Научная статья на тему 'Дискурсивные особенности текстов плакатов на митингах оппозиции в Москве, проведенных в связи с выборами в Государственную думу РФ 4 декабря 2011 г. И выборами Президента РФ 4 марта 2012 г'

Дискурсивные особенности текстов плакатов на митингах оппозиции в Москве, проведенных в связи с выборами в Государственную думу РФ 4 декабря 2011 г. И выборами Президента РФ 4 марта 2012 г Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
478
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ЛОЗУНГ / ДИСКУРСИВНАЯ ТЕМА / СЕМАНТИКА ДИСКУРСА / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михалькова Е. В.

Рассматриваются дискурсивные особенности самодельных плакатов, созданных людьми для выражения гражданской позиции на митингах в Москве относительно предвыборной кампании и выборов в Государственную думу 4 декабря 2011 г. и выборов Президента РФ 4 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурсивные особенности текстов плакатов на митингах оппозиции в Москве, проведенных в связи с выборами в Государственную думу РФ 4 декабря 2011 г. И выборами Президента РФ 4 марта 2012 г»

УДК 811.161.127

ББК Ш141.2-7 ГСНТИ

Е. В. Михалькова Тюмень, Россия ДИСКУРСИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ПЛАКАТОВ НА МИТИНГАХ ОППОЗИЦИИ В МОСКВЕ, ПРОВЕДЕННЫХ В СВЯЗИ С ВЫБОРАМИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ 4 ДЕКАБРЯ 2011 Г. И ВЫБОРАМИ ПРЕЗИДЕНТА РФ 4 МАРТА 2012 Г. Аннотация. Рассматриваются дискурсивные особенности самодельных плакатов, созданных людьми для выражения гражданской позиции на митингах в Москве относительно предвыборной кампании и выборов в Государственную думу 4 декабря 2011 г. и выборов Президента РФ 4 марта 2012 г.

Ключевые слова: дискурс; лозунг; дискурсивная тема; семантика дискурса; коммуникативное пространство.

16.21.27 Код ВАК 10.02.01; 10.02.19

E. V. Mikhalkova Tyumen, Russia

ASPECTS OF DISCOURSE, FOUND IN THE TEXTS OF POSTERS AT MEETINGS HELD IN MOSCOW OVER THE ELECTIONS TO STATE DUMA (4 DECEMBER 2012) AND PRESIDENTIAL ELECTIONS (4 MARCH 2012) Abstract. The article considers special features of discourse, found in the texts of self-made posters, created by people to express their political views at the protests held in Russia over the elections in State Duma (04.12.2011) and Presidential elections (04.03.2012).

Key words: discourse; slogan; discourse topic; semantics of discourse; sphere of communication.

Сведения об авторе: Михалькова Елена Владимировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка, Институт гуманитарных наук.

Место работы: Тюменский государственный университет.

Контактная информация: 625003, Тюмень, ул. Семакова, 10.

e-mail: [email protected]._

About the author: Mikhalkova Elena Vladimirovna, Candidate of Philology, Senior Lecturer of the Chair of the English Language, Institute of the Humanities. Place of employment: Tyumen State University.

Предлагаемая статья является независимой публикацией, мнение автора не отражает позицию организации, в которой он состоит. Автор стремился к беспристрастному анализу ситуации без солидаризации с какими-либо исследуемыми политическими взглядами.

Первой крупномасштабной протестной акцией в Москве, посвященной выборам в Государственную думу, был митинг 10 декабря на Болотной площади (далее — Болотная-1). По официальным данным, «общее число участников митинга на пике не превышало 25 000 человек. 20 000 человек находилось непосредственно на площади, еще 5 000 на прилегающих улицах...» [Forbes 2012a]. Далее последовал митинг на площади Сахарова, оценки численности которого сильно разошлись: «Правоохранители заявили о 29 тыс., организаторы — о 120 тыс.» [Кособокова]. Наконец, 4 февраля состоялась еще одна крупномасштабная акция — шествие по Большой Якиманке до Болотной площади (далее — Болотная-2) [Митинги в Москве и Петербурге].

Как отмечали авторы Forbes в преддверии акции на Сахарова, «митинг на Болотной запомнился в том числе плакатами в руках людей. Проспект Сахарова, очевидно, не станет исключением» [Forbes 2012b]. Шествие также отличалось креативными плакатами. Константин Бочарский, заместитель главного редактора журнала «Секрет фирмы», спецкорреспондент газеты «Коммерсант», высказал следующее мнение в своем блоге (в цитате сохранены авторский синтаксис и орфография): «Такого количества дико клевых, смешных плакатов,

© Михалькова Е. В., 2012

транспорантов, я не опять таки не видел. Фотографы осатанев носились по Большой Якиманке с очевидной задачей сделать „самый полный дайджест самых клевых плакатов с болотной — 2"» [Мы вернулись. Болотная — 2]. В связи с креативностью плакатов, созданных простыми гражданами, в СМИ даже появился термин «креативный класс» (см., напр., блог А. А. Вассермана [Вассерман 2012]). Правда, автору данной статьи представляется, что такое употребление словосочетания нетер-минологично: в работе Р. Флорида «Креативный класс. Люди, которые меняют будущее», откуда пришло выражение, оно обозначает представителей творческих профессий, создающих культурное пространство города, формирующих ценности обитающих в его среде людей.

Плакаты, флаги, транспаранты и растяжки с митингов можно разделить на две группы. Первую представляют материалы, подготовленные системной оппозицией (партиями «КПРФ», «ЛДПР», «Правое дело» и т. д.), организованными оппозиционными группами (анархисты, националисты), организаторами митингов (оргкомитетом). Для них характерна стилистическая конвенциональность, повторяемость символики и лозунгов, растиражированность (например, целый ряд одинаковых флагов или

множество наклеек с одной и той же надписью). Ко второй группе относятся созданные отдельными гражданами и, следовательно, носящие индивидуальный характер плакаты и их трансформации, в том числе костюмы с надписями. В основном это плакаты на ватмане или простой бумаге формата А4 с распечатанными или нанесенными краской лозунгами, а также с графическими образами, выполненными вручную или распечатанными. Эти материалы часто отличаются креативным, творческим подходом, юмором, игрой слов, окказиональными словами и переиначиваниями привычных значений. Такие агитационные объекты не подчиняются конвенциям, сложившимся в среде организованной оппозиции, хотя, безусловно, испытывают влияние этих конвенций. Так, в подобных материалах встречается лозунг «За честные выборы» и его вариации.

Предметом данного исследования стали дискурсивные особенности текстов с плакатов второй категории, так как именно в таких креативных материалах происходит формирование новых значений в протестной идеологии. Кроме того, своим появлением на акциях за честные выборы люди, не принадлежавшие к системной или организованной оппозиции, создали особую сферу коммуникации. Благодаря особенностям Web 2.0 три митинга (в исследование не вошли другие акции кампании «За честные выборы», например, «Белое кольцо» и митинг на Пушкинской 6 марта 2012 г., но их тоже можно считать частью описываемых здесь коммуникативных процессов) были использованы протестующими как поэтапная модель для расширения коммуникативного пространства и обсуждения понятий, стоящих за ключевыми словами. Каждый раз после акции в блогах и социальных сетях появлялись фотографии плакатов, в комментариях к постам и фотоальбомам шло активное обсуждение текстов, понравившиеся плакаты получали множество «лайков». Следующая акция проходила уже как продолжение предыдущей с переосмыслением ее значений и ценностей.

Материалом для данного исследования послужили фотографии плакатов с трех митингов, выложенные в социальных сетях (www. vk.com, www.livejournal.com) и на новостных порталах. Далее мы рассмотрим следующие дискурсивные особенности текстов лозунгов: дискурсивные темы, семантику ключевых слов, жанровую принадлежность.

1. Дискурсивные темы

Тема дискурса — это предмет коммуникации в абстрактном выражении, к которому отсылает (осуществляет референцию) ряд сообщений, принадлежащих данному дискурсу. Для дискурсивной темы характерен свой набор ключевых слов. В исследуемом корпусе тек-

стов есть как дискурсивные темы, повторяющиеся от события к событию, так и темы уникальные, характерные только для одного из трех событий. Рассмотрим в первую очередь повторяющиеся темы.

Плакаты с трех публичных мероприятий затрагивают ряд общих тем, которые условно можно обозначить как «честные выборы» (ключевые слова: Чуров, ЦИК, проголосовать, голос, подсчитать, пересчет), «власть» (власти, верхи, Кремль, Путин, Медведев, «Единая Россия», царь, править, вести), «оппозиция» (митинг, Навальный, Явлинский, собираться, приходить, изменить). Условность выделения данных тем вызвана неоднородностью предмета коммуникации и разной степенью абстракции, которую мы допускаем при уточнении темы. Так, например, следующий протестный лозунг на тему «фальсификация выборов» на более абстрактном уровне затрагивает тему воровства в целом: Мой голос украли! [Митинги в России 10.12.11 «Болотная»] Некоторые лозунги объединяют в себе несколько частных подтем, например: Мёрзну бесплатно [Мирное шествие за честные выборы 4 февраля]. Этот лозунг, во-первых, является ответом на высказывание В. В. Путина о том, что оппозиционерам приплачивают [Разговор с Владимиром Путиным] (тема «продажность оппозиции»), а во-вторых, — на слова Геннадия Онищенко о том, что митинги из-за холодной погоды опасны для здоровья [Они-щенко: митинги 4 февраля опасны для здоровья] (тема «холодная погода»). С учетом этих особенностей можно построить схему тем и подтем, общих для трех рассматриваемых мероприятий, на которой конкретизируются более абстрактные формулировки темы (см. рис.).

Рассмотрим теперь различия в дискурсивных темах, принимая во внимание экстралингвистический контекст митингов, рассматриваемых как коммуникативные события.

Болотная-1, состоявшаяся через 6 дней после выборов в Государственную думу, была прямой реакцией на результаты выборов. Не случайно поэтому самой актуальной темой на ее плакатах стали честные выборы и подтемы фальсификаций при подсчете голосов, украденного голоса, обмана. 10 протестных лозунгов в выборке из 55 текстов посвящены темам воровства и лжи (Хватит врать и воровать! [Митинги в России 10.12.11 «Болотная»]), что, вероятно, является скрытой референцией к прозвищу, данному А. А. Навальным партии «Единая Россия» — «партия жуликов и воров» — в передаче «Сухой остаток» на радиостанции «Финам FM» [Финам FM 02.02.2011]. В некоторых лозунгах эта референция не завуалирована: „Единая Россия" — партия жуликов и воров! [Электорат вышел на улицы].

Общие дискурсивные темы

1. ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ

ЦИК / Глава ЦИК / В. Е. Чуров

Подсчет голосов

Действующая власть

(Политическая) проституция

Волшебник(и)

Гауссово распределение

Кража голосов

Нелигитимность власти

Проценты

Воровство, обман

(-N.

Доверчивость народа /

Обманутый народ

2. ВЛАСТЬ

Рисунок. Темы лозунгов протестных акций

В преддверии президентских выборов 4 марта, в лозунгах на Сахарова тема «Единой России» отходит на второй план, уступая место другим представителям власти. Здесь активно обсуждается бывший на тот момент кандидатом в президенты В. В. Путин. Затрагиваются не только род его деятельности, готовность выбираться президентом на третий срок, предвыборная кампания, но и внешность (рост: Политических пигмеев... [Митинги в России 24.12.11] — в сочетании с изображением), манера говорить (нас уконтраПутить не получится! [Митинги в России 24.12.11] — об употреблении Путиным субстандартных слов и выражений, например, «уконтрапупить» [Путин: Уконтрапупить коррупционеров]) и хобби („белая лента" против черного пояса! [Митинги в

России 24.12.11] — увлечение дзюдо). Также упоминается рост Д. А. Медведева. Что примечательно, в немногочисленных лозунгах, посвященных Медведеву, он соседствует с В. В. Путиным, причем подчеркивается зависимое, второстепенное положение первого, например: Putin and teddy escape! [Митинги в России 24.12.11] (обыгрывается фамилия Медведева: teddy(-bear) — англ. 'игрушечный мишка').

Характерной чертой лозунгов на Сахарова является их диалогичность. 16 экземпляров (17 %) из выборки (всего 92 текста) — это ответы на высказывания В. В. Путина относительно оппозиции из программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». Три из 16 затрагивают тему подкупа оппозиционеров американцами (Ищу пункт выдачи Госдепом

„небольших денежек" [Митинги в России 24.12. 11]); девять лозунгов обыгрывают сравнение белой ленточки — символа кампании «За честные выборы» — с контрацептивом (В третий раз все тот же презик?! [Митинги в России 24.12.11]); четыре воспроизводят сравнение оппозиционеров с бандар-логами (мы не бандерлоги, мы мангусты! [Митинги в России 24.12.11]). Наконец, на Сахарова заметна авторефлексия оппозиции как единого целого с активным проявлением коллективного «мы» и лозунгами, посвященными деятельности оппозиции, призывающими людей примкнуть на сторону оппозиции: Мы проснулись!; Вместе мы сможем!; Мы не бандерлоги, мы мангусты! [Митинги в России 24.12.11].

На шествии этот процесс рефлексии достигает апогея: она отражена в 37 лозунгах (29 %) из 127 в нашей выборке. Все больше лозунгов, сформулированных как требования: Выметайтесь из Кремля!; Отдайте власть народу! [Митинги в России 04.02.12]. В целом же шествие тиражирует темы, уже затронутые на Сахарова, акцентируя внимание на одном из кандидатов предвыборной гонки — В. В. Путине (ему посвящены 53 лозунга из 121, т. е. 43,8 %).

Особняком стоят микротемы «на злобу дня». Они обыгрываются в лозунгах, апеллирующих к отдельным случаям, ситуациям — например, к непринятому закону (Единая Россия имея 2/3 % голосов в Госдуме не могла принять закон о противодействии педофилии? [Шествие по Б. Якиманке]) или нерешенной бытовой проблеме (За что? Мои дети бомжи — Калмыкова И. Л. [Мирное шествие за честные выборы 4 февраля]). Такие темы есть на всех трех мероприятиях.

2. Семантика дискурса

Одна из самых ярких семантических особенностей протестного дискурса на рассматриваемых мероприятиях состоит в присвоении новых значений привычным словам. Так, на Болотной-1 возникает метафора потерянного или украденного голоса: Верните наши голоса! [Митинги в России 10.12.11. Часть 2]; мы не немы [Электорат вышел на улицы]. Голос, поданный за кандидатов, ассоциируется с живым человеческим голосом, поэтому с его потерей наступает немота (отсюда на лицах протестующих маски). Здесь возникает пересечение с другой концептуальной метафорой — «народ = стадо (немое, не обладающее речью)»: Если вы полагаете, что имеете дело со стадом баранов, то вы глубоко заблуждаетесь! [Митинги в России 10.12.11 «Болотная»]. Эта семантическая коллизия проявляется и в развитии другой параллели: украсть голос может только человек со сверхъестественными способностями, волшебник. Глава ЦИКа В. Е. Чуров сравнивается с волшебником, гипнотизером, циркачом: В цирке открыта вакансия волшебника! Чуров, иди работать по

специальности! [Митинги в России 10.12.11. Часть 2]. На ЦИК также возлагается ответственность за то, что зима была недостаточно снежной: Верните снежную зиму! Верните честные выборы! [Электорат вышел на улицы]. Метафора поддерживается за счет визуальных образов, в том числе одежды: один протестующий оделся в костюм Гарри Поттера, надев маску с надписью «честные выборы» [Митинги в России 24.12.11]. На шествии волшебник трансформируется в обманщика, мошенника: кручу-верчу, запутать хочу! [Всероссийская акция «За честные выборы»], Чу-ров — Жулье [Шествие по Б. Якиманке].

Антитезой «волшебству» становится гауссово распределение, использовавшееся после 4 декабря 2012 г. рядом интернет-пользователей для математического доказательства фальсификаций на выборах: Чурову не верим! Верим Гауссу! [Митинги в России 10.12.11 «Болотная»]. Другое логическое доказательство неверного подсчета (явка 146,47 %, «цифры, выданные со ссылкой на ЦИК» на канале «Вести 24» [146,47 % процентов избирателей]) послужило почвой для появления новой метафоры: после выхода данного новостного ролика выражение «146 процентов» используется для обозначения фальсификаций.

Целый ряд метафор основан на высказываниях и личности В. В. Путина. В лозунгах проводятся параллели между Путиным и героем романов о Гарри Поттере домовым Добби (Освободите Добби от непосильной работы [МИТИНГИ 4 ФЕВРАЛЯ]), Гитлером (отсюда неологизм «Путлер»: Путлер капут [Митинги в России 04.02.12]) и даже английской королевой при намеке на длину прогнозируемого срока правления (Еще 12 лет? Королева [Мирное шествие за честные выборы 4 февраля]). Примечательно, что почти никто из лидеров оппозиции не стал героем сложного метафорического образа с графической поддержкой. Исключение составляет А. А. Навальный. На одном из плакатов он сравнивается с героем трилогии «Матрица»: Матрица — еще 12 лет; Правда — уже сегодня [Черкасов 2012] (Навальный изображен в виде Нео, протягивающего две таблетки — для сна и для пробуждения).

Некоторые лозунги основаны на так называемых путинизмах (этим термином «западные и российские СМИ называют острые, колкие и малоприятные для оппонентов афоризмы, фразы и высказывания Владимира Путина» [ru.wikipedia.org]). Например, ранее упомянутое сравнение оппозиционеров с бандар-логами развивается в комплексное представление о Путине как о змее Каа, а об участниках политических действий — как о героях «Книги джунглей» (отсюда морфологическое образование «пуу»: Мы пришли к тебе пуу! [Митинги в России 24.12.11]). Сравнение символа кампании «За честные выборы» — белой ленточки — с контрацептивом становится семантиче-

ским перевертышем: кто обзывается, сам так и называется [Митинги в России 24.12. 11]. В лозунгах на шествии есть апелляция к еще одному высказыванию В. В. Путина — «как раб на галерах» [ru.wikipedia.org]: Свободу рабу на галерах! [Шествие по Б. Якиманке]; Вова, суши весла! [Всероссийская акция «За честные выборы»]. Хотя это высказывание интернет-источники относят к 2008 г., т. е. оно являлось прецедентным уже во время проведения митингов, отсылка к нему встречается только на шествии. Очевидно, к этому моменту коллективный образ В. В. Путина все больше подвергается метафорическому осмыслению, становится объектом городского фольклора и, если можно так выразиться, интернет-фольклора. Этот образ, как в случае с Каа и бандар-логами, развивается, получая новые объекты для семантизации. Оппозиция предстает рабами, соратниками по труду: на пуй с моей галеры! [Шествие по Б. Якиманке].

3. Жанровые особенности

Самым ожидаемым жанром на митинге как политической акции, по нашим представлениям, является лозунг. Ранее в данной статье мы использовали термин «лозунг» для обозначения любого высказывания с плакатов. Тем не менее прагматические особенности собранных текстов свидетельствуют о том, что их жанровая природа неоднозначна.

Часть текстов отвечает традиционным представлениям о лозунгах. Они сформулированы как требование за или против какого-либо острого социального, политического и т. п. феномена: Мы за честные выборы! [Электорат вышел на улицы]. В то же время ряд высказываний выбивается из общей картины, так как они не являются ни требованиями, ни призывами. Это, скорее, обращения, жалобы, цель которых — привлечь внимание к проблеме (пусть даже вполне бытовой, индивидуальной): спасите наших детей от членов партии „Единая Россия" Груздева В. С., Громова Б. В.; „Единая Россия" Груздев В. С., Громов Б. В. Сносить жилые дома с детьми — хуже чем педофилия! [Митинги в России 24.12.11]; За что? Мои дети бомжи — Калмыкова И. Л. [Мирное шествие за честные выборы 4 февраля], Моя мать — инвалид ВОВ; и я сын фронтовиков, внук репрессированного, за диктаторов голосовать не можем! [Шествие по Б. Якиманке]. Подобные призывы отличает употребление неизвестных (малоизвестных) личных имен, которые встречаются единократ-но, предоставление частной информации об адресанте (имя, родственники). Также эти тексты длинны, не лаконичны, не такие броские и легко читаемые, как обычные лозунги; на плакатах отсутствует визуальная поддержка.

Некоторые тексты в рамках отмеченной попытки диалога с властью становятся ответами ради ответа: они не призывают к чему-либо, а в ироничной форме парируют намеки и обви-

нения, прозвучавшие в СМИ. Например: Хилари Клинтон заплатила мне натурой! [Всероссийская акция «За честные выборы»] — шутливое признание в связях с Госдепом. Характерными особенностями данных текстов являются комический модус и графические образы (в некоторых случаях зависимость от картинки настолько велика, что текст без нее не понятен). Стоит отметить, что часто на митингах в комическую форму обращены и обычные требования. Например, текст Я не голосовал за этих сволочей! Я голосовал за других сволочей! Требую пересчёта голосов! [Митинги в России 10.12.11 «Болотная»]. сочетает в себе критику властей и оппозиции с требованием честных выборов. Комический эффект создается за счет пейоративного представления всех участников предвыборной кампании, в которой, по мнению протестующего, отсутствует выбор. Следовательно, создается абсурдная ситуация, в которой честные выборы становятся самоцелью: важно, чтобы был произведен правильный подсчет, но неважно, кто при этом победит.

Часть текстов содержит иножанровые включения. Встречаются лозунги в форме стихов: Здесь типо демократия, на самом деле — царство. Я так люблю свою страну и ненавижу государство! [Митинги в России 24.12.11]; частушек: Не летает ныне „Фобос", Запустили воры, космос... заплатить валютой в NASA! И послать Володю... к Марсу! [Шествие по Б. Якиманке]; объявлений: распил, гипноз и другие фокусы. Спросить Вову. КГБ,—ФСБ, Кремль, Зоопарк [Митинги в России 10.12.11. Часть 2]; переиначивания известных цитат (рекламных слоганов, песен, стихов и т. д.): Вы все еще в Кремле? Тогда мы идем к вам! [Мирное шествие за честные выборы 4 февраля], Я другой такой страны не знаю, где так больно дышит человек [Митинги в России 24.12.11], А вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь [Черкасов 2012]. Прецедентными текстами и источниками при цитировании и аллюзиях являются мультфильмы («Вовка в тридевятом царстве», серия мультфильмов о Чебурашке, Винни-Пухе, городке Саус-парк), фильмы («Кин-дза-дза», «Иван Васильевич меняет профессию», серия фильмов о Гарри Поттере, трилогия «Матрица»), видеоигры («Марио»), литературные произведения («Книга джунглей» Р. Киплинга, басни И. А. Крылова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя). Что интересно, почти все цитаты и аллюзии на видео-продукцию сопровождаются изображениями ее персонажей.

Характерной особенностью цитирования в лозунгах является упоминание и переиначива-ние так называемых интернет-мемов: «A meme: an idea, behavior, style, or usage that spreads from person to person within a culture» [Meme] / «Мем: идея, поведение, стиль или употребление, распространяющееся от человека к чело-

веку внутри культуры» (перевод наш. — Е. М.). Интернет-мемы передаются с помощью социальных сетей, блогов, форумов, т. е. таких ресурсов Интернета, которые позволяют пользователям общаться друг с другом. Именно на таких ресурсах за мемами закрепляется определенное значение, которое тиражируется в дальнейшей коммуникации. Мемами в исследуемых лозунгах являются, во-первых, упомянутые ранее «путинизмы» и высказывания в адрес оппозиции (раб на галерах, бандар-логи, небольшие денежки), во-вторых, устойчивые фразы, возникшие во время предвыборной кампании (146 %, амфора — из новостных видеороликов; «мы стали более лучше одеваться»; «это большое достижение очень хорошее» — цитаты из выложенного на YouTube интервью с активисткой движения «Сталь» Светланой Курицыной [Нашистка Света]), в-третьих, единицы, чье происхождение не связано с выборами (FUUUU — распространенный в сети способ написания англ. fuck). * * *

Как было показано, дискурсивные особенности текстов рассматриваемых плакатов не укладываются в стандартную модель агитационных текстов. Во-первых, в проанализированных призывах просматривается стремление к диалогу с адресатом, выразившееся в отдельных жанрах — ответах на критику, прозвучавшую из официальных СМИ, обращениях с личными просьбами. Во-вторых, для значительной части текстов характерен комический модус, в котором критическое отношение проявлено ко всем сторонам в общественном процессе (протестующим, системной оппозиции, властям). В-третьих, лозунги характеризуются значительным количеством интертекстуальных связей, отсылками к медиапродукции (фильмам, мультфильмам, видеоиграм) и интернет-мемам, что свидетельствует о влиятельной роли виртуального и медиадискурсов. В-четвертых, значительная смысловая нагрузка ложится на визуальную часть плаката, без которой текст не всегда эксплицитен.

Представляется, что данные дискурсивные особенности в первую очередь свидетельствуют о влиянии, которое оказала на протестный дискурс современная медиа- и интернет-культура. Отсюда стремление к визуализации, аллюзии на продукты указанной кульутры, а также характерная для социальных сетей интерактивность, проявившаяся в попытке создать отдельную сферу коммуникации посредством плакатов. Второй важный аспект — это комический модус. Он свидетельствует о влиянии карнавальной, площадной культуры, которое выразилось в игре слов, переосмыслении понятий, обращении к семантике «низа» и использовании (в зашифрованном виде) нецензурной лексики.

ИСТОЧНИКИ

1. 146,47 % процентов избирателей // Эхо Москвы. 2011.05.12. URL: http://www.echomsk.spb.ru/projects/ goryachaya-tema/146-47-protsentov-izbirateley-.html.

2. Балашова Ю. 10 декабря. Болотная площадь. Лица // Новая газета. 2011.10.12. URL: http://www.novayagazeta.ru/ photos/49994.html.

3. Вассерман А. А. Разница между творчеством и мусором. К возможной потере Россией креативного класса. 2012.22.03. URL: http://www.odnako.org/blogs/show_16894/.

4. Википедия : электр. энцикл. URL: ru.wikipedia.org.

5. Всероссийская акция «За честные выборы» // Газета.т. 2012.04.02. URL: http://www.gazeta.ru/photo/politics/ vserossiiskaa_akcia_za_cestnye_vybory.shtml? photo=3987413.

6. Кособокова Т. Митинг на проспекте Сахарова собрал больше 70 тыс. недовольных граждан // РБК daily. 2011.26.12. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/12/26/focus/562949982384798.

7. Мирное шествие за честные выборы 4 февраля // casu-als.livejournal.com : блог. 2012.04.02. URL: http://casuals. livejournal.com/169507.html.

8. МИТИНГИ 4 ФЕВРАЛЯ. ЧАСТЬ 2 // НАРОД ПРОТИВ ЖУЛИКОВ И ВОРОВ : группа Vkontakte. URL: http://vk.com/album-364976_151953076.

9. Митинги в Москве и Петербурге: хроника событий (фото, видео) // Росбалт. 2012.04.02. URL: http://www.rosbalt.ru/ main/2012/02/04/941700.html.

10. Митинги в России 04.02.12 «Шествие по Москве» // НАРОД ПРОТИВ ЖУЛИКОВ И ВОРОВ : группа Vkontakte. URL: http://vk.com/album-364976_151777323.

11. Митинги в России 10.12.11 «Болотная» // НАРОД ПРОТИВ ЖУЛИКОВ И ВОРОВ : группа Vkontakte. URL: http://vk.com/album-364976_148272298.

12. Митинги в России 10.12.11. Часть 2 // НАРОД ПРОТИВ ЖУЛИКОВ И ВОРОВ : группа Vkontakte. URL: http://vk.com/album-364976_148296355.

13. Митинги в России 24.12.11 // НАРОД ПРОТИВ ЖУЛИКОВ И ВОРОВ : группа Vkontakte. URL: http://vk.com/album-364976_149014405.

14. Мы вернулись. Болотная — 2 // bocharsky.livejournal.com. 2012.05.02. URL: http://bocharsky.livejournal.com/479467.html.

15. Нашистка Света // YouTube. 2011.07.12. URL: http://www.youtube. com/watch?v=An17cCj -HvQ.

16. Онищенко: митинги 4 февраля опасны для здоровья // Русская служба BBC. 2012.02.02. URL: http://www.bbc.co.uk/ russian/russia/2012/02/120202_onishchenko_demo.shtml.

17. Путин: Уконтрапупить коррупционнеров — самое простое, что я мог бы сделать // АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛ! 2011.15.12. URL: http://www.argumenti.ru/politics/online/2011/ 12/144245.

18. Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение // Россия 1, Россия 24, РТР-Планета, Маяк, Вести FM, Радио России. 2011.15.12.

19. Черкасов Г. Лозунги Болотной: от крысы в лодке до красного кумача // МК.т. 2012.04.02. URL: http://www.mk.ru/photo/politics/3765-lozungi-bolotnoy-ot-kryisyi-v-lodke-do-krasnogo-kumacha.html?page= 1 &img_id= 60454#photo.

20. Шествие по Б. Якиманке и митинг на Болотной площади в деталях // snimaetmoskva.livejournal.com : блог. URL: http://snimaetmoskva.livejournal.com/578.html.

21. Электорат вышел на улицы // Газета.т. 2011.13.12. URL: http://www.gazeta.ru/photo/politics/Elektorat_vysel_na_ ulicy.shtml?photo=3922678.

22. Forbes 2011a = Митинги протеста 10 декабря 2011 года : онлайн-трансляция Forbes 10 дек. 2011 10:57. URL: http://www.forbes.ru/sobytiya/vlast/77345-10-dekabrya-2011-hronika-sobytii-onlain-translyatsiya-forbes.

23. Forbes 2011b = Голощапов А. (фото), «Митинг на Сахарова: что говорят плакаты» // Forbes. 2011.24.12. URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/77957-miting-na-saharova-plakaty-v-rukah-lyudei.

24. Meme // Merriam-Webster Dictionary. URL: http://www. merriam-webster.com/dictionary/meme.

Статью рекомендует к публикации канд. филол. наук, доц. М. Б. Ворошилова

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.