Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурджиев Г.М.

Настоящая статья посвящена исследованию взаимодействия органов Федерального казначейства и ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» при реализации полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю. Целью исследования является анализ и представление организации взаимодействия между органами Федерального казначейства и ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в рамках реализации деятельности по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю. Итогом данного исследования были получены результаты, свидетельствующие о специфике взаимодействия, положительном эффекте от взаимодействия и роли ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF CONTROL MEASURES WITHIN THE FRAMEWORK OF INTERNAL STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL IN RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the study of the interaction between the bodies of the Federal Treasury and the Federal State Institution "Center for Supporting the Activities of the Treasury of Russia" in the exercise of powers for internal state (municipal) financial control. The purpose of the study is to analyze and present the organization of interaction between the bodies of the Federal Treasury and FKU "Center for Supporting the Activities of the Treasury of Russia" in the framework of the implementation of activities for internal state (municipal) financial control. As a result of this study, results were obtained that testify to the specifics of interaction, the positive effect of interaction and the role of the Center for Ensuring the Activities of the Treasury of Russia in internal state (municipal) financial control.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИИ В РАМКАХ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

Г.М. Гурджиев, магистрант Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-121-127

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию взаимодействия органов Федерального казначейства и ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» при реализации полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю. Целью исследования является анализ и представление организации взаимодействия между органами Федерального казначейства и ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в рамках реализации деятельности по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю. Итогом данного исследования были получены результаты, свидетельствующие о специфике взаимодействия, положительном эффекте от взаимодействия и роли ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, финансовый контроль, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, контрольные мероприятия, финансово-бюджетная сфера.

Федеральное казначейство Российской Федерации (далее - Казначейство России) с каждым годом расширяет свои полномочия, это может свидетельствовать о все большем росте доверия от деятельности, проводимой данным органом, со стороны Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ), в частности со стороны Министерства финансов Российской Федерации. Полномочия выражаются и в деятельности, связанной с осуществлением внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - ВГ(М)ФК). С расширением полномочий происходит усложнение деятельности, как следствие, у Казначейства России и его территориальных органов (далее - ОФК) появляется потребность в привлечении сторонних организаций. Для обеспечения нужд ОФК при реализации контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере был создан экспертный блок на базе ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее - ФКУ «ЦОКР»), осуществляющий сопровождение контрольно-ревизионного блока в части проведения исследований и

экспертиз.

ФКУ «ЦОКР» является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества организации выступает Российская Федерация. ФКУ «ЦОКР» создано в соответствии и в целях реализации программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р, а именно в абзаце 244 главы 8 сказано, что одним из направлений оптимизации функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения служит передача функций органов исполнительной власти, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, либо размещение государственных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг). Таким образом, по предложению Казначейства России Правительством РФ в соответствии с распоряжением от 27.12.2011 № 2391-р было создано ФКУ «ЦОКР».

В рамках ВГ(М)ФК ФКУ «ЦОКР» осу-

ществляет функции по проведению исследований и экспертиз. Данные функции и выполняются экспертным блоком ФКУ «ЦОКР». Экспертный блок можно детализировать на 3 подблока: планирование, организация, контроль, в рамках которых выполняются следующие задачи:

1. Планирование проведения экспертной деятельности силами ФКУ «ЦОКР» или независимыми экспертами для нужд ОФК.

2. Организация проведения экспертной деятельности силами ФКУ «ЦОКР» или независимыми экспертами для нужд ОФК.

3. Организация и осуществление систематического сбора, анализа, учета информации, а также подготовки отчетности о результатах экспертной деятельности.

Взаимодействие ОФК и ФКУ «ЦОКР» осуществляется на основе руководства по организации и осуществлению взаимодействия при привлечении Федеральным казначейством, управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства независимых экспертов, специалистов при осуществлении полномочий по контролю в финансово бюджетной сфере (далее - Руководство). На основе данного Руководства можно выделить ряд мероприятий, при которых образуется взаимодействие, такими мероприятиями являются:

1. Проведение контрольного мероприятия и оформление его результатов.

2. Рассмотрение результатов проведения контрольного мероприятия и принятия решения по результатам контрольного мероприятия.

3. Обжалование документов, направленных по результатам контрольных мероприятий, в досудебном и судебном порядке.

4. Осуществление контроля за исполнением объектами контроля представлений и предписаний.

В процессе осуществления ВГ(М)ФК ФКУ «ЦОКР» совместно с представителями ОФК решает комплекс ключевых вопросов, связанных с:

1. Оптимизацией сроков командирова-

ния специалистов на объект исследования, а также равномерное распределение нагрузки на специалистов.

2. Целесообразностью привлечения независимых экспертов, специалистов к проведению экспертиз (исследований) с учетом экспертного суждения при определении объектов исследований (экспертиз).

3. Методико-организационные аспекты проведения контрольных мероприятий.

Комплекс ключевых вопросов, рассматриваемых ОФК и ФКУ «ЦОКР», соответствует логике взаимодействия, прослеживаемой в Руководстве. Таким образом, следует более детально рассмотреть каждый пункт.

Для оптимизации сроков командирования специалистов на объект исследования, а также равномерного распределения нагрузки ФКУ «ЦОКР» на этапе подготовки привлечения специалистов к контрольным мероприятиям ОФК применяется 2 метода:

Первый метод заключается в разделении строительно-технического исследования (далее - СТИ) на II этапа (рис. 1).

Данный метод применяется ФКУ «ЦОКР» в тех случаях, когда:

- объекты СТИ (более 3-х) расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации;

- стоимость каждого исследуемого объекта превышает 1,5 млрд руб.;

- каждый исследуемый объект предполагает анализ значительного количества документов и материалов.

На I этапе представители ОФК проводят предварительный осмотр исследуемого объекта, в том числе с использованием фото- и видеотехники.

Кроме того, ОФК обеспечивают ФКУ «ЦОКР» полным комплектом документов в соответствии с запросом ФКУ «ЦОКР».

Специалисты ФКУ «ЦОКР» в свою очередь исследуют предоставленную ОФК документацию (фото- и видеоматериалы). Определяют объемы и виды работ, подлежащие фактическому исследованию (контрольные обмеры, визуальный осмотр).

На II (заключительном) этапе специалистами ФКУ «ЦОКР» осуществляется сопоставление фактически выполненных и

принятых работ по актам (форма КС-2), в работ. том числе оценка качества выполненных

Рис. 1. Метод разделения СТИ на II этапа

I этап

II этап

Метод разделения СТИ на II этапа применялся ФКУ «ЦОКР» в процессе взаимодействия ФКУ «ЦОКР» с ОФК в рамках контрольного мероприятия в Федеральном государственном унитарном предприятии «Росморпорт» и Федеральном казенном учреждении «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры». Результатом применения метода разделения СТИ на II этапа послужило выявление специалистами ФКУ «ЦОКР» значительных нарушений.

Второй метод заключается в делении экспертной группы на II состава (Рисунок 2).

Данный метод применяется ФКУ «ЦОКР» в тех случаях, когда:

- линейные объекты, расположены на территории 1 субъекта Российской Федерации;

- исследуемый объект предполагает анализ значительного количества документов и материалов;

- стоимость исследуемого объекта превышает 10 млрд руб.;

- исследуемый объект находится на

стадии строительства, на стадии подготовительного строительства;

- существует необходимость в проведении анализа обоснованности выделения бюджетных средств.

Один состав в количестве 2-х специалистов совместно с представителями ОФК осуществляет выезд на Объект в целях:

- оценки и отбора документов и материалов, необходимых для выполнения СТИ;

- осуществления визуального осмотра исследуемого объекта;

- распределения полученной информации для последующего изучения остальными экспертами.

Второй состав в количестве 5-8 специалистов камеральным методом осуществляет изучение предоставленных документов и материалов.

По результатам исследования экспертной группой формируется отчет о выполненном исследовании и направляется в адрес руководителя проверочной (ревизионной) группы для обобщения и формирования выводов.

Рис. 2. Метод деления экспертной группы на II состава

В настоящее время метод деления экспертной группы на II состава применяется ФКУ «ЦОКР» в рамках контрольного мероприятия Федерального казначейства в дочерних и зависимых обществах публичного акционерного общества «РусГидро»,

осуществляющих энергоснабжение потребителей электрической и тепловой энергии в Сахалинской области.

Общими чертами двух методов является (рис. 3).

Рис. 3. Общий подход при взаимодействии ОФК и ФКУ «ЦОКР» в рамках осуществления

контрольных мероприятий

Анализируя практику взаимодействия ФКУ «ЦОКР» с ОФК по вопросам целесообразности привлечения независимых экспертов, специалистов к проведению экспертиз (исследований) можно сделать соответствующий вывод, что зачастую мнение специалистов ФКУ «ЦОКР» влияет на результат проведенных исследований (экспертиз).

В качестве положительного примера можно выделить тесное взаимодействие ФКУ «ЦОКР» с представителями ОФК в рамках проверки Минстроя России, Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга по теме «Проверка осуществления расходов средств международного займа Нового банка развития на реализацию мероприятий программы "Развитие системы водоснабжения и водо-отведения в России"». В процессе взаимодействия был определен ряд объектов, подлежащих исследованию, с учетом риск-ориентированного подхода и анализа эффективности целевого использования инвестиций. По результатам проведенных исследований выявлено завышение цены

контрактов на сумму 2,03 млрд руб.

Вместе с тем, в процессе организации экспертиз качества материалов и оборудования, использованных при строительстве 2-го серийного универсального атомного ледокола, ФКУ «ЦОКР» взаимодействовал с Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу и независимыми экспертами по вопросу целесообразности проведения экспертиз на объекте. ФКУ «ЦОКР» выразил мнение об отсутствии необходимости проведения экспертиз в связи с инспекционным контролем оборудования и материалов со стороны завода-изготовителя и надзорных органов. Мнение ФКУ «ЦОКР» в вопросе целесообразности проведения экспертиз на объекте не было принято к сведению. По результатам экспертных заключений не выявлены финансовые нарушения, что подтверждает позицию ФКУ «ЦОКР» о нецелесообразности проведенных экспертиз на общую сумму 1,6 млн руб. Данную ситуацию можно выразить в принципе взаимодействия ОФК и ФКУ «ЦОКР» (рис. 4).

Рис. 4. Принцип взаимодействия ОФК и ФКУ «ЦОКР» по вопросам целесообразности привлечения независимых экспертов, специалистов к проведению экспертиз (исследований)

С целью обеспечения единого высокого уровня проведения СТИ ФКУ «ЦОКР» осуществляет мероприятия, связанные с:

- подготовкой перечня типовых вопросов при организации СТИ ОФК. При фор-

мировании перечня вопросов ФКУ «ЦОКР» учитываются виды работ объектов исследования, а также понятие ущерба, разработанного Казначейством России совместно со Счетной Палатой Российской

Федерацией;

- внедрением внутренних инструментов контроля за проведением СТИ. Разрабатывается КР!, создаются рабочие группы по анализу выявленных нарушений, проводится анализ отчетов о выполненных исследованиях по результатам оценки принимаются решения, связанные с усилением экспертной группы, качеством проведенного исследования. А также осуществляется анализ вопросов, возникающих у ОФК в ходе проведения исследования;

- актуализацией методических рекомендаций по осуществлению СТИ. На се-

годняшний день ведется работа над актуализацией методических рекомендаций по осуществлению СТИ с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235, а также изменений в бюджетном и градостроительном законодательствах.

В результате методико-

организационной деятельности повысится эффективность взаимодействия ФКУ «ЦОКР» с ОФК и улучшится качество проводимых контрольных мероприятий (рис. 5).

Рис. 5. Методико-организационные аспекты проведения контрольных мероприятий

Таким образом, ФКУ «ЦОКР» позволяет ОФК эффективно реализовывать полномочия в части осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере. Связано это с постоянным углублением взаимодействия и усовершенствованием контрольной деятельности совместными силами, как следствие, происходит рост качества управления общественными финансами во благо граждан.

Итак, в заключении отметим, что настоящее исследование позволило оформить следующие выводы:

действие ОФК и ФКУ «ЦОКР» происходит в части, касающейся контрольных мероприятий, по результатам которых выявляются финансовые нарушения.

Во-вторых, ФКУ «ЦОКР» занимает важную роль в осуществлении ВГ(М)ФК, так как зачастую мнение специалистов ФКУ «ЦОКР» влияет на результат контрольных мероприятий.

В-третьих, взаимодействие ОФК и ФКУ «ЦОКР» позволяет эффективно реализо-вывать полномочия в части осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.

Во-первых, в рамках ВГ(М)ФК взаимоБиблиографический список

1. Баляев Н.Д. Внутренний государственный финансовый контроль: необходимость развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. -№4. - С. 179-182.

2. Ставрова Т.А. Управление рисками в финансово-бюджетной сфере // Бюджет. - 2022. - №11. - С. 6-7.

3. Федеральное казначейство Российской Федерации: Внутренний государственный финансовый контроль. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/kontrol/vnutrenniy-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol/ (дата обращения: 27.01.2023).

SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF CONTROL MEASURES WITHIN THE

FRAMEWORK OF INTERNAL STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL IN

RUSSIAN FEDERATION

G.M. Gurdzhiev, Graduate Student Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. This article is devoted to the study of the interaction between the bodies of the Federal Treasury and the Federal State Institution "Center for Supporting the Activities of the Treasury of Russia" in the exercise of powers for internal state (municipal) financial control. The purpose of the study is to analyze and present the organization of interaction between the bodies of the Federal Treasury and FKU "Center for Supporting the Activities of the Treasury of Russia" in the framework of the implementation of activities for internal state (municipal) financial control. As a result of this study, results were obtained that testify to the specifics of interaction, the positive effect of interaction and the role of the Center for Ensuring the Activities of the Treasury of Russia in internal state (municipal) financial control.

Keywords: Federal Treasury, financial control, internal state (municipal) financial control, control measures, financial and budgetary sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.