Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симонян В.М., Григоренко И.В.

Статья посвящена выявлению и изучению проблем и современных тенденций развития внутреннего государственного финансового контроля в Российской Федерации со стороны федеральных органов исполнительной власти. Актуальность исследования финансового контроля федеральных органов исполнительной власти заключается в особой роли управления финансовыми потоками государства. Для оценки эффективности деятельности по внутреннему государственному финансовому контролю в работе представлены итоги контрольной работы органов, осуществляющих внутренний государственный финансовый контроль, за 2020 г. Анализ динамик результатов деятельности Счётной палаты РФ и Федерального казначейства за три года позволил выявить сложившиеся тенденции в механизме государственного финансового контроля внутри страны. В ходе исследования были выявлены основные недостатки сложившейся системы государственного финансового контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти, а также рассмотрены мероприятия по реформированию данной сферы экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симонян В.М., Григоренко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INTERNAL STATE FINANCIAL CONTROL OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the identification and study of problems and current trends in the development of internal state financial control in the Russian Federation by federal executive authorities. The relevance of the study of financial control of federal executive authorities lies in the special role of managing the financial flows of the state. To assess the effectiveness of internal state financial control activities, the paper presents the results of the control work of the bodies exercising internal state financial control for 2020. The analysis of the dynamics of the results of the activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Federal Treasury over three years allowed us to identify the current trends in the mechanism of state financial control within the country. In the course of the study, the main shortcomings of the existing system of state financial control on the part of federal executive authorities were identified, as well as measures to reform this sphere of economic relations were considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.1.07

Симонян В.М. специалист 4 курса Григоренко И.В., кандидат экономических наук

доцент

Волгоградский государственный университет

Россия, Волгоград

ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена выявлению и изучению проблем и современных тенденций развития внутреннего государственного финансового контроля в Российской Федерации со стороны федеральных органов исполнительной власти. Актуальность исследования финансового контроля федеральных органов исполнительной власти заключается в особой роли управления финансовыми потоками государства. Для оценки эффективности деятельности по внутреннему государственному финансовому контролю в работе представлены итоги контрольной работы органов, осуществляющих внутренний государственный финансовый контроль, за 2020 г. Анализ динамик результатов деятельности Счётной палаты РФ и Федерального казначейства за три года позволил выявить сложившиеся тенденции в механизме государственного финансового контроля внутри страны. В ходе исследования были выявлены основные недостатки сложившейся системы государственного финансового контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти, а также рассмотрены мероприятия по реформированию данной сферы экономических отношений.

Ключевые слова: финансовый контроль; государственный финансовый контроль Российской федерации; внутренний финансовый контроль; государственные органы финансового контроля.

Simonyan V.M. specialist of the 4th course Grigorenko I.V., candidate of economic sciences

associate professor Volgograd State University Russia, Volgograd

PROBLEMS AND CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INTERNAL STATE FINANCIAL CONTROL OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Abstract: The article is devoted to the identification and study of problems and current trends in the development of internal state financial control in the Russian Federation by federal executive authorities. The relevance of the study of financial control of federal executive authorities lies in the special role of managing the financial flows of the state. To assess the effectiveness of internal state financial control activities, the paper presents the results of the control work of the bodies exercising internal state financial control for 2020. The analysis of the dynamics of the results of the activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Federal Treasury over three years allowed us to identify the current trends in the mechanism of state financial control within the country. In the course of the study, the main shortcomings of the existing system of state financial control on the part offederal executive authorities were identified, as well as measures to reform this sphere of economic relations were considered.

Keywords: financial control; state financial control of the Russian Federation; internal financial control; state financial control bodies.

Государственный финансовый контроль представляет собой «проверку соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов»1.

Такой вид финансового контроля реализуется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. В целях осуществления государственного финансового контроля были созданы специальные органы исполнительной власти. Эти органы осуществляют преимущественно внутренний государственный финансовый контроль.

При изучении данного вопроса отечественными экспертами была разработана следующая классификация органов финансового контроля (рис. 1).

1 Волкова, А.А., Акбашева, Э.Р. Государственный финансовый контроль в России // Центральный научный вестник, 2017. - Т. 2. - № 22 (39). - С.51-52.

•Счётная палата РФ и аналогичные структуры в регионах РФ. Контрольно-ревизионные органы

•Министерство финансов РФ •Федеральная таможенная служба РФ; •Федеральная налоговая служба РФ; • Росфинмониторинг

Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры

Центральный банк РФ и подведомственные ему учреждения

-

Рисунок 1 - Классификация органов финансового контроля

Источник: составлено автором по: Воронин, Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. / Ю.М. Воронин. — М.: Финансовый контроль, 2018. - С.54.

Система органов финансового контроля подверглась значительному изменению за последние несколько лет. Были упразднены три федеральные службы, реализующие свои полномочия в области финансов.

В рамках исследования основных проблем и тенденций развития внутреннего государственного финансового контроля были рассмотрены результаты деятельности следующих служб: Федерального казначейства и Счётной палаты (табл.1-2).

Таблица 1 - Результаты деятельности Федерального казначейства за

2020 г.

Показатели 2018 2019 2020 Прирост 20182020 гг., %

Количество проведённых проверок, ревизий, обследований (ед.) 7 041 5 636 3 131 -55,5

Количество проведённых выездных проверок и (или) ревизий (ед.) 5 505 5 448 1 975 -64,1

Количество проведённых камеральных проверок (ед.) 998 144 1 156 15,8

Выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму (млрд руб.) 2 387,9 2 041,2 1 041,3 -56,4

Источник: составлено автором по: О( шциальный сайт Федерального

казначейства. URL: https://roskazna.gov.ru/

В полномочия в рамках осуществления внутреннего финансового контроля Федерального казначейства Российской Федерации входит

осуществление исполнения федерального бюджета, а также контроль в отношении движения федеральных средств. За исследованный период возросло количество камеральных проверок, а объём нарушений в млрд рублей снизился больше, чем вдвое.

В круг полномочий Счётной палаты Российской Федерации по исследуемому вопросу включены: контроль эффективности и соблюдения сроков исполнения доходов и расходов федерального бюджета, оценка эффективности и целесообразности использования государственной собственности, а также контроль за поступлением в бюджет доходов от неё. За исследованный период суммы возврата средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджет союзного государства увеличился на 115,8%. Число контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и выявленных нарушений снизились на 20,3% и 60,0% соответственно.

Таблица 2 - Результаты деятельности Счётной палаты за 2020 г.

Показатели 2018 2019 2020 Прирост 20182020 гг., %

Количество контрольных и 419 319 334 -20,3

экспортно-аналитических

мероприятии, всего

Количество выявленных нарушений 9 235 4 443 3 698 -60,0

Суммы выявленных нарушений в 772,7 884,6 355,5 -54,0

ходе внешнего государственного

аудита, млрд руб

Суммы возврата средств в бюджеты 7,6 4,5 16,4 115,8

всех уровней бюджетной системы

РФ и бюджет союзного государства,

млрд руб.

Источник: составлено автором по: Официальный сайт Счётной палаты. URL: https://ach.gov.ru/

На современном этапе развития отечественного финансового контроля существует ряд факторов, которое оказывают существенное влияние на действенность государственного финансового контроля в стране. В число таких факторов входят:

- недостаточно разработанная нормативно-правовая база реализации государственного финансового контроля на федеральном уровне, что подтверждается дублированием полномочий ряда контрольных органов;

- низкая степень взаимодействия контролирующих органов между собой и, как следствие, разобщённость в приоритетах деятельности;

- неполнота отражения особенностей государственного устройства в рамках организационной структуры контрольных органов;

- отсутствие чёткого разграничения сфер деятельности контролирующих органов.

В 2018 г. Федеральным казначейством была представлена модель осуществления государственного финансового контроля в РФ на федеральном уровне, решающая проблему низкой степени взаимодействия контролирующих органов и прочие недостатки отечественной системы финансового контроля2.

В качестве первостепенной задачи контроля со стороны государства Федеральное казначейство ставит сведение к минимуму рисков, связанных с совершением нарушений в бюджетной сфере, что в конечном итоге поспособствует предотвращению нанесения ущерба государству. Отсюда следует, что формируемая модель государственного финансового контроля обязана обеспечивать современное выявление рисков совершения нарушений действующего законодательства и их устранение на всех уровнях бюджетной системы, а также обеспечивать условия для эффективного управления бюджетными рисками [4]. Представители Федерального казначейства утверждают, что необходимо организовать эффективный обмен информацией между контрольными органами.

Как было отмечено, на данном этапе органы внутреннего и внешнего контроля функционируют несколько разобщено, так возникает проблема отсутствия «контрольной вертикали»

В настоящее время органы внешнего и внутреннего государственного финансового контроля функционируют независимо друг от друга и не образуют единой «контрольной вертикали», хотя очевидны взаимосвязи между ними, позволяющие рассматривать их в рамках единой системы.

С 2020 года в России проводится реформирование внутреннего государственного контроля, направленное на решение существующих проблем. В марте 2022 года были внесены изменения в следующие стандарты осуществления внутреннего финансового контроля со стороны государственных органов:

- права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц), утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100;

- планирование проверок, ревизий и обследований, утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 № 208;

- реализация результатов проверок, ревизий и обследований, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095;

2 Официальный сайт Федерального казначейства. ЦКЬ: https://roskazna.gov.ru/

- проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов, утв. постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235;

- правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1237;

- правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 14783.

Обеспечение проведения эффективного финансового контроля над государственными бюджетными потоками настоятельно требует решения ряда взаимосвязанных задач по реформированию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Первостепенной задачей является принятие единого федерального закона о системе общегосударственного контроля. Кроме того существует необходимость разработки и внедрения механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной ветвей власти.

Предложенные мероприятия позволят избежать дублирования полномочий и усилить взаимодействие контрольных органов. Кроме того это позволит перевести государственный финансовый контроль на качественно новый уровень, а создание единого поля финансового контроля будет способствовать дальнейшему развитию и повышению результативности деятельности контрольных органов.

Использованные источники:

1. Волкова, А.А., Акбашева, Э.Р. Государственный финансовый контроль в России // Центральный научный вестник, 2017. - Т. 2. - № 22 (39). - С.51-52.

2. Воронин, Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. / Ю.М. Воронин. — М.: Финансовый контроль, 2018. -269с.

3. Официальный сайт Счётной палаты. URL: https://ach.gov.ru/

4. Официальный сайт Федерального казначейства. URL: https ://roskazna. gov.ru/

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru/

3 Официальный сайт Федерального казначейства. URL: https://roskazna.gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.