Научная статья на тему 'Специфика перевоплощения в реальности моды'

Специфика перевоплощения в реальности моды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
370
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ / РОЛЬ / ИГРА / ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНОСТЬ / FASHION / REINCARNATION / THE ROLE PLAY / SHOW OFF / THEATRICALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бакеркина Оксана Артуровна, Костерина Алла Борисовна

Рассматривается процесс перевоплощения в моде и определяется значимость его влияния на человеческое сознание в рамках современного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF IMPERSONATION IN REALITY OF FASHION

This article discusses the process of transformation in the fashion and determined the significance of its impact on human consciousness in the modern society.

Текст научной работы на тему «Специфика перевоплощения в реальности моды»

УДК 391

О. А. Бакеркина, А. Б. Костерина СПЕЦИФИКА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ В РЕАЛЬНОСТИ МОДЫ

Рассматривается процесс перевоплощения в моде и определяется значимость его влияния на человеческое сознание в рамках современного социума.

Ключевые слова: мода, перевоплощение, роль, игра, демонстративность, театральность

This article discusses the process of transformation in the fashion and determined the significance of its impact on human consciousness in the modern society.

Keywords: fashion, reincarnation, the role play, show off, theatricality

Феномен моды определяет свое функционирование и возможности реализации в социуме посредством теснейшей связи с индивидом. Мода на сегодня является одной из наиболее важных форм культуры, она активно культивируется обществом, одновременно властвуя над ним. В результате этого рождается новый тип человека, обладающего определенной свободой выбора своей модели поведения, которое полностью предопределено системой культурных кодов [4]. Поэтому в современном обществе решение задачи по формированию визуально воспринимаемого, заключающегося в приведении внешней образной формы в соответствие новому пространству, становится для подавляющего числа его членов определяющей. И решается она прежде всего при помощи одежды, грима, предметного окружения, т. е. в соответствии с модой.

С момента рождения и на протяжении всей последующей жизни мы свято верим в то, что правильная внешняя оболочка способна сделать нас значимым для себя в социуме и себя для социума. Зигмунд Фрейд определял одежду как часть личностного са-мопредставления, с одной стороны, и источник физического удовлетворения от обладания ей, ее обновления и изменения - с другой. Г. Гегель относил желание нравиться и преображаться к отличительным человеческим качествам, позволяющим, постигая тонкости светского обхождения, возвыситься над грубым себялюбием первобытности. По мнению американского социолога и психолога Герберта Блумера, мода помогает людям справляться с быстрыми изменениями в привычном порядке вещей. Подражательный характер моды побуждает человека реализовать желание быть модным в надежде получить одобрение окружающих или создать респектабельный образ. «Именно надежда получить это одобрение и есть то, на чем основывается мода» [1, с. 277].

Массовая мода, характерная для современного общества, возникла, по мнению немецкого социолога Георга Зиммеля, во-первых, из-за существования различия между социальными слоями, а, во-вторых, в результате стирания жестких социальных перегородок. Сегодня появление компьютерной сети Интернет, высокая степень распространения телевидения превращают моду в глобальное явление интер-

национального характера. В мире моды все говорят на одном языке - от Токио до Тель-Авива, включая Гонконг [6]. Многие начинают подражать многим.

Мода предлагает личности доступный способ адаптации в окружающей действительности - смену внешней оболочки посредством использования предметов одежды, грима, предметного окружения, манер. В повседневной жизни цивилизованный человек постоянно вовлечен в некие ролевые игры и его успешность, карьерный рост, бытовая удовлетворенность и т. д. прямо зависят от индивидуального «ролевого» профессионализма. По мнению А. Гофмана, бытие человека определяется последовательной сменой социальных масок. Можно предположить, что, превращая костюм в оболочку ролевой маски, индивид получает психологическую уверенность в своем мастерстве. В выявленной связи Человек - Мода мы видим, что мода предоставляет человеку ситуационно применяемый «набор предметов реквизита» для бытового перевоплощения. Для причисления к определенной социальной группе индивид должен не только соблюсти внешнее подобие, но и выстроить образное решение в рамках стоимостного и брендового лимита. Для этого общество задает стандарты не только внешнего соответствия, но и ролевые поведенческие схемы. Мода становится специфической формой социальной регуляции человеческого поведения, объединяющей социальные, психологические и биологические механизмы воздействия на индивида. Исходя из этого, мы предлагаем конкретизировать определение моды и рассматривать ее как систему правил знакового соответствия, знание и строгое соблюдение которых обеспечивает контролируемое социумом продвижение индивида по социальной лестнице.

В современном обществе, отказываясь от своего я, индивид играет выбранную роль в «стилевом театре» индивидуального поведения. Возникает явление, которое известно отчасти под названием «дарового представления» в силу инстинкта театральности, присущего каждому: в повторяющихся жизненных ситуациях человек предпочитает роль либо зрителя, либо лицедея и вынужден постоянно перевоплощаться. Осознавая глубину воздействия правильно решенного

65

образа на окружающих, мода использует приемы суггестивного воздействия своих демонстраторов, влияя на подсознание, часто незаметно для публики.

Моде присуща не только театральность, но и демонстративность. Человеку необходима внешняя оценка окружающих его людей. Публичная демонстрация позволяет современному индивиду обеспечить быстроту оценки субъектов общения в условиях сверхдинамичного существования и преимущественно непродолжительных коммуникаций. Демонстративность моды в разной степени используется и различными современными общественными институтами, например, в политике при формировании образа политического лидера, который должен соответствовать определенным ожиданиям электората.

Демонстративность и театральность - основополагающие принципы моды, поэтому для последней стало вполне логичным использовать их в своих популистских целях. Сегодня, следуя моде, любой из нас может восстановить баланс с внешним окружением посредством расслабляющей и доставляющей удовольствие игры в переодевание. Кстати, еще древние греки определяли особую важность наличия игрового момента в жизни людей. В современном обществе реализацию игрового начала определяют устанавливаемые идеалы социальной жизни (модные образцы), связанные с областью мечты о самореализации. По мнению испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, человек, играя, способен создавать собственную «живую» культуру, сущность которой определяется спонтанностью и отсутствием прагматической установки. Конкретные элементы такой культуры определяют проявление индивидуального в противовес массовости, что характерно для современного состояния социума.

Интерес к игре как форме проявления индивида в обществе в формате нашего исследования определяется тем, что особенным для моды, в отличие от других феноменов культуры, является способность вовлекать в процесс формирования культуры практически всех членов социума. Это возможно по той причине, что мода, например, в отличие от театра, тоже использующего принцип перевоплощения, не требует от обычного человека наличия специфических актерских способностей или специальной профессиональной подготовки. Она предполагает только желание получить удовольствие от процесса изменения внешних составляющих жизненного пространства. Несмотря на устанавливаемые «модные стандарты», у человека, участвующего в процессе модного перевоплощения, создается полная иллюзия индивидуального творчества. Простые инструкции «пользователя» он получает посредством развитой сети СМИ. Презентационные схемы мода выстраивает по принципу театрального спектакля, только в упрощенном до предела варианте, используя лишь внешние визуальные эффекты.

Доступность демонстрируемых на подиуме образов имеет цель обращения к эмоциональной памяти детства - игре в куклы, когда в результате смены одежды один и тот же объект может моментально приобрести новую желаемую значимость. Неслучайно мода в начале пути использовала для распространения своего влияния на общество в качестве демонстрационных образцов неодушевленных кукол - пандор. Ж. Бодрийяр, в связи с современным состоянием моды, отмечает возвращение ее к первоначальной системе всеобщего визуального соблазна путем превращения тела, отданного во власть модных знаков, в манекен, указывая на половую неразличимость самого слова mannequin. Манекенщицы на подиуме, таким образом, воспринимаются зрителем как неодушевленные марионетки. Это впечатление усиливается благодаря сложному гриму, напоминающему неподвижную маску, особенностям модельной пластики, ограниченной стандартным набором движений, и отсутствием речевого общения между демонстратором и зрителем. Современное модное дефиле во многом напоминает театральное представление, в котором усложнена степень внешнего визуального воздействия относительно духовного. Заворожить зрителя, подчинить его волю, пробудить желание обладать вещью и реально участвовать в спектакле, даваемом модой публично, но уже в зрелищном пространстве всего социума - основная цель действа. Интерес для моды представляет тело зрителя в физическом смысле, которое используется для поддержания и укрепления ее влияния на массовое общественное сознание. Все внешние атрибуты зрелища не допускают условности и не требуют усилий воображения, предлагаясь человеку в качестве готового к употреблению продукта. Зрителю предоставлена возможность унести с собой с показа некую оболочку, которую он вполне может использовать в бытовой обстановке. Мечта становится реальностью, одновременно переставая быть мечтой. Происходящее разрушение иллюзий в свою очередь обеспечивает развитие моды. Французская журналистка Жани Саме вспоминает интересную историю, произошедшую во время одного из дефиле, на котором она сидела рядом с Аленом Делоном. «Парализованный зрелищем, он смотрел на скольжение этих невероятных созданий... Девушки равнодушно проходили мимо с безразличной сомнамбулической элегантностью. Делон повернулся ко мне: “Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где можно встретить этих женщин?” Нет, я не знала. И никто не знает. Они существуют только в лучах прожектора и в воображении их творцов-кутюрье... Они исчезают за сценой вместе с макияжем. А из гримерки выходят лишь анорексичные девушки в джинсах и футболках.» [7, с. 103]. Дефиле как зрелище поверхностно воздействует на зрение и слух человека, что отвечает сформировавшемуся в обществе постмодерна клиповому восприятию действительности. Мода

66

разделяет ретранслятора на демонстратора - модель и носителя - звезд киноиндустрии, шоубизнеса, политических и неформальных лидеров и т. д., облегчая и закрепляя тем самым считанную сознанием информацию о своих изменениях [3].

Во время активного информационного обмена между зрителем и моделью информатором моды является вещь. Сценическая задача модного перевоплощения заключается в передаче зрителю знаков модного соответствия и рекомендаций по их правильному применению в жизни. Процесс перевоплощения затрагивает не только людей, производящих и транслирующих модные стандарты, но и всех активных членов общества, превращая их в участников ежедневного модного действа. Современному человеку достаточно научиться самым элементар-

ным приемам переодевания, что в свою очередь обеспечивает вовлечение в процесс модной игры максимально возможного количества участников.

Простота восприятия знаковой составляющей моды и быстрая возможность овладения приемами ее применения дает человеку иллюзию бесконечного самосовершенствования индивидуальной самодостаточности. Мода, таким образом, формируя общие вкусы, определяет схемы проявления коллективного в обществе, где сегодня наблюдается индивидуализация сознания и ослабление межличностных связей. В свою очередь социум, используя влияние феномена моды на общество, преследует цель развлечь индивида, отвлечь его сознание от глобальных проблем современности, предоставляя сиюминутное наслаждение, уводя в мир образов и иллюзий и притупляя чувства.

1. Блумер, Г. Символический интеракционизм: перспектива и метод / Г. Блумер. - М.: Мир: Ргеийсе-ИаИ, 1969. - 208 с.

2. Гофман, А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. - М.: Изд. сервис: ГНОМ и Д,

2000. - 232 с.

3. Кавамура, Ю. Теория и практика создания моды / Ю. Кавамура. - Минск: Гревцов Паблишер, 2009. - 192 с.

4. Лотман, Ю. М. О семиотическом механизме культуры / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Труды по знаковым систе-

мам. Вып. 5. - Тарту, 1971.

5. Лотман, Ю. М. О русской литературе / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 1997.

6. Оконкво, У. Брендинг в моде класса «люкс»: мастерство создания и управления / У. Оконкво. - Минск: Гревцов Букс,

2010. - 408 с.

7. Саме, Ж. Высокая мода / Ж. Саме. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 320 с.

8. Хренов, Н. А. «Человек играющий» в русской культуре / Н. А. Хренов. - СПб.: Алетейя, 2005. - 604 с.

Сдано 24.02.2012

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.