ЛИНГВИСТИКА LINGUISTICS
УДК 811.161.1
социально- Samara State University of Social Sciences and Education
postgraduate student Osipova N.D. Russia, Samara, tel. +7 (917) 112-95-14 e-mail: [email protected]
Н.Д. Осипова
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИЕМА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОТОНИМНЫХ ПРАГМАТОНИМАХ
Самарский государственный
педагогический университет
аспирант
Осипова Н.Д.
Россия, г. Самара,
тел. +7 (917) 112-95-14
e-mail: [email protected]
В статье исследуется применение лингвокреативной деятельности на материале отечественных отоним-ных прагматонимов - наименований конфет. Предмет изучения - прагматонимы, реализующие фонетический тип языковой игры. Цель статьи - анализ реализации фонетического типа языковой игры в условиях современной номинативной ситуации в России. Методологической базой исследования являются работы таких отечественных лингвистов, как Ю.В. Бульина, Т.А. Гридина, Е.П. Иванян, В.З. Санников, И.И. Файзуллина, Р.Ю. Ше-балов и др. Приведены различные точки зрения на понимание таких терминов, как языковая игра, ономастическая игра, лингвокреативная деятельность. Среди российских номинаторов выявлена тенденция отхода от мелиоративных наименований продукции, ориентация на интерактив с потенциальным потребителем путем реализации людической функции онимов. В ходе анализа определено несколько типов способов реализации фонетической языковой игры: фонетическая языковая игра в сочетании с рифмовкой и редупликацией; фонетическая игра, основанная на актуализации прецедентного имени, а также актуализация внутренней формы слова (контаминация нескольких значений одного онима). Проведенное исследование позволяет оценить людическую функцию прагматонимов - названий конфет с точки зрения наличия социально маркированных компонентов и их ассоциативного поля для потенциального потребителя. В части прагматонимов выявлен также логопедический потенциал, который заключается в сочетании в составе номена труднопроизносимых для детей дошкольного и младшего школьного возраста звуков. Отмечена социокультурная роль прагматонимов. Результаты исследования могут быть применены в практике преподавания русского языка в школе и вузе; также перечислены основные аспекты, представляющие интерес для дальнейшего изучения отонимных прагматонимов — названий конфет, реализующих принцип ономастической игры.
Ключевые слова: оним, прагматоним, названия конфет, отонимный прагматоним, прецедентный оним, гипокристическое имя, трансонимизация, мелиоративная номинация, языковая игра, ономастическая игра, лин-гвокреативность, контаминация.
N.D. Osipova
PHONETICAL LANGUAGE GAME REALIZATION IN MODERN OTONYM PRAGMATONYMS
In this article the application of linguo-creative activity is investigated on the domestic otonym pragmatonyms -
© Осипова Н.Д., 2020
candy names. The aim of this article is to analyse realization of phonetical type of language game in the current nominative situation in Russia. Different points of view are given on the understanding by domestic linguists of such terms as a language game, onomastic game, linguistic-creative activity. Among Russian nominees, the trend away from ameliorative names of production and focus on interaction with potential consumer by realizing human function of onyms are identified. During the analysis, several types of methods of phonetical language game realization are identified: phonetical language game combined with rhyming and reduction; phonetical game based on precedent name actualization and inner form of the word actualization (contamination of several meanings of one onym). The study allows to evaluate the human function of pragmatonym - candy names in terms of socially marked components and their association area for a potential consumer. In terms of pragmatonyms the speech therapy potential was identified, which consists in combining the nomen of difficult to pronounce sounds for children of preschool and primary school age. The sociocultural role of pragmatonyms is noted. The main aspects that are of interest for further study of otonymous pragmatonyms - candy names that implement the principle of onomastic game are listed.
Key words: onym, pragmatonym, candy names, otonym pragmatonym, precedent onym, hypocoristical name, transference strategy, ameliorative nomination, language game, onomastic game, linguo-creative activity, contamination.
Однозначного определения термина «языковая игра» (игра с языком, игра слов, языковая эксцентрика, реализация людической функции языка) в современной лингвистике нет, однако словарь-справочник «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты» под ред. А.П. Сковородникова дает обобщенную трактовку языковой игры как «творческого, нестандартного (неканонического, отклоняющегося от языковой / стилистической / речеповеденческой / логической нормы) использования любых языковых единиц и/или категорий для создания остроумных высказываний, в том числе - комического характера» [1; с. 389].
«Понятия языковая игра и стилистический прием пересекаются в том случае, если стилистический прием используется в людической (игровой) функции - функции создания нестандартного остроумного высказывания» [1; с. 389].
Языковая игра достаточно широко рассматривается в рамках текста, «...проникает во все сферы человеческой жизни, от бытовой сферы, где она существует в виде ходячей шутки или просто в виде отзвучий, <...>, до рекламного слогана, газетного фельетона, ораторской речи и поэтического произведения. Языковая игра вездесуща и потому, что освоила все языковые уровни - фонику, словообразование, лексику, синтаксис» [2; с 159-160].
Близки к данной точке зрения авторы «Русской разговорной речи» (Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова), которые считают, что языковой игрой можно считать свободное отношение к форме речи с установкой на комический эффект (шутка, острота, каламбур, различные тропы) [3; с. 172].
Таким образом, к языковой игре возможно отнести большинство средств выразительности, которые используются в языке художественной литературы (аллитерация, ассонанс, повторы-отзвучия, повторы, усиленные, сходством или тождеством лексического или словообразовательного значения, словотворчество и т.д.). Н.А. Николина и Е.А. Агеева также полагают, что, «с точки зрения совокупности приемов реализации и их основной функциональной нагрузки (балагурство и острословие), языковая игра в современном художественном тексте не отличается от языковой игры в современной русской разговорной речи» [4; с. 553].
В.З. Санников делает акцент на языковой игре, целью которой является создание комического эффекта - языковой шутке [5], и предлагает рассматривать типы языковой игры в соответствии с уровнями языка. Ю.В. Бульина, опираясь на классфикацию В.З. Санникова, выделяет следующие типы языковой игры: лексико-семантический, лексический, стилистический, прагматический, морфологический, словообразовательный, статусно-ролевой, фонетический, синтаксический, логико-фактический [6; с. 10-11]. Языковая игра понимается автором как осознанное нарушение языкового канона, проявляющееся на всех уровнях языка в тесной связи с ролевой и стилевой дифференциацией речевой деятельности и законами фор-
мальной логики, рассчитанное на осознание этого нарушения реципиентом и нередко имеющее целью создание комического эффекта [6; с. 8].
Т.А. Гридина полагает, что понятие языковой игры напрямую связано с ассоциативным контекстом слова, который обеспечитвает деавтоматизацию стереотипа употребления и восприятия словесного знака при помощи лингвистических механизмов, чем и достигается эффект языковой игры [7]. «Будучи особой формой лингвокреативного мышления, имеющего ассоциативную природу, языковая игра всегда нацелена на использование лингвистических приемов, подчеркивающих парадокс между стандартной формой и/или значением знака (а также принятым алгоритмом его образования и использования) и новой ассоциативной «обработкой того или иного вида языкового знания» [7; с. 26]. Т.А. Гридина характеризует языковую игру как процесс «направленного (программирующего) ассоциативного воздействия на адресата, достигаемого при помощи различных лингвистических механизмов» [8; с. 10].
Среди функций приема языковой игры исследователи называют эвристическую, креативную, фатическую, апеллятивную, гедонистическую, экспрессивную, релаксационную, языкотворческую [8], [13]. Т.А. Гридина в качестве основной выделяет эвристическую функцию, под которой понимается «активизация способности говорящих к постановке и решению нестандартных лингвистических задач» [8; с. 198].
Современная номинативная ситуация в России в сфере прагматонимики характеризуется усилением ориентации на языковую игру (лингвокреативность), на интерактив с потребителем. Доказательствами сказанного могут быть, к примеру, такие названия конфет, как «Заводная теща», «Укус женщины», «Без комплексов» и т. п. (представленные в продукции кондитерской фабрики «АтАг» Вологодской области). Такие номинации вызывают у потребителей улыбку, актуализируют юмористическую функцию прагматонима - названия конфет. Отметим, что в последние годы номинаторы всё чаще выходят за рамки мелиоративной лексики, моделируя не только положительные эмоции и ностальгические воспоминания, но и стремясь привлечь внимание потребителя оригинальным и неожиданным наименованием, далеко немелиоративного характера. Таким образом, в современных прагматонимах - названиях конфет, помимо устоявшейся тенденции мелиоративной номинации, вызвающей умиление, удовлетворенность, настраивающей на лирический лад, наблюдается и тенденция расширения потребительского контингента путем таких номинаций, как «Плотник Вася», «Кочегар Петя» («АтАг») и т. п., в которых мелиорация отсутствует, однако в яркой форме актуализирована людическая функция.
И.И. Файзуллина ставит перед собой задачу комплексного описания свойств прагмато-нимов как нового, развивающегося класса имен собственных, входящих в периферийное поле ономастического пространства. Исследователь рассматривает реализацию принципа языковой игры, понимаемой как «определенный тип речевого поведения, основанный на преднамеренном нарушении системных отношений языка с целью создания комических языковых форм», на фонетическом и словообразовательном уровнях [9; с. 18]. Широкое использование языковой игры в современных прагматонимах и рекламе отмечает Ван Мяо в работе «Названия русских и китайских кондитерских изделий в прагмалингвистическом аспекте» [10], изучая данное явление с целью сопоставления прагматических факторов лингвистической и паралингвистической специфики русских и китайских прагматонимов. Исследования многих современных лингвистов посвящены использованию приёма языковой игры в речи педагогов [11]. Ю.В. Бульина изучает явление языковой игры в рамках педагогической коммуникации (общение между студентами и преподавателями в вузе) с целью создания смехо-вого пространства [6]. Также Е.П. Иванян и С.И. Айтасова рассматривают с точки зрения реализация языковой игры коннотативные онимы [12]. Новым этапом в изучении ономастических феноменов в области языковой игры следует считать исследование Р.Ю. Шебалова, которое посвящено изучению ономастической игры в художественном тексте (на материале
ранних рассказов А.П. Чехова). Мы разделяем точку зрения ученого, определяющего ономастическую игру как «вид языковой игры, в основе которой лежат лингвокреативные механизмы актуализации этно-, социо- и прецедентно маркированных компонентов ассоциатив-но-коннотативной семантики ИС, связанные с акцентированием и / или переключением ономастического стереотипа» [13; с. 9]. Научная новизна нашего исследования состоит в изучении фрагмента общей проблемы языковой игры в ономастике применительно к отонимным прагматонимам - названиям конфет.
Цели нашей статьи: 1) исследование языкового материала прагматонимов - названий конфет и его анализ с точки зрения типа языковой игры; 2) описание структуры и семантики прагматонимов - наименований конфет, реализующих принцип языковой игры; 3) оценка лингвокреативной деятельности номинаторов российских кондитерских фабрик с точки зрения её социокультурного значения и потенциального воздействия на потребителя. Нами было проанализировано более 400 прагматонимов - наименований конфет (68 российских кондитерских фабрик). В более чем 100 из них на разных языковых уровнях реализуется лин-гвокреативная деятельность номинаторов. Явная ориентация на языковую игру прослеживается в продукции таких кондитерских предприятий, как «АтАг» (Вологодская область, р.п. Шексна), «Краскон» (г. Красноярск), «Sweet life» (Пензенская обл.), однако отдельные примеры были обнаружены нами и в наименованиях конфет многих других фабрик. Поскольку для нашего исследования особый интерес представляют отонимные прагматонимы - названия конфет, в данной статье мы проанализируем лишь часть наименований, реализующих принцип фонетической языковой игры.
Осуществляя исследование обзор языкового материала с точки зрения типа языковой игры, мы отмечаем, что наиболее распространены (около 70%) наименования, представляющие собой антропонимы с рифмизацией. Таковы прагматонимы «Алина-малина» («Славянка», г. Старый Оскол), «Настена-Сластена» («Акконд», г. Чебоксары), Антошка-картошка (Кондитерская фирма «Такф», г. Тамбов), «Апельсинки для Иринки» и «Барбариски для Лариски» («Сладуница», г. Омск), «Герберы для Леры» и «Жасмины для Ирины» («Sweet life», Пензенская обл.), «Машка в ромашках» («Краскон», г. Красноярск), «Наташка-первоклашка» (Пензенская кондитерская фабрика, г. Пенза). На данных примерах можно наблюдать фонетический тип языковой игры, основанный на «обыгрывании фонетического облика слова и ритмико-мелодической структуры высказывания» [6; с. 13].
В соответствии со структурой и семантикой представляется возможным разделить данные прагматонгимы на две группы.
К первой группе отнесем названия, состоящие из антропонима и приложения. В праг-матонимах «Алина-малина» и «Антошка-картошка» приложения указывают на состав конфет. В первом случае - ягодная начинка, во втором случае - вкус известного с советских времен пирожного «Картошка». При этом прагматоним «Антошка-картошка» также асоции-руется с детской песней, звучавшей в советском мультфильме «Антошка» (1969 г.): «Антошка, Антошка! / Пойдём копать картошку!». Таким образом, антропоним Антошка в данном случае можно считать прецедентным, а приложение картошка актуализирует социально-маркированный компонент онима. В наименовании «Настена-Сластена» вторая часть выполняет мелиоративную функцию, настраивая потребителя на получение удовольствия от сладкого десерта. Прагматоним «Наташка-первоклашка» содержит в себе отсылку к одноименной детской песне (слова К.И. Ибряева): «Сестрёнка Наташка теперь первоклашка, / Теперь ученица она. / И знает об этом вся улица наша, / И знает об этом вся наша страна!». Подобное сочетание слов, как и случае в прагматонимом «Антошка-картошка», вероятно, вызовет ассоциацию с детством. В данном примере также актуализируется социально маркированный компонент антропонима в гипокористической форме Наташка. На примере наименования «Вася-василёк» («Рошен» г. Липецк) наблюдается явление трансонимизации - перехода онима одного разряда в другой [14; с. 138]. В русском языке фитоним василёк используется
как уменьшительно-ласкательная форма имени Василий. Т.А. Гридина приводит в качестве примера детской номинативной игры восприятие такого наименования ребенком: «Бабушка, почему василёк? А есть такой цветок - сашулёк? (Смеется). (Саша, 7, 5 л.)» [15; с. 15] (название цветка от имени Саша). В данном прагматониме два значения данного онима - гипокри-стическая форма анторопонима Вася и отонимный фитоним василёк - контаминируют, что подчеркивается оформлением упаковки (рис. 1, 2). Вариантов иллюстраций несколько, однако на всех неизменно присутствует изображение цветков василька.
Рис. 1. Упаковка конфеты «Василёк» (Вариант 1)
Рис. 2. Упаковка конфеты «Василёк» (Вариант 2)
Во вторую группу мы считаем логичным выделить прагматонимы, представляющие собой словосочетания с предлогом для, построенные по принципу что-то + для + анторопо-ним (Им.п.+для+Род.п.). Интересно сходство способа номинации двух кондитерских марок, отличающегося лишь семантикой первого компонента. В пргаматонимах фабрики «Сладу-ница» данный компонент «съедобен»: «Апельсинки для Иринки» - апельсин, «Барбариски для Лариски» - барбарис (в данном контексте, возможно, подразумевается не ягода, а одноименная карамель. В таком случае представляется возможным говорить о явлении эксплуатации брендового названия. Следует отметить, что в данных примерах, как и в первой группе, основу рифмовки составляет диминутивная номинация (суффиксы -к-, -ён-). Номинаторы фабрики «Sweet life» в качестве первого компонента используют фитонимы герберы и жасмины: «Герберы для Леры» и «Жасмины для Ирины». Такми образом можно говорить о том, что среди российских кондитерских фабрик наблюдается определённая тенденция использования подобной номинативной модели.
Отдельного рассмотрения, на наш взгляд, требует ономастическая игра в прагматони-мах «Машка в ромашках» («Краскон», г. Красноярск) и «Рома+Машка» («Невский кондитер», г. Санкт-Петербург). Оба примера номинации содержат явную отслыку к бренду конфет «Ромашка», выпускаемому кондитерской фабрикой «Рот Фронт» (г. Москва), как в наименовании, так и в стиле оформления упаковки. В прагматониме «Машка в ромашках» антропоним Машка актуализируется за счет созвучного фитонима ромашка. В прагматониме «Рома+Машка» наблюдается явление анадиплосиса (повтор слога -ма-), в результате чего мы получаем лексему рома-машка, фонетически сближенную с фитонимом ромашка (также возможно диминутивное производное от антропонима Роман).
Приём ономастической игры реализуется также в прагматониме «Рио-Рио» («Самарский кондитер», г. Самара) с использованием приема редупликации - рифмуется повторяющийся фрагмент топонима Рио-де-Жанейро.
При оценке лингвокреативной деятельности номинаторов российских кондитерских фабрик с точки зрения потенциального воздействия на потребителя представляется важным, что прагматонимы, основанные на фонетическом сходстве и редупликации (повторах), легко запоминаются, и, соответственно, привлекают значительную потребительскую аудиторию. Кроме того, следует отметить логопедический потенциал подобных прагматонимов, связанный с их использованием в качестве артикуляционной разминки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно полезны в подобных целях будут прагматонимы «Антошка-картошка», «Апельсинки для Иринки», «Барбариски для Лариски», «Герберы для Леры», «Жасмины для Ирины», «Машка в ромашках», «Наташка-первоклашка», «Рио-Рио». В данных лексемах присутствует труднопроизносимый вибрант [р], который в номенах «Апельсинки для Иринки», «Герберы для Леры», «Барабариски для Лариски» сочетается с оппозиционным ему смычным [л]. Также в прагматонимах «Жасмины для Ирины», «Машка в ромашках» и «Антошка-картошка» присутствуют шипящие [ж] и [ш], произнесение которых также вызывает затруднение у дошкольников.
Таким образом, в нашем языковом материале среди прагматонимов, реализующих принцип ономастической игры, доминируют случаи её фонетического типа. С точки зрения структуры представляется возможным деление прагматонимов на две группы в зависимости от связи между онимом и апеллятивным компонентом. Также нами выделено несколько способов построения наименований, основу которых составляет фонетическая игра. В наиболее многочисленную группу вошли прагматонимы, в которых фонетический тип языковой игры основан на рифмовке за счет диминтутивных суффиксов либо за счет редупликаци. Были также выялены случаи фонетической игры, основанные на актуализации прецедентного имени собственного и внутренней формы слова с контаминацией нескольких лексических значений. Следует отметить, что данные наименования соответствуют современной номинативной ситуации в России, отвечая стремлению номинаторов привлечь внимание к своей продукции неординарными названиями. Наш анализ показал, что многие прагматонимы несут в себе обучающий потенциал, а также имеют немаловажное социокультурное значение.
На настоящий момент перспективными представляется изучение на материале отоним-ных прагматонимов - наименований конфет разных типов языковой игры (лексико-семантического, стилистического, логико-фактического, синтаксического и др.) [6], [16], Также представляет интерес вопрос реализации прагматического принципа языковой игры, основанного на прецедентно маркированных компонентах семантики онимов.
Библиографический список
1. Сковородников А. П. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. М.: ФЛИНТА, 2011. 480 с.
2. Береговская Э.М. Принцип организации текста как игровой момент // Русская филология: Ученые записки Смоленского гуманитарного университета. Смоленск, 1999. С. 159 -180.
3. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: 1983. 240 с.
4. Н.А. Николина, Е.А. Агеева. Языковая игра в структуре современного прозаического текста // Русский язык сегодня. Вып. 1. Сб. статей. М.: 2000.
5. Санников В.З. Русская языковая шутка: От Пушкина до наших дней. М.: 2003. 560 с.
6. Бульина Ю.В. Языковая игра в речи студентов и преподавателей как способ создания смехового пространства в общении: автореферат дис. на соиск. уч. степени кандидата филол. наук. Саратов, 2011. 23 с.
7. Гридина Т.А. Языковая игра как лингвокреативная деятельность // Язык. Система. Личность. Языковая игра как вид лингвокреативной деятельности. Формирование языковой личности в онтогенезе: Материалы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции 25-26 апреля 2002. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2002. С. 26-27.
8. Гридина Т.А. Языковая игра: Стереотип и творчество. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного педагогического университета, 1996. 215 с.
9. Файзуллина И.И. Ономастическое поле прагматонимов современного русского языка: автореферат на соиск. уч. степени кандидата филол. наук. Уфа, 2009. 26 с.
10. Ван Мяо. Названия русских и китайских кондитерских изделий в прагма-лингвистическом аспекте: автореферат дис. на соиск. уч. степени кандидата филол. наук. Волгоград, 2010. 23 с.
11. Иванян Е.П. Языковая игра в педагогической речи: лингвоэкологический аспект // Acta Universitatis Lodsiensis Folia Linguistica Rossica. 2017. 14. S. 71-78.
12. Е.П. Иванян, С.И. Айтасова. Семантика и функции коннотативных онимов в русском дискурсе // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: Материалы шестой международной научно-практической конференции. Самара, 2011. С. 131-137.
13. Шебалов Р.Ю. Ономастическая игра в художественном тексте (на материале ранних рассказов А.П. Чехова): автореферат на соиск. уч. степени кандидата филол. наук. Екатеринбург, 2004. 28 с.
14. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978.
198 с.
15. Гридина Т.А. Своя игра: ребенок в мире языка: монография. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2015. 179 с.
16. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки русской культуры, 1999. 542 с.
References
1. Skovorodniov A.P. Encyclopedic Dictionary. Expressive means of the Russian language and speech errors and shortcomings. Moskow, 2011. 480 p.
2. Beregovskaya E.M. The principle of organizing text as a game moment // Russian philology: Scientific notes of the Smolensk Humanitarian University. Smolensk, 1999. P. 159-180.
3. Russian spoken language. Phonetics. Morphology. Lexis. Gesture. Moskow, 1983. 240 p.
4. N.A. Nikolina, E.A. Ageeva. Language game in the structure of modern prosaic text // Russian language today. Issue 1. Moskow, 2000.
5. Sannikov V.Z. Russian language joke: From Pushkin to the present day. Moskow, 2003.
560 p.
6. Bulina Yu.V. Language game in the speech of students and teachers as a way to create a laughing space in communication: abstract of thesis. Dissertation of candidate of philological Sciences. Saratov, 2011. 23 p.
7. Gridina T.A. Language game as a linguo-creative activity // Language. System. Personality. Language game as a type of linguo-creative activity. The formation of a linguistic personality in ontogenesis. Ekaterinburg, 2002. P. 26-27.
8. Gridina T.A. Language game: Stereotype and creativity. Ekaterinburg, 1996. 215 p.
9. Fayzullina I.I. Onomastic field of pragmatonyms of the modern Russian language: abstract of thesis. Dissertation of candidate of philological Sciences. Ufa, 2009. 26 p.
10. Wang Miao. Names of Russian and Chinese confectionery in a pragma-linguistic aspect: abstract of thesis. Dissertation of candidate of philological Sciences. Volgograd, 2010. 23 p.
11. Ivanyan E.P. Language game in teacher's speech // Acta Universitatis Lodsiensis Folia Linguistica Rossica. 2017. 14. P. 71-78.
12. E.P. Ivanyan, Aitasova S.I. Semantics and functions of connotative onyms in Russian discourse // Higher humanitarian education of the XXI century: problems and prospects. Samara, 2011. P. 131-137.
13. Shebalov R.Yu. Onomastic game in fiction (on the material of the early stories of A.P. Chekhov): abstract of thesis. Dissertation of candidate of philological Sciences. Ekaterinburg, 2004. 28 p.
14. Podolskaya N.V. Dictionary of Russian onomastic terminology. Moskow, 1978. 198 p.
15. Gridina T.A. My own game: child in the world of language: a monograph. Ekaterinburg, 2015. 179 p.
16. Sannikov V.Z. Russian language in the mirror of the language game. Moskow, 1999. 542 p.