Научная статья на тему 'Специфика перехода интернет-мема в пространство реального политического протеста (на примере протестных акций в России в 2017-2018 гг. )'

Специфика перехода интернет-мема в пространство реального политического протеста (на примере протестных акций в России в 2017-2018 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
476
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМ / ОППОЗИЦИЯ / ПУБЛИЧНЫЙ ПРОТЕСТ / СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / MEME / OPPOSITION / PUBLIC PROTEST / NETWORK SPACE / POLITICAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никулин Е.Р., Шубин А.Е.

В статье на примере взаимодействия российского социально-медийного поля и сферы реальных коммуникаций в контексте актуальных акций политического протеста анализируются свойства и особенности такого явления интернет-культуры как политический мем, его влияние на протестное движение, процесс его трансформации в рамках публичного дискурса. Рассматриваются теоретические и методологические концепции исследования данной проблемы, ранее использованные в научных трудах. Методологической базой исследования выступают парадигма классического изучения средств массовой информации Гарольда Лассуэлла, также используется понимание мема как смысловой единицы, данное Ричардом Докинзом и развитое впоследствии исследователями актуального сетевого пространства. В работе делается вывод о ключевой роли интернет-мема как кодификатора как протестной сетевой активности, так и уличных акций, организуемых представителями оппозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Никулин Е.Р., Шубин А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of transition of the Internet meme into the space of a real political protest (the example of political protests in Russia in 2017-2018)

The article examines the properties and features of the Internet culture as a political meme, its influence on the protest movement, its transformation process within a public discourse on the example of the interaction of the Russian social media field and the sphere of real communications in the context of current political protest actions. Theoretical and methodological concepts of research of this problem, previously used in scientific works, are considered. The methodological basis of the study is the paradigm of the classical study of the media by Harold Lasswell, also using the understanding of the meme as a semantic unit, given by Richard Dawkins and later developed by researchers of the current network space. The research concludes that the key role of the Internet meme as a codifier of both protest network activities and street actions organized by representatives of the opposition.

Текст научной работы на тему «Специфика перехода интернет-мема в пространство реального политического протеста (на примере протестных акций в России в 2017-2018 гг. )»

Специфика перехода Интернет-мема в пространство реального политического протеста (на примере протестных акций в России в 2017-2018 гг.)

Specificity of transition of the Internet meme into the space of a real political protest (the example of political protests in Russia in 2017-2018)

Никулин Е.Р.

Студент 3 курса, Институт истории и политики Ф-т прикладной политологии Московский педагогический государственный универститет

РФ, г.Москва e-mail: egor. nikulin. 98@bk. ru

Nikulin E.

3rd year student Institute of history and politics Applied political science faculty Moscow Pedagogical State University Russia, Moscow e-mail: egor. nikulin. 98@bk. ru

Шубин А.Е.

Студент 3 курса, Институт истории и политики Ф-т прикладной политологии Московский педагогический государственный универститет

РФ, г.Москва e-mail: arseniyshubin@gmail. com

Shubin A.

3rd year student Institute of history and politics Applied political science faculty Moscow Pedagogical State University Russia, Moscow e-mail: arseniyshubin@gmail. com

Аннотация.

В статье на примере взаимодействия российского социально-медийного поля и сферы реальных коммуникаций в контексте актуальных акций политического протеста анализируются свойства и особенности такого явления интернет-культуры как политический мем, его влияние на протестное движение, процесс его трансформации в рамках публичного дискурса. Рассматриваются теоретические и методологические концепции исследования данной проблемы, ранее использованные в научных трудах. Методологической базой исследования выступают парадигма классического изучения средств массовой информации Гарольда Лассуэлла, также используется понимание мема как смысловой единицы, данное Ричардом Докинзом и развитое впоследствии исследователями актуального сетевого пространства. В работе делается вывод о ключевой роли интернет-мема как кодификатора как протестной сетевой активности, так и уличных акций, организуемых представителями оппозиции.

Annotation.

The article examines the properties and features of the Internet culture as a political meme, its influence on the protest movement, its transformation process within a public discourse on the example of the interaction of the Russian social media field and the sphere of real communications in the context of current political protest actions. Theoretical and methodological concepts of research of this problem, previously used in scientific works, are considered. The methodological basis of the study is the paradigm of the classical study of the media by Harold Lasswell, also using the understanding of the meme as a semantic unit, given by Richard Dawkins and later developed by researchers of the current network space. The research concludes that the key role of the Internet meme as a codifier of both protest network activities and street actions organized by representatives of the opposition.

Ключевые слова: мем, оппозиция, публичный протест, сетевое пространство, политический дискурс.

Key words: meme, opposition, public protest, network space, political discourse.

На сегодняшний день интерактивные медиа играют всё большую роль в политической жизни индивида. Они формируют ежедневную информационную повестку путём мгновенного распространения огромного количества данных и их визуальной систематизации, а также способствуют одновременной коммуникации миллионов граждан. Безусловно, мы можем говорить, что в рамках такого, активно развивающегося виртуального пространства, формируется своя собственная культура, в том числе политическая. Одним из ключевых её элементов является политический мем, кодирующий отношение отдельных субъектов или групп субъектов, существующих в виртуальном пространстве к той или иной политической проблеме. Учитывая, что в последние два года высокую значимость в политическом процессе в России приобрели общественные протесты, чаще всего, организованные при использовании социальных медиа, исследование элементов данных протестов, месседжей толпы, является актуальным для политического исследователя. Интернет-мем, безусловно, также является подобной составляющей выражения массового недовольства, однако до сих пор его специфика и модель развития в поле общественных коммуникаций установлена и подробно описана не была. Данная проблема также актуализирует наше исследование.

Таким образом, можно предположить, что в распространении интернет-мема как политического месседжа ключевую роль играют не обычные пользователи социальных сетей и не интернет-медиаресурсы. Основа распространения и внушения интернет-мема в сознание протестных масс - «вождь» протеста, как лидер массового недовольства, агрегирующий вокруг себя толпу и берущий интернет-мем на вооружение как символ сопротивления общества тем или иным политическим силам и решениям.

Методологически исследование, прежде всего, базируется на классической парадигме изучения средств массовой коммуникации, разработанной Гарольдом Лассуэллом. Согласно данной концепции, в исследовании тех или иных медиа необходимо установить "кто, с какими намерениями, в какой ситуации, употребляя какую стратегию, достигает какой аудитории, с каким результатом". Также научными методами, применёнными в исследовании, стали контент-анализ, анализ открытых источников, синтез, функциональный метод, а также методы интерпретации смыслов, критической рефлексии и рациональной реконструкции.

Прежде чем приступать к анализу проблемы исследования, необходимо определиться с понятийным аппаратом, который будет в дальнейшем использоваться. Прежде всего, определимся с понятием «интернет -мем». Вообще мем (ан гл. тете) — это идея, образ, объект культуры (чаще нематериальной), который перенимается многими членами сообщества. Понятие «мем» было введено Ричардом Докинзом, который впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам. По его мнению, основное свойство мема - воспроизведение, репликация того или иного феномена в массовой культуре. И именно интернет как средство, позволяющее одновременно коммуницировать миллионам представителей различных культур, в том числе политических, является средой для плодотворного создания и воспроизведения данных культурных единиц. Интернет-мем - единица информации, объект, который получил популярность - как правило, спонтанно - в среде, обслуживаемой информационными технологиями.

Сообщения и отдельные комментарии в социальных сетях и интерактивных медиа, ввиду того, что они, чаще всего, создаются обычными людьми, не нацеленными на объективное освещение действительности, изобилуют эмоциональным подтекстом. Часто данные сообщения сопровождаются именно мемами, (обычно как визуальными изображениями), ироничный и эмоционально заряженный характер которых способствует практически мгновенному их распространению среди пользователей Интернет-коммуникаций .

По мнению большинства как современных, так и более ранних исследователей, именно эмоциональная составляющая является основой формирования толпы и воздействия на неё . Следовательно, мем, как эмоционально заряежнный и многократно реплицируемый символ может выполнять в данном процессе

ключевую роль. О решающей роли эмоций в современной политической коммуникации рассуждает Мануэль Кастельс . Эмоционализации политических лозунгов в сети способствует и так называемое «клиповое мышление», формирующееся у молодого поколения. Под этим термином подразумевается переориентация интересов восприятия с больших текстов на краткие, но эмоционально подчёркнутые и визуализированные новости («клипы») . Мем также может выступать в роли определённого «клипа», придающего ту или иную эмоциональную и смысловую окраску определённой политической информации. Отдельно отметим, что мем политический (по аналогии с мемом в целом) - продукт политической культуры, следовательно, как любой объект данной сферы жизни общества, он может применяться и применяется определёнными акторами в процессе борьбы за захват, распределение и удержание власти в обществе.

Изучив контент, посвящённый различным политическим событиям, производящийся в Российских социальных медиа (к примеру, в группе «Лентач» в социальной сети «ВКонтакте» ), можно сделать вывод о том, что, что информация в данных ресурсах преподносится зачастую в намеренно эмоционализированной форме, сопровождается мемами, которые, по большему счёту, играют роль закодированных месседжей. Действительно, клиповое воздействие, основанное на максимально кратком текстовом сопровождении материала и прикреплённом к нему сатирическом «клипе» - изображении либо видеоролике, в грубой форме иронизирующей данную новость - становится основной формой воздействия на массы в современной действительности. Когда индивид одновременно поглощает критические объемы информации, её краткость и сопровождение визуальными элементами значительно упрощает её восприятие. И именно на «клиповое восприятие» воздействуют такие группы, как «Лентач», «Настоящий Лентач», «Meduza», «ТТоита1», чаще всего, агрегирующие внутри себя протестные настроения и имеющие, в зависимости от паблика, аудиторию от нескольких десятков тысяч до двух млн. человек. Следуя из специфики раздробленного отправления в массы сообщений, состоящих из эмоционализированных клиповых мемов, социальные СМИ, намеренно либо неосознанно, используют различные методы манипуляции, в частности упрощение и стереотипизация (сопровождение «клипом» формирует сатирическое, чрезмерно стереотипизированное восприятие информации у индивида), а также, что важно, повторение. «Клип», воспринятый индивидом, скорее всего, неоднократно повторится в его ленте, т.к. у пользователей и групп имеется возможность «репоста» (копирования на свою страницу) понравившихся записей. Таким образом, визуализированный мем распространяется в политизированной протестной массе в сети «Интернет», агрегируя негативно настроенных граждан. Тем не менее, в данном случае нельзя с какой-либо долей уверенности говорить о директивности использования мемов «вождями» толпы для мобилизации протеста.

Однако лидеры протестных движений также принимают непосредственную роль в создании и распространении политических мемов в виртуальном пространстве. Одним из крупнейших русскоязычных каналов, освещающих новостную и политическую повестку, является «Алексей Навальный» (2421 тыс. подписчиков), с одноименным ведущим, ставшим в 2017-2018 гг. «вождём» общероссийских политических протестов. На данном канале почти в каждом опубликованном видеоролике, часто неоднократно, произносится слово «жулики» либо словосочетание «жулики и воры» по отношению к нынешней политической системе в России и лицам, по его утверждениям, с ней связанным. Таким образом происходит внушение политического мем, созданного Алексеем Анатольевичем ещё в период, предшествовавший выборам депутатов Государственной Думы 2011 г. Осуществляется определенная стереотипизация (все российская элита -«жулики»), путём постоянно реплицируемого мема буквально по заветам Антонио Грамши, происходит внушение публике ярлыков, которые публика принимает, и также копирует и ретранслирует. В частности, под видеороликами данного автора регулярно появляются такие комментарии, как «Жуликов в кандалы» , «Путин

жулик!» , «при таком рейтинге самозванца путина и такое происходит! да ясен пень что рейтинг нарисован! путина ты вор! вор вор вор, путина ты вооор вор вор вор! могу лишь пожелать путину здравия и долголетия в АДУУУУУУУУУ!» (орфография сохранена). По сути, манипуляция путём систематического повторения одного мема осуществляется практически без исключения в каждом ролике Алексея Навального. Это фраза «здесь говорят правду», ставшая, по сути, слоганом его YouTube-канала, повторяется в конце каждого ролика, работая, опять же, по методу Грамши, как простейшее утверждение, истинность которого людям достаточно сложно проверить. Таким образом, мы убеждаемся в том, что предводитель протестного настроения также является базовым ретранслятором политических интернет-мемов, используя их, в том числе, для эмоциональной «подзарядки» масс, внушения определённых упрощённых, стереотипизированных паттернов мышления, а также, безусловно, для организации будущих массовых акций с собою, как ключевым актором протеста, во главе.

Распространившись и став одним из кодификаторов социальной группы определённых политических взглядов, мем, безусловно, находит своё проявление в уличных демонстрациях - форме протестных акций, существовавшей задолго до появления сети «Интернет». И, тем не менее, в рамках данного исследования, именно мемам, «перекочевавшим» из виртуального пространства в реальное мы уделяем внимание. Как уже было сказано выше, у них существует собственная специфика: политические интернет-мемы, клипы, обладают возможностью заражать, эмоционально активизировать и объединять массы. Однако именно протест в физическом его воплощении (пока государственные и общественные институты существуют, по большему счёту, в непосредственно воспринимаемой индивидом реальности) имеют наибольшую возможность повлиять на общественно-политическое устройство общества. Несмотря на это, по нашему мнению, факт использования культурной единицы, зародившейся в интернет-пространстве, в рамках протеста, происходящего буквально «на улице» говорит как о трансформации самого протеста, так и о расширяющихся, по сути, стирающихся границах возможностей политического воздействия интернет-культуры на всё остальное общество, к ней не причастное.

В масштабе данной работы анализ каждой из массовых протестных акций, осуществлённых в России в 2017-2018 гг., кажется нам избыточным и непродуктивным. Поэтому исследованы будут проявления мем-культуры в рамках таких политических акций, как протесты 26 марта 2017 г., организованные уже упомянутым ранее политиком и блогером Алексеем Навальным, акции протеста против блокировки Telegram в России, организованные Павлом Дуровым и Либертарианской партией России, а также акции против пенсионной реформы, прошедшие в сентябре 2018 г.

В целом, организация акции 26 марта 2017, как и следующих, проводимых «ФБК», проходила по следующему сценарию. Алексей Навальный выпустил видеоролик, в котором, обращаясь к ингруппе (сторонники), призвал выступить путём публичной массовой демонстрации протеста против действий части аутгруппы (действующая власть) ■ Важную роль в воздействии на публику здесь сыграло клиповое, мем-воздействие на сознание масс, описанное ранее. Помимо этого, видеоролики призывали распространять призывы участовать в протесте в социальных сетях и на личных страницах пользователей, тем самым, увеличивая протестный потенциал в сети Интернет. В социальной сети «ВКонтакте» были созданы десятки сообществ, распространяющих информацию о протесте в различных городах . В Facebook, Instagram и «ВКонтакте» был распространён хештег (специальная запись, позволяющая просмотреть все прочие такие же записи с символом «#») «#ОнНамНеДимон» (также мем, изобретённый А.А.Навальным) и «#26марта». Прямая трансляция с митинга велась на YouTube-канале «Навальный Live» , а также в упомянутом ранее паблике «Лентач» . Участники размещали сотни фотографий и видеороликов с митингов по всей России в сервисе Instagram . Данные тенденции позволяют судить о диверсификации массового протеста и значительном расширении протестного поля в России: «месседж» путём хештегов и публикаций в социальных сетях распространяются на значительное число людей, а

основным фактическим адресатом «месседжа» митинга становится не власть, а публика, подписчики аккаунтов как «вождей» протеста, таких, как Алексей Навальный, так и обычных граждан, принявших участие в демонстрациях или просто опубликовавших фотографии с нужным хештегом. В данном случае, именно мемы играют важную роль в трансформации протеста, т.к. именно с их помощью появляется возможность для каждого человека быть вовлечённым в информационную повестки, а также распространять информацию в рамках свойственной для ингруппы паттернов общения.

По сути, интернет-мемы на уличном протесте выступают в роли «артефактов», знаков протеста, визуальных объектов, ассоциирующихся с противостоянием противоположной группе. Основным артефактом протестов Алексея Навального стала жёлтая резиновая уточка - мем, возникший в социальных сетях после расследования «Фонда борьбы с коррупцией» 2016 г. о, как утверждает политик, резиденции Дмитрия Медведева в Плёсе , где имеется даже «домик для уточки». Здесь важен тот факт, что символом массового протеста против действующей власти становится не «сакральная жертва» и не неосмысленный артефакт, как белая ленточка или роза, а мем: клип, визуальный образ, связанный распространяемый в социальных сетях и имеющий юмористическую основу. Образ этот активно эксплуатируется как протестующими , так и «вождём» и даже воспринимается как определённый осмысленный «артефакт» протеста представителями действующей власти: в частности, после акций 12 июня представители полиции признали жёлтую резиновую утку средством наглядной агитации и планировали отвезти надувной экземпляр, участвовавший в массовой демонстрации, в суд в качестве вещественного доказательства . Помимо прочего отметим, что протестующие, в ходе массовых митингов организованных Алексеем Навальным, ретранслировали лозунги-мемы, используемые их «вождём» в его видеороликах и упомянутые в предыдущем параграфе. В частности, толпа скандировала «жулики и воры, пять минут на сборы» и «Димон, выйди вон» . Это демонстрирует применимость как законов «подражания» Габриеля Тарда, так и репликаторной теории мемов Ричарда Докинза к современной Российской протестной активности.

Рассмотрим кейс распространения мемов в протесте против ограничения интернет-ресурсов в России. После начала попыток Роскомнадзора ограничить Telegram в России, создателем сервиса была предложен символ «цифрового сопротивления» действиям российских властей, оформленный в виде минималистичной головы собаки в капюшоне (см. прил. 3). Изображение получило распространение в мем-культуре, также многие пользователи и сообщества в социальных сетях устанавливали изображение «собаки в капюшоне» как аватар (графическое изображение пользователя, логотип сообщества) выражая солидарность c позицией Павла Дурова . В данном случае использование символики протеста в аватарах, по нашему мнению, становится способом пассивного массового выражения несогласия в сети Интернет и в рамках коммуникации в «новых медиа». «Вживую» же проявились иные «артефакты» массового недовольства, в частности одним из них стал бумажный самолётик, вероятно, позаимствованный Павлом Дуровым из логотипа мессенджера. В воскресенье, 22 апреля, состоялась акция, участники которой по всей стране в знак протеста против действий Роскомнадзора одновременно запускали из окон домов бумажные самолётики . В рамках организации данной акции использовался мессенджер Telegram, с помощью которого всем российским пользователям были разосланы сообщения с призывом присоединиться к символического выражению недовольства, видеоролики с акции распространялись пользователями с хештегом #sundaypaperplane . Таким же образом, с помощью рассылки сервисным аккаунтом Telegram, массовой публике сообщалось о проведении акции «За свободный Интернет» 30 апреля на Проспекте Сахарова в Москве. Помимо символов протеста, указанных выше, специфическими «артефактами» данной акции стали различные символы мем-культуры, что, по нашему мнению говорит о значительной «меметизации» протеста в связи с его агрегацией в условиях «клипового» сознания Web-сообщества.

Протесты, организованные гражданами, несогласными с пенсионной политикой, в данном случае также служат интересным кейсом. В первых числах сентября во многих городах России были проведены массовые уличные акции против повышения пенсионного возраста. Но, в отличие, от прочих кейсов, число элементов интернет-фольклора на данных мероприятиях в формате плакатов, постеров и лозунгов, значительно меньшее, почти отсутствует. Во-первых, этому способствует метод организации протеста: он, по большему счёту, агрегировался вокруг организаций (КПРФ, Профсоюзы), не являющихся социальными медиа. Во-вторых, отметим, что в данных акциях приняло участие значительно более возрастное население, представители которого в России до сих пор чаще всего не являются носителями интернет-культуры, поскольку просто реже пользуются средствами электронной социальной коммуникации, чем молодёжь . Несмотря на данные факты, эксплуатация интернет-мемов на таких мероприятиях происходила, в первую очередь, за счёт присоединившихся к протесту более молодых граждан. Но, что по нашему мнению, более важно, мы наблюдаем попытку распространения и подчинения протеста определённым, уже ставшим классическими в российской политической сфере, «вождям», через мемы. В первую очередь, это делает неоднократно упомянутый ранее Алексей Навальный, используя напечатанные значительным тиражом раздаточные материалы, выполненные в характерной только ему стилистике и использующие элементы интернет культуры. Таким образом Алексей демонстрирует свою причастность к протесту а также частично направляет его в выгодном русле. Интернет-мем в данном случае выполняет, помимо прочих, ассоциативную функцию, и, когда материалы о протесте распространяются в СМИ, у рецепиентов информации происходит ассоциация протеста с определённой личностью или политической силой.

Нельзя не отметить, что жизнь политического интернет-мема отнюдь заканчивается после «выплеска» сформировавшегося в интернете протестного потенциала в рамках уличных митингов и демонстраций. Во-первых, митинг, сам по себе, становится частью протестной культуры, и, следовательно, как информационный повод становится источником новых мемов. Во-вторых, уличная демонстрация, выполняя свою основную функцию, передаёт «месседж», в который включены, в том числе, политические мемы, аутгруппе, где они продолжают реплицироваться и, по всей видимости, могут иметь серьёзный эффект.

Таким образом, исследовав процесс формирования и проведения акций массового политического протеста в России в 2017-2018 гг., мы приходим к выводу о том, что интерактивные СМИ играют в ключевую роль в этом процессе, как места сосредоточения интернет-культуры. «Вождям» значительно проще агрегировать публику на виртуальных платформах, участвуя с ними во взаимной коммуникации. Сервисы, предоставляющие ньюсмейкерам и политическим блогерам возможность массовой рассылки ршИ-уведомлений, значительно упрощают контакт с публикой, организацию массового протеста в реальном пространстве и, следовательно, способствуют передаче таких символов как интернет-мем протестной толпе. В рамках протеста происходит смещение символов массового недовольства в сторону мемов, популярных в Интернет-среде. Ыуе-трансляции с митингов в интерактивных СМИ, распространение участниками акций фотографий и видеороликов с мест событий под определёнными хештегами позволяет говорить о переносе самой акции в виртуальное пространство. В таких условиях сам политический интернет-мем перестаёт быть явлением, характерным исключительно для одной социальной группы: он имеет возможность быстро и многократно реплицироваться, охватить всё общество, вызвать эмоциональный подъём, стать главным артефактом массового недовольства.

Обозначим основные свойства политического интернет-мема:

1. Высокая степень репликаторности;

2. Существование в политизированных интерактивных медиа;

3. Высокая степень эмоциональности;

4. Чаще несёт негативный окрас, чем обычный мем;

5. Возможность для превращения в символ политического протеста;

6. Ассоциирует протест с определённой политической силой.

Относительно участия лидеров массовых протестов как политических акторов в процессе распространения мемов, мы можем утверждать, что именно данные лица являются как основными репликаторами данных единиц культуры, так и основными выгодополучателями в случае успешного внедрения определённого мема в массовое сознание граждан.

Список используемой литературы:

1. Lasswell H. The Uses of Content Analysis Data in Studying Social Change // Science and Culture. 1967. Vol. 33. № 4. P. 128-131.

2. Часовский Никита Вячеславович Интернет-мем как особый жанр коммуникации // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. 2015. №2 (61). С.125-126.

3. Drury, J., Reicher, S. (2005) Explaining Enduring Empowerment: A Comparative Study of Collective Action and Psychological Outcomes // European Journal of Social Psychology, vol. 35, no. 1, pp. 35 -58;

4. Reicher, S., Potter, J. (1985) Psychological Theory as Intergroup Perspective: A Comparative Analysis of "Scientific" and "Lay" Accounts of Crowd Events // Human Relations, vol. 38, no. 2, pp. 167-189;

5. Журавлев, А. Л., Емельянова, Т. П. (2009) Психология больших социальных групп как коллективных субъектов // Психологический журнал. Т. 30. №3. С. 5-15.

6. Кастельс, М. Власть коммуникации : учеб. пособие / М. Кастельс ; пер. с англ. Н. М. Тылевич ; под науч. ред. А. И. Черных ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — С. 179-182.

7. Егорова Л.Г., Туманов Д.В., Баканов Р.П. Конгруэнтность медиаобразования современным медиапроцессам // Медиаобразование. - 2017. - №1. - С.189

8. Сообщество Лентач// ВКонтакте URL: https://vk.com/oldlentach (дата обращения: 22.12.2018).

9. Канал Алексей Навальный // YouTube URL: https://www.youtube.com/user/NavalnyRu (дата обращения: 22.12.2018).

10. Вы готовы ловить жуликов за руку? - Алексей Навальный // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=eHllKhSyxPM&t=37s (дата обращения: 22.12.2018). За 6-минутное видео слово «жулики» с производными произнесено 5 раз.

11. Комментарий пользователя ARTA Tuk к видеоролику: Димон, расследования, Навальный LIVE: главное, что делал ФБК в 2017 // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch/v-R887xAeN_M (дата обращения: 02.06.2018).

12. Комментарий пользователя Виталя ММА к видеоролику: 5 мая. Обсудим с точки зрения Путина // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=TWf7cjHkAmY (дата обращения: 22.12.2018).

13. Комментарий пользователя Великий Кукурузо к видеоролику: 5 мая. Обсудим с точки зрения Путина // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=TWf7cjHkAmY (дата обращения: 22.12.2018).

14. Он нам не Димон: требуем ответов на улице // YouTube-канал Алексея Навального URL: https://www.youtube.com/watch?v=autcKY_2DvY (дата обращения: 02.06.2018).

15. Публикация в сообществе Команда Навального// ВКонтакте URL: https://www.youtube.com/watch?v=autcKY_2DvY (дата обращения: 02.06.2018).

16. Канал Навальный Live // YouTube URL: https://www.youtube.com/channel/UCgxTPTFbIbCWfTR9I2-5SeQ (дата обращения: 02.06.2018).

17. Публикация в сообществе Лентач // ВКонтакте URL: https://vk.com/oldlentach?w=wall-29534144_5799031 (дата обращения: 02.06.2018).

18. Митинг «Он вам не Димон» в Екатеринбурге на снимках в Instagram // The Village URL: https://www.the-village.ru/village/city/gallery-city/260678-ne-dimon-v-instagram (дата обращения: 02.06.2018).

19. Секретная дача Дмитрия Медведева - Алексей Навальный // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=nMVJxTcU8Kg (дата обращения: 02.06.2018).

20. Под знаком желтой уточки // Полит.ру URL: http://polit.ru/article/2017/03/26/yellow_duck/ (дата обращения: 02.06.2018).

21. 12 июня. Объясняю на уточках - Алексей Навальный // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=0ubR-1JeJCs (дата обращения: 02.06.2018).

22. Полиция Петербурга признала желтую уточку средством наглядной агитации // Meduza URL: https://meduza.io/news/2017/06/15/politsiya-peterburga-priznala-zheltuyu-utochku-sredstvom-naglyadnoy-agitatsii (дата обращения: 02.06.2018).

23. «Жулики и воры, пять минут на сборы!». В Кирове участники акции «Он нам не царь» вместо пикета прогулялись по городу // 7x7: Новости, Мнения, Блоги URL: https://7x7-journal.ru/item/106809 (дата обращения: 02.06.2018).

24. Публикация в сообществе Meduza // Facebook URL: https://www.facebook.com/themeduza/videos/801452106676213/ (дата обращения: 02.06.2018).

25. Цифровое сопротивление: Дуров нарисовал собаку в маске, рунет ответил фотожабами // Memepedia URL: https://memepedia.ru/durov-narisoval-sobaku-za-svobodnyj-telegram/ (дата обращения: 01.06.2018).

26. Россияне запустили бумажные самолетики в поддержку свободного интернета. И пообещали убрать за собой // Meduza URL: https://meduza.io/shapito/2018/04/22/rossiyane-zapustili-bumazhnye-samoletiki-v-podderzhku-svobodnogo-interneta-i-poobeschali-ubrat-za-soboy (дата обращения: 22.12.2018).

27. Ibid.

28. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ - 2017 // Левада-центр URL: https://www.levada.ru/2017/08/22/16440/ (дата обращения: 22.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.