Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ'

СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовный закон / система уголовных наказаний / военный конфликт / военное положение / штраф / дезертирство. / criminal law / system of criminal penalties / military conflict / martial law / fine / desertion.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матюхина Татьяна Игоревна, Ивлев Константин Александрович

в статье рассматривается специфика назначения уголовного наказания в условиях военного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE IMPOSITION OF CRIMINAL PUNISHMENT UNDER MARTIAL LAW

the article discusses the specifics of the imposition of criminal punishment under martial law.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»

СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

1 2 Матюхина Т.И. , Ивлев К.А.

'Матюхина Татьяна Игоревна - кандидат юридических наук, преподаватель, кафедра уголовного права 2Ивлев Константин Александрович - курсант, Институт подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД

России имени В. Я. Кикотя, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается специфика назначения уголовного наказания в условиях военного положения.

Ключевые слова: уголовный закон, система уголовных наказаний, военный конфликт, военное положение, штраф, дезертирство.

THE SPECIFICS OF THE IMPOSITION OF CRIMINAL PUNISHMENT UNDER

MARTIAL LAW Matyukhina T.I.1, Ivlev K.A.2

'Matyukhina Tatiana Igorevna - candidate of legal sciences, teacher, DEPARTMENT OF CRIMINAL LA W 2Ivlev Konstantin Aleksandrovich - cadet, INSTITUTE FOR TRAINING OF EMPLOYEES FOR PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES OF MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA NAMED AFTER V. YA. KIKOT,

MOSCOW

Abstract: the article discusses the specifics of the imposition of criminal punishment under martial law. Keywords: criminal law, system of criminal penalties, military conflict, martial law, fine, desertion.

УДК 343.24

В целом система уголовных наказаний достаточно сложное уголовно-правовое явление, связанное как между собой, так и с другими правовыми институтами. Уголовный закон военного времени должен обладать определенной спецификой, а именно ужесточением наказания за определенные виды преступлений в связи с повышением общественной опасности отдельных преступлений, которые содержит в себе действующий Уголовный кодекс Российской Федерации.

В условиях военного конфликта, несомненно, институт реализации уголовного наказания в современном правовом государстве должен достигать установленных Уголовным кодексом целей: восстановления социальной справедливости, исправления осуждённого, а также предупреждения совершения новых преступлений. Уголовное наказание имеет ряд особенностей и определённую специфику, говоря о его назначении в условиях военного положения.

Под военным положением следует понимать особый правовой режим, который вводится на территории Российской Федерации или в её отдельных местностях, в случае агрессии против Российской Федерации, или непосредственной угрозы такой агрессии. В таких условиях, кардинальным образом меняется политика государства, которая затрагивает все сферы общественной жизнедеятельности. По мнению В.И. Боева, идеология военного времени имеет ряд особенностей и определённую специфику в силу того, что целый ряд институтов Общей части и норм Особенной части претерпевают кардинальные изменения [6, с. 86]. Данная позиция объясняется гибкостью Уголовного законодательства в период введения военного положения: вводятся новые составы преступлений, ужесточается ответственность за воинские преступления.

Говоря о рациональности применения уголовного наказания в виде ограничения свободы, стоит сказать о том, что данный вид наказания в конечном итоге в точности дублирует ограничения, которые вводятся при режиме военного положения и обладают юридической силой в отношении всего населения Российской Федерации. В таком случае, в ситуации военного конфликта можно смело говорить о декриминализации уголовного наказания в виде ограничения свободы.

Соответствующим образом встаёт вопрос об актуальности и разумности применения уголовного наказания в виде запрета занимать определённые должности. Военный конфликт ставит под угрозы все сферы общественной жизни и в таких условиях, возникает закономерная потребность в привлечении различного рода специалистов. Реализацию процесса удовлетворения данной потребности в ситуации вооружённого столкновения существенно усложняет и ограничивает применение уголовного наказания в виде запрета занимать определённые должности.

Исполнение уголовного наказания в виде штрафа в условиях военного положения - является труднореализуемым и нецелесообразным. В такой ситуации, материальное положение граждан

усложняется, возникает ряд финансовых проблем, которые в свою очередь сопровождаются кризисной ситуацией в экономике государства.

При введении военного положения на территории государства ужесточается ответственность за определённые преступления, нередки и случаи появления новых составов преступлений, которые ранее не входили в систему уголовного законодательства государства.

Также нельзя не отметить недавние изменения в Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), связанные с ужесточением уголовной ответственности за воинские преступления, а также появлением новых составов преступлений.

В соответствии с федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [4], можно говорить об ужесточении ответственности за совершение различных преступлений в период мобилизации, военного положения, в военное время, в условиях вооруженного конфликта или боевых действий. К числу таких преступлений относятся, например:

1. Дезертирство;

2. Самовольное оставление части или места службы;

3. Утрата военного имущества;

4. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы и т.д.

Принятие данного федерального закона также внесло существенные изменения в УК РФ, связанные с

изменением положений об уголовной ответственности за неисполнение приказа в период военного положения. Законодатель разъясняет, что уголовная ответственность наступит вне зависимости от последствий данного деяния. Кроме того, в условиях военного положения, в военное время, в условиях вооружённого конфликта или боевых действий - лицо подлежит уголовной ответственности в случае отказа от участия в военных или боевых действиях.

В УК РФ также было введено дополнение, связанное с самовольным оставлением части или места службы граждан, которые проходят службу во время сборов. Законодатель разъясняет, что данные лица несут ответственность на равных условиях с военными, проходящими службу по контракту. Были введены новые составы преступлений за добровольную сдачу в плен и мародёрство [3].

В ситуации введения военного положения на территории Российской Федерации дискуссионным остаётся вопрос о востребованности особого вида уголовного наказания, который связан с лишением человека жизни - смертной казни. Норма ч. 1 ст. 59 УК РФ гласит: Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь [3]. Однако в РФ известно, что в 1969 году был издан Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. №724, регламентирующий определённые положения о поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы [3]. Кроме того, нельзя не упомянуть про Протокол № 6 от 28.04.1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [1] а также Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. [2] В соответствии с данными документами, В Российской Федерации данный вид наказания не применяется. Тем не менее, в протоколе чётко отражена возможность исполнения смертной казни как уголовного наказания в случае совершения лицом преступлений, нарушающих особые нормы уголовного законодательства во время военного конфликта, а также в случае неизбежной угрозы войны. На наш взгляд, анализируя исторический опыт, тактику ведения военного противостояния и крайнее упомянутое обстоятельство, данный вид уголовного наказания может оказаться достаточно необходимым, в условиях введения военного положения.

Говоря об особенностях назначения уголовного наказания в условиях военного положения нельзя не затронуть социальный аспект жизнедеятельности социума, который оказывает определённое влияние на систему наказаний. В данном случае, решающую роль играет общее состояние преступности в обществе, его идеологические и мировоззренческие взгляды, показатели нравственности и уровня образованности, а также демографическая статистика. В условиях введения военного положения, государство стремится достичь установленных целей. В данной ситуации осуждённые лица, которые могут создать препятствия к достижению поставленной задачи, подлежат незамедлительной изоляции. Иные резервные запасы общества должны быть задействованы государством в необходимом объеме для достижения поставленных задач и победы в войне.

Важным аспектом также является экономическое состояние государства. Данный фактор оказывает существенное влияние на такие виды уголовных наказаний, как ограничение свободы, арест и принудительные работы. В процессе исполнения данных наказаний могут возникнуть определённые материальные трудности. Они могут быть выражены в отсутствии электронных устройств ограничения подвижности и в ограничении возможности дистанционного наблюдения за осуждёнными, а также в отсутствии арестных домов и исправительных центров.

Важно отметить, что основополагающей основой для назначения уголовного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, в условиях военного положения является фактор морально психологического воздействия. Данная социально-правовая категория в своём содержании раскрывает страх, как морально психологическое переживание лица. Кроме того, В.Н. Орлов отмечает, что «сам факт осуждения может вызвать у осуждённого различные морально-психологические волнения: чувство вины, угрызения совести, эмоции раскаяния и сожаления и т. д.» [8, с.

93]. Данный аспект уголовного наказания имеет весомую ценность. Процесс реагирования общественности и государства на совершённое общественно-опасное деяние должен иметь отрицательную оценку совершённого преступления.

В условиях военного положения ужесточается уголовная ответственность за воинские преступления, вводятся новые составы. Возникают определённые финансовые трудности, не позволяющие применять некоторые виды уголовных наказаний. Кроме того, предельное внимание уделяется социальному аспекту жизнедеятельности общества, которое оказывает определённое влияние на систему уголовных наказаний. Действующее законодательство РФ в полной мере урегулирует вопросы, связанные с порядком назначения наказания в экстремальных условиях, однако, с научной точки зрения - возникают вопросы о рациональности и целесообразности назначения определённых видов уголовного наказания в условиях военного положения.

Список литературы /References

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ (дата обращения 12.05.2024)

2. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения 12.05.2024)

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

4. Федеральный закон №365-Ф3 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 24.09.2022 N 365-Ф3 (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427325/(дата обращения 13.05.2024)

5. Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». URL: https://base.garant.ru/1302390/(дата обращения 12.05.2024)

6. Боев В.И. Механизм уголовно-правового регулирования режима военного положения: диссертация доктора юридических наук / В.И. Боев. - Москва, 2008. - 452 С.

7. Орлов В.Н. К вопросу о сущности уголовного наказания / В.Н. Орлов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2006. - №1. - С. 92 - 94.

8. Звонов А.В., Расторопова О.В. Система уголовных наказаний по законодательству периода централизации государства Российского // Пробелы в Российском законодательстве. 2016. № 7. С. 125128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.