УДК 658
DOI 10.21685/2309-2874-2018-2-5
О. А. Коробкина (Гордеева), И. Г. Ищенко
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИЕЙ
Аннотация.
Актуальность и цели. Управление компанией - один из самых сложных процессов. Залогом успешного функционирования хозяйствующего субъекта является верный выбор организационной структуры управления с последующим доскональным контролем. Цель данной научной работы заключается в практическом применении приобретенных знаний в сфере менеджмента. В качестве примера выбрана отрасль оказания автотранспортных услуг, которые являются наиболее востребованными на сегодняшний день среди потребителей.
Материалы и методы. С помощью теоретического метода исследования изучены и проанализированы основные аспекты специфики деятельности транспортных компаний. Также исследованы типы организационных структур управления с целью выявления наиболее эффективной.
Результаты. В ходе исследования выявлено, что линейно-функциональный тип управления наиболее эффективен для транспортной компании.
Выводы. Современная транспортная компания - это сложный комплекс, успешность функционирования которого зависит, в первую очередь, от механизма управления. Также важен анализ отрасли в целом и диагностика внешних факторов влияния.
Ключевые слова: управление, транспортная компания, организационная структура.
O. A. Korobkina (Gordeeva), I. G. Ishchenko
SPECIFIC ACTIVITIES AND EFFECTIVE MANAGEMENT OF A TRANSPORT COMPANY
Abstract.
Background. Company management is one of the most complex processes. The key to successful functioning of an economic entity is the correct choice of an organizational structure of management with following thorough control. The purpose of this work is practical application of the acquired knowledge in the field of management. The sector of transport services was taken as an example being the most popular today among consumers.
Materials and methods. With the help of the theoretical method of research, the main aspects of the specifics of transport companies were studied and analyzed. The types of organizational management structures were also investigated in order to identify the most effective ones.
Results. The study has revealed that the linear-functional type of management is most effective for transport companies.
© 2018 Коробкина (Гордеева) О. А., Ищенко И. Г. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Conclusions. A modem transport company is a complex structure, the success of which depends, first of all, on the management mechanism. It is also important to analyze the industry as a whole and to diagnose external factors of influence.
Keywords: management, transport company, organizational structure.
В современном мире автомобильный транспорт занимает особое место в развитии экономики страны. Главной задачей транспортной системы является абсолютное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в транспортировке грузов. Существует множество преимуществ автомобильно-транспортной системы, благодаря которым объемы перевозок, осуществленных именно таким способом, занимают лидирующие позиции среди населения. Основным преимуществом транспортной системы считают экономию времени в перевозке грузов, что способствует развитию производственных сил общества. Существует и ряд рисков при транспортировке, но все же для населения автомобильный транспорт остается более привлекательным способом перевозки грузов. Об этом свидетельствует интернет-ресурс «АвтоТрансИнфо», где статистика показывает, что объем грузов, требуемых перевести, в два раза превышает количество техники, которая может это осуществить. Казалось бы, это отличная почва для перевозчиков, которые при этом будут обеспечены бесперебойной работой. Но стоит отметить, что владельцы транспортных компаний переживают не лучшие времена. На рынке грузоперевозок остаются крупнейшие транспортные компании. Проблема кроется в том, что инвестиционная привлекательность данной сферы заметно снизилась, так как стоимость инструмента заработка возросла в два раза, а доходность деятельности осталась та же, иногда и меньше. Также законодательная база, регулирующая автомобильные грузоперевозки в целях безопасности, очень сложная, накладывающая множество ограничений. Как же быть в такой ситуации, когда потребности населения в транспортировки грузов велики, а инструментов для их осуществления значительно меньше [1]?
В условиях, созданных государством, компания должна уметь быстро и адекватно реагировать на создаваемые условия внешней и внутренней среды. Это становится более возможным при выполнении ряда условий, таких как: инвестор правильно оценивает реальное финансовое положение компании; ставятся конкретные цели и задачи, к достижению которых стремится вся компания; соблюдается строгий контроль их выполнения [5]. Следовательно, можно сделать вывод, что залог успешного функционирования компании лежит в эффективности управления ее процессами.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные условия существования компании диктуют требования постоянного совершенствования и автоматизации своих систем управления и поддержки. Одним из основных критериев создания эффективной системы управления предприятием является правильный выбор организационной структуры управления, применение процессного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельности компании.
Управление представляет собой сложный процесс, выполнение которого возлагается на плечи руководителя. К обязанностям руководителя относятся планирование деятельности компании, постановка стратегических це-
лей и тактических задач. Все действия руководителя должны быть сформулированы и воплощены так, чтобы выполнялась главная миссия компании -принесение максимальной прибыли. Важным этапом в управлении является организация группы людей и их мотивация на реализацию поставленной задачи. В ходе реализации персоналом поставленных задач необходим постоянный и тщательный контроль с возможным регулированием их действий. Для поддержания эффективной работы предприятия структура управления должна быть четко выстроенной. Каждый исполнитель должен быть подчинен руководителю, который обеспечивает контроль над выполнением поставленных задач исполнителем. Можно сделать вывод, что залог успешного функционирования любого предприятия лежит в правильном выборе организационной структуры управления.
Организационная структура представляет собой систему, совокупность элементов которой состоит из взаимосвязей, включающих в себя решение управленческих задач, определение полномочий и ответственности.
Существует множество типов организационных структур управления предприятием. Выделяют следующие наиболее часто встречаемые на практике организационные структуры: линейная, функциональная, линейно-функциональная и т.д. [3]. Остановимся на них подробней.
Наиболее простой, понятной и эффективной структурой управления предприятием является линейная структура управления. Смысл данной структуры заключается в том, что каждым подразделением заведует руководитель, который в свою очередь подчиняется вышестоящему руководителю. В обязанности руководителя подразделения входит осуществление управления подчиненными сотрудниками. Линейная структура управления представлена ниже на рис. 1.
Рис. 1. Организационная структура управления линейного типа
Функциональная структура управления характеризуется группированием отделов согласно выполнению ими определенных функций. К основным функциям относятся закупки, финансирование, сбыт, производство и управление в целом. Также при наличии в организации подобной структуры управления, помимо основных функций, существуют и дополнительные. К дополнительным функциям относятся функции, без которых организация может обойтись при отсутствии особой регламентации, которая обязывает четко исполнять данные функции. Ниже представлена схема организационной структуры предприятия данного типа (рис. 2).
Линейно-функциональная структура позволяет объединить в себе достоинства ранее рассмотренных организационных структур, устранив все не-
достатки. Появляется возможность функциональным отделам предоставлять данные для линейных руководителей, чтобы те в свою очередь могли принять компетентное управленческое или производственное решение. Схематично линейно-функциональная структура управления представлена ниже на рис. 3.
Рис. 2. Организационная структура управления функционального типа
Юридическая Генеральный Сектор маркет.
служба директор исследовании
Дир. по административным rTTTrwRfl^ff Дир. по размещению и номерному фонду Дир. по питание
Подразделение Подразделение Подразделение
Рис. 3. Структура управления линейно-функционального типа
В качестве примера рассмотрим транспортно-экспедиционную компанию. На сегодняшний день неотъемлемым элементом современного бизнеса являются различные перевозки грузов. Компания, предоставляющая надежные и оперативные транспортные услуги, всегда будет пользоваться популярностью. Однако на рынке транспорта не всегда можно найти надежного перевозчика и избежать всевозможные риски в процессе транспортировки груза. К тому же не секрет, что главным конкурентом автоперевозок являются железнодорожные перевозки. Зачастую потребитель склонен выбрать железнодорожную перевозку в силу сравнительно низкой стоимости, отсутствия плохого дорожного покрытия, которое чаще всего является причиной нежелательной тряски груза. В настоящий момент для автоперевозок основной задачей является отвоевать часть рынка у железнодорожных транспортных компаний [4]. Снизить стоимость автоперевозок вряд ли удастся, так как для перевозчиков появилась дополнительная статья расходов. Во-первых, это скрытая налоговая нагрузка. Согласно Федеральному закону РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» включена система платы за тонны «Платон», которая гласит, что грузовые машины свыше 10 тонн должны платит за каждый пройденный километр. Во-вторых, вся техника, осуществляющая перевозки чего-либо, должна быть оборудована тахографом, т.е. прибором для регистрации скорости транспортного средства, режима труда и отдыха водителя. В-третьих, на
транспортных средствах необходима установка системы спутникового наблюдения ГЛОНАСС, которая необходима для грузоотправителя, в подтверждении, что груз по указанному маршруту движется в пункт назначения, сохраняя условия целостности груза. Кроме того, следует подчеркнуть, что резко возросли акцизы на топливо [5]. Обобщая вышеперечисленное, подведем итоги, что привлечь потребителя низкой стоимостью услуг явно не получится. Главным преимуществом автоперевозок останется возможность осуществления доставки в населенные пункты России, куда с помощью железнодорожного транспорта не добраться. Следовательно, сильной стороной транспортных компаний является заключение договоров поставок с отдаленными районами страны, такими как Сибирь, Новый Уренгой, Мурманск и т.д.
Кроме того, помимо усиления внешней политики транспортной компании, необходимо совершенствование внутренних процессов функционирования. Для того, чтобы достичь успеха, необходимо выполнение пяти основных принципов управления транспортной компанией. Во-первых, наличие собственного современного автопарка. Как правило, потребителя интересует солидная компания, которая способна предоставить качественные услуги и обладает достаточными средствами, чтобы содержать парк автомобилей различной грузоподъемности. Во-вторых, это маркетинговая политика - продвижение товаров и услуг на рынке конкурентов. Без грамотно выстроенного маркетинга сегодня не может существовать ни один хозяйствующий субъект, транспортная компания тому не исключение. В первую очередь необходимо добиться известности компании в окружении людей, имеющих отношение к грузоперевозками. Также не менее важно позиционирование на рынке своего бренда, плюс гибкая ценовая политика. Третьим шагом на пути к успешной транспортной компании является квалифицированный персонал. Нельзя экономить на уровне профессионализма своих сотрудников. От своевременного повышения квалификации персонала зависит эффективность оказываемых транспортных услуг, а значит, и репутация транспортной компании в целом. В-четвертых, в любой деятельности необходим индивидуальный подход. Очень важно внимательно отнестись к каждому требованию заказчика, при необходимости порекомендовать действительно наиболее выгодный и удобный вариант для него. Это не оставит заказчика равнодушным, и в следующий раз он обратится снова. Пятым принципом управления и, пожалуй, основным является жесткий контроль за всеми происходящими процессами в компании. Эта мера позволяет точно и быстро выявлять слабые стороны деятельности компании [6].
Стоит отметить, что успех компании не будет достигнут при отсутствии строго выстроенной организационной структуры управления. Как правило, типовая организационная структура управления транспортно-экспеди-торской компании (далее ТЭК) представляет собой линейно-функциональный тип [7]. Схематично данный тип организационной структуры управления для ТЭК представлен на рис. 4.
С помощью наглядной интерпретации структуры управления видно, что существуют пять отделов функционирования, руководители каждого из которых подчиняются президенту компании. Обычно в структуре транспортной компании выделяют три подразделения, такие как: отдел маркетинга и продаж, организации перевозок и экспедирования и экономический отдел.
Перед каждым подразделением стоит ряд функций, контроль выполнения которых обеспечивают руководители данных подразделений [8]. Так, к примеру, функционирование отдела маркетинга и продаж заключается в следующем: сбор информации о потенциальных клиентах и их потребностях в транспортных услугах; совместная с импортным или экспортным отделом подготовка коммерческих предложений клиентам; заключение договоров с клиентом; контроль за выполнением договоров; и т.д.
Совет директоров компании
Президент компании
Импортный отдел
Экспортный отдел
Таможенный отдел
Отдел Юридическ
организации ий отдел
перевозки и
экспедирования
1
Международны Внутренние
е перевозки перевозки
Отдел маркетинга и продаж
Группа бизнес-гшанирования
Группа продаж
Группа рекламы
Группа маркетинга
П=
Технологичес кая
поддержка
Экономичес кий отдел
Бухгалтерия
Группа
Группа экономического анализа и
Рис. 4. Линейно-функциональная структура управления ТЭК
Отдел организации перевозок и экспедирования выполняет следующий ряд функций: расчет ставок и составление конъюнктурных листов по заявкам отдела по работе с клиентом; заключение договоров с перевозчиками и вспомогательными поставщиками услуг; контроль над выполнением договоров смежниками и организация транспортировки груза; и т.д. Функционирование экономического отдела заключается в следующем: взаиморасчет с клиентами и поставщиками услуг; налоговые и другие платежи; расчет и выплаты заработной платы; и т.д.
Организационная структура управления ТЭК представляет собой иерархию с вертикальными связями между элементами. Таким образом достигается принцип единоначалия, главными достоинствами которого являются простота и понятность. Каждый элемент системы подчинен своему непосредственному руководителю и именно через него связан с более высокими
уровнями управления [9]. Следовательно, в аппарате управления создается иерархическая лестница по подчиненности и ответственности. Несмотря на то, что линейная структура управления является наиболее логичной, стройной и формально определенной, она вместе с тем является и наименее гибкой, так как каждый из руководителей имеет узкие, специальные знания для решения проблем в своей отрасли и обладает полнотой власти только относительно своего подразделения [10, 11].
Подводя итоги, следует отметить, что линейно-функциональная структура управления освобождает линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением, и концентрирует их на решении вопросов конкретно своего функционального подразделения.
Стоит отметить и недостатки линейно-функциональной структуры управления. Во-первых, общая заинтересованность предприятия минимальная, так как перед каждым звеном стоит задача достижения конкретной узкой цели. Во-вторых, на горизонтальном уровне наблюдается дефицит взаимосвязей и взаимодействий между производственными подразделениями. В-третьих, это чрезмерно развитая система только по вертикали, в результате чего происходит аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению множества стратегических и оперативных задач.
Современная организация - это сложная система, эффективность, устойчивость и конкурентоспособность которой зависит от механизма управления. Механизм управления, в свою очередь, является центральным объектом менеджмента, который раскрывает специфику организационной структуры, формирует рабочие связи, выделяет линейных руководителей, на плечи которых возлагаются управленческие функции. Ответственность за организацию деятельности, планирование бизнес-процессов, координирование и мотивацию персонала на выполнение поставленных задач, а также контроль выполнение и анализ результатов - все эти функции возлагаются на аппарат управления предприятием. Поэтому залог успешного функционирования предприятия, в первую очередь, заключается в правильной и четко выстроенной организационной системе управления. При формировании структуры управления стоит руководствоваться правилом, которое гласит: «Чем меньше уровней управления будет создано, тем быстрее будут реализованы поставленные цели».
Библиографический список
1. Алексеева, И. М. Статистика автомобильного транспорта / И. М. Алексеева, О. И. Ганченко, Е. В. Петрова. - М. : Проспект, 2016. - 352 с.
2. Кузьмин, А. С. Международные перевозки / А. С. Кузьмин. - М. : ТетраСи-стемс, 2016. - 128 с.
3. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М. : Дело, 2017. - 704 с.
4. Гордеева, О. А. Системы управления рисками на предприятии на примере транспортно-экспедиционной компании / О. А. Гордеева, И. Г. Ищенко // Экономика и менеджмент в XXI веке : сб. ст. по материалам конф. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2016.
5. Федорова, Н. Н. Организационная структура управления предприятием : учеб. пособие / Н. Н. Федорова. - М. : ТК Велби, 2015. - 256 с.
6. Лукичева, Л. И. Управленческие решения : учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Л. И. Лукичева ; под ред. Ю. П. Анискина. - М. : Омега-Л, 2016. - 384 с.
7. Вершигора, Е. Е. Менеджмент / Е. Е. Вершигора. - Издание 2-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 283 с.
8. Как осуществить управление транспортной компанией и в чем особенности данного процесса? - URL: http://www.assino.ru (дата обращения: 11.10.2018).
9. Управление транспортной компанией: пять шагов. - URL: http://www.profil.ru (дата обращения: 10.10.2018).
10. Глухов, В. В. Менеджмент / В. В. Глухов. - Издание 3-е. - М. : СПб : Питер; 2017. - 608 с.
11. Веснин, В. Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2016. -320 с.
References
1. Alekseeva I. M., Ganchenko O. I., Petrova E. V. Statistika avtomobil'nogo transporta [Automobile transport statistics]. Moscow: Prospekt, 2016, 352 p.
2. Kuz'min A. S. Mezhdunarodnye perevozki [International traffic]. Moscow: TetraSistems, 2016, 128 p.
3. Meskon M. Kh., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Basic management]. Moscow: Delo, 2017, 704 p.
4. Gordeeva O. A., Ishchenko I. G. Ekonomika i menedzhment vXXI veke: sb. st. po mate-rialam konf. [Economy and management in the XXI century: proceedings of a conference]. Penza: Izd-vo PGU, 2016.
5. Fedorova N. N. Organizatsionnaya struktura upravleniya predpriyatiem: ucheb. posobie [Organizational structure of company management: tutorial]. Moscow: TK Velbi, 2015, 256 p.
6. Lukicheva L. I. Upravlencheskie resheniya: ucheb. po spetsial'nosti «Menedzhment or-ganizatsii» [Managerial decisions: textbook for "Company management" major]. Moscow: Omega-L, 2016, 384 p.
7. Vershigora E. E. Menedzhment [Management]. 2nd ed. rev. and suppl. Moscow: IN-FRA-M, 2017, 283 p.
8. Kak osushchestvit' upravlenie transportnoy kompaniey i v chem osobennosti dannogo protsessa? [How to manage a transport company and what are the peculiarities of this process?]. Available at: http://www.assino.ru (accessed Oct. 11, 2018).
9. Upravlenie transportnoy kompaniey: pyat' shagov [Transport company management: five steps]. Available at: http://www.profil.ru (accessed Oct. 10, 2018).
10. Glukhov V. V. Menedzhment [Management]. 3rd ed. Moscow: SPb: Piter, 2017, 608 p.
11. Vesnin V. R. Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow: Prospekt, 2016, 320 p.
Коробкина (Гордеева) Ольга Андреевна магистрант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Korobkina (Gordeeva) Ol'ga Andreevna Master's degree student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Ищенко Ирина Геннадьевна
кандидат социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
УДК 658 Коробкина (Гордеева), О. А.
Специфика деятельности и эффективное управление транспортной компанией / О. А. Коробкина (Гордеева), И. Г. Ищенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2018. -№ 2 (8). - С. 35-43. - БОТ 10.21685/2309-2874-2018-2-5.
Ishchenko Irina Gennad'evna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of management and economic safety, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)