Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)'

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945 ГГ.) / ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВОЕННЫЕ ТРИБУНАЛЫ / ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / MILITARY PENAL LEGISLATION / MILITARY TRIBUNALS / MILITARY PROSECUTOR'S OFFICE / MARTIAL LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермолович Ярослав Николаевич

В статье рассказывается о развитии военно-уголовного законодательства в СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS IN MILITARY PENAL LEGISLATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

The paper goes over the development of military penal legislation in the Soviet Union during the Great Patriotic War of 1941-1945.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)»

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО m

m

*i ы

Я.H. ЕРМОЛОВИЧ Ya.N. YERMOLOVICH

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941—1945 гг.)

PROGRESS IN MILITARY PENAL LEGISLATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941—1945

Сведения об авторе. Ермолович Ярослав Николаевич — профессор кафедры уголовного права и криминологии Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, подполковник юстиции, доктор юридических наук (Москва. E-mail: Yaroslaverm@mail.ru).

Аннотация. В статье рассказывается о развитии военно-уголовного законодательства в СССР в период Великой Отечественной войны ( 1941—1945 гг.).

Ключевые слова: Великая Отечественная война ( 1941—1945 гг.); военно-уголовное законодательство; военные трибуналы; военная прокуратура; военное положение.

Information about author. Yaroslav Yermolovich — Professor of the Penal Law and Criminology Department at the Moscow Academy of the Inquiry Committee of the Russian Federation, Lieutenant-Colonel of Justice, D. Sc. (Law) (Moscow. E-mail: Yaroslaverm@mail. ru).

Summary. The paper goes over the development of military penal legislation in the Soviet Union during the Great Patriotic War of 1941-1945.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; military penal legislation; military tribunals; military prosecutor's office; martial law.

НАЧАЛО Великой Отечественной войны потребовало от законодателя принятия новых уголовно-правовых актов, адекватных целям и задачам, которые стояли перед страной и Вооружёнными силами в условиях военного времени. 22 июня 1941 года были приняты три указа Президиума Верховного Совета СССР: «О военном положении», «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» и «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий»1. Согласно указанным документам в соответствии с п. «т» ст. 49 Конституции СССР 1936 года военное положение было объявлено в западных республиках СССР, а также в ряде западных и северо-за-падных областей РСФСР. На остальной территории СССР действовал обычный правовой режим.

В указанных местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности были переданы военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было военных советов,

— высшему командованию войсковых соединений. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, совершённые как военнослужащими, так и иными лицами, были отнесены к подследственности военной прокуратуры и подсудности военных трибуналов, в т.ч. все дела о государственных преступлениях, о преступлениях против общественной (социалистической) собственности, о разбое, об убийствах, о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи, об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности, о сопротивлении представителям власти, о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия, о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных уголовными кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.

В местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий судебная власть была передана военным трибуналам, действовавшим при военных округах, фронтах, флотах, армиях,

корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях. Линейные суды на железнодорожном и водном транспорте были преобразованы в военные трибуналы на соответствующих железных дорогах и водных путях сообщения.

Вводился упрощённый порядок расследования уголовных дел и рассмотрения их в суде. Так, военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Дела рассматривались в составе трёх постоянных членов. Приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Военные советы округов, фронтов и армий (флотов, флотилий), а также командующие фронтами, армиями и округами (флотами, флотилиями) имели право приостановить исполнение приговора с высшей мерой наказания. Приговоры военных трибуналов вступали в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводились в исполнение (за исключением приговоров с высшей мерой наказания).

Подсудность уголовных дел между военными трибуналами разграничивалась следующим образом.К

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

подсудности военных трибуналов Красной армии и Военно-морско-го флота были отнесены все дела о преступлениях, совершённых военнослужащими Красной армии и Военно-морского флота, а также все дела об измене Родине, шпионаже, террористических актах и диверсиях. Остальные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 7 Указа «О военном положении», были отнесены к подсудности военных трибуналов войск НКВД, а если эти преступления были совершены на железных дорогах и водных путях сообщения, то к подсудности военных трибуналов железных дорог и водных путей сообщения.

Военным трибуналам при дивизиях были подсудны дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, занимавшими должности до командира роты включительно и приравненных к нему по служебному положению лиц. Военным трибуналам при корпусах — до командира батальона включительно и ему соответствующих лиц. Военным трибуналам при армиях (флотилиях)

— до помощника командира полка включительно и ему соответствую-щихлиц. Военным трибуналам при военных округах, фронтах и флотах — до командира неотдельной бригады включительно и ему соответствующих лиц.

Состояние военного времени, ведение боевых действий и введение особых правовых режимов на ряде территорий СССР детерминировали возникновение новых форм общественно опасного поведения, характерных только для военного времени, и как ответную реакцию

— необходимость уголовно-пра-вовой защиты существовавшего правового порядка, реализованную в принятых отдельных уголовно-правовых актах военного времени, направленных на уголовно-право-вую борьбу с так называемыми дезорганизаторами тыла.

Указом «О военном положении» военным властям в местностях, объявленных на военном положении, было предоставлено право: привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями; устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений; объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;

производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан; запрещать появление на улице после определённого времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц; воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении; выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных её пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.

Соответственно, в целях уголовно-правовой охраны вновь введённых специальных правовых режимов были приняты следующие правовые акты: Постановление СНК СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне» от 2 июля 1941 года № 18122; Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» от 6 июля 1941 года3; Постановление СНК СССР «О предоставлении совнаркомам республик и край(обл) исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу» от 23 июля 1941 года, предусматривавшее ответственность за отказ от перехода на работу в другие предприятия и учреждения; Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» от 26 декабря 1941 года4; Постановление ГКО СССР «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» от 17 сентября 1941 года5; Постановление ГКО СССР «О порядке передвижения военнообязанных в военное время и ответственности за уклонение от воинского учёта» от 16 января 1942 года № ГКО-1159с6, предусматривавшее особую ответственность за уклонение от воинского учёта в военное время и содействие этому; Приказ Наркомюста СССР «Об ответственности граждан, проживающих в освобождённых Красной Армией населённых пунктах, за несдачу трофейного имущества, брошенного противником» от 26 января 1942 года N9 6; Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период воен-

ного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» от 13 февраля 1942 года7, устанавливавший уголовную ответственность за уклонение от мобилизации для работы на производстве или строительстве; Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» от 13 апреля 1942 года № 508, вводившее уголовную ответственность за невыработку колхозниками обязательного минимума трудодней; Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» от 13 апреля 1942 года № 507, предусматривавшее ответственность за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы; Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переводе на положение мобилизованных рабочих, служащих и инженерно-технических работников в близких к фронту районах» от 29 сентября 1942 года8, устанавливавший ответственность за невыполнение распоряжений по эвакуации рабочих и служащих прифронтовых районов; Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» от 15 ноября 1943 года.

Помимо законов военного времени в период Великой Отечественной войны были введены в действие существовавшие ранее уголовно-правовые нормы, предусматривавшие ответственность за преступления, совершавшиеся в военное время или в боевой обстановке. Так, ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР предусматривала специальный состав контрреволюционной агитации и пропаганды, совершённой в военной обстановке. Ст. 59-4 УК РСФСР предусматривала ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу. Ст. 59-6 УК РСФСР — за отказ и уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей (в частности, военно-автотранспортной, военно-конской, военно-повозочной и военно-судовой). Ст. 59-7 ч. 2 УК РСФСР говорила об особо опасном виде возбуждения национальной вражды и розни, учинённом в военной обстановке. Ст. 132 УК РСФСР устанавливала ответственность за бесхозяйственность, невыполнение обязательств по договорам и

. Я.Н. ЕРМОЛОВИЧ. Развитие военно-уголовного законодательства... •

I

т.п., если деяние было совершено в боевой обстановке. Ст. 193-10а УК РСФСР — за уклонение от призыва по мобилизации. Ст. 193-20 УК РСФСР — за сдачу неприятелю начальником вверенных ему военных сил. Ст. 193-21 УК РСФСР —за отступление от данных для боя распоряжений; ст. 193-22 РСФСР — за самовольное оставление поля сражения; ст. 193-27 УК РСФСР — за мародёрство; ст. 193-28 УК РСФСР

— за грабёж и разбой в отношении населения района военных действий. Следует отметить, что ни одна статья Положения о воинских преступлениях 1927 года (гл. 9 УК РСФСР 1926 г.) не претерпела изменений за годы войны, что свидетельствует об очень удачной и адекватной структуре и содержании этого источника военно-уголовного права.

Ряд ранее существовавших составов воинских преступлений и преступлений против порядка управления приобрёл в условиях военного времени повышенную общественную опасность: ст. 64 УК РСФСР — нарушение правил, установленных для учёта военнообязанных. Ст. 68 УК РСФСР — уклонение от обязательной военной службы лиц, состоявших в запасе Красной армии и ВМФ. Ст. 59-ЗаУК РСФСР

— похищение оружия и боеприпасов из складов и хранилищ Красной армии. Ст. 59-Зд УК РСФСР — нарушение правил о международных полётах. Ст. 66 УК РСФСР — уклонение от опытных мобилизаций. Ст. 70 УК РСФСР — нарушение правил о военно-конском и военно-транспортном учёте. Ст. 84 УК РСФСР — незаконный переход границы СССР. Ст. 193-10 п. «б» УК РСФСР — неявка в срок без уважительных причин военнообязанных запаса на учебные и поверочные сборы.

Характерной особенностью уголовного законодательства военного времени является то, что уголовно-правовые нормы содержались не только в законодательных актах, но и в других правовых актах: указах Президиума Верховного Совета СССР, который мог давать только толкование действовавших законов; совместных постановлениях СНК СССР и ЦК ВКП(б), которые по своей правовой природе являлись постановлениями Правительства СССР и партийными решениями негосударственной организации; постановлениями Государственного Комитета Обороны СССР — чрезвычайного органа, созданного на период войны, которому Президи-

ум Верховного Совета СССР, Центральный комитет ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР делегировали всю полноту власти в государстве и обязали всех граждан и организации беспрекословно выполнять решения и распоряжения этого органа, который, однако, не был предусмотрен Конституцией СССР9. В соответствии со ст. 14 Конституции СССР 1936 года к ведению высших органов государственной власти Союза ССР относилось лишь установление основ уголовного законодательства. Уголовное законодательство РСФСР относилось к предмету ведения РСФСР в соответствии со ст. 19 Конституции РСФСР 1937 года; конституциями других союзных республик были предусмотрены подобные положения.

Некоторые составы преступлений содержались в разных главах уголовных кодексов союзных республик, в главе о воинских преступлениях или о государственных. В некоторых уголовных кодексах союзных республик вообще отсутствовали ряд преступлений против обороны. Например, нарушение правил проживания и въезда в приграничных полосах содержалось в Уголовном кодексе УССР, но не было включено в уголовные кодексы РСФСР и БССР. Уклонение от призыва по мобилизации изначально содержалось в главе о преступлениях против порядка управления УК РСФСР, потом было перемещено в главу о воинских преступлениях. А в уголовных кодексах УССР и БССР этот состав содержался и в главе о воинских преступлениях, и в главе о преступлениях против порядка управления. Уклонение от обязательной военной службы лиц, состоявших в запасе, специально предусматривалось УК РСФСР, а также УК Туркменской ССР и УК Таджикской ССР. Уголовные же кодексы Украинской ССР, Узбекской ССР, Азербайджанской ССР и Белорусской ССР состава названного преступления не предусматривали. В УК РСФСР, в УК Белорусской ССР и в УК некоторых других союзных республик уклонение от выполнения военно-конской и военно-транспортной повинностей в условиях военного времени охватывалось составом преступления, предусмотренным ст. 59-6 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик. В Украинском же УК помимо названной статьи имелась ещё и специальная статья в разделе о прочих преступлениях против порядка управления (ст. 65 УК УССР),

предусматривавшая непредоставление без уважительных причин по мобилизации или дополнительной поставке на сгонный или сдаточный пункт рабочих животных (лошадей, волов и т.д.), повозок, упряжи, автомобилей и т.п.10

Состав такого преступления, как нарушение правил въезда и проживания в пограничных полосах, введённый в советское уголовное законодательство постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1935 года11, одними союзными республиками был включён в уголовные кодексы (ст. 80-3 УК Украинской ССР), другими же союзными республиками — нет (РСФСР, БССР и др.).

Составы отдельных преступлений, появившихся в условиях Великой Отечественной войны, не получили вовсе какого-либо юридического оформления. Вопрос о квалификации таких составов был разрешён особыми указаниями пленума Верховного суда СССР с применением аналогии закона, что допускалось действовавшим в то время уголовным законодательством (ст. 16 УК РСФСР 1926 г.). Так, пленум Верховного суда СССР в своём постановлении от 11 октября 1941 года «Об уголовной ответственности граждан, уклоняющихся от всеобщего обязательного обучения военному делу»12 указал, что граждане СССР, привлекавшиеся согласно Постановлению ГКО от 17 сентября 1941 года к обязательному обучению военному делу, за уклонение от указанного обучения подлежали уголовной ответственности по ст. 68 УК РСФСР (отказ или уклонение от обязательной военной службы) и соответствующим статьям УК других союзных республик. В тех союзных республиках, уголовные кодексы которых не содержали статей, соответствовавших ст. 68 УК РСФСР, к виновным в уклонении от обязательного обучения военному делу должна была применяться по аналогии статья, предусматривавшая уклонение от очередного призыва на действительную военную службу.

Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 года № 1812 была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне всего взрослого населения СССР в возрасте от 16 до 60 лет. Как прохождение обучения по противовоздушной подготовке, так и участие в группах самозащиты местной противовоздушной обороны являлись государственными обязанностями(повинностями). Нарушение правил по

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

светомаскировке и распоряжений по противопожарной безопасности препятствовало организованной борьбе с вражескими воздушными нападениями, тем самым ослабляя оборону СССР. Поэтому нарушения правил по светомаскировке и правил по противопожарной безопасности должны были также влечь ответственность, как и уклонение от несения обязанностей в группах самозащиты. Однако в действовавших уголовных кодексах союзных республик не было предусмотрено специального состава преступления, заключавшегося в нарушении правил и распоряжений по противовоздушной обороне.

В связи с поступившими запросами судебных органов о квалификации нарушений правил и распоряжений по местной противовоздушной обороне пленум Верховного суда Союза ССР своим постановлением от 26 июня 1941 года13 разъяснил судам, что за злостное нарушение распоряжений по светомаскировке и другим мероприятиям местной противовоздушной обороны в местностях, объявленных на военном положении, следовало применять ст. 59-6 УК РСФСР (отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей) и соответствующие статьи УК других союзных республик. Директивным письмом НКЮ СССР и прокурора Союза ССР от 7 августа 1941 года за N9 АД(17)67 было разъяснено, что в местностях, не объявленных на военном положении, но где обязательна светомаскировка, злостное нарушение правил по противовоздушной обороне также должно квалифицироваться по ст. 59-6 УК РСФСР.

Таким образом, уголовное законодательство тех лет не совсем соответствовало конституциям СССР, РСФСР и других союзных республик, но отвечало условиям военного времени, целям и задачам, стоявшим перед страной.

Говоря об уголовно-исполнительной (исправительно-трудовой) политике Советского государства в годы Великой Отечественной войны, следует отметить её направленность на решение военных, политических и социально-экономических задач в первую очередь, решению же задач исправления и перевоспитания осуждённых отводилась второстепенная роль. Так, в постановлении пленума Верховного суда СССР «О направлении незаконченных дел в отношении лиц, призванных в Красную Армию и Военно-Мор-

ской Флот, и о порядке исполнения приговоров к лишению свободы в отношении этих лиц» от 8 января 1942 года № 1/2/У14 отмечалось, что незаконченные производством дела в отношении лиц, совершивших преступления до призыва их в Красную армию и Военно-мор-ской флот, подлежали направлению через военную прокуратуру и военный трибунал по месту службы обвиняемого. Если ко времени вступления в законную силу приговора к лишению свободы осуждённый находился в рядах Красной армии или Военно-морского флота, суд, вынесший приговор, мог вынести определение об отсрочке исполнения приговора применительно к примечанию 2 к ст. 28 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

В постановлении «О применении ст. 19-2 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик к военнообязанным, подлежащим призыву или мобилизации» от 22 января 1942 года №2/3/У5 пленум Верховного суда СССР разъяснил, что осуждение лиц, совершивших преступление, клишению свободы на срок не свыше 2 лет без поражения в правах не являлось препятствием к призыву или мобилизации этих лиц в Красную армию или Военно-морской флот. В этих случаях применительно к ст. 19-2 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик (примечание 2 к ст. 28 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) исполнение приговора приостанавливалось судом, вынесшим приговор, до возвращения осуждённого из Красной армии или Военно-мор-ского флота.

В ряде других постановлений пленум Верховного суда СССР разъяснил, что действие норм об отсрочке исполнения приговора с направлением в действующую армию распространялось на работников железнодорожного и водного транспорта; подсудимых по делам о дезертирстве, совершённом в военное время; лиц, осуждённых за уклонение в военное время от военногоучёта. Мобилизационная потребность и комплектование Вооружённых сил являлись приоритетными задачами по сравнению с реализацией целей уголовного наказания.

Отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию применялась в среднем в 50 проц. судебных решений16. В период с 1941 по 1943 год на фронт

были направлены около 1 млн осуждённых. Если в 1920—1930-е годы удельный вес лишения свободы в структуре назначавшихся наказаний колебался в диапазоне 30,4 проц. (1925 г.) — 26,7 проц. (1934 г.), то в начальный период войны он поднялся до 69,3 проц. (1942 г.). Доля смертной казни достигала во второй половине 1941 года 33,8 проц. К1944 году она упала до 7,6 проц., а в 1945 году — до 5,1 проц.17

В годы Великой Отечественной войны были воссозданы штрафные части. Согласно Положениям о штрафном батальоне и роте18 в штрафные части направлялись военнослужащие, нарушившие воинскую дисциплину по трусости и неустойчивости, как на основании приказа соответствующего начальника (от командира полка и выше), так и на основании приговора военного трибунала с применением отсрочки исполнения. Причём командиры и комиссары направлялись в штрафные батальоны только по приговору военного трибунала. Срок содержания в штрафных батальонах и ротах был установлен от одного до трёх месяцев. Соответственно, в штрафные батальоны направлялись лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава, а в штрафные роты — рядовые и младшие командиры. Кроме того, устанавливался ряд правоограничений для военнослужащих-штрафников (временное разжалование в рядовые, временное лишение наград, ограничение выплаты денежного довольствия и т.п.). Таким образом, штрафные части военного времени являлись промежуточным звеном между дисциплинарным взысканием и уголовным наказанием. Следует иметь в виду, что осуждённые с отсрочкой исполнения приговора с направлением в действующую армию могли быть направлены как в штрафные части, так и в обыкновенные воинские части. В местностях, где не было объявлено военное положение, продолжали действовать дисциплинарные батальоны.

Великая Отечественная война показала пробельность советского уголовного законодательства, которое не предусматривало специальных составов преступлений против мирного населения, субъектами которых могли быть иностранные военнослужащие и граждане. Это отразилось в многочисленных нотах Народного комиссариата иностранных дел СССР о злодеяниях фашистских захватчиков, указах Президиума Верховного Совета

. Я.Н. ЕРМОЛОВИЧ. Развитие военно-уголовного законодательства... •

i

СССР (от 2 ноября 1942 г. о создании Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и др.), заявлениях глав государств, а также международных соглашениях (например, Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства)19. В 1943 году Президиум Верхового Совета СССР издал Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников»20. Согласно этому правовому акту военнослужащие иностранных армий за совершение преступлений против мирного населения на территории СССР подлежали уголовной юрисдикции советских военно-судебных органов. В качестве наказания за эти преступления была установлена смертная казнь через повешение и наказание в виде каторжных работ на срок от 15 до 20 лет. С 1943 по 1952 год по этому указу были привлечены к уголовной ответственности не менее 81 780 человек, в т.ч. 25 209 иностранцев21. Следует отметить, что смертной казни через повешение и каторжных работ в советском уголовном и исправительно-трудовом законодательствах не существовало, поэтому в вышеприведённых случаях применялась аналогия закона: такие осуждённые содержались в штрафных исправительно-трудовых колониях на самых строгих условиях.

Советские органы военной юстиции (военные трибуналы и военные прокуратуры) действовали и на территории Германии на заключительном этапе войны и в послевоенный период (до 1953 г.). В отношении немецких граждан (не военнопленных), виновных в преступлениях против советских граждан, и военнопленных военные трибуналы применяли по аналогии ст. 58-2 УК РСФСР (вооружённое восстание или вторжение на советскую территорию контрреволюционных банд), вышеназванный Указ от 19 апреля 1943 года, а также закон «О наказании лиц, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира и человечности» Контрольного совета в Германии от 20 декабря 1945 года № 10. Тем самым как бы ликвидировался пробел в уголовном законодательстве.

7 июля 1945 года в ознаменование победоносного завершения войны с

гитлеровской Германией на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР были освобождены от наказания все военнослужащие, осуждённые с отсрочкой исполнения приговора, кроме того, с них была снята судимость. Этим же указом были освобождены от наказания все лица, осуждённые к лишению свободы на срок не свыше трёх лет и к более мягким мерам наказания, а также лица, осуждённые за воинские преступления, перечисленные в указе22.

21 сентября 1945 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О признании утратившими силу указов Президиума Верховного Совета СССР об объявлении в ряде местностей СССР военного положения», которым отменил все 5 ранее действовавших указов об объявлении военного положения в отдельных местностях СССР23.

28 сентября 1945 года пленум Верховного суда СССР в своём постановлении № 12/13/У «О прекращении применения санкций военного времени и отсрочки исполнения приговоров с направлением осуждённых в действующую армию, а также о применении военными трибуналами процессуальных норм мирного времени»24 разъяснил, что уголовно-правовые нормы военного времени не должны применяться в отношении преступлений, совершённых после прекращения войны, а при рассмотрении уголовных дел в военных трибуналах, за исключением военных трибуналов, состоящих при оккупационных армиях, и военных трибуналов, действующих в местностях, объявленных на военном положении, необходимо применять процессуальные законы, действующие в мирное время.

9 февраля 1953 года пленум Верховного суда СССР в своём постановлении № 2с «О порядке рассмотрения судебных дел военными трибуналами в отношении иностранных граждан» разъяснил, что при рассмотрении таких дел трибуналам необходимо руководствоваться уголовным и процессуальным законодательством мирного времени, окончательно прекратив таким образом применение уголовного законодательства военного времени.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.

2 Собрание постановлений Правительства СССР. 1941. № 16. С. 314.

3 Ведомости ВС СССР. 1941. № 32.

4 Там же. 1942. №2.

5 Известия Советов Депутатов Трудящихся СССР. 1941.19 сентября.

6 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 1.Д. 19. Л. 144.

7 Ведомости ВС СССР. 1942. № 6.

8 Там же. № 38.

9 Об образовании Государственного Комитета Обороны: постановление Президиума ВС СССР, СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г. // Ведомости ВС СССР. 1941. № 31.

10 См.: Менъшагин В.Д. Преступления против обороны СССР. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1951. Ч. 1. Преступления против обороны СССР. Ч. 2. Отдельные виды преступлений против обороны СССР. 742 с.

11 О въезде и проживании в пограничных полосах: постановление ЦИК СССР № 12, СНК СССР № 1487 от 17 июля 1935 г. // Собрание законов СССР. 1935. № 45. Ст. 377.

12 Сборник документов по истории советской военной юстиции / Сост. Л.Н. Гусев. М„ 1954. С. 370.

13 Там же. С. 365.

14 Там же. С. 373, 374.

15 Там же. С. 374.

16 Шупленков В.П. О практике применения мер наказания в военное время // Бюллетень УВС и ВК ВС СССР. 1985. № 1(121). С. 29—39; он же. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР. Дисс.... докт. юрид. наук. М., 1986. С. 324.

17 Он же. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР. С. 318—339.

18 Приказ НКО с объявлением положений о штрафных батальонах и ротах и штатов штрафного батальона, роты и заградительного отряда действующей армии от 28 сентября 1942 г. № 298 // Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР: 22 июня 1941 — 31 декабря 1942 г. Т. 13. М., 1997. С. 312-315.

19 См.: Ни давности, ни забвения: по материалам Нюрнбергского процесса. М., 1984. С. 14—43; Нюрнбергский процесс: сборник материалов. Т. 1. М., 1954. С. 3-12.

20 О мерах наказания для немецко-фа-шистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников: указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. № 39. Интернет-ресурс: Справочная правовая система «Консультант Плюс».

21 См.: Епифанов А.Е. Ответственность за военные преступления, совершённые на территории СССР в период Великой Отечественной войны: историко-право-вой аспект. Дисс.... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 4.

22 Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией: Указ Президиума ВС СССР от 7 июля 1945 г. // Ведомости ВС СССР. 1945. № 39.

23 Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. № 71.

24 Сборник документов по истории советской военной юстиции. С. 436,437. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.