Научная статья на тему 'О КАРАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

О КАРАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
835
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / RETALIATORY POLICY / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / MARTIAL LAW / ВОЕННЫЕ ТРИБУНАЛЫ / MILITARY COURTS / УПРОЩЁННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / SIMPLIFIED LEGAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Желтухин Андрей Александрович

В статье раскрываются вопросы ужесточения уголовно-процессуальной политики советского государства в условиях военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the retaliatory policy of the USSR in days of the Great Patriotic War

In article questions of toughening of a criminally-remedial policy of the Soviet state in the conditions of a wartime reveal.

Текст научной работы на тему «О КАРАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 343.197+93/94

А. А. Желтухин О КАРАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А. А. Geltuhin

ABOUT THE RETALIATORY POLICY OF THE USSR IN DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

В статье раскрываются вопросы ужесточения уголовно-процессуальной политики советского государства в условиях военного времени.

Ключевые слова: карательная политика, военное положение, военные трибуналы, упрощённое судопроизводство.

In article questions of toughening of a criminally-remedial policy of the Soviet state in the conditions of a wartime reveal.

Key words: the retaliatory policy, the martial law, the military courts, the simplified legal proceedings.

Развязанная в 1939 году Вторая мировая война не могла серьёзно повлиять на систему правосудия в СССР, которая в условиях сформировавшегося тоталитарного режима итак носила упрощённый характер. Однако уже в 1940 году был принят ряд указов, внесших дополнения в карательную политику Советского Союза. Основным стал указ от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

С началом Великой Отечественной войны был пересмотрен список действий, за которые устанавливалась уголовная ответственность, что выразилось в возрастании качественного участия уголовного преследования. Те проступки, которые ранее квалифицировались как административные правонарушения, стали относиться к уголовным и влекли за собой соответствующее наказание. Например, «распространение в военное время ложных слухов» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г.), «уклонение от сдачи радиоприемников и призматических биноклей» (на основании ст. 59-6 УК РСФСР), «уклонение от обязательного обучения военному делу». Для колхозников были определены наказания «за невыработку минимума трудодней» (Указ от 15 апреля 1942 г.), «за уклонение от уплаты налогов или невыполнение повинностей» (на основании ст. 596 УК РСФСР); для молодежи - «за уклонение от воинского учёта» (постановление ГКО от 16 января 1942 г.), «за уклонение городского населения от мобилизации на период военного времени на работу в промышленность и строительстве» (Указ от 13 февраля 1942 г.), «уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы» (Указ от 15 апреля 1942 г.) и др.

Возрастной порог наступления уголовной ответственности был приравнен к 14 годам.

На основании Указа «О военном положении» № 219 г. от 23 июня 1941 г.1 вся власть в местностях, объявленных на военном положении, и в отдельных местностях по всей территории СССР с целью обеспечения общественного порядка и государственной безопасности была передана военным властям (военным советам фронтов, армий, военных округов и т. д.). На основании статьи 6 Указа за неподчинение требованиям и приказам военных властей и за преступления,

1 Указ «О военном положении» № 219 от 23.06.1941 г. // Военная библиотека : [Электронный ресурс]. URL : //http : //militera. lib.ru/docs/da/nko_1941-1942/01. html.

совершённые в указанных местностях, виновные лица подлежали наказанию по законам военного времени.

Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов, а именно: дела о государственных преступлениях; дела о преступлениях, предусмотренных законом от 7 августа 1932 года «Об охране советской (социалистической) собственности»; дела о преступлениях, совершённых военнослужащими; дела о разбое; дела об умышленных убийствах; дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи; дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности; дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, хищении оружия (статья 7).

Кроме того, военным властям предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных уголовными кодексами союзных республик, если военное командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. За исключением приговоров о смертной казни, все приговоры вступали в силу с момента провозглашения и исполнялись немедленно1.

В 1943 г. была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Тогда же в уголовное право были введены новые виды наказаний — смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления, совершённые немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведён ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками2.

Так же, новизной военного времени стало упрощение судопроизводства, отразившееся на порядке и процедурах в отношении следственных и судебных мероприятий. Это стало возможным благодаря повышению роли, возложенной на специальные суды (военные и транспортные трибуналы), порядок осуждения в которых (основанный на указах) был упрощён и ускорен. Высокая степень зависимости советского правосудия от политического влияния и прагматическое отношение режима к использованию правовых норм, особенно характерные для периода войны, привели к значительному увеличению числа субъектов правоприменения, не относящихся к сфере правосудия. В итоге, сложившаяся система правосудия перешагнула те каноны и нормы, на которых было основано судопроизводство в предвоенный период.

Руководство СССР, возложив права и обязанности на должностных лиц, добилось того, что руководители на местах не имели шансов на уклонение от исполнения своих функций в плане наказания, так как от этого в прямой зависимости находилось и их собственное благополучие и свобода.

Невероятное рассредоточение административно-правовых функций породило широкое и хаотичное применение закона. Необоснованным арестам, казням и другим уголовным наказаниям во время войны открылись широкие границы, и потому жертвами судебного произвола стали миллионы советских граждан. Статистика осуждений за 1940-1945 гг., вероятно, никогда не будет установлена в полном объёме. Но даже выявленные сведения дают основания полагать, что карательное правосудие в СССР отличалось в военный период беспрецедентной экспансией и исполняло важную роль в качестве инструмента управления страной3.

1 Общая характеристика советского правосудия. [Электронный ресурс] : URL:// http://www.indem.ru/ Proj/SudRef/prav/ObsHarSovPravosu.htm.

2 Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация (том I). [Электронный ресурс] : URL:// http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a117.htm.

3 Папков С. А. Карательное правосудие в СССР в годы Второй мировой войны(1940-1945) //

В системе советского правосудия «контрреволюционные» действия традиционно рассматривались как наиболее тяжкие государственные преступления1. В условиях войны степень ответственности за «контрреволюционные деяния» ещё более возросла. Соответственно повысилась и мера наказания. В Приказе Наркома юстиции РСФСР К. П. Горшенина от 31 октября 1941 года «О работе Верховных судов АССР, краевых, областных и окружных судов по делам о контрреволюционных преступлениях в военное время» всем судам ставилась задача «обеспечить суровую судебную репрессию ко всем контрреволюционерам и агентам германского фашизма...», применять законы военного времени ко всем случаям контрреволюционной пропаганды и агитации, «независимо от того, совершено ли преступление на территории, объявленной или необъявленной на военном положении»2.

Широкий спектр изменений в сторону карательного производства был произведён в области трудовых отношений. Регламентация, которая проявилась во всех отраслях экономического и государственного управления в стране, выстроилась и закрепилась в целой системе правовых актов. Можно сказать, что указы, неся в себе подробные требования и условия применения права с разнообразными видами уголовных наказаний, по своей сущности заменили Уголовный Кодекс, что указывает на важность их роли в политической и экономической жизни страны.

Активное вторжение уголовного права в сферу трудовых отношений, начавшееся с Указа от 26 июня 1940 г. об уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, повлекло за собой очень глубокие и долгосрочные последствия для всей системы советского правосудия3. Указ подчеркивал, что все работники предприятий были закреплены за ними, и не допускал их увольнений. Самовольные уходы, опоздания и прогулы заносились в разряд уголовных преступлений. Так самовольный уход с рабочего места наказывался заключением на 2-4 месяца, а в 1942 г. это же преступление объявлялось уже дезертирством и каралось заключением на срок от 5 до 8 лет.

С осени 1941 г. в обстановке массовой эвакуации и падения объёмов производства началась очередная фаза активизации Указа от 26 июня 1940 г. В Сибири быстрый рост поступления в суды уголовных дел за прогулы и самовольные уходы был отмечен в середине 1942 г. «в связи с невыполнением планов выработки продукции на ряде шахт предприятий»4.

Другой стороной карательной политики в годы войны становится действие военных трибуналов и других категорий военных судов. 22 июня 1941 г. были учреждены военные трибуналы в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и госбезопасности, хищениях социалистической собственности, разбоях, убийствах, уклонении от исполнения всеобщей воинской повинности. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Лишь о приговорах к высшей мере сообщалось телеграммой председателю Военной

[Электронный ресурс] : URL:// http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2000Papkov.htm.

1 См.: Папков С. А. Контрреволюционная преступность и особенности её подавления в Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Урал и Сибирь в сталинской политике. Новосибирск, 2002. С. 205-223.

2 ГАНО. Ф. Р-1027. Оп. 9. Д. 5. Л. 172. Приказ Наркома юстиции РСФСР К. П. Горшенина от 31.10.1941 г. «О работе Верховных судов АССР, краевых, областных и окружных судов по делам о контрреволюционных преступлениях в военное время»

3 Наиболее подробный анализ действия Указа от 26 июня 1940 г. в предвоенный период содержится в книге: Питер Соломон Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 291-313.

4 Рожнева Ж. А. Политические судебные процессы в Западной Сибири : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Томск, 2003 226 c. [Электронный ресурс]. URL://http://www.dissercat.com/content/politicheskie-sudebnye-protsessy-v-zapadnoi-sibiri-v-1920-1930-e-gg.

коллегии Верховного Суда СССР, и, если до истечения 72 часов она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Работники транспорта объявлялись мобилизованными до конца войны1.

В военные годы сохраняется и практика внесудебных репрессий, действуют печально известные «двойки» и «тройки», а зачастую и суд работает вне рамок правового поля. Так, председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в отставке Н. А. Петухов приводит пример, когда на основании решения ГКО СССР 8 сентября 1941 года Военная коллегия Верховного Суда СССР без проведения предварительного разбирательства вынесла приговор в отношении 161 лица2.

По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. В публицистике последних лет эта мера представлена как неоправданная жестокость, хотя сведений о расстрелах заградотрядами не приводилось. На деле это была мера психологического воздействия. Она была введена после того, как опыт первого года войны показал, что самые большие потери войска несли при панике и беспорядочном отходе3.

Ещё одной особенностью судопроизводства военного времени стало использование такого правового института, как военное и осадное положение. Представляя правовой режим особой строгости, он передавал военному руководству чрезвычайные полномочия и полную реализацию судопроизводства.

Одновременно формируется второе направление развития законодательства военного времени, связанное с расследованием преступлений, совершённых противниками СССР. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года «Об образовании Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР» была учреждена названная Комиссия и установлены процессуальные основы её деятельности.

Указом от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и их пособников»4 было предусмотрено создание военно-полевых судов при дивизиях действующей армии. В их состав входили: председатель военного трибунала дивизии, начальник особого отдела дивизии и заместитель начальника командира дивизии по политической части. Были определены виды наказания (каторжные работы от 15 до 20 лет, пособникам из местного населения, смертная казнь через повешение для иных субъектов); установлен особый, упрощённый и оперативный, порядок работы военно-полевых судов и исполнения их приговоров (немедленно). С 1944 года в тех случаях, когда передача последней категории дел военно-полевым судам была невозможна, эти дела подлежали рассмотрению военными трибуналами5.

1 История государства и права России : учебник для вузов / отв. ред. д-р юрид. наук, проф., академик Международной Славянской Академии С. А. Чибиряев. М., 1998. С. 239.

2 Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. № 8.

3 Кара-Мурза С. История советского государства и права [Электронный ресурс]. URL:// http:// www. hrono. ru/libri s/lib_k/pravo7. html.

4Общая характеристика советского правосудия // Indem: [Электронный ресурс] http://www.indem.ru/ Proj/SudRef/prav/ObsHarSovPravosu.htm

5Там же.

Именно в годы войны возник ещё один вид судебных органов — лагерные суды, призванные рассматривать все дела о преступлениях, совершённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД, за исключением дел о преступлениях, совершённых сотрудниками НКВД, имеющими военные звания и специальные звания государственной безопасности, которые отнесены к подсудности военных трибуналов1.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что система советского правосудия в годы Великой Отечественной войны значительно отличалась от довоенной. Важную роль сыграл фактор военного положения. Переход страны на военный режим обусловил значительное ужесточение форм и мер уголовной ответственности, осуществление судопроизводства в упрощённом порядке, вмешательство норм уголовного права даже в трудовые отношения. Установленные во время войны законы военного времени отразились и на уголовно-правом развитии страны в послевоенные годы.

УДК 358.119.1

А. Е. Пьянов

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

A. E. Pjanov

SOME FEATURES OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF ARMOURED ARMIES IN DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

В статье анализируются особенности развития бронетанковой техники в предвоенный и военный период как в СССР так и в Германии. Делаются выводы о достоинствах и недостатках отечественного и немецкого танкостроения. Рассматриваются особенности применения бронетанковых войск в годы ВОВ.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Вермахт, Красная Aрмия, бронетехника, история танкостроения.

In article features of development of armoured technics during the premilitary and military period both in the USSR and in Germany are analyzed. Conclusions about merits and demerits of domestic and German manufacture of tanks become. Features of application of armoured armies in days of the Great Patriotic War are considered.

Key words: The Great Patriotic War, Vermaht, Red Аrmy, an armour, history of manufacture of tanks.

Уровень развития бронетанковой техники в СССР и Германии был практически одинаковым. Нельзя сказать, что в целом чьи-то машины были однозначно лучше. На первом этапе Великой Отечественной войны танки СССР и Германии достаточно сильно отличались друг от друга, и связанно это было с разным подходом к проектированию машин конструкторскими коллективами двух стран. В Германии, где до войны была создана стройная теория применения бронетанковой техники, тактико-технические характеристики машин подгонялись под эту теорию. Главными характеристиками танка признавались: скорость, маневренность, уровень связи. Вооружению и бронезащите уделялось меньше внимания. Кроме того, танки

1Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.