прийти на помощь. Младшие дошкольники, в свою очередь, стараются им подражать. Малыши хотят все делать как старшие: они требуют те же игрушки и стремятся выполнить те же задания, они хотят самостоятельно обуваться и сами строить домик.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети охотнее прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, позитивно воспринимают их руководство совместной деятельностью.

Необходимо организовать познавательную деятельность всех детей. Для этого для детей создаем предметно-развивающую среду, где ребенок любого возраста может найти себе дело по душе. Необходимо создавать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания. Мы учим детей конструктивным способам разрешения конфликтов. Дети с увлечением выполняют поручения, старшие без напоминания помогают младшим. В свободные минуты старшие дети любят рассказывать малышам сказки - развивают разговорную речь. Дети младшего возраста тянутся к старшим, участвуют в их играх [2].

Организовывая учебно-воспитательный процесс мы стремимся задействовать каждого ребенка. Привлекаем детей к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

При организации педагогического процесса необходимо ориентироваться не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а также на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития. Поэтому занятия чаще всего организуются по подгруппам.

Например, при организации продуктивных видов деятельности можно разместить оборудование необходимое к занятию на разных столах и предложить детям самим выбрать занятие по душе:

- сделать макет ракеты (подготовительная группа);

- учиться выполнять рисунок ракеты (старшие дошкольники);

- учиться выполнять аппликацию ракеты (средние дошкольники);

- учиться разукрашивать ракету (младшие дошкольники).

Во время такого занятия, некоторые дети имеют возможность свободно перемещаться от одного стола к другому. Кроме этого у них появляется выбор, а, значит, формируется модель свободного и ответственного поведения [3].

Часто мы организуем индивидуальную работу. Она используется для творческих и практических групповых проектов. Например: создание аппликации «Зима». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем,

80

средние сами вырезают и наклеивают детали, старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу.

Иногда проводим совместные занятия по одному разделу программы, но с различным изучаемым материалом. Такое занятие подразделяется на несколько этапов, на каждом из которых одна подгруппа работает с воспитателем, а вторая выполняет самостоятельную работу. При этом используем индивидуальные карточки.

При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе мы следим за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия проводим при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

Опыт работы в разновозрастной группе показал, что использование в образовательном процессе различных типов занятий позволяет успешно решать задачи, поставленные в программе, формировать познавательную активность, развивать любознательность, воспитывать ответственность, взаимовыручку и чувство товарищества.

Список литературы

1. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. М.: Педагогический поиск, 2002. 176 с.

2. Захарова О.Л.Роль разновозрастных групп детского сада в формировании готовности детей к школе // Актуальные проблемы психологического знания: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во МГОУ, 2006. Вып. 2. С. 55-60.

3. Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду: практ. пособие/ Т.А. Коробицына, Н.А. Кочкина, Н.Н. Кузнецова, Т.А. Парфеньева, Е.Г. Ромицына, Т.А. Хвиюзова, А.Н. Чернышева. Архангельск: АО ИППК РО, 2008. 154 с.

4. Минкина М.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. Издание2-е, доп. и перераб. Мн. «Вышэйшая школа». Минск, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.