Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА'

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПРОВЕРКА / РЕВИЗИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берикова Наталья Бадмаевна, Лиджиева Занда Бурловна, Джумабекова Сабина Акылбековна, Комушева Эвелина Эрдниевна

В статье проведен анализ результатов работы по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства и его территориальных органов в 2018-2020 гг. Сделан вывод о значимости элементов государственного контроля и управления, осуществляемого системой органов власти, наделенных в связи с этим специальными полномочиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берикова Наталья Бадмаевна, Лиджиева Занда Бурловна, Джумабекова Сабина Акылбековна, Комушева Эвелина Эрдниевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE RESULTS OF CONTROL AND SUPERVISION IN THE FINANCIAL AND BUDGETARY SPHERE OF THE FEDERAL TREASURY

The article analyzes the results of work on control and supervision in the financial and budgetary sphere of the Federal Treasury and its territorial bodies in 2018-2020. A conclusion is made about the importance of elements of state control and management carried out by the system of authorities, endowed in this regard with special powers.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_8_779 УДК 336.148

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО

КАЗНАЧЕЙСТВА

Берикова Наталья Бадмаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета и финансов, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Город овикова, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]

Лиджиева Занда Бурловна,

студент экономического факультета, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: lidzhievazanda2001@mail. ru

Джумабекова Сабина Акылбековна,

студент экономического факультета, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: sashkondok@ gmail.com

Комушева Эвелина Эрдниевна,

студент экономического факультета, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: komevelina2809@ mail.ru

В статье проведен анализ результатов работы по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства и его территориальных органов в 2018-2020 гг. Сделан вывод о значимости элементов государственного контроля и управления, осуществляемого системой органов власти, наделенных в связи с этим специальными полномочиями.

Ключевые слова: федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля; государственный (муниципальный) финансовый контроль; контрольное мероприятие; проверка; ревизия.

UDC 336.148

ASSESSMENT OF THE RESULTS OF CONTROL AND SUPERVISION IN THE FINANCIAL AND BUDGETARY SPHERE

OF THE FEDERAL TREASURY

Berikova Natalya Badmaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Accounting and Finance, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: [email protected]

Lidzhieva Zanda Burlovna,

student of the Faculty of Economics, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: [email protected]

Dzhumabekova Sabina Akylbekovna,

student of the Faculty of Economics, Kalmyk State University named after

B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: [email protected]

Komusheva Evelina Erdnievna,

student of the Faculty of Economics, Kalmyk State University named after

B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: [email protected]

The article analyzes the results of work on control and supervision in the financial and budgetary sphere of the Federal Treasury and its territorial bodies in 2018-2020. A conclusion is made about the importance of elements of state control and management carried out by the system of authorities, endowed in this regard with special powers.

Keywords: federal standard of internal state (municipal) financial control; state (municipal) financial control; control event; examination; revision.

В настоящее время государственный финансовый контроль способствует развитию экономики России, а также тому, чтобы национальный доход распределялся справедливо, обеспечивалась финансовая стабильность и национальная безопасность, что достигается посредством результативного и рационального управления государственными финансами, повышения надежности финансовой системы страны [4].

Анализ действенности государственного финансового контроля в России показал, что в целом он является эффективным. Это доказывает слаженная работа уполномоченных органов по государственному финансовому контролю, количество плановых и фактических проверок и их результативность [1].

Одним из органов, осуществляющих внутренний государственный финансовый контроль, является Федеральное казначейство. В рамках данного направления Федеральное казначейство и его территориальные органы осуществляют контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также внешний контроль качества работы аудиторских организаций [2].

Процедура осуществления контрольных мероприятий, проводимых Федеральным казначейством и его территориальными органами в соответствии с п. 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в форме проверок (выездных и камеральных), ревизий и обследований, закреплена Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от

23.07.2020 № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований».

Динамика контрольных мероприятий, приведенных Федеральным казначейством и его территориальными органами, представлена на рис. 1.

В анализируемом периоде наблюдается тенденция уменьшения количества проведенных контрольных мероприятий. Так, наибольшее значение данного показателя наблюдается в 2018 г. - 7041 мероприятие, в основном за счет 2292 мероприятий, проведенных вне плана. В 2019 г. снижение по сравнению с 2018 г. составило 20 % - 5636 мероприятий, проведение внеплановых контрольных мероприятий сократилось до 735.

В 2020 г. ввиду введенных Правительством Российской Федерации ограничений (постановление от 03.04.2020 № 438 (ред. от 14.09.2020) «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») количество контрольных мероприятий, проведенных Федеральным казначейством и его территориальными органами, а также объем проверенных бюджетных средств сократилось в среднем в два раза по сравнению с 2019 и 2018 гг.

В структуре контрольных мероприятий в 2020 г. преобладают камеральные проверки.

6 000 5 ООО 4. ООО 3 ООО 2 000 I ООО

о

7 041

2015

5 636

4 749 4 857

2 292 2 055 1 110

2019

2020

К ООО 6 000 4 000 2 000 О

¡Количество проведенных проверок, ревизий, обследований (единиц): всего

I плановых контрольных мероприятий

внеплановых контрольных мероприятии

Рисунок 1 - Динамика контрольных мероприятий Федерального казначейства и его территориальных органов, ед. [3]

Всего было проведено 1170 проверок, что в 8,1 раза превышает аналогичный показатель

2019 г. (144 ед.). Как следствие наблюдаем в

2020 г. сокращение выездных проверок до 1986 ед., что составляет 36,5 % и 36,1 % от уровня 2019 и 2018 гг. соответственно.

При этом значительно увеличилось чис-

ло проведенных камеральных проверок. В 2020 г. данный показатель составил 1170 ед., в то время как в 2019 г. он был в 8,1 раз меньше - 144 ед. (рис. 2).

Количество обследований в анализируемом периоде значительно сократилось с 538 ед. в 2018 г. до 44 ед. в 2019 г. и 9 ед. в 2020 г.

снижение «контрольной» нагрузки на объекты контроля

сокращение затрат на проведение

мероприятий контроля без снижения качества их проведения

Рисунок 2 - Преимущества проведения камеральных проверок

Число ревизий и проверок, выявивших нарушения в абсолютном выражении, в 2020 г. сокращается по сравнению с 2018 и 2019 гг. до 2126 ед., в том числе за счет сокращения общего количества проведенных контрольных мероприятий. Однако в относительном выражении наблюдается увеличение удельного веса контрольных мероприятий, выявивших нарушения к общему количеству на 1,9 пп. в 2020 г. по сравнению с 2018 г. (рис. 3).

В анализируемом периоде охват контроль -ными мероприятиями средств бюджетов сокращается. Так, в 2020 г. было проверено 2 055,0 млрд руб., что составляет 28,1 % и 30,6 % от проверенного объема в 2018 и 2019 гг. соответственно (рис. 4). При этом в 2020 г. выявлено нарушений 50,8 % от всего объема

проверенных средств, тогда как в 2019 г. -30,4 %, в 2018 г. - 32,6 %.

Динамика и структура нарушений, выявленных в ходе осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере по видам нарушений, в абсолютном выражении за 2018-2020 г. приведена на рис. 5.

В структуре нарушений, выявленных органами Федерального казначейства России, выделяются три группы, которые ежегодно составляют основную долю. Это нарушения методологического характера ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности, несоблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, прочие нарушения.

Незначительную долю в структуре нару-

Рисунок 3 - Показатели количества проведенных проверок и количества выявленных в ходе данных проверок нарушений за 2018-2020 гг. [3]

1144.

Ш 122.У

2№

Рисунок 4 - Объемы проверенных средств и объемы выявленных нарушений в 2018-2020 гг., млрд руб. [3]

прочти нарушения 562.7

нар\тпенпя в сфере закупок

нарушение правил веления бухгалтерского (бюджетного) учета и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности

нарушение процедур составления и исполнения бюджета, установленных бюджетным законодательством

несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвмтишй). пр едсставления кредитов и займов....

неэффективное использование бюджетных средств неправомерное использование бюджетных средств

811.1

288.6

64

25

нецелевое использование бюджетных средств Т

В

2020 ■ 2019 »ЖЗ

100 200 300 400 500 600 700 800 900

Рисунок 5-Динамика и структура нарушений, выявленных в ходе осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере по видам нарушений, млрд рублей [3]

шений составляет нецелевое использованием бюджетных средств (в 2018-2020 гг. - 0,20,3 %). Типичные нарушения, выявленные в

ходе проведения контрольных мероприятий, обобщены на рис. 6.

нарушения условий предоставления субсидий из федерального бюдкета бюджетам субъектам Российской Федерации,

нарушения условий при предоставлении субсидий бюджетным и ант ономным учр еж дениям;

нарушения при планировании и осуществлении закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения федеральный нужд;

нарушения правил ведения бухгалтерского учета.

На уровне субъектов Российской Федерации наиболее характерными являются нарушения условий предоставления использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Рисунок 6 - Типичные нарушения, выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий [3]

В целях устранения выявленных нарушений, а также возмещения ущерба, причиненного государству, по результатам проведенных контрольных мероприятий органы Федерального казначейства направляют объектам контроля представления и предписания. Данные о структуре и динамике применения мер реагирования, предусмотренных БК РФ, представлены на рис. 7.

В анализируемом периоде наблюдается тенденция сокращения количественных и 5 ООО

4 500

4 000

3 500

3 ООО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 500

2 ООО

I 500

I ООО

500

О

1 023

75 В

3 155

2 В 40 101

1 Е11

552

рост качественных показателей, характеризующих применение мер реагирования, предусмотренных БК РФ. Так, общее количество направленных представлений в 2020 г. по сравнению с 2018 и 2019 гг. сократилось на 42,7 % и 36,2 % соответственно. При этом объем нарушений в стоимостном выражении, отраженный в представлениях 2020 г., составлял 971,3 млрд руб., что на 2,9 % больше аналогичного показателя 2018 г.

Вынесено о бяз ательных для рассмотрения /исполнения предписаний Вынесено о бяз ательных для рассмотрения /исполнения представлений ■ Направлено уведомлении о применении бюджетных мер принуждения

2018

20191

2020

Рисунок 7 - Структура и динамика применения мер реагирования, предусмотренных

БК РФ за 2018-2020 гг., ед. [3]

Количество направленных предписаний в 2020 г. сократилось в разы по сравнению с 2018 и 2019 гг. в 9,8 и 7,5 раз соответственно. Также в

анализируемом периоде наблюдается тенденция сокращения возмещенных средств в доход федерального бюджета в два раза (рис. 8).

0.2 0J

0.02

П5 предписаниям и представлениям

посредством применения бюджетных мер

ПрИНуйДеНИЯ

ЕОЗЕршпгна объектами контроля в добровольном порядке

0,04 0 0,04

взыскано административных штрафов

■ 2013 "2019 ■ 2020

Рисунок 8 - Динамика и структура возмещенных в федеральный бюджет средств, млрд руб. [3]

За совершение административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере в 2020 г. сотрудниками Федерального казначейства и его территориальных органов было составлено 2,1 тыс. протоколов об административных правонарушениях, что в два раза ниже аналогичного показателя за 2018-2019 гг.

В 2020 г. по 71,4 % составленным протоколам были вынесены постановления о наложении административных штрафов, всего на сумму 37 млн руб.

В структуре наложенных административных штрафов по правонарушениям в финан-

Список литературы_

сово-бюджетной сфере превалирует нецелевое использование бюджетных средств, нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций, бюджетной отчетности и нарушения в сфере закупок.

Таким образом, несмотря на принимаемые меры по повышению эффективности работы органов государственного финансового контроля, сокращению количества нарушений в финансово-бюджетной сфере необходимо внесение изменений и совершенствования контрольно-надзорной деятельности органов Федерального казначейства [2].

1. Бадмахалгаев, Л. Ц. Современное состояние аудита в системе финансового контроля / Л. Ц. Бадмахал-гаев, Т. С. Апушова, Е. С. Кованова, Р. Н. Дедеева, А. И. Дедеев // Российский экономический интернет-журнал. 2019. - № 3. - С. 7.

2. Берикова, Н. Б. Классификация органов государственного финансового контроля: проблемы и совершенствование / Н. Б. Берикова, Д. П. Дорджиева // Тренды социально-экономического развития в условиях реально -го и виртуального мира : материалы национальной студенческой научно-практической конференции с международным участием / Редколлегия: К. Е. Бадмаева [и др.]. - Элиста, 2021. С. 112-115.

3. Итоговые отчеты о результатах деятельности Федерального казначейства за 2018-2020 годы. - URL: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/o-rezultatakh-raboty-fk/ (дата обращения 24.11.2021).

4. Сарунова, М. П. Развитие взаимодействия внутреннего контроля, управленческого учета и анализа как инструмент повышения качества управленческих решений / М. П. Сарунова, Н. В. Гренадерова, Е. Д. Бувашева, О. А. Эрендженов, Д. Д. Берикова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 2. - С. 86-91.

References_

1. Badmahalgaev L.Ts., Apushova T.S., Kovanova E.S., Dedeeva R.N., Dedeev A.I. The current state of audit in the system of financial control. Russian economic Internet magazine. 2019. No. 3. P. 7.

2. Berikova N.B., Dordzhieva D.P. Classification of state financial control bodies: problems and improvement. In the collection: Trends of socio-economic development in the real and virtual world. Materials of the National Student Scientific and Practical Conference with International Participation. Editorial Board: K.E. Badmaev [and others]. Elista, 2021. S. 112-115.

3. Final reports on the performance of the Federal Treasury for 2018-2020. URL: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/o-rezultatakh-raboty-fk/ (date of treatment 11/24/2021).

4. Sarunova M.P., Grenaderova N.V., Buvasheva E.D., Erendzhenov O.A., Berikova D.D. Development of interaction of internal control, management accounting and analysis as a tool for improving the quality of management decisions. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 2. S. 86-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.