Научная статья на тему 'Современная мода как социокультурный феномен массового сознания в потребительском обществе'

Современная мода как социокультурный феномен массового сознания в потребительском обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
535
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МОДА / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ / СТАТУСНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ИМИДЖ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / FASHION / STAGING / TRANSFORMATION / STATUS / ADAPTATION FUNCTION / IMAGE AND SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бакеркина О. А.

В статье феномен моды рассматривается через призму театрализации бытия индивида. Выявляются особенности проявления взаимодействия моды и театра в аспекте социальной значимости для человека в российской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern fashion as a socio-cultural phenomenon of mass consciousness in consumer society

In this paper, the fashion phenomenon is considered through the prism of the individual being spectacle. The author identifies the features of interaction between fashion and theater in the social significance aspect for the person in the Russian reality.

Текст научной работы на тему «Современная мода как социокультурный феномен массового сознания в потребительском обществе»

№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ™

О. А. Бакеркина, соискатель, кафедра дизайна одежды, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, oxanabakerkina@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ МОДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Современное постиндустриальное общество отличается экономическим и политическим неравенством, а также достаточно высокой степенью социальной мобильности личности. В аспекте рассматриваемого вопроса следует обратить внимание на восходящий тип вертикальной мобильности, активно проявляющийся в условиях постперестроечной России.

Сегодня, имея возможность самореализации в самых разных практических сферах, человек находится в постоянном эмоциональном контакте с другими членами общества, пытаясь реализовать свои потребности внутри производственной области и внутри области досуга, так как его положение теперь определяется не принадлежностью к тому или иному сословию или касте, а достигаемым личным статусом. Индивидом сегодня движет дух соревнования, дух соперничества, желание стать «царем горы», «сыграть главную роль». Оказавшись в обществе, где отсутствует жесткая государственность и начинают главенствовать рыночные отношения, он постоянно активно или пассивно вынужден приспосабливаться к существующей социальной среде.

В борьбе за повышение социального статуса, гарантирующего формируемые СМИ и рекламой социальные блага современного человека, следование моде, во всех вариантах ее проявления — от получения модной профессии до поведенческих

схем и внешних соответствий, становится для многих членов общества нормой жизни. Британский философ и социолог Герберт Спенсер представляет общество как социальный организм, состоящий из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределительной» и «регулятивной». Если применить эту схему к современному состоянию социума, то Мода объединяет в себе все три указанные системы и использует приемы театрализации жизни для обеспечения полноценного функционирования общества во всех уровнях. В современном обществе массового потребления феномен моды подчиняет сознание людей и начинает активно формировать поведенческие схемы существования индивида внутри толпы. Мода, являясь спутником экономики массового производства и массового потребления, культуры массовых зрелищ и развлечений, наилучшим образом выражает суть мироощущения: чувство нового, жажду перемен — и выступает своеобразным механизмом изменения материальных и духовных ценностей общества. Так как она предлагает человеку самый простой и доступный способ адаптации в окружающем пространстве жизни — смену внешней оболочки посредством использования предметов быта, одежды и грима, определяемых статусом. Требуемый ситуацией «прикид», необходимый набор фраз и жестов обеспечивает возможность быстрой ориентации

. ДИСКУССИЯ

» журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

в окружающей обстановке и определение выгодной стратегии поведения. Поэтому автор предлагает определить моду как инструмент социальной адаптации личности, позволяющий человеку создавать ситуационно-соответствующий образ путем быстрой смены внешних оболочек.

Согласно сказанному выше, знаковая суть внешней составляющей становится преимущественно существенной для обеспечения комфортного существования индивида. Теперь определяется архиважным наличие умения посредством использования многообразия современного товарного рынка вещей, создавать правильно считываемый и соответствующий ситуационной реальности образ. Разрушение традиционных культурных ценностей и формирование новых современных форм человеческого самоосознания и самоорганизации представляет определенные сложности для формирования норм общественного проявления личности, так как человеческой природе свойственно одновременное наличие несовместимых желаний и стремлений к противоречащим целям. В условиях быстрой смены бытовых ситуаций индивид подсознательно применяет поведенческие и внешние штампы, способные защитить его от принятия неправильных решений. Логичным становится главенство перфоманса в жизненном пространстве людей, предполагающее повышенную динамику поведения участников. Принцип театрализации становится естественной основой, формирующей индивидуальное сознание субъекта культуры в обществе массового потребления. В результате чего, автоматически активно начинает проявляться взаимодействие двух общественных феноменов — моды и театра, способных сформировать индивидуально-личностное проявление человека в современном социуме: по мнению автора, мода предоставляет личности возможность манипулировать внешними атрибутами имиджа, а театр, используя созданный модой имидж, предлагает срежиссированные типы социокультурного поведения в формах общения и самопрезентации.

Мода предоставляет личности возможность манипулировать внешними атрибутами имиджа, а театр, используя созданный

модой имидж, предлагает срежиссированные типы социокультурного поведения в формах общения и самопрезентации.

Логичность взаимодействия моды и театра в современном обществе объясняется формированием и проявлением этих явлений в истории человечества — они во многом определяют культурную составляющую общества и базируются на одинаковых человеческих инстинктах. Кроме того, Мода успешно воспроизводит все семь составляющих Театра: «место, текст или то, что его заменяет, постановщик, актеры, декорации, костюмы, публика»1. Наряду со стремлением к внешнему статусному соответствию, для современного человека стало естественным воспринимать различные явления общественной

_ жизни общества через

призму тотальной театрализации, выражающейся, в частности, в активном использовании в повседневности игрового начала, склонности к режиссированию и зрелищно-сти бытовых ситуаций, а также, к бытовому применению специфической театральной терминологии. «Нереализованные резервы человека, ранее существовавшие лишь в формах игры, искусства, сегодня имеют тенденцию реализоваться в самой жизни»2.

Граница демонстрационного подиума модного показа является своеобразной рампой, отделяющей происходящее действие от зрителя, соответственно, человек не ассоциирует себя с моделью (как и с актером на сцене) до степени смешения, наблюдая за ситуацией со стороны. В качестве «пандор», передатчиков «модной» информации, современный социум использует звезд шоу-бизнеса, спорта, политики и других общественных сфер, ассоциирующихся с современным пониманием успешности. Эти представители общества не только демонстрируют модный образ, но определяют степень его полезности и правильность практического применения в реальной жизни. Главенство перфоманса в жизни людей становится настолько логичным, что индивид продолжает усердно копировать выбранный образец, исполняя определенную для себя роль, даже в отсутствие сторонних наблюдателей.

Высокая степень театрализации всех аспектов человеческих отношений предполагают для Моды и Театра, которые явля-

№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ™

ются самыми зрелищными составляющими культуры, существование в культурном пространстве современного общества по принципу коллегиальности. В качестве демонстрационного пространства определяется подиум или сцена, а расширенная зрительская зона обеспечивает возможность активного коммуникативного общения внутри массы субъектов. Также в наличии — четкое ролевое распределение участников действия, позволяющее обеспечить нужную эмоциональную составляющую представления. В обществе упрощенного, «клипового» восприятия действительности, когда, по определению Жана Бодрийяра, все становится товаром3, пластичность и трансфор-мативность феномена моды объясняет ее беспардонное вторжение в пространство искусства. Прежде всего, Мода адаптируется на территории Театра, влияние которого на формирование поведенческих схем в жизни общества всегда было сильным и определялось склонностью человеческой природы к подражанию и игре (на этих же человеческих проявлениях базируется и Мода). Это вторжение облегчается и идентичностью человеческих свойств, определяющих развитие и моды, и театра. Выявленная автором тенденция к сближению феноменов предполагает необходимым проведение их структурного анализа для выявления возможностей прогнозирования проявления социальной роли моды и театра в постмодернистской реальности, учитывая, что оба эти явления принадлежат к разновидностям социальной коммуникации. Такой подход в рассмотрении взаимодействия этих составляющих культуры нам кажется актуальным в условиях современной России, где на сегодня, вследствие демократи-

В обществе упрощенного, «клипового» восприятия действи тельности, когда все становится товаром, пластичность и транс-формативность феномена моды объясняет ее беспардонное втор жение в пространство искусства.

менения ментальности, статусной принадлежности и т. д. Позволяя выстроить аналог человеческой судьбы, проанализировать со стороны ее успехи и неудачи, предлагая при этом возможные поведенческие схемы. Театр обладает на сегодня очень высокой степенью практической значимости для определения внутренней составляющей как общества, так и отдельной личности. Мода, в силу особенностей своей структуры, позволяет спроектировать необходимый для формирования комфортного личного пространства внешний эффект.

Используя привычную для театрального представления систему внешнего знакового обозначения героев, Мода формирует новый символический язык, позволяющий обеспечить несловесную бытовую коммуникацию. Ю. М. Лотман в своих исследованиях отмечал, что все окружающие нас вещи способны приобретать символический характер. Следовательно, обладание той или иной статусной вещью позволяет человеку должным образом позиционировать себя в выбираемой им социальной группе. Союз Моды и Театра в парадигме культуры современного общества формирует для его членов знаковые социокультурные представления через окружающий предметный мир, одежду, грим, манеры, жесты и т. п. Правильное пользование этим знаковым набором позволяет человеку реализовывать жизненную программу «победителя», неправильное — приводит к положению «жертвы». Подтверждением значимости массового овладения знаковой системой является возникновение многочисленных тренингов, телепрограмм, ток-шоу на темы быстрого внешнего преображения с целью статусного продвижения в обществе.

ческих преобразований, наблюдается особенный всплеск социальной мобильности. Обществу становится необходимым формировать новые структуры социальной регуляции, позволяющие удовлетворять потребности его членов, формируя ценностный мир и становление социального самоощущения человека в условиях разрушения привычных форм социального взаимодействия, из-

Реализуя «программу успеха», человек и общество попадают в плен «театрально-модной» коалиции, которая определяет новую картину представлений об индивидуальных атрибутах социальной успешности, давая поведенческие установки, формируя запросы и ожидания. Индивид применяет прием «маскировочного» культурного соответствия, создающий иллюзию возможности достиже-

. ДИСКУССИЯ

» журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ния цели посредством применения штампованной вещно-поведенческой схемы. Человек надевает маску, задаваемую требованиями общества или «социального зрителя». Он отказывается от своего «я» и играет роль в «стилевом театре», осмысленно проявляя демонстративное поведе-

Современное общество принимает в качестве основной

идеи принцип потребления, в котором культура как продукт уступает материальным ценностям и развлечениям.

ных видов искусств, вынужден искать пути выхода из главного, стоящего в основе всех остальных, кризиса — кризиса культуры. Наиболее действенным элементом для воздействия на все слои общества сейчас является Мода, «переманивающая» индивида на свою сторону.

ние для достижения субъективной цели.

Сложность заключается лишь в том, что при наличии огромной информационной базы, ценности и поведенческие образцы каждый выбирает и тестирует самостоятельно. Внутри тандема моды и театра в формировании культуры общества вещная составляющая становится приоритетной, что способно привести к духовному обнищанию общества. А это принципиально неприемлемо для Театра как одной из высших форм искусства. Проблема усугубляется и тем, что современное общество принимает в качестве основной идеи принцип потребления, в котором культура как продукт уступает материальным ценностям и развлечениям. Но, с другой стороны, плюсом взаимопроникновения двух феноменов в условиях динамично развивающейся общественной формации становится преодоление межъязыкового барьера в общении между членами социума, что обеспечивает формирование и распространение эстетических канонов, формирующих вкусы общества в мировом масштабе.

Особенностью же переживаемого Россией периода трансформации культурных ценностей, навязанного новой экономической и политической ситуацией, является резкое уменьшение слоя интеллектуалов и интеллигенции, который ранее выполнял функцию передачи базовых ценностей и культурных стандартов, формирующих эстетическую составляющую социума и являющихся его интегрирующей силой. И если в высокоиндустриальном обществе Театр и Мода давно являются высокостатусными продуктами потребления, не всегда нуждающимися во взаимном участии, то российская действительность, наоборот, вынуждает эти феномены тесно взаимодействовать друг с другом.

Театр, в силу своей зрелищности остающийся на сегодня одним из приоритет-

Она предлагает человеку стать соучастником жизни в мире грез (что до недавнего времени мог предложить только Театр), при этом соблазняя его возможностью продолжить представление и после сценического финала. То, чем грезил зритель на модном дефиле, он получает далее в реальной жизни как любимую игрушку, продлевая тем самым упоительное эмоциональное состояние праздника и вне зрительного зала.

Таким образом, Мода для публичной демонстрации своих установок в качестве демонстрационного экрана использует все виды сценического пространства и возможность активного коммуникативного общения внутри зрительской массы, характерную для Театра. Но, с другой стороны, Театр использует Моду для предоставления человеку возможности своеобразной ролевой репетиции бытия в реальных условиях, предлагая образное решение с упрощенными поведенческими схемами и заданными внешними проявлениями для конкретных ситуаций. Как заметил М. Ю. Лотман, достаточно часто столкновение порождает нечто третье, принципиально новое, которое не является логически предсказуемым последствием ни одной из столкнувшихся систем4. Поэтому своевременность сопоставления двух глобальных феноменов культуры в одном исследовании следует из вероятности их главной задачи — формирования эстетики будущего для человеческого социума. V

1. Бадью А. Рапсодия для театра. Краткий философский трактат. — М.: Модерн, 2011. С. 12.

2. Хренов Н. А. «Человек играющий» в русской культуре. - СПб.: Алетейя, 2005. С. 28.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. — М.: Республика, Культурная революция, 2000.

4. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры. — Таллинн: «Александра», 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.