Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОЛЕВЫХ КВАНТОВ В ОНОМАСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТА'

СПЕЦИФИКА ПОЛЕВЫХ КВАНТОВ В ОНОМАСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ядерные и периферийные кванты / прагматонимы / ономастическое нехудожественное пространство / core and peripheral quanta / pragmatonyms / onomastic non-artistic space

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Старыгина Наталья Феликсовна

Статья посвящена репрезентации номинативных особенностей русских прагматонимов, реализующихся с позиции ядерного и периферийного наполнения ономастическо-пространственных реалий в отражении современных масс-медиа (журналы «Туризм и отдых», «Вояж» за 2017–2023 гг., интернет-сайты туркомпаний «Криптон», «Гольфстрим», «Лагуна», «7TOUR» ) Последнее опирается прежде всего на качественный контент структурносемантического функционала коммерческих номинаций туристических программ/маршрутов, применяемых в русскоязычной среде. Их принципиальный отбор, типологии предполагают разнородные коннотации, обеспечивающие актуализацию языкового материала в определенной степени, а также культурного пространства, в частности, русско-исторических дестинаций, локализация которых отображает мощный ресурсный потенциал. Ядерно-периферийные кванты – особые языковые единицы, обогащенные преимущественно информативными знаниями, явлениями реальной действительности, с одной стороны, и выражающие эмоционально-чувственные, модальные, чаще, – ассоциативные интенции, – с другой. Так, подобная дифференциация сопровождается насыщенными художественно-выразительными и художественно-изобразительными средствами, что подчеркивает значимость и художественность русского слова в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FIELD QUANTA IN THE ONOMASTIC SPACE OF A TEXT

The article is devoted to the representation of nominative features of Russian pragmatonyms, realized from the position of core and peripheral filling of onomastic-spatial realities in the reflection of modern mass media. The latter is based primarily on the qualitative content of the structural and semantic functionality of commercial nominations of tourist programs/routes used in the Russian-speaking environment. Their fundamental selection and typologies presuppose heterogeneous connotations that ensure the actualization of linguistic material to a certain extent, as well as cultural space, in particular, Russian-historical destinations, the localization of which reflects a powerful resource potential. Core-peripheral quanta are special linguistic units enriched mainly with informative knowledge, phenomena of real reality, on the one hand, and expressing emotional-sensual, modal, more often – associative intentions, on the other. Thus, such differentiation is accompanied by rich artistic-expressive and artistic-visual means, which emphasizes the importance and artistry of the Russian word as a whole.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОЛЕВЫХ КВАНТОВ В ОНОМАСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТА»

800

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 81'373.2(045) Н.Ф. Старыгина

СПЕЦИФИКА ПОЛЕВЫХ КВАНТОВ В ОНОМАСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТА

Статья посвящена репрезентации номинативных особенностей русских прагматонимов, реализующихся с позиции ядерного и периферийного наполнения ономастическо-пространственных реалий в отражении современных масс-медиа (журналы «Туризм и отдых», «Вояж» за 2017-2023 гг., интернет-сайты туркомпаний «Криптон», «Гольфстрим», «Лагуна», «7TOUR» ) Последнее опирается прежде всего на качественный контент структурно-семантического функционала коммерческих номинаций туристических программ/маршрутов, применяемых в русскоязычной среде. Их принципиальный отбор, типологии предполагают разнородные коннотации, обеспечивающие актуализацию языкового материала в определенной степени, а также культурного пространства, в частности, русско-исторических дестинаций, локализация которых отображает мощный ресурсный потенциал. Ядерно-периферийные кванты - особые языковые единицы, обогащенные преимущественно информативными знаниями, явлениями реальной действительности, с одной стороны, и выражающие эмоционально-чувственные, модальные, чаще, - ассоциативные интенции, - с другой. Так, подобная дифференциация сопровождается насыщенными художественно-выразительными и художественно-изобразительными средствами, что подчеркивает значимость и художественность русского слова в целом.

Ключевые слова: ядерные и периферийные кванты, прагматонимы, ономастическое нехудожественное пространство.

DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-4-800-805

В современном научном сообществе в последние годы получило интенсивное развитие лингво-прагматическое направление исследований языковых единиц, в частности, русских ономастических феноменов, их пространственные локализации. Ономастическое текстовое нехудожественное пространство представляет собой некую иерархическую совокупность номинативов, обладающих полевой структурой, внутри которой выделяется ядро (ядерный квант, облигаторный и/или референтный) и периферия (периферийный квант, синхроничный, реже - с экстралингвистическим вкраплением креоли-зованных фрагментов). Они перманентные в русском языке и бинарные одновременно, но при этом во всех полевых структурах периферийная наполненность относительно центрального кванта доминирует за счет модально-ассоциативных смыслов, коннотаций, «однако в силу частотности периферийных конституентов по числу словоупотреблений в текстах центр и периферия семантического поля сближаются» [3, с. 96].

Последние обнаруживают свою актуализацию с позиции номинативных конструктов, экспликация которых опирается на национально-культурные прагматонимы. Прагматонимы определяются как оригинальные слова или уникальные словосочетания (в рекламной коммуникации - товарные знаки), непосредственно вступающие во взаимодействие с предметом действительности, с реальным событием, фактом, которые представляются множеством «идентичных единиц, являющихся объектом какой-либо отрасли науки, техники, производства, искусства и т.д.» [6, с. 113]. В. А. Омельяненко дополняет вышеупомянутое понятие и говорит о том, что прагматонимы условно могут быть объединены различными категориями имен собственных, имеющие денотаты в прагматической деятельности человека, связанные с практикой, предметной областью [5, с. 713].

Дальнейший анализ показал, что ядерно-периферийные кванты, входящие в состав того или иного вида прагматонимов в анализируемых контекстах (в нашем случае - туристских), охраняются законом («Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»), так как являются товарными знаками, а также могут использоваться в художественных, нехудожественных, рекламно-публи-цистических и других текстовых пространствах. Бинарные связи ядра и периферии семантики праг-матонимов «сохраняются и поддерживаются в рекламных целях, что обусловило их частотность и функциональное разнообразие в различных типах текста за пределами рекламного дискурса» [7, с. 5]. Представляется интересным рассмотреть особенности ядерно-периферийных квантов ономастического пространства, эксплицируемого в туристской сфере, в частности, в номинациях туров - туристских маршрутов/программ.

Номинации современных туристских маршрутов/программ, обнаруженные нами в ходе анализа работы, используя метод сплошной выборки из различных масс-медиа (журналы «Туризм и отдых», «Вояж» за 2017-2023 гг., интернет-сайты туркомпаний «Криптон», «Гольфстрим», «Лагуна», «7TOUR»), выступают в качестве механизмов взаимодействия между регионами, автономиями, странами в туристской сфере («Кузбасс - огонь в сердце», «Средневековые потехи на Руси», «Арбузная Астрахань», «Весеннее оздоровление на Урале», «Программа радости и веселья в Сочи», «Золотой индийский треугольник», «Цивилизованная Иордания», «Страстные поклонники Непала» и пр.), сохраняя при этом историко-культурное, этническое наследие и становятся предельно концентрированными в плане локальной интерпретации. Рассмотрим их более подробно.

По нашим наблюдениям, семантическая база ядерно-периферийных квантов представлена русскоязычными моделями культурно-исторических территориальных продуктов в виде оригинальных названий программ/маршрутов («Урал купеческий», «Сакральный Баянаул», «Шанхайская тропа», «Екатеринбург златоглавый», «Алацкая дорога», «Териберка в твоем сердце», «Новые пространства Берен-заса» и т.д.), отсылающих адресата к определенной дестинации (территориальной локации) с помощью неймов (собственных номинаций) и названий турфирм в виде зарегистрированных словесных начертаний (см. рис. 1). Так, опираясь на унифицированные принципы номинации, исследуемые Н. Д. Голевым, М. Н. Володиной, И. В. Крюковой, Т. В. Щербаковой и др., и учитывая экстралингвистический рекламный потенциал, были зафиксированы прагматонимы, указывающие, во-первых, на маршрутную локацию с соответствующими объектами («Таежные дачи», «Байкал... Край, похожий на рай», «Все на карнавал в Рио», «Славянский тур», «По следам тайцев», «Карелия - жемчужина русского севера», «Ольховый Рог - перекрёсток истории», «По Волжским просторам»», «Джип-тур на необыкновенное урочище Джилы-Су» и др.), во-вторых, в большинстве случаев, - семантически мотивированные самой формой слова за счет своеобразных стилистических средств языка, их атрибутивными признаками художественной/нехудожественной пространственности «так называемого прагматического компонента» [4, с. 992]. Упомянутые туристские номинации актуализируют взаимосвязь адресанта (турфирму) и адресата (потенциального туриста) за счет имени называемого туристского объекта, имени турмаршрута/программы, имени турфирмы.

0STI

ч1-

1ТМ>°цр

ш PEGAS

TOURIST1*

Т R А V

Most ravel Coral

Capital южный

КРЕСТ

К ль Ад>ех

„„„„ ь ^

БИБЛИО-ГЛОБУС ^ i

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР

г,...

fi Intourist 0 санрайз тур

^Вверса ©TOUR

Рис. 1. Туристские неймы

Как свидетельствуют номинативные данные, наиболее популярные и значимые ядерно-периферийные кванты обнаружены в неймах прагматонимов, касающихся современных культурно-исторических программ, а именно их национальных мотивов, не исключая при этом позиционирование разного рода явлений, фактов реальной действительности, иногда - героев, известных людей, образов и прочих персоналий, тем самым дифференцируя информационное сопровождение о востребованности незабываемой поездки, необычных впечатлениях, удовлетворяющие в полной мере будущего туриста.

Это формирует предпосылки для вовлечения историко-культурного наследия в комплексные туристские маршруты, которые обеспечивают многогранной инфраструктурой, а также будут погружать туриста в тематику маршрута [1, с. 115].

Еще раз подчеркнем, ядерно-периферийные кванты языкового неймового потенциала турмарш-рутов взаимодействуют с дейктическим функционалом апеллятивов, встречаемых в контекстах. Оно-мастикон проанализированных прагматонимов опирается на различные языковые уровни, при этом -лексико-семантический - ядерный, ключевой, так как проясняет, углубляет всевозможные смыслы ментальных структур в сознании потребителей, покупателей путешествий. Последние как участники коммуникации могут объективно воспринимать информацию о предстоящей поездке (например, конкретные даты тура, способ передвижения, тип проживания и пр.), но при этом допускаются их представления о предстоящей насыщенной поездке с позиции эмоционально-чувственных интенций, учитывая неоднозначную семантику номинаций. Представляется, что реализуемые в контекстах и отраженные в сознании адресата прагмемные и информемные кванты приобретают статус «смыслового развертывания разных рангов и уровней языка», обладая мощным прагматическим, воздействующим эффектом [2, с. 4].

На основе вышесказанного, предпринята попытка классифицировать зафиксированные праг-матонимы с учетом их дестинационного (территориального) источника. Полученные результаты определенно конкретизируют узкопрофильный территориальный ресурс в конкретном текстовом фрагменте - но абсолютно многогранные с точки зрения сферы знаний:

1. Дестинационный источник (см. рис. 2)

Рис. 2. Дестинационный источник (географическое направление) Официальный сайт туркомпании «Криптон», 2023

2. Географическое направление+виды отдыха (см. рис. 3, 4, 5, 6) Анализ показал, что ядерно-периферийные кванты, выраженные в упомянутых прагматонимах, могут отображаться в контекстах с помощью языковых единиц с прагматическим эффектом, заряженных, нацеленных на ассоциативный потенциал адресата (ср. отдых со вкусом=вкусныйотдых=мечта-тельный=гарантированный=удовлетворенный=гастрономический и пр.), как правило, за счет специфики семантического значения слова, либо за счет специфики формальных связей текстовых единиц. Кроме этого, прагматонимы предполагают использование предметно-логических особенностей конно-тативных компонентов значения (эмоциональные, модальные, стилистические, ассоциативно-образной окраски, в том числе за счет художественных средств - метафоры, эпитетов и т.д.). Безусловно, перечисленные языковые средства функционируют в контекстах, опираясь на мелиоративную лексику (слова и словосочетания с положительной, позитивной оценкой) - уникальный, комфортабельный, вкусный, отличный, добрый, модный и т.п., что, в конечном итоге, не может не отразиться на благоприятном впечатлении туристов от турпрограммы.

РОЗА^в ХУТОР

Рис. 3. Географическое направление + виды отдыха

Журнал «Туризм и отдых», 2019 № 5 (111)

Рис. 4. Географическое направление + виды отдыха

Журнал «Вояж», 2017 № 193

Рис. 5. Географическое направление + виды отдыха Официальный сайт туркомпании «Лагуна», 2023

Рис. 6. Географическое направление + виды отдыха Официальный сайт туркомпании «Гольфстрим», 2023

3. Географическое направление+типы турмаршрутов (рис. 7).

Рис. 7. Географическое направление + типы турмаршрутов Официальный сайт туркомпании «7TOUR», 2023

Таким образом, экспликация номинативных особенностей ядерно-периферийных квантов в ономастическом текстовом медиапространстве предполагает некоторые типологии прагматонимов, участвующих в создании культурно-исторических неймов турмаршрутов/программ. Прагматонимы, реализуемые в качестве доминантных, ядерных содержат определенные, реальные, объективные смыслы (ядерные кванты), с одной стороны, с другой - опираются на коннотативные оттенки, оценочные компоненты (периферийные кванты), которые стилистически обыгрываются с помощью всевозможных языковых средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева А. В., Ибрагимов Э. Э., Чимирис С. В., Спатарь-Козаченко Т. И. Культурные туристские маршруты как механизм геополитической интеграции // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т. 16, № 1. С. 113-136.

2. Болотнова Н. С. О границах информем в поэтическом тексте // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. Вып. 1 (29). С. 3-9.

3. Буйленко И. В. Современные представления о полевых структурах в языке // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». Волгоград. 2013. № 1 (21). С. 94-97.

4. Исангузина И. И. Прагматонимы в ономастическом пространстве: семантический, лингвокультурологический и синтаксический аспекты (на примере кондитерских изделий) // Вестник Башкирского ун-та. 2016. Т. 13, № 4. С. 990 - 993.

5. Омельяненко В. А. Отонимные прагматонимы с национально-культурным компонентом в российской рекламе // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. № 3 (9). С. 712-728

6. ПодольскаяН. В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978. 200 с.

7. Шведова Н. Л. Функциональная специфика прагматонимов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2011. 25 с.

Поступила в редакцию 15.11.2023

Старыгина Наталья Феликсовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков

ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» 620100, Россия, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 37 E-mail: felixovna.711@mail.ru

N.F. Starygina

SPECIFICITY OF FIELD QUANTA IN THE ONOMASTIC SPACE OF A TEXT

DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-4-800-805

The article is devoted to the representation of nominative features of Russian pragmatonyms, realized from the position of core and peripheral filling of onomastic-spatial realities in the reflection of modern mass media. The latter is based primarily on the qualitative content of the structural and semantic functionality of commercial nominations of tourist programs/routes used in the Russian-speaking environment. Their fundamental selection and typologies presuppose heterogeneous connotations that ensure the actualization of linguistic material to a certain extent, as well as cultural space, in particular, Russian-historical destinations, the localization of which reflects a powerful resource potential. Core-peripheral quanta are special linguistic units enriched mainly with informative knowledge, phenomena of real reality, on the one hand, and expressing emotional-sensual, modal, more often - associative intentions, on the other. Thus, such differentiation is accompanied by rich artistic-expressive and artistic-visual means, which emphasizes the importance and artistry of the Russian word as a whole.

Keywords: core and peripheral quanta, pragmatonyms, onomastic non-artistic space.

REFERENCES

1. Afanas'eva A. V., Ibragimov E. E., Chimiris S. V., Spatar'-Kozachenko T. I. Kul'turnye turistskie marshruty kak mek-hanizm geopoliticheskoi integratsii [Cultural tourist routes as a mechanism of geopolitical integration]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern problems of service and tourism]. 2022. T. 16. no 1. S. 113-136. (In Russian).

2. Bolotnova N. S. O granitsakh informem v poeticheskom tekste [On the boundaries of information in a poetic text]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. 2008. Vyp. 1 (29). S. 3-9. (In Russian).

3. Builenko I. V. Sovremennye predstavleniia o polevykh strukturakh v iazyke [Modern ideas about field structures in language]. Elektronnyi nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal VGSPU «Grani poznaniia» Volgograd. [Electronic scientific and educational journal of VGSPU "Facets of cognition". Volgograd]. 2013. no 1 (21). S. 94-97. (In Russian).

4. Isanguzina I. I. Pragmatonimy v onomasticheskom prostranstve: semanticheskii, lingvokul'turologicheskii i sin-taksicheskii aspekty (na primere konditerskikh izdelii) [Pragmatonyms in onomastic space: semantic, linguistic, cultural and syntactic aspects (on the example of confectionery)]. Vestnik Bashkirskogo un-ta [Bulletin of the Bashkir University.]. 2016. T. 13, no 4. S. 990 - 993. (In Russian).

5. Omel'ianenko V. A. Otonimnye pragmatonimy s natsional'no-kul'turnym komponentom v rossiiskoi reklame [Otony-mous pragmatonyms with a national-cultural component in Russian advertising]. Vestnik RUDN. Seriia: Teoriia iazyka. Semiotika. Semantika [Bulletin of the RUDN. Series: Theory of Language. Semiotics. Semantics.]. 2018. No. 3 (9). S. 712-728. (In Russian).

6. Podol'skaiaN. V. Slovar' russkoi onomasticheskoi terminologii [Dictionary of Russian onomastic terminology]. Moskva: Nauka, 1978. 200 p. (In Russian).

7. ShvedovaN. L. Funktsional'naia spetsifika pragmatonimov: avtoref. diss... kand. filol. nauk [Functional specificity of pragmatonyms: abstract. Dis. ... Candidate of Philological Sciences]. Volgograd, 2011. 25 p. (In Russian).

Received 15.11.2023

Starygina N.F. Candidate of Philology, Associate Professor at Department of Russian and Foreign Languages

Ural State Forest Engineering University

Sibirskiy trakt st., 37, Yekaterinburg, Russia, 620100

E-mail: felixovna.711@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.