Научная статья на тему 'Специфика организации управления предприятиями непроизводственной сферы (транспортная отрасль)'

Специфика организации управления предприятиями непроизводственной сферы (транспортная отрасль) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
950
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА / МЕТОД / УПРАВЛЕНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / TRANSPORT / INFRASTRUCTURE / METHOD / MANAGEMENT / TRANSPORT PLANNING / MANAGEMENT LINK / FUNCTIONS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов В.С.

В статье рассмотрены роль менеджмента в организации современной транспортной отрасли, функции, уровни и методы управления транспортной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the organization of management of non-production enterprises (transport industry)

The article discusses the role of management in the organization of modern transport industry, functions, levels and methods of management of transport organization.

Текст научной работы на тему «Специфика организации управления предприятиями непроизводственной сферы (транспортная отрасль)»

УДК 338.47

КОЗЛОВ В.С., к.э.н., доцент (ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики»)

Специфика организации управления предприятиями непроизводственной сферы (транспортная отрасль)

KOZLOV V.S., PhD in Economic sciences, associate professor (DonAMPS)

Specifics of the organization of management of non-production enterprises (transport industry)

Постановка задачи

За последнее десятилетие резко ухудшились показатели использования транспортных средств. Из-за недостатков в организации

перевозочного процесса возникают непроизводительные простои

транспортных средств, что снижает их эффективность. В процессе доставки каждая тонна груза подвергается многократным перегрузочным

операциям, что вызывает гигантскую дополнительную работу и снижает скорость доставки, которая в среднем превышает 8-10 км/ч. По причине частных перегрузок и недостаточной контейнеризации перевозок растет трудоемкость операций и численность работников, занятых на транспорте. Малые скорости доставки грузов и пассажиров, низкое качество транспортного обслуживания хозяйства и населения принято объяснять недостатками технических

возможностей транспорта.

Анализ последних исследований

Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 58%, на долю транспорта приходится

примерно пятая часть стоимости основных производственных фондов, капиталовложения в транспорт составляют 10-12% всех

капиталовложений в мировое хозяйство. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства. Эти цифры говорят о том, что транспорт представляет собой дорогостоящий хозяйственный комплекс, тесно связанный с другими отраслями экономики. Анализ статистических данных, однако, показывает, что транспорт отстаёт от растущих потребностей экономики и населения даже в развитых странах.

Актуальность

В современных условиях единственно возможным механизмом увеличения объемов грузооборота и качества перевозок остается

планомерное совершенствование

управления транспортом, повышение уровня консолидации между

сегментами транспортного потенциала, планомерное и пропорциональное развитие всех звеньев транспортной системы страны. В результате перехода транспортной отрасли на рыночные

отношения роль эффективного управления на всех уровнях еще более возрастет.

Цель работы

Проанализировать роль

менеджмента в организации

современной транспортной отрасли, функции, уровни и методы управления транспортной организацией.

Основной материал

Постоянно усложняющаяся

система общественно-производственной деятельности населения, связанной с перемещением готового продукта из места производства в место его назначения, пространственно-

отделённого от него, и является предметом науки управления на транспорте.

Основными вещественными

составляющими этого процесса являются:

- погрузочно-разгрузочные машины и механизмы;

- материалы, топливо и электроэнергия;

- промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и подвижного состава;

- пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами и средствами;

- транспортные средства разных видов транспорта.

Для начала этого процесса и приведения в действие всех задействованных элементов нужны огромные трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного

использования вещественных и трудовых элементов транспортного предприятия [2].

Транспортная отрасль может быть представлена управляющей

подсистемой - которая осуществляет интегративную «управленческую

функцию» и управляемой подсистемой, которая осуществляет процесс транспортного производства в транспортном потенциале

(«технологическую функцию») (рис. 1). Управляемая подсистема состоит из двух блоков: технический - постоянные устройства и подвижной состав, и технологический - совокупность или набор правил, определяющих последовательность операций и процессов, связанных с выполнением перевозок.

Необходимым условием

транспортного производства является тесная связь и консолидация технической и технологической частей управляемой подсистемы. Процесс перемещения собственно и есть соединение технической и

технологической частей в

функционирующий комплекс

посредством приложения физических усилий и знаний производственного персонала. Но чтобы процесс перемещения грузов стал

целенаправленным, его надо скоординировать, т.е. подключить управляющую подсистему. Это и будет достаточным условием транспортного процесса.

Предметом науки менеджмент на транспорте является управление как интегративная информационная

функция, включающая в свой состав руководство, планирование,

организацию, управление,

регулирование и контроль.

Субъект управления

Объекты управления

Техническая часть

Инфраструктура

Система контроля

Технологическая часть

Методы технологии

Правовой аспект

Безопасность

Трудовой потенциал

Основной персонал (внутренне перемещение)

Дополнительный человеческий ресурс (совместная / независимая работа)

Рис. 1. Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем транспортного

потенциала

Система управления транспортом носит иерархический (многоуровневый) характер. В ней можно условно выделить следующие уровни: народнохозяйственный, отраслевой и региональный.

Управление транспортом

опирается на совокупность методов. Метод - с греческого - приём, способ действия, а применительно к управлению - приём или способ управленческой деятельности, решения

той или иной управленческой задачи.

Совокупность способов

управления на транспорте можно представить состоящей из

экономических, административных (организационно-распорядительных) и социально-психологических методов

[3].

Один из возможных и наиболее надёжных методов решения задачи состоит в чёткой постановке заданий каждому производственному звену,

стимулирование за качественное выполнение, материальные санкции за срыв задания. Такой подход к решению управленческой задачи относится к экономическим методам управления.

Ту же задачу можно решить по-другому: в случае срыва задания издать приказ о наказании виновных в нарушении технологии. Такой способ решения управленческой задачи можно отнести к административным методам.

Можно решить ту же задачу проведением массовой воспитательной работы. Такой подход к решению поставленной задачи может

рассматриваться как одна из форм социально-психологических методов управления.

При решении управленческих задач на транспорте используются также экономико-математические

методы, основанные на

предварительном глубоком и всестороннем анализе существа решаемой задачи.

Система управления отдельным предприятием или их группой есть не что иное, как функционирующая организационная структура, т.е. упорядоченная совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях.

Под организационной структурой понимается совокупность

определённым образом

взаимосвязанных и соподчинённых звеньев, выполняющих ту или иную функцию в рассматриваемой системе. Звено управления - это самостоятельное структурное

подразделение (или должностное лицо), выполняющее определённую функцию. Звенья в организационной структуре распределяются по ступеням

управления, или иерархическим уровням [5].

Организационные структуры

управления, как и всякий производственный организм,

развиваются в реальной социально-экономической среде, переходят в исторической последовательности из одной формы в другую. Выделяют следующие разновидности структур управления: патриархальную,

линейную, функциональную, линейно-штабную.

Патриархальная структура

управления применялась на ранних стадиях развития транспортного производства, когда транспорт ещё не выделился в самостоятельную отрасль экономики, перевозки носили нерегулярный, случайный характер и выполнялись в небольших масштабах. Руководство такими перевозками осуществлял сам хозяин, владелец транспортных средств. Линейная структура управления. При этой структуре работники разделяются на группы, и во главе каждой группы ставится начальник, осуществляющий руководство. Эффективность подобных структур во многом зависит от квалификации начальника и характера производства (пример-укрупненные комплексные бригады докеров). Функциональная структура управления основана на разделении труда по определённым функциям, которые передаются в ведение отделов, специализирующихся на выполнении той или иной функции. (Рис. 2) [6].

Линейно-штабная структура

управления. Эти структуры

представляют собой синтез линейной и функциональной структур. Управление транспортным производством

осуществляется одновременно (и согласованно) «линейным» аппаратом и «штабными» (функциональными)

службами. Линейный аппарат несёт ответственность за конечные результаты деятельности

производственного подразделения, а функциональные службы - за правильность планирования

методической помощи и других услуг, которые оказывают функциональные службы производственным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подразделениям транспорта.

Линейный аппарат представляют начальники железных дорог,

пароходств, портов, станций, являющиеся наиболее опытными администраторами и специалистами-

универсалами, хорошо знающими организацию перевозочного процесса.

Функциональный аппарат

(начальники служб перевозок, пассажирской, планово-экономической и др.) на транспорте возглавляют обладающие многолетним

практическим опытом инженеры -крупные специалисты в

соответствующем виде деятельности [4,5].

Управление производством

Информация

Руководящие указания

Вход

Выход

Грузы Производственный Транспортная

—► процесс —► продукция

Пункт производства груза

Пункт потребления

Рис.2. Производственный процесс транспортной отрасли

Транспортный менеджмент

представляет сферу деятельности людей и руководящего состава транспорта и в основном заключается в контроле и обеспечении взаимодействия

подразделений и служб на стадиях подготовки и непосредственного осуществления транспортного процесса.

Под функцией менеджмента понимается вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и

стабильностью воздействий на объект и субъект управления. В целом область деятельности, называемая

менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах: общее управление; управление структурой предприятия; конкретные области управления (рис.

3).

На транспорте фактически приходится иметь дело с определёнными разновидностями

линейно-штабных организационных структур с гибкой схемой

функционирования. При этом часто сплетены в единое целое не только линейный и функциональный принципы управления по признакам

технологических особенностей

производства, но в некоторых отношениях тесно связаны друг с другом отраслевой и территориальный подходы к управлению транспортом [4].

Рис. 3. Классификация функций менеджмента

Организационные структуры систем управления на транспорте существенно зависят от особенностей вида транспорта, объёма и структуры перевозок, характера производственных функций предприятия, принятого порядка работы, определяемого технологическим процессом, и других факторов.

Однако существует ряд общих требований, которым должны наиболее полно отвечать транспортные организационные структуры:

- простота и определённость в назначении и соподчинении отдельных звеньев;

- гибкость и маневренность в звеньях, высокая надёжность, полнота

управления и контроля за ходом производства;

- иерархичность, рациональная соподчинённость, связность(непрерывность), взаимозаменяемость звеньев при отсутствии дублирования.

Вывод

При решении управленческих задач на транспорте необходимо использовать современные методы управления, повышая качество и эффективность предоставляемых услуг.

В современных условиях

конкурентоспособность транспортного предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы

управления.

Повышение конкурентоспособности транспортной отрасли является многофакторным процессом, подлежащим

стратегическому управлению,

ориентированному на ряд важнейших принципов: принцип системности; принцип комплексной оценки факторов; принцип функциональной

направленности управления процессом повышения конкурентоспособности транспортной отрасли; принцип учета специфики производства и

предоставляемых услуг; принцип информационного обеспечения.

В условиях современных вызовов становится актуальным создание комплексной методологии и

инструментов анализа и

прогнозирования социально-

экономического развития региона и его потенциалов (промышленный,

экономический, транспортный и т.д.), основанного как на постулатах баланса и отчетной системы, так и на пути совершенствования методов и

механизмов менеджмента.

Изменение политической и экономической ситуации в процессе прогнозирования резко меняет управляющие параметры и, как следствие всю систему

взаимосвязанных прогнозируемых

экономических показателей. В таких условиях крайне важно определить диапазон устойчивости экономической системы при изменении внешних факторов, выявить и оценить критические ситуации, которые могут возникнуть в упреждаемом периоде, наметить возможные пути их преодоления.

Список литературы:

1. Козлов В.С. Подходы к комплексной оценке транспортного потенциала региона с позиции потенциальных клиентов/ Экономика и управление: ежеквартальн. науч. и произв.-практич. журнал Минского инта управления.- Минск, 2013.-№1-С.94-99.

2. Гаджинский А.М. Логистика: учебник/ А.М. Гаджинский - 20-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 - 484с.

3. Менеджмент на автотранспортном предприятии: учебное пособие / И.Л. Голянд, К.Н. Захарьин, А.В. Клочко - Красноярск, 2013.

4. Логистика: новые пути раскрытия потенциала / The Boston Consulting Group [Электронный ресурс] URL:

http://www.bcg.ru/documents/file158550.p df

5. Логистические процессы на предприятии [Электронный ресурс] URL: http://psyera.ru/4683/logisticheskie-processy-na-predpriyatii

6. Козлов, В.С. Транспортный менеджмент: учебное пособие / В.С. Козлов. - Донецк: ГОУ ВПО «ДонАУиГС», 2017. - 259 с.

Аннотации:

В статье рассмотрены роль менеджмента в организации современной транспортной отрасли, функции, уровни и методы управления транспортной организацией.

Ключевые слова: транспорт,

инфраструктура, метод, управление, транспортное планирование, звено управления, менеджмент.

The article discusses the role of management in the organization of modern transport industry, functions, levels and methods of management of transport organization.

Keywords: transport, infrastructure, method, management, transport planning, management link, functions of management.

УДК 656.22:004.9

КОРОП Г.В., к.т.н. доцент (ЛНУ имени Тараса Шевченко), КАПУСТИН Д.А., к.т.н. доцент (ЛНУ имени Тараса Шевченко), ШИШЛАКОВА В.Н. старший преподаватель (ЛНУ имени Тараса Шевченко), СЕНТЯЙ Р.Н., ассистент (ЛНУ имени Тараса Шевченко)

Оптимизация автономной системы фиксации прохождения подвижного состава

Korop G. V. assistant professor (Luhansk Taras Shevchenko National University), Kapustin D.A. assistant professor (Luhansk Taras Shevchenko National University), Shishlakova V.N. chief lecturer (Luhansk Taras Shevchenko National University), Sentyay R.N. assistant (Luhansk Taras Shevchenko National University)

Optimization of the autonomous fixation system of the rolling stock

Введение

Развитие экономики неразрывно связано с развитием железнодорожного транспорта, так как он занимает ведущее место в мире по сухопутным грузоперевозкам.

В условиях возрастания величины грузооборота и скоростей движения, а также повсеместной автоматизации управления железнодорожными

перевозками, остро встает вопрос определения наличия подвижного состава на путях. Это приводит к необходимости учета прохода локомотивов и вагонов по тому или

иному участку при поездной, маневровой и сортировочной работе.

Весь учет положения подвижного состава изначально возлагался на дежурного по станции, но с увеличением интенсивности движения возникла необходимость

автоматизировать получение данных. Автоматический ввод данных позволит вести учет номеров путей приема поездов, составлять суточные план-графики, а также позволит использовать полученную информацию при разработке логистического программного обеспечения. Оно даст возможность внедрения электронного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.