Научная статья на тему 'Специфика оценки экономической эффективности и стимулирования инвестиций в инновационные проекты нефтегазохимического комплекса'

Специфика оценки экономической эффективности и стимулирования инвестиций в инновационные проекты нефтегазохимического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / EFFECTIVENESS OF INVESTMENT OF CAPITAL / INNOVATION PROCESS / REALIZATION OF INNOVATION PROJECTS / HIGHER SCHOOL / PETROCHEMICAL AND GAS COMPLEX / STATE ADJUSTMENT FOR INNOVATION PROCESS / STATE SUPPORT FOR INNOVATIONAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыжина Н. В., Сафина А. В., Хворова Е. В.

Рассматриваются проблемы оценки эффективности инвестиций, связанные с особенностями реализации инновационных проектов в нефтегазохимическом комплексе. Обосновывается необходимость взаимодействия научного потенциала высших образовательных учреждений и ресурсов крупных нефтегазохимических корпораций. Отмечается возрастающая роль государственного регулирования инновационного процесса, государственной поддержки инновационных исследований и практики их реализации на основе обобщения зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of evaluation of the effectiveness of investment of capital connected with the particularity of realization process of the innovation projects in petrochemical and gas complex. It is substantiated the necessity of interaction of higher school science potential with petrochemical and gas corporations resources. Special attention on the basis of generalization of the foreign experience is paid to the strengthening role of state adjustment for innovation process, state support for innovational research and their realization.

Текст научной работы на тему «Специфика оценки экономической эффективности и стимулирования инвестиций в инновационные проекты нефтегазохимического комплекса»

УДК 330.322.5

Н. В. Лыжина, А. В. Сафина, Е. В. Хворова

СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: эффективность инвестиций, инновационный процесс, реализация инновационных проектов, высшая школа, нефтегазохимический комплекс, государственное регулирование инновационного процесса, государственная поддержка инновационных исследований.

Рассматриваются проблемы оценки эффективности инвестиций, связанные с особенностями реализации инновационных проектов в нефтегазохимическом комплексе. Обосновывается необходимость взаимодействия научного потенциала высших образовательных учреждений и ресурсов крупных нефтегазохимических корпораций. Отмечается возрастающая роль государственного регулирования инновационного процесса, государственной поддержки инновационных исследований и практики их реализации на основе обобщения зарубежного опыта.

Key words: effectiveness of investment of capital, innovation process, realization of innovation projects, higher school, petrochemical and gas complex, state adjustment for innovation process, state support for innovational research.

The article considers the problems of evaluation of the effectiveness of investment of capital connected with the particularity of realization process of the innovation projects in petrochemical and gas complex. It is substantiated the necessity of interaction of higher school science potential with petrochemical and gas corporations resources. Special attention on the basis of generalization of the foreign experience is paid to the strengthening role of state adjustment for innovation process, state support for innovational research and their realization.

Инновации и инновационные процессы в современной экономике играют решающую роль в вопросе приобретения и поддержания конкурентоспособности предприятия в рыночной среде. Одной из актуальных проблем в области инновационной деятельности предприятия является оценка эффективности инвестиций, связанных с реализацией инновационных проектов.

Разработанные в конце прошлого века методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (от 21 июня 1999 г. № ВК 477) предназначены для оценки масштабных проектов, осуществляемых в разных отраслях, в том числе в нефтедобыче и нефтепереработке, и учитывают некоторые особенности современной экономической ситуации в России. Необходимо отметить, что в рекомендациях учитываются такие особенности как «сложность и нестабильность налоговой системы» и «значительная неопределённость исходной информации для оценки инвестиционных проектов и высокий риск, связанный с их реализацией».

Однако, при оценке эффективности инвестиций в инновационные проекты приходится учитывать специфические особенности, связанные со значительно большей степенью неопределённости при определении объёмов будущего рынка сбыта, и, следовательно, с большей вероятностью рисков. Вследствие этого, определение доходов инновационных проектов представляет особую сложность.

Сегодня предприятия нефтегазохимического комплекса (НГХК) Республики Татарстан обеспечивают более 17% регионального промышленного производства, поэтому именно крупные корпорации НГХК Республики Татарстан в настоящее время являются основным источником структурных сдвигов в экономике региона и «локомотивом» её инновационного развития. Успешное развитие комплекса может быть обеспечено только за счет инвестиций в инновационные проекты, представляющие собой результат коммерциализации научноисследовательских разработок.

Инновационные разработки для нефтегазохимических производств в основном реализуются в проектах двух типов:

1) проекты, в которых предлагается создание совершенно нового продукта, не имеющего аналога (так называемая продуктовая инновация) с уникальными свойствами.

2) проекты, представляющие технологические инновации:

а) проекты, в которых предполагается использование инновационной технологии, новых материалов и т.п., для производства уже известных продуктов, улучшение их качественных характеристик;

б) проекты, позволяющие уменьшить выплаты предприятия (экологические штрафы, налоговые платежи, выплаты контрагентам и пр.).

Наибольшие трудности возникают при оценке эффективности инновационных проектов первой группы. Особенностью таких проектов являются наличие существенных предпроектных затрат на стадии научно-исследовательских разработок и значительных капиталовложений на стадии реализации. Так как создание уникального продукта, не имеющего аналога, требует приобретения дорогого лабораторного оборудования и новых промышленных установок, а в некоторых случаях и создание специального уникального оборудования. В настоящее время поставки такого оборудования с необходимыми качественными характеристиками представляют серьезную проблему для российского машиностроения. Именно поэтому, для реализации проектов зачастую приходится закупать импортное оборудование, что сразу приводит к двух-трехкратному росту капитальных затрат.

При экономическом обосновании инновационных проектов, реализуемых Национальным исследовательским университетом в области нефтехимических технологий, авторы столкнулись с рядом особенностей. Многие проекты, обеспечивая положительный чистый дисконтированный поток денежных средств, не удовлетворяли критериям эффективности по сроку окупаемости инвестиций. Между тем, считается, что объем инвестиций [1] в инновационный проект и срок их окупаемости должны быть минимальными. Данное положение было бы оправданным, если бы в экономике страны не было длительного периода отсутствия реализации инноваций. Это обстоятельство означает, что инновационная структура в настоящее время до сих пор не имеет необходимых элементов. Следовательно, реальные инвестиции требуются в большем объеме, по сравнению с теми условиями, когда инновационный процесс постоянен и реализация проектов осуществляется в достаточно большом количестве. Естественно, это приводит к увеличению срока окупаемости инвестиций в инновационные проекты.

В первую очередь, был отмечен тот факт, что на показатели окупаемости проекта слабо влияет изменение эксплуатационных затрат (особенно затрат, связанных с оплатой труда), а в ряде случаев - и материальных затрат. Для достижения небольших или приемлемых сроков окупаемости инвестиций необходимы сопоставимые объёмы валовой выручки от реализации инновационной продукции. Между тем, в первые годы реализации проекта предполагаются небольшие объемы реализации, что значительно увеличивает срок окупаемости инвестиций, а значит и инновационный проект не представляет интереса для потенциального инвестора. Это связано с возникающими трудностями по адекватной оценке объемов рынков сбыта, обусловленными тем, что к уникальному продукту в первые годы его производства потребитель ещё не привык и не успел оценить его качественные достоинства. Соответственно, в первые годы реализации проекта отсутствует и бюджетная эффективность.

Однако, в литературе отмечается, что «даже незавершенный инновационный проект, несмотря на отсутствие экономической эффективности в целом, может иметь положительный результат в виде созданной интеллектуальной собственности, новых технологий ...» [1]. Кроме того, отмечается, что коммерческий эффект может быть достигнут в результате реализации инноваций только в 0,03% случаев. Таким образом, реализация инновационных проектов, разрабатываемых в высших образовательных учреждениях (в частности в НИУ) позволяет получить не только чисто экономический эффект, а в гораздо большем объеме -

социально-экономический эффект. Во-первых - это интенсификация научной деятельности и создание среды для постоянного роста квалификации научно-педагогических кадров. Во-вторых - это качественные изменения (улучшения) материально-технической базы для проведения дальнейших исследований и обучения. В-третьих - это возможность обучения студентов, магистрантов, аспирантов на основе новейших технологий. В-четвёртых -повышение доходов преподавательского состава, занимающегося научной деятельностью, что может способствовать более эффективному комбинированию научной и преподавательской работы. Все это в совокупности создает возможности для интенсификации и повышению качества исследований и разработок, а, следовательно, и качества инновационных проектов.

Достижение экономической эффективности инновационных проектов возможно только в том случае, если его коммерциализацию всесторонне поддерживает реальный сектор экономики. В частности, для обеспечения экономической эффективности инновационных проектов в нефтегазовом секторе необходимо сочетание возможностей научноисследовательского университета и ресурсов крупных корпораций, что можно реализовать в виде создания малого предприятия с равновеликими долями в уставном капитале (по 50%). Это позволит избежать разрыва в цепочке создания добавленной стоимости[2]. В этом случае крупная корпорация использует научный потенциал вуза, а вуз получает возможность достаточного финансирования, в том числе привлечения заемных средств, основываясь на опыте промышленной организации, которая к тому же обладает залоговыми инструментами. Появляются возможности для более точного прогнозирования рынка и рыночных ниш, так как корпорация обычно имеет маркетинговую структуру, которая аккумулирует информацию о направлениях развития рынка. Кроме того, крупные корпорации обладают информацией о собственных проблемах, решение которых требует инновационного подхода, позволяющего повысить эффективность производства.

Эффективность инновационных проектов, реализуемых в нефтегазохимическом комплексе, должна проявляться в итоговых результатах деятельности крупной корпорации в виде:

1) снижения материальных затрат, в том числе затрат по вспомогательным материалам, которые в указанном секторе производства в основном потребляются в незначительном количестве, но часто определяют объем выхода целевого продукта, его качество и т.п., а во многих технологических процессах используются импортные вспомогательные материалы[3];

2) снижения энергозатрат, что является особенно актуальным для всех российских предприятий нефтегазохимического сектора;

3) увеличения объемов производства за счет сокращения времени производственного

цикла;

4) увеличения объемов продаж инновационного продукта.

В итоге, предприятия нефтегазохимического комплекса могут улучшить абсолютные и относительные фактические показатели экономической эффективности, такие как: объем чистой прибыли, рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность

активов.

Мировая практика, показывает, что трансфер технологий от научно-исследовательских структур высших образовательных учреждений в промышленность позволяет повысить эффективность инновационных процессов и в конечном счете эффективность инновационных проектов.

К сожалению, данная форма сотрудничества в российской экономике не получила распространения, что частично можно объяснить менталитетом менеджмента, и в основном тем, что материальные и энергетические ресурсы все еще остаются достаточно дешевыми по сравнению с мировыми ценами и особенно по сравнению с условиями, в которых функционируют компании стран, не имеющих собственную ресурсную базу.

Во-вторых, в России в настоящее время имеет место недостаточное налоговое стимулирование инновационного процесса. Государственное регулирование инновационного

развития может иметь прямые и косвенные формы. В настоящее время многие исследователи склоняются к тому, что косвенные формы являются наиболее эффективными при условии стабильности используемых механизмов. Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом, направлены, с одной стороны - на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социальнополитического климата для научно-технического развития. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства. Среди косвенных методов регулирования инновационного развития предпочтительным является налоговое стимулирование, которое получило широкое распространение в развитых странах. Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций и исследовательских центров, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научных разработок, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.

В станах с традиционно низким уровнем бюджетного финансирования инновационного развития налоговые льготы обеспечивают финансовые потоки, которые превосходят бюджетное финансирование. Различные налоговые льготы в промышленно развитых странах взаимно дополняют друг друга, выполняя при этом различные экономические функции и решая конкретные задачи, что, в конечном счете, стимулирует создание и освоение новых видов продукции и технологий.

Одной из мер косвенного стимулирования инновационной активности, связанной с формированием экономических условий предпринимательской деятельности, является проведение налоговой и амортизационной политики, позволяющей предпринимателям направлять значительную часть средств и ресурсов на НИОКР. В первую очередь это относится к налогообложению операций с рисковым капиталом.

До последнего времени в США законодательством были предусмотрены следующие меры поддержки инновационного бизнеса:

- специальные правила и льготы;

- поощрение расходов компаний на НИОКР;

- рисковое финансирование научно-производственных процессов, осуществляемых малыми фирмами;

- облегчение условий формирования фондов рискового финансирования путем продажи акций на открытом рынке, создания научно-исследовательских партнерств.

Так, на инвестиции в НИОКР была установлена 25%-ная скидка, сокращающая долю прибыли, уплачиваемую как налог. Кроме того, разрешалось списывать все расходы на НИОКР на текущие затраты. Налоговые стимулы значительно облегчали рисковые (венчурные) операции корпораций по финансированию внедренческих фирм и формированию фондов рискового финансирования денежными собственниками. Корпорации или отдельные лица с высокими доходами сокращали свои налоговые платежи до 50% за счет того, что расходы на НИОКР вычитались из налогооблагаемого дохода. Поощрялось создание коллективных фондов, используемых на финансирование исследований и разработок и на внедрение новых технологий. Такие партнерства могли использовать и льготы по ускоренной амортизации научно-исследовательского оборудования и производственного аппарата, а также налоговые скидки на инвестиции в оборудование. При успешной деятельности научноисследовательского партнерства и получении отдельными его членами доходов в виде вознаграждений (гонораров) или прибыли от реализации новой продукции в заранее оговоренных пределах предусматривалось налогообложение этих доходов по льготным

ставкам в 20% (вместо 42%), поскольку они относились к категории дохода от приращения капитала.

Вложение средств в исследовательские партнерства сокращает риск предпринимателей. Зачастую эти средства на 90% возмещаются экономией на налоговых платежах в федеральный бюджет. Резкое сокращение правительством сроков амортизации позволяет корпорациям высвободить значительные средства за счет ускоренного списания балансовой стоимости машин и оборудования и направить их на научно-исследовательские цели. Многие из этих мер можно было бы адаптировать к российским условиям, что привело бы к существенному повышению эффективности нефтегазохимического комплекса, в частности, к снижению энергоемкости производства.

В связи с наступившим в 2008 г. тяжелым экономическим кризисом многие страны разрабатывают меры по стимулированию инновационного развития. Но наибольший интерес представляют меры, принимаемые в США, так как экономика этой страны до настоящего времени являлась системообразующей мировой экономики.

Так, например, в США был дополнительно разработан комплекс мер в области налогообложения, который направлен на усиление стимулирования инновационного развития. Центральным положением в перечне стимулирующих мер являются налоговые льготы по расходам на исследования и разработки [4]. Представляет интерес анализ предложенных мер стимулирования в США. Среди льгот, стимулирующих инновационное развитие в США необходимо отметить налоговые льготы для бизнеса, а именно - увеличение налогового кредита до 14% от суммы, превышающей 50% средней за 3 года суммы затрат на исследования и разработки. Но, в российской экономике изначально затраты на исследования и разработки российских предприятий являются незначительными, поэтому данные льготы не приведут к ощутимому эффекту. Кроме того, в США введены специальные стимулы в виде налоговых льгот для альтернативной энергетики и производителей энергоэффективных продуктов и материалов. Данные меры могут явиться весьма эффективным инструментом, если действуют «прозрачные условия» определения подобной льготы. Учитывая российскую специфику, можно предположить, что сумма льгот для российских предприятий может оказаться сопоставимой с суммой «откатов» при ее получении. Реально для российских предприятий стимулирование альтернативной энергетики и энергоэффективных продуктов и технологий возможно только в условиях ужесточения экологических платежей и штрафов, что особенно актуально для российских предприятий нефтегазохимического комплекса. Например, до сих пор не достигнута стопроцентная утилизация попутного нефтяного газа.

Необходимо отметить, что система стимулирования спроса на инновационные продукты и технологии включает и налоговые льготы для населения, в виде увеличения стандартных налоговых вычетов (на образование, благотворительные цели) и кредитов для собственников энергетически эффективного жилья и электромобилей. Стимулирование образования подчеркивает его фундаментальное значение для инновационного развития страны. Между тем, в российском законодательстве вычеты на благотворительные цели и образование в настоящее время столь малы, что не играют существенной стимулирующей роли. Существенный эффект могли бы дать разработка и практическое применение соответствующих мировым стандартам критериев энергетически эффективного жилья для российских условий. Это особенно актуально для регионов с холодными климатическими условиями.

В японской экономике стимулирование «кооперационных связей между университетами, национальными лабораториями и промышленностью» [5] охватывает систему мер, включающих в себя правительственные гранты для совместных исследований университетов и промышленности, налоговый кредит, предоставляемый в зависимости от объема затрат на исследования и разработки, а также существенные налоговые послабления для малых предприятий. Стимулирование совместных исследований и коммерциализации инновационных проектов представляется наиболее актуальным на данном этапе развития

высшей школы и промышленных корпораций. В российской практике не наблюдается объективных причин, которые препятствовали бы их применению.

Таким образом, на современном этапе развития экономики страны роль государственного стимулирования инновационного развития возрастает. Она может способствовать отработке более эффективного механизма исследований и практического внедрения результатов инновационных разработок, стимулированию притока инвестиций в инновационные проекты, в том числе проекты, решающие проблемы нефтегазохимического комплекса.

Литература

1. Андреев, В. Ключевые факторы успешности российских инновационных проектов в реальном секторе экономики / В. Андреев // Вопросы экономики. - 2010. - №11. - С.43-45.

2. Шинкевич, М. В. Концептуальная модель институционализации инновационного развития химии и технологии полимерных материалов в условиях цикличности экономических явлений и процессов / М.В.Шинкевич. // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №3. - С. 209-217.

3. Зиннатуллина, А.Н. Финансирование промышленных инноваций нефтегазохимических предприятий в рамках политики импортозамещения / А.Н. Зиннатуллина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. -160 с.

4. Иванова, Н. Уходя, тушите свет / Н.Иванова //Эксперт. 2008 г от 10 ноября. - № 44 - С.63-64.

5. Голиченко, О. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения / О. Голиченко. // Вопросы экономики №8, 2010 г. - С.46-47.

© Н. В. Лыжина - доц. каф. экономики КНИТУ, kaf_econ@mail.ru; А. В. Сафина - канд. техн. наук, доцент той же кафедры; Е. В. Хворова - канд. экон. наук, доцент той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.