Научная статья на тему 'Новые подходы к аттестации студентов-журналистов в вузе'

Новые подходы к аттестации студентов-журналистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
61
Поделиться
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ НЬЮСРУМ / ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ ЮУРГУ-ТВ / АТТЕСТАЦИЯ / JOURNALISM / MEDIA / JOURNALISM EDUCATION / CONVERGENCE / MULTIMEDIA NEWSROOM / TV AND RADIOSUSU TV / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

В статье описывается опыт Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск, Россия) по разработке новых подходов к текущему контролю за успеваемостью и различных форм аттестации студентов-журналистов. Актуальность исследования состоит в том, что переход системы журналистского образования к программам учебных дисциплин современных стандартов третьего поколения потребовал современных подходов к организации этой работы. Научная новизна определяется тем, что такие подходы к текущему контролю за успеваемостью и аттестации студентов-журналистов в Южно-Уральском государственном университете (итоговые, промежуточные и др.) внедряются в рамках инновационной модели подготовки журналистов универсального типа, которая разработана, научно обоснована и действует на факультете журналистики ЮУрГУ. Эта модель журналистского образования функционирует в условиях особого вузовского коммуникационного пространства, отвечающего задачам конвергентного развития средств массовой информации. В ЮУрГУ создана уникальная учебная медиаплощадка мирового уровня университетский 360-градусный мультимедийный ньюсрум, соответствующий требованиям современного развития средств массовой информации. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в течение всего периода обучения у преподавателей факультета журналистики ЮУрГУ есть возможность, сохраняя традиционные подходы организации контроля за успеваемостью, использовать передовые информационные и коммуникационные технологии и выводить систему организации аттестации на современный уровень. Практическая ценность исследования заключается в организации порядка создания и подготовки мультимедийной информации к публикации в различных видах СМИ в конвергентном ньюсруме, согласованном, прежде всего, с методологией обучения студентов компетенциям универсального журналиста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

New Approaches to the Students-Journalists’ Assessment at Higher Education Institute

The article describes the experience of South Ural State University (Chelyabinsk, Russia) on the development of new approaches to the current control of academic performance and various forms of certification of student-journalists. The relevance of the study is that the transition of journalism education programs to the academic disciplines of modern third generation standards demanded new approaches to the organization of this work. Scientific novelty is determined by the fact that such approaches to the control of the current academic progress and assessment of students-journalists in the South Ural State University (final, intermediate, etc.) are implemented in the framework of innovative model of training of journalists of generic type that is designed and scientifically justified and valid at the Faculty of Journalism in SUSU. This model of journalism education is operating in a particular university communication space to meet the challenges of converged media. In SUSU a unique world-class training media place University 360-degree multi-media newsroom, corresponding to the requirements of modern media development was created. The theoretical significance of the study lies in the fact that during study period at the faculty of journalism in SUSU there is a possibility to use the advanced information and communication technologies and display system certification organization to a modern level, maintaining the traditional approaches of progress control. The practical value of the study is to establish the order of creation and preparation of multimedia information to the publication in various media in a converged newsroom, primarily coordinated with the methodology of students’ teaching to competencies of universal journalist.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к аттестации студентов-журналистов в вузе»

УДК 378:070 ББК Ч480.28:Ч60

Людмила Петровна Шестёркина,

доктор филологических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (454080, Россия, г.Челябинск, проспект Ленина, 76)

e-mail:250852@mail. ru

Новые подходы к аттестации студентов-журналистов в вузе

В статье описывается опыт Южно-Уральского государственного университета (г Челябинск, Россия) по разработке новых подходов к текущему контролю за успеваемостью и различных форм аттестации студентов-журналистов. Актуальность исследования состоит в том, что переход системы журналистского образования к программам учебных дисциплин современных стандартов третьего поколения потребовал современных подходов к организации этой работы. Научная новизна определяется тем, что такие подходы к текущему контролю за успеваемостью и аттестации студентов-журналистов в Южно-Уральском государственном университете (итоговые, промежуточные и др.) внедряются в рамках инновационной модели подготовки журналистов универсального типа, которая разработана, научно обоснована и действует на факультете журналистики ЮУрГУ. Эта модель журналистского образования функционирует в условиях особого вузовского коммуникационного пространства, отвечающего задачам конвергентного развития средств массовой информации. В ЮУрГУ создана уникальная учебная медиаплощадка мирового уровня - университетский 360-градусный мультимедийный ньюсрум, соответствующий требованиям современного развития средств массовой информации. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в течение всего периода обучения у преподавателей факультета журналистики ЮУрГУ есть возможность, сохраняя традиционные подходы организации контроля за успеваемостью, использовать передовые информационные и коммуникационные технологии и выводить систему организации аттестации на современный уровень. Практическая ценность исследования заключается в организации порядка создания и подготовки мультимедийной информации к публикации в различных видах СМИ в конвергентном ньюсруме, согласованном, прежде всего, с методологией обучения студентов компетенциям универсального журналиста.

Ключевые слова: журналистика, средства массовой информации, журналистское образование, конвергенция, мультимедийный ньюсрум, телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ, аттестация.

Lyudmila Petrovna Shesterkina,

Doctor of Philology, Professor, South Ural State University (76 Lenin Prospect, Chelyabinsk, Russia, 454080) e-mail:250852@mail.ru

New Approaches to the Students-Journalists' Assessment at Higher Education Institute

The article describes the experience of South Ural State University (Chelyabinsk, Russia) on the development of new approaches to the current control of academic performance and various forms of certification of student-journalists. The relevance of the study is that the transition of journalism education programs to the academic disciplines of modern third generation standards demanded new approaches to the organization of this work. Scientific novelty is determined by the fact that such approaches to the control of the current academic progress and assessment of students-journalists in the South Ural State University (final, intermediate, etc.) are implemented in the framework of innovative model of training of journalists of generic type that is designed and scientifically justified and valid at the Faculty of Journalism in SUSU. This model of journalism education is operating in a particular university communication space to meet the challenges of converged media. In SUSU a unique world-class training media place -University 360-degree multi-media newsroom, corresponding to the requirements of modern media development was created. The theoretical significance of the study lies in the fact that during study period at the faculty of journalism in SUSU there is a possibility to use the advanced information and communication technologies and display system certification organization to a modern level, maintaining the traditional approaches of progress control. The practical value of the study is to establish the order of creation and preparation of multimedia information to the publication in various media in a converged newsroom, primarily coordinated with the methodology of students' teaching to competencies of universal journalist.

Keywords: journalism, media, journalism education, convergence, multimedia newsroom, TV and Radio SUSU TV, certification.

В процессе обучения студентов-журна- успешного выполнения и усвоения студента-листов в Южно-Уральском государственном ми учебного материала (лекций, семинарских университете основными формами проверки и практических занятий, а также прохождения

90

© Шестёркина Л. П., 2014

цикла творческих работ) в соответствии с государственными требованиями образования являются текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация выпускников. Первый этап проверки - текущий контроль успеваемости - призван контролировать и оценивать уровень знаний и степень усвоения студентами учебного материала соответствующей дисциплины по мере ее изучения с помощью тестов, контрольных заданий и работ, домашних заданий и т. п. Промежуточная аттестация, к которой относятся зачеты и экзамены, служит формой оценки усвоения учебного материала дисциплин, выполнения курсовых проектов (работ), а также выполнения программ учебной и производственной практики. Итоговая государственная аттестация является заключительным этапом оценки качества освоения студентом основной образовательной программы третьей ступени высшего профессионального образования и должна дать объективную оценку теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Переход системы журналистского образования к программам учебных дисциплин современных стандартов третьего поколения потребовал новых подходов в организации текущего контроля и различных форм аттестации студентов [2; 3; 5; 6; 7].

Такие новые подходы к текущему контролю за успеваемостью и аттестации студентов-журналистов в Южно-Уральском государственном университете (итоговые, промежуточные и др.) внедряются в рамках инновационной модели подготовки журналистов универсального типа[9], которая разработана, научно обоснована и действует на факультете журналистики ЮУрГУ. Такая модель журналистского образования функционирует в условиях особого вузовского коммуникационного пространства, отвечающего современному конвергентному развитию средств массовой информации. Центром такого коммуникационного пространства в ЮУрГУ стал университетский 360-градусный мультимедийный ньюсрум, проект которого создан в соответствии с изменениями мономедийной среды на цифровую и мультимедийную, где «соседствуют» и конкурируют традиционные средства массовой информации (печать, телевидение, радио) и новые интернет-медиа, блоги и другие мультимедийные средства передачи информации [4]. Здесь происходит не только подготовка, но и сдача практических, творческих, самостоятельных работ по таким

специальным дисциплинам, как «Основы методики тележурналистики», «Конвергентная журналистика», «Творческая мастерская», «Журналистское мастерство» и др.

Основой такого мультимедийного ньюсру-ма стала университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ», созданная в 2003 году, работающая 24 часа в сети Интернет, телерадиоэфире и кабельных сетях, имеющая статус государственной телерадиокомпании и государственные лицензии на телевещание, IP-телефония, видео по запросу, скоростной выход в Интернет.

Сегодня вещание ТРК «ЮУрГУ-ТВ» ведется в режиме on-line на сайте Южно-Уральского госуниверситета (http://www.susu.ac.ru/)/ Интернет-трансляция канала «ЮУрГУ-ТВ» означает присутствие его по всей стране и за рубежом. Весной 2011 года ТРК «ЮУрГУ-ТВ» одной из первых в России зарегистрировала сайт телекомпании в национальной кириллической (русскоязычной) доменной зоне РФ. Это обеспечивает более простой доступ русскоязычного населения России и стран СНГ к информации ЮУрГУ на сайте ТРК «ЮУрГУ-ТВ» (www.tvr. susu.ac.ru). Здесь ежедневно размещаются «Новости ЮУрГУ» и другие телевизионные программы.

На сегодняшний день телепрограммы ТРК «ЮУрГУ-ТВ» и аудиоконтент редакции «Радио ЮУрГУ» представлены на Федеральном портале «Вся Россия» (www.allrussiatv.ru, http://ether. tv/player/radiocheljabinsk/).

В одной компьютерной сети со студенческим телевидением сегодня объединились учебная радиостудия, университетские печатные и интернет-СМИ, что позволяет преподавателям не только формировать разнообразные современные творческие домашние контрольные задания по изучаемым курсам, но и осуществлять эффективный контроль за их выполнением на мультимедийной основе.

Творческим подразделением, которое сформировалось на такой мультимедийной базе, стала конвергентная редакция. Конвергентная редакция - это производственно-творческая структура, производящая меди-апродукт для нескольких видов средств массовой информации, часто входящих в состав одного медиаобъединения (Интернет, радио, телевидение, печатные средства массовой информации), в котором осуществляется обмен информацией, анонсами, ссылками на материалы, рекламных площадей[9].

Суть конвергентной редакции в консолидации, объединении и последовательной инте-

грации всех типов имеющихся на сегодняшний день форматов медиапроизводства: вещательного, онлайнового, мобильного и печатного. Для студенческой конвергентной редакции на данном этапе становления актуальна информационная деятельность, поэтому в университетском ньюсруме создается информационный продукт: теле-, радио-, печатные и интернет-версии информационных материалов для соответствующих средств массовой информации университета - телевидения и радио ЮУрГУ, университетской газеты «Технополис» и Интернет-сайтов.

Как работает конвергентная редакция на базе ньюсрума? Ежедневно студенты-журналисты, отправляясь на освещение какого-либо события, собирают максимально полную информацию для всех видов СМИ: снимают фото- и видеоматериалы, записывают аудио-материалы и так далее. Потом вся собранная информация аккумулируется на сервере исходных материалов. Затем с каждого рабочего места любой студент-журналист может зайти на этот сервер, найти необходимую информацию по одному новостному поводу (по одной теме) и использовать ее при создании материала для соответствующего вида СМИ: статьи для газеты или сайта, заметки для сайта, новостного сюжета для телевидения и радиорепортажа. То есть по одному и тому же информационному поводу у студента-журналиста есть возможность создать материалы для всех видов СМИ и отчитаться о своей работе по специальной форме.

Форма отчета о работе конвергентной редакции ТРК «ЮУрГУ-ТВ» студента_группы ФЖ-_

Дата публикации

Название материала Редакция новостей ТРК «ЮУрГУ-ТВ» Студия «Радио ЮУрГУ» Газета ЮУрГУ «Технополис» Газета факультета журналистики «Жираф» Интернет-сайты: - ЮУрГУ - факультет журналистики -ТРК «ЮУрГУ-ТВ» - кафедра СМИ Другие СМИ Оценка главного редактора

Порядок создания и подготовки мультимедийной информации к публикации в различных видах СМИ в конвергентном ньюсруме согла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сован, прежде всего, с методологией обучения студентов компетенциям универсального журналиста. В таких условиях обучения практическое создание информационного продукта студентами начинается со съемок телевизионного сюжета, как наиболее трудоемкого и многокомпонентного творческого процесса (видеосъемка, запись синхронов, расшифровка, авторский текст, монтаж, озвучивание и т. д.). Весь материал поступает на общий сервер сбора информации, оттуда исходная оперативная информация может уйти как одновременно, так и в определенной последовательности на рабочие места журналистов телевидения, радиовещания, интернет-сайтов, печатных СМИ. Особо выделено рабочее место журналиста редакции иновещания для перевода студенческих медиаматериалов на иностранные языки. По мере готовности и в зависимости от вида СМИ, которому предназначен материал, текст обрабатывается, трансформируется, монтируется, озвучивается, приобретает специфические черты, утверждается соответствующим преподавателем или редактором и публикуется в телерадиоэфире, на страницах университетских газет и интернет-сайтов. Почти одновременно с процессом публикации все журналистские материалы поступают на архивный сервер университета, где хранятся уже готовые материалы. То есть существуют два независимых друг от друга сервера - исходных материалов и архивный. По готовым материалам можно оценить качество работы студентов, а в случае необходимости использовать их как архив при создании новых материалов.

Организация отдельного сервера для архивных материалов на базе компьютера (P-4, 3.00 ГГц, ОЗУ 1.00 ГБ, HDD 160 ГБ - 1 шт., SCSI 146.8 ГБ - 2 шт.) и дискового массива MEDEA VideoRaid 1000 ГГБ является важной частью производственного телевизионного процесса. По сути, создан архивный видеосервер. На нем собраны и хранятся видеоматериалы с эфирным качеством в формате AVI-DV-PAL (стандарт dvsd), что позволяет в случае необходимости использовать их для монтажа и эфира без потери времени на их оцифровку или перекодирование.

Проводится работа по архивированию видеоматериалов и на базе одного из университетских суперкомпьютеров - «СКИФ-Аврора ЮУрГУ», первого в мире суперкомпьютера на базе современных процессоров Intel Xeon серии X5680, содержащих в себе целый ряд уникальных отечественных разработок мирового уровня.

Технические характеристики суперкомпьютера «СКИФ-Аврора ЮУрГУ»:(число вычислительных узлов/процессоров/ядер 256/512/2048; тип процессора Intel Xeon X5570 (4 ядра по 2.93 GHz); оперативная память 3 TB (DDR3); дис-коваяпамять 60 TB; тип системной сети трехмерный тор (60 Gbit/s, макс. задержка 1^s); тип управляющей сети InfiniBand QDR (40 Gbit/s, макс. задержка 2 ^s); сервисная сеть, сеть глобальной синхронизации, три независимые сенсорные сети мониторинга, пиковая производительность 24 Tflops, производительность на тест^^РАСК 21.84 Tflops, операционная система Linux CentOS 4.2) - позволяют создать уникальный архив ценных материалов ТРК «ЮУрГУ-ТВ» высокого качества(без сжатия). Вся информация систематизирована с указанием авторства и участников программы, основных видеокадров и т. п.

Использование материалов из памяти суперкомпьютера значительно облегчает их поиск, делает возможным предварительный просмотр видео перед монтажом с любого персонального компьютера в ньюсруме и значительно упрощает процесс дальнейшей передачи информации. Для этого необходимо загрузить видео в память суперкомпьютера, после чего специальная программа автоматически рассортирует информацию, перекодирует в нужный формат, удобный для просмотра в Интернете, а затем отправит материалы на заданные адреса. Архив видеоматериалов ЮУрГУ-ТВ является одновременно уникальным архивом для интернет-вещания.

Все рабочие компьютеры медиакомплекса связаны с серверами по сети, и можно со своего рабочего места и, например, с домашнего

компьютера или с личного ноутбука по сети обмениваться всеми необходимыми данными. Тексты, радиоматериалы, фоторепортажи, видеосюжеты можно создавать даже дома и отправлять готовый информационный продукт по интернету. Готовые фото-, аудио-, видео- и текстовые материалы можно выкладывать во Всемирной Паутине, т. е. студентам также обеспечен свободный высокоскоростной доступ в Интернет, в том числе и по беспроводной Wi-Fi технологии.

На всех компьютерах установлены все необходимые программы, без которых невозможно создание и просмотр журналистских материалов. Кроме того, компьютеры частично модернизированы, увеличилась их оперативная память, была настроена локальная сеть, соединившая все компьютеры студентов с сервером преподавателей. На этом сервере сосредотачиваются все учебные материалы студентов-журналистов. Объем памяти - семь жестких дисков по два терабайта каждый - это более чем достаточно для хранения всей информации. Вмешаться в работу сервера извне невозможно, т. к. у каждого из студентов свой виртуальный личный кабинет, вход в который происходит по персональному логину и паролю с любого компьютера, расположенного в университетском мультимедийном ньюсруме. Это исключает также какое-либо постороннее вмешательство в материалы студентов. Таким образом обеспечивается объективность и своевременность работы преподавателей по контрольной оценке учебных медиаматериалов.

Помимо этого, в конце семестра каждый студент заполняет особую форму отчета о творческой и самостоятельной работе.

№ п/п Название конференции Дата Вуз Тема доклада

Отчет о творческой и самостоятельной работе студента факультета журналистики ЮУрГУ

ФИО_гр. ФЖ -_учебный год _

Учебная дисциплина (нужное подчеркнуть)

«Конвергентная журналистика», «Журналистское мастерство», «Творческая мастерская», «Собственное творчество журналиста».

1.Участие в научно-исследовательской работе

2. Участие в профессиональной деятельности конвергентной редакции и ньюсрума

Вид редакции Название материала Количество

Новости ТВ, РВ Специальные проекты ТВ, РВ Образованное ТВ Радио «Элевейт» Иновещание Интернет-сайты - ЮУрГУ - факультет журналистики - кафедра СМИ ТРК «ЮУрГУ-ТВ» Печатные СМИ («Технополис», «Жираф»)

3. Участие в деятельности музыкального театра факультета журналистики

Мероприятие Дата Любимый репертуар

4. Внеаудиторная творческая деятельность

Виды Дата Название мерояприятия

ы и, и м а х а б

Спектакли выставки, концер! Творческие встреч мастер-классы Субботники нт е и р у т S б а с а тао б а Р о м 3 m л ■& о в е и т с а ч У Другое

5. Вы в Интернете

Социальные сети Координаты в сетях Род деятельности

Vkontakte Odnoklassniki Twitter Блог/микроблог LiveJournal.ru Мой мир Facebook Другое

6. Ваши увлечения (хобби

Музыка Живопись Спорт Танцы Фотодело Другое

7. Ваши награды, дипломы, грамоты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п

За какие заслуги

Эти отчеты о самостоятельной и творческой работе становятся началом творческого досье студентов, защита которого выносится первым вопросом при сдаче выпускного государственного экзамена.

В перспективе разрабатывается проект электронного портфолио студента, т. е. каждый будущий журналист на архивном сервере будет хранить в собственной папке свои журналистские работы. Доступ к ним будет возможен

только по персональному логину (имени) и паролю.

Таким образом, в течение всего периода обучения у преподавателей факультета журналистики ЮУрГУ есть возможность, сохраняя традиционные подходы организации контроля за успеваемостью, использовать передовые информационные и коммуникационные технологии и выводить систему организации аттестации на современный уровень.

Список литературы

1. Бредшоу П. СМИ 21 века. URL:http://habrahabr.ru/blogs/mass_media/54706/. (дата обращения: 10.10.2014).

2. Лукина М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.

3. Лукина М. М., Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания. М.: МедиаМир, 2008. 248 с.

4. Рамерез П. Стратегии эпохи конвергенции. URL: http://www.gipp.ru/zip/convergence.pdf (дата обращения 10.10.2014).

5. Свитич Л. Г. Модель выпускника - бакалавра журналистики // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. 2013. № 22 (313). С. 137-144.

6. Уразова С. Л. Конвергентно-интеграционные аспекты эволюции СМИ в век информации // Вестн. ВГИК. 2010. № 5. С. 114-122.

7. Уразова С. Л Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 5 (1). С. 287-293.

8. Цвик В. Л. О конвергенции в журналистской науке. URL: http://jarki.ru/wpress/2011/04/08/2128/ (дата обращения 10.10.2014).

9. Шестёркина Л. П. Формирование инновационной модели подготовки журналистов в условиях становления конвергентных СМИ (гуманитарный и технологический аспекты): дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011. 336 с.

References

1. Bredshou P. SMI 21 veka. URL:http://habrahabr.ru/blogs/mass_media/54706/. (data obrashcheni-ya: 10.10.2014).

2. Lukina M. M. Internet-SMI: Teoriya i praktika. M.: Aspekt Press, 2010. 348 s.

3. Lukina M. M., Svitich L. G., Shiryaeva A. A. Sovremennoe zhurnalistskoe obrazovanie: tekhnologii i osobennosti prepodavaniya. M.: MediaMir, 2008. 248 s.

4. Ramerez P. Strategii epokhi konvergentsii. URL: http://www.gipp.ru/zip/convergence.pdf (data ob-rashcheniya 10.10.2014).

5. Svitich L. G. Model' vypusknika - bakalavra zhurnalistiki // Vestn. Chelyab. gos. un-ta. Ser. Filologi-ya. Iskusstvovedenie. 2013. № 22 (313). S. 137-144.

6. Urazova S. L. Konvergentno-integratsionnye aspekty evolyutsii SMI v vek informatsii // Vestn. VGIK. 2010. № 5. S. 114-122.

7. Urazova S. L Konvergentsiya kak faktor zhiznesposobnosti mass-media v tsifrovoi srede. Teo-reticheskii aspekt // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N. I. Lobachevskogo. 2011. № 5 (1). S. 287-293.

8. Tsvik V. L. O konvergentsii v zhurnalistskoi nauke. URL: http://jarki.ru/wpress/2011/04/08/2128/ (data obrashcheniya 10.10.2014).

9. Shestyorkina L. P. Formirovanie innovatsionnoi modeli podgotovki zhurnalistov v usloviyakh stanovleniya konvergentnykh SMI (gumanitarnyi i tekhnologicheskii aspekty): dis. ... d-ra filol. nauk. M., 2011. 336 s.

Статья поступила в редакцию 10.10.2014