Научная статья на тему 'Специфика педагогического проектирования совместного творчества преподавателей и студентов в процессе журналистского образования'

Специфика педагогического проектирования совместного творчества преподавателей и студентов в процессе журналистского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОЕКТ / МЕТОДИКА / ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕЛЕПЕРЕДАЧА / ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ ЮУРГУ-ТВ / EDUCATION / CREATIVITY / PROJECT / TECHNIQUE / JOURNALISTIC / TELECAST / BROADCASTING COMPANY SUSU-TV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

Раскрывается уникальный опыт факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета в Челябинске по разработке и реализации педагогических проектов совместного творчества преподавателей и студентов в процессе создания многокомпонентных телевизионных передач на базе университетской телерадиокомпании. Автор выдвигает гипотезу, что создание особой творческой дидактической среды способствует эффективной подготовке студентов-журналистов к профессиональной деятельности в СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article urgency consists in the fact that the author investigates ways of reaching primary goals of effective training of students-journalists for the professional activity in mass media in pedagogical, professional-creative and educational aspects. The aspiration of the author to comprehend theoretical bases of the journalistic education in complex with the practical part of educational process in university media structures within a pedagogical project of teachers and students' joint creativity defines the scientific novelty of the article. Theoretical importance consists in the author's complex consideration and investigation of pedagogical, journalistic, organizational contexts of education. The research is important practically, for, within the common pedagogical process, the practical platform for pedagogical innovation is created, profound knowledge in the field of journalism is given to students, conditions for disclosing creative abilities of students and mastering their professional skills are formed. The author's theses and conclusions meet the leading tendencies of development of modern journalistic education.

Текст научной работы на тему «Специфика педагогического проектирования совместного творчества преподавателей и студентов в процессе журналистского образования»

Л.П. Шестёркина

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрывается уникальный опыт факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета в Челябинске по разработке и реализации педагогических проектов совместного творчества преподавателей и студентов в процессе создания многокомпонентных телевизионных передач на базе университетской телерадиокомпании. Автор выдвигает гипотезу, что создание особой творческой дидактической среды способствует эффективной подготовке студентов-журналистов к профессиональной деятельности в СМИ.

Ключевые слова: образование; творчество; проект; методика; журналистика; телепередача; телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ.

Подготовка студентов-журналистов к эффективной деятельности в СМИ требует от педагогов решения трех основных задач: педагогической - выявление круга интересов и творческих способностей каждого студента, создание необходимых условий для их максимального проявления; профессионально-творческой -обеспечение высокого уровня теоретической и практической подготовки будущих журналистов; воспитательной - развитие социальной активности как одного из важнейших профессиональных качеств журналиста, формирование гражданской позиции, укрепление нравственных устоев.

По мнению профессора Б.Н. Лозовского, преподавателям необходимо осмыслить и осознать процессы развития своей специальности уже сегодня для того, чтобы предложить те решения, которые будут работать завтра и послезавтра... Именно университетские факультеты и школы журналистики должны были предугадать основные направления трансформации профессии и адекватно ответить на вызовы времени, преобразуя не столько общегуманитарную и филологическую суть, сколько структуру учебного процесса, заменяя идеологические подходы профессиональными тренингами, усиливая профессиональную составляющую образования в целом [1. С. 8].

Автор выдвигает гипотезу о том, что процессу формирования профессиональной культуры студентов-журналистов как показателя их эффективной подготовки к профессиональной деятельности в СМИ способствуют:

- создание собственных электронных медиа в системе университетских координат как условия для опережающего развития (по отношению к текущей практике) журналистского образования с учетом педагогической теории и практики;

- творческая дидактическая среда, помогающая овладению студентами методологией практической профессиональной деятельности и навыками профессиональной культуры;

- готовность профессорско-преподавательского состава к внедрению инновационных подходов в журналистское образование.

Для такой подготовки будущих журналистов в Южно-Уральском государственном университете созданы уникальные возможности: в распоряжении студентов действующая университетская телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ, имеющая государственную лицензию на вещание и работающая на уровне городского канала по кабельным сетям, в эфире и Интернете. Автор исследования в 2002 г. разработал концепцию соз-

дания и внедрения в систему высшего профессионального образования университетской телерадиокомпании. ЮУрГУ-ТВ является структурным подразделением Южно-Уральского государственного университета и имеет статус государственной компании. Это пока единственная в России телерадиокомпания, работающая в рамках университета, что ставит перед ее создателями и сотрудниками, а также преподавателями новые цели и задачи в подготовке студентов-журналистов.

Среди них основной педагогической задачей является необходимость «адекватно ответить на вызовы времени, преобразуя не столько общегуманную и филологическую суть, сколько структуру учебного процесса, заменяя идеологические подходы профессиональными тренингами, усиливая профессиональную составляющую образования» [2. С. 8].

Такую задачу поставили перед собой преподаватели факультета журналистики ЮУрГУ, внедряя в педагогическую практику инновационные методы изучения базовых предметов телевизионной журналистики с применением проектных технологий. Одной из таких попыток стала разработка методики совместного творчества студентов и преподавателей в создании многокомпонентной телевизионной передачи «Сохраняя традиции поколений».

Для воплощения нашего замысла мы выбрали форму педагогического проекта и описали его по схеме, разработанной Е. Яковлевым и Н. Яковлевой.

I. Вводная часть:

1. Название проекта - «Многокомпонентная телевизионная передача «Сохраняя традиции поколений».

2. Авторский коллектив - преподаватели и студенты.

3. Субъекты реализации: исполнители проекта -преподаватели, выпускники и студенты, а также участники (герои) проекта.

4. Проект осуществляется силами факультета журналистики.

5. Проектная разработка может быть использована в преподавании базовых дисциплин специализации -«Основы тележурналистики» и «Методика тележурналистики», а также спецсеминаров «Собственное творчество студентов», «Творческая мастерская» как практическая модель инновационной системы для совместного творчества студентов и преподавателей при подготовке сложных телевизионных передач.

II. Общие положения:

1. Актуальность данного проекта определяется подготовкой к 65-летию Южно-Уральского государственного университета.

2. Цель проекта:

- при создании телевизионной передачи «Сохраняя традиции поколений» познакомить студентов на предметном и межпредметном уровнях с социально-, научно- и практически значимыми проблемами, которые характерны для профессионального обучения и профессиональной деятельности;

- включить студентов в активную, реальную деятельность, позволяющую осмыслить значимость этой деятельности и её результаты;

- стимулировать интерес студентов к самостоятельному решению проблем;

- создать условия для развития интеллектуальных способностей;

- способствовать формированию ключевых умений и компетенций.

Главная педагогическая задача - разработка методики совместного творчества студентов и преподавателей в подготовке сложной многокомпонентной телепередачи.

3. Ожидаемый результат - создание программы содержательной и интересной, соответствующей всем методологическим требованиям.

4. Главный принцип педагогического проектирования - это развивающаяся педагогическая деятельность - такая деятельность преподавателя, которая обеспечивает развитие студента, развитие самого педагога и постоянно учитывает изменения социальных требований к подготовке специалистов.

5. Особенности работы в рамках проекта.

В предлагаемом проекте студенты вовлечены в педагогический процесс - специально организованное взаимодействие с педагогами, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Только в этом случае профессиональные стандарты становятся подсознанием. Только при таком подходе проявляются важные специальные черты журналистской профессии: умение сформулировать точный замысел, выстроить действие в его непрерывном развитии, отыскать или даже сочинить «предлагаемые обстоятельства» для наиболее выразительного раскрытия темы и героя.

6. Этапы реализации.

Основными компонентами педагогического проектирования являются педагогическое изобретательство, моделирование и эксперимент. Такое определение этапов, предложенное Е. Яковлевым и Н. Яковлевой, во-первых, соответствует логике проектировочного процесса вообще, во-вторых, отвечает понятию процесса, т.е. в явном виде представляет смену его состояний - каждый этап качественно отличается от других решаемыми задачами и получаемым результатом, в-третьих, каждый этап сохраняет основные свойства процесса педагогического проектирования и является его подпроцессом и, в-четвертых, обеспечивает достижение адекватного результата, соответствующего специфике педагогической деятельности [3. С. 154].

Первый этап - педагогическое изобретательство, в ходе которого педагог устанавливает новую связь между теми или иными компонентами педагогического процесса.

В данном случае педагогическая проблема состояла в том, чтобы в процессе совместного творчества с пре-

подавателями студенты практически освоили методику создания сложных многокомпонентных телепередач в рамках учебного курса «Методика телевизионной журналистики» (преподаватель Т.Д. Николаева) и спецсеминаров «Собственное творчество журналиста телевидения» и «Творческая мастерская» (преподаватель Л.П. Шестёркина).

Концепция будущей телевизионной программы «Сохраняя традиции поколений» планировала создание праздника для всех поколений преподавателей и студентов университета, знакомство зрителей с яркими событиями и судьбами людей, с традициями ЮжноУральского государственного университета.

Второй этап - к разработке проекта привлекаются студенты. Им поручается сценарная разработка отдельных эпизодов программы, определяются методики наиболее эффективного использования элементов телевизионной образности и возможностей телевизионной техники. Перед каждым студентом ставится задача - найти для своего эпизода «изюминку», которая станет сюрпризом для героя.

На этом этапе преподаватели (руководитель проекта и автор концепции) проводят занятия со студентами -участниками проекта. На первом занятии им предлагается посмотреть передачу телеканала «ТВ Центр» «От всей души. Двадцать лет спустя». Именно эта передача взята в проект в качестве образца. Но не для того, чтобы использовать приемы её создания, а чтобы проникнуться особым настроением уважения и любви создателей программы к своим героям.

После просмотра состоялось обсуждение, в ходе которого студенты познакомились с концепцией нашей передачи, получили конкретные задания: представить в ходе юбилейной программы «своего» героя, быть ведущим эпизода.

В течение всего этапа (октябрь 2008 г.) со студентами было проведено четыре аудиторных занятия, на которых определялись методики сбора материала, ещё раз уточнялась специфика таких методов, как наблюдение, проработка документов.

Вместе с преподавателями разработчики каждого эпизода искали интересные факты из жизни своих героев в материалах университетского музея, в публикациях прессы, в семейных фотоальбомах. Особое внимание было уделено использованию метода интервью, особенно таких его компонентов, как конкретная и психологическая подготовка журналистов. Первые встречи и беседы с будущими героями программы представляли особую трудность: необходимо было точно определить тональность общения студентов с уважаемыми преподавателями. По этому поводу было проведено занятие, где шла речь об этике журналистской профессии, о высокой социальной ответственности за результаты работы.

Ещё на двух занятиях осуществлялся выбор наиболее эффективного использования элементов телевизионной образности.

Третий этап - педагогический эксперимент, в ходе которого проявляется эффективность созданного образца. Это самая важная часть предлагаемого педагогического проекта. Именно на этом этапе педагог выступает не только как руководитель творческого про-

цесса, осуществляемого студентами, но и как равноправный его участник. Именно в процессе совместного сотрудничества он может стимулировать интерес своих учеников к выполняемой работе, определять направления их творческого поиска, увлекать личным примером, что тоже имеет немалое значение.

Мы солидарны с профессором В. Олешко, который считает, что задача преподавателя - подключать мотивационную сферу, если хотите - этически просвещать и программировать поведение личности специалиста на истинно творческую деятельность в той или иной жизненной ситуации [4. С. 98]. И решается эта задача как раз на этапе экспериментирования, когда рассматриваются разные варианты и выбираются наиболее интересные, когда проявляется «совокупность всех необходимых свойств педагога, установок и обстоятельств, обеспечивающих сознательный выбор действий и правильное их осуществление» [3. С. 77].

Завершив сбор, анализ и обобщение информации из разных источников, студенты вместе с преподавателями начали специальную разработку своих эпизодов. На аудиторных занятиях, которые продолжались в течение ноября 2008 г., горячо обсуждались все предложения: одни принимались, другие отвергались - шёл творческий процесс на профессиональном уровне.

В ходе этого этапа подготовки телепрограммы была отработана педагогическая технология проектного обучения, которая в большей степени, чем многие другие, отвечает требованиям профильной подготовки профессионалов и побуждает студентов проявлять способность:

- к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом;

- к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

- к умению увидеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;

- к осуществлению выбора и принятию решения.

Четвертый этап - создание конечного продукта.

«Этап считается завершенным, когда педагог-проектировщик исключил несущественные свойства спроектированной конструкции, касающиеся частных особенностей, характеризующих педагогические условия его работы, оформил и обнародовал результаты своего исследования» [3. С. 155].

В результате индивидуальной работы с каждым из ав-торов-студентов и последующего обсуждения представленных творческих разработок был создан полный и подробный сценарий всей программы - промежуточный результат педагогического проекта. Чтобы добиться конечного результата, необходимо было воплотить творческую разработку в телевизионное действо и выдать его в эфир.

По графику с начала декабря 2008 г. в распоряжение участников проекта на несколько дней была отдана сцена университетского актового зала. На репетициях все журналисты-ведущие отрабатывали методику создания телевизионной образности: правила работы в прямом эфире, речевое поведение, владение микрофоном, способы презентации каждого эпизода.

На этом этапе подготовки программы помощь и советы преподавателей были особенно необходимы: про-

ект такого масштаба в практике канала «ЮУрГУ-ТВ осуществлялся впервые.

III. Содержание проекта:

1. Целевое назначение. Замысел нашего педагогического проекта развивался в двух направлениях:

- постановка таких педагогических задач, как образовательные, развивающие, личностные и профессиональные;

- целевое назначение самой проектной деятельности как ожидаемый результат проекта.

Оба эти направления отрабатывались авторами проекта - преподавателями. А задача студентов была сформулирована как сугубо практическая: программу надо сделать так, чтобы героям было приятно и радостно, зрителям - интересно, а авторы получили удовлетворение от хорошо выполненной работы.

С педагогической позиции важно отметить, что все студенты работали над проектом с желанием и большим интересом. «Сама идея программы была очень оригинальной и неповторимой, так как сейчас редко, да и вообще на телевидении нет таких передач, которые были бы связаны с простыми людьми. В ходе работы над проектом я узнала, что значит работать в большом коллективе, когда каждый эпизод вливается в целостную программу. Интересно были разработаны эпизоды, подобраны герои. Взаимоотношения с преподавателями сложились хорошие, я бы сказала, практически профессиональные, когда ты предлагаешь ту или иную идею в реализации эпизода, и в этом преподаватель тебе помогает. Желание участвовать в подобном проекте, безусловно, есть. И уже имея определенный опыт в прошлом, можно лишь все лучше реализовать в будущем», - написала в своем отчёте Офеля Мирибян, студентка 4-го курса.

2. Описание методов и форм работы.

В теории педагогики для исследования различных аспектов педагогического процесса используются различные методологические подходы: системный (рассмотрение объектов изучения как систем), синергетический (рассмотрение сложных самоорганизующихся систем), деятельностный (описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности), информационный (изучение информационных связей и отношений на языке теории информации), личностно-ориентированный (направленность на формирование обучаемого как личности), дифференцированный (создание разнообразных условий для обучения с учетом особенностей контингента обучаемых), технологический (превращение обучения в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом), интегрированный (образование рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции - межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной), партисипативный (ориентация совместной деятельности на сотрудничество, обеспечение коллективной ответственности).

Теоретики считают, что «педагогические явления в силу своей сложности не могут и не должны изучаться с одной точки зрения, и, значит, необходимо применение комплекса методологических подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик исследуемых явлений» [3. С. 43-44].

Основой нашего педагогического проекта стал деятельностный подход, который выступает одним из ведущих подходов в педагогических исследованиях, поскольку позволяет изучить и описать особенности функционирования субъектов педагогического процесса, раскрыть характеристики и этапы их взаимодействия, дает возможность рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и его воспитанника с единых методологических позиций и тем самым раскрыть природу их взаимодействия.

В педагогике деятельностный подход получил распространение через следующее положение: личность формируется и проявляется в деятельности, что, в свою очередь, требует специальной работы по отбору и организации деятельности воспитанника по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения.

Для преподавателей таких дисциплин специализации, как «Основы тележурналистики», «Методика журналистики», «Собственное творчество журналиста», «Творческая мастерская» «гиперзадачей всякий раз является именно формирование творческого мышления будущего профессионала. Во-первых, в форме реализации творческих потенций человеческого сознания, включающей в себя как рациональное исследование человеческого бытия, так и конструирование новых смыслов, позволяющих взглянуть на мир «с иной стороны». Во-вторых, в форме предвосхищения реакций реципиента, обладающего или потенциально свободного к обладанию не менее творческими, чем у самого коммуникатора, возможностями сознания» [4. С. 95].

Для реализации творческих потенций студентов в нашем проекте были созданы все необходимые условия.

По каждому эпизоду были определены конкретные темы, не повторяющие друг друга, определены возможности неожиданных сюрпризов, приятных встреч. Студенты поняли, что от них требуется не только практическое использование известных методик создания телевизионного продукта, но и собственный творческий поиск нестандартных приемов, умение создавать нестандартные ситуации.

Если рассматривать проект с точки зрения «развивающейся педагогической деятельности», то можно определить плодотворные идеи, обеспечивающие ее эффективность: а) подготовка специалистов происходит наилучшим образом в том случае, когда преподаватель в своей деятельности ориентируется не только на результаты обучаемых, но и на способы достижения; б) совместная деятельность преподавателя и студента составляет педагогическую деятельность как целостное образование; в) модель, отражающая потенциальные возможности преподавателя, включает: непрерывный поиск способов педагогических действий, адекватных ситуаций; накопление новых способов педагогической деятельности за счёт «снятия» в новых способах старых, находящихся в обращении; г) модель, отражающая реальное развитие преподавателя, включает: практическую реализацию разнообразных педагогических способов; постоянную готовность к использованию на практике разнообразных способов, их конструирование; своевременную разработку способов на практике; создание адекватных конкретной ситуации способов (по Е. Яковлеву и Н. Яковлевой) [3. С. 76].

В комплексе методологических подходов, обеспечивающих эффективность педагогического проекта, особое место принадлежит личностно-ориенти-

рованному подходу.

Данный подход к осуществлению педагогического процесса означает направленность на формирование обучаемого как личности, полной реализации внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов учебновоспитательного процесса. Образование, построенное на идеях личностно-ориентированного подхода, «не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций преподавателя и обучаемых на всех этапах работы над проектом» [3. С. 197].

Возможности самореализации, самостоятельности каждого студента, раскрытие и максимальное использование его опыта, а также стимулирование будущих тележурналистов к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, применение активных форм общения обеспечили высокую эффективность проекта. Практически все члены творческой группы успешно справились с поставленной задачей.

Упорядочение образовательного процесса, его ориентация на формирование личности, адекватной современным требованиям общества, происходит в рамках интегративного подхода. Интеграция содержания образования выражается в увязке и согласовании планов, программ изучаемой дисциплины с сопутствующими, вспомогательными учебными предметами и установлении между ними межпредметных связей. Интеграция форм и методов обеспечивает оптимизацию достижения целей и обозначает их сознательный выбор и взаимодополнение (по Е. Яковлеву и Н. Яковлевой) [3. С. 108].

В проекте интегрированный подход обусловлен тем, что методика телевизионной журналистики изучается в контексте формирования профессиональной культуры и всех ее составляющих (социологической, правовой, нравственно-эстетической, психологической, информационной культур). Естественно, при создании программы «Сохраняя традиции поколений» студенты обнаружили не только знание основополагающих идей, методов и принципов различных дисциплин, но и понимание сущности социального характера журналистской деятельности и готовность к этой деятельности. С особой тщательностью рассматривались все эпизоды программы с позиции морально-этических требований.

Ориентация совместной деятельности на сотрудничество, обеспечение коллективной ответственности составляет суть партисипативного подхода к организации образовательного процесса. Реализация этого подхода предполагает открытое взаимодействие участников образовательного процесса, интенсивность и насыщенность учебной деятельности, соуправление процессом взаимодействия при решении учебных задач, включение обучающихся в коллективную деятельность.

Ориентация образовательного процесса на партиси-пативные принципы, с точки зрения Е. Яковлева и Н. Яковлевой, обеспечивает, прежде всего, повышение качества управления, обусловленное, во-первых, углублением и расширением взаимодействия субъектов

образования, во-вторых, повышением комфортности образовательного процесса в целом, в-третьих, формированием необходимых для продуктивной совместной работы личностных качеств участников взаимодействия, в-четвертых, максимально эффективным использованием возможностей для решения поставленной проблемы [3. С. 111].

Студенты так охарактеризовали совместное творчество с преподавателями в этом проекте.

Из отчёта студентки А. Дугиной:

«Работа над программой, посвящённой 65-летию ЮУрГУ, «Сохраняя традиции поколений» дала мне неоценимый опыт. Впервые студенты и преподаватели факультета журналистики работали в едином творческом коллективе. Опасение, что нам, студентам, не дадут творческой свободы, не оправдалось. Наши старшие коллеги направляли нас и помогали создавать сюжеты отдельных эпизодов. Работа с профессионалами своего дела, людьми, стоявшими у истоков телевидения, - это настоящая школа молодого журналиста».

С. Чалова, студентка 4-го курса, так оценивает результат своего участия в проекте: «Принимать участие в подготовке такого проекта было для меня экспериментом. Во-первых, было очень интересно работать в рамках подобного жанра. Во-вторых, работать приходилось в одной команде не только с другими студентами, но и с преподавателями. Если представится воз-

можность снова поучаствовать в подготовке подобного проекта, я с радостью соглашусь. И постараюсь максимально использовать опыт этого проекта и не повторить допущенных ошибок».

Студентка Н. Фомина дала следующую оценку: «Участие в создании программы «Сохраняя традиции поколений» дало мне уникальный опыт.

На протяжении всей программы очень помогали наши преподаватели и руководители в одном лице. Их опыт работы на телевидении, в создании программ такого масштаба уникален. Мы старались перенять его, советовались с ними по отбору материала, по выбору героев, по постановке эпизода.

Одним словом, для меня эта программа - это одна их самых интересных журналистских работ, в которых я принимала участие».

Таким образом, осуществление педагогического проекта «Многокомпонентная телевизионная передача «Сохраняя традиции поколений» стало хорошей школой профессионального мастерства не только для студентов, но и для преподавателей, получивших возможность помогать своим ученикам не только советами и рецензиями на сделанные ими передачи, но и работать над освоением методик тележурналистики в процессе производства этих передач. А практика совместной творческой работы студентов и преподавателей стала эффективным методом профессиональной подготовки будущих журналистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лозовский Б.Н. Все и сразу - не бывает / СМИ - общество - образование: модели взаимодействия: Материалы междунар. науч.-практ. конф.:

В 2 ч. / Отв. ред. И.А. Фатеева. Челябинск, 2007. Ч. 2. С. 57-83.

2. Вартанова Е.А. Вступительная статья // Современное журналистское образование: технология и особенности преподавания / Под ред.

Е.Л. Вартановой. М.: Медиа-Мир, 2008. С. 7-10.

3. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.

4. Олешко В. Ф. Современное медиаобразование: аспект современной культуры журналиста // СМИ - общество - образование: модели взаимо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

действия: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 2 ч. / Отв. ред. И.А. Фатеева. Челябинск, 2007. Ч. 2. С. 94-113.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 22 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.