Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУППАХ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ГРУППА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ФИНАНСОВЫЕ ПОТЕРИ / ОПТИМИЗАЦИЯ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ГРУПП / УНИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ / SMALL GROUP / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / FINANCIAL LOSSES / OPTIMIZATION OF SMALL GROUPS / UNIFICATION OF CURRICULA / INDIVIDUAL TRAINING SCHEDULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лигидов Р.М., Синцов Е.А., Налчаджи Т.А., Синцова З.Л.

В статье анализируются особенности организации учебного процесса в малокомплектных академических группах в условиях сокращения аудиторных занятий. Исследование направлено на выявление способов поиска равновесия между качеством обучения и затратами на обучение. Анализ позволил выявить причины и тенденции появления значительного количества малокомплектных групп в университете, среди которых снижение потребностей в специалистах инженерного профиля, низким спросом на отдельные направления подготовки, общим снижением уровня подготовленности выпускников школ по техническим дисциплинам, необоснованно большим числом профилей по ряду направлений, отсутствием должной унификации учебных планов. По результатам проведенного исследования выявлено, что общее количество малокомплектных групп в 2019 году в исследуемом вузе составило 11,4 % от общего числа академических групп, среднее количество студентов в малокомплектной группе составляет менее 7 человек. Авторы отмечают, что повышение числа малокомплектных групп влечет за собой финансовые потери для университета, так, упущенная выгода от наличия малокомплектных групп в 2019 году составила 33,8 млн рублей или 2,1 % от общего объема доходов, поступающих от образовательной деятельности, что составляет около 3,4 млн рублей в месяц. Авторы считают, что одним из путей решения проблем малокомплектных групп может стать разумная унификация как по наименованию дисциплин, так и по соотношению видов занятий, что позволит при изучении общих дисциплин, объединить малокомплектные группы в комплектные. Это будет способствовать обеспечению нормальной организации учебного процесса, при котором будут исключены индивидуальные занятия и сохранены запланированные учебным планом объемы контактной нагрузки со студентом. Решение этой задачи возможно при наличии определённых наработок по организации самостоятельной работы студентов путём их адаптации к особенностям учебного процесса в малокомплектных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN SMALL ACADEMIC GROUPS

The article analyzes peculiarities of organization of educational process in small academic groups in the conditions of reduction of classroom teaching. The study aims at identifying ways of finding the equilibrium between quality of education and training costs. The analysis allowed to identify the causes and trends of the emergence of a significant number of small groups in the University, including the reduction of requirements in specialists of engineering profile, low demand in individual areas of training, the low level of preparedness of high school graduates in technical disciplines, unreasonably large number of profiles on a number of fronts, the lack of harmonization of curricula. According to the results of the study revealed that the total number of small groups in 2019 in education amounted to 11.4 % of the total number of academic groups, the average number of students in small group less than 7 people. The authors note that the increase in the number of small groups entails financial losses for the University, so missed the benefit of having small groups in 2019 amounted to 33.8 million rubles, or 2.1 % of the total income generated from educational activity, which is about 3.4 million rubles a month. The authors believe that one of the ways to solve the problems of small groups may be a reasonable unification as the name of disciplines and types of employment that will allow the study of General subjects, to unite small groups to complete. This will promote the normal educational process, which will exclude individual classes and saved the planned curriculum, the amount of contact load with the student. The solution to this problem is possible if certain developments on the organization of independent work of students by their adaptation to the peculiarities of the educational process in small groups.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУППАХ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.todav/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/78ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лигидов Р.М., Синцов Е.А., Налчаджи Т. А., Синцова З.Л. Специфика организации учебного процесса в малокомплектных академических группах // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/78ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ligidov R.M., Sintsov Ye.A., Nalchadzhi T.A., Sintsova Z.L. (2020). Specifics of the organization of the educational process in small academic groups. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/78ECVN220.pdf (in Russian)

УДК 339.3 ГРНТИ 06.71.45

Лигидов Рамазан Муаедович

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Россия

Начальник управления образовательной политики Доцент кафедры «Менеджмента и маркетинга» Кандидат экономических наук E-mail: ligidov75@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2759-7460 РИНЦ: https://elibrarv.ru/author profile.asp?id=367869

Синцов Евгений Анатольевич

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Россия Начальник управления организации бюджетного процесса, экономики и планирования

E-mail: e.a.sintsov@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9473-2952 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1068492

Налчаджи Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Россия

Доцент кафедры «Менеджмента и маркетинга» Кандидат экономических наук E-mail: naltan@rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7730-0752 РИНЦ: https://elibrarv.ru/author profile.asp?id=651092

Синцова Зинаида Леонидовна

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Россия

Ассистент кафедры «Менеджмента и маркетинга» E-mail: z.l.sintsova@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2229-126X РИНЦ: https://elibrarv.ru/author profile.asp?id= 1067694

Специфика организации учебного процесса в малокомплектных академических группах

Аннотация. В статье анализируются особенности организации учебного процесса в малокомплектных академических группах в условиях сокращения аудиторных занятий. Исследование направлено на выявление способов поиска равновесия между качеством обучения и затратами на обучение. Анализ позволил выявить причины и тенденции появления

значительного количества малокомплектных групп в университете, среди которых снижение потребностей в специалистах инженерного профиля, низким спросом на отдельные направления подготовки, общим снижением уровня подготовленности выпускников школ по техническим дисциплинам, необоснованно большим числом профилей по ряду направлений, отсутствием должной унификации учебных планов. По результатам проведенного исследования выявлено, что общее количество малокомплектных групп в 2019 году в исследуемом вузе составило 11,4 % от общего числа академических групп, среднее количество студентов в малокомплектной группе составляет менее 7 человек. Авторы отмечают, что повышение числа малокомплектных групп влечет за собой финансовые потери для университета, так, упущенная выгода от наличия малокомплектных групп в 2019 году составила 33,8 млн рублей или 2,1 % от общего объема доходов, поступающих от образовательной деятельности, что составляет около 3,4 млн рублей в месяц. Авторы считают, что одним из путей решения проблем малокомплектных групп может стать разумная унификация как по наименованию дисциплин, так и по соотношению видов занятий, что позволит при изучении общих дисциплин, объединить малокомплектные группы в комплектные. Это будет способствовать обеспечению нормальной организации учебного процесса, при котором будут исключены индивидуальные занятия и сохранены запланированные учебным планом объемы контактной нагрузки со студентом. Решение этой задачи возможно при наличии определённых наработок по организации самостоятельной работы студентов путём их адаптации к особенностям учебного процесса в малокомплектных группах.

Ключевые слова: малокомплектная группа; организация учебного процесса; финансовые потери; оптимизация малокомплектных групп; унификация учебных планов; индивидуальный график обучения

Экономический и демографический кризисы последнего десятилетия ограничили экономические и человеческие ресурсы страны. В условиях ограниченных экономических ресурсов и минимальных базовых нормативов затрат образовательным учреждениям приходится обучать малокомплектные группы студентов. Без инновационных образовательных технологий и модернизации современного образовательного процесса эту проблему не решить. Исследования показывают, что проблема малокомплектных групп присуща многим, в основном региональным вузам, однако публикаций и предложений по её разрешению мало [1]. Достаточно хорошо проработаны вопросы организации учебного процесса в малокомплектных школах, но предлагаемые для них мероприятия, в большинстве своем не могут быть реализованы в высшей школе.

Исследователи отмечают, что с экономической точки зрения при установленных нормативных соотношениях между количеством преподавателей и студентов, обеспечение полноценных традиционных, предусмотренных учебными планами, занятий в группах, где число студентов менее 12, влечет за собой излишние расходы и упущенную выгоду университета [7; 8]. Особенно остро проблема упущенной выгоды из-за наличия в университете малокомплектных групп становится в условиях мировой пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, из-за которой вуз также несёт финансовые потери. Университет вынужден искать для себя пути снижения экономических последствий пандемии. При этом необходимо соблюсти баланс между финансовыми интересами вуза и интересами студентов, которые также сегодня оказываются в сложной финансовой ситуации.

Введение

Устранение или снижение количества малокомплектных академических групп требует решения на общеуниверситетском уровне. Одним из путей может быть разумная унификация, как по наименованию дисциплин, так и по соотношению видов занятий, что позволит во многих случаях, особенно при изучении общих дисциплин, объединить малокомплектные группы в комплектные [9]. Это будет способствовать обеспечению нормальной организации учебного процесса, при котором будут исключены индивидуальные занятия и сохранены запланированные учебным планом объемы контактной нагрузки со студентом [10].

Цель настоящего исследования - поиск способов решения проблемы организации обучения студентов в условиях малокомплектных групп.

Проведен анализ обучения в условиях малокомплектных групп за три года. Обобщены данные о количестве малокомплектных групп по уровням образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, формам обучения (очная, заочная, очно-заочная, среднее профессиональное образование). Проведен сравнительный анализ и рассчитан удельный вес малокомплектных групп в общем количестве учебных групп в университетском комплексе. Обобщена общая динамика малокомплектных групп, которая продемонстрировала снижение их доли в общем количестве академических групп. Проведен анализ количества малокомплектных групп на текущий учебный год в разрезе структурных подразделений университета и укрупненным группам специальностей и направлений.

Во всем мире персональное обучение стоит дорого. С другой стороны, малокомплектная учебная группа весьма ограничена в ресурсах при традиционном способе обучения [2, с. 3]. Проблема реализации учебного процесса в малокомплектных группах с учетом специфики образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета и магистратуры в университетской системе сформировалась сравнительно недавно и является актуальной [3, а 112].

Нахождение равновесия между качественным образованием и ценой обучения позволит решить актуальную для университетской среды задачу - подготовку высокопрофессиональных кадров в малых группах, имеющих соответствующие компетенции, востребованные на рынке труда [4].

С учетом необходимости выполнения Распоряжения Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р (Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки")1 в категорию малокомплектных учебных групп подпадают академические группы с численностью студентов менее 12 человек.

Как показывает практика образовательной деятельности Кабардино-Балкарского Государственного университета (далее - КБГУ), в большинстве случаев академическая группа, в которую на первый курс было набрано 15-20 человек, становится малокомплектной на 2-4

1 Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р О плане мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70550418/.

Страница 3 из 10

Материалы и методы

Результаты и обсуждение

78ECVN220

курсах, в результате отчислении или неравномерного распределения контингента обучающихся по профилям внутри направлении подготовки [5, с. 22].

Тенденция появления значительного количества малокомплектных групп в университете определяется разными объективными и субъективными причинами:

• снижением потребности в специалистах инженерно-технического профиля в регионе в силу сокращения общего уровня промышленного производства;

• слабои привлекательностью инженерно-технических, естественнонаучных и некоторых гуманитарных профессии среди молодёжи и соответственно -снижением количества желающих эти профессии получить, а в результате -малои численностью набора на отдельные направления;

• общим снижением уровня подготовленности выпускников школ, будущих абитуриентов, в особенности по техническим предметам, что приводит к значительному отсеву студентов после первого курса, сокращая и без того малочисленные группы;

• необоснованно большим числом профилеи по каждому направлению;

• отсутствием должнои унификации учебных планов и т. д.

По итогам 2019 года по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования очноИ и очно-заочноИ форм в КБГУ обучались 13748 студентов.

Сводные данные по малокомплектным группам в КБГУ представлены в таблице 1.

Таблица 1

Малокомплектные группы в КБГУ на 2019-2020 учебный год по программам высшего и среднего профессионального образования

2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год

Кол-во студентов в малок-х группах Кол-во студентов в малок-х группах Общее кол-во групп ЙЙ

Уровни образования Форма обучения Кол-во малокомп групп Кол-во малокомп групп Общее кол-во студентов % малокомплект] групп от общего кол-ва

Бакалавриат ОФО 39 298 33 240 198 3778 16.7

ОЗФО 1 3 2 7 14 279 14.3

Магистратура ОФО 18 159 28 179 74 1162 37.8

ОЗФО 1 7 1 7 1 7 100

Специалитет ОФО 1 9 1 10 138 3844 0.7

СПО ОФО 0 0 0 0 125 4316 0

ОЗФО 0 0 0 0 20 362 0

Всего по КБГУ 60 476 65 443 570 13748 11 %

Составлено авторами по данным КБГУ

Так, общее количество малокомплектных групп в 2019 году в КБГУ составило 65 единиц или 11,4 % от общего числа академических групп, равного 570. Количество студентов, обучающихся в малокомплектных группах составляет 443 человека, т. е. среднее количество студентов в малокомплектноИ группе составляет менее 7 человек (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ малокомплектных групп в КБГУ за 2017-2019 гг.

Наименование показателя Годы

2017 2018 2019

Общее количество академических групп 469 486 570

Количество малокомплектных академических групп 96 60 65

Количество малокомплектных групп от общего количества академических групп, в % 20,4 % 12,4 % 11,4 %

Составлено авторами по данным КБГУ

За период с 2017 года по настоящее время университетом проводится работа по снижению доли малокомплектных групп в общем количестве академических групп, как видно из таблицы 2. Данное снижение происходит за счет расформирования и присоединения, оптимизации учебных планов с целью снижения трудоемкости учебной нагрузки, перевода на индивидуальный учебный план.

Таким образом, в 2019 году оптимизировано порядка 1 % малокомплектных академических групп по сравнению с 2018 годом, а по сравнению с 2017 годом - 9 %.

Более наглядно динамику по малокомплектным группам в КБГУ за 2017-2019 гг. можно увидеть на рисунке 1.

25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

% малокомплектных групп от общего количества академических групп

20,40%

11,40%

2017

2018

2019

Рисунок 1. Сравнительный анализ малокомплектных групп за 2017-2019 гг. (в %) (составлено авторами по данным КБГУ)

Сведения о малокомплектных группах по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (УГСН) в КБГУ представлены в таблице 3.

Таблица 3

Малокомплектные группы в КБГУ на 2019-2020 учебный год по направлениям подготовки/специальности

№ п/п Учебное подразделение Код и наименование направления подготовки/специальности Количество малокомплектных групп

1 Социально-гуманитарный институт 41.03.05 - Международные отношения 3

2 42.03.02 - Журналистика 1

3 42.04.02 - Журналистика 2

4 44.03.05 - Педагогическое образование: История, Обществознание 1

5 45.03.01 - Филология. Английский язык 2

6 45.03.01 - Филология. Кабардино-черкесский язык и литература 2

Вестник Евразийской науки 2020, №2, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today

№ п/п Учебное подразделение Код и наименование направления подготовки/специальности Количество малокомплектных групп

7 45.03.01 - Филология. Карачаево-балкарский язык и литература 3

8 45.03.01 - Филология. Карачаево-балкарский язык и литература; Русский язык и литература 1

9 45.03.01 - Филология. Немецкий язык 3

10 45.03.01 - Филология. Французский язык 1

11 45.04.01 - Филология (Карачаево-балкарская филология) 2

12 45.04.01 - Филология (Немецкая и романская филологии) 2

ВСЕГО по СГИ 23

13 Институт информатики, электроники и робототехники 03.03.03 - Радиофизика 2

14 09.04.01 - Информатика и вычислительная техника 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 15.04.05 - Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств 2

16 11.03.01 - Радиотехника 2

17 11.03.04 - Электроника и наноэлектроника 1

18 11.04.04 - Электроника и наноэлектроника 1

19 15.03.02 - Технологические машины и оборудование 2

20 15.03.06 - Мехатроника и робототехника 2

21 15.04.02 - Технологические машины и оборудование 2

22 15.04.06 - Мехатроника и робототехника 1

23 27.03.04 - Управление в технических системах 1

24 27.03.02 - Управление качеством 1

Всего по ИИЭиР 18

25 Институт химии и биологии 04.05.01 - Фундаментальная и прикладная химия 1

26 05.03.02 - География 2

27 05.04.02 - География 2

28 18.03.01 - Химическая технология 3

Всего по ИХиБ 8

29 Институт физики и математики 01.04.01 - Математика 1

03.03.02 - Физика 3

03.04.02 - Физика 4

Всего по ИФиМ 8

30 Институт права, экономики и финансов 38.03.03 - Управление персоналом 1

31 38.04.08 - Финансы и кредит 2

32 38.04.09 - Государственный аудит 1

Всего по ИПЭиФ 4

33 Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования 37.03.01 - Психология 1

34 49.04.01 - Физическая культура 2

Всего по ИППиФСО 3

35 Институт архитектуры, строительства и дизайна 54.03.01 - Дизайн 1

Всего по ИАСиД 1

ИТОГО 65

Составлено авторами по данным КБГУ

Как видно из таблицы 3 наибольшей степени проблема малокомплектных учебных групп имеет место в двух учебных подразделениях КБГУ: социально-гуманитарный институт - 23 (35,4 %); институт информатики, электроники и робототехники - 18 (27,7 %), что в совокупности составляет 63,1 %. Остальные 36,9 % распределены между остальными пятью подразделениями. Более наглядно это можно увидеть на рисунке 2.

Институт архитектуры, строительства и дизайна

Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования

Институт права, экономики и финансов Институт физики и математики

Институт химии и биологии

Институт информатики, электроники и робототехники

Социально-гуманитарный институт

0 5 10 15 20 25

Рисунок 2. Количество малокомплектных групп в учебных подразделениях (в ед.) (составлено авторами по данным КБГУ)

Реализация более чем четверти направлений подготовки в КБГУ не обходится без наличия малокомплектных групп, а именно 26,7 % или 35 направлений подготовки из 131. Здесь следует отметить, что малокомплектные учебные группы отсутствуют полностью на медицинских специальностях и во всех подразделениях СПО.

Из 90 реализуемых в университете УГСН малокомплектные учебные группы содержатся в 20 % укрупненных групп (18 единиц). Распределение малокомплектных групп в КБГУ в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений (далее - УГСН) на 2019-2020 учебный год представлено в таблице 4.

Таблица 4

Малокомплектные группы в КБГУ на 2019-2020 учебный год по УГСН

№ п/п Количество

Учебное подразделение УГСН малокомпл.

групп

1 Социально- 41.00.00 Политические науки и регионоведение 3

2 гуманитарный институт 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 3

3 44.00.00 Образование и педагогические науки 1

4 45.04.01 Языкознание и литературоведение 16

Всего 23

5 Институт информатики, 03.00.00 Физика и астрономия 2

6 электроники и 09.00.00 Информатика и вычислительная техника 1

7 робототехники 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи 4

8 15.00.00 Машиностроение 9

9 27.00.00 Управление в технических системах 2

Всего 18

10 Институт химии и 04.00.00 Химия 1

11 биологии 05.00.00 Науки о земле 4

12 18.00.00 Химические технологии 3

Всего 8

13 Институт физики и 01.00.00 Математика и механика 1

14 математики 03.00.00 Физика и астрономия 7

Всего 8

15 Институт права, 38.00.00 Экономика и управление 4

экономики и финансов

Всего 4

№ п/п Количество

Учебное подразделение УГСН малокомпл.

групп

16 Институт педагогики, 37.00.00 Психологические науки 1

17 психологии и физкультурно-спортивного образования 49.00.00 Физическая культура и спорт 2

Всего 3

18 Институт архитектуры, 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств 1

строительства и дизаина

Всего 1

ИТОГО 65

Составлено авторами по данным КБГУ

Как видно из таблицы 4, в наибольшей степени проблема малокомплектных учебных групп в КБГУ проявилась на гуманитарных, инженерно-технических и естественно-научных направлениях подготовки/специальности. Снижение количества студентов в гуманитарных, инженерно-технических и естественно-научных группах - процесс вполне объяснимый, его предопределила ситуация, сложившаяся в экономике. Тем не менее проблему необходимо решить [6].

Выводы и рекомендации

Опыт работы университета в организации учебного процесса в малокомплектных академических группах позволяет сделать ряд выводов. Так, проблему малокомплектных групп можно решить через реализацию индивидуальных образовательных траекторий (например, индивидуальные планы), что потребует разработки локальных нормативных актов университета. Важным условием должно стать то обстоятельство, что содержание индивидуальных планов не может противоречить требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Другой, более доступный вариант решения проблемы малокомплектных групп - это изначально заложить в учебном плане минимальную аудиторную контактную нагрузку студента (а, значит, и нагрузку профессорско-преподавательского состава) [11]. Для этого следует максимально объединить в поток студентов разных групп для изучения одинаковых дисциплин, понизить до минимума аудиторную контактную нагрузку по дисциплинам, сократить количество дисциплин и т. д. Дополнительно к этим мерам безусловно необходимо максимально использовать возможности электронной информационно-образовательной среды университета и дистанционных образовательных технологий.

Как уже было отмечено, комплектность академической группы, достаточная для экономической выгоды вуза без ущерба для полноценного освоения студентами образовательных программ, должна составлять не менее 12 человек. Исходя из этого, а также учитывая среднюю стоимость обучения, произведен расчет размера доходов, которые вуз мог бы получить в 2019 году при доведении численности малокомплектных групп до 12 человек. Исследование показало, что упущенная выгода КБГУ от наличия 65 малокомплектных групп в 2019 календарном году расчётно составляет 33,8 млн рублей или 2,1 % от общего объема доходов КБГУ, поступающих от образовательной деятельности, а в пересчете на учебный год ежемесячные потери составляют около 3,4 млн рублей.

В следующем учебном году перед университетом стоит задача продолжить и усилить работу по снижению количества малокомплектных академических групп для максимальной оптимизации финансовых затрат. При оптимистичном варианте излишние затраты вуза от наличия малокомплектных групп должны быть снижены до 1 % от общего объема доходов

КБГУ, поступающих от платной образовательной деятельности. Крайне сложной задачей видится разработка необходимого методического обеспечения образовательного процесса для малокомплектных групп в условиях существующей системы нормирования нагрузки преподавателя. Решение этой задачи возможно при наличии определённых наработок по организации самостоятельной работы студентов путём их адаптации к особенностям учебного процесса в малокомплектных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подъячев А.В. Особенности преподавания технических дисциплин в малокомплектных группах // Роль современного университета в технической и кадровой модернизации российской экономики: сб. тр. IX междунар. науч.-метод. конф. - Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2015. - 234 с.

2. Персонология образовательного процесса для обучения в малокомплектных группах с применением компетентностного подхода / Ф.П. Павлов [и др.] // Интернет-журнал «Науковедение». 2012, № 2 [Электронный ресурс]. - М. 2012. -Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/personologiya-obrazovatelnogo-protses sa-dlya-obucheniya-v-mal okompl ektnyh-gruppah-s-primeneni em -kompetentnosnogo-podhoda/viewer.

3. Губарь С.А. Организация учебного процесса в малокомплектных группах // Проблемы высшего образования. 2017. № 1. С. 112-114.

4. Павлов А.П., Иванова Н.В., Сафронов В.М. Компетентность студента при обучении малокомплектных (малых) групп // Вестник евразийской науки. 2012. №4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnost-studenta-pri-obuchenii-malokomplektnyh-malyh-grupp.

5. Гурфова Р.В., Аликаева М.В., Налчаджи Т.А., Гедгафова И.Ю., Казиева Б.В. Тенденции развития образования в условиях модернизации (на материалах СКФО) // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-1. С. 20-24.

6. Боровская М.А., Ястребова О.К., Цветкова А.В., Михалькова Е.Е. Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов // Высшее образование в России. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovye-normativy-zatrat-po-spetsialnostyam-i-napravleniyam-podgotovki-kak-klyuchevoy-etap-reformy-finansirovaniya-vuzov.

7. Балацкий Е.В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lovushka-auditornyh-chasov-i-novaya-model-obrazovaniya.

8. Панченко Т.А. К вопросу определения трудоемкости учебной нагрузки преподавателя в малокомплектной группе // Проблемы высшего образования. 2017. № 1. С. 77-79.

9. Иванищев Ю.Г., Сидченко Е.Н. К вопросу об организации учебного процесса в малокомплектных группах // Проблемы высшего образования. 2017. № 1. С. 32-36.

10. Романов Е.В. Нормирование нагрузки преподавателей: проблемы и поиск решений // Университетское управление: практика и анализ. 2016. №4 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7normirovanie-nagruzki-prepodavateley-problemy-i-poisk-resheniy.

11. Райчук Д.Ю, Аудиторная нагрузка ППС в свете мирового опыта // Высшее образование в России. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/auditornaya-nagruzka-pps-v-svete-mirovogo-opyta.

Ligidov Ramazan Muaedovich

Kabardino-Balkarian state university named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: ligidov75@ mail.ru

Sintsov Yevgeny Anatol'evich

Kabardino-Balkarian state university named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia

E-mail: e.a.sintsov@gmail.com

Nalchadzhi Tatiana Aleksandrovna

Kabardino-Balkarian state university named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia

E-mail: naltan@rambler.ru

Sintsova Zinaida Leonidovna

Kabardino-Balkarian state university named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia

E-mail: z.l.sintsova@gmail.com

Specifics of the organization of the educational process in small academic groups

Abstract. The article analyzes peculiarities of organization of educational process in small academic groups in the conditions of reduction of classroom teaching. The study aims at identifying ways of finding the equilibrium between quality of education and training costs. The analysis allowed to identify the causes and trends of the emergence of a significant number of small groups in the University, including the reduction of requirements in specialists of engineering profile, low demand in individual areas of training, the low level of preparedness of high school graduates in technical disciplines, unreasonably large number of profiles on a number of fronts, the lack of harmonization of curricula. According to the results of the study revealed that the total number of small groups in 2019 in education amounted to 11.4 % of the total number of academic groups, the average number of students in small group less than 7 people. The authors note that the increase in the number of small groups entails financial losses for the University, so missed the benefit of having small groups in 2019 amounted to 33.8 million rubles, or 2.1 % of the total income generated from educational activity, which is about 3.4 million rubles a month. The authors believe that one of the ways to solve the problems of small groups may be a reasonable unification as the name of disciplines and types of employment that will allow the study of General subjects, to unite small groups to complete. This will promote the normal educational process, which will exclude individual classes and saved the planned curriculum, the amount of contact load with the student. The solution to this problem is possible if certain developments on the organization of independent work of students by their adaptation to the peculiarities of the educational process in small groups.

Keywords: small group; organization of the educational process; financial losses; optimization of small groups; unification of curricula; individual training schedule

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.