Научная статья на тему 'Специфика понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами'

Специфика понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
успех / детерминанты успеха / профессиональная подготовка / успех профессиональной подготовки / студенты / психологи / будущие психологи / success / determinants of success / professional training / the success of training / students / psychologists / future psychologists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Борисовна Полякова, Татьяна Ивановна Бонкало

Верное понимание детерминант успеха с весомой долей внутренней составляющей, то есть интериоризации успеха при наличии адекватной учебно-профессиональной самооценки, повышенной учебно-профессиональной мотивации и ответственности за процесс и результаты обучения, рассматривается как один из основных показателей эффективности профессиональной подготовки студентов в ходе профессионализации. С помощью опросников диагностики степени мотивации личности к успеху О.П. Ининой и изучения мотивации успеха студента Я.К. Шестернина на выборке 1 218 студентов-психологов 1-5 курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры разных направлений подготовки московских вузов выявлена специфика понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами: средняя степень мотивации успеха студентов, мотивации личности к успеху, понимания успеха как преодоления препятствий, успеха как психического состояния, успеха как материального уровня жизни и успеха как признания; выше среднего уровень интериоризации успеха, понимания успеха как результата собственной деятельности, личного успеха, успеха как призвания; ниже средней выраженность экстериоризации успеха, понимания успеха как удачи и успеха как власти. Акцентировано внимание практических психологов на необходимости в ходе проведения психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы повышения уровня интериоризации успеха будущих и работающих специалистов, в частности психологов и других представителей социономических профессий, через понимание личного успеха как преодоления препятствий, призвания и результата собственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Борисовна Полякова, Татьяна Ивановна Бонкало

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of understanding success determinants in professional training by future psychologist-students

Abstract. A correct understanding of success determinants with a significant share of the internal component, i.e. internalization of success in the presence of adequate educational and professional self-esteem, increased educational and professional motivation and responsibility for the process and results of learning, is considered as one of the main indicators of the effectiveness of students' professional training in the course of professionalization. With the help of questionnaires for diagnosing the degree of personal motivation for success, O.P. Inina and the study of student success motivation by Ya.K. Shesternina on a sample of 1218 psychology students of 1 -5 years of undergraduate, specialist and master's programs in various areas of training in Moscow universities revealed the specifics of understanding the determinants of success in professional training by future psychologist-students: the average degree of student success motivation, personality motivation for success, understanding of success as overcoming obstacles, success as a mental state, success as a material standard of living and success as recognition; above average level of internalization of success, understanding of success as a result of one's own activity, personal success, success as a vocation; below average expressiveness of exteriorization of success, understanding of success as luck and success as power. The attention of practical psychologists is focused on the need to increase the level of internalization of the success of future and working specialists, in particular psychologists and other representatives of socionomic professions, through understanding personal success as overcoming obstacles, vocation and the result of one's own activity.

Текст научной работы на тему «Специфика понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами»

Научная статья УДК 159.923

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_4_133_163 EDN: UQGJVS

Специфика понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами

Ольга Борисовна Полякова1, Татьяна Ивановна Бонкало2

1 Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики факультета политических и социальных наук, Российский государственный социальный университет. 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1

2 Доктор психологических наук, доцент, начальник отдела, Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы. 115088,

г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9 1pob-70@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-2581-5516 2bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-0887-4995

Аннотация. Верное понимание детерминант успеха с весомой долей внутренней составляющей, то есть интериоризации успеха при наличии адекватной учебно-профессиональной самооценки, повышенной учебно-профессиональной мотивации и ответственности за процесс и результаты обучения, рассматривается как один из основных показателей эффективности профессиональной подготовки студентов в ходе профессионализации. С помощью опросников диагностики степени мотивации личности к успеху О. П. Ининой и изучения мотивации успеха студента Я. К. Шестернина на выборке 1 218 студентов-психологов 1-5 курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры разных направлений подготовки московских вузов выявлена специфика понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами: средняя степень мотивации успеха студентов, мотивации личности к успеху, понимания успеха как преодоления препятствий, успеха как психического состояния, успеха как материального уровня жизни и успеха как признания; выше среднего уровень интериоризации успеха, понимания успеха как результата собственной деятельности, личного успеха, успеха как призвания; ниже средней выраженность экстериоризации успеха, понимания успеха как удачи и успеха как власти. Акцентировано внимание практических психологов на необходимости в ходе проведения психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы повышения уровня интериоризации успеха будущих и работающих специалистов, в частности психологов и других представителей социономических профессий, через понимание личного успеха как преодоления препятствий, призвания и результата собственной деятельности.

Ключевые слова: успех; детерминанты успеха; профессиональная подготовка; успех профессиональной подготовки; студенты; психологи; будущие психологи

Для цитирования: Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Специфика понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4 (133). С. 163-169. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_4_133_163. https://elibrary.ru/UQGJVS

Original article

The specifics of understanding success determinants in professional training by future psychologist-students

Olga B. Polyakova1, Tatiyana I. Bonkalo2

Candidate of psychological sciences, associate professor, department of psychology, conflictology and behavioral studies, faculty of political and social sciences, Russian state social university. 129226, Moscow, Wilhelm Pieck, 4, building 1

2Doctor of psychological sciences, associate professor, head of department, research institute for health care organization and medical management, Moscow department of health. 115088, Moscow, Sharikopodshipnikovskaya st., 9 1pob-70@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-2581-5516 2bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-0887-4995

© Полякова О. Б., Бонкало Т. И., 2023

Abstract. A correct understanding of success determinants with a significant share of the internal component, i.e. internalization of success in the presence of adequate educational and professional self-esteem, increased educational and professional motivation and responsibility for the process and results of learning, is considered as one of the main indicators of the effectiveness of students' professional training in the course of professionalization. With the help of questionnaires for diagnosing the degree of personal motivation for success, O. P. Inina and the study of student success motivation by Ya. K. Shesternina on a sample of 1218 psychology students of 1 -5 years of undergraduate, specialist and master's programs in various areas of training in Moscow universities revealed the specifics of understanding the determinants of success in professional training by future psychologist-students: the average degree of student success motivation, personality motivation for success, understanding of success as overcoming obstacles, success as a mental state, success as a material standard of living and success as recognition; above average level of internalization of success, understanding of success as a result of one's own activity, personal success, success as a vocation; below average expressiveness of exteriorization of success, understanding of success as luck and success as power. The attention of practical psychologists is focused on the need to increase the level of internalization of the success of future and working specialists, in particular psychologists and other representatives of socionomic professions, through understanding personal success as overcoming obstacles, vocation and the result of one's own activity.

Keywords: success; determinants of success; professional training; the success of training; students; psychologists; future psychologists

For citation: Polyakova O. B., Bonkalo T. I. The specifics of understanding success determinants in professional training by future psychologist-students. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (4): 163-169. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_4_133_163. https://elibrary.ru/UQGJVS

Введение

К основным показателям эффективности профессиональной подготовки студентов как одного из этапов профессионализации относится верное понимание детерминант успеха с весомой долей внутренней составляющей, то есть интериориза-ции успеха при наличии адекватной учебно-профессиональной самооценки, повышенной учебно-профессиональной мотивации и ответственности за процесс и результаты обучения. Актуальными направлениями исследований при систематическом формировании внутренней составляющей успеха (профессионально важных качеств) выступают выявление когнитивно-эмоциональных факторов академического успеха в онлайн-занятиях [Klimenskikh, 2020], классификация успехов обучающихся [Ziyi, 2022], осуществление комплексного анализа данных в прогнозировании успехов студентов в процессе внутренней профессиональной подготовки [Do-brenko, 2021], оценка результатов обучения в системе управления качеством вуза [Nazina, 2020], повышение академического успеха студентов [Wilton, 2022], разработка интегрированной программа как цель достижения успеха в подготовке студентов [Dolzhikova, 2020], совершенствование проверки учебно-профессиональных знаний обучающихся [Kim, 2022].

Цель исследования — определить специфику понимания детерминант успеха профессиональ-

ной подготовки студентами — будущими психологами.

Методы исследования

Определение специфики понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами осуществлялось с помощью следующих процедур:

— диагностики степени мотивации личности к успеху (СМЛкУ) О. П. Ининой для установления общего показателя степени мотивации на успех (X СМЛкУ) [Инина, 2023], автор модификации интерпретации результатов — О. Б. Полякова (Табл. 1);

— изучения мотивации успеха студента (ИМУС) Я. К. Шестернина для выявления особенностей мотивации успеха: успеха как материального уровня жизни (УкМУЖ), успеха как удачи (УкУ), успеха как признания (УкПн), успеха как власти (УкВ), показателя экстериоризации успеха (X ПЭУ), успеха как результата собственной деятельности (УкРСД), личного успеха (ЛУ), успеха как психического состояния (УкПС), успеха как преодоления препятствий (УкПП), успеха как призвания (УкПв), показателя интери-оризации успеха (X ПИУ) и общего показателя мотивации успеха студента (X ИМУС) [Шестер-нин, 2023], автор модификации интерпретации результатов — О. Б. Полякова (Табл. 1).

Таблица 1

Шкалирование уровней детерминант успеха профессиональной подготовки

студентами — будущими психологами

Аббревиатуры диагностических процедур и детерминант успеха Уровни детерминант успеха профессиональной подготовки студентов — будущих психологов

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

СМЛкУ X СМЛкУ 0-6 7-12 13-19 20-25 26-32

ИМУС УкМУЖ, УкУ, УкПн, УкВ 4-6 7-10 11-13 14-17 18-20

X ПЭУ 16-28 29-41 42-54 55-67 68-80

УкРСД, ЛУ, УкПС, УкПП, УкПв 4-6 7-10 11-13 14-17 18-20

X ПИУ 20-35 36-51 52-68 69-84 85-100

X имус 36-65 66-94 95-122 123-151 152-180

Примечание: СМЛкУ — степень мотивации личности к успеху, X СМЛкУ — общий показатель степени мотивации на успех; ИМУС — изучение мотивации успеха студента, УкМУЖ — успех как материальный уровень жизни, УкУ — успех как удача, УкПн — успех как признание, УкВ — успех как власть, X ПЭУ — показатель экстериоризации успеха, УкРСД — успех как результат собственной деятельности, ЛУ — личный успех, УкПС — успех как психическое состояние, УкПП — успех как преодоление препятствий, УкПв — успех как призвание, X ПИУ — показатель интериоризации успеха, X ИМУС — общий показатель мотивации успеха студента

Результаты исследования

В определении специфики понимания детерминант успеха профессиональной подготовки приняли участие 1 218 студентов-психологов 1-5 курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры разных направлений подготовки (средний возраст — 20,4 года) Московского психолого-социального университета, Открытого университета экономики, управления и права и Российского государственного социального университета.

Результаты определения специфики понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами показали:

1) среднюю степень мотивации личности к успеху (455 чел., 37,4 %, 18,6 САЗ), вдохновения, внимания к собственным достижениям, деловитости, доброжелательности, зависимости от окружающих, коллективизма, легкости общения с трудоголиками, необходимости в отдыхе при выполнении работы, осуждения себя за отказ от трудного задания, ответственности, отдачи при выполнении заданий, радости включения в трудовой процесс, раздражительности при возникновении трудностей, разносторонности интересов, расположенности к выполнению дел, расчета на собственные силы, решительности при выборе, сосредоточенности на задании, стимулирования при порицании, строгости к себе, твердости решений, терпения в трудных ситуациях, уверенности в правильном пути, уравновешенности при отсутствии дел, усердия и честолюбия (Табл. 2);

2) средний уровень мотивации успеха студентов (395 чел., 32,4 %, 109,6):

— при явном доминировании интериоризации успеха выше средней степени (483 чел., 39,7 %, 69,2), понимания успеха как результата собственной деятельности, осуществления ожидаемого результата, положительного результата в работе и учебе, мастерства, профессионализма, реализации возможности делать что хочешь (702 чел., 57,6 %, 15,6 САЗ), личного успеха, возможности проявить себя, собственные способности, здоровья, самореализации, уверенности в психологической и физической безопасности, удовлетворенности в любви (610 чел., 50,1 %, 14,3 САЗ) и успеха как призвания, возможности демонстрации собственного призвания, дела по душе, интересной работы, проявления себя в творчестве, служения идее высшего уровня (485 чел., 39,8 %, 14,1 САЗ), средней выраженности понимания успеха как психического состояния, душевного равновесия, настроения, ощущения позитивности подъема в эмоциональном плане, переживания радости и удовлетворенности, хорошего самочувствия, эмоциональной стабильности (493 чел., 40,5 %, 12,5 САЗ) и успеха как преодоления препятствий, источника внутренних сил, независимости, самостоятельности, самоутверждения, свободы действий, устойчивости в конкретных ситуациях (502 чел., 41,2 %, 12,7 САЗ);

— и наличии ниже средней степени экстерио-ризации успеха (474 чел., 38,9 %, 40,4), понимания успеха как удачи, благоприятного стечения обстоятельств, везения в большинстве случаев,

возможности попадания в необходимое окружение, удачного достижения цели (748 чел., 61,4 %, 8,2 САЗ) и успеха как власти, влияния на других, возможности командовать окружающими и принимать за них решения, признания авторитета другими (675 чел., 55,4 %, 7,7 САЗ), средней выраженности понимания успеха как материального уровня жизни, возможности поездок по миру,

личного благосостояния, материального благополучия, собственного дела в предпринимательстве (625 чел., 51,3 %, 12,4 САЗ) и успеха как признания, высокого социального статуса, значимости для других, общественного признания, одобрения, популярности, умения выделиться среди окружающих (598 чел., 49,1 %, 12,1 САЗ) (Табл. 2).

Таблица 2

Особенности понимания детерминант успеха профессиональной подготовки

Аббревиатуры диагностических процедур и детерминант успеха Уровни детерминант успеха профессиональной подготовки студентов — будущих психологов САЗ У

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

чел % чел % чел % чел % чел %

СМЛкУ X СМЛкУ 68 5,6 231 19,0 455 37,4 288 23,6 176 14,4 18,6 С

ИМУС УкМУЖ 40 3,2 217 17,7 625 51,3 234 19,1 102 8,7 12,4 С

УкУ 130 10,7 748 61,4 200 16,4 93 7,6 47 3,9 8,2 НС

УкПн 73 6,0 255 20,9 598 49,1 212 17,4 80 6,6 12,1 С

УкВ 104 8,5 675 55,4 136 11,2 185 15,2 118 9,7 7,7 НС

X ПЭУ 86 7,1 474 38,9 390 32,0 181 14,9 87 7,1 40,4 НС

УкРСД 41 3,3 42 3,5 388 31,9 702 57,6 45 3,7 15,6 ВС

ЛУ 50 4,1 75 6,2 401 32,9 610 50,1 82 6,7 14,3 ВС

УкПС 108 8,9 205 16,8 493 40,5 277 22,7 135 11,1 12,5 С

УкПП 18 1,5 291 23,9 502 41,2 342 28,1 65 5,3 12,7 С

УкПв 92 7,5 179 14,7 208 17,1 485 39,8 254 20,9 14,1 ВС

X пиу 62 5,1 158 13,0 399 32,8 483 39,7 116 9,4 69,2 ВС

X ИМУС 74 6,1 316 25,9 395 32,4 332 27,3 101 8,3 109,6 С

Примечание: аббревиатуры диагностических процедур и детерминант успеха смотри в примечании Таблицы 1, САЗ — среднее арифметическое значение, У — уровень, Н — низкий, НС — ниже среднего, С — средний, ВС — выше среднего, В — высокий.

Обсуждение

Результаты определения специфики понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами подтверждаются исследованиями педагогов, психологов, медиков и социологов, направленными на внешний и внутренний контроль профессиональной подготовки [Popov, 2022], выявление факторов успеха проектной деятельности студентов и выпускников российских вузов [Сорокин, 2023], мониторинг мотивации достижения успеха и избегания неудач у студентов [Бахмет, 2021] и учебно-профессиональной мотивации студенчества [Забелина, 2023], нивелирование стрессовой симптоматики [Полякова, 2021], повышение качества преподавания и подготовки в высшей школе [Karaeva, 2020], поддержание жизнестойкости будущих и работающих специалистов [Полякова, 2022б], практику реформирования гуманитарного образования в условиях ориентации на результаты [Yang, 2020], прогнозирование результатов профессиональной подготовки [Li,

2021], совершенствование методов профессиональной подготовки [Оагс1а-1гце1а, 2021] и системы повышения мотивации студентов к успеху [Дроздова, 2021], структурирование профессионального профиля и презентации (самопрезентации) обучающихся [Tadzhigitov, 2020], упреждение предпосылок профессионального кризиса [Полякова, 2022а], установление взаимосвязи мотивации и потребности к успеху с готовностью к риску у студентов-психологов [Романова, 2022], формирование профессиональной направленности личности студентов [Иеп^е, 2021] и профессиональных компетенций обучающихся [Ме8кЫ, 2021].

Заключение

Специфика понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами заключается в средней степени мотивации личности к успеху (18,6), мотивации успеха студентов (109,6), понимания успеха как психического состояния (12,5), успеха как преодоления препятствий (12,7), успеха как

материального уровня жизни (12,4) и успеха как признания (12,1); в уровне выше среднего интериоризации успеха (69,2), понимания успеха как результата собственной деятельности (15,6), личного успеха (14,3), успеха как призвания (14,1); в ниже средней выраженности экстерио-ризации успеха (40,4), понимания успеха как удачи (8,2) и успеха как власти (7,7).

В ходе проведения психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы акцентировано внимание практических психологов на необходимости повышения уровня интериоризации успеха будущих и работающих специалистов, в частности психологов и других представителей социономических профессий, через понимание личного успеха как преодоления препятствий, призвания и результата собственной деятельности.

Библиографический список

1. Бахмет Д. А. Мотивация достижения успеха и избегания неудач у студентов // Территория науки. 2021. № 3. С. 47-51.

2. Дроздова А. А. Повышение мотивации студентов к успеху в рамках чемпионата «Молодые профессионалы» Worldskills Russia / А. А. Дроздова, Ю. В. Петрунина // E-Scio. 2021. № 12 (63). С. 386-394.

3. Забелина Л. Г. Мотивация достижения успеха у студентов 1-4 курса технического вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 545-548.

4. Инина О. П. Степень мотивации личности к успеху. URL: http://www.aup.ru/books/m17/3_2.htm (дата обращения: 29.06.2023).

5. Полякова О. Б. Особенности профиля профессионального кризиса медицинских работников с профессиональными деформациями в условиях пандемии COVID-19 / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. 2022а. Т. 66. № 6. С. 521-528.

6. Полякова О. Б. Специфика жизнестойкости работников здравоохранения с профессиональными деформациями / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. 2022б. Т. 66. № 1. С. 67-75.

7. Полякова О. Б. Специфика физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19 / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65. № 5. С. 432-439.

8. Романова А. В. Взаимосвязь мотивации и потребности к успеху с готовностью к риску у студентов-психологов / А. В. Романова, В. И. Шарагин, О. А. Разживин, Е. Г. Коноплева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 5 (207). С. 571-576.

9. Сорокин П. С. Факторы успеха предпринимательских проектов студентов и выпускников российских вузов / П. С. Сорокин, Ю. А. Вятская, С. Е. Черненко // Информационный бюллетень. Серия: Мониторинг экономики образования. 2023. № 1 (43). С. 5-8.

10. Шестернин Я. К. Изучение мотивации успеха студента. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/07.html (дата обращения: 29.06.2023).

11. Dobrenko D., Dobrenko N., Suzdaltseva M., Shamakhova A., Gusarova N., Aksenova A. Yu., Gogo-beridze A. G. Complex data analysis in predicting student success during in-house vocational training of technical personnel // INTED2021 Proceedings. Virtual Conference. Seville, 2021. P. 6525-6534.

12. Dolzhikova I. I. Integrated curriculum as the goal of achieving success in the training of each student // Actual problems of the professional sphere in the modern world. Materials of the VII international scientific-practical conference of young scientists in foreign languages. Edited by N. N. Sergeeva. 2020. С. 28-34.

13. Flentje M., Hagemann V., Breuer G., Bintaro P., Eismann H. Change of collective orientation through an interprofessional training with medical students and student nurses depending on presence and professional group // BMC Medical Education. 2021. № 21 (1). P. 1-9.

14. Garcia-Iruela M., Hijón-Neira R., Connolly C. Analysis of three methodological approaches in the use of gamification in vocational training // Information (Switzerland). 2021. № 12 (8). Ordinal number: 300.

15. Karaeva K., Tukhtaeva K., Ibragimova Z., Djuraeva M., Saidova S. Main peculiarities of teaching efl in mixed-ability groups // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. № 29 (5). P. 1712-1715.

16. Kim J. H., Shim H. J., Yu H. J., Jung J. W. A supervised learning method for improving the generalization of speaker verification systems by learning metrics from a mean teacher // Applied Sciences (Switzerland). 2022. № 12 (1). Ordinal number: 76.

17. Klimenskikh M. V, Ayad H., Kaur H., Alsaykal S. The problem of identifying cognitive and emotional factors of academic success in an online course // Proceedings of Science School: 2nd International Neuropsychological Summer School named after A. R. Luria «The World After the Pandemic: Challenges and Prospects for Neuroscience». Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University. 2020. P. 30-34.

18. Li Z., Lv J., Chen Y., Yuan J. Person reidentification with part prediction alignment // Computer Vision and Image Understanding. 2021. № 205. P. 103172.

19. Meskhi B., Gerasin P., Efremova N. Psychological and pedagogical aspects of the development of engineering competencies of students // E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the De-

velopment of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021. P. 12008.

20. Nazina L. I., Kleimenova N. L., Nikulcheva O. S., Pegina A. N., Pribytkova O. V., Egorova G. N. Assessment of learning outcomes in the university quality management system // Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020). Voronezh, 2020. P. 478-483.

21. Popov A., Satsuk M., Artyshko A., Mironov D., Ivanova K. Automated online learning system with virtual school attendance control // Proceedings II International Scientific Conference on Advances in Science, Engineering and Digital Education (ASEDU-II-2021). Conference Proceedings. Krasnoyarsk, 2022. P. 40079.

22. Tadzhigitov A. A., Dutkin M. A. The role and place of multimedia presentations in the structure of the training session // Bulletin of the M. Kozybayev NKU.

2020. № 2 (47). P. 201-205.

23. Wilton A., Pananwala H. Publication in the aus-trallian medical student journal is associated with future academic success: a matched-cohort study // BMC Medical Education. 2022. № 22 (1). P. 1-5.

24. Yang P. Humanities education reform exploration and practice under outcomes-based education (OBE) // Education and Science Journal. 2020. № 22 (2). P. 77-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Ziyi K. W. Classification for student performance // Young Scholars Journal. 2022. № 3-4. P. 10-14.

Reference list

1. Bahmet D. A. Motivacija dostizhenija uspeha i iz-beganija neudach u studentov = Motivation to achieve success and avoid failure in students // Territorija nauki.

2021. № 3. S. 47-51.

2. Drozdova A. A. Povyshenie motivacii studentov k uspehu v ramkah chempionata «Molodye profession-aly» = Worldskills Russia Increasing student motivation for success in the framework of the «Young Professionals» championship Worldskills Russia / A. A. Drozdova, Ju. V. Petrunina // E-Scio. 2021. № 12 (63). S. 386-394.

3. Zabelina L. G. Motivacija dostizhenija uspeha u studentov 1-4 kursa tehnicheskogo vuza = Motivation for success among students of 1-4 years in technical university // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2023. № 2 (216). S. 545-548.

4. Inina O. P. Stepen' motivacii lichnosti k uspehu = Degree of personality motivation for success. URL: http://www.aup.ru/books/m17/3_2.htm (data obrashheni-ja: 29.06.2023).

5. Poljakova O. B. Osobennosti profilja profession-al'nogo krizisa medicinskih rabotnikov s professional'ny-mi deformacijami v uslovijah pandemii COVID-19 = Features of the profile of the professional crisis of medical workers with professional deformations in the context of the COVID-19 pandemic / O. B. Poljakova, T. I. Bonkalo // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2022a. T. 66. № 6. S. 521-528.

6. Poljakova O. B. Specifika zhiznestojkosti rabotnikov zdravoohranenija s professional'nymi deformacijami = Specific resilience of healthcare workers with occu-

pational deformations / O. B. Poljakova, T. I. Bonkalo // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2022b. T. 66. № 1. S. 67-75.

7. Poljakova O. B. Specifika fiziologicheskogo stressa naselenija, nahodjashhegosja v samoizoljacii iz-za pandemii COVID-19 = Specifics of physiological stress of the population in self-isolation due to the COVID-19 pandemic / O. B. Poljakova, T. I. Bonkalo // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2021. T. 65. № 5. S. 432-439.

8. Romanova A. V. Vzaimosvjaz' motivacii i po-trebnosti k uspehu s gotovnost'ju k risku u studentov-psihologov = Correlation of motivation and need for success with risk readiness in psychological students / A. V. Romanova, V. I. Sharagin, O. A. Razzhivin, E. G. Konopleva // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2022. № 5 (207). S. 571-576.

9. Sorokin P. S. Faktory uspeha predprinimatel'skih proektov studentov i vypusknikov rossijskih vuzov = Success factors for entrepreneurial projects of students and graduates of Russian universities / P. S. Sorokin, Ju. A. Vjatskaja, S. E. Chernenko // Informacionnyj bjullet-en'. Serija: Monitoring jekonomiki obrazovanija. 2023. № 1 (43). S. 5-8.

10. Shesternin Ja. K. Izuchenie motivacii uspeha stu-denta = Learning the motivation behind a student's success. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/07.html (data obrashhenija: 29.06.2023).

11. Dobrenko D., Dobrenko N., Suzdaltseva M., Shamakhova A., Gusarova N., Aksenova A. Yu., Gogo-beridze A. G. Complex data analysis in predicting student success during in-house vocational training of technical personnel // INTED2021 Proceedings. Virtual Conference. Seville, 2021. P. 6525-6534.

12. Dolzhikova I. I. Integrated curriculum as the goal of achieving success in the training of each student // Actual problems of the professional sphere in the modern world. Materials of the VII international scientific-practical conference of young scientists in foreign languages. Edited by N. N. Sergeeva. 2020. S. 28-34.

13. Flentje M., Hagemann V, Breuer G., Bintaro P., Eismann H. Change of collective orientation through an interprofessional training with medical students and student nurses depending on presence and professional group // BMC Medical Education. 2021. № 21 (1). P. 1-9.

14. Garcia-Iruela M., Hijón-Neira R., Connolly C. Analysis of three methodological approaches in the use of gamification in vocational training // Information (Switzerland). 2021. № 12 (8). Ordinal number: 300.

15. Karaeva K., Tukhtaeva K., Ibragimova Z., Djuraeva M., Saidova S. Main peculiarities of teaching efl in mixed-ability groups // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. № 29 (5). P. 1712-1715.

16. Kim J. H., Shim H. J., Yu H. J., Jung J. W. A supervised learning method for improving the generalization of speaker verification systems by learning metrics from a mean teacher // Applied Sciences (Switzerland). 2022. № 12 (1). Ordinal number: 76.

17. Klimenskikh M. V, Ayad H., Kaur H., Alsaykal S. The problem of identifying cognitive and emotional factors of academic success in an online course // Proceedings of Science School: 2nd International Neuropsychological Summer School named after A. R. Luria «The World After the Pandemic: Challenges and Prospects for Neuroscience». Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University. 2020. P. 30-34.

18. Li Z., Lv J., Chen Y., Yuan J. Person reidentification with part prediction alignment // Computer Vision and Image Understanding. 2021. № 205. P. 103172.

19. Meskhi B., Gerasin P., Efremova N. Psychological and pedagogical aspects of the development of engineering competencies of students // E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021. P. 12008.

20. Nazina L. I., Kleimenova N. L., Nikulcheva O. S., Pegina A. N., Pribytkova O. V., Egorova G. N. Assessment of learning outcomes in the university

quality management system // Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020). Voronezh, 2020. P. 478-483.

21. Popov A., Satsuk M., Artyshko A., Mironov D., Ivanova K. Automated online learning system with virtual school attendance control // Proceedings II International Scientific Conference on Advances in Science, Engineering and Digital Education (ASEDU-II-2021). Conference Proceedings. Krasnoyarsk, 2022. P. 40079.

22. Tadzhigitov A. A., Dutkin M. A. The role and place of multimedia presentations in the structure of the training session // Vulletin of the M. Kozybayev NKU. 2020. № 2 (47). P. 201-205.

23. Wilton A., Pananwala H. Publication in the aus-trallian medical student journal is associated with future academic success: a matched-cohort study // BMC Medical Education. 2022. № 22 (1). P. 1-5.

24. Yang P. Humanities education reform exploration and practice under outcomes-based education (OBE) // Education and Science Journal. 2020. № 22 (2). P. 77-98.

25. Ziyi K. W. Classification for student performance // Young Scholars Journal. 2022. № 3-4. P. 10-14.

Статья поступила в редакцию 26.04.2023; одобрена после рецензирования 31.05.2023; принята к публикации 04.08.2023.

The article was submitted 26.04.2023; approved after reviewing 31.05.2023; accepted for publication 04.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.