DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_4_324 УДК 332.1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Сарунова Марина Петровна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, учета и финансов, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
Таскирова Заяна Шининовна,
студент, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовико-ва, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
Ванькаева Юлиана Владимировна,
студент, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовико -ва, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
Джумабекова Сабина Акылбековна,
студент, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовико -ва, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются механизмы и подходы в области государственной политики по финансированию программ занятости населения, проведен анализ мер государственной политики содействия занятости населения в Республике Калмыкия, дается оценка результативности государственной программы «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия». Сделан вывод о необходимости дополнительного финансировании программ содействия занятости, что связано с кризисными явлениями на рынке труда в условиях распространения коро-навирусной инфекции.
Ключевые слова: занятость населения; человеческий капитал; безработица; бедность населения; рынок труда.
UDC 332.1
STATE EMPLOYMENT PROMOTION POLICY POPULATION IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA AS A FACTOR OF HUMAN CAPITAL
DEVELOPMENT
Marina Petrovna Sarunova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, Accounting and Finance, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
Taskirova Zayana Shininovna,
student, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
Vankaeva Yuliana Vladimirovna,
student, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
Dzhumabekova Sabina Akylbekovna,
student, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
The article examines the mechanisms and approaches in the field of state policy for financing employment programs, analyzes the measures of state policy to promote employment in the Republic of Kalmykia, assesses the effectiveness of the state program "Promoting employment and improving conditions, labor protection in the Republic of Kalmykia." It is concluded that additional financing of employment promotion programs is necessary, which is associated with the crisis in the labor market in the context of the spread of coronavirus infection.
Keywords: employment of the population; human capital; unemployment; poverty of the population; labor market.
Поддержание высокого уровня занятости населения является важной задачей развития любого региона, а миграция рабочей силы отражает привлекательность тех или иных рынков труда и способствует либо развитию территории, либо возникновению депрессивных тенденций. Эффективная региональная политика занятости населения стимулирует социально-экономическое развитие территории.
Ключевыми целями развития сферы занятости населения в Республике Калмыкия являются предотвращение напряженности на рынке труда, развитие человеческого капитала и совершенствование формирования кадрового потенциала.
Эффективность мер государственной политики содействия занятости населения в
регионе можно оценить на основе количественных и качественных изменений на региональном рынке труда за последние годы [2].
Согласно данным Астраханьстата, численность населения в Республике Калмыкия за 2016-2020 гг. сократилась на 7,6 тыс. чел., или на 2,73 %, и на конец 2020 г. составила 271,1 тыс. чел. Снижение количества людей произошло преимущественно за счет сокращения сельского населения за 2016-2020 гг. на 6 тыс. чел., или на 3,93 %. Численность городского населения за 2016-2020 гг. снизи -лась на 1,5 тыс. чел., или на 1,19 %. В составе населения региона доминирует сельское население, на долю которого на конец 2020 г. приходится 54,11 %, снижение доли за 20162020 гг. составило 0,7 % п.п. (рис. 1).
180 160 140 120 100 80 60 40 20 о
152,7
152
126
125,8
150,4
148,4 146,7
124,2 124,5
280 278 276 274 272 270 268 266
2016
2017
2018
2019
□ сельского населения, тыс. чел.
2020
^^ в т.ч. городского населения, тыс. чел. I Численность населения, тыс. чел.
Рисунок 1 - Динамика и структура численности населения Республики Калмыкия на конец 2016-2020 гг., тыс. чел. [5]
Причинами снижения численности насе- В связи со снижением численности на-
ления в регионе стали миграционный отток селения снижается и численность рабочей
на протяжении 2016-2020 гг. и естественная силы, в которую входит занятое и безработ-
убыль населения. ное население региона в возрасте от 15 лет и
старше. Численность рабочей силы за 20162020 гг. сократилась на 9,5 тыс. чел., или на 6,56 %, и составила по итогам 2020 г. 135,4 тыс. чел.
Уровень участия рабочей силы в регионе (отношение рабочей силы (занятые + безработные) к численности населения от 15 лет и старше) за 2016-2020 гг. сократился на 3,3
п.п. и составил по итогам 2020 г. 67,53 %, что выше, чем в среднем по России (62,7 %).
В составе рабочей силы Республики Калмыкия доля мужчин и женщин почти сопоставима: на конец 2020 г. 52,36 % и 47,64 % соответственно (рис. 2). Отмечен незначительный тренд увеличения доли мужской рабочей силы за 2016-2020 гг. на 0,33 п.п.
]женщины мужчины
Рисунок 2 - Структура рабочей силы Республики Калмыкия по половому признаку в 2016-2020 гг., % [5]
В составе рабочей силы региона наблю- Численность безработных в регионе (по
дается снижение числа занятого населения: методологии МОТ) сократилась за 2016-2020
за 2016-2020 гг. на 7,1 тыс. чел., или на 5,48 % гг. на 2,4 тыс. чел., или на 15,69 %, и состави-
(рис. 3). По итогам 2020 г. число занятых в ла по итогам 2020 г. - 12,9 тыс. чел. экономике региона составило 122,4 тыс. чел.
Рисунок 3 - Динамика занятых и безработных в Республике Калмыкия в 2016-2020 гг., тыс. чел. [5]
Положительным трендом считается снижение безработного населения большими темпами (за 2016-2020 гг. на 15,69 %), по сравнению с темпами снижения занятого населения (за 2016-2020 гг. на 5,48 %).
В составе численности занятых в респу-
блике по возрастным группам на протяжении 2016-2020 гг. растет доля лиц в возрасте от 30 до 39 лет (на 3,1 п.п.), а также доля граждан старше 60-72 лет (на 2 п.п.). По итогам 2020 г. на лиц старше 60 лет приходится 77 % занятых в экономике региона.
Рисунок 4 - Динамика численности занятых в экономике по возрасту за 2016-2020 гг. [5]
В составе занятых доминирующую долю занимают граждане с высшим образованием (42,5 %), то есть практически каждый второй занятый в экономике региона имеет высшее образование.
Высшее образование имеют преимущественно женщины - 49,6 %, в то время как доля мужчин с высшим образованием составляет 36 %. Это объясняется тем, что в сферах, требующих высшее образование, таких как финансовая и страховая, образование и др., заняты в основном женщины [3].
Рассмотрим уровень безработицы в Республике Калмыкия по методологии МОТ и уровень зарегистрированной безработицы на конец 2016-2020 гг. (рис. 5).
На протяжении 2016-2019 гг. уровень зарегистрированной безработицы в регионе был стабилен и находился на уровне 1,7-1,8 %, что выше общероссийского уровня - 0,91 %. Однако в 2020 г. в условиях пандемии уровень безработицы резко возрос.
За период с 1 января 2020 г. по 1 января 2021 г. численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась в 3,6 раза и составила 8459 чел.; уровень регистрируемой безработицы составил 6,4 %.
Несмотря на снижение уровня безработицы по методологии МОТ с 10,6 % в 2016 г. до 9,6 % на конец 2020 г., это выше, чем в среднем по России (6,3 %).
Рисунок 5 - Динамика уровня безработицы в Республике Калмыкия по методологии МОТ
в 2016-2020 гг., % [5]
В среднем ежегодно в центры занятости раза) обратившихся в центры занятости с
Республики Калмыкия обращается около 7 целью трудоустройства, что связано с сокра-
тыс. чел. (рис. 6). Однако в 2020 г. наблюда- щением рабочих мест в условиях кризиса,
ется резкий скачок числа (более, чем в два связанного с пандемией.
Рисунок 6 - Динамика показателей по трудоустройству населения центрами занятости
Республики Калмыкия в 2016-2020 гг. [5]
При этом центры занятости демонстрировали невысокий уровень трудоустройства обратившихся граждан: максимальный в 2017 году - 53,23 % от числа всех обратившихся безработных (по России - 64,2 %). К концу же 2020 г. наблюдаем тренд на резкое снижение данного показателя до уровня 18,53 %.
Анализ результативности государственной программы «Содействие занято-
сти населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия» в 2016-2020 гг. свидетельствует о недостаточно высокой эффективности программы, так как в 2019 и 2020 гг. не достигнуты плановые значения целевых индикаторов. Примеры оценки важнейших показателей результативности государственной программы приведены в табл. 1 за 2019-2020 гг.
Таблица 1 - Оценка результативности государственной программы «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия» в 2016-2020 гг. [5]
Показатель 2019 г. 2020 г.
план. факт. план. факт.
Численность безработных, состоящих на учете на отчетную дату, чел. 2500 2328 2500 8459
Уровень регистрируемой безработицы, % 1,7 1,7 1,7 6,4
Коэффициент напряженности рынка труда 1,4 1,08 1,4 2,44
Отношение численности трудоустроенных граждан к общей численности обратившихся в органы службы занятости, % 51,0 45,89 51,5 18,53
Приведенные оценки результативности рассматриваемой программы основаны на методике сопоставления фактических показателей с плановыми, заложенными в программе. Большинство показателей программы достигались с опережением плана, однако в 2019 г. фактический показатель доли трудоустроенных граждан к общей численности обратившихся в органы службы занятости меньше планового значения на 5,11 %.
Эти отклонения в основном обусловлены несоответствием профессиональной квалификации обратившихся в органы службы занятости граждан потребностям работодателей, а также несоответствием заявленных работодателями вакансий и граждан, обратившихся за содействием в поиске работы.
Кроме того, в 2020 г. можно наблюдать невыполнение по всем показателям, на что, безусловно, оказали влияние последствия
распространения коронавирусной инфекции.
Ситуация с COVID-19 в 2020 г. внесла в официальную статистику существенные поправки: неучтенные ранее граждане были мотивированы регистрироваться как безработные, чтобы получать от государства посо -бия. В итоге уровень безработицы на конец
2020 г. составил 6,4 %, что впервые приблизилось к показателям уровня безработицы по методологии МОТ - 9,6 %. Скрытая безработица в республике стала выходить из тени.
Коэффициент напряженности на рынке труда республики на конец 2020 г. составил 2,44 единиц (на начало 2020 г. - 1,08 единицы) (рис. 7).
Рисунок 7 - Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Республики Калмыкия в 2016-2020 гг.
Таким образом, ситуация с занятостью населения в регионе, как и в целом по России, остается напряженной.
С начала 2020 г. в республике количество зарегистрированных безработных увеличилось более чем в три раза. Практически половина зарегистрированных на бирже труда безработных в октябре 2020 г. перестала получать пособия по безработице в связи с истечением срока получения пособия по безработице, но они продолжают оставаться зарегистрированными безработными, надеясь на продление выплат пособий.
На основе результатов исследования определим проблемы развития рынка труда в регионе:
1. Целый ряд отраслей экономики ощущает негативные последствия пандемии. Ситуация с пандемией коронавируса привела к росту безработицы в республике, работодатели переводят работников на удаленный режим работы, вводят неполную занятость.
2. Согласно данным статистики, только 13,4 % безработных обратилось в 2019 г. в государственную службу занятости, что косвенно свидетельствует о недостаточном
уровне информированности населения об услугах в области содействия занятости населения;
3. Относительно низкий уровень заработной платы в регионе. За 2020 г. в Республике Калмыкия среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике составила 31695 руб. Для сравнения: в Волгоградской области она выше в 1,12 раза (35599 руб.), в Астраханской области - в 1,23 раза (39037 руб.), в среднем по России - в 1,61 раза (51083 руб.). Наиболее привлекательными регионами для трудоустройства населения Республики Калмыкия являются г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ.
4. Безработица в сельской местности. Для Республики Калмыкия она особенно актуальна, так как в регионе 54,1 % сельского населения.
5. Страх перед безработицей в России сегодня - это качественно иное явление по сравнению с началом 90-х гг. ХХ в., однако для большинства граждан, не имеющих иных источников дохода кроме работы по найму, ее потеря означает целый комплекс систем-
ных негативных последствий. По данным опросов Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в мае 2020 г. треть россиян, имеющих работу, опасались увольнения.
В целях сохранения занятости в условиях карантинных мер индивидуальным предпринимателям, малому и среднему бизнесу, которые в наибольшей степени пострадали от введенных ограничений, предоставлялась возможность привлечь беспроцентный кредит на максимальную сумму, равную шестимесячному размеру МРОТ на количество сотрудников по трудовому договору. Важным условием является сохранение как минимум 90 % штата компании.
С целью снижения рисков увольнения работников и роста безработицы в связи с введением ограничительных мероприятий в условиях пандемии COVID-19 вводятся дополнительные меры по стабилизации рынка труда. Для этого предусматривается временное трудоустройство работников, находящихся под риском увольнения, а также организация общественных работ безработных и ищущих работу граждан.
Очевидно, что не последнюю роль в стабилизации российского рынка труда сыграет дистанционная занятость. Оценивая позитивные результаты от внедрения дистанционного формата занятости, работодатели прежде всего отметили возможность сокращения своих издержек. Кроме того, значимыми оказались возможность использования современных технологий и облегчение процедуры подбора кадров [1].
Ввиду осложнения социально-экономической ситуации в мире и национальной экономике безработица в регионе значительно выросла. Для преодоления проблем безработицы государству следует разработать
комплекс активных мер социального и эконо -мического характера:
1. Развитие предпринимательской деятельности, создание благоприятного делового климата, стимулирование инвестиций. Решение проблемы безработицы возможно при помощи развития реального сектора экономики. Так, в регионе есть потенциал для создания высокотехнологичных рабочих мест, внедряются новые инвестиционные проекты, также поможет развитие сельского хозяйства.
2. Организация общественных работ для безработных и ищущих работу граждан.
3. Частичное возмещение работодателям расходов на оплату труда работников, находящихся под риском увольнения.
4. Совершенствование правового регулирования дистанционной занятости в России, что позволит сдержать миграционный отток таких специалистов как программисты, разработчики, администраторы техподдержки и баз данных, менеджеры по онлайн-прода-жам, маркетологи, преподаватели, репетиторы и др.
Таким образом, поддержание высокого уровня занятости населения является важной задачей развития любого региона, а миграция рабочей силы отражает привлекательность тех или иных рынков труда и способствует либо развитию территории, либо возникновению депрессивных тенденций. Эффективная региональная политика занятости населения стимулирует социально-экономическое развитие территории. При этом ключевыми целями развития сферы занятости населения в Республике Калмыкия являются предотвращение напряженности на рынке труда, развитие человеческого капитала и совершенствование формирования кадрового потенциала.
Список литературы_
1. Бувашева, Е. Д. Молодежная безработица как угроза экономической безопасности государства / Е. Д. Бувашева, Д. В. Манджиева, В. И. Малунова, А. С. Мухлаева, А. Б. Хулхачиева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 1-2. - С. 18-23.
2. Зубаревич, Н. В. Влияние пандемии на социально-экономическое развитие и бюджеты регионов / Н. В. Зубаревич // Вопросы теоретической экономики. - 2021. - № 1 (10). - С. 48-60.
3. Курепина, Н. Л. Диагностика вызовов и угроз как инструмент управления экономической безопасностью и устойчивым развитием прикаспийского региона / Н. Л. Курепина, Н. Б. Берикова // Экономическая безопасность. - 2021. - Том. 4. - № 3. - С. 755-768.
4. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 // Российская газета. - 1996. - № 84.
5. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия: официальный сайт. - URL: https://astrastat.gks.ru (дата обращения: 12.09.2021).
References_
1. Buvasheva E.D., Mandzhieva D.V., Malunova V.I., Mukhlaeva A.S., Khulkhachieva A.B. Youth unemployment as a threat to the economic security of the state. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2019, No 1-2, рр. 18-23.
2. Zubarevich N.V. Influence of the pandemic on socio-economic development and regional budgets. Questions of theoretical economics, 2021, No 1 (10), рр. 48-60.
3. Kurepina N.L., Berikova N.B. Diagnostics of challenges and threats as a tool for managing economic security and sustainable development of the Caspian region. Economic security, 2021, t. 4, No 3, рр. 755-768.
4. On employment of the population in the Russian Federation: Federal Law of 19.04.1991 No 1032-1. Russian newspaper, 1996, No 4.
5. Federal State Statistics Service for the Astrakhan Region and the Republic of Kalmykia: the official website. URL: https: //astrastat.gks.ru (дата обращения: 12.09.2021).