Андрей Мороз
Протестный фольклор декабря 2011 г. Старое и новое
Андрей Борисович Мороз
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Невероятная творческая волна, выброшенная на улицы и в Интернет в связи с событиями декабря 2011 г., заставляет сделать попытку ее осмысления. Надо отметить, что массовый креатив родился и заполнил закоулки Сети существенно раньше, чем начались протестные митинги, но не имел ни столь широкого распространения, ни столь сильного резонанса. В декабре замкнутая в блогосфере творческая активность вышла на улицу, а оттуда через СМИ и блоги вновь вернулась в Сеть, став куда более заметной.
Следует отметить, что, насколько об этом позволяют судить собственные воспоминания автора и немногочисленные найденные в Интернете свидетельства, прошлая пора уличной протестной активности в России (конец 1980-х — начало 1990-х гг.) была принципиально более «серьезной»: практически отсутствовали лозунги и плакаты, содержащие игру слов, коллажи, карикатуры и др. Однако и тогда наряду с серьезным лозунгами вроде «Ельцин — вера, надежда, любовь России», «Власть! Хватит издеваться над историей!» или «Гарбачову_Язову_ Кузьмину_Позор! И презрение народа!» встречались игривые «Президент Миша — хорошо, а президент Боря — лучше!», «Земля — крестьянам / фабрики — рабочим / коммунизм — коммунистам!», «Свобода!
я тебя люблю!», значки «Борис, борись» и «Егор, ты не прав!». Время от времени смеховая культура все же выливалась на улицы («Забил заряд я в тушку Пуго» — по поводу одного из участников ГКЧП), но не было ни такой, как сейчас, массовой креативности, ни такой наглядности. Это было скорее дополнением к весьма резким политическим высказываниям. В редких случаях изобретения уличного протеста того времени можно рассматривать как фольклорный материал: в основном они носили индивидуальный характер.
Особенностью нынешних дней можно считать «фольклориза-цию» индивидуального творчества. Это происходит во многом благодаря высокой степени интернетизации протестной аудитории и распространению произведений индивидов в социальных сетях с одновременной утерей авторства. Однако это отнюдь не единственная особенность. Можно говорить о формировании определенного канона «народного плаката», листовок, демотиваторов и других форм словесного и изобразительного творчества. Ограниченный набор тем, попавших так или иначе в поле зрения авторов, становится определяющим, и дальнейшее творчество развивается или путем независимого создания разными людьми текстов / картинок на одну тему и с использованием одного набора намеков и аллюзий, одного изобразительного ряда, одних текстовых моделей, или путем развития, достраивания, переработки уже существующих плакатов и т.п. Ожидание масс, таким образом, определяет тематику и форму митингового креатива, что позволяет нам говорить о нем как о явлении фольклорном в определенном смысле слова.
Старое
В течение декабря волна митингового творчества стремительно нарастала, чему в большой степени способствовала реакция властей, в первую очередь выступления В.В. Путина, буквально растасканные на цитаты. Однако не одно это легло в основу протестного фольклора. Надо отметить, что никакой преемственности между нынешними событиями и митинговой волной начала 1990-х нам найти не удалось, что связано с самой спецификой протестных акций. Апелляции к фольклору прошлого сейчас, несомненно, присутствуют, но эпоха, аллюзии на которую наиболее заметны, — брежневское время. Эта параллель обсуждается в ряде СМИ1, преимущественно после
1 См.: «Путин Брежнева догонит» (Коммерсантъ. 2011. 3 окт. № 39) <http://www.kommersant.ru/ doc/1785754>; П. Святенков «Путин начал как Штирлиц, а закончит как Брежнев?» (Информационный мультипортал KM.RU. 2011. 5 окт.) <http://www.km.ru/v-rossii/2011/10/05/prezidentskie-vybory-2012-goda/putin-nacha^kak-shtirHts-zakonchit-kak-brezhnev> и др.
объявления 24 сентября 2011 г. о том, что Путин будет баллотироваться в президенты; сходство косвенным образом подтверждает и сама власть1. Ощущение сходства эксплицировалось в плакатах в ходе московского митинга 24 декабря 2011 г.: плакат с лозунгом «Единая Россия наихудшая форма КПСС» и изображением целующихся Брежнева и Хонеккера внутри контура медведя — символа «Единой России» (ил. 1)2; плакат-коллаж, изображающий Путина в парадном мундире Брежнева со всеми орденами и с характерными брежневскими бровями (ил. 2). К советскому же времени (и мотиву пути назад) отсылает и надпись «Время дежавю», сделанная на надетой на голову митингующего картонной коробке с дырками для глаз (ил. 3). На другой стороне коробки надпись «Свобода слова?».
Ил. 1
«Путин отверг сравнения себя с Брежневым» (Lenta.ru. 2011. 17 окт.) <http://lenta.ru/news/ 2011/10/17^^1/^
В работе использованы фото М.В. Ахметовой, М.Д. Алексеевского, Д.В. Громова, В.Ф. Лурье, автора, а также найденные в Интернете. Имена авторов фото ввиду специфики размещения файлов в социальных сетях установить не удалось.
Ил. 3
На осознание этого сходства имплицитно указывает и ряд анекдотических сюжетов, актуализировавшихся в последнее время и соотнесенных с недавними событиями.
1. На дереве сидит ворона с сыром, внизу лиса спрашивает: «Ты на выборы ходила ?» — «Да». Сыр падает, ворона думает: «А если бы сказала "нет", что бы изменилось?». В последние месяцы этот анекдот стал широко тиражироваться устно и в Интернете применительно к выборам в Думу или президента.
§ Сидит ворона на дереве с куском сыра. Мимо бежит лиса, спра-
| шивает:
0 — Ворона, ты за Путина голосовать пойдешь? Л Ворона молчит. Лиса опять:
^ — Ворона, ну ты за Путина голосовать пойдешь?
й Та молчит. Лиса опять... Ну ворона не выдержала, да и заорала:
| — ДАН! Пойду!
| Сыр, естественно, достался лисе... Сидит бедная ворона и ду-
° мает:
| — Ну и что?А если бы сказала нет — было бы по-другому?1
-&
'! 2. В других случаях мы имеем более глубокую проработку. Но-
ь вую жизнь приобретает такой анекдот советского времени: Му-
1 жик раскидывает листовки на Красной площади, его хватают и <5 видят, что он раздает чистые бумажки. Спрашивают: «Почему I пустые?» — «А и так все ясно».
Ц Кажется, сам по себе этот анекдот не вернул себе популярно-
< сти (хотя в блогах его время от времени вспоминают), однако
сюжет его вполне осознанно был избран как модель для протеста. К примеру, на московском митинге 24 декабря 2011 г. раздавали белые круглые значки без изображения, которые, с одной стороны, должны расцениваться как вариант белой ленточки, с другой — как аллюзия на процитированный анекдот. Там же был и плакат в виде чистого белого листа с надписью внизу «А что писать? И так все ясно...» (ил. 4) или даже
Ил. 4
Сайт «Анекдоты из России» <http://www.anekdot.ru/id/-2040519022/>.
просто белый щит. Тремя годами ранее (31 января 2009 г.) этот анекдот брежневской эпохи был в буквальном смысле инсценирован активистами движения «Мы», вставшими в Москве перед Белым домом с плакатами в виде чистых листов и с заклеенными ртами. После недолгого препирательства с милицией они были доставлены в ОВД. В протоколе задержания говорилось, что участники акции держали плакаты с лозунгами антиправительственного содержания1.
3. В том же ключе может быть рассмотрен и широко обсуждаемый мотив денег Госдепа США, на которые организованы протесты. 8 декабря 2011 г. Путин заявил на заседании координационного совета Общероссийского народного фронта в Москве: «Госдеп США вложил в выборы в России сотни миллионов долларов». Эта риторика не отличается оригинальностью, ее использовали и в советское время, разговоры об этом громко звучали и во время Оранжевой революции в Киеве. Соответственно, возникает волна плакатов с текстами, затрагивающими тему получения пресловутых денег: «Hillary, I'm still waiting for my money» (ил. 5); «Я здесь бесплатно»; белый значок (см. выше), на котором маркером написано: «Я на зарплате у госдепа» (ил. 6) и др. Модель, по которой строятся такие тексты, отсылает к анекдоту, возникшему в конце 1980-х:
Ил. 5
1 «Пять суток с чистого листа» (Официальный сайт демократического движения «Мы». 2009. 3 февр.) <http://www.wefree.ru/?id=3&news_id=192>.
/
Ил. 6
Рабинович звонит в общество «Память»:
— Здгавствуйте. Это общество «Память»?
— Да! Чего тебе надо, жидовская морда?
— А пгавда, что евгеи пгодали Госсию?
— Да!
— А где я могу получить свою долю?1
Разумеется, в данном случае мы не имеем дело с прямым цитированием, однако пропагандистский ход советского времени осмеивается по тем же принципам.
4. Еще одной отсылкой к брежневской эпохе (тоже, по всей видимости, не осознаваемой частью участников, но оттого не менее важной) служит акция поздравления Путина с днем рождения в октябре 2011 г. посредством хэштега #Спасибо ПутинуЗаЭто в Твиттере. Идея этого изначально совершенно пропутинского флэшмоба принадлежит члену партии «Единая Россия» Владимиру Бурматову, написавшему двустишие, основанное на первой части шутки советского времени: «Прошла зима, настало лето — / Спасибо партии за это! / Солнышко светит по-прежнему — / Спасибо за это Брежневу!» В итоге флэшмоб приобрел массовый характер, преимущественно па-родийный2.
5. На наш взгляд, отсылкой к брежневской эпохе может считаться и плакат с таким ограниченно понятным современным
1 Сам анекдот связан с эпохой Перестройки; однако и общество «Память» (возникшее в 19851986 гг.) имело корни в брежневском времени, и анекдот разрабатывает тему, актуальную в доперестроечную эпоху.
2 Проект «СпасибоПутинуЗаЭто» в Твиттере <http://spasiboputinuzaeto.com>.
Ил. 7
молодым людям текстом: «Нак@лка друг чекиста»1 (ил. 7). По бокам текста на плакате размещены две небольшие фотографии Гитлера, что отсылает к еще одному мотиву «Путин — Гитлер» (ср. Путлер, Капутин и т.п.). Чекистское прошлое Путина и фальсификации на выборах вызвали в памяти митингующих фразу из детского игрового фольклора — сознательный обман, розыгрыш, за которым следует саморазоблачение: «Наколка — друг чекиста!»
6. Наконец, одно конкретное событие брежневской эпохи было фактически репродуцировано во время митинга на проспекте Сахарова. Это представление по поводу окончания олимпийских игр в Москве в 1980 г. Тогда на стадионе в Лужниках был запущен на воздушных шарах в небо символ игр — медведь. Он улетел под пение специально к этому случаю написанной А. Пахмутовой и Н. Добронравовым песни с такими словами: «До свиданья, наш ласковый Миша, / Возвращайся в свой сказочный лес». На проспекте Сахарова помимо воздушных шариков в форме медведя с этими строками, написанными на нем маркером, была организована целая акция: на шариках в воздух был запущен изрядного размера игрушечный медведь. Так митингующие прощались с президентом и партией «Единая Россия». Там же был произведен и еще один такой «запуск» — большого портрета Путина. По свидетельству очевидцев, толпа даже пела процитированную выше песню. Эти слова песни впервые приобрели политический смысл в начале
1 Насколько позволяют об этом судить распространенные в Интернете вопросы о смысле этой фразы и ее связи с татуировками.
ф о
GS О
Ф
о а.
re н о
о
сч
а.
\о
S ф
4
о Ü
о
U IU
н о
о
>5 &
ч
X
<
1990-х, после ГКЧП, применительно к М.С. Горбачеву, так что такое цитирование можно считать еще и отсылкой к «прощанию» с первым и последним президентом СССР.
Ряд параллелей нынешнему протестному фольклору может быть усмотрен в фольклоре Оранжевой революции на Украине. Сходство осознается и самими действующими лицами. Уже в первые дни протестов в Москве появился анекдот: «Объявление в Киеве. "Продается палатка б/у, 7 лет. Москвичам скидка"» (автор впервые услышал этот анекдот в Петербурге 6 декабря). К сожалению, в нашем распоряжении не так много материалов, которые позволили бы составить адекватную картину культуры протеста времени Оранжевой революции, однако и имеющиеся данные указывают на сходство. Украинские власти и сторонники Януковича также активно разрабатывали тему американского финансового и организационного участия в событиях 2004 г. Еще более неуклюжая, чем в России, пропаганда вызвала гораздо более активное и креативное осмеяние таких заявлений. Основным импульсом для карнавальной гиперболизации послужило само по себе абсурдное выступление жены кандидата Л. Янукович 30 ноября 2004 г.: «Дорогие друзья, я из Киева, я могу вам сказать, что там делается, там просто оранжевый шабаш. Значит, стоят валеночки рядами, перчатки, шарфики, курточки, палатки от с таким, значит, подиумом, эти самые, матрасики, все везде все американское, вот, и горы оранжевых апельсин, и это на фоне — "Оранжевое небо...", понимаете, такое вот, это просто, это кошмар. И хочу вам сказать, шо эти апельсинки не простые, эти апельсинки наколотые, люди берут один апельсин, съели, взяли другой, от, и оно тянется и тянется рука»1. Реакцией на это выступление стала демонстрация участниками уличных акций валенок и апельсинов с надписью «Made in USA» и распространение в Интернете фотографий «наколотых» апельсинов (ил. 8, 9).
Ил. 8
Ил. 9
1 Видео на Youtube «Людмила Янукович, наколотые апельсины и американские валенки» (2007.
8 янв.) <http://www.youtubexom/watch?v=okOHnK9ihM>.
В российской митинговой активности значительную роль играет мем «Партия жуликов и воров» (или ПЖиВ) — обозначение, с легкой руки А. Навального ставшее настолько широко употребимым, что под названием «Голосуй за партию жуликов и воров!!!» был даже снят агитационный предвыборный ролик «Единой России»1. Перетяжка с текстом «Врунов и жуликов мочить в сортире» перефразирует одновременно название партии ПЖиВ и высказывание Путина от 24 сентября 1999 г., грозившего террористам: «Мы и в сортире их замочим, в конце концов».
Известное высказывание В. Путина в отношении М. Ходорковского «Вор должен сидеть в тюрьме!»2 наложилось на народное наименование партии «Единая Россия» и тоже легло в основу многочисленных лозунгов. В одних точно или сокращенно («Вор должен сидеть!») цитируется эта самая фраза, в других текст изменяется, часто до неузнаваемости, и обрастает новыми смыслами. Например, плакат, на котором нарисована рука, указывающая сверху вниз на собаку, что иллюстрирует текст «Путин, сидеть!» (ил. 10), или черный надувной шарик с изображением наручников и словами «Шарик возмездия». Среди плакатов, разрабатывающих уголовно-воровскую тему, встречается и такой: рисунок лиц Путина и Медведева анфас,
Ил. 10
Видео на Youtube «Голосуй за партию жуликов и воров!!!» (2011. 1 дек.) <http://www.youtube. com/watch?v=FAv54E-zrC4>.
Фраза была произнесена во время прямой линии с телезрителями 15 декабря 2010 г., когда премьер процитировал Жеглова — персонажа фильма С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
Ф
о ва о
X
5
Ф
О
6
ГО
н
и
1 Ил. 11
= стилизованный под фоторобот, а снизу подпись: «Фотороботы
Ц лиц, подозреваемых в антигосударственной деятельности
* и ряде других тяжелых преступлений» (ил. 11). Похожий пла-
ч кат имел хождение на Украине. На нем были помещены фото-
графии Януковича анфас и в профиль (как для уголовного дела) и текст: «Увага, розшукуеться! За скоення особливо тяжких злочишв проти [нрзб.] народу, двич1 судимий Януко-вич В.Ф. МОЖЕ ВИДАВАТИ СЕБЕ ЗА ПРЕЗИДЕНТА УКРА1НИ!»1 (Внимание, разыскивается за совершение особо тяжких преступлений против [нрзб.] народа дважды судимый Янукович В.Ф. Может выдавать себя за президента Украины!). В украинском варианте обыгрывалась не только подтасовка на выборах, но и две судимости Януковича.
Прямым заимствованием из украинской митинговой активности может считаться лозунг «Чуров, пщрахуй!» или «Путин, пщрахуй!». Он стал распространен в российских народных плакатах после того, как С. Пархоменко вспомнил об акциях на Майдане Незалежности: «Был на Украине такой человек — Сергей Васильевич Кивалов. <...> В мировой политической истории Сергей Васильевич остался навсегда благодаря лозунгу, с которого фактически началась украинская "Оранжевая революция": КИВАЛОВ, ПИДРАХУЙ! <...> "Шдрахуй" по-украински означает, всего-навсего, "пересчитай"2. Кивалов был председателем украинского ЦИКа, и именно при нем произошли скандальные президентские выборы 2004 г., полностью перевранные и украденные сторонниками Януковича. С требования пересчета — в конце концов поддержанного украинским Верховным судом — началась революция»3.
См.: <http://www.theGrangerevGLution.com/orange11.jpg>. Точный перевод — «подсчитай».
С. Пархоменко «О лозунге текущего момента» (Эхо Москвы. 2011. 7 дек.) <http://echo.msk.ru/ Ы.og/serguei_parkhomenko/836975-echo/>.
В двуязычной толпе Майдана ассоциация украинского глагола с бранными словами, выходящая на первый план для русскоязычных, тоже имелась в виду. Императив субстантивировался и стал прозвищем Кивалова (а фамилия была переделана в Ки-далов), приобретя обсценный характер. Н. Лисюк в статье, написанной по-украински, записывает так: «Кидалов-Щцра.-.й»1, что свидетельствует об именно обсценном восприятии этого прозвища носителями украинского языка. Для русского уха обсценная составляющая становится единственно релевантной, что приводит и к графическим изменениям: «Путин — пидрохуй».
Личность С. Кивалова в связи с подтасовками в ходе подсчета голосов обыгрывается еще одним способом: он становится создателем пособия по арифметике: «Кивалов, Сергей: Арифметика от Ю до Я»2. Прямая параллель в русской декабрьской протестной активности — плакат, имитирующий обложку серии учебных пособий «[Х3] для "чайников"» с надписью: «Владимир Чуров. Арифметика для идиотов. 4 % + 9 % = 49 %» (ил. 12). Представляется, что в декабрьских плакатах тема специфической математики обыгрывалась куда более разнообразно и активно (мотивы «Чуров—Гаусс», «Незачет Чурову по математике», «146 %» и др.).
Ил. 12
3
Н. Лисюк «Фольклор як пол1тична зброя» (Укра'нський незалежний центр полпичних дошджень) <http://www.ucipr.kiev.ua/moduLes.php?op=modLoad&name=News&fiLe=articLe&sid=5341&mode=th read&order=0&thoLd=0 >. Там же.
Любая область знаний, например ExceLL, покер, плоский живот, цифровая фотография, гитара и т.п.
Последняя обнаруженная нами связь с украинской протестной активностью — использование оранжевого цвета. На митинге в Москве 24 декабря 2011 г. нами был отмечен человек с оранжевой (а не белой) лентой на шапке (некоторые сторонники коммунистов надевали красные ленты)1.
Новое
Нового в декабрьском протестном фольклоре значительно больше, чем старого: он мгновенно откликается на новые вызовы и провокации. Каждый такой отклик заслуживает отдельного комментария, который было бы невозможно уместить в рамки статьи, поэтому остановимся лишь на нескольких тенденциях в общем.
Нет никакого сомнения, что важнейшей, если не главной движущей силой всей протестной активности оказался Интернет и прежде всего социальные сети. Не случайно к участникам митингов и предшествовавшей волны недовольства в Сети их противниками применяется наименование сетевые хомячки. «Сетевое происхождение» протеста нашло отражение в «народном плакате», где широко используются разнообразные символы и терминология социальных сетей, а также в анекдотах. Так, на проспекте Сахарова были плакат Пиратской партии со значком «Like» (сжатая в кулак рука с поднятым вверх большим пальцем), который используется в Facebook, и текстом «Пора расшарить2 власть ;)» (ил. 13); плакат с тем же
Ил. 13
Искренне благодарю Е. Боряк за поправки, сделанные в этой части работы. Расшарить — слово из сленга компьютерщиков, происходит от английского share, применяется к файлам на компьютере, входящем в локальную сеть, и означает «сделать общедоступным», «сделать доступным для других пользователей».
Ил. 15
символом, но с большим пальцем, перевернутым вниз (жест, означающий недовольство), и надписью «Не Лайк» (ил. 14); плакат с портретом Путина и подписью «Unlike» (ил. 15). Так на улицы переносится символика блогосферы. Она же отражается в ходящем в Интернете анекдоте: Сергей яростно вел борьбу с режимом. 40 твитов, 25 лайков, 4 поста на FB, 2 в ВКонтакте. Закусив губу, он встал и пошел спать. На сегодня борьба завершена.
Перенос интернет-образов, моделей, понятий на улицу не только показывает, что для «сетевых хомячков» их среда обитания более привычна, чем уличная, но и служит прямым указанием на сознание ими собственной многочисленности и единодушия. Очень яркой иллюстрацией этого можно считать плакаты, изображающие Screenshot (снимок экрана компьютера), на котором открыта страница запроса в Яндексе или
Google с введенным в строку запроса текстом и выпадающим списком автоподстановки. Так, на плакате с запросом в Яндексе «Единая Россия» показан такой список:
единая россия партия жуликов и воров единая россия страна против вас единая россия московская область единая россия вакансии единая россия москва единая россия википедия единая россия партия единая россия победила (ил. 16).
Ил. 16
На плакате с запросом в Google «Медведев» список для автоподстановки выглядит так:
медведев танцует медведев твиттер медведев бадминтон медведев еврей
Скриншоты подлинные: автор статьи проверил и получил почти те же результаты. Поскольку в списке автоподстановки запросов обычно на верхнем месте стоит наиболее часто вводимый в поисковиках запрос, таким способом дается понять, что соответствующий тезис общепринят. Естественно, в реальности частотность запросов может быть подменена приоритетными для кого-либо формулировками (например, в рекламных целях: через первые места в списке автоподстановки или
в результатах поиска продвигают некоторые товары и услуги). Если в нашем случае это так, то само размещение людьми, взломавшими поисковики, на первых местах в автоподстановке таких образцов запросов превращает эти гипотетические взломы в изысканные акции протеста.
Близким проявлением можно считать специфический «плакат» — закрепленный на палке или просто поднятый в вытянутой руке 1Раё с меняющимися изображениями и лозунгами (ил. 17).
Ил. 17
Судя по имеющимся у нас материалам, новым в митинговой активности декабря 2011 г. в России можно считать обилие плакатов, которые не только никак не связаны с происходящими событиями, но зачастую содержат надписи, на лозунги не похожие. Такие высказывания чаще всего не сопровождаются никаким изображением: серия плакатов «Люди!!! Любите друг друга», «Мир / Добро / Любовь», «Мы ф партия / Мы = семья»; плакаты «Слава сиськам!», «Доброе утро!», «Хочу платьице и чтобы сдохли все мудаки!», «Спасибо, Паш, теперь видно!»1, «Бла-бла», «Ищу жену!», «Ищу девушку» и др. Последние два плаката, вероятно, были инспирированы распространявшимся через Youtube шуточным видеороликом, который
1 Этот лозунг представляет собой бытующее в среде пользователей социальной сети ВКонтакте высказывание в адрес ее создателя Павла Дурова — в ответ на предоставленную возможность просматривать в ленте новостей фотографии большого размера. Впрочем, его появление на проспекте Сахарова может быть дополнительно обусловлено тем фактом, что П. Дуров отказал ФСБ в просьбе закрыть оппозиционные группы в сети ВКонтакте.
§ призывал прийти на митинг 24 декабря1. В нем на основании
| статистических данных было показано, что большинство
о собирающихся на митинг — молодые неженатые интеллигент-
£ ные люди, и говорилось, что ни один сайт знакомств не может
^ предложить девушкам столь богатого выбора. Остальные пла-
° каты, проповедуют ли они вечные ценности или требуют ис-
ю полнения сиюминутных прихотей, думается, развивают тему пустого плаката: что ни напиши — все будет понято окружа-
о ющими так, как должно, потому что «и так все ясно».
■а
£ Кажется, это началось с митинга на Болотной площади 10 де-
'§ кабря 2011 г. На первой акции 5 декабря карнавальный аспект
С протеста только наметился в виде разного рода игры слов
на тему (в частности, плакат с текстом «ВЫБОР? / ВЫ-£ БРО... / ВОРЫ,Б...! / ОБРЫВ» появился именно там). Уже на
^ Болотной появился лозунг «Верните снежную зиму» в паре
'5 с «Верните честные выборы». Тема зимы получила продолже-
ние на проспекте Сахарова. Там был отмечен плакат с двумя пунктами требований:
• Снежная зима
• Честные выборы Ждем...
У первого пункта поставлена галочка оранжевым маркером (накануне митинга 24 декабря в Москве выпал снег). Вариант этого плаката представлен просто с текстом «Снежную зиму вернули. Пришел черед честных выборов.».
Нынешняя волна протестного фольклора в очень большой степени базируется на механизме интертекстуальности и представляет собой бесконечное сочетание разного рода намеков, отсылок, проекций, понятных, как правило, не всем, но значительным группам людей, объединенных по социовозраст-ным и культурным признакам. Назовем, помимо рассмотренных подробно, еще одну сферу, питающую митинговое творчество, — некоторое число популярных фильмов, персонажи которых говорят от лица митингующих или олицетворяют их противников.
Фильм Использование
«Иван Васильевич меняет профессию» Л. Гайдая. Плакаты с кадрами из фильма и надписями «А царь-то ненастоящий!», «А царь-то нелегитимный!».
1 Видео на Youtube «Все на митинг!» (2011. 21 дек.) <http://www.youtube.com/watch?feature=p[ayer. embedded&v=Ly-jqHerbn8>.
«Кин-дза-дза» Г. Данелия. На плакате персонажи Уэф (Е. Леонов) и Би (Ю. Яковлев), присевшие и расставившие руки (почтительная поза). Надпись «Я скажу всем, до чего довел планету этот фигляр ПЖ!».
Мультфильм «Приключения Бу-ратино» Д. Бабченко, И. Иванова-Вано стал источником для плаката благодаря жуликоватым персонажам лисе Алисе и коту Ба-зилио. На плакате Буратино сидит, подперши руками голову. За спиной у него кот Базилио и лиса Алиса. Слоган «Не забудем, не простим».
Мультфильм «Русалочка» И. Ак-сенчука стал источником для плакатов благодаря теме «Русалочка отдает ведьме свой голос в обмен на волшебный напиток, который сделает ее человеком». На плакате Русалочка сидит на хвосте. Слоган «Не забудем, не простим». На другом плакате она же говорит ведьме: «Отдам голос по своему выбору» (ил. 18).
«Гарри Поттер». Тема Гарри Пот-тера возникла в связи с более широко распространенным мемом «Чуров — волшебник», возникшим благодаря фразе Д. Медведева в его адрес: «Да Вы просто волшебник!» Соответственно обыгрывается тема выборов как волшебства, а не честного голосования. На митинге: человек в костюме Гарри Поттера с заклеенным ртом.
Сериал «Доктор Хаус». Тема сурового доктора, сообщающего пациенту в лицо, без обиняков, его диагноз. На плакате лицо Хауса, текст «У вас ЕдРянка» (ил. 19).
«V значит вендетта» Дж. Мактига. Обыгрывается тема анонимной революции. На плакате знак V, изображаемый расставленными указательным и средним пальцами1 (ср. ассоциации с галочкой в бюллетене для голосования и пр.), маски Гая Фокса.
Обыгрывались также фильмы «Матрица», «Good bye, Lenin!», мультсериал «Симпсоны» и др.
1 К той же символике обращаются и сторонники В. Путина (так называемый «Штаб единых действий»), избравшие этот знак и девиз «V значит Владимир» в качестве слогана предвыборной кампании.
Ил. 19
Не меньшей популярностью как источник цитирования и про-тотекст, к которому отсылают плакаты, пользуются и сетевые комиксы, объекты стритарта (плакаты с надписью «Obey») и широко распространенные в Интернете ролики, представляющие собой переделки известных фильмов. Так, по модели ре-мейков известных фильмов, где вместо актеров используются фигурки конструктора Лего, выборам в Думу был посвящен ролик «Леговыборы»1, а затем, уже по его следам, перфоманс: на проспекте Сахарова две девушки, костюмы которых изображали фигурки конструктора, держали плакат «Эта дума не ле-готимна» (ил. 20). Наряду с серией роликов, представляющих собой фрагмент фильма О. Хиршбигеля «Бункер» о последних днях Гитлера, положенный на новые тексты совершенно различной тематики, появляется ролик «Гитлер и оппозиция»2.
Ил. 20
Этот всплеск народного творчества в русле смеховой культуры в декабре 2011 г. и политические высказывания, облеченные в смеховую форму, являются основной отличительной чертой протестной активности народа и, с одной стороны, показывают ту самую платформу, на которой объединяются люди разных, подчас противоположных политических воззрений, а также не имеющие таковых, с другой — демонстрируют вполне миролюбивый характер протеста.
Видео на Youtube «Леговыборы» (2011. 15 дек.) <http://www.youtube.com/watch?feature=player_ detaiLpage&v=AJWL32yENDg>.
Видео на Youtube «Гитлер и оппозиция» (2011. 17 дек.) <http://www.youtube.com/watch?feature= player_embedded&v=spseDhbwCvU>.