Научная статья на тему 'Интеграция оценивания, самооценки и взаимооценки в малокомплектной школе'

Интеграция оценивания, самооценки и взаимооценки в малокомплектной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ОЦЕНИВАНИЕ / САМООЦЕНКА / ВЗАИМООЦЕНКА / SMALL SCHOOL / EVALUATION / SELF-EVALUATION / MUTUAL EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Л.Г.

Педагог в малокомплектной школе одновременно работает с двумя классами. В этих условиях урок представляет собой чередование работы под руководством учителя с самостоятельной работой школьников. В статье предлагаются направления интеграции оценивания учителя, самооценки и взаимооценки обучающихся на этапах: актуализации, повторения, закрепления, контроля. Отдельно описывается оценивание, самооценка и взаимооценка универсальных учебных действий. Для оценки образовательных результатов предлагается вариант портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EVALUATION, SELF-EVALUATION AND MUTUAL EVALUATION IN A SMALL SCHOOL

A teacher in a small school in Russia works simultaneously with two classes. Under these conditions, the lesson is an alternation of work under the guidance of a teacher with the independent work of schoolchildren. This paper proposes the direction of integration of teachers evaluation, selfevaluation and mutual evaluation of students at the stages of updating, repetition, consolidation, control. The author also describes the evaluation, selfevaluation and mutual evaluation of students of universal educational activities. A portfolio option is proposed to evaluate educational outcomes.

Текст научной работы на тему «Интеграция оценивания, самооценки и взаимооценки в малокомплектной школе»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.052

ИНТЕГРАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ, САМООЦЕНКИ И ВЗАИМООЦЕНКИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Научная статья

Шестакова Л.Г. * ORCID: 0000-0002-6823-4511, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамск, Россия

* Корреспондирующий автор (shestakowa[at]yandex.ru)

Аннотация

Педагог в малокомплектной школе одновременно работает с двумя классами. В этих условиях урок представляет собой чередование работы под руководством учителя с самостоятельной работой школьников. В статье предлагаются направления интеграции оценивания учителя, самооценки и взаимооценки обучающихся на этапах: актуализации, повторения, закрепления, контроля. Отдельно описывается оценивание, самооценка и взаимооценка универсальных учебных действий. Для оценки образовательных результатов предлагается вариант портфолио.

Ключевые слова: малокомплектная школа; оценивание; самооценка; взаимооценка.

INTEGRATION OF EVALUATION, SELF-EVALUATION AND MUTUAL EVALUATION IN A SMALL SCHOOL

Research article

Shestakova L.G. *

ORCID: 0000-0002-6823-4511, Perm State National Research University, Solikamsk, Russia

* Corresponding author (shestakowa[at]yandex.ru)

Abstract

A teacher in a small school in Russia works simultaneously with two classes. Under these conditions, the lesson is an alternation of work under the guidance of a teacher with the independent work of schoolchildren. This paper proposes the direction of integration of teacher's evaluation, self-evaluation and mutual evaluation of students at the stages of updating, repetition, consolidation, control. The author also describes the evaluation, self-evaluation and mutual evaluation of students of universal educational activities. A portfolio option is proposed to evaluate educational outcomes.

Keywords: small school; evaluation; self-evaluation; mutual evaluation.

Введение

К малокомплектным принято относить школы с малым контингентом обучающихся. Особенности малокомплектной школы (МКШ) в первую очередь связаны с необходимостью работы учителя одновременно с обучающимися нескольких классов, обеспечивая при этом требования ФГОС школы и рабочих программ по преподаваемому предмету. Вопросы обучения в МКШ рассматриваются в публикациях М.А. Арипова, Н.М. Ариповой, А.А. Митинской, Е.В. Разубаевой и др. Так, М.А. Арипов, Н.М. Арипова [1] предлагают использовать идеи интегрированного обучения, акцент делается на описании особенностей их включения в работу с младшими школьниками. А.А. Митинская [2] рассматривает особенности обеспечения качества обучения в МКШ, отмечает необходимость создания методических рекомендаций для учителя по вопросам проведения уроков. Варианты планирования учебно-воспитательной работы и построения уроков в МКШ предлагаются Е.В. Разубаевой [3].

При выстраивании урока в основном используются приемы: чередования работы с учителем и самостоятельной работы школьников (РУ-СР-РУ-СР-...); организации совместной работы обучающихся разных классов при изучении (повторении) основных тем.

Значительное внимание в литературе отводится вариантам организации самостоятельной работы в условиях МКШ (З.В. Бродовская, О.Н. Мостова, Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова и др.). О.Н. Мостова [4] подходит к организации самостоятельной работы с позиции деятельностного подхода, рассматривает примеры ее реализации для по средствам карточек с пропусками (таблиц), которые заполняет ученик; заданий на дополнение схем (рисунков), примеров с окошками. Выделяет требования к организации самостоятельной работы: доступность задания; дифференцирование заданий по уровню сложности; использование самоконтроля. Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова [5] подходят к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся сельских малочисленных школ с позиции использования возможностей информационных компьютерных технологий, отмечая необходимость адаптировать программное обеспечение под сельскую школу. Описано использование в обучении дистанционных заданий разного уровня, индивидуальной системы контроля образовательных результатов. З.В. Бродовская [6] на основе анализа особенностей работы в МКШ ставится проблема развития у обучающихся навыка самостоятельной работы. Основное внимание уделяется формированию приемов самоконтроля в различных формах работы (групповой, индивидуальной); мотивации самостоятельной работы. Для организации самостоятельной работы предлагается использовать дифференцированные перфокарты; задания творческого характера. Выделяются педагогические условия организации самостоятельной работы: четко поставленная конкретная цель; соответствие возможностям обучающих; управление процессом работы.

Анализируя интеграционные процессы в образовании, В.Н. Клепиков отмечает, что интеграция представляет собой «механизм, технологию, метод, прием, результат или состояние, в зависимости от конкретных образовательных целей, обстоятельств и условий» [7, С. 3]. White Peter J. T., Heidemann Merle K., Smith James J. [8] пишут о

необходимости реализации интегративного подхода в биологическом образовании, в частности при изучении вопросов эволюции.

Ситников Д.В., Трапезникова И.В., Балабанова Т.Н., Пенченкова А.С. [9] рассматривают современные средства оценивания результатов обучения на основе требований ФГОС школы. Авторы основания для отбора средств оценивания: личностные, метапредметные и предметные результаты; преемственность и непрерывность оценивания предметных и метапредметных результатов; на основе мониторинга возможность оценивания личного прогресса и динамики изменения образовательных достижений обучающихся с целью коррекции учебно-воспитательных воздействий [9, С. 150]. И.А. Никифорова [10] пишет о необходимости моделирования фонда оценочных средств, позволяющего организовать оптимальную работу школьника, избежать перегрузок, отследить процесс формирования универсальных учебных действий.

Цель статьи

Выявить направления интеграции оценивания учителя, самооценки и взаимооценки обучающихся в условиях малокомплектной школы.

Выделенные позиции положены в основу выявления направлений интеграции оценивания учителем, самооценки обучающимся своих результатов и взаимооценки обучающимися друг друга в условиях малокомплектной школы.

Методы исследования

Теоретический анализ литературы, интегративный подход; моделирование; частичное внедрение.

Интеграция оценивания учителем, самооценки и взаимооценки обучающихся

Оценивание учителем представлено в общем распространенными средствами, скорректированными условиями работы с двумя классами одновременно. Используется устный опрос, разные виды самостоятельных контрольных работ, домашнее (индивидуальное) задания, тестирование (в том числе компьютерное), рейтинговая оценка и др. При этом учитель планирует, будет ли он работать в это время с одним классом или двумя.

При работе с двумя классами возрастает роль самооценки и взаимооценки на разных этапах урока. Например, после объяснения приемов использования изученного материала обучающимся можно предложить самостоятельную письменную работу. Функцию руководства учителя в этом случае могут выполнять карточки или предписания, указывающие путь получения нужного результата. Этап закрепления завершается проверкой результатов. Можно использовать работу с учителем, самооценку или взаимооценку. Функцию учителя может выполнять компьютерная обучающая программа или компьютерный тест.

Для организации самооценки и взаимооценки применяются: сравнение с шаблоном (образцом); получение закодированного слова или рисунка; сверка с ответом; составление вопросов к учителю и к однокласснику и др.

На этапах актуализации, повторения или проверки домашнего задания можно использовать приемы взаимодействия обучающихся разных классов. Обучающиеся старшего класса могут привлекаться к составлению вопросов (заданий) для младших; к проверке и оценке домашнего задания; назначаться консультантами. Обучающиеся младшего класса могут задавать вопросы старшим по знакомому для них материалу.

При организации контроля хорошо работает взаимооценка старшими обучающими младших. Ученики старшего класса могут быть привлечены к проведению мероприятий в рамках внеурочной работы. Например, организация олимпиады, предметного конкурса, смотра знаний и т.д.

Для оценивания учителем, самооценки и взаимоценки универсальных учебных действий (УУД) можно использовать таблицу 1.

Таблица 1 - Оценивание, самооценка и взаимооценка УУД

Характеристики/ индикаторы УУД Оценка владения УУД (0-3 б.) Описание видов работы, в которых применялось оцениваемое УУД (индикатор) Задачи для совершенствования УУД

1 2 3 4

В первом столбце перечисляются характеристики/индикаторы УУД, которые подлежат оцениванию. Во втором ставится балл. Можно руководствоваться следующими рекомендациями:

- 0 - не имеет знаний по оцениваемому индикатору;

- 1 - имеет знания по оцениваемому индикатору, но не умеет выполнять в соответствии с ним действия;

-2 - имеет знания по оцениваемому индикатору и умеет выполнять в соответствии с ним действия, но не демонстрирует готовность самостоятельного применения знаний и умений в различных (в том числе и незнакомых) ситуациях;

- 3 - имеет знания по оцениваемому индикатору, умеет выполнять в соответствии с ним действия, демонстрирует готовность самостоятельного применения знаний и умений в различных (в том числе и незнакомых) ситуациях.

При оценке заполнения таблицы школьниками, во-первых, выявляется насколько школьник подробно заполнил третий и четвертый столбцы; согласовано ли содержание 3-4 столбцов с выставленными баллами. Во-вторых, проводится сопоставление оценки учителя, самооценки и взаимооценки. Взаимооценка осуществляется старшим учеником младшего и обучающими одного класса друг друга.

Для оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов можно использовать портфолио. К составлению и оценке портфолио обучающихся младшего класса можно привлекать учеников старшего. Для упорядочения работы над портфолио предлагаем следующий его вариант оформленный в форме таблицы 2. Отметим, что для создания портфолио можно использовать также специальные сервисы, например, Portfolios.ru.

Таблица 2 - Соотнесение ормируемых результатов обучения и подтверждающих их работ (документов)

Индикатор личностного, метапредметного или предметного результата Виды деятельности, которыми обучающийся владеет Подтверждающая работа и/или документ

Рекомендации обучающемуся по заполнению таблицы

Необходимо указать виды деятельности или знания, входящие в состав данного индикатора, которыми Вы владеете. Можно использовать глаголы: знаю, могу, способен, готов и т.д. Обращаем внимание, не надо просто повторять индикатор Дается название работы (документа), подтверждающей владение указанным в столбце 2 результатом обучения. Это могут быть тезисы, доклады, проекты, рефераты, дипломы, сертификаты и т.д. Работа присоединяется, например, через гиперссылку или дается ссылка на ее размещение в Интернет, или вставляется скан документа, или другой вариант оформления, предусмотренный в образовательном учреждении.

Пример заполнения

Способность осуществлять поиск информации, анализировать ее, перерабатывать и представлять в определенной форме Знаю и умею оформлять и представлять учебные проекты с использованием компьютерной презентации. Выполнен проект «Тема». С проектом участвовал в городском конкурсе. Получен сертификат (диплом, грамота). Сертификат прилагается или дается ссылка на него в сети Интернет.

Для заполнения портфолио по представленной схеме в образовательной организации формулируются и утверждаются индикаторы образовательных результатов, которые используются обучающимися. Оценивание, самооценка и взаимооценка портфолио осуществляется на основе следующих показателей.

1. Количество закрытых индикаторов.

2. Вид представленной работы (эссе, доклад, реферат, проект и др.).

3. Представленный результат (диплом, грамота, сертификат и т.д.).

4. Уровень мероприятия, в котором обучающийся участвовал.

5. Качество представленных работ.

6. Качество презентации и защиты портфолио.

Основные результаты

Представленный в статье материал использован для подготовки студентов направления Педагогическое образование, профиля Математика и экономика в СГПИ филиале ПГНИУ, а также на курсах повышения квалификации учителей сельских школ. В качестве итоговой работы студентам (в период педагогической практики) и учителям необходимо было описать внедрение в работу со школьниками изученных направлений интеграции. Всего было привлечено к работе 150 школьников 7-8 классов. Студентами и слушателями курсов повышения квалификации были отмечены следующие результаты. Во-первых, 87% школьников в конце работы отметили, что было интересно участвовать в оценке/самооценке владения УУД. Во-вторых, 73% школьников оформили портфолио по указанным рекомендациям, презентовали его. На этапе подведения итогов прозвучала мысль, что такое портфолио требует длительного промежутка времени для подготовки, чтобы попробовать поучаствовать в разных мероприятиях. В-третьих, студенты и педагоги (100%) обратили внимание, что структурированное описанным образом портфолио позволяет обучающимся осознать конечную цель (формирование образовательных результатов), ориентирует их на гармоничное развитие. Конечно, не все студенты и педагоги работали в МКШ. Для создания похожих условий формировали группы из обучающихся разных классов.

Заключение

Подводя итог, можно отметить, что описанные направления интеграции оценивания учителем, самооценки и взаимооценки обучающихся использованы в условиях малокомплектной школы в урочной и внеурочной работе и дают положительный результат.

Материал может быть использован учителем малокомплектной школы и в работе со студентами педагогических направлений подготовки. В качестве продолжения исследования в данном направлении представляет интерес изучение условий интеграции оценивания учителем, самооценки и взаимооценки обучающихся в обычной школе.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Арипов М.А. Интегрированное обучение в начальной малокомплектной школе / М.А. Арипов, Н.М. Арипова // Научные исследования и образование. - 2017. - № 2 (26). - С. 17-19.

2. Митинская А.А. Особенности управления качеством образования в малокомплектной школе / А.А. Митинская // Colloquium-journal. - 2019. - № 10-6 (34). - С. 33-35.

3. Разубаева Е.В. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе / Е.В. Разубаева // Вопросы педагогики. - 2018. - № 9. - С. 99-103.

4. Мостова О.Н. Организация самостоятельной работы учащихся в реализации деятельностного подхода к обучению в малокомплектной школе / О.Н. Мостова // Образование: ресурсы развития. - 2014. - № 3. - С. 95-101.

5. Щербакова Е.В. Использование современных информационных компьютерных технологий в организации образовательного процесса сельской малочисленной школы / Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Vol. 8. - № 1 (26). - С. 305-307. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0075

6. Бродовская З.В. Организация самостоятельной работы младших школьников в условиях малокомплектной школы / З.В. Бродовская // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 2. - С. 51.

7. Клепиков В.Н. Интеграционные процессы в современном образовании / В.Н. Клепиков // Школьные технологии. - 2014. - №5. - С. 3-14.

8. White Peter J.T. New Integrative Approach to Evolution Education. / Peter J.T. White, Merle K. Heidemann, James J.A. Smith // Bioscience. - 2013. - V. 63. № 7. - P. 586-594. - URL: https://doi.org/10.1525/bio.2013.63.7.11

9. Ситников Д.В. Современные средства оценивания результатов обучения в основной школе / Д.В. Ситников, И.В. Трапезникова, Т.Н. Балабанова, А.С. Пенченкова // Вестник Белгородского института развития образования. -2017. - №4 (6). - С. 143-153.

10. Никифорова И.А. Моделирование фонда оценочных средств для формирования универсальных учебных действий / И.А. Никифорова // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 4. - С. 8-10.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Aripov M.A. Integrirovannoye obucheniye v nachal'noy malokomplektnoy shkole [Integrated education in elementary ungraded school] / M.A. Aripov, N.M. Aripova // Nauchnyye issledovaniya i obrazovaniye [Scientific research and education].

- 2017. - № 2 (26). - P. 17-19. [in Russian]

2. Mitinskaya A.A. Osobennosti upravleniya kachestvom obrazovaniya v malokomplektnoy shkole [Features of quality management of education in a small school] / A.A. Mitinskaya // Colloquium-journal. - 2019. - № 10-6 (34). - P. 33-35. [in Russian]

3. Razubayeva Ye.V. Osobennosti organizatsii uchebno-vospitatel'nogo protsessa v malokomplektnoy shkole [Features of the organization of the educational process in a small school] / Ye.V. Razubayeva // Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. - 2018. - № 9. - P. 99-103. [in Russian]

4. Mostova O.N. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty uchashchikhsya v realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda k obucheniyu v malokomplektnoy shkole [Organization of students' independent work in the implementation of the activity-based approach to learning in a low-grade school] / O.N. Mostova // Obrazovaniye: resursy razvitiya. [Education: development resources]. - 2014. - № 3. - P. 95-101. [in Russian]

5. Shcherbakova Ye.V. Ispol'zovaniye sovremennykh informatsionnykh komp'yuternykh tekhnologiy v organizatsii obrazovatel'nogo protsessa sel'skoy malochislennoy shkoly [The use of modern information computer technologies in the organization of the educational process of a small rural school] / Ye.V. Shcherbakova, T.N. Shcherbakova // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology]. - 2019. - Vol. 8. - № 1 (26). - P. 305-307. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0075 [in Russian]

6. Brodovskaya Z.V. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty mladshikh shkol'nikov v usloviyakh malokomplektnoy shkoly [Organization of independent work of younger schoolchildren in a small school] / Z.V. Brodovskaya // TSITISE. - 2019. - № 2. - P. 51. [in Russian]

7. Klepikov V.N. Integration processes in contemporary education [Integration processes in modern education] / V.N. Klepikov // Shkolnyie tekhnologii. [School technologies] 2014. №5. P. 3-14. [in Russian]

8. White Peter J.T. New Integrative Approach to Evolution Education. / Peter J.T. White, Merle K. Heidemann, James J.A. Smith // Bioscience. - 2013. - V. 63. № 7. - P. 586-594. - URL: https://doi.org/10.1525/bio.2013.63.7.11

9. Sitnikov D.V. Sovremennyye sredstva otsenivaniya rezul'tatov obucheniya v osnovnoy shkole [Modern means of assessing learning outcomes in primary school] / D.V. Sitnikov, I.V. Trapeznikova, T.N. Balabanova, A.S. Penchenkova // Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Belgorod Institute for the Development of Education].

- 2017. - №4 (6). - P. 143-153. [in Russian]

10. Nikiforova I.A. Modelirovaniye fonda otsenochnykh sredstv dlya formirovaniya universal'nykh uchebnykh deystviy [Modeling the fund of assessment tools for the formation of universal educational actions] / I.A. Nikiforova // Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye [Modern pedagogical education]. - 2019. - № 4. - P. 8-10. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.