УДК 331 З.С. Пашаева
Zemfira Pashaeva
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ» НА 2014 - 2018 ГГ., И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности воздействия государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 гг. на демографические процессы в регионе. Сделанные автором выводы сопоставлены с выводами по аналогичным программам в ряде других регионов Российской Федерации. Ожидаемые результаты программы рассмотрены во взаимосвязи с ожидаемыми прогнозами в демографическом развитии Республики.
Ключевые слова: региональная демографическая политика, политика занятости населения, напряженность на рынке труда, демографический прогноз, коэффициент демографической нагрузки.
STATE PROGRAM OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA «PROMOTION OF EMPLOYMENT OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA» 2014—2018 AND ITS IMPACT ON DEMOGRAPHIC PROCESSES IN THE REPUBLIC
Annotation. The article describes the features of influence of the state program of the Republic of North Ossetia-Alania «Promoting the employment of the population of North Ossetia-Alania» on 2014-2018 on the demographic processes in the region. Made by the author conclusions are compared with the findings of similar programs in other regions of Russia. Expected results of the program are considered in conjunction with the expected forecast in demographic development of the country.
Keywords: regional demographic policy, employment policy population, tensions in the labor market, the demographic forecast, the demographic dependency ratio.
Как известно, важнейшие программы, реализуемые на уровне отдельного региона, являются достаточно действенным инструментом проведения региональной демографической политики. Выделяют программы, ход реализации которых влияет на проведение региональной демографической политики непосредственно связанные с повышением рождаемости, снижением смертности населения, регулированием миграционных процессов и пр. Программы содействия занятости населения административно-территориальных образований оказывают на данный процесс косвенное воздействие, что ни в коей мере не снижает их значимости.
Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания» реализуется в течение 2014-2018 гг. В качестве основной цели программы ставится «обеспечение государственных гарантий в области защиты от безработицы и права на труд» [3]. Основными задачами программы выступают: содействие в трудоустройстве, развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, социальная поддержка безработных граждан, снижение напряженности на
© Пашаева З.С., 2016
рынке труда. Исследуемая программа имеет следующую структуру: подпрограмма 1. Активная политика занятости, трудовая мобильность населения и социальная поддержка безработных граждан; подпрограмма 2. Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения; подпрограмма 3. Обеспечение создания условий реализации государственной программы. В качестве целевых показателей программы выступают: уровень регистрируемой безработицы, коэффициент напряженности на рынке труда, отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте, численность инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Изучение программы позволило сделать ряд выводов, которые в дальнейшем были сопоставлены с выводами по аналогичным программам в ряде других регионов Российской Федерации.
Цель программы. Формулируется как «обеспечение государственных гарантий в области защиты от безработицы и права на труд» [3]. Для сравнения, цель аналогичной программы в Саратовской области - «создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда» [9]. По нашему мнению, последняя формулировка носит исчерпывающий характер и вполне соответствует потребностям рынка труда нашей Республики.
Задачи программы. В качестве задач программы выступают: содействие в трудоустройстве, развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, социальная поддержка безработных граждан, снижение напряженности на рынке труда РСО-Алания. По примеру Ростовской области и Республики Татарстан, в число приоритетных задач программы следовало бы включить «обеспечение реализации государственной политики занятости населения» [6; 7], т.е. проведение в жизнь государственной программы занятости РФ на уровне отдельного региона, а по примеру Ленинградской области - «повышение эффективности государственного управления охраной труда» и «повышение трудового потенциала региона» [5].
Структура программы. Одно из направлений подпрограммы 1 - «Повышение уровня информированности жителей республики о возможностях и условиях трудоустройства и проживания в других субъектах Российской Федерации», а также «содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» [3], хотя и будет способствовать дальнейшему трудоустройству, на демографической ситуации в республике, безусловно, скажется отрицательно, поскольку повысит и без того высокий уровень миграционного оттока. Подпрограмма 2 предусматривает содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Данное мероприятие предусматривает стимулирование работодателей к приему на работу граждан с ограниченными физическими возможностями путем возмещения затрат на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для их трудоустройства. За годы реализации программы предполагается оказать содействие трудоустройству 204 незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места [1]. Данная мера, безусловно, позволит повысить уровень жизни населения с ограниченными трудовыми возможностями, что также положительно скажется на демографических показателях РСО-Алания. Подпрограмма 3 - «Обеспечение создания условий реализации государственной программы» ставит целью эффективность расходования бюджетных средств и обеспечение доступности населению государственных услуг в сфере содействия занятости населения.
Основные исполнители и соисполнители программы. В качестве основных исполнителей программы выступают Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, а также ряд министерств и ведомств, в той или иной мере задействованных в ходе реализации программы занятости. Для реализации демографических проблем было бы целесообразным подключение к раз-
работке и реализации программы занятости государственных структур Республики, тем или иным способом связанных с реализацией демографической политики (см. табл. 1).
Таблица 1
Министерства и ведомства Республики, связанные с разработкой и реализацией демографической политики
Название министерства или ведомства Основные цели функционирования
Министерство экономического развития РСО-Алания Определение приоритетных направлений развития экономики республики, и, соответственно, направлений занятости населения
Министерство здравоохранения РСО-Алания Мониторинг состояния здоровья населения РСО-Алания и представление соответствующих данных в Комитет по занятости
Комитет РСО-Алания по делам молодежи Проведение молодежной политики в целом, в том числе участие в проведении политики занятости населения
Комитет связи и массовых коммуникаций Всестороннее освещение проблем занятости, оказание тем самым помощи в трудоустройстве населения республики
Целевые индикаторы программы занятости. В качестве таковых в программе выступают уровень регистрируемой безработицы, коэффициент напряженности на рынке труда, численность и доля инвалидов в трудоспособном возрасте, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. С целью повышения эффективности реализации политики занятости и с учетом необходимости решения важнейших вопросов демографического развития РСО-Алания, данный перечень можно было бы расширить. Так, в число важнейших индикаторов программы, по нашему мнению, можно было бы добавить следующие [11]:
- повышение уровня занятости населения в экономике РСО-Алания;
- понижение общего уровня безработицы в Республике;
повышение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в службу занятости населения в поиске подходящей работы;
- повышение доли граждан, получивших государственные услуги в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости населения за предоставлением государственных услуг;
- повышение уровня социальной адаптации на рынке труда РСО-Алания безработных граждан, обратившихся в службу занятости;
- Частичная компенсация снижения численности занятых в экономике области за счет вовлечения в трудовую деятельность безработных граждан, женщин, воспитывающих детей до 3-х лет, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, а также граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста;
- повышение качества и обеспечение доступности государственных услуг населению и работодателям в области содействия занятости и пр.
Данные выводы были сделаны в процессе рассмотрения программ занятости населения Ростовской, Ленинградской, Саратовской областей, Республики Татарстан и ряда других регионов, имеющих положительный опыт регулирования занятости населения.
Финансирование программы. Общий объем финансирования программы в 2014 - 2018 гг. планируется на уровне 1 663 003,00 тыс. руб. [3], источники финансирования - федеральный и местный бюджеты. Для сравнения, объемы финансирования соответствующих программ на уровне других регионов следующие: Республика Татарстан (2014-2020 гг.) - 11315776,7 тыс. руб. [7]; Ростов-
ская область (2014-2020 гг.) - 8 678 911,7 тыс. руб. [6]; Саратовская область - 5 366 520,6 тыс. руб. [9]; Ленинградская область (2016-2020 гг.) - 3 211 612,64 тыс. руб. [5]; Кабардино-Балкарская республика (2013 - 2020 гг.) - 3028482,3 тыс. руб. [8].
Даже на основе поверхностного сравнения можно сделать вывод о недостаточности средств на проведение мероприятий региональной программы занятости и необходимости привлечения в данную сферу дополнительных источников финансирования. Существование данной проблемы подтверждается и руководством республиканской службы занятости населения. Официально признается, что проблемы, характерные для Республики в данной области (молодежная безработица, осложненная дисбалансом спроса и предложения на рабочую силу, крайняя нехватка свободных рабочих мест, низкий уровень заработной платы по предлагаемым вакансиям, активизировавшийся процесс высвобождения работников, рост скрытой безработицы, трудности с трудоустройством инвалидов и женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей), решаются сложно. «В условиях ограниченного бюджета на текущий 2016 г., а также с учетом секвестрования ассигнований в прошедшем 2015 г., реализация целого ряда направлений Государственной программы «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 гг., будет крайне затруднительна» [3].
Сопоставление ожидаемых результатов программы с ожидаемыми прогнозами в демографическом развитии. Основные демографические показатели РСО-Алания (реальные и прогнозные) рассматриваются нами в табл. 2.
Таблица 2
Важнейшие демографические показатели РСО-Алания (реальные и прогнозные) [4]
Средний вариант прогноза
22012 22013 22014 22015 22016 22017 22021 22026 22031
Динамика численности 7700,6 7701,5 7702,5 7703,5 7704,5 7705,4 7707,3 7704,9 6697,4
населения (тыс. чел.)
Численность населения 4418,0 4415,0 4412,0 4408,4 4404,3 4400,1 3383,2 3371,8 3364,7
в трудоспособном воз-
расте (тыс. чел.)
Численность населения
моложе трудоспособ-
ного возраста (тыс.
чел.) 1132,0 1133,1 1134,7 1136,3 1138,2 1140,3 1147,1 1144,4 1133,4
Коэффициент демо- 3316 3321 3327 3334 3342 3345 3384 3388 3366
графической нагрузки
лицами моложе трудо-
способного возраста
(на 1000 чел. трудоспо-
собных)
Естественный прирост 11855 11772 11678 11636 11456 11399 5593 -650 -1369
населения (чел.)
Ожидаемая продолжи- 772,5 774,1 775,4 776,1
тельность жизни (лет)
Миграционный при- -920 -786 -690 -626 -564 -530 -394 -314 -332
рост (убыль) населения
(чел.)
Таким образом, численность населения Республики по данным прогноза, хоть и повышается вплоть до 2012 г., далее (2021-2031 гг.) имеет тенденцию к понижению [4]. Такая же тенденция в со-
ответствии со средним вариантом прогноза наблюдается в Кабардино-Балкарской республике (КБР) и Карачаево-Черкесской республике (КЧР). В Республике Дагестан (РД), Чеченской республике (ЧР) и Республике Ингушетия (РИ) численность населения в 2012-2031 гг. растет неуклонно из года в год. Численность населения в трудоспособном возрасте в РСО-Алания также понижается на весь указанный период и, в соответствии со средним видом прогноза, снижается за 2012-2031 гг. на 53,3 тыс. чел. (12,8 % от уровня 2012 г.). Та же тенденция наблюдается в КБР И КЧР. Что касается РД, то здесь данный показатель растет, но не очень высокими темпами - за 2012-2031 гг. на 5,8 тыс. чел. (0,3 % от уровня 2012 г.). В ЧР И РИ наблюдается ежегодный рост показателя достаточно высокими темпами [10].
Численность населения Республики моложе трудоспособного возраста в 2012-2021 гг. растет невысокими темпами, а затем начинается ее постепенное понижение (в итоге за 2012-2031 гг. рост 2,4 тыс. чел. (1,1 от уровня 2012 г.). Ежегодный рост данного показателя наблюдается в РД и ЧР. Коэффициент демографической нагрузки лицами моложе трудоспособного возраста (на 1000 чел. трудоспособных) в 2012-2026 гг. имеет тенденцию к росту, что является благоприятным фактором формирования трудового потенциала нашей Республики [2]. Однако по прогнозам экспертов данный показатель начнет понижаться, начиная с 2031 г. Аналогичная тенденция наблюдается в КЧР и КБР. Для сравнения коэффициент демографической нагрузки лицами моложе трудоспособного возраста в ЧР растет достаточно высокими темпами (с 593 в 2012 г. до 685 в 2031 г.), по этому показателю ЧР существенно опережает все республики Северо-Кавказского федерального округа [4].
Естественный прирост населения в РСО-Алания понижается с 2012 до 2021 г., в 2026 г. и 2031 г. по прогнозу ожидается естественная убыль населения. Данное обстоятельство негативным образом скажется на демографическом потенциале Республики. Что касается других республик Северо-Кавказского федерального округа, то такая же тенденция наблюдается в КБР, в КЧР по прогнозам экспертов наблюдается ежегодное понижение естественного прироста населения, естественной убыли при этом не ожидается. В ЧР из года в год наблюдается естественный прирост населения, при этом отмечается значительный ежегодный рост показателя. Ожидаемая продолжительность жизни населения в РСО-Алания в 2012-2031 гг. по прогнозу растет с 72,5 до 76,1 лет. Для сравнения, только в 2012 г. средняя продолжительность жизни населения в РД составила - 78,0 лет, в ЧР - 78,6 лет, РИ -79,7 лет. В 2012-2031 гг. наблюдается механическая убыль населения РСО-Алания. Наивысшая убыль населения в нашей Республике отмечается в 2012 г. За этот же период естественная убыль населения наблюдается также в РД, КБР, КЧР, ЧР. В РИ естественная убыль населения по прогнозу наблюдается лишь в 2026 и 2031 гг. [4].
Исследование динамики важнейших демографических показателей РСО-Алания в сравнении с соответствующей динамикой в республиках Северо-Кавказского региона свидетельствует о наличии неблагоприятных демографических тенденций в нашей Республике и необходимости проведения целостной всесторонней демографической политики в Республике [2]. Политика занятости населения Республики тесно связана с повышением уровня жизни населения. Демографические особенности населения РСО-Алания таковы, что, в отличие от развитых стран с достаточно высоким уровнем жизни населения, повышение рождаемости здесь тесно связано с уровнем и качеством жизни населения, мерами государственной поддержки семей, развитостью рынка труда и наличием рабочих мест [12]. Поэтому совершенствование политики занятости населения не может не привести к появлению положительных тенденций в демографическом развитии РСО-Алания.
Библиографический список
1. Бегиева, А. Ш. Исследование предпочтений молодых специалистов при выборе места работы / А. Ш. Бе-гиева, С. Ф. Дзагоев // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 13.-С. 322-327.
2. Бегиева, А. Ш. Формирование условий положительной динамики репродуктивного поведения населения региона / А. Ш. Багиева // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2015. -№ 13. - С. 262-270.
3. Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 гг. [Электронный ресурс] : Режим доступа : Официальный сайт Комитета РСО-Алания по занятости населения http://www.trud15.ru/laws/documents/432703 (дата обращения : 10.08.2016).
4. Каберты, Н. Г. Естественное движение населения Республики Северная Осетия-Алания: монография / Н. Г. Каберты. - М: ИСПИ РАН; Владикавказ : Изд-во СОГУ, 2015. - 176 с.
5. Об утверждении государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области» [Электронный ресурс] : - постановление Правительства Ленинградской области от 07.12.2015 №466. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/537985655 (дата обращения : 08.08.2016).
6. Об утверждении государственной программы Ростовской области «Содействие занятости населения до 2020 гг.» [Электронный ресурс] : - постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 586. - Режим доступа : Официальный портал Правительства Ростовской области http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=122993 (дата обращения : 08.08.2016).
7. Об утверждении Государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан» на 2014 - 2020 гг. [Электронный ресурс] : - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 августа 2013 г. № 553. - Режим доступа : Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http://docs.cntd.ru/document/463304205 (дата обращения : 07.08.2016).
8. О государственной программе Кабардино-Балкарской республики «Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской республики» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : - постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 2 июля 2013 гг. № 191-ПП. - Режим доступа : Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http://docs.cntd.ru/document/460131326 (дата обращения : 07.08.2016).
9. О государственной программе Саратовской области «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 г.» [Электронный ресурс] : - постановление Правительства Саратовской области от 3 октября 2013 г. № 525-П. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/467700858 (дата обращения : 09.08.2016).
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.gks.ru. (дата обращения : 11.08.2016).
11. Пашаева, З. С. Современные условия и факторы воспроизводства трудового потенциала региона / З. С. Пашаева // Стратегические направления современных социально-экономических преобразований: теория и практика. - Владикавказ, 2015. - С. 157-168.
12. Пашаева, З. С. Уровень жизни населения региона как фактор проведения региональной демографической политики / З. С. Пашаева // Вестник СОГУ. - 2015. - № 3. - С. 244-248.