Научная статья на тему 'Психологические особенности формирования оппозиционной повестки дня в сети Интернет'

Психологические особенности формирования оппозиционной повестки дня в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
554
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕСТКА ДНЯ / AGENDA SETTING / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / PSYCHOLOGICAL MECHANISMS / ОБРАЗЫ / СИМВОЛЫ / СТЕРЕОТИПЫ / STEREOTYPE / IMAGE / SYMBOL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евгеньева Татьяна Васильевна, Губченко Владимир Анатольевич

В статье анализируется психологическая специфика процесса формирования повестки дня в сети Интернет. Информационный процесс рассматривается в рамках кейса формирования оппозиционной повестки в Рунете. При этом особое внимание уделяется изучению влияния совокупности психологических механизмов на актуализацию стереотипов, формирование политических образов и их закрепление в качестве содержательных элементов оппозиционной повестки дня в Интернете. Существенное значение для исследования имеет образно-символический язык, возникающий и циркулирующий в ходе политической интернет-коммуникации по поводу содержания оппозиционной повестки дня. Роль психологических механизмов и образно-символического языка в формировании оппозиционной повестки дня раскрывается посредством изучения агитационной активности в Интернете и консолидации на ее основе виртуальной общности, объединенной массовыми протестными настроениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Евгеньева Татьяна Васильевна, Губченко Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological specifics of the opposition agenda formation on the Internet

The article analyzes the psychological specificity of the agenda setting in the Internet. The studying of this informational process is based on the case of agenda setting in the Internet by Russian political opposition. The examination of political mechanisms influence on the actualization of stereotypes, forming of political images and incorporation of these elements in the oppositional agenda of the Internet gains particular emphasis in the article. The political communication based on the use of political images and symbols plays major role in agenda setting in the Internet. The influence of the psychological mechanisms and the symbolical basis of virtual communication on the oppositional agenda setting process is examined in the context of the agitation campaign in the Internet and the following process of virtual protesting community.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности формирования оппозиционной повестки дня в сети Интернет»

Т.В. ЕВГЕНЬЕВА, В.А. ГУБЧЕНКО*

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОППОЗИЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация. В статье анализируется психологическая специфика процесса формирования повестки дня в сети Интернет. Информационный процесс рассматривается в рамках кейса формирования оппозиционной повестки в Рунете. При этом особое внимание уделяется изучению влияния совокупности психологических механизмов на актуализацию стереотипов, формирование политических образов и их закрепление в качестве содержательных элементов оппозиционной повестки дня в Интернете. Существенное значение для исследования имеет образно-символический язык, возникающий и циркулирующий в ходе политической интернет-коммуникации по поводу содержания оппозиционной повестки дня. Роль психологических механизмов и образно-символического языка в формировании оппозиционной повестки дня раскрывается посредством изучения

* Евгеньева Татьяна Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета полито-огии МГУ имени М.В. Ломоносова; профессор департамента политологии факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: etv133@ mail.ru; Губченко Владимир Анатольевич, аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

Evgenyeva Tatiana, PhD History, associated professor, Department of Political Sociology and Psychology, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University; professor, Political Science Department, Faculty of Sociology and Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: [email protected]; Gubchenko Vladimir, PhD student, Department of Political Sociology and Psychology, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University. E-mail: [email protected]

агитационной активности в Интернете и консолидации на ее основе виртуальной общности, объединенной массовыми протестными настроениями.

Ключевые слова: повестка дня; Интернет; психологические механизмы; образы; символы; стереотипы.

T.V. Evgenyeva, V.A. Gubchenko Psychological specifics of the opposition agenda formation on the Internet

Abstract. The article analyzes the psychological specificity of the agenda setting in the Internet. The studying of this informational process is based on the case of agenda setting in the Internet by Russian political opposition. The examination of political mechanisms influence on the actualization of stereotypes, forming of political images and incorporation of these elements in the oppositional agenda of the Internet gains particular emphasis in the article. The political communication based on the use of political images and symbols plays major role in agenda setting in the Internet. The influence of the psychological mechanisms and the symbolical basis of virtual communication on the opposi-tional agenda setting process is examined in the context of the agitation campaign in the Internet and the following process of virtual protesting community.

Keywords: agenda setting; Internet; psychological mechanisms; image; symbol; stereotype.

Актуальность проблемы

Одной из ключевых тенденций эволюции современной политики выступают медиатизация и виртуализация политической коммуникации. Сегодня Интернет становится не только коммуникационной площадкой, позволяющей гражданам получать информацию о политических событиях и процессах, интерпретировать их и осуществлять обмен мнениями относительно вопросов и проблем, составляющих актуальную политическую повестку дня. Интернет-технологии также активно внедряются в политико-коммуникативные процессы с целью манипулирования общественным мнением и канализирования массовых политических настроений [Володенков, Митева, 2016, с. 18-35]. Так, деятельность портала «^¡кйеакз» наглядно проиллюстрировала потенциал Интернета как инструмента информационной войны, а блогосфера и социальные сети сыграли особую роль в артикуляции и канализировании протестных настроений в череде «цветных революций» в странах Северной Африки, Ближнего Востока и Восточной Европы в 2010-2014 гг., а также

консолидации оппозиционного движения в России 2011-2013 гг. [Володенков, 2015, с. 126-129].

Основаниями, позволяющими Интернету выступать в качестве канала преобразования политической реальности в политическую медиареальность, исследователи считают не только коммуникационно-технологические преимущества (например, интерактивность, экстерриториальность, горизонтальность, мультимедийность и другие отличительные характеристики), но и психологическую специфику интернет-коммуникации. Так, роль Интернета как глобального социокультурного ареала воплощается в формировании и распространении политических образов, символов и стереотипов в рамках политической интернет-коммуникации [Евгеньева, Титов, 2014, с. 22-27]. Эффективность распространения политического образно-символического языка как в виртуальном пространстве, так и за его пределами, зависит не только от вышеназванных коммуникационно-технологических особенностей Интернета, но и от психологических механизмов, влияющих на восприятие информации и на массовое сознание и поведение интернет-пользователей.

С учетом манипуляционного потенциала Интернета и его роли в консолидации массовых протестных настроений, возникает необходимость политико-психологического анализа не только содержательной, но и процессуальной стороны воздействия Интернета на формирование политической повестки дня.

Теоретико-методологические основания исследования

Подойти к осуществлению политико-психологического анализа процесса влияния Интернета на формирование политической повестки дня позволяют четыре теоретико-методологических блока исследования. Первый блок составляют политико-коммуника-тивистские исследования, которые дают возможность рассматривать Интернет в качестве пространства массовой коммуникации и учитывать коммуникационно-технологическую специфику Интернета. Среди ключевых работ стоит выделить исследования М. Кас-тельса, Р. Дэвиса, И.М. Дзялошинского, Л.В. Сморгунова, С.В. Во-лоденкова [Кастельс, 2004; Дэвис, 2009; Дзялошинский, 2012; Трансформация публичной сферы, 2010; Володенков, 2015].

Вторым блоиом выступают исследования, посвященные психологической специфике массовой политической коммуникации. Особым значением в ракурсе изучения воздействия психологических механизмов на политическую коммуникацию в Интернете имеют работы Т.В. Евгеньевой, А.В. Селезневой, А.В. Манойло, Д.В. Ольшанского, Ю.А. Шерковина [Евгеньева, Манойло, Селезнева, 2016; Ольшанский, 2001; Шерковкин, 2007] и др.

Третий блок включает в себя совокупность подходов к изучению процесса формирования повестки дня на трех уровнях, а именно политической, медийной (информационной) и общественной (публичной) повесток. Работы Дж. Андерсона, У. Данна, Дж. Кингдона, Е.Б. Шестопал, М. Маккомбса и Д. Шоу, С. Лоуэри и М. Деф-лер, А. А. Казакова [Андерсон, 2003; Данн, 2004; Кингдон, 2003; Шестопал, 2011; Маккомбс, Шоу, 1993; Лоуэри, Дефлер, 1995; Казаков, 2014] позволили охарактеризовать формирование современной повестки дня как разнонаправленный и многоуровневый информационно-коммуникационный процесс, а также выделить интернет-повестку в качестве одной из категорий публичной повестки дня.

Четвертый блок - труды о символическом содержании политической коммуникации. Ключевые работы в данном блоке посвящены концепту символической политики как особому роду политической коммуникации, нацеленной на закрепление устойчивых смыслов при помощи символических средств, а также распространение конкретных способов символической интерпретации политической реальности. Это работы П. Бурдье, О.Ю. Малиновой, Д.А. Мисюрова, С.П. Поцелуева [Бурдье, 1993; Малинова, 2014; Мисюров, 1999; Поцелуев, 2012] и др.

Представляется также необходимым сделать некоторые методологически важные предварительные замечания, касающиеся концептуальных оснований исследования.

Во-первых, Рунет как сегмент глобального виртуального пространства понимается как сложноорганизованное и вместе с тем слабо структурированное коммуникативное пространство. Это приводит к тому, что образно-символическое содержание политической интернет-коммуникации в значительной степени фрагмен-тировано и рассредоточено по сетевым сообществам, группам пользователей социальных сетей и блогеров, сформировавшимся под воздействием коммуникативного, культурно-психологического, информационного и иных факторов.

Использование концепции формирования повестки дня позволяет конкретизировать содержательные характеристики и установить этапы политико-коммуникационного процесса, определить ключевые субъекты установления повестки дня, а также хронологически отследить распространение образно-символических компонентов.

Во-вторых, если психологическая специфика политической интернет-коммуникации содержательно выражается в политическом образно-символическом языке, а процессуально - в действии психологических механизмов, то ее коммуникативно-технологические особенности выражаются в специфическом формате распространяемой информации.

Сегодня доминирующим форматом в виртуальном пространстве является интернет-мем - единица информации, неограниченно воспроизводимая интернет-пользователями в рамках горизонтальной коммуникации (от пользователя к пользователю) в течение некоторого периода времени [Зиновьева, 2013, с. 133-137]. Отличительными характеристиками интернет-мема как формата являются мультимедийность (использование различных типов контента: текста, анимации, фото-, аудио- или видеоконтента), экстерриториальность и высокая скорость распространения информации. В сочетании с лаконичностью содержания, эмоциональным компонентом и актуальным информационным подтекстом, интернет-мем способствует быстрому распространению упрощенных трактовок окружающей действительности и закреплению определенного отношения среди интернет-пользователей к тем или иным явлениям, процессам, событиям, фактам и персонам.

В рамках авторского политико-психологического подхода интернет-мем представляется в качестве формата образно-символических компонентов политической коммуникации в Интернете. Этап формирования политического интернет-мема, заключающийся в отражении и интерпретационной переработке информации, сопровождается процессами символизации и стереотипизации содержательных элементов интернет-мема. Кроме того, в политических интернет-мемах символическое выражение получают образы политиков, политических партий и движений, социальных групп, событий и стран.

Формирование оппозиционной повестки дня в Рунете (кейс антикампании в отношении Д.А. Медведева)

В 2017 г. одним из наиболее актуальных и наглядных кейсов формирования оппозиционной повестки дня в Рунете стала информационная интернет-антикампания в отношении Д.А. Медведева, подготовленная А. Навальным и организацией «Фонд борьбы с коррупцией». Первичный этап антикампании состоялся 15 сентября 2016 г. с публикацией видеоролика на хостинге Уои-ТиЬе в аккаунте «Алексей Навальный», посвященного недвижимости, предполагаемым владельцем которой, по мнению авторов, является Д.А. Медведев.

В дальнейшем сведения, изложенные авторами видеоролика, использовались во втором, содержательно расширенном продукте, опубликованном в том же аккаунте 2 марта 2017 г. В этот временной период интернет-антикампания перешла в активную фазу и получила формальное название «Он вам не Димон». В жанровом аспекте данный информационный продукт преподносился авторами как «документальный фильм-расследование». Также антикампания включала в себя запуск специализированного интернет-портала, на котором были изложены основные позиции видеоролика, и тематически аналогичные сообщения в персональном бло-ге А. Навального.

Третий этап предполагал переход антикампании из виртуального в реальное политическое пространство в формате акций протеста. Так, в аккаунте «Алексей Навальный» 14 и 23 марта были опубликованы агитационные ролики, предшествовавшие акциям протеста 26 марта в российских городах. Аналогично за период с апреля по июнь была опубликована серия агитационных видеороликов в преддверии акций протеста, прошедших 12 июня.

Организационное ядро виртуальной протестной общности перед акциями протеста в марте и июне 2017 г. находилось в социальной сети «Вконтакте» как в сообществе Алексея Навального, так и в сообществах, посвященных конкретным акциям в различных городах России. Дополнительно организаторы акций протеста предоставляли агитационные листовки, а также визуальные макеты агитационных плакатов и варианты лозунгов, часть из которых к тому моменту закрепилась и опознавалась интернет-пользователями в качестве интернет-мемов.

Стоит отметить, что на втором и третьем этапах осуществлялась публикация УоиТиЬе-роликов информационно-сопровождающего характера, в которых интерпретировалась реакция на антикампанию со стороны массмедиа (на примерах конкретных публикаций, журналистов и телеведущих). Кроме того, интерпретацию прошла реакция представителей политической власти. Таким образом были засвидетельствованы факты постепенного перехода антикампании как предмета интернет-повестки в медийную и политическую повестки.

В предлагаемом исследовании были проанализированы материалы блогосферы, социальных сетей и СМИ для выявления образно-символических компонентов коммуникации по поводу антикампании и психологических механизмов формирования и тиражирования образно-символических компонентов в интернет-повестке.

Принципиальная важность эмпирического исследования обусловлена тем, что, во-первых, антикампания актуализировала конкретные негативные стереотипы и образы, вокруг которых сформировалась виртуальная протестная общность, объединенная массовыми настроениями неудовлетворенности. Интенсивный информационный обмен между интернет-пользователями в ходе антикампании привел к тому, что негативные стереотипы и образы, прошедшие символизацию, закрепились в интернет-повестке в формате мемов. В результате канализирования протестных настроений со стадии пассивной до стадии активной неудовлетворенности, протестная общность, консолидировавшаяся в социальных сетях и блогосфере, была простимулирована на совершение реального политического действия - участие в митингах 26 марта и 12 июня 2017 г.

Во-вторых, проблема психологического воздействия на массовое политическое сознание в ходе интернет-коммуникации приобретает особую актуальность в свете участия российской молодежи в протестной активности. Виртуальное коммуникационное пространство сегодня все чаще выступает как «естественная среда» формирования политических представлений и моделей поведения молодежи [Молодежь Москвы, 2012]. Использование в политической коммуникации такого актуального формата контента, как интернет-мем, заключающего в себе элементы игрового и развлекательного стиля подачи информации, приводит к возникновению так называемой «моды на протест» среди молодежи.

В результате деформализации политической коммуникации и привнесения яркой эмоциональной (иронической или юмористической) коннотации, представители молодого поколения отчасти воспринимают оппозиционную повестку не как информационный продукт, требующий осознанного критического восприятия и логического анализа, а как модный политико-культурный тренд, опирающийся на механизм подражания и не требующий рефлексии.

В-третьих, Интернет постепенно трансформирует структуру процесса формирования повестки дня. Особенно ярко данный феномен проявил себя в кейсах оппозиционной интернет-повестки, а именно в период протестного движения в России 2011-2013 гг. и в акциях протеста с антикоррупционной повесткой в 2017 г.

В классических подходах к изучению данного информационного процесса предполагается односторонняя вертикальная модель, согласно которой ключевыми агентами установления повестки дня являются субъекты политического управления, а СМИ в основном играют роль ретранслятора заданной политической повестки дня массовой аудитории. Несмотря на то что СМИ выступают для интернет-пользователей основным источником информации о политической действительности, горизонтальность и открытость коммуникации позволяет Интернету осуществлять функцию «обратной связи» [Володенков, 2015, с. 54]. Интернет-пользователи интерпретируют политическую действительность на основе собственного опыта или воспринимаемой медиареально-сти, а коммуникационно-технологические механизмы, такие как комментарийная активность и социальные метрики (лайки, перепосты и количество подписчиков) позволяют выводить те или иные дискуссии на уровень интернет-повестки.

В свою очередь журналисты используют Интернет как дополнительный источник информации в рамках формирования медиапо-вестки. На основе взаимодействия Интернета, СМИ и субъектов политического управления возникает единое коммуникационное пространство, в котором однонаправленный процесс формирования повестки дня преобразуется в единый информационный цикл.

Политико-психологическая специфика кейса

В результате исследования авторами была сформирована политико-психологическая модель конструирования оппозиционной повестки дня в сети Интернет, которая опирается на применение психологических механизмов, обеспечивающих как формирование и эффективное распространение образно-символического языка с оппозиционным политическим подтекстом, так и канализирование массовых протестных настроений в Интернете с целью консолидации виртуальной протестной общности. Это психологические механизмы двух групп: влияния на массовое сознание и поведение (убеждение, внушение, подражание и эмоциональное заражение) и восприятия информации (стереотипизация, идентификация, социальная категоризация, социальная атрибуция и каузальная атрибуция).

Встраивание антикампании в оппозиционную интернет-повестку основывалось на модели убеждающей коммуникации, которая предполагает сочетание механизма убеждения как центрального процесса, а механизма внушения как периферийного. Воздействие механизма убеждения в рамках исследуемой антикампании заключалось в подаче информационных продуктов как «документального фильма-расследования». Это должно было настроить аудиторию на критическое восприятие и анализ получаемой информации, а также создать эффект доверия к источнику информации. Так, демонстрация официальной документации (например, выписок из Единого государственного реестра недвижимости) должна была убедить аудиторию в достоверности материалов антикампании и компетентности авторов информационных продуктов антикампании. С той же целью убеждения авторами проводилось визуальное соотнесение фотографий загородной недвижимости со снимками из Instagram-аккаунта Д.А. Медведева.

Сопровождение убеждающей коммуникации оказывал механизм внушения. Демонстрация фотографий бизнесменов, якобы «уличенных» авторами в коррупционных связях с объектом антикампании, была направлена на косвенное закрепление визуальных образов «чиновника-коррупционера» и «бизнесмена коррупционера», несмотря на то что сами фотографии не являлись прямым неопровержимым доказательством коррумпированности тех или иных лиц. Метод соотнесения для закрепления аналогичных визуальных образов также использовался при демонстрации предме-

тов одежды Д.А. Медведева и заказов соответствующих им моделей одежды через сторонний адрес электронной почты, сопровождаемой риторическими конструкциями с эффектом внушения (например, «таких совпадений не бывает»).

Механизм внушения проявился и в материалах антикампании, посвященных анализу ее освещения в медиапространстве и повестке. Факты трансформации антикампании в предмет повестки на обоих уровнях преподносились таким образом, чтобы продемонстрировать эффект «замалчивания» антикампании в российском информационном пространстве. Авторы указывали на отсутствие публикаций об антикампании в крупнейших газетах страны, новостных сюжетов на центральных телеканалах и на сдержанную реакцию со стороны представителей политической власти.

По мере расширения освещения антикампании в СМИ и появления новых спикеров по теме со стороны политического истеблишмента, в том числе и в негативном ключе, механизм внушения был переориентирован на создание эффекта информационной «контратаки». Субъекты антикампании признавали достижение определенного информационного резонанса, однако отмечали строго негативную направленность обратной реакции. Так, демонстрировались примеры обозначения участников акций протеста как «детей коррупционеров», а Алексея Навального, выступившего виртуальным лидером антикампании и организации акций протеста, как «уголовника», показывали резкую критику целей антикампании («подготовка нового "майдана"») и ее содержание («лживые продукты политических проходимцев»).

Имитационная поведенческая репрезентация интернет-пользователей в рамках виртуального протеста опиралась на действие механизма подражания. Первоначально неявный и эпизодический характер виртуального протеста выражался в достаточно пассивном распространении и обсуждении материалов антикампании, стихийном воспроизведении элементов «риторики протеста» в интернет-коммуникации и не предполагал активного включения в протестную деятельность.

Конфликтно-сетевой характер поведенческие паттерны интернет-пользователей приобрели посредством встраивания в интернет-коммуникацию таких конструктов сетевого общения, как ин-тернет-мемы. Так, в видеороликах антикампании многократно использовалась игрушечная утка желтого цвета как визуальный

символ «сверхбогатства» и коррумпированности чиновников. Легенда символа заключается в упоминании «домика для уточки» в одном из материалов о загородном участке с недвижимостью, приписываемом авторами Д.А. Медведеву. Легенда символа в дальнейшем разворачивалась не только в отдельных видеороликах в контексте темы коррумпированности чиновников, но и в агитационных роликах, посвященных акциям протеста.

Использование юмористическо-игровой формы в подаче материалов антикампании наделило политическую интернет-коммуникацию ярким эмоциональным фоном, в результате чего процесс генерации интернет-мемов, содержащих данный политический символ, приобрел форму увлекательного «перфоманса-соревнования» среди интернет-пользователей. Изначально тиражирование символа базировалось в основном на механизме подражания и не требовало от интернет-пользователей рефлексивных усилий. Однако этап «погружения» интернет-пользователей в протестную социально-политическую проблематику в рамках консолидации протестной общности и подготовки к участию в массовых акциях протеста обусловил трансформацию условного виртуального символа в реальный наглядно-агитационный символ, широко использовавшийся участниками митингов. В результате данный образно-символический компонент не только стал предметом рассмотрения в медиаповестке, но и был признан средством наглядной агитации в административных протоколах полиции.

Неформальный характер политической коммуникации также выражался в апеллировании к образу Д.А. Медведева как персонажу многочисленных интернет-мемов, что было проиллюстрировано использованием популярной музыкальной композиции «American Boy» (отсылка к видеомему, на котором Д.А. Медведев был запечатлен танцующим) и символического оборота «Денег нет, но вы держитесь», закрепившегося в формате мема на основе немного измененной цитаты Д.А. Медведева. Фамильярное обращение к Д.А. Медведеву в названии антикампании не только подчеркивало специфику неформального интернет-общения, но и связывало ее с высказыванием пресс-секретаря Н. Тимаковой, которая ранее в интервью радиостанции «Голос России» раскритиковала популярное сетевое обращение.

Стоит отметить, что механизм подражания выразился и в рамках «обратной связи» в процессе циркуляции информационного повода на различных уровнях повестки дня. Так, генеральный

секретарь партии «Единая Россия» С. Неверов, а также один из второстепенных объектов антикампании, А. Усманов, употребляли варианты неформального обращения уже в отношении А. Навального в ответных текстовых и видеопостах. Кроме того, оба спикера аналогично применили возможности блогосферы и социальных сетей для публичной коммуникации с А. Навальным как виртуальным лидером, задавшим повестку дня в Интернете.

Процесс упрощения массовых представлений о коррумпированности членов политической власти осуществляется связкой из механизмов стереотипизации и социальной категоризации. На основе подобранной в рамках антикампании информации был актуализирован стереотип «чиновника-коррупционера», систематически использующего должностные возможности в целях личного обогащения. В качестве характерных признаков членов данной категории выделялись обман и воровство. Образ «чиновника-коррупционера» категоризировался в образе партии «Единая Россия»: неоднократно перемежая в материалах антикампании выражение «жулик» и упоминания Д.А. Медведева как лидера партии «Единая Россия», авторы незаметно от адресатов месседжей апеллировали к другому политическому интернет-мему - «партия жуликов и воров», который базируется на идентичных негативных образах-стереотипах. Категоризация осуществлялась по принципу силлогизма: если партия «Единая Россия» является «партией жуликов и воров», а Д.А. Медведев является ее лидером, то и лидер партии также принадлежит к данной категории.

Актуализированный стереотип не только управлял процессом переработки информации (упрощением и выборочностью восприятия месседжей антикампании, поиском подкрепляющей информации), но и лег в основу эмоционального заражения - механизма, сыгравшего важную роль в конструировании протестной общности на «негативной» смысловой и символической основе. Сочетание негативной сте-реотипизированной составляющей образа Д.А. Медведева с тенденцией осмеивания серьезных социально-политических проблем в интернет-общении послужило яркой эмоциональной подкладкой в процессе канализирования протестных настроений со стадии пассивно неудовлетворенных до состояния активно неудовлетворенных.

Среди важнейших характеристик образа, закрепленных при помощи механизма каузальной атрибуции, необходимо выделить не только стереотипизированность, но и «идентификацию со

злом»: система ценностей «чиновника-коррупционера» преподносится как чуждая системе ценностей не только единомышленников А. Навального, участников акций протеста, но и в целом общности, самоидентифицируемой как «борцы с коррупцией». Другая существенная характеристика - «негативное ожидание»: действиям «чиновника-коррупционера» в рамках кампании приписываются не только глобальные деструктивные намерения («ограбить» или «развалить страну»), но и точечные («замолчать» факт проведения антикампании, «избежать наказания» за обнародованные сведения в рамках антикампании, использовать административный ресурс для предотвращения акций протеста).

В результате образ «чиновника-коррупционера» соотносится с образом «врага» для протестной общности. Объект массовых настроений неудовлетворенности за счет действия каузальной атрибуции воспринимается как чуждый идеалам, которые отстаивает про-тестная общность (а именно идеалам «борьбы с коррупцией»), а значит, как источник опасности, пробуждающий эмоции страха, неприязни и агрессии. Оригинальность эмоционального компонента данного образа состоит в том, что «чиновник-коррупционер» как «враг» предстает одновременно опасным и смешным, служит объектом ненависти и осмеяния.

Актуализация массовых представлений о «сверхбогатстве» происходила за счет действия механизма социальной атрибуции. Антикампания против Д.А. Медведева была выполнена по аналогии с предшествовавшими ей антикампаниями, объектами которых становились И.И. Шувалов и Ю.Я. Чайка. Все три интернет-антикампании объединял механизм приписывания высшим должностным лицам стремления к «сверхбогатству» как основного негативного свойства представителей данной категории. Так, предметно-анималистический символ «сверхбогатства» («домик для утки») близок к предметно-анималистическому символу, растиражированному в антикампании против И.И. Шувалова (собаки, которых якобы перевозят на «частном самолете»). Кроме того, авторами применялся метод навязчивого повторения предметно-объективных символов «сверхбогатства» («особняки с лепниной и прислугой», «тайные дворцы», «дом на Рублевке», «яхты и виноградники»), ряд которых присутствует в массовом сознании в виде стереотипизированных образов «предметов роскоши», недоступных большинству.

Из этого следует, что самоопределение общности, объединенной протестными настроениями, осуществлялось по принципу «негативной идентификации», а именно через противопоставление себя как «ингруппы» (носителей позитивно воспринимаемой ценности «борьбы с коррупцией») представителям политической власти как «аутгруппе». Персонифицированным прототипом «аутгруппы» выступали образ «чиновника-коррупционера», соотносившийся с образом «врага», и совокупность символического выражения образа «сверхбогатства» как основная характеристика ценностной системы членов «аутгруппы».

Интернет как приоритетный источник информации повлиял и на действие механизма «негативной идентификации». Так, авторы, демонстрируя отсутствие антикампании в повестке крупнейших российских СМИ (в частности, на телевидении), убеждали аудиторию в том, что информационные продукты оппозиционного характера «по телевизору не покажут». На основе этого заключения онлайн- и офлайн-коммуникация преподносились как единственные эффективные способы распространения материалов антикампании. Таким образом, актуализировалось распространенное стереотипное представление о существовании относительно идентифицированной группы «партия телевизора» как категории «ма-нипулируемых граждан», противопоставляемой «партии Интернета» как категории «независимых граждан».

Важно отметить, что образно-символический язык политической коммуникации, в результате которой была сформирована оппозиционная интернет-повестка (а именно тема необходимости борьбы с коррупцией среди высших должностных лиц страны посредством агитационной и протестной активности как в Интернете, так и в офлайн-пространстве), представляет собой динамический конструкт, прошедший несколько стадий трансформации.

Во-первых, развитие образно-символического языка антикампании выразилось в актуализации символических языковых оборотов и условно-графической символизации некоторых содержательных элементов. В качестве символических оборотов с определенным политическим подтекстом закрепились упомянутое выше формальное интернет-обращение к Д.А. Медведеву и производные выражения (например, фраза в названии антикампании или хэштег «димонстрация», обозначавший акции протеста). Словосо-

четание «домик для утки» также стало растиражированным символическим оборотом антикампании.

Процесс условно-графической символизации (генерация ме-метических изображений с оппозиционным подтекстом, в том числе визуализация указанных символических оборотов) представлял собой типичный поведенческий паттерн интернет-пользователей, реагирующих таким образом на информационный повод, яркий в эмоциональном отношении и запоминающийся содержательно.

Во-вторых, накопленный в ходе интернет-коммуникации образно-символический капитал стал основой формирования наглядно-агитационных символов, использовавшихся участниками акций протеста. Выработанные членами виртуальной протестной общности поведенческие паттерны проявились в символических действиях, совершенных в реальности. Так, А. Навальный в одном из видеороликов поддержал идею популярного в «Живом Журнале» блогера Д. Чернышова, следуя которой протестующие должны были забрасывать обувь (а именно пару кроссовок как один из символов «сверхбогатства» в контексте антикампании) на провода или деревья в знак «устрашения» условного «врага» и демонстрации обладания «тайным знанием», т.е. информированности о его «сверхбогатстве». Забрасывание обуви принято считать проявлением «уличной культуры», однако в рамках протестной идеи данному действию приписывался ритуально-символический смысл.

Заключение

Подведем итоги.

Во-первых, процесс формирования оппозиционной повестки дня, рассмотренный на кейсе антикампании против Д.А. Медведева в 2016-2017 гг., осуществляется не только посредством коммуникативно-технологических возможностей Интернета, но и вследствие психологической специфики политической интернет-коммуникации. Катализатором процесса формирования интернет-повестки являются психологические механизмы двух групп: механизмы влияния на массовое сознание и поведение и механизмы восприятия информации. Влияние психологических механизмов выразилось в актуализации стереотипизированного образа о «чиновнике-коррупционере», который в ходе идентификации

виртуальной протестной общности был соотнесен с образом «врага», а также в формировании и символическом выражении дополнительного образа «сверхбогатства» как основной характеристики условной категории «чиновников-коррупционеров». В результате оппозиционная повестка дня стала психологическим основанием конструирования образно-символической системы такого информационного конструкта, как «борьба с коррупцией».

Во-вторых, стереотипизированные политические образы, растиражированные в сети Интернет, и их языковое и условно-графическое символическое выражение дало возможность субъектам антикампании и представителям политической оппозиции не только выступить в качестве виртуальных лидеров общественного мнения по антикоррупционной повестке, но и сформировать виртуальные контуры протестной общности, а затем канализировать массовые протестные настроения с уровня пассивной до уровня активной неудовлетворенности, что впоследствии выразилось в двух этапах про-тестной активности в российских городах в марте и июне 2017 г.

В-третьих, немаловажную роль в психологическом аспекте сыграло использование такого конструкта, как интернет-мемы, в антикампании и в целом в процессе формирования оппозиционной повестки в сети Интернет. Интернет-мемы деформализовали политическую коммуникацию, ускорили процесс некритического воспроизведения содержания оппозиционной интернет-повестки и привнесли элементы флешмоба и «перфоманса-соревнования» в процесс символической визуализации содержательных деталей антикампании. Образно-символические компоненты, накопленные в процессе массового создания интернет-мемов, послужили основой наглядно-агитационной символики акций протеста.

Список литературы

Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS: Теория и история

экономических и социальных институтов и систем. - М., 1993. - № 2. - С. 137-150. Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. - М.: Издательство Московского университета, 2015. - 272 с. Володенков С.В., Митева В.В. Сетевые информационные войны в современных условиях: Основные акторы и стратегии // PolitBook. - М., 2016. - № 3. - С. 18-35. Дзялошинский И.М. Коммуникационные процессы в обществе: Институты и субъекты. - М.: Издательство АПК и ППРО, 2012. - 592 с.

Евгеньева Т.В., Манойло А.В., Селезнева А.В. Психология управления массовым политическим сознанием и поведением. - М.: Известия, 2015. - 104 с.

Евгеньева Т.В., Титов В.В. Образ врага как инструмент формирования политической идентичности в сети Интернет: Опыт современной России // Информационные войны. - М., 2014. - № 4. - С. 22-27.

Зиновьева Н.А. Анализ процесса конструирования смысла Интернет-мема // Дискуссия: Политематический журнал научных публикаций. - Екатеринбург, 2013. - № 9 (39). - С. 133-137.

Казаков А.А. Теория установления повестки дня: Основные подходы и направления исследования в российской политической науке // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2014. - № 3. - С. 41-56.

Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. - 327 с.

Малинова О.Ю. Использование символов прошлого в политике постсоветской России: Эволюция подходов // Вестник РГНФ. - М., 2014. - № 1 (74). - С. 69-78.

МисюровД.А. Политика и символы. - М.: РИП-холдинг, 1999. - 124 с.

Молодежь Москвы: Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития современной молодежи. Сборник информационно-аналитических материалов / Под ред. В. Д. Нечаева. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. - 160 с.

Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

Поцелуев С.П. «Символическая политика»: К истории концепта // Символическая политика: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Отв. ред.: Малинова О.Ю. - М., 2012. - Вып. 1: Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. - С. 17-53.

Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Сморгунов Л.В., Морозова Е.В. - Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2010. - 370 с.

Шерковин Ю.А. Убеждение и внушение в массовых информационных процессах // Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. - М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 71-101.

Шестопал Е.Б. Политическая повестка дня российской власти и ее восприятие гражданами // Полис. Политические исследования. - М., 2011. - № 2. - С. 7-24.

Anderson J.E. Public policymaking: An introduction. - Boston: Houghton Mifflin, 2003. - 322 p.

DavisR. Typing Politics: The Role of Blogs in American Politics. - N.Y.: Oxford University Press, 2009. - 241 p.

Dunn W.N. Public policy analysis: An introduction. - Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 2004. - 480 p.

Kingdon J.W. Agendas, Alternatives and Public Policies. - N.Y.: Longman, 2003. - 253 p.

Lowery S., DeFleur M. Milestones in Mass Communication Research. Media Effects. 3 ed. - London: Pearson, 1995. - 415 p.

McCombs M.E., Shaw D.L. The Evolution of Agenda-Setting Research: Twenty-

Five Years in the Marketplace of Ideas // Journal of Communication. - 1993. -

Vol. 43. N 2. - P. 58-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.